статуи на эрмитаже на крыше для чего

На крыше Эрмитажа

Чердаки Зимнего дворца хранят множество секретов. Часть из них открыли сотрудники Эрмитажа в ходе экскурсии «Смотритель».

С крыши Зимнего дворца не только открывается поразительный вид на Петербург, это место богато и на интересные экспонаты, которые показали Ксения Басилашвили и сотрудник Научно-просветительного отдела Эрмитажа Юлия Денисова. На чердаке музея находятся знаменитые башенные часы, о которых рассказал заведующий Реставрационной лабораторией часов и музыкальных механизмов Эрмитажа Михаил Гурьев во время онлайн-экскурсии diletant.media и сайта Эха Москвы.

Музей под открытым небом

Каким бы волшебным ни было зрелище, открывающееся взгляду на крышах Эрмитажа, экскурсии по ним не водят, а сигнализация защищает кровлю от любителей приключений, и доступ туда открыт только сотрудникам музея, которые ходят по специальным мосткам, проложенным по крыше. Им всего несколько лет, они очень крепкие и снабжены перилами, но при этом в ширину довольно узкие — на них умещается один человек.

Те работники музея, которым часто приходится бывать на эрмитажной крыше — сотрудники технических служб, и у них действительно много работы: нужно следить за состоянием 55 тыс м2 кровли. Люди, в чьи обязанности входит наблюдение ней, были еще при Николае I: сущестовала специальная должность бал-адъютанта, который должен был проверять исправность металлических конструкций. Ему подчинялись унтер-офицеры, каждую неделю обходившие крыши и чердаки, они должны были очень внимательно осматривать все конструкции. Помимо них были еще 60 человек, выходивших зимой чистить крышу. Правила работы были строгими: им можно было ходить исключительно в войлочной обуви и счищать снег только метелками, чтобы не повредить железные листы. Деревянными лопатами разрешали пользоваться только пр очень сильных снегопадах.

Кровля Эрмитажа новая: её полностью переделали в 2014 году, вновь покрыв музей железом. От дерева отказались еще во время ремонта Зимнего дворца после страшного пожара 1837 года — этот горючий материал просто боялись снова использовать. Архитектор Василий Стасов, руководивший восстановлением дворца, спроектировал крышу так, чтобы все деревянные части были заменены на металл: листы кровли, стропила, водостоки. Кстати, последние сегодня устроены так, чтобы стекающая вода не попадала на штукатурку на стенах дворца и не размачивала её.

статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть фото статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть картинку статуи на эрмитаже на крыше для чего. Картинка про статуи на эрмитаже на крыше для чего. Фото статуи на эрмитаже на крыше для чего

На крыше много дымоходных труб с защитными шипами от птиц. Трубы сохранились с XVIII века, когда отопление дворца было только печным. В XIX веке стали появляться другие способы обогрева здания, но во многих залах оставались камины и печи, и более того, дымоходы также работали в качестве вентиляции помещений дворца. Чердаки же по сей день проветриваются с помощью слуховых окон, которые во множестве выходят на крышу. Сотрудники поддерживают на чердаках постоянную температуру, стараясь не допускать появления конденсата. В царские времена капельки воды на конструкциях, если они появлялись, собирали губками.

Крышу Эрмитажа, пожалуй, можно считать полноценным залом музея. Самый заметный экспонат здесь — купол дворцовой церкви. Он возвышается над склонами крыш и сияет позолотой. Золотая главка и крест стоят на декоративном фонарике, который венчает купол, прорезанный большими окнами, наполняющими внутреннее пространство светом. Через эти окна, украшенные барочными наличниками, можно заглянуть с крыши и рассмотреть убранство церкви. Сделать так можно было не всегда: вскоре после постройки дворца купол зашили изнутри плоским потолком, чтобы спасти церковь от промерзания. Когда здание восстанавливали после пожара 1837 года, потолок убрали, вернув церкви облик, созданный Растрелли. После революции облик купола не меняли, с него даже не сняли крест, но саму церковь закрыли, а точнее, превратили в музейный зал: оттуда вынесли иконы и превратили статуи ангелов в нейтральные фигуры, лишив их крыльев. В 1973 году купол отреставрировали, ведь дождливый климат Санкт-Петербурга не щадит позолоту, и к тому времени её необходимо было восстановить.

статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть фото статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть картинку статуи на эрмитаже на крыше для чего. Картинка про статуи на эрмитаже на крыше для чего. Фото статуи на эрмитаже на крыше для чего

Над крышей возвышается не только церковный купол, но и башня оптического телеграфа, увенчанная двуглавым орлом. На самом деле, у орла три головы, но с любого ракурса видно только две. Без третьей головы под некоторыми углами эту скульптуру на башне вовсе не было бы заметно. В 1930-е годы орла убрали, и он вернулся на свое законное место только к 2014 году. Оптический телеграф был действенным средством связи. Для передачи сообщений использовали семафорные штанги с яркими закруглениями на концах. Положение штанги означало слово или целую фразу. На некотором расстоянии от Зимнего дворца находились другие телеграфные башни, и сигналисты, как их называли в XIX веке, передавали послания, связывая Санкт-Петербург с Кронштадтом, Гатчиной и даже Варшавой, до которой сообщение доходило всего за полчаса. Кстати, именно через телеграфную башню на кровлю выходил Николай II. Он был одним из тех императоров, которые любили гулять по крыше Зимнего дворца. К сожалению, мостки, по которым ходил последний царь, сохранились лишь частично, потому что износились, и их пришлось менять при реставрации.

Помимо церковного купола и оптического телеграфа внимание к себе привлекают скульптуры, украшающие крышу. Все они, конечно, являются экспонатами Эрмитажа, у каждой есть свой порядковый номер, написанный сзади. Всего их 176. Изначально, по проекту Растрелли, скульптуры были сделаны из пудожского камня, но до нашей дней они практически не сохранились: несколько фрагментов хранятся в коллекции Русского музея, и это всё, что осталось. К концу XIX века камень очень сильно обветшал, даже крошился, и статуи сделали заново из выколотной меди — медных листов на каркасе. Стержни остовов заведены в кирпичную кладку парапетов дворца, и это удерживает скульптуры на открытой всем ветрам крыше. В последние годы скульптуры подверглись реставрации, потому что старые каркасы износились, и их необходимо было заменить. Когда статуи вскрыли, оказалось, что они полые внутри. Сейчас в них установлены новые надежные остовы. Не все скульптуры имеют одинаковый цвет: в основном они зеленоватые, их оттенок напоминает патинированную бронзу, но некоторые светлые, почти белые. Это попытка реставраторов вернуть скульптурам историческую окраску, ведь известно, что изначально медные скульптуры были светлыми.

У всех скульптур есть названия: «Аполлон», «Деметра», «Персефона», но они условные и даны сотрудниками Эрмитажа с опорой на те атрибуты, которые есть у каждой статуи. Дело в том, что Растрелли, делая эскизы скульптур, сам не давал им имен, называя их просто «каменными болванами», но по традиции он снабжал их разными отсылками к античной мифологии. Однако особенное внимание стоит обратить на другую скульптуру, а именно на корону, расположенную под флагштоком. После революции её убрали, ведь это символ царской власти, но в последние годы корона вернулась на свое место. Она литая и покоится на подушке с кисточками, которая сделана так искусно, что выглядит мягкой. Подобная корона установлена на крыше Меншиковского дворца.

статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть фото статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть картинку статуи на эрмитаже на крыше для чего. Картинка про статуи на эрмитаже на крыше для чего. Фото статуи на эрмитаже на крыше для чего

Возле флагштока и медной короны на крыше установлены колокола башенных часов, но о них — позже.

