станковая композиция в художественной школе что это
Урок по предмету «Станковая композиция» в 1-м классе ДХШ
Разделы: МХК и ИЗО
Цель урока: Ознакомить учащихся с предметом «композиция». Дать элементарные понятия ритма.
Задача урока: Создание ритма. Организация плоскости листа путем чередования различных элементов.
Основой любого произведения искусства является композиция, придающая ему единство и цельность. Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Картины, написанные в разные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.
Отсутствие возможности внести изменения в законченную картину подтверждают силу действия законов и правил композиции.
Композиция ставит перед художником сложные вопросы, ответы на которые должны быть точными, оригинальными, неповторимыми.
Построение картины можно рассчитать заранее. Постоянные упражнения в композиционном искусстве развивают композиционные навыки, можно научиться приемам построения композиции.
У композиции есть свои законы, складывающиеся в пароцессе художественной практики и развития теории. Этот вопрос очень сложный и обширный, поэтому здесь пойдет речь о правилах, приемах и средствах, которые помогают построить сложную композицию, воплотить идею в форму художественного произведения.
Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.
Ритм всегда подразумевает движение.
В произведения изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета.
Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуются как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении.
Динамичность композиционной схеме придает сочетание резких вертикальных, угловатых или округлых линий.
Если композиция формируется прямыми, горизонатльными или слегка наклонными линиями, создается впечатление покоя, либо размеренного, легкого движения.
Так можно сделать заключение, что преобладание горизонталей придает картине покой, наличие вертикалей вносит в нее напряженность, диагонали поддерживают движение.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Далее учащиеся приступают к выполнению самостоятельной работы.
Преподаватель выдает листы формата А3, трафареты с элементами фигуры птицы (туловище, крылья) губки, тряпки.
Затем на высохшей поверхности листа при помощи трафарета наносятся изображения птиц в различных позах. Учащиеся могут варьировать изображение крыльев, направление движения птиц и т. д. Создается ритм. Цередуются расположение птиц в листе (выше, ниже и т. д.), расположение крыльев, цвет и тон.
В дальнейшем изображение птиц дополняется деталями (глаза, перья и т. д.).
Станковая композиция
Станковая композиция — это создание картины на станке — мольберте.
Термин композиция (от лат. Composition) обозначает сопоставление, соединение частей в единое целое в определенном порядке. Это творческий процесс создания произведения искусства от появления замысла до его завершения. Для раскрытия содержания картины необходимо применение законов, правил и приемов, служащих наиболее выразительному решению замысла. Изучению законов композиции посвящены занятия по станковой композиции в художественной школе.
Навыки и умения
В Шлиссельбургской детской художественной школе станковая композиция является одной из главных дисциплин, потому что дает возможность реализовать знания, полученные на уроках рисунка и живописи.
Программа станковой композиции рассчитана на весь курс обучения — 5 лет.
Темы для станковой композиции во всех классах подобраны на основе наблюдения и изучения произведений старых мастеров и натуры: природы и ее явлений, анатомии и пластической выразительности фигур человека и животных, развитие творческой фантазии при работе с литературными источниками, работа по памяти и представлению.
Ученики нашей художественной школы получают базовые навыки:
Техники и инструменты
В основном станковая композиция выполняется на простой плотной бумаги (ватман), после чего покрываются колерованной шпатлевкой. Также используется цветной картон и бумага.
Инструменты, используемые на предмете:
Преподаватель
Гоголева Ольга Дмитриевна закончила в 1987 году Ленинградский инженерно-строительный институт, архитектурный факультет. Работает преподавателем с 1993 года, с 1995 года преподает в Шлиссельбургской детской художественной школе станковую композицию и декоративно-прикладную композицию.
Композиция станковая
Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно – тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определённого замысла.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учётом особенностей их пространственного мышления. Учебный предмет станковая композиция тесно взаимосвязан с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой из этих программ присутствует взаимопроникающие элементы; в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объёмов, грамотного владения тоном и цветом.
Образовательные задачи учебного предмета:
усвоение профессиональной терминологии и представление о таких понятиях, как:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи заключаются в формировании гражданской позиции, товарищества, личной ответственности, в гуманном отношении к окружающим, в развитии художественного вкуса и уважения к литературе и чтению.
