стетоскоп что можно услышать
Зачем врачи слушают сердце?
Сердечные заболевания сейчас стали встречаться намного чаще у молодых людей. Поэтому даже новорожденные дети проходят диагностику и осмотр у кардиолога, особенно если есть предрасположенность. Неправильное питание, сидячий образ жизни, экология стали причиной появления сердечно – сосудистых заболеваний уже в раннем возрасте.
Пальпация и аускультация помогают врачу при первом осмотре определить положение и размеры сердца. Также кардиолог прослушивает ритм сердечных сокращений при помощи фонендоскопа.
Выслушивание тонов – главная, но не единственная цель аускультации. В ходе контакта с пациентом врач оценивает частоту сердечных сокращений, ритмичность, тембр, патологические шумы.
Методику прослушивания используют для исследования таких изменений, как:
Методику аускультации применяют и для взрослых, и для детей. Доступный и абсолютно безопасный метод помогает при первичном осмотре заподозрить отклонения и своевременно направить ребенка на детальное обследование.
С помощью аускультации оценивают состояние плода, что актуально на ранних сроках беременности без риска для ребенка и матери. В дальнейшем кардиоваскулярная система новорожденного – новый объект «прослушивания» сердца и легких.
Как записаться на прием к врачу?
В медицинском центре «Медюнион» вы сможете пройти обследование, лечение и профилактику сердечных заболеваний. У нас вы получите консультацию опытного специалиста – кардиолога, сможете пройти ЭКГ, эхокардиограмму, УЗИ, сдать анализы и получить качественное лечение в любом возрасте.
Запись на прием к врачу в Красноярске по телефону +7 (391) 201-03-03 или оставьте заявку на нашем сайте.
Аускультация сердца, легких, живота: правила и точки выслушивания
Обследование сердца
Существует 4 точки аускультации сердца :
Обследование сердца имеет следующий алгоритм :
Обследование легких
Аускультация легких позволяет определить тип дыхания, обнаружить дополнительные шумы и понять, когда они возникают (на вдохе или выдохе). Врач прикладывает стетофонендоскоп к симметричным точкам левой и правой стороны грудной клетки для проведения сравнительной диагностики.
Аускультация легких предусматривает следующий алгоритм действий:
При аускультации точек легких пациент сидит или стоит. Чтобы увеличить область межлопаточного пространства для выслушивания, он скрещивает руки на груди. Это способствует более эффективному обнаружению шумов. Для максимально информативной аускультации легких(выслушивания хрипов и щелчков) врач просит пациента заложить руки за голову, благодаря чему увеличивается область подмышечных зон.
Обследование живота
Существует 9 точек аускультации живота:
В процессе обследования пациент лежит на спине, при этом руки и ноги вытянуты прямо. Врач находится справа и прикладывает стетофонендоскоп к симметричным участкам живота в направлении слева направо. В норме выслушивается периодическая перистальтика. Ее патологическое усиление 一 один из признаков кишечной непроходимости, а ослабление свидетельствует об атонии кишечника или разлитом перитоните.
Через точки брюшной полости можно обследовать почечные, подвздошные, а также бедренные артерии. Присутствие систолического шума говорит о врожденном или приобретенном сужении кровеносных сосудов, которое чаще всего наблюдается при атеросклерозе.
Доктор, послушайте…
Кашель, температура, усталость. Эти симптомы могут указывать не только на привычную ОРВИ, но и на пневмонию, воспаление легких. И в этом случае морсами, витаминами и прогреванием не обойтись. В последнее время педиатры все чаще диагностируют воспаление легких у детей. Вовремя не выявленное и не пролеченное, оно чревато осложнениями на всю жизнь. Что родителям нужно знать о пневмонии, рассказывает пульмонолог, аллерголог, педиатр, кандидат медицинских наук Алексей Георгиевич Черменский.
