стигматизация что это такое

Стигматизация

Древние греки применяли понятие «стигма» для обозначения телесных знаков, наличие которых свидетельствовало о негативном статусе индивида. Во времена христианства понятие «стигма» употребляли в случаях появления высыпаний, ран определенной локализации или физических недостатков и трактовались как проявление божьей милости.

Сегодня термин «стигматизация» используют, прежде всего, как свидетельство негативного отношения к людям на основании их принадлежности к определённой группе; стигма – это социальное положение индивида, которое воспринимается в определённой среде как унизительное, с чем связаны субъективные переживания. Стигма проявляется в том, что на основании только одного критерия принадлежности к группе, формируется негативное отношение к человеку, предубеждения к нему и дискриминация.

Теория стигматизации

Явление стигматизации было во все времена у всех народов. История медицины знает много примеров социальной неприемлемости болезни вследствие её недостаточной изученности и непонятности патогенеза. Мировоззренческие позиции, которые сложились исторически, поддерживают уставленные представления, что общественно необходимы ограничения прав и свобод людей с любыми психическими расстройствами.

Стигматизация является комплексной проблемой, многокомпонентным расстройством, своеобразной «второй болезнью», которая обусловлена не только реагированием на свою болезнь, но и на фактическое или воображаемое отношение окружения. Положение людей с психическими расстройствами, их права и качество жизни определяются имеющимися социальными установками и стереотипными представлениями.

Психологические предпосылки теории стигматизации: естественная потребность человека в устойчивом убеждении, что он хороший, а его социальная группа достойна уважения. Дискриминация является особенно негативным последствием стигмы и предубеждений. Психически больные, которые скрывают свои расстройства, живут в состоянии напряжения и страха быть дискриминированными. К тому же они не могут надеяться на уважение, которое имели к тому моменту, когда при определённых обстоятельствах их психическая болезнь становилась известной окружающим вследствие проявления некоторых дефицитарных расстройств: снижения волевых качеств, повышения чувствительности, снижения когнитивных процессов. Сокрытие болезни может решить некоторые проблемы, но обостряет другие. На самом деле психически больные и люди, перенесшие психическое расстройство, нуждаются в общении и обсуждении с другими людьми вопросов, связанных с болезнью, её лечением и проблемами дальнейшей жизни в обществе.

Проявления в психиатрии

Стигматизация психиатрических пациентов проявляется в различных формах, каждую из которых необходимо учитывать: отношение общества к лицам, страдающим расстройствами психики; так называемая аутостигматизация самих пациентов; отношение врачей к своим пациентам; отношение общества к врачам-психиатрам и психиатрии в целом.

Стигматизация, связанная с психическим заболеванием, влияет также на семью пациентов и их близкое окружение. Хотя нередко члены семей отрицают это, но сокрытие болезни и удаление больных от окружающих из-за чувства стыда вызывает их социальную изоляцию.

Стереотип психических расстройств имеет все присущие стереотипам черты: упрощённость трактовки, неверифицированность, сильную аффективную окраску, чрезмерную категоризацию и активное противостояние с министереотипом.

Главные стереотипы проблем психического здоровья:

— люди с психическими расстройствами очень опасны, их следует избегать;

— люди с психическими расстройствами сами виноваты в своей инвалидности, которая возникает вследствие плохого и слабого характера;

— они полностью некомпетентны и нуждаются в лице, которое бы принимало за них решения;

— они получают определённые выгоды, потому что о них заботятся.

Негативные последствия стигмы психических расстройств — аутостигматизация и стигматизация.

Аутостигматизация прослеживается у больных и членов их семей, это:

Переживание стигмы проявляется чувством стыда, вины, стремлением скрыть болезнь, уединением, социальным отчуждением, усиливающейся дискриминацией. Больные вынуждены скрывать от всех факт своей болезни, чтобы избежать излишнего любопытства, сострадания с примесью настороженности, открытого пренебрежения и осуждения.

Стигматизация, проявляемая предубеждением общества в отношении лиц с психическими расстройствами и членов их семей, часто вызывает несвоевременность обращения за психиатрической или психологической помощью из-за попыток скрыть от всех расстройство психического здоровья.

