сто в ленте что это
«Лента» замахнулась на малый формат и большие прибыли
Компания «Лента» заявила о наличии у нее стратегии завоевания рынка. В ход пойдут не столько «крупные соединения» — гипермаркеты, сколько небольшие подразделения — магазины в формате «у дома», которые компания начала открывать только в 2021 году
Мини, это супер
Сеть гипермаркетов «Лента» объявила о том, что компанией принята стратегия развития до 2025 года. Цели очень амбициозные: удвоение продаж до конца прогнозного периода, резкое увеличение торговых площадей и открытие магазинов малых форматов. Все это должно позволить сети стать «лидером российского продуктового ритейла на следующем этапе развития этого сектора», сообщает «Интерфакс».
Новые планы можно расценивать как результат появления примерно 2 года назад контролирующего собственника сети гипермаркетов. «Севергрупп» Алексея Мордашова, напоминает агентство «Интерфакс», весной 2019 года приобрела 42% «Ленты» у TPG и ЕБРР, а затем выкупала акции у миноритариев и в итоге довела свою долю до 78%. До появления «Севергрупп» в составе акционеров более половины акций компании находилось в свободном обращении. На основании стоимости сделок по их консолидации оценка компании составила 1,75 млрд долларов.
О новой стратегии «Ленты» было объявлено на дне инвестора 18 марта. Ранее в компании заявляли, что сеть будет прирастать на 150-200 тыс. кв. м ежегодно. Однако этот план претерпел изменения. Сейчас, отметил гендиректор компании Владимир Сорокин, компания собирается открывать и гипермаркеты, и супермаркеты, и магазины «у дома» — уже в текущем году планирует прибавить минимум 100 тыс. кв. м новых торговых площадей.
Причем основная часть будет приходиться на супермаркеты и магазины «у дома» — в формате «Лента мини». Такие магазины начали открываться именно в 2021 году. «Рассматривая покупательские миссии, мы выделили форматы торговли, которые были бы удобны нашим покупателям для удовлетворения их нужд. И если ты как ритейлер хочешь бороться за все миссии, иди ближе к своим клиентам, открывай магазины разных форматов и развивай онлайн. И мы планируем это делать, мы планируем продолжить экспансию магазинов меньшего формата: «Лента мини» и «Лента супер»», — отметил гендиректор «Ленты»
Впрочем, и формат гипермаркета забыт не будет. «Наши большие магазины — это уникальная инфраструктура для развития онлайна. Мы можем трансформировать их для развития омниканального предложения. Как? Отдать часть площади онлайну, тем самым создавая гибридные магазины-склады либо дарксторы», — сказала на дне инвестора директор по стратегии «Ленты» Анастасия Волохова.
Dark store, это «тёмный магазин», или магазина без покупателей. Согласно стратегии компании, путем развития всех заявленных форматов торговли, к 2025 году ее продажи должны достичь 1 трлн рублей по сравнению с 445 млрд рублей по итогам 2020 года.
Хорошо для акций
«Лента» долгое время была просто сетью крупных супермаркетов, поэтому серьезное обновление стратегии, особенно после смены состава учредителей, более чем логично, считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. И развитие сетей как гипермаркетов и магазинов у дома, так и системы дарксторов полностью отвечает веяниям времени — продуктовые покупки постепенно переходят в онлайн.
Еще один момент, который может помочь компании в развитии, — большая вакантность площадей под гипермаркеты, вызванная пандемией, считает аналитик. Многие крупные ритейлеры, как продовольственные, так и непродовольственные, были вынуждены сокращать издержки в прошедшем году и закрывать большие магазины. Необходимость собственников таких помещений в постоянном денежном потоке сыграет на руку компании — с ними будет проще договариваться. К тому же, развивая сеть гипермаркетов, можно серьезно сократить время на доставку, что также будет хорошим плюсом.
