стеклотара что это такое
Стеклотара
Стеклота́ра — стеклянная упаковка, используемая для хранения и транспортировки промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов.
Материалом отличается от тары деревянной, пластмассовой и металлической и относится, как правило, к малогабаритной таре. По конструктивной жёсткости и монтажным признакам принадлежит к категориям жёсткой и неразборной тары. В отношении оборота может быть как разовой, так и возвратной или многооборотной.
В Советском Союзе и России использованную стеклотару сдавали и сдают в приёмные пункты. Сдача стеклотары является важным источником доходов бездомных и лиц, злоупотребляющих спиртными напитками (хронических алкоголиков).
Содержание
Область применения
Стеклотара используется для хранения следующих продуктов:
Банки
Банки бело-зелёного стекла со стандартным горлышком под жестяную крышку, ёмкостью 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,0; 3,0 и 10,0 литров. В СССР широко распространена банка, ёмкостью 0,25 л под жестяную крышку малого диаметра, (народные названия майонезная банка или «баночка для анализов»).
Пользуются популярностью у населения (универсальные жестяные крышки доступны в продаже) банки, ёмкостью 0,5; 0,75; 1,0; 3,0 (домашнее консервирование) и 10,0 (для брожения вина) литров.
Бутылки
Стеклянные бутылки широко применяют для хранения и транспортировки алкогольных (в том числе и газированных), безалкогольных напитков, минеральных вод, растительного масла, молока и молочных продуктов. Важным преимуществом является химическая безопасность стеклянной тары и возможность её повторного использования, в том числе и в быту. Серьёзным недостатком является хрупкость стекла.
Поллитровые бутылки
Производились из стекла разных оттенков зелёного, голубого, красно-коричневого цвета. Встречались и прозрачные бутылки (наряду с зелёными использовались для разлива газированных минеральных вод и прохладительных напитков). Для разлива пива обычно использовались бутылки тёмного стекла. Все бутылки этого типа герметично закрывались жестяной гофрированной крышечкой. Во времена антиалкогольной компании середины 80-х годов ликёроводочные заводы были вынуждены перейти на разлив в эти бутылки водочной продукции, закупоривая картонно-фольгированной крышечкой с язычком.
Зало́говая сто́имость: 12 копеек в 60—70-е годы во второй половине 80-х достигла 20 копеек за чистую бутылку без трещин с неповреждённым горлышком.
Водочные бутылки
В СССР выпускались специальные бутылки белого стекла с длинным прямым горлышком, ёмкостью 0,5 л. После горбачёвско-лигачёвской антиалкогольной кампании их производстов было свёрнуто и водку стали разливать в обычные разноцветные 0,5 л бутылки для соков, пива и минеральной воды.
Зало́говая сто́имость: 12 копеек в 60—70-е годы во второй половине 80-х достигла 20 копеек за чистую бутылку без трещин с неповреждённым горлышком.
Бутылки для растительного масла
Поллитровые бутылки цветного стекла с горлышком, имеющим характе́рное расширение. В процессе использования воздух, попадая в горлышко, издавал характерные «буль-буль». Иногда в этот вид бутылок белого стекла разливали столовый уксус.
Зало́говая сто́имость: крайне неохотно принимались и сдавались населением (трудно было отмыть следы масла).
Молочные бутылки
В СССР наибольшее распространение (наряду с пакетами) получили поллитровые бутылки. В эти бутылки разливали не только молоко, но и молочные продукты. Продукция пастеризовалась и закупоривалась разноцветными крышечками из фольги: молоко — неокрашенными крышечками, кефир — зелёными и так далее. На крышечке вытиснено название продукта и дата реализации. Бутылка открывалась простым нажатием на фольгу. Наряду с поллитровыми крайне редко встречались и литровые молочные бутылки.
Зало́говая сто́имость: 15 копеек за чистую бутылку без трещин с неповреждённым горлышком. Для удобства покупателей молочные бутылки принимались в молочных отделах гастрономов.
Отдельной разновидностью молочных бутылок были 0,25 л для детского питания с узким горлышком (под детскую соску), закрывающиеся жестяными гофрированными крышечками. Оборот этого вида стеклотары обычно осуществлялся на молочных кухнях.
Винные бутылки
Бутылки зелёного стекла различных оттенков, ёмкостью 0,75 л, закупориваемые пластмассовой пробкой. Особо дорогие марочные и сухие вина закупоривали пробкой из пробкового дуба. В отличие от бутылок с пластмассовыми пробками для открытия последних желательно наличие штопора.