Стигма влияет и на качество психиатрической помощи, определяя состояние проблем психического здоровья и общественную приемлемость освещения вопросов психиатрической помощи.

Мифы о психических расстройствах существуют на индивидуальном и общественном уровнях и требуют тщательного анализа и опровержения.

Реальными проявлениями стигматизации и реальными факторами, которые её усиливают, являются применение диагнозов психических расстройств и эпитетов психического здоровья и нездоровья как имён и употребление стигматизированных шуток и анекдотов; чувства и опасения вследствие невежества; дискриминация при страховании, лечении и трудоустройстве; несправедливая социальная изоляция вследствие жестких стереотипов.

Стигма психических расстройств имеет свои особенности: можно наблюдать более лояльное отношение общества к «странностям» и неадекватности поведения алкоголиков и наркоманов, чем к людям, которые обращаются к психиатру. Любые действия человека с психическими расстройствами оцениваются сквозь призму болезни. Даже в случае, когда эти действия вполне адекватны, реакция на них имеет предвзятую окраску.

Стигматизация — это разноплановый, разнонаправленный и многоуровневый процесс, который, кроме прямого отрицательного влияния на качество жизни больных и их семей, имеет общественные последствия, которые прослеживаются и на социальном уровне.

Проявлением стигмы психических расстройств является также стигматизированный образ врача-психиатра. Стигма психиатра имеет две главные формы: «демонизация» психиатрии и психиатров вследствие мифологизации психических болезней и формирование антипсихиатрических настроений и отталкивающего образа психиатра как «бездушной твари», которая всячески пытается изолировать в психиатрическую клинику чем-то несимпатичных ему людей; образ психиатра как человека, индуцированного психическими расстройствами пациентов.

Таким образом, преодоление стигматизации — это многогранный и длительный процесс, требующий решения многих проблем, связанных с предоставлением квалифицированной помощи людям с психическими расстройствами.

Дестигматизация является фактором социально-психологической реабилитации, а также ведущей предпосылкой помощи психического здоровья и здоровья в целом.

Преодоление и реабилитация

Преодоление стигматизации и аутостигматизации является важным элементом социальной реабилитации, которая направлена на формирование целеустремлённости и развитие социальной идентичности с опорой на сильные стороны человека. Согласно этим принципам, важнейшей задачей психиатрической реабилитации является совершенствование компетентности лиц с психическими расстройствами, оптимизация поведения в привычном для них окружении, активность в привлечении пациентов в процесс реабилитации с целью приобретения определённых навыков и умений, а также организация социальной поддержки.

Развитие психиатрической помощи и системы охраны здоровья направлено на защиту права на полноценную жизнь лиц с психическими расстройствами, поэтому преодоление стигматизации и аутостигматизации является первоочередной задачей.

Современная реабилитационная работа с психически больными является важной составной частью лечебного процесса и его эффективности в достижении ремиссии и реадаптации пациентов.

Реабилитационный процесс должен быть индивидуализированным, иметь долгосрочную программу и быть ориентированным на динамику. Стратегия психиатрической реабилитации должна базироваться на поддержке больного в тяжёлом для него периоде возврата к активной жизни в обществе, поддержке его при последующих эмоциональных и интерполярных кризисах.

Поэтому, разрабатывая стратегию реабилитации, необходимо соблюдать следующие принципы:

• принцип партнёрства — уважение прав и индивидуальности психически больного и получение доверия;

• принцип разностороннего воздействия — влияние в различных сферах повседневной жизни, что требует сотрудничества коллектива специалистов различных направлений;

• принцип постепенного увеличения трудностей — до абсолютного или почти полного одиночества;

• принцип действия повторения — особенно касается лиц, у которых процесс протекает с периодическими обострениями и после каждого обострения нужно вспоминать предварительно приобретённые навыки;

• принцип согласованности фармакологических методов лечения;

• принцип оптимальной стимуляции — потребность в достаточном количестве раздражителей, чтобы не развивалось равнодушие и потеря интереса, в то время как чрезмерные раздражители и слишком трудные задачи для пациентов дезорганизуют и могут спровоцировать возникновение «реабилитационной депрессии».