Формат «магазинов у дома» представлен всеми ведущими игроками рынка, но обилие таких точек продаж еще не значит, что у формата исчерпан потенциал или что конкуренция настолько большая, что сюда лучше не заходить. Это формат магазинов, который будет актуален всегда и места в этом сегменте рынка для «Ленты» есть однозначно. К тому же цены на продукты не сильно отличаются от тех же «Дикси», «Магнита», «Пятерочки». Значит, считает Алексей Кричевский, у этих супермаркетов в скором времени появится конкурент, что будет делать их только лучше.
Если отталкиваться от всех этих тезисов, увеличение продаж до 1 трлн рублей к 2025 году с текущих 445 миллиардов кажется вполне реальным, а увеличение площадей магазинов на 1,5 млн. кв. м. — это необходимость для развития и извлечения такой прибыли, что также положительно скажется на финансовом состоянии компании в будущем.
Маловероятно, говорит эксперт, что выплаты дивидендов начнутся раньше 2023 года — ближайшее время компания будет тратить средства на инвестиции в новые форматы и проекты. Но уже за 2022 год можно ждать может и небольших, но выплат акционерам, прогнозирует он. Замораживание дивидендов на более долгий срок оттолкнет от компании долгосрочных консервативных частных инвесторов, ориентирующихся на реинвестирования прибыли. Поэтому вряд ли «Лента» будет тянуть с выплатами дольше.
Сейчас акции компании торгуются примерно по 260 рублей за штуку. На горизонте года-двух они могут легко подняться до 300-320 рублей за акцию, но, уверен Алексей Кричевский, многое будет зависеть от реализации новой стратегии, а также от конъюнктуры рынка продуктового ритейла. А именно: какой его процент по итогам текущего года займет доставка? Чем он будет больше, тем сложнее будет рассчитывать на дивиденды и быстрый рост капитализации компании, поскольку возникнет необходимость в быстром агрессивном развитии.
Вообще, указывает, в свою очередь, главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов, многоформатность — это устойчивый тренд, который диктует ритейлерам новая экономическая реальность. Как правильно признали в «Ленте», эра высокоприбыльных гипермаркетов переживает не самые лучшие времена, поэтому сейчас наиболее правильный шаг направить инвестиции в сторону формирования сильного блока магазинов у дома в формате мини-супермаркетов, стандартных супермаркетов и жестких дискаунтеров.
При этом «Лента» активно развивает онлайн продажи с развитой системой доставки, что в период пандемии позволило получить хорошую выручку от этого направления. Между тем, «Лента» по-прежнему остается лидером рынка по уровню развития гипермаркетов, говорит аналитик, и в компании не собираются полностью смещать акценты с этого сегмента — они продолжат развиваться, но со сравнительно небольшим процентом прироста в год. Гипермаркеты «Ленты» в данном случае являются малоуязвимыми, поскольку, как там планируют, если покупательский интерес будет окончательно переходить в онлайн и в сегменты «у дома», большие площади можно будет оперативно переориентировать в дарксторы для обеспечения качественной логистики заказов.
Конечно, признает эксперт, планы «Ленты» по двукратному приросту площадей с 1,52 до свыше 3 млн кв. м можно оценивать как весьма амбициозные. Тем более что предыдущие планы из стратегии, озвученной в 2018 году, она реализовала не полностью, а 2020 год и вовсе заставил смещать приоритеты. Соответственно, соглашаться с таким прогнозом мы бы не торопились, говорит он.
У компании 1,4 млн кв. м торговых площадей приходится на гипермаркеты, это 254 торговых помещения. И только 117,8 тыс. кв. м, или 139 помещений заняты супермаркетами. И очевидно, считает Алексей Антонов, что на фоне такого агрессивного роста лидеров рынка сегмента «у дома», как X5 и «Магнит», «Лента» будет стремиться подвинуть конкурентов за счет усиленного открытия новых небольших магазинов и традиционных поглощений менее слабых игроков. Учитывая такую высокую конкуренцию в регионах присутствия и наличия определенного процента местных торговых сетей, можно ожидать, что «Лента» должна будет усиливать программу лояльности и значительно вкладываться в развитие экспансии, что скажется на финансовых результатах в первые годы реализации стратегии.
