стихи тютчева чему учат
В помощь школьнику. 10 класс. Лирика Ф. И. Тютчева (1803–1873)
2-я неделя ноября. В противоположность своему современнику Фету, писавшему в основном о любви, о природе и изредка — о вдохновении, Ф.И. Тютчев прославился как автор философских стихов
Текст: Ольга Разумихина
Фёдор Иванович Тютчев — ещё одна крайне интересная и противоречивая фигура (хотя есть ли среди русских классиков другие?). Парадоксальность эта — в том, что Тютчев никогда не считал себя «профессиональным» поэтом. Хотя писал он много, долго и упорно и даже в последние дни жизни, уже тяжело больной, надиктовывал дочери рифмованные строки — политическая карьера и, будем честны, хитросплетения личной жизни всегда занимали его куда больше, чем публикация в литературных журналах или дебаты с собратьями по перу. Так, записав стихотворение, он часто забывал листок в столе и находил его спустя несколько месяцев (если вообще находил). Вот что подметил, рассуждая о характере Тютчева, филолог-русист А. Л. Осповат:
Течение русской литературы подчиняется цикличности: эпоха прозы, эпоха поэзии, эпоха прозы и так далее. Это с целым рядом исключений более-менее можно считать законом. Тютчев начинал в эпоху поэзии. 1830–1840-е годы – это эпоха прозы, когда после смерти Лермонтова Белинский пишет, что любая средняя проза гораздо лучше любой хорошей поэзии. Тютчев в этот момент делает очень важный биографический жест, почти незамеченный. С ним беседует один из русских, оказавшихся в Мюнхене. И в журнале «Ойропа», публикуя свой материал, этот русский пишет: «В частности, с Шеллингом общался русский поэт Тютчев». Высказывание «русский поэт» — это Тютчева привело в какую-то такую немереную ажитацию. И он устроил скандал. Он не считал себя русским поэтом. Не в том дело, что русским, а вообще поэтом. Он считал себя дилетантом.
В чём причина такого подхода? Был ли Тютчев солидарен с Белинским — и считал, что поэзия в его век вряд ли кому-то будет интересна? Или же, отказываясь от звания поэта, как бы «предупреждал» нападки критиков: мол, вы меня, конечно, ругайте, но я же сразу сказал, что я не поэт? Или просто он не любил и не ценил собственные творческие порывы так, как ценил их тот же Фет, и считал сочинительство — не вообще, а для себя — всего лишь увлечением?
Но если так, тогда почему Тютчев, ещё будучи юношей, с таким рвением учил древнегреческую и древнеримскую поэзию, переводил оды Горация, а потом поступил в Московский университет на словесное отделение? Почему каждой женщине, в которую влюблялся (а таких роковых встреч в его жизни было о-о-очень много), посвящал проникновенные стихи? Почему в конце 1840-х гг. вступил в кружок Белинского и с энтузиазмом беседовал с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым?
Краткая биография
По роду занятий Ф. И. Тютчев был дипломатом — совсем как А. С. Грибоедов, автор комедии «Горе от ума». Но если последний прослужил недолго и, к большому сожалению, погиб в расцвете лет при разгроме российского посольства в Тегеране, то Фёдору Ивановичу повезло больше. В 1821 году — то есть уже в 18 лет — он, поступив в Государственную коллегию иностранных дел, отправился в качестве дипломата в Германию: там он вёл политическую разведку, знакомясь на приёмах и балах с влиятельными людьми и разузнавая, что они думают о тех или иных событиях в России. Служба его шла не сказать чтобы очень гладко; иногда начальство относилось к нему предвзято, а иногда и сам Тютчев не отличался обязательностью. Так, в 1839 г. он самовольно покинул пост и «отлучился» в Швейцарию, чтобы обвенчаться со второй супругой — Эрнестиной Дёрнберг, за что был лишён почётного звания камергера и, в общем-то, остался без работы.
Окончательно вернулся в Россию Тютчев, впрочем, лишь спустя двадцать с лишним лет — в 1844 году. Здесь его назначили старшим цензором в Министерстве иностранных дел. Другими словами, он решал, что можно переводить и публиковать в России, а что — не стоит. Да-да, именно он добился того, чтобы отечественный читатель наконец познакомился с «Собором Парижской Богоматери», «Тремя мушкетёрами» и «Приключениями Оливера Твиста».
И всё же Федора Ивановича Тютчева запомнили не как политика, цензора или светского льва, а как поэта. И, надо сказать, совершенно справедливо: стихи у него прекрасные — хотя и, как замечали многие критики, слишком уж депрессивные.