Подытоживая перечисленные принципы, можно утверждать, что психосоциальная реабилитация стигматизации основывается на:

• формировании мотивации к общепринятым общественным нормам поведения;

• выработке навыков целенаправленной активности;

• тренингах общественных жизненных норм.

Кроме того, вопреки скептицизму, с которым когда-то относились к применению бихевиоральных методик в реабилитации, исследования последних лет подтвердили их значительную эффективность, особенно в работе с психически больными. Бихевиоральные методики, основанные на теории обучения, нашли своё особое применение в тренингах общественных навыков.

Тренинги включают навыки из всех сфер жизни, необходимые для самостоятельного функционирования. Их тематика, последовательность, применение и динамика работы должны быть приспособлены к индивидуальным потребностям каждого пациента. Тренинги общественных навыков начинают только после установления так называемого терапевтического контакта. Важным является создание безопасного климата и ликвидация факторов, которые могли бы создавать чувство угрозы.

Тренинги навыков надо начинать после редукции острых психотических проявлений. Хронические психотические проявления не являются противопоказанием к участию пациента в группе, если не вызывают повышенной рассеянности внимания.

Трудности пациента формулируются в оперативных категориях, используя простые примеры из жизни. Пациент должен всегда получать чёткие инструкции и объяснение каждого этапа тренинга. Следует помнить о необходимости получения обратной информации от пациентов, помня, что мы учим пациентов формулировать (высказывать) свои мысли коротко и четко. Также нужно помнить о необходимости регулярной оценки достижений в тренингах, что позволяет приспособить программу и темп её реализации под конкретного больного.

Рекомендуем интересное видео по данной теме

Источник

Стигматизация (социальная)

Азербайджанцев · Американцев · Арабов · Армян · Австралийцев · Канадцев · Каталонцев · Китайцев · Англичан · Французов · Немцев · Igbo · Indian · Иранцев · Ирландцев · Итальянцев · Японцев · Евреев · Малайцев · Мексиканцев · Пакистанцев · Поляков · Португальцев · Цыган · Румын · Русских · Шотландцев · Сербов · Славян · Украинцев · Турок

Атеизм · Бахаи · Католичество · Христианство · Индуизм · Иудаизм · Мормонизм · Ислам · Неоязычество · Протестантизм · Новые религиозные движения

Аболиционизм · Антифа · Гражданские права · ЛГБТ-движение · Женское / Всеобщее избирательное право · Феминизм · Маскулизм · Права мужчин (англ.) · Отцовские права (англ.) · Права ребёнка · Права молодёжи (англ.) · Права инвалидов (англ.) (Стратегия включения (англ.)) · Права аутизма (англ.) · Equalism · Права животных

Антидискриминационные
Эмансипация · Гражданские права · Десегрегация · Интеграция · Равные возможности

Противодискриминационные
Позитивная дискриминация · Расовая квота · Резервация (Индия) · Репарация · Forced busing · Равенство в трудоустройстве (Канада)

Дискриминационные законы
Антимиссегенация · Антииммиграция · Законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу (англ.) · Законы Джима Кроу · «Чёрные кодексы» · Законы об апартеиде · Ketuanan Melayu · Нюрнбергские законы

Антидискриминационные законы
Антидискриминационные действия · Антидискриминационный закон · 14-я поправка · КДО · КЛРД · КЛДЖ · МКПНПА · Конвенция МОТ № 111 (англ.) · Конвенция МОТ № 100 (англ.)

Спесиецизм · Непотизм · Панибратство · Колоризм · Лингвицизм · Этноцентризм · Триумфализм · Экономическая дискриминация

Стигматиза́ция (от греч. στíγμα — ярлык, клеймо) — клеймение, нанесение стигмы. В отличие от слова клеймение, слово стигматизация может обозначать навешивание социальных ярлыков. В этом смысле стигматизация — ассоциация какого-либо качества (как правило, отрицательного) с конкретным человеком или группой людей, хотя эта связь отсутствует или не доказана. Стигматизация является составной частью многих стереотипов.