В целом компания развивается более чем гармонично, уверен аналитик. Анонсированные планы по дивидендам на 2022 год, по его словам, должны подстегнуть аппетиты инвесторов, при успешной реализации целей даже на 70-80% компания вполне может приблизиться по количественному присутствию и финрезультатам к основным лидерам рынка. Но, полагает Алексей Антонов, компания вряд ли сможет вырваться на первое или второе место среди продуктового ритейла. С другой стороны, сейчас гораздо важнее сделать хороший задел по развитию и количественному приросту магазинов нового формата, считает он.
Обзор «Ленты»: продуктовый ретейлер с большими амбициями
«Лента» (MCX, LSE: LNTA) — продуктовая розничная сеть, крупнейший оператор гипермаркетов в России с постоянно растущей долей на этом рынке. Компанию основали в 1993 году в Санкт-Петербурге.
О компании
К концу 1 квартала 2021 года сеть включала в себя 254 гипермаркета в 89 городах страны и 140 супермаркетов в Москве, Санкт-Петербурге, Сибири, Центральном регионе и на Урале. Компания понемногу наращивает количество как гипермаркетов, так и супермаркетов, примерно три четверти общей площади торговых помещений находится у нее в собственности. Также у компании есть 13 распределительных центров и собственная логистическая инфраструктура.
Выручка неплохо диверсифицирована по регионам присутствия — только у Санкт-Петербурга и Ленинградской области доля немногим более 20%.
У «Ленты» обширная программа лояльности: около 16 млн участников, 97% покупок — это покупки с использованием карт лояльности, что помогает компании понимать потребности своих клиентов, использовать технологии больших данных для аналитики и формирования персональных предложений.
Еще компания довольно активно развивает собственные торговые марки (СТМ). Это 13 продовольственных и непродовольственных брендов во всех ценовых категориях: «365 дней», Dolce Albero, Little Times, Home Club и другие. По итогам 2020 года доля СТМ в розничных продажах достигла 14,7%.
Как и другие компании, «Лента» стала активно развивать онлайн-продажи с возможностью самовывоза или доставки собственной службой экспресс-доставки «Ленточка» или службами партнеров.
Выручка крупнейших продуктовых ретейлеров России в 2020 году, млрд рублей
X5 Retail Group: «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик» | 1973 |
«Магнит» | 1510 |
«ДКБР Мега ритейл групп лимитед»: «Дикси», «Бристоль», «Красное и белое», «Виктория», «Мегамарт», «Первым делом» | 950 |
«Лента» | 438 |
«Ашан ритейл Россия» | 255 |
Metro Cash & Carry | 204 |
«Светофор» | 189 |
ГК «Окей»: «Окей», «Да!» | 173 |
Источник: финансовые данные компаний, оценка InfoLine
Доля компании на рынке гипермаркетов по годам
Количество магазинов компании по типам по годам
Гипермаркеты | Супермаркеты | |
---|---|---|
2017 | 231 | 97 |
2018 | 244 | 135 |
2019 | 249 | 131 |
2020 | 254 | 139 |
2021 | 254 | 140 |
Доля выручки компании по регионам за 1 квартал 2021 года
Санкт-Петербург и Ленинградская область | 21,5% |
Сибирь | 18,0% |
Поволжье | 13,0% |
Москва и Московская область | 12,3% |
Южный регион | 11,9% |
Урал | 10,0% |
Центральный регион | 7,6% |
Северо-Западный регион | 5,7% |
Смена владельца и ее последствия
В 2019 году произошло очень важное событие для компании: сменился ее контролирующий акционер. Им стал «Севергрупп» богатейшего россиянина Алексея Мордашова, в активы которого входят значительные доли в металлурге «Северстали», туристической компании TUI, «Утконосе» и многих других компаниях.