Основным видом аудиторных учебных занятий является смешанный вид. Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.
Данная программа должна послужить базой и крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях.
Для реализации творческого замысла существует ряд способов, которым нужно научить будущего художника. Начиная с раннего этапа обучения, ученики должны выполнять большое количество композиционных заданий и работ.
Методическое пособие по станковой композиции
Этапы работы на композицией:
Предмет композиции
«Композиция» в переводе с латинского compositio обозначает сочинение, составление, расположение.
Сочетание отдельных частей, сложение элементов в определенном порядке, их взаимосвязь, переходящую в гармонию целого, мы наблюдаем в растительном и животном мире. Например, каждое растение состоит из частей, вместе они образуют форму, которая представляет собой некое гармоническое целое.
В природе наиболее характерными и часто встречающимися композиционными закономерностями являются целостность, симметрия и ритм. Целостность проявляется в гармоничности, законченности строения или конструкции предмета, симметрия — в равновесии, похожести левой и правой частей объекта, ритм — в повторяемости одного или нескольких элементов через определенные интервалы. Для симметрии характерно относительное спокойствие, уравновешенность частей, ритму свойственна большая или меньшая степень движения.
Братья Ткачевы «Детвора»
Композиционные начала (целостность, симметрия, ритм), присущие миру природы, в искусстве присутствуют в особом, специфическом виде.
Человек, создавая различные предметы и образы предметов, явлений, опирается на формы, созданные природой, учится у природы и в какой-то степени подражает ей. При этом он изучает природу, познает сущность предметов и явлений, их закономерности.
Композиция присуща всем видам искусства. Композиционные начала лежат в основе архитектурных построек, музыкальных и литературных произведений, скульптур и картин, театральных постановок и кинофильмов. Принципы единства или членения, симметрии и ритма проявляются в различных видах искусства по-разному. Но наличие одних и тех же общих закономерностей позволяет достигать синтеза искусств, их органического сочетания, скажем, в архитектурно-скульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера и т. д. Яркий пример композиционного синтеза являет собой театр, где сочетаются драматургия, мастерство актеров и режиссера, декорационная живопись, музыка. От взаимодействия всех слагаемых спектакля зависит сила его эмоционального воздействия на зрителя.
Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определено. Однако, как считают некоторые специалисты, определение композиции как общего плана музыкального произведения, как его деления на крупные части слишком формально, и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.
В теории литературы в термин «композиция» также вкладывают вполне определенное содержание. Композиция означает размещение в тексте конкретного материала, например, сюжета в последовательности повествовани, или смену «точек зрения».
Что касается определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве, то здесь еще немало неясностей. Существуют различные варианты определения. Связано это с тем, что теория композиции в изобразительном искусстве находится лишь в стадии становления. Причем многие к этой проблеме в изобразительном искусстве относятся скептически. Как справедливо писал известный искусствовед, психолог и художник Н. Н. Волков, «к сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее недоброжелателей». А теория такая нужна, так как специально и глубоко проблемами композиции в изобразительном искусстве не занимается ни общая эстетика, ни история искусства, ни теоретическое искусствоведение.
Братья Ткачевы «Летом»
Только теория композиции как часть теоретического искусствоведения может непосредственно исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она, глубоко занимаясь предметом композиции, через анализ способна установить четкие термины и определения.
Определения понятия «композиция» в изобразительном искусстве мы можем найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе. Например, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона композиция определяется как перенесение в картину или рисунок тех линий, форм и образов, которые еще смутно рисуются в воображении художника, и составление из них при помощи различных средств и технических приемов, свойственных той или иной отрасли искусства, органического целого, определенно выражающего задуманное художником содержание. Далее говорится о невозможности установить точные правила композиции, так как представление о характере композиции изменяется исторически, зависит от социального строя, от задач, стоящих перед искусством. В словаре Брокгауза и Ефрона указываются лишь некоторые правила, которые выведены на основе анализа лучших произведений искусства. В этом определении уже отмечается главный признак, присущий композиции, — признак целого. Кроме того, здесь указывается, что это «целое» в композиции определенно выражает задуманное художником содержание. Это очень важно для определения композиции, как будет видно ниже.