Мысль изречённая есть ложь
Одно из самых знаменитых стихотворений Тютчева называется «Silentium!», в переводе с латыни — «Молчание!» (1830). Вот оно:
Несмотря на обилие «книжных» слов («безмолвно», «изречённая», «возмутишь» — не в смысле «разозлишь», а скорее «разбудишь», «разбередишь»), эпитетов и метафор, мысль лирического героя, в принципе, понятна. Не мечтай о взаимопонимании. Нет в мире истинной любви и дружбы — и не потому, что люди плохие, а потому, что душевное родство невозможно в принципе.
Это стихотворение можно было бы счесть чем-то вроде насмешки или пародии, но не будем торопиться с выводами и прочтём ещё один текст Тютчева, не менее знаменитый, — «Певучесть есть в морских волнах. » (1865). Это стихотворение предварено эпиграфом «Est in arundineis modulatio musica ripis», что (опять же в переводе с латыни) означает: «Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках».
Удивительно: та же самая мысль, но ещё более глобальная! Теперь, оказывается, человек — существо, которое не может не то что построить гармоничные отношения с ближним, но также и уютно «обустроиться» на земле. Каждый из нас, утверждает лирический герой Тютчева, всю жизнь ищет гармонии, любви, надежды — но никогда этого не достигнет. Хорошо было бы родиться каким-нибудь зверьком или даже «прибрежным камышом», ведь животные и растения не бьются над неразрешимыми философскими вопросами… Так что же, родиться человеком — это вовсе не щедрый дар, а, напротив, кара небес? Герой напрямую такого не говорит, но с каждой строфой всё больше склоняется к этому варианту.
Из-за подобных настроений, присущих большинству стихотворений Тютчева, советские литературоведы обвиняли его в «тотальном отрицании». Так что в СССР, где каждый гражданин должен был стремиться к светлому будущему, его поэзию, мягко говоря, не любили. И, хотя времена изменились и Тютчева сейчас читают больше, томик стихов Фёдора Ивановича — не та книга, к которой хочется обратиться в трудные минуты жизни.
Главную тютчевскую тенденцию — во всём видеть обречённость, бессмысленность — метко охарактеризовал современный литературовед Д. Л. Быков в статье «Вместо жизни»:
Отчаяние человека убеждённого, одаренного и деятельного, рано или поздно обречённого опустить руки, — вот ещё одна подспудная тютчевская тема, тема его политической лирики, о которой надо бы сказать особо. В России вообще очень мало поэтов, у которых бы эта политическая лирика в самом деле наличествовала: говорю сейчас, конечно, не о поденщине, не о маяковских «агитезах» (были среди них и вполне искренние, в основном ранние ), не о рифмованной газетной публицистике, а о поэзии подлинной, серьёзной, для себя.
Пушкин главным образом размышляет над историей, ища оправдания зверствам и не находя, хоть и любуясь порой масштабом битв и злодейством злодеев; Некрасов надрывно сострадает несчастным и проклинает себя за малодушие; да вот и все, пожалуй. Тютчев — единственный, у кого политической лирики больше, чем любовной; и стихи все исповедальные, горькие, трагические, в большинстве своём не рассчитанные на публичное чтение. Политика была для него такой же страстью, как и поэзия, и философия, и влюблённость; за несколько часов до смерти, очнувшись от забытья, он спросил: «Какие последние политические известия?» Но и политика приобретает у него то же экзистенциальное, трагическое измерение — поскольку речь идёт опять-таки о тщете, о бессмысленности любых усилий: «Ты долго ль будешь за туманом скрываться, Русская звезда, / Или оптическим обманом ты распылишься навсегда?»
В доказательство этой мысли Д. Л. Быков приводит ещё одно стихотворение Тютчева — менее известное, но на редкость показательное, называется «Два голоса»:
О чём это? О каком-то конкретном историческом событии? Нет, о жизни — в самом широком понимании этого слова. Каждый день мы боремся с искушениями, унынием, с непониманием окружающих и самими собой. Победителем из этого сражения не выйдет никто, но и опускать руки нельзя.
Даже в любовной поэзии, подмечает всё тот же Быков, лирический герой Тютчева не позволяет себе оптимизма. Так, стихотворение «О, как убийственно мы любим!» написано от лица человека, который измучил свою любимую подозрениями, претензиями, невниманием. Вот отрывок из этого произведения:
Конечно, у Тютчева есть и более оптимистичные стихотворения, такие как «Я встретил вас — и всё былое» (переосмысление знаменитого произведения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. »), «Полдень» или хотя бы знаменитое «Есть в осени первоначальной. ». Наверное, потому-то именно эти произведения проходят в школе. Программа по литературе и так не слишком оптимистична, а у 10-го класса — тем более: чего стоит только «Гроза» Островского или «Преступление и наказание» Достоевского. Так зачем же лишний раз расстраивать бедного школьника?
