старик козлодоев о чем песня
Козлодоев – Аквариум
Осмелюсь высказать предположение, что своей популярностью фильм «Асса» Сергея Соловьева во многом обязан участию в съемках легендарных рок-певцов и классному саундтреку. Собственно, я сам, будучи тогда совсем юным, побежал смотреть картину только для того, чтобы посмотреть на Виктора Цоя и послушать его «Перемен».
Позже присутствие лидера «Кино» в картине уже казалось не столь значимым, и я полюбил «Ассу» за другие достоинства. Но главным из них для меня по-прежнему являются удачно подобранные песни.
Именно благодаря этому фильму я, как и большинство советских граждан, узнал о песне «Козлодоев» (или «Старик Козлодоев») группы «Аквариум», которую Бананан голосом Сергея Рыженко спел Крымову и Алике на борту корабля.
«Козлодоева» Борис Гребенщиков сочинил в самом начале восьмидесятых, когда группа «Аквариум» работала над альбомом «Треугольник». При каких обстоятельствах на него снизошло озарение, БГ не помнит, но считает, что произошло это, скорее всего, в какой-нибудь кофейне. В то время он часто писал песни за чашкой кофе в подобных заведениях.
Гребенщиков утверждает, что Козлодоев – это полностью выдуманный образ, у которого нет прототипа. Объяснить, почему родилась на свет столь оригинальная композиция, он тоже не в силах. Позже, к большому изумлению БГ, оказалось, что многие состоятельные люди, которым он исполнял песню, воспринимали ее очень серьезно и даже относили на свой счет.
В концертные программы «Аквариум» поначалу включал «Козлодоева» редко, но после выхода на экраны фильма «Асса» публика начала требовать ее гораздо чаще.
Композиция входит в альбомы «Треугольник» и «Асса», а также сборники «Аквариум. Хрестоматия», «Легенды русского рока “Аквариум”» и некоторые другие.
В списке ста лучших песен русского рока в двадцатом веке радиостанция «Наше радио» поместила «Козлодоева» на 49-ую строчку.
Интересные факты
Текст песни “Козлодоев” – Аквариум
Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты
Занятие это любил Козлодоев,
И дюжину враз ублажал
Кумиром народным служил Козлодоев,
И всякий его уважал
А ныне, а ныне попрятались, суки,
В окошки отдельных квартир
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар, он желает в сортир
Старик Козлодоев – Аквариум
«Старик Козлодоев» – песня группы «Аквариум» из альбома «Треугольник». Автор текста и музыки – Борис Гребенщиков. Премьера студийной версии композиции состоялась в 1981 году.
Аквариум – Старик Козлодоев – слушать
Интересные факты
Песня группы «Аквариум» «Козлодоев» – один из главных хитов раннего периода творчества Бориса Гребенщикова. При этом сам говорил, что, сочиняя это произведение, никого не имел в виду и уж точно сам себя так никогда не вел. Спустя годы он констатировал, что эта песня про маразм.
В 1987 году композиция была перезаписана в новой аранжировке для художественного фильма Сергея Соловьева «АССА». Исполняет её в этой картине Сергей Рыженко. При этом в кадре рот под фонограмму открывает Сергей «Африка» Бугаев, исполнитель главной роли Бананана.
Аквариум – Старик Козлодоев – текст
Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты;
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты.
Занятие это любил Козлодоев,
И дюжину враз ублажал.
Кумиром народным служил Козлодоев,
И всякий его уважал.
А ныне, а ныне попрятались суки
В окошки отдельных квартир.
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар, он желает в сортир.
Песнь песней: Старик Козлодоев
Дальше можно не цитировать.
Из передачи «Летопись», посвящённой фильму «Асса»:
«Вот я сейчас сижу и понимаю, что я не могу понять, как я его написал. Что-то меня в этой истории привлекло. И я начал писать текст про этого непонятного человека. Ну и как наверно со всеми популярными песнями, генезис ее проследить не представляется возможным. » (Борис Гребенщиков)
И всё-таки. Сколько лет старику Козлодоеву? Как его зовут? Кто его папа и мама? Как они познакомились? Где он сейчас?