Содержание

Примеры

Для создания социальной стигмы необходимо одно качество, которое считается показательным и набор качеств, которые приписываются на основании наличия первого, что подтверждается следующими примерами:

Связь с дискриминацией

Стигматизация может вести к дискриминации, то есть к реальным действиям, ограничивающим права какой-то группы. Хотя в цивилизованных странах явная стигматизация и связанная с ней дискриминация либо запрещены законом либо осуждаются культурой, практически любое общество насыщено стигмами. Так, например, люди, приехавшие в Москву из провинции, получили ярлыки «провинциалы» или «мешочники» (термин, популярный в советские времена). Считается, что они менее культурны, чем местные жители, что можно считать стигматизацией, ведущей к дискриминации.

«Положительная» форма стигматизации

Социальные стигмы иногда облекаются в положительную форму, например военного могут «похвалить» за необычно здравые мысли для человека его профессии. Такие «положительные» ярлыки могут быть не менее оскорбительны, чем стигмы явной отрицательной направленности.

Что не является стигматизацией

В то же время не следует относить в разряд стигм каждое обидное или ироническое определение. Если человека обозвали в транспорте, это не означает, что его стигматизировали. Также, юмористические формы «стигматизации» вполне допустимы в социальном общении, хотя и мнения по поводу таких ярлыков, как, например, «блондинка», могут расходиться.

Классификация

Виды социальной стигматизации можно классифицировать следующим образом:

Понятие стигмы в социологии

Понятие стигмы в социальных науках развивал Ирвин Гофман (книга «Стигма. Заметки об умении обращаться с бракованной идентичностью», 1963). Феномен сексуальной стигмы исследовал коллега Гофмана Кеннет Пламмер в книге «Сексуальная стигма: интеракционистский подход» (1975). В исследовании религиозных движений понятие использовал Вольфганг Липп (книга «Стигма и харизма», 1985).

Когда не следует употреблять слово стигма или стигматизация

Слово стигматизация редкое и, когда употребляется, как правило носит эмоциональный оттенок, поэтому при употреблении в обыденной речи или в официальных документах оно может быть неправильно понято либо прозвучит смешно. Не следует говорить о стигматизации, когда обычное клеймение достаточно точно описывает процесс: клеймение скота, клеймение преступников в средние века, клеймение в садомазохизме. Также нанесение татуировки вряд ли можно описать как стигматизацию, как и нанесение торговой марки на упаковку товара.

Источник

Стигматизация: социально-психологические аспекты (Часть1) 3035

Бовина И.Б.
доктор психологических наук, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199
e-mail: innabovina@yandex.ru

Как отмечают Б.Мэйджор и Л.О’Бриен [10], анализ базы данных PsychInfo позволяет говорить о «драматическом» росте количества статей, в которых упоминается понятие стигмы. Так, если в промежутке с 1965 по 1989 таких работ было только 603, то в промежутке с 1990 по 2004 – их количество возросло почти в 4 раза и составило 2321. Эти показатели можно рассматривать как свидетельство неслучайности попадания в фокус внимания исследователей этого явления, как указание на актуальность и важность изучения проблем стигматизации.

Продолжив эту линию анализа базы данных PsychInfo, мы можем констатировать, что количество работ, опубликованных с 2005 по 2013, и в которых понятие стигмы было ключевым, составило уже 7 674. Подчеркнем специально, что процессы стигматизации исследуются в связи с проблемами психического и соматического здоровья; стигматизации подвергаются не только люди, страдающие различными болезнями, но и члены их семей. Кроме того, о процессах стигматизации говорится на примере заключенных, людей с гомосексуальной ориентацией и др.

К функциям стигмы Дж. Крокер с коллегами в рамках своей модели стигмы как угрозы идентичности предлагает отнести следующие:

Со времен выхода в свет работы И.Гофмана в социально-психологической и социологической литературе можно заметить появление значительного числа как концептуальных, так и эмпирических работ, посвященных стигме. Если обращаться к концептуальным работам, то представляется возможным говорить о целой палитре различных определений стигмы. Так, Дж.Крокер с коллегами [4] предлагается говорить о стгматизации не только в том случае, когда у индивида имеется некоторый атрибут, который его отличает, но и тогда, когда индивид верит в наличие оного.

Примечательно определение, данное Э.Джонсом с коллегами (анализируется по [10]), в котором стигма связывается с некоторой отметиной, которая ассоциируется с негативными оценками и стереотипами. Эти стереотипы хорошо известны членам одной и той же культуры и разделены ими. Вопрос, который вытекает из данного определения – как связаны стереотип и стигма? Немного расширяя контекст можно попытаться ответить и на вопрос о том, как соотносятся такие понятия, как: «стигма»и «стереотип», а также «стигма» и «предубеждение»? Ответ на данный вопрос способствует пониманию механизмов, реализующих процесс стигматизации; определяет то, каким образом можно исследовать стигму; а также открывает перспективы для разработки способов дестигматизации.

Стигма и стереотипы. Так, в работе М.Биернат и Дж.Довидио «Стигма и стереотип» (2000) представлен анализ социально-психологических традиций изучения стигмы и стереотипа. Авторы предлагают говорить о том, что стигма и стереотип [1] – близкие понятия, но не идентичные, ибо существует значительное число ситуаций, когда стигма существует без стереотипа и наоборот. Однако стереотипы вовлечены в процесс стигматизации, и об этом можно говорить тогда, когда сторона, воспринимающая стигму, не только дает негативную реакцию на носителя стигмы, но использует набор характеристик, которые описывают людей, разделяющих стигму [1]. Если принимать во внимание три типа стигмы, которые различает Гофман [7], то стереотипы вовлечены в процесс стигматизации преимущественно в двух случаях из трех: в случае родовой стигмы, а также в случае дефекта индивидуального характера. Необходимость стереотипов в этих ситуациях объясняется тем, что людям нужно объяснить и оправдать негативное отношение к индивидам с такими стигмами, рационализировать дискриминацию по отношению к ним. Столкновение с индивидом, имеющим физический дефект, вызывает достаточно резкую негативную реакцию, но при этом не сопровождается использованием стереотипа. В данной ситуации даже достаточно негативную реакцию проще объяснить, по сравнению с двумя предыдущими, соответственно, стереотип не является необходимым [1]. Биернат и Довидио подчеркивают также, что стереотипы быстрее возникают в отношении социально идентифицируемых групп, что как раз касается первых двух типов стигмы, указанных выше.

Итак, предпринятый анализ стигмы и предубеждения (модели сравнивались по целому ряду параметров, среди которых: ключевые понятия, фокус внимания модели (воспринимающий, воспринимаемый, их взаимодействие), процессы стигматизации и предубеждений, взаимозаменяемость понятий и др.) позволил авторам сделать заключение о том, что стигма и предубеждение имеют гораздо больше общих сторон, чем различий. Обобщая различные взгляды, сформулированные в рамках всех анализируемых моделей, авторы указывают, что стигма и предубеждение выполняют три основные функции: 1) эксплуатация и доминирование; 2) усиление социальных норм; 3) избегание болезни. В случае стигматизации ВИЧ-позитивных одновременно задействованы две функции – усиление социальных норм, а также избегание болезни [14].

Стигма и предубеждение связаны с рядом процессов и феноменов, среди которых: категоризация, «наклеивание ярлыков», стереотипизация, негативные эмоции, дискомфорт при взаимодействии, социальное отвержение и другие формы дискриминации, потеря социального статуса и пр.

Важность делаемых выводов объясняется еще и тем, что открывается возможность апеллировать к способам снижения предубеждения при разработке программ по дестигматизации.

Измерения стигмы. Э.Джонс с коллегами (анализируется по [4]) предлагают говорить о шести измерениях стигмы:

1) скрываемость (степень, в которой атрибут может быть скрыт индивидом);

2) ход (ожидаемый долгосрочный результат, связанный со стигматизирующим артибутом);

3) разрушительность (степень, в которой атрибут разрушает активность индивида в повседневной жизни);

4) эстетические качества (внешний вид индивида, имеющего стигматизирующий атрибут);

5) происхождение (степень ответственности индивида за имеющийся у него атрибут);

6) опасность (степень опасности атрибута для окружающих).