Кашель, температура, усталость. Эти симптомы могут указывать не только на привычную ОРВИ, но и на пневмонию, воспаление легких. И в этом случае морсами, витаминами и прогреванием не обойтись. В последнее время педиатры все чаще диагностируют воспаление легких у детей. Вовремя не выявленное и не пролеченное, оно чревато осложнениями на всю жизнь. Что родителям нужно знать о пневмонии, рассказывает пульмонолог, аллерголог, педиатр, кандидат медицинских наук Алексей Георгиевич Черменский.
Опасные бактерии
– Чем пневмония отличается от «обычной простуды» или гриппа?
– Пневмония – это поражение инфекцией самой ткани легкого – органа, позволяющего нам дышать, то есть одного из главных для жизни. В отличие от простуды и гриппа пневмония чаще всего вызывается бактериями, а не вирусами, и, соответственно, лечится антибиотиками, а не симптоматическими средствами.
– Чем вызвано это заболевание? Можно ли им заразиться от больного человека?
– Как я уже сказал, чаще всего пневмония вызывается бактериями, в том числе и теми, от которых сейчас существуют вакцины, – пневмококк, гемофильная палочка. Заразиться самой пневмонией нельзя. Но можно «подхватить» от больного (не обязательно пневмонией) ее возбудителей – те самые бактерии. А вот где в организме они «зацепятся» и будет ли у вас от них насморк, фарингит, ангина, бронхит или пневмония – непредсказуемо.
Чем позже вы обратитесь к врачу с подозрениями на пневмонию, тем выше риск получить осложнения от болезни
– Расскажите о видах пневмонии. Чем они отличаются?
– Классификаций пневмонии много. Они предназначены для специалистов, выбирающих методы лечения. Что надо знать пациентам, так это то, что пневмонии бывают разной степени тяжести, осложненные или нет. И не всегда это связано с видимыми симптомами. Тяжесть оценивает врач в комплексе. В амбулаторных условиях, то есть без госпитализации, можно лечить только легкие и не осложненные пневмонии.
Симптомы простуды, гриппа и пневмонии могут быть очень похожи: повышение температуры, кашель, утомляемость и «разбитость». Более того, один недуг может быть предпосылкой к другому. Но главные причины заболеваний разные, и бороться с ними надо по-разному. Врач может точно определить заболевание и назначить лечение.
– Почему важно вовремя распознать?
– Поздно распознанная, не вовремя леченная пневмония может привести к потере участка легкого, пусть и совсем небольшого. Но он будет влиять на функционирование окружающих участков, будет «слабым местом», приведет к развитию хронического бронхолегочного заболевания. При поздней диагностике пневмонии увеличивается риск различных осложнений, которые потребуют более долгого лечения, почти всегда стационарного, иногда даже хирургического, и они еще не раз «аукнутся» пациенту в дальнейшем.
Без рентгена и антибиотиков не обойтись
– Как лечить пневмонию? Что при лечении могут сделать мама или папа?
– Лечение пневмонии назначает врач! Только он может учесть все нюансы течения заболевания и риски. Родители могут помочь точным выполнением назначений, наблюдением динамики симптомов, проведением дома дыхательной гимнастики, постурального массажа – это специальный массаж, который помогает выводить мокроту из легких.
– Насколько неизбежна госпитализация при пневмонии у детей? Или можно обойтись без нее?
– Госпитализация в интересах ребенка показана при среднетяжелой и тяжелой, протяженной, осложненной пневмонии.
– Всегда ли пневмонию нужно лечить антибиотиками?
– Да. Я уже говорил об этом в начале. Причина пневмонии – всегда бактерии, даже если она начинается как вирусная, – при тяжелом гриппе, например. На бактерии нет другого способа воздействия, кроме как антибиотиками. Более того, в современных условиях широкого применения антибиотиков, зачастую неоправданного, и выработки устойчивости микробов к ним не всегда удается сразу по добрать действенный препарат или справиться с болезнью единственным антибиотиком. Приходится перебирать варианты или использовать сразу несколько медикаментов.
– Можно ли поставить диагноз «пневмония» без рентгена грудной клетки?