Альбом «Треугольник» (1981), куда входит «Козлодоев» – классика советского рок-андеграунда, в том его сегменте, который взаимодействует с духом ресторанного подполья, кабаре, по более позднему определению самого БГ. «Треугольник» продолжает традиции обериутов, предвосхищает вершинные достижения перестроечного стёба и занимает достойное место в пантеоне магнитофонного андеграунда эпохи застоя вместе с песенками Игоря Эренбурга, ранними песнями группы «Примус», и, конечно же, «Мухоморами» и «Среднерусской возвышенностью”. Неудивительно, что альбом стал мишенью для лицемерных публикаций против БГ, а также Майка Науменко, в «Смене» и других изданиях. Их обвиняли в мелкотемье, безвкусице, дешевом успехе у маргиналов за счёт похабных и идеологически вредных песен.
«Козлодоева» мало пели на концертах, он стал известнее после «Ассы» (1987, действие происходит в начале 80-х). Бананан Сергея Бугаева, вольный художник, ресторанный музыкант и ночной сторож в театре, поёт «Козлодоева» голосом Сергея Рыженко в Ялте на пароходе.
Но если мысленно переплыть из Ялты начала 80-х в Сочи конца 60-х, то мы окажемся на теплоходе «Михаил Светлов». На палубе два чувака. Один ужасно похож на Аркашу Северного, но застенчивый и, судя по всему, непьющий. Любит песню про зайцев. Другой модный и стильный хипстер, самоуверенный и обаятельный авантюрист. Явно уже бывал на Диком Западе. Знает их нравы, грязные танцы и умеет рычать: «Оу, ес, бичел».
Это уже не Бананан, поющий про Козлодоева. Это сам Козлодоев! Или –Козодоев? «Нэ бэспокойся, Казладоеу! – КозАдоев. – КазЛАдоеу!» Мы знаем, как его зовут. Геннадий Петрович. Он мог бы быть отцом Бананану. В год выхода «Треугольника» Геше Козодоеву исполнилось сорок лет. Как мы знаем? Очень просто. Ведь это Андрей Миронов.
Теперь посмотрим, как познакомились родители «Козлодоева» – условные Миронова и Менакер. Позволю себе напомнить, что родители Андрея Миронова, выдающаяся комическая пара, особенно знамениты диалогами мужа и жены, в которых воспроизводятся, среди прочего, определенные традиции еврейской эстрады.
Итак. Довоенная Польша. Тридцатые годы, или даже двадцатые. Что делает в поле эта миленькая, хорошенькая девочка? Да ничего не делаю, я просто так, маргаритки ищу. Что, ищешь маргаритки? А я свою, похоже, уже нашёл. Ой, что ты, меня мама ждёт. Какая мама? Здесь поле. Деревья, травы и небо, только они узнают, что я люблю тебя.
«Маргариткелах» написал Мордехай Гебиртиг (1877-1942), польский еврейский бард, автор песен о штетле, «Марша безработных», трагической баллады «Горит!» и многих других песен, в некотором смысле лидер поколения, «БГ» еврейской идишской песни начала XX века, погибший в Краковском гетто год спустя после того, как у Мироновой и Менакера родился сын Андрей, аккурат на 8-е марта, о чём шутили в семье, как бы предвосхищая амплуа артиста в театре, да отчасти и в жизни, «подарок барышням».
Да, но причём тут Козлодоев? Так, наверное, спросит читатель. Но он так не спросит, если когда-нибудь слышал песню Гебиртига «Маргаритки» и песню «Старик Козлодоев». Особенно если ему когда-либо приходилось слушать эти две песни подряд.
