стеклянное пресс папье что это
Богатый «внутренний мир» стеклянных пресс-папье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Художник родился в США 7 апреля 1943 года. В 1961 году он поступил в Политехнический институт округа Сейлем (Salem County Vocational Technical Institute), где впервые познакомился с теоретическими и практическими основами работы со стеклом. За сорок лет деятельности Стэнкард получил три почётных степени и множество наград от Национальной ассоциации стекла (Glass community), а за последнее десятилетие успел написать бесчисленное количество статей и эссе на тему искусства, а также выступить автором двух книг.
Стэнкард давно зарекомендовал себя как искусный стеклодув и настоящий профессионал своего дела. Он считается одним из величайших из ныне живущих мастеров-стеклодувов, специализирующихся на изготовлении уникальных пресс-папье, которые более походят на произведения искусства. Недаром произведения Стэнкарда представлены в шестидесяти музеях по всему миру, включая Смитсоновский институт, музей Метрополитен в Нью-Йорке и знаменитый Лувр.
Другой интересный мастер, работающий со стеклом – американская художница Кэрол Милн (Carol Milne). Изготовление её удивительных скульптур в виде невероятно реалистичного вязания требуют немалой сноровки и терпения. Она даже разработала специальную технику обработки стекла, подключив воск и специальные пресс-формы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Пресс-папье в наши дни
Современное компьютерное поколение вряд ли знает, что такое пресс-папье и для чего оно используется. Люди все меньше пишут рукописи. Однако и сейчас на письменном столе солидного рабочего кабинета можно встретить эту тяжелую вещь. Название пресс-папье (от французского «presse-papiers») означает «нажимать на бумагу».
Как появилось пресс-папье и для чего оно нужно
До изобретения чернил подобный предмет прижимал бумаги к столу, чтобы они не разлетались и не смешивались от случайного сквозняка. Когда появились чернила, их нужно было высушивать, чтобы не размазать написанное. Для этого лист бумаги посыпали тонким песком, и пресс стал появляться в паре с песочницей.
Изобретение промокашки в 1835 году изменило внешний вид и назначение пресс-папье: оно стало использоваться не только как пресс, но также для промокания чернил. Промокашка, расположенная в нижней части пресса, была изготовлена из целлюлозы и за счет многочисленных пор хорошо впитывала лишние чернила.
Сегодня, когда шариковые ручки заменили собой перьевые, основная функция пресс-папье ушла в прошлое и осталась лишь как часть протокола при подписании международных договоров главами государств. По протоколу документы такого уровня подписывают чернилами. Но это лишь дань традиции, так как большой необходимости в этом нет.
Сегодня пресс-папье еще используется для придавливания бумаг. Но поскольку его утилитарная функция стала не столь востребованной, постепенно оно превратилось больше в произведение искусства, которое украшает офис. А старинные образцы пресс-папье являются объектом пристального внимания коллекционеров. Коллекционных экземпляров насчитывается около 200 000 в мире.
Как выглядит пресс-папье и какие бывают виды
До появления специальной промокательной бумаги этот предмет чаще всего выглядел как небольшой каменный брусок, в основании которого использовались поделочные или полудрагоценные породы. Сверху пресс украшали фигурками из металла или камня.
Когда с помощью пресса стали промокать чернила, его вид изменился: нижняя часть выполнялась выпуклой, в виде полумесяца, а сверху появилась ручка. Варианты оформления были разнообразны и зависели от состоятельности владельца. Нижняя часть, на которую натягивалась промокательная бумага, была деревянной, в эксклюзивных образцах — выполненная из дорогих пород: красного, черного дерева, дуба, ореха. Сбоку основание окантовывали серебром, бронзой или другим металлом. Сверху использовали поделочные камни, металл, стекло, фарфор. Украшали фигурками, драгоценными камнями, позолотой, янтарем, инкрустацией. Такой предмет уже был не просто канцелярской принадлежностью, а украшал письменный стол и кабинет, показывал статус владельца.
Сегодня старые образцы искусства можно найти только в музеях или на аукционах. Хотя пресс-папье-сувениры времен СССР и даже более ранние еще можно купить в антикварных лавках.
Однако не менее интересны и современные прессы. Например, в 2012 году английский ювелирный бренд Tateossian выпустил самое дорогое пресс-папье в мире. Настолько дорогое, что его цена держится в секрете. Внешне оно похоже на обычную гальку, но выполнено из черного обсидиана. В нем есть углубление, выстланное розовым золотом. Через окошко, закрывающее углубление, можно увидеть алмазную крошку, вес которой составляет 60 карат.
