станица что означает у казаков

Значение слова «станица»

станица что означает у казаков. Смотреть фото станица что означает у казаков. Смотреть картинку станица что означает у казаков. Картинка про станица что означает у казаков. Фото станица что означает у казаков

1. Большое казачье селение на Дону, Кубани и в некоторых других областях. Кубанские станицы.Народ выходил из станиц — кто на работы, кто на реку, кто на кордоны. Л. Толстой, Казаки. На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых донских станиц. Шолохов, Тихий Дон.

2. Стая птиц (обычно перелетных). Станицы белых журавлей Летят на юг до лучших дней. Лермонтов, Последний сын вольности. Около 25 сентября в средней полосе РСФСР показываются передовые станицы гусей. Зворыкин, Охота на гусей.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Всякая казачья община, жившая в городках, слободах или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

СТАНИ’ЦА, ы, ж. 1. Большое селение в казачьих областях. Донские станицы. 2. Стая (устар., поэт.). Подъемлется с полей станица поздних журавлей. Пушкин. Высоко в небе неслись станицей перелетные птицы. Тургенев. Стрепета прилетают весною не рано и, без сомнения, большими станицами. С. Аксаков. Станицей тучки носятся. Фет.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стани́ца

1. большое казачье селение на Дону, Кубани и в некоторых других областях; жители такого поселения ◆ От города до города устраивались станицы, зазывались жители для поселения на привольных, но пустых местах. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск третий: XV-XVI столетия», 1862-1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Казаки поблагодарили и решили послать с ответом к великому государю свою станицу. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. Выпуск пятый: XVII столетие», 1862-1875 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Переночевали мы в станице, утром получаем приказ: «Поднимай батарею, отходи на заранее приготовленные позиции». Артём Весёлый, «Россия, кровью умытая», 1924-1932 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. большое количество кого-либо (людей, животных) ◆ В многолюдной семье станицами через полчаса наезжать станут, невзирая на то, что для принятия их не имеет приезжий иногда ни места, ни досугу, а всего меньше охоты. Фонвизин, «Повествование мнимого глухого и немого», 1783 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Плотоядные враны станицами парили над златыми крестами храмов, как будто бы в ожидании скорой добычи. Карамзин, «Марфа Посадница, или покорение Новагорода», 1803 г.

3. спец. стая птиц (обычно перелётных) ◆ После выстрела Григорий вскочил на ноги, оглушенный хлопаньем крыльев, гагаканьем гусиной станицы. один гусь, отделившись от уже построившейся гусиной станицы, резко шел на снижение, замедленно и с перебоями работал крыльями. Шолохов, «Тихий Дон» (цитата из НКРЯ) ◆ В сизых облаках // Станицы белых журавлей // Летят на юг до лучших дней. М. Ю. Лермонтов, «Последний сын вольности», 1831 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Станица

1. ручей в Можайском районе Московской области, правый приток реки Колоча

Источник

Станица

станица что означает у казаков. Смотреть фото станица что означает у казаков. Смотреть картинку станица что означает у казаков. Картинка про станица что означает у казаков. Фото станица что означает у казаков

станица что означает у казаков. Смотреть фото станица что означает у казаков. Смотреть картинку станица что означает у казаков. Картинка про станица что означает у казаков. Фото станица что означает у казаков

Стани́ца (образовано от слова, ставшего суффиксной приставкой «-стан») — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлки).

Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков.

По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Орджоникидзевская (Ингушетия) проживает 61 577 человек (2010), в станице Каневской (Краснодарский край) — 44 800 (2005), а в станице Павловской (Краснодарский край) — 31 327 (2010). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России.

Станицы, как населённые пункты, в настоящее время находятся в следующих субъектах России:

См. также

Примечания

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Станица» в других словарях:

СТАНИЦА — СТАНИЦА. Н. А. Некрасов в ответ на вопрос П. Н. Юшенова о значении слова станица в стихотворении «Несжатая полоса» ответил: «Я не справлялся с Толковым словарем (Даля), когда писал Несжатую полосу, а употребил слово ”станица” потому, что с… … История слов

станица — стая или стадо, табун, гурт, вереница, руно; однородные животные в сборе, во множестве (Даль, ставить) См. стадо. См … Словарь синонимов