Шампанское
Шипучие и игристые вина разливали в специальные 0,75 л бутылки (называемые огнетушителями). Пробки чаще были пластмассовые, закрученные проволокой и сверху заклеенные фольгой. Недопитую бутылку временно закрывали пробкой, чтобы не уходил газ. Коллекционные бутылки закупоривали пробками из пробкового дуба, повторное использование которых в бытовых условиях было невозможно.
Крайне редкая разновидность этого вида бутылок ёмкостью 1 литр, а также бутылки импортного производства в пунктах приёма стеклотары не принимались.
Ссылки по теме
См. также
Вторичный оборот стеклотары
Фразеологическое выражение сдавать бутылки означает продавать стеклотару.
«Сдача бутылок» — распространённая практика как в СССР, так и в постсоветской России. При этом продаваемая тара является стеклянной. На пункте сдачи бутылок или в магазине покупают пустую стеклотару с целью последующего её вторичного использования. Продавец, как правило, является человеком, который употребил продукцию, ранее бывшую в сдаваемой таре, либо эта тара была выброшена, а он подобрал её с целью сдачи.
Значение слова «стеклотара»
Отличается материалом от тары деревянной, пластмассовой и металлической и относится, как правило, к малогабаритной таре. По конструктивной жёсткости и монтажным признакам принадлежит к категориям жёсткой и неразборной тары. В отношении оборота может быть как разовой, так и возвратной или многооборотной.
Важным преимуществом является химическая безопасность стеклянной тары и возможность её повторного использования, в том числе и в быту. Серьёзным недостатком является хрупкость стекла.
Основными разновидностями стеклотары являются банки и бутылки.
При этом, в отличие от стран с рыночной экономикой, в которых чуть ли не каждый производитель тех или иных пищевых или промышленных товаров, продвигая свой бренд, старается использовать свой собственный уникальный типаж стеклотары, в СССР во времена развитого социализма и в странах социалистического лагеря в связи с принятой плановой системой хозяйства сложилась практика повсеместного применения стандартизованной стеклотары для самых разнообразных нужд и целей. Частично это было связано с тем, что плановая система хозяйства предусматривала относительно небольшое число стекольных заводов (при объективно высокой потребности в стеклотаре), а также обоснованно считала нерациональным расходование значительных энергоресурсов, материальных средств и трудозатрат на изготовление нестандартной стеклотары, в том числе, на неизбежную переплавку использованной стеклотары по сравнению с её мытьём при вторичном использовании.
В результате номенклатура типоразмеров стандартизованной советской стеклотары ограничивалась буквально парой десятков разновидностей. С отказом от плановой экономики номенклатура стеклотары в постсоветских странах также стала самой разнообразной за счёт уникальной брендовой тары тех или иных производителей, но при этом в целом ряде случаев сохранилось и применение стеклотары традиционных советских стандартов.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова домра (существительное):
Стеклянная тара: свойства и характеристики
Стеклотара используется для расфасовки и хранения пищевых продуктов, товаров химической, фармацевтической и парфюмерно-косметологической промышленности. Такой широкий спектр применения обоснован техническими характеристиками стекла. Специалисты отмечают, что стеклянная тара – это лучшее, а иногда и единственное решение для упаковки некоторых продуктов.
Характеристики стеклянной тары
Стеклотара изготавливается из прозрачного, полубелого или цветного стекла. Выбор основного сырья зависит от назначения емкости и того, какой продукт в ней будет храниться. Для консервации чаще всего используется светлое стекло, а вот в виноделии актуальны только темные, не пропускающие свет бутыли.
Процесс производства стеклянных бутылок и банок основан на разогреве сырья и доведения его до жидкой массы, из которой впоследствии можно выдувать емкости различных форм и размеров. Различают узкогорлую и широкогорлую тару. Внутренний диаметр горла у первого вида достигает 30 мм, у второго превышает этот показатель.
Свойства и преимущества стеклянной тары
Стеклянную тару производители для упаковки своих продуктов применяют по следующим причинам:
Разнообразный ассортимент и возможность изготовления эксклюзивных емкостей в особенном дизайне – это тоже большое преимущество стеклотары. Подобную упаковку можно использовать как маркетинговый инструмент, который способствует увеличению объема продаж, улучшению репутации производителя и узнаваемости бренда. Купленные даже большим оптом стеклянные бутылки для маслав неповторимом дизайне с выгравированным на поверхности названием и логотипом фирмы уберегут продукцию от распространения подделок.
Производство стеклянной тары в масштабах заводов организовано на основе требований ГОСТа и других действующих в стране стандартов, поэтому с конвейера в продажу крайне редко сходят изделия недостаточно хорошего качества или вообще брак. Но даже в случае высочайшего качества и полного соответствия стандартам, не стоит забывать о том, что стеклянная тара имеет и свои недостатки. К таковым относят ее достаточно большой вес и слабую устойчивость к механическим воздействиям. Такие особенности могут вызвать некоторые неудобства при транспортировке и хранении продукции в стекле. Перевозить ее нужно в специальных коробках или ящиках, внутреннее пространство которых разделено перегородками.
Стеклотара
Из Википедии — свободной энциклопедии
Стеклота́ра — стеклянная упаковка (тара), используемая для хранения и транспортировки промышленных товаров и пищевых продуктов.
Отличается материалом от тары деревянной, пластмассовой и металлической и относится, как правило, к малогабаритной таре. По конструктивной жёсткости и монтажным признакам принадлежит к категориям жёсткой и неразборной тары. В отношении оборота может быть как разовой, так и возвратной или многооборотной.
Важным преимуществом является химическая безопасность стеклянной тары и возможность её повторного использования, в том числе и в быту. Серьёзным недостатком является хрупкость стекла.
Основными разновидностями стеклотары являются банки и бутылки.
При этом, в отличие от стран с рыночной экономикой, в которых чуть ли не каждый производитель тех или иных пищевых или промышленных товаров, продвигая свой бренд, старается использовать свой собственный уникальный типаж стеклотары, в СССР во времена развитого социализма и в странах социалистического лагеря в связи с принятой плановой системой хозяйства сложилась практика повсеместного применения стандартизованной стеклотары для самых разнообразных нужд и целей. Частично это было связано с тем, что плановая система хозяйства предусматривала относительно небольшое число стекольных заводов (при объективно высокой потребности в стеклотаре), а также обоснованно считала нерациональным расходование значительных энергоресурсов, материальных средств и трудозатрат на изготовление нестандартной стеклотары, в том числе, на неизбежную переплавку использованной стеклотары по сравнению с её мытьём при вторичном использовании.
В результате номенклатура типоразмеров стандартизованной советской стеклотары ограничивалась буквально парой десятков разновидностей. С отказом от плановой экономики номенклатура стеклотары в постсоветских странах также стала самой разнообразной за счёт уникальной брендовой тары тех или иных производителей, но при этом в целом ряде случаев сохранилось и применение стеклотары традиционных советских стандартов.
Производство стеклотары
Отметим, что технологии изготовления стеклянной тары для различных нужд пищевой отрасли, а также мощности используемого оснащения за прошедшие несколько лет заметно усовершенствовались.
В свою очередь это позволило выпускать большие объемы стекла и полностью удовлетворить внутренний спрос производителей спиртных и безалкогольных напитков.
Заводы и предприятия по изготовлению стеклотары расположены во многих регионах Российской Федерации.
Однако наибольшие мощности сконцентрированы во Владимирской, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Ростовской, Рязанской, Тверской и Ярославской областях. Каждому из них принадлежит по несколько крупных печей и производственных линий.
Методики изготовления и используемое оснащение в производстве стеклотары
Современное техническое оборудование, которое ориентировано на производство стеклотары, – это сложный и комплексный механизм, где главная роль отводится:
Сама же методика изготовления стеклянной тары заключается в последующих этапах:
Конечным этапом является контроль качества изготовляемой продукции и последующая ее упаковка. Для этого проводится визуальный осмотр и технические испытания, в рамках которых проверяется термическая стойкость и качество отжига, а также давление готовой стеклянной тары.
После всех необходимых процедур она упаковывается в паллеты или ящики и доставляется заказчику на производство либо на склады самого завода.
Отметим, что на сегодняшний день контроль качества производится как вручную, так и при помощи автоматизационных систем и инспекционного оборудования.
Благодаря использованию оснащения последнего поколения производство стеклотары не только облегчилось, но и заметно ускорилось, что в свою очередь положительно отражается на объемах изготовления.
Упаковка стеклотары
Упаковка стеклотары на производстве осуществляется с помощью специального оснащения, которое представляет собой конвейер, имеющий опорные пластины. Последние дают возможность послойно располагать ряды в вертикальном положении.
Каждая опорная пластина на нижней поверхности имеет ребра, позволяющие фиксировать верхнюю часть стеклотары. Они расположены рядами по всему периметру.
Стоит отметить, что профиль каждого ребра произведен с заходной частью. Она в свою очередь размещается только с одной стороны.
При этом расположение сосредотачивается под тупым углом к плоскости опорной пластины. Такое оборудование широко применяется для упаковки стеклотары. Также оно используется для ее транспортировки как пустой, так и наполненной.
Среди всего ассортимента оснащения известны устройства, которые позволяют перемещать и разгружать штучные изделия. Однако они предназначены в основном для тары цилиндрической формы.
Устройства содержат контейнер, позволяющий послойно размещать в нем изделия на поддонах.
Также оно включает многоэлементный переталкиватель и уплотнительный механизм. Именно они обеспечивают возможность фиксации изделий. Упаковка стеклотары с помощью специального оснащения гарантирует качество и безопасность готовых изделий.
С помощью опорных пластин обеспечивается фиксация, а также осуществляется корректировка координат. Они непосредственно накладываются на верхнюю часть стеклотары. Опорная пластина представлена на рисунке ниже.
Особенности упаковки стеклотары
Чтобы упаковка стеклотары осуществлялась максимально правильно, следует учитывать еще ряд особенностей. Для этого необходимо создать оптимальные условия.
Речь идет не только об использованном оборудовании, но и о следующих показателях:
Также следует принимать во внимание определенную специфику. Упаковка стеклотары должна осуществляться под присмотром квалифицированных специалистов.
При этом хранение после выполнения операций в производственных условиях не должно быть продолжительным, так как влажность и перепады температуры могут нанести существенный вред.
Стоит отметить, что упаковка стеклотары для транспортировки должна выполняться с учетом всех особенностей этого процесса.
Также во время выполнения операций используются различные материалы:
Они применяются в зависимости от предназначения и особенностей транспортировки. Перед перевозкой следует уделить особое внимание упаковке, а именно:
Правильно выполнив все операции, можно избежать сдвигов и вероятных прогибов во время транспортировки. Грамотная упаковка стеклотары – залог безопасности.
Продажа стеклотары
Поставщики стеклотары на сегодняшний день сосредоточены практически в каждом городе, что обусловлено широким использованием такой продукции. По своему назначению она разделяется на несколько видов, представленных на диаграмме ниже.
Такая популярность связана с несколькими выдающимися качествами стеклотары:
Если рассматривать структуру отечественного рынка, то изготовление этих изделий сосредоточивается по округам следующим образом.
Организация бизнеса по продаже стеклотары
Поставщики стеклотары, которые одновременно выступают в роли производителей, должны учитывать ряд специфических особенностей. Стоит отметить, что по статистике каждая позиция продукции содержит не меньше чем 20% вторично переработанного сырья.
Бизнес на стеклотаре является довольно прибыльным и простым. При этом он не требует дополнительных вложений. Главное – правильно организовать точку приема стеклотары, лучше несколько. В ее качестве может служить подвальное или подсобное помещение, а также гараж.
Следующим этапом является размещение рекламы. Преимуществом станет вывоз стеклотары от клиента. Уже спустя некоторое время жители будут знать, где сдавать товар.
Бизнес станет работать в полную силу, если изначально найти крупные базы для отправки продукции оптом.
Отменным вариантом считается заключение договора с предприятием, специализирующимся на переработке стекла.
Но тут следует учесть важный момент – такие организации нуждаются в крупных партиях. Есть возможность сдавать не только тару, но и ее бой, что будет выгодным для тех предприятий, которые занимаются производством стекломатериалов.
Это может быть непосредственно:
Внедрение специальных установок для приема позволит оптимально наладить процесс.
Требования к готовой продукции, которые должны учитывать поставщики стеклотары
Поставщики стеклотары, выступающие в роли производителей, в обязательном порядке должны учитывать требования, которые предъявляются к готовой продукции. Это:
Для производства тары должны использоваться специальные формующие машины. Одна из них представлена ниже.
Стеклотара оптом
Упаковка любого пищевого товара – отдельная статья расходов на производстве. Действительно используемых вариантов не так уж и много.
Для кого выгодно заказывать стеклотару оптом?