– В принципе, обоснованно заподозрить пневмонию и даже определить ее локализацию и протяженность можно по клинической картине. Но доказать, а главное, выявить осложнения возможно только по рентгеновским снимкам. Например, в этом сезоне очень много пневмоний, осложненных ателектазами – спадением части легкого. Услышать его с помощью стетоскопа очень сложно, а риск «потерять» сегмент или долю легкого, если недиагностировать вовремя, очень велик! Более того, при подозрении на пневмонию рентген обязательно производится в двух проекциях, а если выявлено осложнение или есть его высокий риск, то врач, возможно, будет назначать рентген-контроль чаще, чем при обычной пневмонии.
Только рентген подскажет, все ли очаги пневмонии в легких нейтрализованы
– Не опасен ли рентген для ребенка?
– Вред рентгенологического обследования несоизмерим с опасностью осложнений пневмонии!
– Обязательно ли делать рентген после лечения, если ребенок уже не болеет?
– И снова – да! Потому что опять же гарантированно сказать, есть пневмоническая инфильтрация или нет, поправился ли ребенок окончательно, врач может только по результатам рентгена. Нередки случаи, что никаких симптомов заболевания уже нет, а на снимках еще видны остаточные явления. Выписка не до конца выздоровевшего пациента чревата рецидивом, вероятно, более тяжелым.
– Возможна ли профилактика пневмонии?
– Да, как и любого респираторного инфекционного заболевания – с помощью вакцинации против пневмококка и гриппа, рационального соотношения занятости и отдыха, прогулок, здорового питания, богатого витаминами, закаливания, ограничения контактов с больными ОРВИ и посещения мест скопления людей в эпидемический период, одеждой по сезону, не допускающей ни перегрева, ни переохлаждения.
Как прослушать легкие фонендоскопом
Аускультация легких у детей: точки выслушивания, алгоритм действия и нормы
В медицине существует такое понятие, как пропедевтика, которое подразумевает первичную диагностику. Такая диагностика не предполагает выполнения специальных процедур.
Наличие знаний из этой научной области позволяет поставить диагноз на основе внешнего осмотра пациента или учитывая те характеристики, которые легко установить без использования специальных приспособлений.
Одним из методов данной науки является аускультация.
Этот диагностический метод заключается в выслушивании звуков, формирующихся в легких и гортани. По их особенностям можно предполагать наличие или отсутствие у пациента патологий в органах дыхательной системы.
Это становится возможным лишь при наличии у специалиста необходимых знаний и достаточного опыта, иначе сделать правильные выводы будет затруднительно. Также нужно понимать, что с помощью аускультации не всегда удается обнаружить болезнь или выбрать один диагноз из нескольких предполагаемых.
В этом случае приходится применять иные диагностические процедуры. Однако, при несложных ситуациях такого способа бывает достаточно, благодаря чему не приходится лишний раз подвергать пациента, например, облучению УФ-лучами. Именно поэтому аускультация используется и на современном этапе развития медицины.
Особенно значимой является аускультация легких для диагностики заболеваний органов дыхания у детей. В детском возрасте многие эффективные диагностические процедуры несут вред организму, поэтому врачи избегают их использования.
В результате, когда болеет ребенок, приходится выбирать более простые, хоть и менее точные способы выявления патологий. Надо сказать, что методика проведения рассматриваемой процедуры для детей не отличается от той, что выполняется в отношении взрослых. Врачи руководствуются теми же правилами и тем же алгоритмом действий.
Для чего используется?
Аускультацию используют для того, чтобы обнаружить разнообразные заболевания легких, бронхов, сердца и кровеносной системы. Для этого проводится оценка основных и побочных шумов дыхания. Также оценивается бронхофония над всей поверхностью. Эти показатели в дальнейшем полагается сравнивать с нормальными, на основе чего и делается вывод о наличии или отсутствии заболеваний.
Благодаря аускультации можно обнаружить следующие патологические состояния, присущие ребенку и взрослому:
Поскольку основными признаками, по которым осуществляется такая диагностика, являются шумы, следует выяснить, какие именно шумы могут быть обнаружены во время аускультации. Это:
Помимо основных, врач при аускультации может услышать дополнительные шумы, которые являются признаками патологических явлений. Это:
Чтобы поставленный диагноз был правильным, врач должен учесть не только имеющиеся посторонние шумы, но и особенности шумов основных. Помимо этого необходимо принять к сведению симптомы, которые назовет пациент, его индивидуальные особенности и многое другое.