Вид на город

С крыши Эрмитажа отлично просматривается Петербург. Стоя на самой кровле, наблюдатель находится прямо на так называемой «небесной линии» — воображаемой границе, установленной крышей Зимнего дворца. Существовало строго прописанное правило, запрещавшее строить в городе дома выше карниза императорской резиденции (примерно 22 м). Однако оно не относилось к строительству церквей и соборов, которые сильно возвышаются над Зимним дворцом. Сегодня самое серьезное нарушение этого правила — Лахта-центр в Приморском районе Санкт-Петербурга. Считалось, что его не будет видно из центра города, но на самом деле небоскреб высотой 462 м прекрасно виден из любой точки Северной столицы.

В первую очередь с крыши Эрмитажа хочется рассмотреть Дворцовую площадь, которая лежит как на ладони, и можно оценить её размеры. В глаза бросается самый большой экспонат музея — Александровская колонна, которая, кстати, более чем в 2 раза выше императорской резиденции. Здания Эрмитажа окружают площадь по всему периметру, ведь Главный штаб — это один из музейных корпусов. Его протяженность с высоты тоже ощущается абсолютно иначе, нежели с земли.

статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть фото статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть картинку статуи на эрмитаже на крыше для чего. Картинка про статуи на эрмитаже на крыше для чего. Фото статуи на эрмитаже на крыше для чего

С крыши Зимнего дворца можно увидеть многие достопримечательности Санкт-Петербурга. Если смотреть по часовой стрелке, сначала виден Смольный собор, потом храм Спаса на крови, купол Дома книги, Казанский собор прямо за зданием Главного штаба, голубой с золотыми звездами купол Троицкого собора, и, наконец, Исаакиевский собор с золотым куполом.

Если повернуться направо от Дворцовой площади, можно увидеть небольшой внутренний двор, стен в котором по цвету отличаются от фасада. На самом деле, Растрелли не узнал бы Зимний дворец, если бы увидел его сегодня. В наши дни бывшая императорская резиденция покрашена в изумрудно-зеленый цвет, а изначально строился дворец песочного цвета с легкой желтизной, и именно этот оттенок попытались повторить на стенах в том внутреннем дворике. За всё время своего существования Эрмитаж не раз менял цвет: в конце XIX века из песочного его перекрасили в зеленоватый, в начале XX века — в красный цвет. Сегодняшнюю окраску музей приобрел во время реставрации после Великой отечественной войны.

Еще один внутренний двор, который обращает на себя внимание — Большой. Раньше он был закрыт воротами, а теперь там находится экскурсионное бюро и главный вход в Эрмитаж. Если встать на крыше лицом к этому двору, можно увидеть весь периметр музея.

К юго-восточному углу Зимнего дворца, где находились покои Екатерины II, примыкает Миллионная улица, на которой во времена Российской империи находились самые богатые дома и дворцы. Облик этой улицы складывался постепенно за XVIII-XIX века. С высоты она воспринимается по-другому: с земли не так заметны её изгибы, расстояния искажаются. Кажется, что протяженность Миллионной улицы гораздо больше, чем она есть на самом деле. По этой улице можно мимо Мраморного дворца пройти на Марсово поле, рядом с которым находится Михайловский замок, но с крыши кажется, что он находится далеко от Эрмитажа, а Миллионная улица выглядит очень длинной.

Башенные часы Эрмитажа

О том, что наступил полдень, петербуржцам сообщает выстрел пушки в Петропавловской крепости, а всё остальное время город раньше узнавал по бою башенных часов Эрмитажа. Сегодня, к сожалению, часы плохо слышно даже на Дворцовой площади — из-за обилия автотранспорта в Санкт-Петербурге стало очень шумно. Более того, на площади есть эффект так называемой «стоящей волны» — звук отражается от дуги Главного штаба, и поэтому в некоторых местах площади бой не слышно.

Часы, установленные в Эрмитаже сегодня, были созданы в XIX веке человеком, выигравшим конкурс на их изготовление. Всё, что о нем известно сегодня, его фамилия — Гельфер — указанная на одной из шестерней механизма. Первые часы в Зимнем дворце установил изобретатель Иван Кулибин, перенеся их из другого дворца, но они погибли в пожаре 1837 года. У старых часов, конечно, тоже были свои колокола. Последнюю реставрацию эрмитажных часов проводили в 1994 году, опираясь на опыт ремонта аналогичного часового механизма в Мраморном дворце. Другие часы, похожие по своему устройству на эти, находятся в Петропавловском соборе, но никакие из них не музыкальные, в отличие, например, от часов на Спасской башне в московском Кремле. В советское время эрмитажные часы пытались модернизировать и перевести на электрический ход, но так этого и не сделали, чему радуются сотрудники музея, ведь исторически подлинные часы сохранились в первозданном виде.