Достаточно важные измерения – с точки зрения последствий стигмы для индивида, имеющий стигматизирующий атрибут: скрываемость и происхождение стигмы.

1) секрет, который скрывает человек – в нашем случае –стигму – ведет к подавлению этих мыслей;

2) подавление мыслей ведет к возникновению назойливых мыслей о скрываемом секрете;

4) второй и третий этапы повторяются, ибо процесс цикличен, появление второго этапа – ведет к появлению третьего.

Итак, подавление мыслей, согласно Д.Вегнеру, делает их сверхдоступными для сознания индивида, причем, в ситуации когнитивной нагрузки именно эти мысли оказываются в сознании индивида быстрее, чем те, на которых он пытается сконцентрировать свое внимание. Этот эффект связывается с бессознательными автоматическими процессами.

Примечательно, что последствия на когнитивном уровне продолжают существовать даже после того, когда секрет перестает быть таковым [9]. Отсюда, попытки индивидов скрыть стигму, с точки зрения этой модели, оборачиваются тем, что мысли о стигме становятся навязчивыми и держат их в большом внутреннем напряжении, которое Смарт и Вегнер связывают с состоянием глубокой когнитивной активации. По сравнению с индивидами с видимой стигмой, индивиды с невидимой стигмой обременены иными психологическими последствиями, ибо думая, что им удалось подавить мысли о стигме, они не осознают насколько эти подавленные мысли влияют на их поведение и суждения. Кроме того, глубокая когнитивнаяя активация ведет к снижению способностей в процессе переработки информации о социальном мире, к навязчивому стремлению воспринимать и оценивать социальный мир в терминах стигмы и других конструктов, связанных с ней [15].

Существуют основания говорить о негативных последствиях для здоровья индивида попыток скрыть стигму. Так, результаты лонгитюдного исследования позволяют говорить о том, что ВИЧ-инфекция прогрессировала быстрее у тех мужчин, которые скрывали свою гомосексуальную идентичность по сравнению с мужчинами, которые ее не скрывали [3]. С точки зрения Вегнера, в пользу действия этого же механизма говорит и серия работ Дж. Пенбейкера, в которых было показаны негативные последствия умалчивания о различных травмирующих событиях (в том числе стигматизирующих – инцест, самоубийство супруга и пр.), т.е. удерживание в секрете событий такого рода не позволяло избавиться от глубокой когнитивной активации [12,13].

Итак, со времени появления работы И.Гофмана прошло почти полвека, но интерес к этой проблеме только увеличивается, на что указывает рост числа публикаций, посвященных этой проблеме, а также многообразие социально-психологических схем анализа и объяснения процесса стигматиазции. В первой части нашей работы мы рассмотрели ряд моделей, в рамках которых исследователи объясняют функции и механизмы действия стигмы; фокусируют внимание на палитре негативных последствий стигматизации и на механизмах негативного воздействия на стигматизируемых. Вторая часть работы будет посвящена анализу способов преодоления стигмы; а также стратегий дестигматизации.

[1] Под стереотипом авторы предлагают понимать консенсусный набор убеждений о группе, которые не только содержат негативные оценки, но скорее являются специфическими семантическими ассоциациями [1].

[2] Работы, вышедшие в промежуток с 1955 по 2005, анализировались так, что в фокус внимания попали тексты, появившиеся через кажые пять лет [14]. Всего было проанализировано 162 статьи по стигме и 139 статей по предубеждению.

[3] Стоит отметить существование процессов самостигматизации, когда индивид, имеющий стигматизирующее условие или идентичность [8], испытывает в этой связи страх, стыд, ожидает дискриминации со стороны «нормальных».

[4] Значительная часть исследований стигмы выполнены в связи с взаимодействием между индивидом, имеющим стигму, с теми, кто ее не имеет. В этой связи работы Д.Вегнера с коллегами [15,16] вносят существенный вклад в понимание того, как процесс стигматизации переживается изнутри, какие процессы происходят, какие механизмы стоят за этим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Против наций, этносов и их объединений