Особенности выполнения
Аускультация по сути своей – это выслушивание грудной клетки пациента с дальнейшим анализом обнаруженных шумов.
Она может осуществляться непосредственным (когда врач прослушивает легкие больного без каких-либо приспособлений) и опосредованным способом (используется стетоскоп).
Чтобы эта процедура была эффективной, нужно соблюдать правила аускультации легких, которые заключаются в следующем:
Места аускультации лёгких
Одним из важных аспектов аускультации легких у детей является выполнение действий в определенной последовательности. Это означает, что нужно выполнять алгоритм аускультации легких, иначе есть риск получения неправильных результатов.
Специалист должен последовательно прослушать дыхание пациента в определенных точках, чтобы выявить особенности. Прослушивание лишь в некоторых точках не позволит оценить картину целиком.
Очень важно, чтобы переходы от одной точки к другой отличались симметричностью.
Основные точки для выслушивания – это:
Важный элемент такого обследования – сравнение особенностей дыхания в аналогичных зонах. Врач должен определить характер основных шумов в одной точке и сравнить их с такими же шумами, обнаруженными с другой стороны. Поэтому данный метод еще называется сравнительная аускультация.
Выявить в ходе выслушивания нужно следующие особенности:
Процедура целиком должна состоять из 4 этапов. Это:
Однако не всегда есть необходимость в выполнении всей последовательности. Если на первом этапе не выявлено никаких отклонений, все показатели в норме, то врач может и не проводить оставшиеся три части процедуры. Они служат для уточнения патологии (если она есть).
Нормы и отклонения
В норме основным шумом, который обнаруживается при аускультации, является везикулярное дыхание. Детям вместо него может быть присуще пуэрильное дыхание, которое характеризуется большей резкостью и громкостью. Взрослым людям такой тип дыхания свойствен во время лихорадки.
Бронхиальное дыхание тоже может считаться нормой, если оно обнаруживается лишь в определенных точках. Выявление его в других участках указывает на патологию.
Другими признаками патологии можно назвать:
Дыхание при аускультации легких
Специалист должен проанализировать все выявленные особенности, чтобы поставить точный диагноз. При необходимости можно назначить дополнительные диагностические процедуры, чтобы избежать ошибочных мер медицинского воздействия.
У каждого из отклонений, обнаруженных при аускультации легких, есть причины. Зная их, врач может предполагать, какая именно проблема вызывает те результаты, которые обнаружены у пациента. Они заключаются в следующем:
Поскольку в каждом из случаев обнаружения отклонений предполагаемых диагнозов оказывается несколько, такая диагностическая процедура требует от врача высокого уровня квалификации. Лишь в этом случае он может правильно оценить все обнаруженные особенности и выбрать верный диагноз.
Статья помогла вам?
Дайте нам об этом знать – поставьте оценку
Правила выслушивания лёгких
Имеются два основных метода аускультации: посредственный и непосредственный. Аускультация, при которой выслушивание производится при помощи стетоскопа, носит название ПОСРЕДСТВЕННОЙ АУСКУЛЬТАЦИИ.
МЕТОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ (или прямой) АУСКУЛЬТАЦИИ – когда выслушивание производится непосредственно ухом, приложенным к телу больного. Каждый из указанных методов имеет свои достоинства и недостатки.
Преимущества непосредственной аускультации является: большая поверхность восприятия, естественный характер выслушиваемых звуков, большая быстрота исследования и более ясное представление об общей картине исследуемых органов. Кебет сравнивает непосредственную аускультацию с микроскопированием под малым увеличением и, следовательно, при большом поле зрения.
Недостатки ее: трудность локализации звуков, особенно при выслушивании сердца, невозможность применения ее в таких участках тела, как в подключичных и подмышечных областях, негигиеничность метода при применении его у инфекционных и нечистоплотных больных.
К преимуществам посредственной аускультации относятся: возможность локализации звуков, возможность выслушивания в любом месте тела и при любом его положении (особенно гибким стетоскопом), что безусловно удобно при выслушивании тяжелого больного, гигиеничность метода. Сопоставляя выслушивание с микроскопированием, Кебет сравнивает посредственную аускультацию с большим увеличением при иммерсионной системе микроскопа, т. е. выгодным для изучения деталей на определенном ограниченном пункте.
ВЫБОР СТЕТОСКОПА. Достоинство твердых стетоскопов: они мало изменяют характер естественных звуков, дают мало побочных шумов и одновременно со звуками передают осязательные ощущения.
НЕДОСТАТКИ ТВЕРДЫХ СТЕТОСКОПОВ. Неудобство и утомительность исследования для врача и для больного, болезненность при надавливании.
ДОСТОИНСТВО ГИБКИХ СТЕТОСКОПОВ. Удобство исследования для врача и для больного, возможность видеть выражение его лица и значительное усиление звука.
НЕДОСТАТКИ. Значительное изменение естественного характера звуков. Начинающим аускультацию лучше пользоваться стетоскопом, а каким лучше – твердым или мягким – безразлично. Дело решает не метод и не способ аускультации, а умение аускультировать.
Общие правила выслушивания
1. Соблюдение покоя и тишины в помещении, в котором производится аускультация.
2. Обнажение тела больного, так как трение одежды может вызвать побочные шумы.
3. Необходимо обращать внимание на волосяной покров тела; волосы на месте выслушивания или смочить или намылить чтобы избежать побочных шумов.
4. В помещении должно быть тепло, так как появление мышечной дрожи будет мешать выслушиванию.
5. Положение больного и врача при выслушивании должно быть удобным.
6. Стетоскоп следует прикладывать к выслушиваемой поверхности равномерно, плотно, но легко.
7. К твердому стетоскопу в момент выслушивания рукой лучше не прикасаться во избежании побочных звуков и уменьшения звукопроводимости.
8. Врач при выслушивании в стоячем или сидячем положении больного свободной рукой должен обхватить (обнять)так, чтобы они составили единое целое.
9. Не давить стетоскоп, дабы не причинить больному боли.
10. По возможности пользоваться одним и тем же стетоскопом.
11. При выслушивании системы дыхания управлять дыханием обследуемого.
12. Выслушивать систематически, настойчиво.
Необходимо привыкнуть отвлекаться от всего окружающего. С этой целью полезно при выслушивании закрыть глаза и затыкать свободное ухо (для устранения лишних звуковых и зрительных раздражений).
Аускультация легких по простой технике
В то же время это весьма сложный для интерпретации метод исследования, который по своему значению, по своей ценности в некоторых случаях не уступает рентгенологическому исследованию.
Для выслушивания необходим опыт, надо иметь правильно разбираться в воспринимаемых ухом звуковых впечатлениях, и что наиболее важно, уметь находить в этих чрезвычайно разнообразных акустических феноменах отображение паталогоанатомических процессов, разыгрывающихся в легких соответственно месту выслушивания.
Для правильного понимания выслушиваемых легочных шумов необходимо обращать внимание на их характер, силу, отношение к фазам дыхания (т. е. к вдоху и выдоху), локализацию и распространение.
Так же и при перкуссии, в начале проводим сравнительную аускультацию. Выслушивая на строго симметричных местах грудной клетки, сравниваем между собой полученные данные.
Необходимо мысленно сравнить вдох с выдохом на одноименной стороне, вдох с выдохом и выдох с выдохом на сторонах противоположных.
Положение больного при аускультации в зависимости от состояния может быть любым. Однако наиболее удобным будет стоячее или сидячее положение со свободно опущенными или положенными на колени руками.
Не следует в положении стоя выслушивать тяжелых, слабых больных; – при глубоком дыхании у них нередко возникает головокружение и обмороки. Самое неправильное положение – это когда больной сидит на кровати с вытянутыми ногами.
Больной должен обнажен по пояс, так как одежда часто вносит посторонние звуки. Необходимо научить больного правильно дышать: глубоко, спокойно, ровно, через нос и только по особому требованию врача – через рот в среднем темпе, т. е. делать около 25 дыханий в минуту.