Чему учат стихи Тютчева?)
Ответ:
Итог можно подвести так, что правда, гордость как эгоизм совершенно не приносит счастья, а наоборот даже страдание, как и самому человеку так и окружающим. Такие люди не ценят никого, это очень плохое качество, не приносящие пользу никому. Надо стараться держаться подальше от таких людей и при этом помнить и не завышать свою гордыню.
Объяснение:
2)В день храмового праздника в дом Троекурова съезжаются гости. За обедом речь заходит о Дубровском. Один из гостей, помещик по имени Антон Пафнутьич Спицын, признается, что он в своё время дал в суде ложные показания против Дубровского в пользу Кирилы Петровича. Одна дама сообщает, что неделю назад Дубровский обедал у неё, и рассказывает историю о том, что ее приказчик, посланный на почту с письмом и 2000 рублей для ее сына, гвардейского офицера, вернулся и сообщил, что его ограбил Дубровский, но был уличён во лжи человеком, приехавшим к ней в гости и назвавшимся бывшим сослуживцем ее покойного мужа. Вызванный приказчик рассказывает, что Дубровский действительно остановил его по дороге на почту, но, прочитав письмо матери к сыну, не стал грабить. Деньги отыскались в сундуке у приказчика. Дама считает, что человек, выдавший себя за друга ее мужа, был сам Дубровский. Но по ее описаниям у неё был человек лет 35, а Троекурову доподлинно известно, что Дубровскому 23 года. Этот факт подтверждает и новый исправник, обедающий у Троекурова.
Праздник в доме Троекурова завершается балом, на котором танцует и учитель. После ужина Антон Пафнутьич, имеющий при себе большую сумму денег, изъявляет желание ночевать в одной комнате с Дефоржем, так как он уже знает о храбрости француза и надеется на его защиту в случае нападения разбойников. Учитель отвечает согласием на просьбу Антона Пафнутьича. Ночью помещик чувствует, как кто-то пытается забрать у него деньги, спрятанные в мешке на груди. Открыв глаза, он видит, что над ним стоит Дефорж с пистолетом. Учитель сообщает Антону Пафнутьичу, что он Дубровский
3)Антон Пафнутьевич Спицын в своём рассказе гласит о Дубровском: «Он малый не промах, никому не спустит, а с меня, пожалуй, и две шкуры сдерёт». Анна Савишна Глобова не даёт прямой характеристики Дубровскому, но пересказывает слова приезжего генерала: «. Дубровский нападает не на всякого, а на узнаваемых богачей, да и здесь делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не винит. » Глобова гласит: «Я додумывалась, кто был его превосходительство, нечего мне было с ним толковать». Но в словах помещицы ощущается некая симпатия и почтение к человеку, который разоблачил плутни приказчика и возвратил ей средства
5)Никто из гостей Троекурова не додумался, что Де- форж — это Дубровский, так как никто не мог даже ждать, что неприятель Троекурова окажется у него дома в роли француза-учителя. Дубровский ничем не выдал себя. Он не реагировал на рассказы о себе и говорил только с Сашей и лишь на французском языке. Никто даже не заподозрил, что он знает российский язык.
Периоды творчества
В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.
Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.
Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.
Все его творчество можно разделить на три периода:
В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.
Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.
Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.
Основные мотивы
Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.
Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.
Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.
Космос и хаос
Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.
День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».
Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.
Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.
Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:
Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.
Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.
Вечность Вселенной
Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.
Стихотворения о вечном мире и жизни человека:
В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.
Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.
Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.
При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.
Описание природы
Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.
Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.
Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.
Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.
Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.
Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.
Любовная лирика
Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.
Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.
Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.
Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.
Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.
Характер стихотворений
Тютчев писал в разных направлениях, его гражданская, пейзажная и любовная лирика известна и до сих пор. Сочинения, которые вышли из-под пера поэта, повлияли не только на читателей, но и на авторов разных эпох.
Признаки его творчества прослеживаются в стихотворениях известных писателей:
Своеобразие творчества Тютчева оценили и литературные критики. Поэт умело владел словом, он умел кратко выразить проблемы существования мира. Ведущими темами его работ были космос и хаос, сравнение земного и вечного, двойственность человеческой натуры.
Поэзия Тютчева остается популярной вне времени, ведь писатель интересовался вопросами Вселенной. Хотя ему трудно было работать из-за ограниченности сознания и словарного запаса, у него получилось создать стихотворения, которые и сегодня привлекают внимание.
Федор Иванович не боялся рассуждать и свои размышления записывать в рифмованном виде. Он работал только ради того, чтобы выразить идеи, поделиться впечатлениями и выплеснуть накопившиеся эмоции. Тютчев известен не только, как поэт. Он был публицистом, дипломатом, тайным советником и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.