То, что композиция отмечается как важнейший компонент художественной формы, в принципе, правильно, хотя и не совсем точно, так как, во-первых, композиция не компонент формы, а сама форма, и даже главная форма, и, во-вторых, композиция не придает единство и целостность произведению, а она закладывает своей сущностью эту целостность.
Законы построения композиции
Первый этап творческого процесса — период первоначального накопления — может начаться еще до выбора темы. В таком случае накопление материала бывает менее целенаправленным, но небесполезным, ибо в этот период память художника обогащается жизненными впечатлениями от бесед с людьми, прочитанных книг и т. п. Все это воспринимается им сознательно или стихийно как материал эстетически значимый, который, возможно, когда-то пригодится в творчестве.
Период первоначального накопления должен сопровождаться композиционными упражнениями. Даже когда нет еще четко обозначенной темы, они помогут глубже познать многообразие окружающего мира, смысловые связи между предметами и средой. Всестороннее изучение жизни позволяет художнику создавать оригинальные, правдивые композиции, а также способствует накоплению жизненно важного материала. Рекомендуется выполнять наброски людей и животных, рисовать по памяти и воображению с ориентацией на закономерности композиции, делать зарисовки характерного или типического, компоновать на свободные темы, тренироваться в составлении натюрмортов, в постановке живой модели в интерьере и т. д.
Чем интенсивнее протекает период первоначального накопления, тем успешнее переход от приблизительной наметки содержания к более четкому абрису замысла.
Студенческий эскиз — набросок с натуры.
Замысел рождается из разрозненных, часто хаотических впечатлений, но он никогда не возникает из ничего. Этому предшествует большая, иногда длительная работа художника, который прилагает немало сил, ума, воли, собирая материал, наблюдая, изучая жизнь. Все это незаметно ведет к появлению замысла. Постепенность или неожиданность его рождения можно объяснить и индивидуальными особенностями творческой личности, в частности степенью одаренности, а также недостаточностью или изобилием имеющихся материалов.
В период возникновения замысла художник обнаруживает пластический мотив, в котором он сумеет затем показать новые грани и свойства изображаемого явления, раскрыть его с неожиданной стороны. Иначе говоря, в это время определяется метод решения найденного мотива с точки зрения его новизны как эстетического открытия мира, увиденного прозорливым взглядом художника.
В первоначальном замысле многие элементы композиции бывают намечены только приблизительно, но уже определившаяся сюжетная или идейная направленность композиции в целом будет тем компасом, который укажет верный путь доработки этих элементов, метод обрастания задуманного произведения необходимыми дополнительными деталями. Нередко художник, чувствуя ценность пластического мотива, сразу приступает к его непосредственному осуществлению.
Разработка композиции произведения включает решение технических и чисто творческих задач на основе профессиональных умений и знаний теории искусства, в частности законов композиции.
При создании самых первых, довольно схематичных эскизов не следует забывать о действии композиционных законов целостности и контрастов. Именно учет этих законов имеет принципиально важное значение, ибо, разрабатывая первые эскизы, художник ведет поиски такой композиции, которая позволит уже в своем черновом, схематичном наброске увидеть целостность, жизненность и выразительность, т. е. те основные качества, которые являются определяющими для подлинного произведения искусства.
Действие закона целостности требует выявления конструктивной идеи, заложенной в мотиве самой природой, схемы его гармонии, объединяющей в единое целое все детали будущего полотна. Каждый мастер прокладывает свои пути к нахождению конструктивной идеи композиции, использует свои методы достижения наилучшего результата. Одни сперва стихийно рисуют все, что подсказывает воображение на данную тему, и лишь позже в собранном материале отыскивают путеводную конструктивную идею. Другие компонуют непосредственно под впечатлением наблюдения натуры. В любом случае в основе композиции должна лежать конструктивная идея — каркас развития сюжета. Конструктивная идея целостности композиции служит базой для действия закона контрастов, как сочетания противоположного в зрительном восприятии произведения. Как известно, человек воспринимает предметы прежде всего по контрасту их силуэтов и окружающей среды. Форму мы видим благодаря контрасту света и тени. И живопись в ее современном понимании также строится на борьбе противоположностей — теплых и холодных цветов. Сила цвета также увеличивается от соседства с дополнительным цветом — красного с зеленым, синего с оранжевым, белого с черным и т. п. Издавна художники пользовались контрастом светлого на темном фоне.
В «Бурлаках на Волге» И. Е. Репина существует контраст между компактной темной группой бурлаков, воспринимаемой целостным силуэтом, и серебрящейся рекой. Подобные контрасты придают декоративную выразительность композиции.
И.Репин «Бурлаки на Волге»
Композиционные контрасты нерасторжимо связаны с характером художественного образа. Например, в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» главный социальный контраст олицетворяют барыня, несущая икону в религиозной процессии, и взлетевшая над толпой бедняков полицейская нагайка. Именно этот идейный контраст строит картину. И совершенно очевидно, что нахождение места расположения сюжетного узла было отправным пунктом в разработке Репиным композиции и ее живописного решения. Во всяком случае, это прослеживается почти во всех эскизах и предварительных наметках.
Во многих произведениях бытового жанра показываются конфликтные ситуации как столкновение добра со злом, старого с новым, реакционного с прогрессивным. Основной контраст здесь лежит в борьбе противоположностей, и, если художник не уловит, не поймет самой сути, истоков этой борьбы, его произведение будет характеризоваться простым бытовизмом. В качестве примера можно привести картину А. И. Лактионова «Переезд на новую квартиру».
А.И. Лактионов «Переезд на новую квартиру»
Ю.И. Пименов «Свадьба на завтрашней улице»
Совсем по-другому подходит к решению темы борьбы «старого и нового» Ю. И. Пименов. В «Свадьбе на завтрашней улице» мы видим, как преображается жизнь города и людей, как новое стремительно шагает на смену старому. Лактионова и Пименова разделяют не столько индивидуальный живописный почерк, сколько метод эстетического освоения действительности и, разумеется, разность мировосприятия, мышления. Один в основном скользит по поверхности факта, другой докапывается до сути нового явления.
Таким образом, в метод работы над композицией должен быть включен еще один важнейший момент, контролируемый идейным замыслом и образным началом. Закладка основ образности в конструктивной идее и главном контрасте указывает на взаимодействие законов целостности, контрастов с законом жизненности. Этот закон предполагает раскрытие сторон изображаемого явления, в которых общее отражается через индивидуальное, особенное, присущее именно данному характеру.
Основными законами композиции следует назвать такие: закон целостности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.
Закон жизненности должен особо учитываться в период разработки композиции, когда художник путем обобщения данных непосредственных чувственных восприятий действительности стремится показать типическое через индивидуально-характерное.
Закон целостности имеет отношение и к построению декоративного силуэта композиции, и к использованию контрастов темного и светлого. Стоит появиться равнозначными пятнам, как композиция запестрит, потеряет целостность.
Студенческий эскиз. Тема: 1.«Трамвай», 2.«Пробка»
Закон контраста. Само слово контраст – французское (резкое различие,противоположность). В специальном значении- противопоставление и взаимное усиление двух соотносящихся свойств, качеств. Контрасты в композиции помогают выявлению композиционного центра, образному решению сюжета, решению пространства,передаче объема предметов.
Графические эскизы к сюжетной композиции. Материал — сепия
Цветовой эскиз к сюжетной композиции. Материал — гуашь
Контрасты делятся на:
Цветовой эскиз. Тема: «Остановка»
Правила композиции
Если законы носят объективный, всеобщий характер, устойчиво действуют на протяжении длительного отрезка времени в истории развития изобразительного искусства, то композиционные правила и приемы, помогающие строить композицию, относятся к менее постоянным категориям. Они имеют важное значение в разработке пластического мотива, изобразительного «зерна» сюжета. Правила и приемы, по словам Е. А. Кибрика, являются лишь композиционной техникой (вместе со средствами). Но следует иметь в виду, что, несмотря на «технический» во многом характер правил и приемов, они в основе своей, как и все искусство, вытекают из закономерностей природы.