СТАНИЦА — СТАНИЦА, станицы, жен. 1. Большое селение в казачьих областях. Донские станицы. 2. Стая (устар., поэт.). «Подъемлется с полей станица поздних журавлей.» Пушкин. «Высоко в небе неслись станицей перелетные птицы.» А.Тургенев. «Стрепета прилетают… … Толковый словарь Ушакова

СТАНИЦА — СТАНИЦА, становить, станок и пр. см. ставить. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Станица — в РФ крупное казачье сельское поселение или административно территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений. См. также: Сельские поселения Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

СТАНИЦА — в России крупное казачье сельское поселение или административно территориальная единица, объединяющая небольшие казачьи селения … Юридический словарь

СТАНИЦА — 1) в 16 17 вв. в Русском государстве казачий отряд для защиты засечной черты, находившийся перед ней.2) В России крупное казачье сельское поселение или административно территориальная единица, объединяющая несколько небольших казачьих селений … Большой Энциклопедический словарь

СТАНИЦА 1 — СТАНИ А 1, ы, ж. Большое казачье селение. Донские станицы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СТАНИЦА 2 — СТАНИ А 2, ы, ж. (устар.). То же, что стая. Журавли летят станицей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

станица — СТАНИЦА, ы, жен. Большое казачье селение. Донские станицы. | прил. станичный, ая, ое. II. СТАНИЦА, ы, жен. (устар.). То же, что стая. Журавли летят станицей. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

СТАНИЦА — СТАНИЦА, 1) в 16 17 вв. казачий отряд, нёсший охрану определённого участка засечной черты и выдвинутый вперёд (как правило, в степь перед ней). 2) Крупное казачье сельское поселение или административно территориальная единица, объединяющая… … Русская история

Источник

Казачья станица

Казачья станица — административная казачья сельская единица, состоит из одного или нескольких казачьих поселений (хутора, посёлка).

Всякая казачья община, жившая в городках, слободах или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

станица что означает у казаков. Смотреть фото станица что означает у казаков. Смотреть картинку станица что означает у казаков. Картинка про станица что означает у казаков. Фото станица что означает у казаков

Станицы считались военным поселением, способным выставлять для казачьего войска одну сотню (эскадрон) всадников. Станицы состояли преимущественно из одноэтажных деревянных или саманных домов, крытых камышом или черепицей. Центром культурной жизни станицы была православная церковь и школа. Центром общественной жизни была базарная площадь («майдан»). Из административных зданий в станице размещались станичное правление и сотенная канцелярия. В неспокойных местах станица ограждалась валом и рвом. Поскольку казаки были заняты на военной службе, то хозяйство нередко оставалось на женщин. Неподалеку от станицы располагалось станичное кладбище. Часто при станице имелась мельница.

Округ каждой станицы в Российской империи составлял её станичный юрт; лица войскового сословия, живущие в юрте — станичное общество. На станичном сборе выбиралось станичное правление: станичный атаман, его помощник и казначей. Атаман распределял земли между семьями казаков. Если станица была небольшой, то в станичном сборе участвовало все мужское население, а если станица была крупнее, то каждые 10 дворов высылали своего кандидата.

станица что означает у казаков. Смотреть фото станица что означает у казаков. Смотреть картинку станица что означает у казаков. Картинка про станица что означает у казаков. Фото станица что означает у казаков

Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки.

В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, собрание хуторных (куренных) уставщиков при станичном храме. Ежеквартально проводятся Малые станичные Круги под председательством станичного атамана, в них участвуют хуторные (куренные) атаманы и их товарищи, хуторные (куренные) старейшины (гласные), уставщики.

станица что означает у казаков. Смотреть фото станица что означает у казаков. Смотреть картинку станица что означает у казаков. Картинка про станица что означает у казаков. Фото станица что означает у казаков

По численности населения станицы часто превышают небольшие города. Например, в станице Каневской (Краснодарский край) — 44 386 (2010), а в станице Ленинградской (Краснодарский край) — 36 940 (2010). Эти станицы являются крупнейшими сельскими поселениями России. В станице Орджоникидзевская (ныне пгт Сунжа) в Ингушетии, до придания ей статуса посёлка городского типа в 2015 году, проживало 64 041 человек.