Естественно, при новом владельце в компании произошло множество изменений. Значительно изменились составы совета директоров и правления: теперь там много людей с опытом работы в «Севергруппе» и «Северстали». Сменился генеральный директор — им стал Владимир Сорокин, до этого работавший заместителем главы «Магнита», а еще раньше руководивший сетью «Перекресток».
Изменилась регистрация компании с Британских Виргинских Островов на Кипр, затем произвели редомициляцию на остров Октябрьский в Калининградской области, которая повлечет за собой делистинг с Мосбиржи депозитарных расписок компании в пользу ее акций. Это техническая процедура, которая не должна вызывать у инвесторов беспокойства, тем более что депозитарные расписки компании продолжат торговаться на Лондонской фондовой бирже.
Как победить выгорание
Компания опубликовала новую стратегию с амбициозными планами роста выручки в 2 раза — до триллиона рублей — к 2025 году. Достичь ее планируется за счет активного развития магазинов формата «у дома», покупки конкурентов и развития онлайн-направления. «Лента» указывает примеры многих европейских стран, где рынок продуктового ретейла достаточно консолидирован: доля пяти крупнейших игроков превышает 50%, а то и 70% рынка. В России же по итогам 2020 года этот показатель составлял всего лишь 30%. Компания прогнозирует рост этой доли до 40% к 2025 году и планирует в этом активно поучаствовать.
В январе 2021 года «Лента» запустила тестовые магазины-дискаунтеры под брендом «365+». Еще компания активно начала заключать сделки M&A: гипермаркет «Карусель» в Московской области, сеть «Семья» в Пермском крае и Billa в Московском регионе. Также «Лента» объединила некоторые бизнес-функции, в частности закупки, с сестринским бизнесом — «Утконосом».
Структура акционерного капитала компании
«Севергрупп» | 77,99% |
Квазиказначейские акции | 0,93% |
Директора и менеджмент | 0,04% |
Free float | 21,04% |
Финансовые показатели
Выручка «Ленты» стабильно растет, чего не скажешь о чистой прибыли: она довольно волатильна, а в 2019 году компания даже скатывалась в убытки. При этом чистый долг в последние годы удерживается примерно в одном диапазоне.
Структура выручки очень ясно показывает, что основной бизнес «Ленты» — это гипермаркеты: на них приходится 90% выручки.
Финансовые показатели компании, млрд рублей
Выручка | Чистая прибыль | Чистый долг | |
---|---|---|---|
2017 | 365,2 | 13,3 | 92,8 |
2018 | 413,6 | 11,8 | 93,3 |
2019 | 417,5 | −2,8 | 77,1 |
2020 | 445,5 | 16,5 | 91,6 |
2021 | 218,1 | 5,1 | 93,7 |
Выручка по сегментам бизнеса за 1 квартал 2021 года
Почему акции могут вырасти
Растущая компания. Бизнес «Ленты» рос постепенно в последние годы, а теперь компания планирует расти значительно интенсивнее. Если все получится, то ее выручка вырастет в два раза за несколько ближайших лет, что будет фундаментальным драйвером для роста котировок акций.
Защитный сектор. Продуктовый ретейл — традиционно защитный сектор, так как торгует товарами первой необходимости. Именно поэтому его представители — очевидные кандидаты на включение в консервативные части портфелей инвесторов. Сейчас же спрос на защитные бумаги может еще усилиться: из-за возросшей инфляции рост процентных ставок в России уже начался, он может начаться и на Западе, а это, в свою очередь, может спровоцировать коррекцию на фондовых рынках.
Возможно, из-за этих ожиданий инвесторы будут охотнее вкладываться в компании из защитных секторов.
Возможное начало выплаты дивидендов. Компания планирует в 2021 году утвердить дивидендную политику, а с 2022 года начать выплаты. В России особенно любят дивиденды, так что их появление может сделать «Ленту» значительно более привлекательной для инвесторов.