Современные пресс-папье по форме часто отличаются от традиционных и отражают новые веяния в технологиях. Теперь цветные фигурки, предметы, логотипы и фирменные знаки компаний (3-D объекты) помещают внутрь стеклянных шаров или брусков из акрила. Можно встретить пресс из резины, полностью имитирующий хоккейную шайбу, или в виде надписи на подставке.
Как пользоваться пресс-папье
Чтобы промокнуть чернила (бывает, и современные шариковые ручки текут), пресс-папье просто берут за ручку и перекатывают его с одной стороны на другую несколько раз. В качестве пресса использовать его еще проще: поставил на бумаги и будь уверен — они никуда не денутся.
Бывает, что пресс-папье выполняет функцию игрушки-релаксанта. Например, увесистый предмет с гладкой поверхностью приятно повертеть в руках. Или, раскрутив черный металлический шар-пресс, кинетический антистресс, долго наблюдать магию расходящихся кругов.
Кому подарить пресс-папье
Пресс-папье станет замечательным подарком на любой праздник деловому человеку: другу, коллеге, шефу, бизнес-партнеру. Старинный, он станет вкладом в копилку коллекционера. Оригинальный, новый, украсит письменный стол, книжную полку или принесет пользу по прямому назначению. Пресс-папье с нанесенной на него именной гравировкой или логотипом будет визитной карточкой владельца.
Варианты брендирования
Способ нанесения логотипов, фирменных знаков, именных надписей зависит от поверхности предмета, на который они наносятся.
Пресс-папье в качестве корпоративного подарка и сувенира
Брендирование пресс-папье — распространенный способ заявить о своей компании, оставить след в памяти с помощью подарка. Сегодня это еще и стильный элемент фирменной атрибутики.
Сувенирные пресс-папье с нанесенными на них логотипами компании зачастую используются как подарки во время пиар-акций. Их вручают участникам мероприятий. Такие сувениры могут изготавливаться даже под конкретные мероприятия: конференции, форумы, деловые встречи. Это продвигает бренд не хуже, чем другая реклама. Предмет всегда будет перед глазами владельца, напоминать о дарителе.
В качестве сувенира подойдут пресс-папье простых форм из акрила или металла с фирменной символикой. Или многофункциональное пресс-папье, которое сочетает в себе функции пресса и подставки под ручку. Интересный сувенир — пресс-надпись на подставке. Надпись можно подобрать под владельца.
Флористические композиции внутри стеклянных пресс-папье
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Работе со стеклом художник посвятил много лет своей жизни. На протяжении первых десяти он работал стеклодувом в различных химических лабораториях, проводя всевозможные опыты с этим материалом. Чтобы обеспечить свою семью, Пол вынужден был постоянно подрабатывать, тогда он решил наладить производство пресс-папье прямо в своем гараже.
Пресс-папье Пола Станкарда были настолько хороши, что он начал участвовать во всевозможных выставках, которые проходили в Атлантик Сити. На шикарные изделия из стекла обратил внимание всемирно известный арт-дилер Reese Palley. Именно он выделил деньги на то, чтобы создать все необходимые условия для начинающего мастера.
В 1960-х годах на американском рынке появились первые пресс-папье, внутри которых помещались «цветы», правда, ни о каком сходстве в передаче формы и окраски речь не шла. Тогда Пол Станкард решил обойти своих конкурентов и добиться полного сходства. Следует признаться, ему это вполне удавалось, так что многие изумленные зрители готовы были поверить, что художник смог «упаковать» живые цветы в стеклянную форму.
Благодаря творчеству Пола Станкарда к изготовлению пресс-папье стали относиться не как к ремеслу, а как к искусству. Его работы сегодня представлены в 60 музеях мира, включая Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Лувр в Париже.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Антикварные пресс-папье из стекла
Все чаще и чаще коллекционеры обращаются к теме старинных пресс-папье, и с каждым годом растет число собирателей. Эти шедевры стеклоделия завораживают человека своим совершенством, мистической красотой, которая подчеркивает их уникальность.
Старинные прижимы назвали «королевскими регалиями для коллекционеров» из-за тонкости работы и редкости. (По некоторым данным, в мире существует лишь 25 000 пресс-папье, сделанных во время десятилетнего «классического периода», за исключением тех, что находятся в постоянных музейных коллекциях.) Пресс-папье считают самым коллекционируемым из стеклянных предметов XIX столетия.
Но как отличить антикварное пресс-папье от современной копии, как разобраться в технике исполнения, времени изготовления, определить компанию-производителя, понять ценовую политику?