Основными правилами композиции являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Образ в станковой композиции
Художественный образ — это такой сплав эмоционального и рационального в познании и отражении объективной реальности, который призван воздействовать и на чувства, и на умы людей.
«Образ — это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение» — так определяет Л. И. Тимофеев образ в литературном творчестве. Но такое определение вполне подходит и для других искусств, в том числе и для изобразительного искусства. Если проанализировать это определение, то можно увидеть, что художественный образ характеризуется несколькими важными чертами или свойствами. Ими являются:
Очевидно, к этим важнейшим, основным чертам художественного образа следует добавить еще такие, обязательно присущие каждому настоящему художественному образу черты, как новизна, объективность и субъективность.
Студенческая работа. Эскиз. Материал: Сепия, пастель.
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская художественная школа»
Развитие воображения на уроках «Композиция станковая»
для учащихся подготовительных классов детской художественной школы
разработчик Пермякова Т.Е.
Содержание учебных программ направлено на формирование у учащихся общих знаний об искусстве и художественных техниках, приобретение детьми начальных художественно-творческих умений и навыков в изобразительном искусстве.
Программа обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.
Основной принцип преподавания предмета «Станковая композиция» – сочетание игрового начала и рационального подхода, основанного на профессиональном знании.
Программа учебного предмета «Станковая композиция» в подготовительном классе предусматривает систематизацию полученных ранее знаний по основам живописи и композиции деятельности в детском саду, в группах развития и студиях.
Программа учебного предмета «Станковая композиция» предусматривает знакомство с основными законами композиции, развитие композиционного мышления, освоение определенного объема умений и навыков, которые позволяют вести самостоятельную работу над композицией.
Актуальность данной работы: Композиция, её закономерности, приёмы, средства выражения и гармонизации всегда были и остаются актуальными для всех тех, кто занимается творчеством.
Многие педагоги-художники считают, что композиция – самое сложное понятие в изобразительном искусстве, и её преподавание является едва ли не самым слабым звеном в системе художественного образования.
Проблема обучения композиции изучается давно. Нередко преподаватели изобразительного искусства испытывают затруднения на практике, задаваясь вопросами о том, как правильно разговаривать о композиции с детьми, не опасно ли навязывать учащимся профессиональные стереотипы и предпочтения педагога. С другой стороны, зачастую дети чувствуют себя беспомощными, не имея навыков мыслить самостоятельно и нестандартно, решая поставленную задачу банальным, избитым способом. Разумеется, такие работы не приносят творческого удовлетворения, неумение воплотить свои мысли на бумаге, как правило, приводит к разочарованию и, как следствие, потере интереса к изобразительной деятельности в целом. Для того, чтобы избежать подобных проблем, следует учитывать уровень подготовки и способности каждого ребёнка и давать учащимся такие задания, которые они способны выполнить на достаточно высоком уровне, а также, о чень важно, чтобы ученик чувствовал себя успешным, и цель педагога – создать для этого все условия.
Цель: является выявление и обоснование приёмов и методов работы на уроках станковой композиции, способствующих развитию воображения
— развитие фантазии учащихся.
— отработка графических навыков.
1. Подобрать и изучить литературу по развитию мышления, творческих способностей у детей.
2. Подобрать и разработать инструментарий для формирования творческих способностей
Специфика воображения младших школьников на уроках станковой композиции будет результативным и успешным, если оно явится неотъемлемой частью целостного подхода к созданию условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка, что имеет место быть на уроках ИЗО.
Методы и формы решения поставленных задач (структура работы, методы).
В работе над композицией необходимо поощрять присущее детям стремление к эксперименту, знакомя их с различными техниками исполнения и разными художественными материалами.
Это способствует повышению интереса к процессу изображения и развитию творческой активности.
Разнообразие инструментов и художественных материалов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. Вариативность видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. Как правило, каждый ребёнок находит «свой» материал, «свою» технику, что даёт ему чувство уверенности в собственных силах, повод гордиться своими успехами и, следовательно, мотивирует к дальнейшей творческой и познавательной деятельности.
Ещё одним важным фактором мотивации учебной познавательной деятельности является организация, подготовка и участие в творческих конкурсах, фестивалях различного уровня, которые дают возможность каждому ученику проявить себя, проверить свои знания и умения, способствуют творческому развитию и профессиональному росту.
Итак, методы стимулирования познавательной деятельности опираются не только на методы обучения, но и методы воспитания детей, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания. В ходе обучения перед педагогом стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но, тем не менее, являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся.
Для повышения мотивации творческой и познавательной деятельности уроки следует организовывать таким образом, чтобы дети, с одной стороны, имели возможность обучаться пластической грамоте (изучению законов, средствам композиции) посредством разнообразных интересных упражнений, с другой стороны – могли самостоятельно логически выстраивать свою мысль, быть раскованными в творчестве, не бояться нового, неожиданного. Необходимо формировать у учащихся художественное образное видение и поэтическое восприятие жизни, выявлять и развивать их индивидуальные склонности и творческое мышление. Выполнялись упражнения ( в начале каждого урока в 10 минут, в течении года). Время выполнения задания не фиксируется.
Среди рисунков выделяются нетворческие, часто повторяющиеся рисунки, мало творческие, творческие или очень редкие.
Творческие рисунки оцениваются одним баллом.
3.2 Формирующий этап: разработка цикла занятий, направленных на
Характеристика планируемых результатов
После выполнения ряда упражнений учащиеся выполняют интересные композиции.
Работа над упражнениями, набросками, развивает фантазию, внимание к мелочам, тренирует руку, а постоянная тренировка практических навыков это одно из главных условий для того, чтобы научиться хорошо рисовать.
Для успешных занятий по композиции, ребёнку необходимо иметь не только определённый запас знаний, не только накопить и сохранить в памяти то увиденное, что его окружает, но и творчески переработать для того чтобы создать картину.
1.Упражнение 30 кругов.
Упражнение 30 кругов – отличная разминка для мозга. Для выполнения необходимо распечатать данное изображение на листе формата А4. Попробуйте проявить фантазию и в каждом из кругов простой шариковой ручкой нарисовать уникальный рисунок.
Для большей эффективности следует ограничить время на выполнение задания до 3-х минут.
2. Упражнение «Симметричные предметы».
Задачи: дать понятие «симметричность предметов»; учить находить одинаковые части предметов, составлять их; привести наглядные примеры симметричности (вазы, кувшины).
Материал: картинные силуэты различных симметричных предметов, разрезанные пополам.
3. Упражнение «Фантастическое животное».
Цель: развивать творческое воображение, используя разные способы изображения.
Материалы: разные части животных, птиц, рыб, насекомых (вырезанные из бумаги).
Инструкция: составить из имеющихся элементов фантастическое животное, придумать название. Затем дети изображают фантастическое животное в выбранной ими технике.
4. Упражнение «Составь натюрморт».
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (натюрморт праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами, с грибами и т.д.)
Материал: изображения цветов, овощей, фруктов, ягод, грибов, посуды.
Инструкция: составь натюрморт.
5. Упражнение «Перспектива»
Цель: закрепить знания о перспективе, линии горизонта, удаленности и приближении предметов, переднем и заднем плане картины.
Материал: картинная плоскость с изображением неба и земли и четкой линией горизонта. Силуэты деревьев, домов, облаков, гор разной величины (маленькие, средние, большие, всех по три размера).
Инструкция: разложить силуэты на картинной плоскости, соблюдая знание перспективы (три плана).
6. Упражнение «Забавный клоун».
Цель: развивать творческое воображение, чувство цвета.
Материал: фигурки клоуна и много разноцветных предметов: шляпы, бабочки, галстуки, туфли, одежда и др.
Инструкция: наряди клоуна (в цвета радуги, в одной цветовой гамме).
7 Упражнение «Стилизация изображений из простых геометрических тел».
Стилизация означает декоративное обобщение и подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов. Можно упростить или усложнить форму, цвет, детали объекта, а также отказаться от передачи объема.
Принципы стилизации: а – превращение объемной формы в плоскостную и упрощение конструкции, б – обобщение формы с изменением абриса, в – обобщение формы в ее границах, г – обобщение и усложнение формы, добавление деталей, отсутствующих в натуре
Однако упростить форму вовсе не значит обеднить ее, упростить – лишь подчеркнуть выразительные стороны, опустив малозначащие детали.