Гребенщиков не думал о Гебиртиге, нет. А думал ли он о Миронове? Или это просто каким-нибудь ветром занесло к нему в тетрадь словечко «Козлодоев», которое крутилось на устах у миллионов в течение всех этих сладких 70-х от «Бриллиантовой руки» до «Ассы», события и персонажи которых доступны для парадоксальных сближений? Фирмачи, цеховики, фарцовщики, стиляги, «Следствие ведут Знатоки», и Чебурашка, и Волки Заяц, и Аркадий Райкин, и Аркадий Звездин из Иванова, другие звёзды ресторанного подполья, и все великие лабухи, и завсегдатаи «Кабачка `Тринадцать Стульев`» с польскими именами – все они, в том или ином смысле, «старики Козлодоевы», на которых через стекло «Аквариума», со смешанным чувством иронии и ностальгии смотрит «поколение дворников и сторожей».
Борис Гребенщиков: «Когда я ее спел в Москве каким-то совершенно не поклонникам Аквариума, а просто людям где-то в гостях и. не совсем молодые ребята, а люди уже постарше. сказали, что «Да-да, «Старик» это про нас песня”».
И я, москвич, ровесник и двоюродный брат Бананана, младший «братышк» дворников и сторожей, племянник Геши Козодоева, внук мироновско-менакеровских «мужа и жены», правнук Гебиртига – согласен, что это песня и про меня.
Позавчера мы видели на корабле молодого Козодоева, вчера – мальчика Бананана, который пел как бы о том же самом мироновском персонаже, только постаревшем и сползающем по крыше. По той прежней логике, сегодня этим Козлодоевым должен был бы стать сам Бананан, если бы система продолжала воспроизводиться, как прежде.
Однако всё вышло как в старой шуточной расшифровке аббревиатуры СССР, как рассказал мне хороший поэт, переводчик и исследователь идиша Довбер Керлер: «Сыз нито, Сы нит гевен, Сы вэт нит зайн, Рэд зих нит айн».
Этого нет, этого не было, этого не будет, никому не рассказывай.
Кто такие Электрический Пёс, старик Козлодоев и мочалки, о которых пела группа АКВАРИУМ?
Прежде чем продолжить разбор хитов группы АКВАРИУМ, я хочу обратить ваше внимание на расхожее представление о Гребенщикове как исполнителе преимущественно пасторальных идиллических песен. Однако в его творчестве случались песни довольно мрачные, а иногда даже злые. Ярким примером злой сатиры от БГ может служить песня «Электрический Пёс».
«Электрический Пёс» (1981)
Несмотря на то, что в тексте действует некий загадочный Электрический Пёс (он хоть и электрический, но живее остальных персонажей этой песни), посыл довольно внятен — это резкая критика не понаслышке знакомой Гребенщикову интеллигентской богемы, окопавшейся на кухнях и ностальгирующей. По ушам хлещет уже первая строчка — «Долгая память хуже, чем сифилис…», и далее перед нами открывается мир, где «один с изумлением смотрит на Запад, а другой с восторгом глядит на Восток», «гитаристы лелеют свои фотоснимки», а «над кухней-замком возвышенно реет, похожий на плавки и пахнущий плесенью, флаг…». Прозвучало даже редкое в устах Гребенщикова слово на букву «Б».
БГ:
«Может быть, кто-нибудь знает такую группу, как МАШИНА ВРЕМЕНИ. У них была прекрасная песня „Флаг над замком“. И там была строчка: „поднимать над башней мечты свой единственный флаг“. Ну, вот в песне как раз идет речь про этих людей, которые флаг когда-то подняли и про него забыли. А флаг висит там, пылится, превращается в неведомо что, начинает пахнуть, а они всё под знаком одной идеи…»
В песне немало и других отсылок и цитат: из «Двойника» А. Блока («стареющий юноша»), из «Гренады» М. Светлова («Отряд не заметил потери бойца»), из «Ночного разговора» Б. Окуджавы («Ах, если б я знал это сам») и даже из «Гамлета» В. Шекспира («как не снилось и нам, мудрецам»).
