стауты и портеры что это
Чем отличаются стили стаут, эль, портер, лагер
Многоли Вам знакомо видов пива? А пивных стилей? А сортов? Эли, портеры, лагеры,стауты — все это не совсем понятные слова, относящиеся к любимому пенномунапитку. Чем же отличаются эти напитки, в чем их особенности и какова вообщеправильная классификация? Давайте разBEERраться.
Начатьнужно с тобо, что основные отличиятипов пива лагер, стаут, эль ипортер заключаются в способе производства, уровне крепости и вкусовыхсвойствах. Однако некоторые из них друг другу приходятся «родными братьями».
Т.е.говорить об отличиях эля от стаутаили лагера от стаута некорректно,потому что стаут может быть как элем, так и лагером — это подклассификация.
Конечно,наряду с международной классификацией существуют и просто народные пивоваренныетрадиции, включающие свои особенные стили и сорта. Но вот подразделять пиво насветлое и темное в корне неверно. Такая «классификация» прижилась в СССР ипостсоветской России ввиду того, что импортировались, в основном, лагерычешско-немецкого стиля. В наши дни, благодаря крафтовому «буму» в моду сновавошли эли, и бессмысленно подразделять пенный напиток по цветовойхарактеристике. Например, балтийский портер — это лагер, а их стаут — это эль,однако по цвету оба напитка темные.
Таким образом, кратко можно сформулировать следующиезаключения:
Получается,основное отличие эля от лагера —способ брожения сусла. А портер и стаут могут быть как элем, так и лагером. Отличие стаута от портера будетзаключаться в том, что стаут варят на основе жженого солода, и он получаетсятемного цвета с насыщенным кофейным или шоколадным сладковатым вкусом. А портеробычно имеет винный привкус и легкую горчинку. Солода здесь только 60%, тогдакак в стауте его — 80%. И ячменя в стаут добавляют около 8% от общей массы, а впортер — только 4%. Оба стиля получаются достаточно крепкими, и оба имеюттемный цвет.
Отнесениеэлей и лагеров к конкретному стилю носит довольно условный характер. На этовлияет множество параметров, например плотность пива, присутствие горечи и еекоэффициент, вкусовые качества, содержание спирта и т.д.
Что касается рецептов приготовления домашнего пива, то в них описываются и эли, и лагеры. А уж стиль и сорт домашнего напитка можно создать на свой собственный вкус. Главное — правильно подобрать дрожжи и создать им подходящие условия. Хотя, существует еще так называемый гибридный тип пива. Он подразумевает смешение стилей: эли сбраживают при температуре для лагеров (так создают, например, немецкие кёльш и альтбир), а лагеры — при температуре для элей (американский стимбир). Таким образом в итоговых напитках появляются вкусовые качества обоих типов пива.
Существует также пиво спонтанного брожения. Его еще называют пивом дикого или естественного брожения. Суть аферы в том, что сусло само заражается микроорганизмами из окружающей среды, а не культурой дрожжей. Дикие дрожжи способны создать совершенно невоспроизводимый вкус и аромат. Самые известные «экспериментальные» напитки такого плана — бельгийские гёз и ламбик, немецкий гозе. Чаще всего вкус такого пива бывает освежающим и кислым, иногда присутствует привкус моченых яблок или сена. Такие эксперименты можно проводить и в домашних условиях, но для варки пива лучше иметь нужное оборудование. Изучение отзывов о домашних пивоварнях показывает, что даже некоторые производители самогонных аппаратов комплектуют свое оборудование всем необходимым для затирания пивного сусла.
Мнение: в чем различие между портером и стаутом?
Выберите лучшие дрожжи для вашего напитка
Жженый ячмень. Так иногда объясняют разницу между стаутом и портером. Все это чепуха. На самом деле история куда сложнее, куда запутаннее и куда интереснее.