Сейчас на рынок антиквариата выброшено множество современных пресс-папье, среди которых лидирует, конечно, продукция китайских производителей. Это изделия весьма низкого качества, но очень часто они преподносятся покупателю как предметы антиквариата. Однако, овладев определенными знаниями по технике изготовления пресс-папье ведущими стеклодельческими фирмами XIX и начала XX веков, можно практически полностью исключить риск приобретения имитаций и низкосортных подделок под истинные предметы коллекционирования. Для этого нужно мысленно вернуться на сотни лет назад и обратиться к истории создания пресс-папье, которая предшествовала их возникновению как предмета искусства.
Самая ранняя ссылка об изготовлении стеклянных пресс-папье исходит от венецианца-историка XV столетия Sabellico. Он описал стеклянное пресс-папье, заполненное крошечными полевыми цветами. Эта техника называется millefiori, что в переводе с итальянского означает «тысяча цветов». Она состоит в том, что тонкие прутики белого и окрашенного стекла пересекаются крестообразно и создают внутреннюю структуру, напоминающую цветок. Это один из самых старых методов декорирования, используемых в производстве стекла.
Время с 1845 по 1860 год можно считать «классическим периодом» изготовления пресс-папье. Французы лидировали в отрасли, копируя все лучшее от венецианцев и производителей богемского стекла. Самые совершенные французские пресс-папье «классического периода» были произведены на фирмах «Баккара» (Baccarat), «Клиши» (Clichy) и «Сен-Луи» (Saint Louis). Они смело использовали новые методы работы в технике lampwork и sulfide. Популярными сюжетами были цветы, насекомые и фрукты. Мастерство ремесленников достигло столь высокого уровня, что изображения внутри пресс-папье выглядят исключительно реалистично.
Типы стеклянных пресс-папье
Существует несколько типов стеклянных пресс-папье. Среди них наиболее известные:
Bohemia (Богемия) — эти пресс-папье имеют характерную форму, размер и метод шлифовки граней, присущие только изделиям этого производителя.
Crown (корона) — заключают в себе разноцветные спиральные ленты и нити, идущие от короны до основы.
Lampwork (лэмпворк) — для пресс-папье lampwork характерны такие объекты, как цветы или бабочки из цветного стекла, окруженные прозрачной стеклянной полусферой.
Millefiori (миллефиори) — содержат поперечные сечения крошечных разноцветных стеклянных нитей, в сечении имеют вид мелких цветов.
Sulfide (силуэт) — популярные во время «классического периода», эти пресс-папье похожи на портретные камеи с детальной проработкой портрета в основе.
Swirl (водоворот) – внутреннюю часть пресс-папье украшают группы непрозрачных нитей, насчитывающих до трех цветов.
Victorian (викторианский) – стеклянные пресс-папье с заключенными в них рекламными надписями или портретами.
Для пресс-папье, изготовленных французскими фирмами, характерны три видда декоративных стеклянных прутиков (илл.1).
Торцы прутиков при увеличении (видны сигнатуры фирмы Baccarat ) показаны на иллюстрации 2.
Рассматриваем характерные образцы разных видов антикварных пресс-папье. Вот несколько примеров millefiori :
Lampwork — это название одной из техник работы со стеклом, в которой используется горелка (лампа, отсюда и название) для разогрева стекла и придания ему желаемой формы. В России эту технику, а также полученные с ее помощью стеклянные изделия называют «лэмпворк», «лампворк» и даже романтично — «стекло-в-огне».
История lampwork неотрывно связана с историей стекла, в том числе и художественного, — это одна из самых древних техник работы со стеклом. Сама техника lampwork часто ассоциируется с венецианскими стеклоделами, и поэтому изделия lampwork иногда называют венецианскими.
Внутри пресс-папье lampwork, как правило, есть такие объекты, как цветы или бабочки, сделанные из цветного стекла, и они заключены в купол из прозрачного стекла:
Немалую долю антикварных пресс-папье составляют работы с профильным портретом или силуэтом. Вот несколько примеров:
Коллекционирование пресс-папье, прежде всего знатью и аристократией, началось вскоре после того, как их производство прекратилось. Первенство нужно отдать королеве Марии, королеве Виктории, жене Наполеона III Эжени и другим. Интересно, что эти весьма состоятельные люди собирали относительно недорогие в то время пресс-папье, безусловно, осознавая красоту и сентиментальность превосходно изготовленных предметов.