Колокола, как уже было сказано, находятся у самого края крыши южного фасада с видом на Дворцовую площадь. Сам же часовой механизм расположен в специальном помещении под кровлей. Чтобы попасть к нему, с крыши надо спуститься по узкой лестнице. Сами сотрудники музея этим путем ходят очень редко. Далее путь лежит по чердаку, где можно рассмотреть металлические стропила, которые после пожара 1837 года были разработаны специально для Зимнего дворца на чугунно-литейных заводах Санкт-Петербурга. Кстати, недавно чердаки ремонтировали, но сделали теплоизоляцию по старой, проверенной временем технологии: перекрытия застелены войлоком, покрытым брезентом.

По этим перекрытиям путь идет мимо основания флагштока к лестнице, ведущей в комнату с часами. Работу механизма слышно уже на чердаке. Часы часто называют «сердцем Эрмитажа», потому что их мерные мягкие удары действительно похожи на стук человеческого сердца. Обычно на чердаке не горит свет, и это усиливает впечатление.

Помещение практически полностью занято механизмом, и он завораживает обилием валом и шестеренок, которые ровно вращаются, отсчитывая время. Однако всю эту сложную конструкцию можно разделить на три узла: узел хода — механизм, двигающий стрелки, специальный вал вращает минутную стрелку, от которой движется часовая; узел боя четвертей, отвечающий за то, что каждые 15 минут 2 колокола на крыше отбивают новую четверть; узел боя часов, заставляющий колокола оповещать город о наступлении нового часа. Механизм сообщается с колоколами с помощью проволочных тяг, которые приводят молоточки в движение. Это стандартное решение для башенных часов, как и гири, висящие на тросах в шахте глубиной около восьми метров. Они приводят механизм в движение.

статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть фото статуи на эрмитаже на крыше для чего. Смотреть картинку статуи на эрмитаже на крыше для чего. Картинка про статуи на эрмитаже на крыше для чего. Фото статуи на эрмитаже на крыше для чего

Часы заводятся вручную: на один из валов надевается ручка, которую нужно вращать, пока гири не поднимутся из шахты на максимальную высоту. Раньше часы заводили каждый день, но потом реставраторы добавили в механизм несколько блоков-полиспастов, и теперь часы нужно заводить раз в три дня. Этим занимается лаборант, который приходит к часам, проверяет исправность всех элементов и заводит механизм. Вращать ручку нужно около 5 минут, но в Мраморном дворце этот процесс немного модернизировали: к ручке присоединили шуруповерт, и теперь процесс занимает всего минуту.

Для часов, как раз, особенно нужны те слуховые окна, помогающие сотрудникам поддерживать температуру на чердаке: часы чувствительны к температурным перепадам. Но в механизме есть специальные элементы, позволяющие его подстраивать, поэтому погрешность часов составляет всего примерно минуту в неделю, и они сообщают Санкт-Петербургу точное время.

Источник

Статуи на эрмитаже на крыше для чего

Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Поначалу представлял собой постоянно растущую коллекцию произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II, но с 1852 был открыт для посещения публики. Современный Государственный Эрмитаж занимает шесть величественных зданий, расположенных вдоль набережной Невы в самом центре Санкт-Петербурга. Ядро Эрмитажа и всего Санкт-Петербурга — Зимний дворец. За полтора столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших мировых коллекций, насчитывающая около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сегодня музей и дворец являются ценным объектом российского и международного туризма, а современные технологии широко применяются для рекламы музея по всему миру.