1По знаку врача больной к концу выдоха должен, не вдыхая коротко кашлянуть энергично, но беззвучно, только остаточным воздухом; опять немедленно после кашля глубоко вдохнуть.
Невыполнение этого правила представляет собой большое упущение: почти у половины больных туберкулезом легкие хрипы выслушиваются лишь после покашливания.
И врач, который не инструктирует больного, как нужно дышать, не получает того, что может дать аускультация. Большое значение имеет также правильная установка стетоскопа.
Если стетоскоп плотно не прилегает к коже, то легко можно услышать такие шумы и хрипы, которых в действительности нет.
При выслушивании легких, прежде всего, нужно выслушивать дыхательные шумы, определить характер дыхания, его интенсивность, установить соотношение вдоха и выдоха.
После этого обращают внимание на возможные побочные шумы или хрипы. При выслушивании дыхательных шумов дыхание через рот нежелательно (больной дышит через нос), в то время как при хрипов дыхание через рот будет способствовать более сильному движению воздуха в бронхах и тем самым более легкому образованию, а следовательно восприятию хрипов.
Затем выслушивают шум трения плевры, которых чаще всего можно слышать в нижнебоковых частях грудной клетки, где экскурсия легких небольшая, а, следовательно, условия для выслушивания шума трения наилучшие.
Наконец, производится выслушивание голоса. Выслушивается как громкая речь, так и шепот. Как через стетоскоп, так и непосредственно ухом.
Порядок мест выслушивания тот же самый, что и при перкуссии, т. е.
верхушки, передняя поверхность (сверху вниз), боковые поверхности (от подмышечных ямок книзу), задняя поверхность (над лопатками, между ними и под лопатками)на симметричных местах поочередно.
Возникающие при выслушивании дыхательных органов звуки или шумы делятся на три основных группы:
1. Дыхательные шумы.
2. Побочные шумы или хрипы и крепитация.
3. Шум трения плевры.
Основные дыхательные шумы по своему характеру разделены на два вида: везикулярное и бронхиальное дыхание. При выслушивании над гортанью, трахеей и крупными бронхами слышится дыхательный шум, напоминающий звук “Х”, причем выдох громче, грубее и длиннее, чем вдох.
Соотношение 4: 5. Образуется этот шум в гортани при прохождении воздуха через ую щель вследствие круговорота воздуха при вдохе над ыми связками, а при выдохе – под ними.
так как при выдохе ая щель сужена больше, чем при вдохе, то и звук при выдохе сильнее, грубее и длиннее.
Это так называемое ларингеальное, трахеальное или бронхиальное дыхание. Физиологически оно выслушивается над гортанью и трахеей и в межлопаточном пространстве у остистого отростка 4-го шейного позвонка, причем бронхиальный оттенок дыхательного шума сказывается, главным образом, в выдохе.
На остальной поверхности грудной клетки слышен мягкий, дующий, как бы присасывающий звук, напоминающий звук “Ф”, когда мы произносим его, втягивая в себя воздух. Звук этот сильнее и длиннее при вдохе, слабее и короче при выдохе и слышен только при в его первой трети.
Этот дыхательный шум называется везикулярным или альвеолярным дыханием.
Везикулярное дыхание возникает при расправлении легких во время вдоха. При этом стенки альвеол вследствие быстрого растяжения внезапно из расслабленного состояния, в котором они находились в конце выдоха, переходят в напряжение. Благодаря этому в них возникают колебания, дающие звук.
Одновременно колеблются огромные количества альвеол, причем расправление всех альвеол происходит последовательно. В результате сложения возникающих звуков происходит протяжный шум.
Во время выдоха вследствие спадения альвеол напряжение их стенок быстро уменьшается и, следовательно, одновременно уменьшается их способность к колебанию. Поэтому дыхательный шум слышится только в начальной части выдоха.