Собирательство пресс-папье стало очень распространено в начале XX столетия, тогда же и сформировались самые знаменитые коллекции. Когда в 1925 году Sotheby’s провел первый аукцион пресс-папье, они по праву получили признание как полноценная форма декоративного искусства.
Как и в те далекие времена, сегодня наибольшей популярностью благодаря высокому уровню исполнения пользуются изделия фирм Baccarat, Saint Louis, Clichy, Pantin, Bacchus, New England Glass Company, Sandwich Glass Company, Bohemia. Большой интерес на современном рынке антиквариата вызывают русские пресс-папье, изготовленные в технике lampwork предположительно на стеклозаводах Мальцева в Дятьково в конце XIX века.
На иллюстрации 23 представлено русское пресс-папье. Прямоугольный блок заключает в себе букет из 12 цветов и 12 листьев. Длина: 10,2 см; ширина: 6,4 см; глубина: 3,5 см.
Говоря о ценообразовании на антикварные пресс-папье, прежде всего следует отметить, что наибольшим спросом пользуются предметы, изготовленные с 1845 по 1860 год — в «классический период» изготовления
пресс-папье. Лидеры среди производителей этого периода — французские фирмы. Цена конкретного изделия зависит от уровня исполнения и техники (например, очень важна высокая детализация в предметах, изготовленных в технике lampwork и millefiori), от цветовой гаммы, композиции сюжета пресс-папье, его величины и времени изготовления, наличия временной сигнатуры фирмы и, конечно, от общего количества предметов, изготовленных в данной технике, по данной тематике и ее разновидностям.
Важно подшить, что антикварные пресс-папье изготовлялись из высококачественного хрусталя с высоким содержанием свинца, что придает им характерный увеличенный вес в сравнении с изделиями из стандартного хрусталя. Если взять в руки два одинаковых по размеру пресс-папье, коллекционер всегда сможет отличить по весу старый прижим от нового (например, китайской подделки): старое, антикварное, пресс-папье всегда будет тяжелее за счет технологических добавок, использовавшихся при изготовлении хрусталя в XIX веке. Эта особенность применима и к русским пресс-папье XIX века, но к ней можно добавить характерный цветовой оттенок, свойственный русскому хрусталю того периода, — это цвет молодого виноградного вина, или, как прозаически называют его коллекционеры пресс-папье, «цвет разбавленной мочи».
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 83 (январь-февраль 2011), стр.58
Пресс-папье и коллекционирование
Что такое пресс-папье
Классический пресс-папье представляет собой дугообразный брусок, сверху которого расположена рукоятка, а снизу натянута промокательная бумага. Тяжесть позволяет фиксировать лежащие бумаги, чтобы они не разлетались и не рассыпались. А промокательный лист используют для промокания написанного.
Для чего используется пресс-папье
В основном этот канцелярский предмет предназначался для промокания чернил. Промокательная бумага состояла из целлюлозы. В виду того, что структура бумаги имела множество мелких капилляров, она очень быстро могла впитывать жидкие чернила. Благодаря бумаге ускорялся процесс высыхания рукописей, что предотвращало размазывание.
Пресс-папье кроме полукруглого бруска могло иметь различные формы. Изготовлялась эта канцелярская принадлежность из стекла, мрамора, бронзы и других ценных материалов. Пресс-папье часто инкрустировали, украшали янтарными или металлическими фигурками. Зачастую пресс-папье присутствовало на письменном столе в качестве декоративного предмета.
Коллекционирование пресс-папье
Ещё в средневековье пресс-папье стало совмещать утилитарную и декоративную функции. Такое отношение к нему привело к тому, что обыкновенный канцелярский предмет постепенно превратился в произведение искусства. Вследствие этого прибор стал самым коллекционируемым предметом обихода.
Пресс-папье является прекрасным подарком на любые праздники. Канцелярский прибор сможет пополнить коллекцию либо послужить по назначению. А сделанный вручную, пресс-папье сможет украсить своей изящностью рабочий стол или любую книжную полку. Если вам приходилось делать новогодние стеклянные шары, то пресс-папье изготовляется аналогично. По сути, этот предмет можно сделать из чего угодно, главное проявить немного творчества.
Примеры старинных антикварных пресс-папье
Ниже приведены несколько фотографий – примеров старинных пресс-папье, ориентировочно, датированных концом 19 века. По происхождению – Англия\Франция. Материал – мрамор и бронза.
1. Старинное пресс-папье «Орёл и цапля»
2. Старинное пресс-папье «Греческий шлем»
3. Старинное пресс-папье «Медведь, читающий «Таймс»