Эрмитаж состоит из пяти, связанных между собой домов на Дворцовой набережной, на всех пяти мы были 🙂

Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Расстрелли)
Малый Эрмитаж (1764 — 1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот)
Старый Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)


У Эрмитажа так же есть много филиалов в других городах и странах.

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур территории бывшего СССР. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами. Картинная галерея включает в себя работы западных художников XIII—XX веков. Наиболее полно представлены мастера Италии XVI—XVIII, Франции XVII-начала XX столетия, Испании XVI—XVIII, а также Фландрии и Голландии XVII века. Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — Татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрадта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена, и др.

Говорят, если ходить и рассматривать каждый экспонат в музее секунд по 30, то уйдут не одни сутки на то, чтобы обойти весь музей.

А теперь немного о самом Зимнем дворце, читайте внимательно:

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга; с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

За всю историю было 5 Зимних дворцов.

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Высота здания составляет 22 метра.

В наружном облике Зимнего дворца, создававшегося, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской», в его нарядном, праздничном виде, в пышной декорировке его фасадов,раскрывается художественно-композиционный замысел Растрелли — глубокая архитектурная связь этого здания с городом на Неве,ставшим столицей Российской империи, со всем характером окружающего городского пейзажа, сохраняющаяся и в наши дни.

Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания. Они были первоначально высечены из камня и заменены металлическими в 1892—1902 годах (скульпторы М. П. Попов, Д. И. Иенсен). «Раскрытая» композиция Зимнего дворца является своеобразной русской переработкой типа замкнутого дворцового здания с внутренним двором, распространённого в архитектуре Западной Европы.

8. Вид в сторону Исаакиевского собора

10. Жалко, что не было сверхширика или фишая, пришлось делать фиговенькую панораму

11. Панорамная камера, коих куча

БОНУСом хочу показать небольшое видео заснятое Аустером

Источник

Скульптура и барельефы на крыше и фасаде Эрмитажа

«Люблю я светлых вод и листьев шум,
и белые в тени деревьев кумиры,
и в ликах их печать и неподвижных дум.
Всё — мраморные циркули и лиры.»
Александр Сергеевич Пушкин

Государственный Эрмитаж — это прекрасный архитектурный ансамбль, созданный талантливыми архитекторами Санкт-Петербурга. Композиционным центром считается здание Зимнего дворца, построенного по проекту великого Бартоломео Франческо Растрелли. Фасад дворца украшен барочной балюстрадой с декоративными вазами и аллегорическими статуями. Завершающим аккордом смотрится с набережной Невы монументальная скульптура бога морей Нептуна.

Исторические скульптурные композиции на крыше были вырезаны из мягкого пудожского известняка. Но пожар и суровый климат Северной столицы сильно разрушили эти произведения. Руководивший всеми реставрационными работами архитектор Стасов предложил заменить их медными (полыми внутри на стальном несущем каркасе). Некоторые статуи и декоративные барельефы были созданы в технике ручной чеканной выколотки, а некоторые в технике гальванопластики.

Сегодня реставраторы Эрмитажа тщательно обследуют, бережно реставрируют бронзу и медь поверхностей декоративных статуй, установленных на крыше музея. При необходимости втягивают вмятины, заделывают трещины, убирают загрязнения, зачеканивают швы и перепатинируют медную поверхность, покрывая её защитными слоями.

Значительным ансамблем декоративной скульптуры является Новый Эрмитаж. Он полностью завершает эволюцию синтеза монументальной пластики и зодчества всего архитектурного ансамбля Дворцовой площади. Архитектор Лео Кленце украсил фасады музейного здания в неогреческом стиле, опирающимся на образцы позднего античного искусства. В строгую ритмику двухэтажных корпусов включены орнаментальные терракотовые панно с фигурами Слав и Гениев, символизирующие разные виды изобразительного искусства, а так же гермы, вырубленные из сердоболького гранита. В неглубоких нишах фасада здания установлены красивые портретные статуи художников эпохи Возрождения и 18-19 веков.

Скульптурный и орнаментальный декор стен выполнен по авторским рисункам Кленце и эскизным моделям Иоганна Гальбига В.И. Демут-Малиновским, А.В.Логановским, Д.И. Иенсеном. Скульптурные фигуры были отлиты на Литейном дворе Академии художеств из специального свинцово-цинкового сплава.