«Электрический Пёс» стал одной из самых ярких песен «Синего альбома», а цепляющее соло на электрогитаре в песне исполнил флейтист и обладатель пронзительного бэк-вокала в АКВАРИУМЕ — Андрей «Дюша» Романов.
«Старик Козлодоев», «Мочалкин Блюз» (1981)
БГ:
«Я был так поражен, потому что я никак не представлял, что считающие себя серьезными москвичи смогут так легко отнести эту песню к самим себе».
Позже Гребенщикову даже пришлось пояснять особо умным журналистам, что Козлодоева он с собой не ассоциирует, а песня вообще «про старческий маразм».
Впрочем, на альбоме «Треугольник» 1981 года эта песня смотрелась вполне на месте, ибо он был задуман, как некий сборник самых абсурдных и стёбовых произведений АКВАРИУМА, некоторые из которых были сочинены ещё в начале 1970-х на стихи Анатолия Гуницкого — одного из основателей группы и поставщика совершенно безумных текстов (возьмите хотя бы «Гибралтар-Лабрадор» в исполнении В. Бутусова).
Второй хит «Треугольника» — «Мочалкин блюз» — был впервые записан ещё в 1973 году для альбома «Искушение святого Аквариума» — как раз в тандеме БГ-Гуницкий, хотя автором и музыки и слов в этой песне выступил только Борис. Слушать ту запись без слёз было невозможно. И вот, когда подвернулась возможность песню перезаписать, БГ решил пригласить в студию Тропилло своего приятеля — Сергея Курёхина. Курёхин, в отличие от музыкантов АКВАРИУМА, был профессиональным пианистом. И хотя сфера его интересов лежала больше в области джаза и авангарда, позабавиться он был тоже не прочь. Придя в ужас от исполнительского «мастерства» «аквариумистов», он быстренько взял дело в свои руки и придумал к «Мочалкиному блюзу» замечательную аранжировку.
Рояль Курёхина в этой песне и «пищалки» в «Козлодоеве» стали опознавательными знаками записи 1981 года.
Широким массам обе песни стали известны в 1987 году, когда они вошли в саундтрек перестроечного к-ф С. Соловьёва — «Асса».
Хотя записи «Треугольника» были вполне достойны, на «Мосфильме» было правило — включать в кино лишь песни, записанные на их студии. «Козлодоева» и «Мочалкин блюз» переписали заново, при этом в «Блюзе» скрипка была записана так громко, что, когда она вступала, я постоянно вздрагивал.
На пластинку «Асса» эта песня вошла с вокалом Гребенщикова. Зато в кино её исполнял скрипач Сергей Рыженко, ну, а исполнитель роли Бананана — Сергей Бугаев — только открывал рот.
Зато благодаря словарику, сопровождающему кадры с песней, народ мог полностью понять все те хипповские словечки, которыми БГ обильно усыпал «Мочалкин Блюз». Все узнали, что мочалки — это легкомысленные девушки, шуз (от англ. shoes) — обувь, прикид — одежда, а мать — панибратское обращение к девушке (и никакого намёка на инцест).
«Десять Стрел» (1982)
Замечательную фентези-песню про десять стрел на десяти ветрах я полюбил сразу, несмотря на довольно сумбурный текст. Однако далеко не сразу я узнал, что авторство самого БГ текстом и ограничивается.
По словам Гребенщикова, музыку сочинил его приятель — Юрий Дышлов, а он не удержался и за 10 минут придумал к ней слова. Как известно, БГ был большим поклонником не только восточной мудрости, но и всяких кельтских мифологических штучек — поэтому в песне тут же появились белые волки с единорогами и «лук, сплетённый из ветвей и трав».
Песня вошла в 1982 году в альбом «Акустика», где Борису подпевала Ольга Першина (в это же время она записала целый альбом на стихотворный цикл БГ про Иннокентия и Полтораки).
А в 1994 году свой пространный «медитативный» кавер на «10 стрел» записала Настя Полева, походя вставив в него проигрыш из другой песни АКВАРИУМА «Поколение Дворников».