Вернемся в детство портера и стаута. Лондон XVIII века – элегантные площади, джин, зарождение промышленного пивоварения… Это могло случиться только в Лондоне. До появления автомобильного и железнодорожного транспорта возить большое количества пива через всю страну было непрактично и дорого. Лондон был единственным городом мира, где набралась критическая масса потребителей пива, которой хватило для запуска реакции промышленного пивоварения.
История портера – первого стиля, который захватил мир – это история технологий, инноваций и налогов. И войны.
Коричневое пиво. Звучит не вдохновляюще. Но корни портера лежат именно там. Лондонское пиво варилось из 100 % коричневого солода. Стили того времени были простой матрицей базового солода, степени охмеления и крепости: светлый, янтарный, темный; лагер, эль; полупиво, пиво обычной крепости, стаут.
Таким образом, портер был коричневым пивом обычной крепости. Портер был обычным коричневым пивом. А коричневый стаут… был коричневым стаутом.
Еще один элемент матрицы – возраст: мягкий, молодой и выдержанный, старый. Вот в чем первое новшество портера: многим нравилось выдержанное пиво, но пивовары не были в этом заинтересованы. Пиво поставлялось сразу по окончании первичного брожения, а выдержка оставалась на совести пабов.
Взяв созревание в свои руки, лондонские пивовары изменили свою судьбу. Они оттачивали вызревание пива, опытным путем вычислив, что полгода в большой бочке бывает достаточно, чтобы добиться того выдержанного вкуса, который нравился потребителям. Затем экономика взяла свое: большие бочки, большие варки, меньшая себестоимость, большая прибыль…
Производители портера, работавшие в беспрецедентно больших масштабах, были повернуты на эффективности. Их схемы – четыре-пять затираний – сегодня кажутся безумством. Но им невероятно хорошо удавалось вытащить весь сахар из зерна. В эпоху Просвещения им на помощь пришла наука. Термометр помог пивоварам создать более контролируемые и эффективные методики затирания, а ареометр показал, сколь ужасен был коричневый солод в качестве базы.
Использование ареометра для измерения плотности сусла позволило пивоварам увидеть точно, сколько сахара они экстрактировали из зерна. Скоро стало очевидно, что коричневый солод, хотя и дешевле светлого, был менее эффективным, давая всего две трети сахара.
Но правительству Его Величества нужны были деньги. Много. Откуда же они взялись? От налогов на пиво и солод. В итоге пивовары стали стремиться сокращать потребление солода. Вооружившись ареометрами, пивовары сделали еще одно нововведение для портера. Его базой стал светлый солод.
Но замена коричневого солода на светлый дала новую проблему. Как добиться темного цвета, который ждут завсегдатаи пабов?
Портерная засыпь изменилась: со 100 процентов в 1760 году использование коричневого солода сократилось до 40 процентов в 1800-м и до менее чем 20 процентов в 1820-м.
Черный солод сделал портер более темным, чем когда-либо, и изменил его вкус. Потребители старшего возраста начали ворчать.
Рецепты портера и стаута продолжили свое развитие в XIX и XX веке. После 1880 года, когда было разрешено использование несоложеного зерна, появился новый способ придания цвета – жженый ячмень. До этого момента пивоваров жестко штрафовали за наличие любого несоложеного зерна, на пивоварне можно было держать только овес для лошадей. Лондонские пивовары не проявили энтузиазма в отношении ячменя. Кто-то использовал его, а кто-то нет. Те, кто использовал, добавляли его в засыпь для черного пива – портера и стаута.
Первая мировая война сбила спесь с британского пива, в том числе и с портера. Он превратился в водянистый трехградусный напиток. Конец был близок. Многие любители портера переключились на стаут, крепость которого снизилась до уровня довоенного портера. Портер пили только забившиеся в угол старички. Ни один человек моложе 30 не хотел пить то же, что и его дедушка. Еще ни одному стилю пива не удавалось восстановить утраченную популярность. Портер пребывал в забвении до Второй мировой, а потом снова вышел на сцену.
Возвращаясь к теме эффективности, есть еще одна техника, которая позволяет вытащить из солода все. Парти-гайл. Техника, популярная у лондонских пивоваров до сегодняшнего дня.
Парти-гайл – это не совсем то, что вы о нем думаете. Почти все современные описания говорят о нем неверно. Как минимум после 1800 года это не использование первого сусла для одного пива, а второго и третьего – для других. Это куда сложнее. Производители портера затирали зерно несколько раз. Сусло после каждого затирания охмелялось и варилось отдельно, а затем смешивалось, чтобы варить то пиво, которое было нужно. Два, три или даже четыре пива составлялись из смеси.
Это очень эффективный способ приготовления пива разной крепости. Со своими варками в тысячи декалитров, лондонские портеровары не могли варить крепчайшие стауты из одного сусла. Объем, который они могли продать, был невелик. Поэтому они часто использовали парти-гайл для варки стаута и портера. Вероятно, вы уже видите, куда мы идем? Рецепты стаута и портера были по определению идентичны, так как их варили вместе. Портер полностью исчез с Британских островов в начале 70-х, когда Гиннесс перестал варить свою версию. Но только на несколько лет. Парочка снова появилась в конце 70-х. И с тех пор стиль вернулся.
Различие портера и стаута? Все стауты – это портеры. Но не все портеры – стауты. Только крепкие.
В чём разница между портером и стаутом?
Мало что вызывает больше споров у пивных энтузиастов, чем определение разницы между портерами и стаутами. Мартин Корнелл на страницах The Beer Connoisseur и Адам Титер из Vinepair попытались разобраться в этом вопросе. Pivo.by публикует перевод материалов.
Фото: The Beer Connoisseur
Проблема в том, что разница между этими двумя стилями существует, но никто не может прийти к согласию насчёт того, в чём именно она заключается. Может, в том, что стауты содержат жжёный ячмень? Или что портеры легче или слаще? Или в том, что стауты содержат чёрный солод, а портеры – шоколадный?
Если судить исторически — ни один из вышеперечисленных ответов не подходит. И самое главное — это неправда, что стауты должны содержать жжёный ячмень или чёрный солод, так как их варили ещё в то время, когда жжёный ячмень являлся неприемлемым ингредиентом, и до изобретения чёрного солода.
Если мы обратимся ко второй половине XVIII или началу XIX века, стаутами, особенно коричневыми, в то время называли просто наиболее крепкие портеры. Вот цитата из книги «Общий словарь коммерции, торговли и производства», опубликованной в 1810 году:
«Портеры можно разделить на два класса, а именно коричневый стаут и собственно портер… Коричневый стаут — это просто более плотный портер. Многие из них экспортируются в Америку и Вест-Индию».
«Коричневый портер» в данном случае означает просто «крепкий портер», что подтверждается судебным делом, о котором в 1803 году писала лондонская The Times — по поводу кражи содержимого бочки «портера высшего качества, под названием „коричневый стаут“», на пути из Лондона в Барнсли. В суде украденное пиво было описано как «прекрасный старый и очень крепкий портер» и «превосходный коричневый стаут». Поиски, проведённые историком пива Роном Паттинсоном в записях лондонских пивоваров начала XIX века, показали, что в то время коричневые стауты часто варили по тому же рецепту, что и портеры, отличались они только количеством сусла, полученного из данного количества солода. Для затирания использовалось меньшее количество воды, так что стауты получались крепче.
Крепкий портер назывался «коричневым стаутом», поскольку в то время всё ещё можно было найти бледный стаут: слово «стаут» (англ. «полный, плотный») применительно к пиву изначально просто означало «крепкий» (и наоборот, для определения слабого пива употреблялоь, по крайней мере, иногда, слово slender — «стройный»). Берклей Перкинс с пивоварни Anchor в Саутуарке, одной из крупнейших пивоварен в Лондоне, в 1805 году продолжал варить бледный стаут из 100% бледного солода, крепостью около 7,9%. Его руководство для пивоваров, опубликованное около 1840 года под названием «Каждый сам себе пивовар», называет «стаут-элями» любые крепкие эли. В 1843 году Бимиш и Кроуфорд из Cork Porter Brewery в Ирландии запустили рекламу Bavarian Pale Stout, приготовленного «по принципам, лично объяснённым производителям профессором Либигом» (известным в то время немецким учёным, занимавшимся исследованиями ферментации).
Фото: Brew Brothers
Чёрный солод (black patent malt), появившийся в 1817 году, был воспринят как способ сделать портер более дешёвым, так как теперь его можно было варить из почти любого бледного солода, экстрактивность которого была дешевле по сравнению со смесью бледных и коричневых солодов, которые использовались раньше. В то время как ирландские пивовары (по крайней мере, Guinness) в конце концов перешли на использование только бледного и чёрного солода для приготовления своих стаутов и портеров, лондонские пивовары использовали в стаутах и портерах смесь бледных, коричневых и жжёных солодов, хотя некоторые продолжали использовать только бледный и коричневый солод.
Пивоварня Whitbread, расположенная на самом краю лондонского Сити, была одной из двух или трёх лондонских пивоварен, варивших портер. В 1805 году она использовала 160 кварт бледного и 56 кварт коричневого солода, чтобы приготовить как портер, так и стаут, и 136 кварт бледного солода с 40 квартами янтарного и коричневого солода, чтобы приготовить двойной стаут. Из этих 216 кварт солода можно было получить 798 баррелей портера (3,7 баррелей на кварту, крепостью около 6%), или 720 баррелей стаута (крепостью 7% или около того), или 580 баррелей двойного стаута (2,7 баррелей на кварту, крепостью около 8%).
Четыре десятилетия спустя, в 1844 году, пивоваренные книги Whitbread показывают, что на пивоварне выпускали пять различных чёрных сортов пива: porter, KP (keeping porter), single stout, double stout и triple stout, все с применением бледного и коричневого солода, в соотношении приблизительно три кварты бледного к одной коричневого. Стауты, как правило, готовили вместе с портерами, то есть стаут делали из первого, более плотного сусла, в то время как портер — при повторном затирании того же зерна, иногда даже с третьим или четвёртым затиранием. Таким образом, единственная разница между стаутами и портерами была в крепости.
Исследования Рона Паттинсона показывают, что во второй половине XIX века рецепты лондонских пивоваров для портеров и стаутов начали различаться — теперь в стауты добавляли меньше чёрного солода, чем в портеры, и больше коричневого солода. В результате стауты стали слаще и суше, чем более слабые портеры.
Жжёный ячмень стал привычным ингредиентом для пива в Великобритании (которая в это время включала Ирландию) в 1880 году после принятия Закона о свободном пивоварении (Free Mash-Tun Act). Тем не менее, его не спешили использовать: один из исследователей в 1885 году настаивал на том, что жжёный ячмень не придаёт такого цвета, как жжёный солод, а кроме того, «вкус также очень уступает, и аромат не выдерживает конкуренции». В частности, Guinness не использовал жжёный ячмень в своих стаутах до 1930 года.
Первая мировая война, высокие налоги и ограничения на продажу пива, которые они принесли, нанесли ужасный ущерб, и к 1920-м годам крепость портеров сократилась в среднем примерно до 3,6%, а стаутов — до 4,7% или около того. Guinness Extra Stout, который в XIX содержал около 7,7% алкоголя, в 1930-х снизил показатели до 4,4%.
В наши дни пивовары по-прежнему спорят, в чём основное различие между этими двумя стилями. Многие крафтовые пивовары теперь варят портеры, которые крепче, чем большинство стаутов, но продолжают называть их портерами, и стауты, которые слабее, чем некоторые портеры, но продолжают называть их стаутами. Когда журнал Craft Brewing Business попросил некоторых из самых известных крафтовых пивоваров ответить на вопрос о различиях между портерами и стаутами, они, в основном, ответили так же. «Вы можете задать любому числу пивоваров этот вопрос и получить столько же разных ответов. Самый простой ответ заключается в том, что между ними нет никакой разницы», — сказал Люк Перселл из Great Lakes Brewing.
Единственное основное различие, с которым согласно большинство пивоваров — это вид солода, который используют для приготовления каждого из стилей. В портерах используется соложёный ячмень, а стауты, в основном, производятся из несоложённого жжёного ячменя, придающего пиву аромат кофе, который у большинства людей ассоциируется со стаутами. Но даже это правило имеет исключения, в зависимости от конкретных пивоваров. «Мой подход к стауту состоит в том, чтобы использовать больше жжёного ячменя, — говорит Уэйн Уэмблс из Cigar City. — Но я соглашаюсь с тем, что никогда не стоит говорить „никогда“, поэтому я не могу сказать, что никогда не буду добавлять жжёный ячмень в портер. При определённых обстоятельствах это также возможно».
Похоже, мы никогда не выясним, в чём именно разница между этими двумя стилями. Так что следуйте тому, что написано на этикетке, и наслаждайтесь тем, что вы пьёте, будь то портер или стаут, потому что, чаще всего, это — одно и то же.
Чем отличаются стили стаут, эль, портер, лагер
Много ли Вам знакомо видов пива? А пивных стилей? А сортов? Эли, портеры, лагеры, стауты — все это не совсем понятные слова, относящиеся к любимому пенному напитку. Чем же отличаются эти напитки, в чем их особенности и какова вообще правильная классификация? Давайте разBEERраться.
Начать нужно с тобо, что основные отличия типов пива лагер, стаут, эль и портер заключаются в способе производства, уровне крепости и вкусовых свойствах. Однако некоторые из них друг другу приходятся “родными братьями”.
Т.е. говорить об отличиях эля от стаута или лагера от стаута некорректно, потому что стаут может быть как элем, так и лагером — это подклассификация.
Конечно, наряду с международной классификацией существуют и просто народные пивоваренные традиции, включающие свои особенные стили и сорта. Но вот подразделять пиво на светлое и темное в корне неверно. Такая “классификация” прижилась в СССР и постсоветской России ввиду того, что импортировались, в основном, лагеры чешско-немецкого стиля. В наши дни, благодаря крафтовому “буму” в моду снова вошли эли, и бессмысленно подразделять пенный напиток по цветовой характеристике. Например, балтийский портер — это лагер, а их стаут — это эль, однако по цвету оба напитка темные.
Таким образом, кратко можно сформулировать следующие заключения:
Получается, основное отличие эля от лагера — способ брожения сусла. А портер и стаут могут быть как элем, так и лагером. Отличие стаута от портера будет заключаться в том, что стаут варят на основе жженого солода, и он получается темного цвета с насыщенным кофейным или шоколадным сладковатым вкусом. А портер обычно имеет винный привкус и легкую горчинку. Солода здесь только 60%, тогда как в стауте его — 80%. И ячменя в стаут добавляют около 8% от общей массы, а в портер — только 4%. Оба стиля получаются достаточно крепкими, и оба имеют темный цвет.
Отнесение элей и лагеров к конкретному стилю носит довольно условный характер. На это влияет множество параметров, например плотность пива, присутствие горечи и ее коэффициент, вкусовые качества, содержание спирта и т.д.
Что касается рецептов приготовления домашнего пива, то в них описываются и эли, и лагеры. А уж стиль и сорт домашнего напитка можно создать на свой собственный вкус. Главное — правильно подобрать дрожжи и создать им подходящие условия. Хотя, существует еще так называемый гибридный тип пива. Он подразумевает смешение стилей: эли сбраживают при температуре для лагеров (так создают, например, немецкие кёльш и альтбир), а лагеры — при температуре для элей (американский стимбир). Таким образом в итоговых напитках появляются вкусовые качества обоих типов пива.