В основе любого художественного произведения лежит органическая связь между его составными элементами. Принципы стилизации имеют свои особенности в народном и декоративно-прикладном искусстве, в живописи и графике.
8 Упражнение «Облака-загадки»
Необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
9. Упражнение «Дорисуй фигуры».
По предложенным схемам надо дорисовать рисунок!
10. Упражнение «На что похожа клякса»
По предложенным схемам надо дорисовать рисунок!
11.Упражнение «Волшебный лес».
По предложенным схемам надо дорисовать рисунок!
Во-первых, развитие художественно-образного мышления в младшем подростковом возрасте зависит от индивидуальных особенностей, таких как тип и характер мышления (функциональная асимметрия головного мозга). Активно формируются осознанность, логичность, критичность и самоконтроль мышления.
Во-вторых, возрастная периодизация меняет характер психических процессов:
– воображение приобретает более избирательный, направленный характер, зависящий от конкретных личностных интересов;
– память, как и воображение, носит избирательный характер, долго хранит яркие впечатления и явления мира; повышается роль процессов выделения осмысленных связей с их последующей практической реализацией;
– внимание становится более сосредоточенным, интенсивным, объем «полезной» информации, получаемой из среды, увеличивается; способность длительно сохранять и переключать внимание с одного предмета на другой с возрастом увеличивается;
– представление вместе с вниманием и памятью становится более содержательным, структурным и носит эмоционально окрашенный характер, процесс построения становится быстрее;
– ассоциативность обретает явный и обобщенный характер сопоставления, становится богаче и разнообразней.
В-третьих, мышление сохраняет наглядно-эмпирический характер. Формирование ИКТ-компетентности протекает в новом качестве, огромно влияние интерактивности.
Итак, оценив работы по приведённым критериям, мы можем представить их количественный анализ в следующей таблице:
Как видим, что работы 03 «Б» класса можно отнести в большинстве своём к среднему уровню развитию воображения, но также много детей с низким уровнем развития воображения. Можно отметить, что все работы данного класса отвечали требованию к работе, рисунки детей разнообразны.
Торопова Анастасия- 6 баллов (средний)
Как видим, что работы 03 «Б» класса можно отнести в большинстве своём к среднему уровню развитию воображения, но также много детей с низким уровнем развития воображения. Можно отметить, что все работы данного класса отвечали требованию к работе, рисунки детей разнообразны.
Чтобы более наглядно рассмотреть динамику воображения учащихся, предлагается следующие диаграммы:
Диаграмма « Уровень развития воображения 03 «Б» класса»
Итак, как видно, что уровень развития воображения средний. Однако, развивая воображение детей в большей степени, чем это делается сейчас и более целенаправленно, учитель мог бы получить гораздо высокие результаты.
Для сравнения проведена такая же диагностика в 3 «В» классе.
Путилова Александра- 7,5 балла (высокий)
Явно видно, что уровень развития воображения в 3 «В» классе развит достаточно лучше, чем в 03 «Б» классе.
Диаграмма « Уровень развития воображения 3 «В» класса.
Вставить варианты выполненных работ.
В результате выполнения упражнений.
Говоря об особенностях психолого-педагогических условий развития художественно-образного мышления в младшем подростковом возрасте, особо отметим применение дидактических принципов, форм занятий и методов преподавания предмета «Изобразительное искусство», направленных на развитие художественно-образного мышления. Личность преподавателя изобразительного искусства и его профессиональная компетентность важны для реализации творческого потенциала обучающихся. В учебно-творческом процессе нет мелочей, поэтому даже эмоциональный настрой учителя передается учащимся и влияет на их творческую продуктивность. Социальный фактор является одним из ведущих в формировании личности младшего подростка. Творческая рабочая атмосфера в классе создает необходимые условия для формирования и развития художественно-образного мышления младших подростков. Тематическое рисование, рисование с натуры и декоративное рисование — основные виды занятий, развивающие творческие компетенции и художественно-образное мышление.