«Иванов» (1982)
На том же альбоме «Акустика» располагалась ещё одна, знаменитая в те времена, песня о человеке со стандартной фамилией Иванов. В ней с изрядной долей грустной иронии и даже самоиронии («он живёт на Петроградской в коммунальном коридоре между кухней и уборной…») описаны будни питерского интеллигента-маргинала — чтение Сартра вперемежку с пьянками-гулянками. Недаром на одном из концертов Гребенщиков предварил песню словами: «Была такая книга — „Герой нашего времени“. Вот еще один герой…».
Иванов на остановке,
В ожиданьи колесницы,
В предвкушеньи кружки пива —
В понедельник утром жизнь тяжела;
А кругом простые люди,
Что, толпясь, заходят в транспорт,
Топчут ноги Иванову,
Наступают ему прямо на крыла.
И ему не слиться с ними,
С согражданами своими:
У него в кармане Сартр,
У сограждан — в лучшем случае пятак…
Забавно, что «простые люди» действительно не знали о таком философе-экзистенциалисте, как Жан-Поль Сартр, и вместо этого слышали «У него в кармане сахар». Сегодня же молодым людям, скорее, придётся объяснять другое — что «пятак» (5 копеек) — был в те времена обычной ценой проезда в общественном транспорте.
Что до музыки, то БГ как-то признался, что «Иванов» целиком навеян песней Брайана Ино. Какой, правда, не пояснил, но мне кажется, что имеется в виду та же самая песня, что вдохновила ещё один хит Гребенщикова — «Плоскость». А именно — «Here he comes» из альбома «Before And After Science» (1977). Есть определённая схожесть в мелодике всех трёх песен, хотя виолончель Всеволода Гаккеля придаёт «Иванову» свой неповторимый колорит. В этой песне БГ цитирует не только Ино, но и самого себя, позаимствовав грустную строчку «сегодня тот же день, что был вчера» из своей песни «С той стороны зеркального стекла».
Борьбе с косностью существования и прозябания в своём ограниченном мирке будет посвящена и следующая песня Гребенщикова — «Прекрасный дилетант». Но о ней и о других, уже электрических боевиках группы, — в следующий раз…
Старик козлодоев о чем песня
«Козлодоев
(Старик Козлодоев)»
(БГ)
Входит в альбом «Треугольник» (1981) и «Асса» (1987)
***
Интервью с БГ в редакции «Белорусской деловой газеты», 7 октября 2000:
— Интересно, Борис Борисович искушает женщин как старик Козлодоев или иным образом?
— Когда эта песня была написана, подобные вещи даже не приходили мне в голову. Совсем. Стихи написались сами по себе. Я никого конкретно не имел в виду. Но когда потом увидел реакцию москвичей на эту песню, неожиданно для себя обнаружил, что они принимают ее очень близко к сердцу. Что очень меня тронуло. Сам же я по крышам не очень-то ползаю, потому что в этом нет никакой необходимости. И нет необходимости кого-то искушать.
***
В 1987 году песня была перезаписана для фильма режиссера С. Соловьева «Асса» (1987).
Из передачи «Летопись», посвященной фильму «Асса», «Наше радио»:
***
Реплики БГ на акустическом концерте 1982 г. «Записки о Флоре и Фауне»:
***
Пресс-конференция БГ в Ярославле, 20.10.2006.:
— А вы вели себя когда-нибудь, как старик Козлодоев в одной из ваших песен?
— Нет. Это песня про маразм.
Текст песни «Козлодоев»:
Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты;
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты.
Занятие это любил Козлодоев,
И дюжину враз ублажал.
Кумиром народным служил Козлодоев,
И всякий его уважал.
А ныне, а ныне попрятались суки
В окошки отдельных квартир.
Ползет Козлодоев, мокры его брюки,
Он стар; он желает в сортир.
Скачать сборник аккордов и текстов группы АКВАРИУМ
можно здесь >>>