Станицы как населённые пункты в настоящее время существуют в следующих субъектах России:

Источник

Cловарь казачьих терминов и выражений

Абы – кое-как, небрежно

Ажина – растение ежевика

Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)

Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики

Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.

Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.

Аль – альбо или, может быть

Антирес – интерес, прибыль

Анчибел – ечистый дух

Арапник – длинный кнут

Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки

Аскаляться – улыбаться, смеяться.

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Атаманово слово – разрешение.

Ащеле – если же, в том случае, если.

Баба – бабаня, бабушка

Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли

Бабник – вид женской прически

Баглай – лентяй, лежебок.

Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья

Баз – двор или огороженный загон для скота.

Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».

Базыга – старый хрыч

Байбак – степной зверек, сурок

Байдак – килевое судно с одним парусом

Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры

Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков

Балахон – домашнее платье казачки

Балберка – плечевой ремень у пики

Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой

Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)

Банить – мыть, стирать

Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»

Банник – щетка для чистки орудийного ствола

Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать

Батяня, Батяшка – отец, батюшка

Баять – разговаривать, рассказывать

Бережь – экономность, бережливость

Беспереводно– постоянно, непрерывно

Бирчить – помнить, забирчить – запомнить

Блазниться – показаться, померещиться, причудиться

Братина – большая чаша для пития вкруговую

Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»

Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи

Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства

Бывалыча– когда-то, некогда, бывало

Велие – большое множество

Великатный – вежливый, хорошо воспитанный

Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста

Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам

Взгальный – несолидный, взбалмошный

Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать

Вкупе – вместе, сообща

Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду

Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью

Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя

Водночас – сразу, тотчас

Вокат – как раз, точно по размеру

Ворощать – вернуть, возвратить

Враз – тотчас, сейчас же

Вскагакались – заволновались, всполошились

Втымеж – в то время

Галмат – плохой человек, ненадежный

Гальмовать – сдерживать движение, тормозить

Гладкий – полный, упитанный, жирный

Глухая спень – полночь

Годок – сверстник, одного года рождения

Грамотка – письмо, записка

Гребовать – брезгать, пренебрегать

Громный – подобный грому

Грядка – боковой край саней

Грядушка – спинка кровати

Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать

Десно – на правой стороне

Десница – правая рука

Детоумный – глупый, неразвитый умственно

Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом

Довести – дать знать, уведомить

Досить жить – жить до этого времени, до этой поры

Дочиста – все целиком

Друзек – друг, приятель

Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись

Дуван – военная добыча

Дуванить – делить добычу

Дурно – бесплатно, даром

Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет

Егупетка – подхалим, подлиза

Ежелеть – каждый год

Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»

Жалковать – жалеть, сочувствовать

Жалочка – дорогая, милая

Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк

Жидковатый – слабого сложения

Жухлый – потускневший, увядший

Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом

Зазирать – осуждать, злословить

Зазря – напрасно, без всякого повода

Закличка– объявление, анонс

Закутать дверь – закрыть дверь

Зальян – противник, неприятель

Замордовать – затравить (на охоте)

Замурил – быстро скрылся, убежал

Замуроветь – зарасти травой

Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва

Заранка – раннее утро

Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас

Зареть – гореть ярким пламенем

Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)

Зась! – Замолчи! Перестань!

Захолонуть – похолодеть от страха

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)

Игрец – злой дух, нечистая сила

Иначий – другой, непохожий, иной

Искусить – попробовать, откусить

Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)

Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)

Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»

Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию

Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге

Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи

Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку

Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета

Карачун – мрак, темнота, смерть

Катух – свинарник (где содержались свиньи)

Квелый – хилый, слабый, болезненный

Киммерийский пролив – Керченский пролив

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)

Клечететь– замерзнуть, окоченеть

Коробчить или карабчить — воровать, обманывать

Источник

Типы поселений донцов: городки, станицы, хутора, остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы

Согласно письменным источникам самые ранние казачьи поселения назывались «зимовье», «острога», «городок». Помимо этих терминов, в актах XVI и XVII вв. постоянно встречаются такие понятия, как «юрт» и «станица». Позже в XVIII-XIX вв. появятся «хутора» и «слободы».