Важнейшим элементом скульптурного ансамбля фасада Нового Эрмитажа является портик с монументальными фигурами пятиметровых атлантов, вырубленными из сердобольского гранита А.И. Теребеневым по рисунку Кленце и мастер-модели Гальбига. Увеличив фигуры до оптимальных к размеру здания, он адаптировал пластику моделей к технологии обработки гранита. Под его руководством 150 каменотёсов вырезали эти огромные скульптуры, а завершал он их своими руками сам. В начале 1850 года каменные статуи заняли свои места в пролётах портика.

Я считаю, что они — основа всего образного строя здания, его символ. Прекрасные титаны с их серебристо-серыми телами по своим художественным достоинствам встали в один ряд с шедеврами мирового искусства — с египетскими сфинксами и греческими мраморными композициями.

Эрмитажный театр, замыкающий весь ансамбль эрмитажных зданий со стороны Невы, построил Джакомо Кваренги, который точно разместил в нишах стен бронзовые фигуры и бюсты античных поэтов. Прекрасные рельефные декоративные маски-маскароны замковых камней на фасаде создал талантливый петербургский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Если Вы хотите украсить фасад и крышу Вашего загородного дома декоративной скульптурой, как в Эрмитаже, то обращайтесь в Творческую мастерскую скульптора Селиверстова Игоря. На собственном производстве мы отольём из бронзы, а наши чеканщики отчеканят и запатинируют фасадную скульптурную композицию любого размера: от небольшой маски льва до монументально-декоративной статуи. Наши специалисты работали в Академии художеств и Русском музее, создавая на заказ красивые фасадные скульптуры в металле и камне с высоким качеством работ.

Источник

Статуи на эрмитаже на крыше для чего

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

На балюстраде.

Я давно хотела поместить это своего рода дополнение к давнему рассказу о скульптурах на крыше Зимнего дворца. О тех скульптурах, что были там раньше, до нынешних.
Более того, я вам про эти статуи могу не только рассказать, я могу вам даже их показать 😉 Ибо в архивах сохранился фонд с фотографиями этих статуй, и фотографии эти по крайней мере частично опубликованы.
Вся нижеследующая информация происходит из опубликованной в сборнике 1977 года «Русское искусство барокко» статьи С.Б. Алексеевой «Архитектура и декоративная пластика Зимнего дворца».
Итак.

Связующим элементом между статуями являлись и декоративные вазы.
Цельность решения декоративных деталей фасада и балюстрадной скульптуры достигалась одинаковой их окраской. белёные детали декоративного бранства и архитектурных элементов фасада хорошо гармонировали с белым камнем и чётко выделялись на фоне стен, окрашенных в песочный цвет

Даже после реставрации куски расслоившегося камня продолжали падать, а неоднократная побелка искажала детали формы. Кроме того, с течением времени большинство скульптур лишилось атрибутов. Судя по некоторым рисункам начала XIX века у многих статуй в руках были щиты и копья. Но уже в акварелях Садовникова, выполненных в середине XIX столетия, мы не видим никаких атрибутов. Можно предположить, что они были утрачены при пожаре дворца в 1837 г.

Одна из женских скульптур, по-видимому, символизирующих изобилие

Стоит взглянут на головы, шеи этих статуй, чтобы понять, с каким расчётом мастера намеренно утяжеляли их. Сделай они эти части фигур иначе, т.е. пропорционально, воздушная среда «съела» бы объём деталей. Такие, казалось бы, грубые вблизи фигуры с непомерно большими головами, кистями рук и стопами ног, вознесённые на 25-метровую высоту, очень хорошо смотрелись с земли.

Женские фигуры с Восточного и Западного фасадов

Фигура юноши, Восточный фасад

Женская фигура, Восточный фасад

Женская фигура, Северный фасад

Женская фигура, Северный фасад

На балюстраде, между скульптурами, было множество ваз.

Эти скульптуры не сохранились.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *