стедикам для камеры что это
Как выбрать стабилизатор для видеосъемки
При выборе оборудования для видеосъемки ошибочно считать, что достаточно купить камеру с отменным разрешением съемки, и изображение будет выглядеть хорошо. Если посмотреть известные кинокартины или даже обычное любительское видео о путешествиях, видно, насколько плавно движутся картинки. Особенно если это касается динамических сюжетов. В этом огромную роль играют различные системы, фиксирующие камеру, или позволяющие плавно перемещать ее. Сегодня наиболее подходящим вариантом добиться качественной съемки является использование стабилизатора, который призван компенсировать движения камеры, защищая от тряски и рывков. Немаловажную роль играет выбор стабилизатора. По каким параметрам стоит выбирать стедикам, ответим в новом материале.
Стабилизаторы съемки — это целый класс устройств, которые различаются по назначению и технических характеристикам. Это в том числе вес устройства, вес, который способен выдерживать стедикам, или иными словами, полезная нагрузка, а также дополнительные функции и режимы, которые способны преобразить вашу съемку. Но обо всем по-порядку.
Для чего нужны стабилизаторы для камеры
Стабилизаторы для фото- и видеокамер компенсируют движения камеры, чтобы ваши изображения и видео оставались четкими, без смазанных деталей и тряски. Стабилизаторы используют в своей работе профессиональные операторы кино и ТВ, которые в основном снимают динамические сюжеты и “проводки”.
В случае фотографии стедикам способен полностью заменить штатив, при этом вы можете снимать с рук. По качеству это может быть лучше и проще за счет отсутствия необходимости поиска подходящего места для съемки, освещения. Стабилизатор позволяет получать более резкие и изображения даже при самых крупных показателях выдержки и диафрагмы. В случае видеокамер стабилизатор отлично работает при больших фокусных расстояниях.
Современные стабилизаторы — компактны и просты в использовании, выдерживают хорошие нагрузки и способны работать без подзарядки длительное время. Стедикамы могут синхронизироваться с мобильными телефонами, а также они оснащаются множественными режимами, полезными для съемки, и имеют аксессуары, которые пригодятся вам для профессиональной съемки. Большинство стабилизаторов складные, их можно легко транспортировать, и они не требует особых навыков эксплуатации. Благодаря этим качествам стедикамы популярны не только в профессиональной съемке, но и у блогеров, любителей спорта и активного отдыха, а также у путешественников.
Что представляет собой стедикам
Конструкция стабилизатора проста. Это основная ручка и подвижная рамка на шарнирах, прикрепленная к ней. Может быть вариация из двух рамок, расположенных перпендикулярно друг другу. Между рамками устанавливается мобильное устройство или камера. Положение устройств фиксируется датчиками-гироскопами. Шарниры, проводимые электромоторами, осуществляют движения стабилизатора по одной их трех осей. Это может быть крен (наклон камеры вправо и влево), тангаж (наклон вперед и назад) и рысканье (поворот вокруг вертикальной оси). Направления вращений могут быть запрограммированными или динамическими, в зависимости от положения и перемещений оператора.
Механические и электронные стабилизаторы
Механические стедикамы управляются вручную. Плавность кадра обеспечивается за счет крепления, которое устанавливается на системе шарниров. Такие стабилизаторы не имеют батареи, а значит могут работать неограниченное количество времени. Они легче и практически не ломаются, что выводит их вперед по значимости перед электронными устройствами. Но есть и обратная сторона. Механические стабилизаторы нужно настраивать перед каждым использованием под конкретную камеру. Регулировать баланс придется до и после каждого использования, даже если вам просто нужно извлечь карту памяти из устройства. Работать с механикой также сложно ввиду сопутствующих факторов, например, при сильных порывах ветра или во время резких движений.
Электронные модели более продвинуты во всех своих проявлениях. Электронные стабилизаторы могут работать в самых сложных или ограниченных условиях съемки. Они определяют положение устройства в пространстве за счет встроенных гироскопов. В свою очередь, двигатель и сервоприводы мгновенно компенсируют движения подвеса в пространстве. Благодаря этому, электронные стедикамы позволяют получать максимально качественную картинку при съемке с рук. Современные электронные модели также имеют преимущество за счет наличия встроенных режимов для съемки. Например, DJI Ronin SC оснащен режимом S (спортивный) и как раз отлично подойдет для съемки в динамике. Механика может попросту не справится с быстрыми движениями объекта в кадре, снимки могут получиться смазанными.
Наконец, управление электронными стабилизаторами проще. Если механику нужно держать обеими руками и контролировать буквально каждое движение камеры, то электроника упрощает использование.
Какие движения компенсирует стабилизатор
Современные стедикамы компенсируют движения по одной, двум или трем осям. Лучше выбирать модели трехосевые, чтобы извлекать максимальную выгоду из устройства, получая более плавные и четкие изображения.
Двигатель стабилизатора
В основе современных стабилизаторов лежат бесщеточные двигатели с высоким крутящим моментом. При этом размеры двигателей современных моделей уменьшаются, а их мощность — растет. Перед покупкой обращайте внимание на данный вопрос, и лучше уточните у специалиста, какой двигатель использован в той или иной модели. Мы лишь отметим, что чем новее устройство, тем скорее всего оно предлагает более высокую производительность.
Длительность работы
Стабилизаторы могут иметь встроенный или съемный аккумулятор. Свои преимущества есть у тех, и других. То есть в первом батарея скорее всего имеет бо́льший запас прочности и работать может дольше без подзарядки. В случае со съемным аккумулятором вы можете использовать запасную батарею, тем самым продлив время работы.
Максимальный вес стабилизатора и объем полезной нагрузки
Важнейшая составляющая стабилизатора — это допустимая нагрузка. От этого показателя зависит, какое устройство вы можете использовать в своей работе. Чем больше значение полезной нагрузки, тем с большим количеством фотоаппаратов и видеокамер может взаимодействовать стабилизатор.
При выборе стедикама стоит обращать внимание и на вес непосредственно устройства. Оно не должно быть тяжелым для повседневного использования его и ношения в руках. Оценивайте вес с максимальной нагрузкой – камерой и аксессуарами.
Учитывайте также тип устройства. Стабилизатор может предназначаться для использования с камерами и фотоаппаратами или для мобильных устройств и экшн-камер. Последние и вовсе могут быть объединены два-в-одном. Пример тому — DJI Pocket 2. Это портативный стабилизатор и одновременно экшн-камера. Вы можете использовать полезные аксессуары в виде креплений и штативов или подводного бокса и использовать для съемки только сам миниатюрный стедикам без подключения к телефону.
Управление стабилизатором
Лучше всего, когда все просто и по делу. Стабилизатором должно быть просто управлять с помощью мобильного приложения или непосредственно через устройство. Кнопки стедикама должны располагаться эргономично для управления с рук.
Подборка стабилизаторов 2021
DJI Pocket 2
Полноценная экшн-камера со встроенным трехосевым стабилизатором позволяет снимать 4К видео при частоте 60 к/с и делать фотографии в разрешении 16 Мп или 64 Мп. Есть 8-кратный, а также 4-кратный зум без потери качества. Широкий угол обзора 93° захватит все необходимые моменты и лица в кадре — вы не упустите ни единой детали. Встроенные четыре микрофона записывают звук в объеме, передавая его максимально естественно, без искажений и шумов.
Osmo Mobile 3
Это стабилизатор для мобильных устройств, его вес — 405 граммов. Модель является складной, что позволяет брать стедикам с собой куда угодно. В арсенале Osmo Mobile 3 режим ActiveTrack 3.0 для слежения за объектом, замедленная съемка и съемка панорам. Стабилизатор позволяет крепить на себе мобильный телефон или экшн-камеру GoPro или DJI Osmo Action. Управляется модель с помощью кнопок на устройстве или через приложение для смартфонов DJI Mimo. Последнее вдобавок богато возможностями для редактирования отснятого материала и публикации его в социальные сети в режиме реального времени. Работает стабилизатор непрерывно до 15 часов.
DJI RSC 2
Профессиональная модель – стабилизатор для беззеркальных камер и профессионального видеооборудования. Модель весит 1,2 кг и выдерживает нагрузки до 3 кг. Прямо на корпусе устройства имеется 1-дюймовый цветной OLED-дисплей, где вы можете быстро настраивать режимы съемки и использовать все функции приложения. DJI RSC 2 поддерживает режимы интеллектуальной съемки и обеспечивает плавность картинки даже при съемке сверхдинамических сюжетов. Функция Force Mobile полностью повторяет движения вашего телефона, а режим ActiveTrack 3.0 позволяет удерживать объект в центр кадра даже если на мгновение он исчез из вида. Можно создавать Таймлапсы, а также снимать панорамы 360°. Батарея стабилизатора обеспечивает непрерывную работу устройства до 14 часов.
Еще больше новостей и полезной информации вы найдете на наших страницах в социальных сетях:
Стедикам. Что это?
Купив видеокамеру, первым делом проверяем заряд аккумулятора, жмём кнопку с красным кружочком и. начинаем махать несчастным аппаратиком, будто садовой лейкой. Ну ладно, ладно. Есть ведь и аккуратные операторы, которые, бережно прижав к себе драгоценное устройство, стараются на время съёмки задержать дыхание, унять дрожь в ногах и не шарахаться от каждой тени.
Вышеприведённые примеры описывают разные методы хвата, удерживания видеокамеры, но способ съёмки, увы, один и тот же: с рук. Неважно, как вы держите видеокамеру — в вытянутых руках или прижав к носу, груди, поясу. Стоит лишь сделать шаг, второй, третий, как все ваши потуги удержать в кадре снимаемый объект превращаются в ничто. Никакой самый разволшебный стабилизатор, будь он хоть трижды оптическим, не поможет сохранить ту плавность движения, которую мы всегда видим в кино (он рассчитан только на гашение тряски рук и мелких случайных толчков). Вспомните: герой или объект движется в кадре, а камера, словно на облачке, следует за ним без единого толчка, без всякой тряски. А что у нас, в нашем любительском видео?
Эти съёмки можно смело отправлять в помойку, то есть, конечно же, в Корзину. А ещё лучше — Shift+Del, поскольку они не годятся ни для каких целей. Таким образом, не имея возможности передвигаться с работающей видеокамерой, оператор стоит как приколоченный к одному квадратному метру асфальта, играя роль стационарного наблюдательного пункта. Для очистки совести всё-же скажем, что в большинстве случаев такая неподвижность и требуется, ведь не вся жизнь проходит в движении. Но всё-таки, если вдруг потребовалось вести съёмку и при этом передвигаться, чтоб «как в кино»?
Конечно, кино — дело. дорогое. Сравнивать «их» возможности и бюджет с нашим «богатством» просто неприлично. Память тут же выпихивает на поверхность кадры из какого-то «фильма о фильме»: тележка с оператором, толкаемая суровыми мужиками. десятки метров рельсовых дорожек, проложенных для съёмки единственной короткой сцены. Или кран — плавно движущееся металлическое чудовище с длиннющей коленчатой стрелой, на конце которой торчит обдуваемый ветрами оператор либо управляемая сервоприводами конструкция. Всё это хорошо, нарядно и. недоступно. Но как же быть? Неужели нет на свете сколь-нибудь подходящей замены суровым мужикам, тележкам, рельсам и кранам?
Есть такой заменитель!
Стедикам. А также глайдкам, флайкам, стабикам (steadicam, glidecam, flycam, stabicam) — всё это родственные понятия. Родился такой агрегат совсем не вчера, свой возраст он отсчитывает аж с 70-х годов прошлого века, и (предположительно) использовался при съёмках таких кинофильмов, как «Рокки», «Чужие» и пр. В нашей стране стедикамом пользовались гораздо позже, уже в нынешнем веке: «Антикиллер», «Турецкий гамбит» и т.д. Тропинка этого устройства «из кино в массы» чертовски крива и труднопроходима; неизвестно, доковыляет ли когда-нибудь стедикам до обыкновенного оператора-любителя. Надеемся, что всё-таки дойдёт: ведь уже сегодня такими агрегатами с удовольствием пользуются «свадебщики» и видеографы, профессионально занимающиеся съёмкой каких-либо событий.
Перед тем, как мы разберём наш стедикам на составные части (виртуально, конечно! — за реальную разборку автору руки оторвут), кратко охарактеризуем этот агрегат. Назначение стедикама очевидно: обеспечение мягкого, плавного перемещения видеокамеры при съёмке в движении. Преимущества перед прочими «киношными» системами стабилизации: мобильность и низкая стоимость (низкая по меркам видеокухни). Конструкция и комплектность стедикама может быть самой разной, в зависимости от запросов и толщины кошелька вопрошающего: кустарная система противовесов или механизм посложнее, с использованием фирменных деталей. Продвинутые киношники используют и совсем уж невероятные сооружения, состоящие из специального носимого жилета, жёсткого рукава, вертикальной стойки, при этом вся конструкция может быть оснащена монитором, куда выводится картинка с камеры, и прочими необходимыми в хозяйстве предметами вроде дополнительных аккумуляторов. Оператора в таком облачении и разглядеть-то трудно — ну зато ему работать удобнее, знай себе перебирай ногами да удерживай равновесие.
Но опять мы ударились в профсектор, где царствуют бездонные сметы. Давайте вернёмся на нашу любительскую землю, и внимательно изучим конструкцию одного из представителей стеди-глайд-стаби-устройств. Одного из самых, можно сказать, «бюджетных» вариантов (хотя, если поискать, то можно найти действительно примитивные конструкции).
Устройство имеющегося в нашем распоряжении стедикама следующее:
Пусть некоторые мелкие неточности, которые бросятся в глаза профессионалу, не испортят общей картины. Но суть именно такова: на площадку, прикрепленную к низу выдвижной штанги, навинчиваются грузики (противовесы), помогающие уравновесить систему. Таким образом, эта выдвижная штанга с площадкой, на которой покоятся противовесы, является плечом с изменяемой длиной.
Внутреннее кольцо подшипника жёстко закреплено на центральной (главной) оси-трубке, обёрнутой пористой резиной (при съёмке вторая рука должна легонько касаться этой резины, дабы предупредить кручение или качание системы). К внешнему кольцу подшипника прикреплен в двух точках кронштейн, к которому, в свою очередь, крепится вращающаяся рукоятка. Таким образом, имеется свобода вращения по трём осям.
В заключение «разберём» ту самую площадку, которая венчает всю конструкцию. Это сложный узел, требующий при кустарном изготовлении высокой точности и аккуратности. Площадка представляет собой статичную основу, на которой покоится ещё одна площадка, подвижная. К ней-то и привинчивается видеокамера. Вращающиеся резьбовые регуляторы предназначены для изменения положения площадки с камерой по двум осям в пределах статичной площадки.
Регулировка стедикама — дело тонкое, почти как восток. При желании в Сети можно разыскать даже видеоинструкцию по настройке (но нужна ли она, если стедикама в наличии нет и не предвидится)? Если вкратце, то всю настройку требуется производить с закреплённой на площадке видеокамерой, причём она должна находиться в рабочем состоянии: открыт экран, выдвинут видоискатель, пристёгнута нужная бленда, вставлен тот аккумулятор, с которым впоследствии будет вестись съёмка. Теперь можно размещать грузики на нижней площадке, двигать подвижную площадку с камерой вперед-назад и влево-вправо до тех пор, пока вся система не примет строго вертикальное положение. Кстати, существует надёжный способ проверки правильности регулировки: из горизонтального положения в вертикальное вся система должна прийти за полторы секунды (скорость эту можно увеличить или уменьшить, изменив длину плеча путём вытягивания или втягивания штанги). При таком качании камера, закреплённая на верхней подвижной площадке, не должна поворачиваться вокруг оси штанги. И ещё один способ проверки: резко выбросить вперёд или вбок руку со стедикамом. Если система начала раскачиваться, значит, следует вернуться к самому началу настройки.
Ну, а теперь взглянем на всю систему вживую:
И сразу видим ошибку: система неуравновешена, имеет склонность к раскачке. Виновата. видеокамера. Да, это так: увы, но камеры потяжелее у нас нет в наличии. Дело в том, что вес видеокамеры, да и вообще всей системы в целом — это критический фактор, о чём обычно не упоминается. Ведь само собой разумеется: говорим «стедикам» — подразумеваем «оператор-профессионал». И наоборот. А следовательно, при упоминании стедикама речь непременно идёт о видеокамере, весом своим в несколько раз превосходящей любительскую «мыльницу».
Таким образом, стедикам — это уравновешенная система, работающая на принципе инерции массы. Чем большей массой обладает вся система, тем она устойчивее, это очевидно любому, кто может отличить вес от момента инерции. Кстати говоря, вовсе необазятельно использовать именно подшипник, кронштейн и поворотную рукоятку. Этот сложный узел вполне можно заменить обыкновенной шаровой опорой. Однако у последней есть один серьёзный недостаток: полной свободы движения по всем осям шаровая опора не даст, да и сила трения скольжения у таких опор довольно велика. Чтобы компенсировать трение, потребуется большая масса, а это снова означает тяжёлую видеокамеру и соответствующую систему противовесов.
Но даже будь у нас самая претяжёлая видеокамера, абсолютно прямолинейного движения с одним лишь стедикамом достичь всё равно затруднительно, тем более вот так, с наскока. Во-первых: практика и ещё раз практика. Во-вторых, более-менее ровная съёмка с долгим проходом возможна только при наличии дополнительных «навесов»: жилета, рукава, вертикальной стойки (фотографии приведены выше). Но и в этом случае результат не гарантирован — если требуется длинное ровное прохождение, то тут уже никак не обойтись без тележки с теми самыми угрюмыми мужиками (или оператору придётся освоить курс катания на роликовых коньках).
К счастью, в подавляющем большинстве случаев стедикам применяется лишь для коротких проходов и пробежек, облётов, а также может быть использован для «зума ногами». Эта фраза — не поэтическая вольность, именно так «зуммируют» в кино. Вспомните — в хорошем фильме почти не эксплуатируется зум самой видеокамеры. Вместо банального зуммирования объективом оператор приближает к объекту саму видеокамеру, зум камеры при этом не используется вовсе.
Поскольку теорию полезно перемежать практикой, тряхнём стариной и пробежимся по чистому снегу дважды: без стедикама, привычно держа камеру в вытянутых руках, и со стедикамом. Ну а потом, разумеется, сравним результат:
Разница, мягко говоря, ощутима. Даже очень. Несмотря на присутствие раскачивания (а оно, как мы уже убедились, неизбежно с такой лёгкой видеокамерой), теперь такое видео вполне можно использовать для модных нынче игр с таймшифтингом. Исключительно прелестно выглядит видео, снятое со стедикамом из движущегося автомобиля — тряски как не бывало! Правда, высовываться из окна автомобиля с конструкцией в руке не рекомендуется: сдувает. Открытый ЖК-экран видеокамеры действует подобно парусу, из-за чего камеру ведёт в сторону, и систему приходится крепко удерживать.
Впрочем, несколько дней практики, и вот уже начинает получаться нечто похожее на ровную съёмку. Высунув от усердия язык, автору удалось-таки пройти несколько метров со стедикамом в руке, при этом матушка-земля и стедикам не успели войти в шокирующий резонанс. Что-ж, теперь такое ровное видео (для любительского уровня, разумеется) вполне можно использовать в давно задуманных целях, «подвесив» в воздух трёхмерные объекты. И «трекить» снежинки пришлось совсем немного. Получилось хоть и бестолково, зато зрелищно: для домашнего кино в самый раз!
Что касается удобства съёмки со стедикамом — забудьте о всяком комфорте, если вы не человек с тренированными мышцами и крепкими запястьями: теннисист, гребец, потомственный знаменосец. Автор изо всех сил пытался вспомнить, в каких случаях и когда ему приходилось вот так подолгу держать нагруженную кисть. Безуспешно. Ничего, кроме давным-давно сданного табельного ПМ, на ум так и не пришло.
Нет, пожалуй, наиболее комфортно со стедикамом в руке будет чувствовать себя человек, который длительное время и часто практикует съёмку со стедикамом. К счастью, нам довелось познакомиться с одним из таких профессионалов, который не представляет себе видеокамеру без стедикама, и не замечает дискомфорта от нескольких килограммов в вытянутой руке. Алексей Шлыков, видеограф из Запорожья, проводивший мастер-класс в городе Иваново, охотно делился опытом и секретами съёмки. Впрочем, если о стедикаме и было сказано, то лишь вскользь, поскольку тематика встречи была иная. А именно — съёмка и монтаж клипа в сумбурном, энергичном, или, по-сегодняшнему говоря, трэшевом стиле. Кстати говоря, клип, получившийся в итоге всей работы, вполне можно рассматривать как пример грамотного использования стедикама. Вот и мы взглянем на результат, но не с одной точки зрения, а с двух одновременно: в те секунды ролика, когда применялся стедикам, в правом нижнем углу будут появляться кадры, снятые со стороны — обратите на них внимание. Ведь лучше один раз увидеть.
Как видим, стедикам использовался не всегда. И правильно, ведь в клипе, как и в фильме, сцены, ракурсы и способы подачи материала должны чередоваться. Внимательный зритель, наверное, подметил ещё один момент: в некоторых случаях Алексей удерживал систему вверх тормашками. Почему? Потому, что траектория движения камеры по его задумке должна была почти касаться травы. Ну, а перевернуть видео в процессе монтажа — не проблема (кстати, некоторые профессиональные видеокамеры имеют для таких случаев два резьбовых отверстия для крепления площадки: в днище и вверху, на рукоятке).
Грустно: информацию о существовании стедикамов, а уж тем более о них самих, найти неподготовленному человеку крайне сложно. Но если и найдёте — будьте уверены, вам эта информация не предназначена. Она для тех, кто уже как минимум держал в руках стедикам, либо вовсе для полноправных владельцев подобных устройств. Публично рассказывать о стедикаме и об особенностях съёмки с этим устройством тоже охотников мало. Ситуация — прямо как в анекдоте советской эпохи: «А что его пробовать? Сало как сало». А ведь конструкция, работающая на таком бесхитростном, но чертовски действенном принципе, как равновесие и инерция масс, не представляет никакой тайны. К сожалению, все представители этой элементарной механики — кустарные самоделки. Как, например, следующий механизм:
Всё это довольно странно: простейшая, но эффективная технология до сих пор так и не приползла к обыкновенному, массовому потребителю. Зайдите в магазин фото- видеотоваров, и поинтересуйтесь. штативами. Наряду с фирменными изделиями, цена которых начинается с тысячи ненаших денег, в наличии имеется и широкий выбор штативов стоимостью тысяча-другая кровных российских. Стедикама же в магазине вы не увидите — это гарантированно. Только на заказ, при этом нужно ещё знать «где» и «как». Ну а его стоимость. Он стоит нереальных денег. По меркам рядового любителя, разумеется: отдать 300 долларов (это самый минимум) за пусть нужную, но всё-таки редко используемую железку — это слишком дорогое удовольствие.
Отчего столь высокая цена? Объяснение может быть следующим: высокий спрос плюс ручная (фактически) работа. Так каким же образом подобные вопросы, касающиеся дисбаланса спроса и предложения, обычно решаются на акулье-капиталистическом рынке? Ответ очевиден.
А что, если перевести эту статью на китайский? Чем чёрт не шутит, глядишь, вскорости и за 50 долларов стедики появятся.