Городки

«Городками» в источниках XVI-XVII вв. назывались постоянные поселения донских казаков. В древней Руси не было городов без оборонительных сооружений. Населенный пункт только тогда начинал называться городом, когда он приобретал оборонительную ограду. Учитывая сложившуюся традицию, казаки называли свои укрепленные поселения городками. Но казачьи городки не относились к городским поселениям, в полном смысле этого слова, особенностью казачьих поселений был их военный характер. При строительстве своих городков-крепостей казаки, несомненно, использовали опыт, накопленный за многие века славянской и русской фортификационной культурой.

Первые городки строились в низинах, в камышовых зарослях, па островах, то есть в местах неудобных для жилья, но дающих возможность легко укрыться, уйти через ерик или реку на лодках.

«Городки, все без исключения, — как писал В.Д. Сухоруков, — стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов». По свидетельству источников, почти все ранние городки страдали от весенних разливов рек.

Представления о ранних казачьих городках носят во многом предположительный характер, так как достоверные источники скудны.

Описаний казачьих городков за XVI в. не сохранилось, а за XVII в. их дошло очень мало. Наиболее ранние принадлежат турецкому путешественнику Эвлии Челеби, который в январе 1667 г. проехал от Переволоки до Азова. Эвлия описывал городки как весьма мощные крепости с многочисленным казачьим населением. Так, в городке Иловлинский, он видел «сильную крепость из дерева»; в городке Паншин — «весьма прочную деревянную крепость»; в городке Голубые — «деревянную крепость», «прочную вследствие своей шестиугольной формы»; в городке Верхний Чир — «неприступную деревянную крепость» и т.д.

Сведения Эвлии о наличии в городках деревянных укреплений подтверждаются источниками, относящимися к концу XVII в.: походный журнал Петра I за 1695 г., описания вице-адмирала К. Крюйса, составленном в 1699 г. и др.

Городки были, по выражению самих казаков, «некорыстны», они были «оплетены плетнями, а обвешены тернами».

В центре городка находилась площадь, свободная от застройки и называвшаяся у казаков «майданом» (от тюркского «мейдан»). Здесь проходили круги, которые решали все вопросы жизни поселения и обсуждали войсковые дела. Площадь окружали арсеналы, кузницы, оружейные, амбары, ссыпки для зерна. Рядом с майданом обязательно тянулись коновязи, где ставили коней собиравшиеся по тревоге сполоху казаки. Майдан окружали полностью или частично, кругом или полукругом, жилища. Одно из них именовалось станичной избой и выполняло функции центра управления, «присутственного места», своеобразного клуба, общего склада и т.п. На той же площади ставилась часовня, а потом и церковь.

За городком или за протоком (рукавом) Дона устраивались базы для скота — загоны.

В качестве жилищ на раннем этапе строительства использовали шалаши, балаганы и примитивные землянки в виде «круглой ямы», покрытой жердями, поставленными вокруг нее и связанными сверху в пучок, с кровлею из камыша или сена. «В образе устроения жилищ казачьих, — замечал В.Д. Сухоруков, — в первой половине XVII столетия не представляется ничего отличного от первобытного их состояния. Главный городок Черкаской состоял из землянок. ».

Но сообщению адмирала К. Крюйса, городки делились на две части: зимние жилища (отапливаемые) и летние.

Постепенно временные шалаши и землянки заменялись наземными постройками-куренями. Много куреней было из хвороста или камыша, обмазанных глиной. Чтобы предохранить жилища от наводнения, их строили на высоких деревянных сваях. К.И. Куликов вообще считает, что жилища первых городков, стоявшие на отдельных затапливаемых островах, были изначально приспособлены к разливу рек. Постройки были рубленые, из местного леса и их ставили на подклет или на высокие дубовые столбы-сваи высотою до 2 м. Пространство между сваями заполнялось тесом или плетнями и служило подсобным помещением.

В некоторых городках, стены которых нельзя было «раздвинуть» по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. А.И. Ригельман отмечает, что «избы Козачьи. находятся без дворов, курень возле куреня рядом».

Станицы

С конца XVII в. происходило постепенное превращение городков в станицы, т. е. утрачивался их военно-оборонительный характер. Таким образом, станицами стали постоянные и лишенные укреплений поселения.

Казачьи станицы приобретают значительные размеры и население. В 1776 г. в «верховых» станицах насчитывалось дворов: Вешенская — 339, Михайловская — 400, Кланская — 140, Мигулинская — 306, Казанская — 350, Клетская — 150.