Почему акции могут упасть
Специфика сектора. Продуктовый ретейл — это не быстрорастущий сектор, он очень завязан на уровне доходов населения, а он в последнее время, к сожалению, падает. При этом сектор крайне конкурентен: на рынке огромное количество как традиционных игроков, так и фактически ИТ-компаний, занимающихся цифровизацией этой сферы: Ozon, Wildberries, «Яндекс». А чем выше конкуренция, тем больше затрат и меньше прибыли.
На фоне падающих доходов населения и растущей инфляции правительство пытается регулировать цены на продукты, что вряд ли выгодно ретейлерам: в декабре 2020 года подписали ряд постановлений для стабилизации цен на продукты, в июле 2021 начались дискуссии о снижении наценок на товары первой необходимости, а конкуренту «Ленты» «Магниту» в рамках одобрения сделки по консолидации «Дикси» предписали целый год делать нулевую наценку на несколько основных продуктов питания.
Проблемы гипермаркетов. В обзоре «Окея» мы уже подробно говорили о том, что гипермаркеты — это несколько увядающий формат ретейла в России, сейчас все популярнее магазины «у дома» и дискаунтеры. При этом гипермаркеты — это основа бизнеса «Ленты», так что компания в некотором роде плывет против течения. И хотя у нее это скорее получается, дается это непросто.
Отсутствие дивидендов. Компания планирует начать платить дивиденды, но пока она их не платила ни разу за всю свою публичную историю, что отличает ее не в лучшую сторону от публичных конкурентов по сектору.
Потенциальные проблемы роста. Компания планирует активно расти — как открывая новые магазины и развивая онлайн-сегмент, так и скупая конкурентов. Но на все это нужны деньги — и много. А вариантов, где их взять, ограниченное количество. Скорее всего, компания будет увеличивать долг — а он и так немаленький — и потом его придется обслуживать и выплачивать. Возможно, компания прибегнет к допэмиссии акций, что тоже не очень хорошо для акционеров, так как их доля в бизнесе размоется.
Лента пишет, как к Новому году в Томске жгут Ленты
В Томске второй раз за неделю загорелся гипермаркет «Лента». На этот раз огонь возник в магазине на улице Пушкина. В региональном главке МЧС отметили, что из здания были эвакуированы около 650 человек. Об этом сообщает ТАСС.
Отмечается, что возгорание произошло в отделе по продаже пиротехнических изделий. Площадь пожара составила 20 квадратных метров, в настоящий момент огонь полностью ликвидирован. «В общей сложности из здания эвакуировались около 500 посетителей и около 150 человек персонала», — сообщили в ведомстве.
В ГУ МЧС по Томской области также добавили, что в результате инцидента никто не пострадал.
Это уже второй пожар на этой неделе в гипермаркетах сети в Томске. 21 декабря произошел поджог гипермаркета «Лента» на улице Елизаровых. На записи из помещения магазина видно, что мужчина разбрызгал легковоспламеняющуюся жидкость в отделе с фейерверками, устроил поджог и ушел домой. Позднее он признался в содеянном матери, вскоре его задержали по месту жительства. Подозреваемым оказался местный житель 1988 года рождения, которого ранее уже привлекали к уголовной ответственности по подозрению в поджоге гипермаркета.
Персонал и посетителей магазина удалось эвакуировать, пострадавших не было. Кроме того, было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 167 УК РФ («Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества»). Подозреваемого арестовали на два месяца.
Как работает гипермаркет. Особенности работы и построения карьеры в торговой сети “ЛЕНТА”
Компания ЛЕНТА начала свою деятельность еще в далеком 1993 году в Санкт-Петербурге. Сначала это были всего два магазина. Но прошло каких-то 20 лет, и эту компанию знают абсолютно все, так как ЛЕНТА занимается розничной торговлей и каждый день удовлетворяет спрос населения на продукты питания и прочие товары. На данный момент компании принадлежат 195 гипермаркетов и 50 супермаркетов по всей России, и с каждым годом их число растет.