Этот мягкий дыхательный шум напоминает звук “Ф”, получаемый при питье жидкости из блюдечка. Таким образом, везикулярное дыхание представляет собой звук расправляющегося легкого; выслушивая его мы можем сказать, что легкое в этом месте дышит.
Стетоскопы – лучшие производители, обзор конструкции и руководство по применению для новичков
Стетоскоп – это инструмент, используемый в медицинской сфере для прослушивания внутренних органов человека. Представленный прибор является незаменимым для каждого доктора, но в начале своей карьеры, далеко не все врачи знают, какой стетоскоп лучше выбрать и как же ним правильно пользоваться.
Виды и подбор стетоскопов
На сегодняшний день выделяют следующие виды современных стетоскопов:
Ниже представлены фото разных видов стетоскопов.
После того как был определен вид подходящего оборудования, можно приступать к его выбору, в этом случае следует обратить внимание, на такие моменты:
Материал. Представленный инструмент может изготавливаться из нержавейки, пластмассы и алюминия. Алюминиевое оборудование обладает довольно небольшим весом, но измерения не всегда точные.
Поэтому из всех представленных материалов особое предпочтение отдается нержавейке, поскольку такой инструмент, несмотря на более высокую стоимость, качественнее прилегает к телу и делает точные измерения.
Мембрана. Для её изготовления должен использоваться высококачественный и гибкий материал. Следует понимать, что чем плотнее мембрана, тем более высокая у неё чистота колебаний, а соответственно, лучше передача высокочастотных звуков.
У дешёвых приборов мембрана недостаточно хорошо прилегает к телу, в связи, с чем оборудование не может уловить присутствующие незначительные шумы.
Трубка. Для её изготовления рекомендуется использовать толстый материал, имеющий внутреннее двойное отверстие. Это способствует улучшению передачи звука и избавлению от внешних шумов.
Наконечники для ушей. Бывают нескольких видов: мягкие (резиновые) и жесткие (пластиковые). Первый тип наконечников в состоянии подстроится под форму внешнего слухового аппарата, второй тип не меняет своей формы. Кроме того, жесткие располагаются прямо, а не под углом, поэтому их довольно неудобно использовать, и возможна утечка звука.
Применение стетоскопа
Разобравшись с разновидностями описываемого оборудования и изучив особенности его подбора, нужно понять, как правильно слушать стетоскопом.
Для того чтобы разобраться с этим моментом было проще, нужно следовать инструкции по использованию стетоскопов:
Для применения стетоскопа нужно подобрать тихое место. Это необходимо выполнить для снижения частотности внешних шумов.
Требуется правильно расположить пациента. Для прослушивания сердца и живота, пациента нужно попросить прилечь. Для прослушивания области лёгких, пациент должен иметь сидячее положение.
Определяется необходимость использования мембраны или колокольчика. В первом случае, будет лучше слышно средне и высокочастотные звуки. Во втором случае, лучше слышно низкочастотные звуки.
Пациент должен поднять кофту или рубашку, чтобы дать доступ к коже. Это необходимо для того, чтобы избавиться от звуков, характерных для шуршащей ткани.
При прослушивании сердца нужно удерживать мембрану в верхней левой части груди, на месте схождения 4 и 5 ребер. Инструмент удерживается между средним и указательным пальцами. Необходимо попросить пациента расслабиться и спокойно дышать, слушая звуки на протяжении минуты.
Необходимо подсчитать количество сердцебиений в минуту. Нормальным показателем является от 60 до 100.
Сравнение с фонендоскопом
Люди, далёкие от медицинской сферы, довольно часто могут путать фонендоскопы и стетоскопы, что абсолютно неправильно. Разработка фонендоскопов, произошла намного позже стетоскопов, Николаем Коротковым.
И главное их отличие заключается в том, что присутствующая в устройстве звукоснимающая воронка прикрыта диафрагмой-резонатором (мембрана), это необходимо, что усилить определённый спектр частот.
Ознакомившись с разновидностями существующих стетоскопов и сравнив представленное оборудование с фонендоскопом, больше не должно возникать трудностей в выборе прибора. Главное помнить, что дешёвый инструмент может быть недостаточно качественным и не даст точного результата.