Для тех, кто производит напитки, соусы, овощные консервы и множество других пищевых продуктов, использование такого сырья, как стеклотара, более чем обоснованно:
Обеспечение собственного производства такой тарой нецелесообразно: минимальный цех по изготовлению будет занимать от 6 000 квадратных метров, а также требовать оснащения специфическим оборудованием. В то же время организовать автоматическую подачу банок или бутылок в конвейерном режиме намного проще и эффективнее, а значит, перед каждым владельцем пищевой компании стоит задача найти надежного поставщика, спецификой работы которого является стеклотара оптом.
Утилизация стеклотары как бизнес
В нашей стране бизнес по утилизации стеклотары представлен слабо – в отличие от западного рынка, где, благодаря тренду на вторичную переработку отходов и тенденцию любыми способами снижать издержки, утилизация и переработка является прибыльным и популярным делом. В этом секторе в России практически нет конкуренции, при этом объем производства может быть достаточно большим.
Аналитики оценивают количество стеклянных отходов в одной только Москве на уровне около 200 тыс. тонн в год, и из них менее 20 тонн идет в переработку – то есть менее 10%. Остальная масса стекла просто лежит на свалках.
Организуя бизнес по утилизации стеклотары, следует предусмотреть источники получения сырья. Завод по утилизации может закупать стеклянную тару у компаний-сборщиков, а может собирать сырье своими силами через пункты приема стеклотары и посредством контейнеров для раздельного сбора мусора.
После переработки стеклянных банок, бутылок и иной тары необходимо найти покупателей стеклобоя.
Рынок сбыта дробленого стекла – предприятия по производству керамической сантехники, изоляционных и строительных материалов, абразивных инструментов, а также предприятия, которые запустят стеклобой во вторичное производство для изготовления новых бутылок и т.д.
Требование к компаниям, занимающимся утилизацией стеклотары
Утилизация стеклотары – бизнес, требующий получения лицензии, которую выдает Росприроднадзор. Это связано с тем, что любые отходы, в том числе и стекло, представляют собой экологически опасные продукты.
Расположение предприятия по переработке стеклянных отходов должно быть в промышленной зоне или на окраине города. Помимо производственных помещений предприятие должно владеть достаточным запасом складских площадей для хранения сырья.
Переработка стекла – вредное производство, поэтому к оборудованию и коммуникациям в производственных помещениях нормами закона предусмотрены строгие требования.
Этапы работы по утилизации стеклотары
Первый этап работ по утилизации стеклотары начинается со сбора сырья. Собранное сырье сдается на предприятие по переработке, где тщательно сортируется, проверяется на брак (например, в переработку не принимаются зеркала и каленое стекло), а затем подвергается чистке и сушке.
Чистое, сухое, отсортированное сырье помещается в шредер, где подвергается измельчению (дроблению). На выходе получается дробленое стекло, которое можно продать заинтересованным компаниям или подвергнуть дальнейшей переработке для получения готового стекла или готовых стеклянных изделий.
Варианты работы предприятия по утилизации стеклотары
Предприятие, занимающееся переработкой стеклянных отходов, может производить стеклобой – дробленое стекло, которое затем продается на различные производства.
Более дорогим и сложным видом переработки, но и более доходным, является производство нового стекла – добавление в стеклобой различных наполнителей и плавка стекла. Покупатели стекла – компании, производящие готовые изделия (стеклотару, листовое стекло, посуду, зеркала и пр.).
Некоторые предприятия осуществляют работы полного цикла по утилизации стеклотары. У таких предприятий есть и этап выплавки стекла, и этап производства готовой стеклянной продукции. Это таким предприятиям значительно увеличить и обороты, и доходы.
Технологии производства и оптовые поставщики стеклотары на выставке
Экспозиция «Продэкспо», которая неизменно из года в год проводится Центральным выставочным комплексом «Экспоцентр», является наиболее значимым событием для главных игроков пищевой отрасли и продовольственного рынка.
Максимально комфортные условия для поиска дистрибьюторов и заключения взаимовыгодных контрактов ежегодно ждут участников крупнейшей в СНГ отраслевой выставки «Продэкспо».
Проект собирает не только поставщиков и пищевых производителей, но и представителей перерабатывающей и упаковочной промышленности, что также ориентированы на производство стеклотары.
Также на выставке можно больше узнать о технологиях производства, упаковки, продаж, утилизации стеклотары.
- простые занавески на дачу
- почему нельзя наливать через руку воду приметы