Компания Лента — довольно-таки серьезный работодатель, который не сдает свои позиции на рынке труда долгие годы, предоставляя рабочие места гражданам России. В настоящий момент в компании трудятся более 50 тыс. человек, оборот компании составляет более 400 млрд. руб. Именно поэтому Reconomica попросила об интервью одну из сотрудниц продуктового гиганта. Из данного отзыва вы узнате, хороший ли это работодатель, сколько получают сотрудники, есть ли в компании реальный карьерный рост и стоит ли идти туда работать.
Несколько слов про мою работу в Ленте
Добрый всем день! Меня зовут Жданова М. Е. Мне 29 лет, из которых 9 лет я работаю в компании ООО «ЛЕНТА», о которой и хочу рассказать всем интересующимся данным работодателем.
Придя в компанию, я была удивлена, что абсолютно все обращались друг к другу по имени, будь то директор или обычный продавец, хотя во многих других организациях такого нет, мне показалось, что, обращение к начальнику по имени немного сближает, дает какое-то спокойствие и изменяет настрой к работе.
«Лента» — российская сеть гипермаркетов. Управляется компанией «Lenta Ltd».
Практика
На время практики меня трудоустроили по временному договору, чтобы я в любой момент могла уйти. Все в компании работают по часовой ставке, зарплата зависит от количества отработанных часов за месяц, плюс выполнение показателей. Зарплата белая. На тот момент я пришла на ставку по 51 руб. в час. Для 2008 года это была довольно таки неплохая зарплата для младшего специалиста, тем более, для студента.
Отработав необходимые часы по практике, и получив хорошую (на тот момент) зарплату, я захотела остаться — и меня взяли. Сначала, побеседовав с менеджером по персоналу о том, что мне придется совмещать учебу на очном и работу, я решила выбрать себе работу в ночную смену.
Гипермаркет работает круглосуточно, поэтому смены были как дневные, так и ночные. Ночные смены оплачивали вдвойне, и это неплохо.
Правда, для продавцов и другого младшего персонала смена длилась 12 часов, из которых 1 час давался на перерыв. Руководители секции и другая администрация работали по пятидневке, по 8 часов.
О внутреннем распорядке
В магазине были жесткие правила, которые требовалось выполнять. К ним относились: запрет разговоров по телефону в торговом зале, ограниченное количество перерывов на «перекур», обязательное наличие на перерыве бейджика о перерыве, запрет на покупку продуктов в магазине. Выходить за кассовую зону тоже нельзя. Конечно, я не говорю о краже и тому подобном.
В гипермаркете имелась собственная столовая, где сотрудников кормили бесплатно, предоставляя разнообразное меню (несколько супов, несколько вторых блюд). Обеденный перерыв делился на две части: обед и полдник (и в ночь тоже).
Заключив трудовой договор, я имела массу плюсов от компании: это бесплатное питание, оплата больничного листа, полис ОМС и ДМС (в который на тот момент входил даже врач-стоматолог), оплачиваемый отпуск по 2 недели в год, а также выслуга лет, то есть поощрение сотрудников за годы работы в компании. За один год доплата 1000 руб, за 3 года – 2000 руб, за 5 лет — 3000 рублей, данное стимулирование действует только у младшего персонала (продавцы, повара, фасовщики, электромеханики, кладовщики…).
Что делает продавец-логист
Устроилась я продавцом-логистом в отдел овощей и фруктов.
Должность продавец-логист включает в себя: выкладку товара в торговом зале, работу с ценниками, уборку в отведенном отделе (мытье оборудования), фасовку товара, перестикеровку товара с наклеенными ранее ценниками после переоценки, в ночь — подсчет циклических инвентаризаций (если нет заместителя руководителя, ведь именно он — ответственный за это).
За что компания штрафует и премирует сотрудников
Самое ответственное в работе продавца — это контроль за актуальными ценниками, если ценник неверен и покупатель купил по неверному ценнику, разницу отдает ответственный продавец со своего кармана.
Поэтому лучше всего к смене ценников подходить внимательно. Также продавец платит за просроченный товар, который нашел руководитель, либо зам. руководителя. Многие скажут, что это неправильно, но я считаю, что каждый человек должен подходить к своей работе серьезно и чувствовать ответственность за свои действия.
Работа — нелегкий труд.
Также в магазине раз в три месяца проходила проверка качества. Т.е. приходил специалист от компании с проверкой в магазин. Проверял абсолютно все: от качества товара, до наличия дезинфицирующей жидкости на фасовке.
Планограммы — это выкладка товара по правилам компании, которая прописывала каждому товару свое место в торговом зале и на полке. В принципе, получить полную зарплату вместе с премией — реально, если прилагать все усилия для этого, а не надеяться на кого-то.
На тот момент, работая продавцом-логистом, можно было спокойно заработать 20 т. рублей, а бывало и больше.
О трудностях в работе
В общем, все, вроде бы, как и легко и просто, но, к сожалению, это только кажется.
Фрукты — это скоропорт, поэтому каждый день приходилось все перебирать, хорошие — от плохих, все, что можно продать — от брака, который либо списывался, либо возвращался поставщику.
Коробки с фруктами и мешки с овощами ужасно тяжелые, и если в смену не было в отделе мужчины, то всей выкладкой занимались девочки. Электрохли (аппараты для перевозки паллет в магазине) у нас отсутствовали, так как ими имели право управлять только люди с корочками электропогрузчика (на который обучали, отправляя сотрудников на курсы), нам давали ручные рохли, которыми мы и перевозили тяжелые коробки, ящики и мешки. Но меня работа не пугала, а наоборот начала затягивать, и скоро я уже привыкла к такому объему.
Самые тяжелые дни — это были праздничные, особенно Новый год, когда с полок хватали все подряд и когда продавцы реально не успевали все вывозить и выкладывать по своим местам, а про переборку — это совсем другая тема.
С чем приходится сталкиваться сотруднику гипермаркета
Конечно же, работая в большом магазине, было много интересных случаев, плохих и хороших, смешных и не очень.
Общение с покупателями
Например, один раз на Новый год. Я раскладывала огромный паллет с яблоками в торговом зале, и ко мне подошел мужчина и попросил вынести из подсобки ящик винограда, так как на витрине он закончился. Я отказала, потому что работы было очень много и отвлекаться от поставленной задачи мне не хотелось. Но он очень просил, я решила все-таки помочь и пошла за виноградом. Когда я пришла с ящиком ягод обратно в зал, то была в шоке: мужчина выложил весь паллет яблок за меня. И, улыбаясь, стоял и ждал меня. Конечно же, я была очень удивлена и рада. Я помогла ему, а он — мне. Такое, конечно же, бывает редко, но бывает.
Неприятности тоже происходят
Другой случай был не очень хороший. Когда я снова выкладывала товар, ко мне подошел мужчина и схватил меня за руку в грубой форме, повел к ценнику, который, по его мнению, не соответствовал действительности. Он себя вел очень некрасиво и постоянно кричал, указывая пальцем в ценник, тряся меня за руку. К моей радости, конфликт был улажен, но в памяти почему-то это осталось.
Повышение квалификации и карьерная лестница
Помимо работы компания предлагает бесплатное обучение своих сотрудников, в котором говорится о ценностях компании и её миссии, как проводить инвентаризации и общаться с покупателями, как правильно выкладывать товар и как работать со считывающими устройствами.
Секции обучения были очень увлекательные, иногда они проводились как раз после ночных смен, сидеть на них было очень тяжело, но терпимо.
Для повышения по должности необходимо сдать тесты на уровень знаний и логику. Тест мной был сдан, и мне предложили должность заместителя руководителя отдела овощей и фруктов.