Существует также пиво спонтанного брожения. Его еще называют пивом дикого или естественного брожения. Суть аферы в том, что сусло само заражается микроорганизмами из окружающей среды, а не культурой дрожжей. Дикие дрожжи способны создать совершенно невоспроизводимый вкус и аромат. Самые известные “экспериментальные” напитки такого плана — бельгийские гёз и ламбик, немецкий гозе. Чаще всего вкус такого пива бывает освежающим и кислым, иногда присутствует привкус моченых яблок или сена. Такие эксперименты можно проводить и в домашних условиях, но для варки пива лучше иметь нужное оборудование. Изучение отзывов о домашних пивоварнях показывает, что даже некоторые производители самогонных аппаратов комплектуют свое оборудование всем необходимым для затирания пивного сусла. К примеру, таким “универсалом” является аппарат марки Люкссталь 8m.
Стауты и портеры что это
Об истории портеров и стаутов, их сходствах и различиях написано уже много. И всё же, сегодня актуален вопрос о том, где проводить черту между этими стилями, и нужно ли вообще это делать. Редакция Craft Depot узнала, что думают по этому поводу эксперты, которым хорошо знакомы оба тёмных стиля — блогер, создатель YouTube-канала и Instagram Pubsmoscow, бренд-амбассадор Guinness в России Игорь Самсонович и пивовар Иван Ларин.
Сегодня стаут — это разновидность портера, а исторические различия уже не актуальны, считает Игорь Самсонович. Желающие узнать о них подробнее могут почитать BJCP. Принципиальным же различием стилей он назвал использование жареного несоложеного ячменя, который присутствует в стаутах и может отсутствовать в портерах.
«Когда я писал тексты для первой и единственной карты крафтовых баров Москвы, этот вопрос обсуждали с Павлом Егоровым. Тогда, в 2015 году, Павел сказал, что по существу современное отличие – это использование жареного несоложеного ячменя, которого в стаутах больше, а в портерах может вообще не быть».
Позже при подготовке к многочисленным дегустациям британского пива, которые блогер проводит в разных пабах, он познакомился с инфографикой 2009 года, подготовленной для geekbeer.com. Материал, созданный на основе данных BJCP для иллюстрации разницы портеров и стаутов, «очевидно подтверждал» мнение Павла Егорова, добавил Игорь Самсонович.
Вместе с тем подтверждение этой версии бренд-амбассадор Guinness в России обнаружил во время визита на завод пивоварни.
«Редкий сохранившийся старый цех — цех обжарки, а обжарке ячменя при температуре 232 градуса посвящён отдельный зал в музее. Для меня стало это окончательным ответом на вопрос о разнице. Очевидно же, что Guinness это самый массовый, самый известный и самый узнаваемый сухой стаут в мире».
Но, возвращаясь к теме условных границ, блогер отмечает, что это отличие не всегда соблюдается.
«Никто не может запретить стаут назвать портером на этикетке, есть пиво, сваренное без несоложенки, которое производители называют стаутами, а уж появление «белого стаута» вообще рушит любую логику. И в этом контексте единственная разница – это вкусовой профиль: если вкуснее – стаут (шутка)».
К единому соглашению по поводу границ стилей ещё не пришли, поэтому условное разделение так и будет существовать. Такое мнение в беседе с Craft Depot высказал пивовар Иван Ларин.
Однако работе пивоваров над портерами и стаутами это обстоятельство не помешает, добавил он.
«Для пивовара тут нет никакой сложности. Пивовар воплощает то что он сам хочет и как хочет. Творчество. Главное – с душой, и чтобы было вкусно».
Также Иван Ларин видит перспективы создания новых разновидностей портеров и стаутов. Он убеждён, что «новые стили точно» будут появляться и охватят спектр вкусов от «сладкого, кислого – до солёного».