Зарплата менеджера в Ленте
Работа была интересная, приходилось общаться с поставщиками, делать возвраты, контролировать и руководить продавцами, проводить инвентаризации и списания, а самое главное, замещать руководителя, когда тот в отпуске или на больничном. Самое хорошее, что меня «согревало», это мысли о повышении до руководителя.
Про заместительство
Во время отсутствия руководителя я делала заказы, контролировала работу секции, работала с поставщиками и еще много чего. И был один минус: доплата за работу руководителя была смешная (1300-1500 руб.), хотя ответственность — ого-го. Постоянно наседало начальство: замдиректора и директор. За отсутствие какого-либо товара делали выговор, но это работа, поэтому никакой обиды не было.
Помимо рабочих обязанностей, необходимо было проводить собеседование с кандидатами в продавцы. Скажу честно, люди шли абсолютно неподготовленные и сильно разочаровывались в компании, так как не думали, что работа в ней очень тяжелая морально и физически.
На собеседовании говорили, что не боятся трудностей, но по факту все наоборот — даже мужчины, проработав некоторое время, увольнялись, так как не могли справиться с ритмом магазина.
Нужен ли для карьеры диплом и как компания относится к уходщим в декрет сотрудницам
В настоящее время я нахожусь в декрете, ушла в должности заместителя руководителя секции.
По уходу мне намекнули, что если по приходу мест не будет, то, возможно, опять придется вернуться в продавцы. Я, конечно, работы не боюсь, но все, к чему я шла все эти годы — все снова отдалилось назад. Но я не расстраиваюсь, ведь с каждым годом компания строит новые магазины, где нужны сотрудники, там я и буду пытаться получить повышение.
Есть один минус в карьере, жирный минус — это то, что на твой диплом торгового института никто не смотрит. Или закрывают глаза. Все решает опыт!
Тяжелые времена
Потом наступил кризис, и должности стали убирать, тем самым, оставляя вместо четырех замдиректоров, всего двух. Секции тоже совместили, а руководителей уволили. Люди побежали. Обед в столовой стал платный (25 руб.), хотя это и не деньги за полноценный обед, но все же. Полис ДМС с каждым годом урезали. Например, раньше продавцу можно было вылечить полностью у стоматолога все зубы, сейчас же стоматолог в ДМС продавца не входит.
Для привлечения сотрудников в компанию, руководство придумало акцию: «приведи друга — получи 500 руб.», но это в том случае, если друг отработал испытательный срок и работает на постоянной основе. Это смешные деньги. Например, в «Шоколаднице» по такой же акции платят 3000 рублей.
Еще руководство придумало формат обучения «Наставничество». Сотрудники обучаются быть наставниками для новичков и получают премию, если их протеже остается работать.
О приятных мелочах
Также в магазине проходят всякие конкурсы на поощрение сотрудников, которым дарятся грамоты, подарочные карты и многое другое.
Общее мнение о компании. Плюсы и минусы работы в Ленте
Подведу итог. Работать в такой компании, где есть множество требований и ответственность — нелегко, но можно.
Нужно именно работать, а не просто ходить на работу. Много людей уходит, не отработав и испытательный срок, многим тяжело физически, многим не нравится. В основном, я считаю, работа продавцом нацелена на студентов, которым нужны деньги. Остальные считают эту работу малооплачиваемой (в настоящий момент можно заработать максимум 25 тысяч.
Но где минусы — там и плюсы. Зарплату никогда не задерживают и выплачивают честно. Хороший коллектив, понимающее руководство, карьерный рост. Все зависит только от человека.
Зная всю подноготную, скажу честно, я бы устроилась на работу в эту компанию, так как считаю, что в каждой работе есть плюсы и минусы, и трудно везде, а не только в торговле. И если человек подходит к своей работе ответственно, то карьерный рост ему обеспечен. С должности продавца можно дорасти и до директора. Все реально. Главное — цель и желание.
Всем желающим, кто захочет попробовать построить карьеру в компании Лента, я желаю удачи, ведь главное — желание! В жизни ничего просто так не дается, все надо зарабатывать.