Станицы переняли от городков все внутреннее устройство. Центром любой станицы была центральная площадь — майдан. Здесь проходили общественные сборы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожала станица казаков на службу, по большим праздникам здесь устраивали народные гулянья. В восточной части майдана располагалась церковь или собор, напротив, через площадь здание станичного правления («атаманская») с тюрьмой («тигулевкой»). Со временем боевое назначение майдана сменилось на торговое, и на широком пространстве между церковью и правлением зашумели знаменитые ярмарки, а вокруг него появились гимназии, магазины, почта.

Повсеместно распространенным явлением было деление станицы на отдельные концы. Поскольку станицы располагались по течению рек, то наиболее частым было простое деление на три части: верхняя, центр и нижняя.

На краю поселения обычно устраивали «гумна» — огороженные рвом или камышовой изгородью площадки для обмолота и первичного хранения зерна, тянувшиеся единой полосой («улицей») на возвышенном месте. В низине (на берегу реки или озера) располагались «левады» — огороженные участки, засаженные огородными и садовыми культурами. За черту поселений выносили кузницы, мельницы, маслобойни. Кладбища всегда устраивали за станицей. В поселениях со смешанным составом жителей было два кладбища — православное и старообрядческое.

Со временем прочные удобные дома сменили былые тесные избы и землянки.

Из заведений промышленности находятся здесь: рыбоспетных заводов 41, кирпичных 4, кузниц: каменная 1, деревянных 20 и 3 ветряные мельницы. Количество рыбоспетных заводов показывает удобность здешней промышленности».

Каждая станица в свою очередь представляла макросистему расселения, которую формировали входящие в станичный юрт хутора. В состав юртовых владений, окружавших станицу, входили пашни, выпасы для скота, сенные покосы.

Хутора

Развитие земледелия и скотоводства вызвало к жизни новую форму поселения — «хутор». Казачьи хутора впервые встречаются в документах в 1680-х гг., но стремительный рост их числа приходится на XVIII в. По данным переписи 1764 г. на Дону насчитывалось 792 хутора. В отчете за 1859 г. войсковой атаман указывает 1 662 хутора.

До тех пор, пока незанятой земли было еще много, казаки устраивали свои хутора вблизи от станицы, как правило, в пределах станичного юрта. Постепенно свободных и удобных для скотоводства и земледелия земель становилось все меньше и меньше, и казаки основывали хутора далеко от станицы, часто за пределами своего станичного юрта.

Постепенно хуторское хозяйство разрасталось и состояло из амбаров для хранения зерна, соломы, инвентаря, колодца, загонов для скота. И.Г. Георги указывает, что казаки на хуторах «не редко содержат лошадей от пятидесяти до трехсот, овец Российской и Калмыцкой породы широкохвостых как и коз и того не сравнено более. Почти у каждого Козака, даже и у самаго бедного есть каждой из сего скота по нескольку, а особливо хороших лошадей».

Остроги, зимовища, базы-зимовники, слободы

«Острога», по В. Далю, — «частокол или полисадник из свай, вверху заостренных». Этот тип поселения «делался наскоро, из бревен стойком, им ограждалось небольшое войско или обносился осаждаемый город». Чаще всего острога являлась у казаков временным сооружением.

«Зимовищами» («зимовниками», «зимовьями») на Дону называли временные поселения, в которых казаки только зимовали, проводя лето в военных походах. По сведениям И. Краснова, в конце XVI столетия «городки и зимовища (зимовники) имели между собою то различие, что первые были жилища постоянныя, а последния составляли временный и преимущественно зимний приют».

«Зимовниками» называли и временные пристанища за пределами городка, устраиваемые специально для укрытия скота зимой от вьюг и метелей. Главным строением зимовника являлся загон для скота, отгороженный со всех сторон высокою стеною из камыша. Тут же в загоне или рядом с ним ночевали люди, устраивая для себя примитивные шалаши или землянки.

Постепенно зимовники обустраивались. Казаки стали поселяться в них на весну и лето, начали распахивать окрестные земли. Так постепенно базы-зимовники превращались в хутора, куда казаки перебирались на постоянное жительство.

Термин «баз», «базок» до сих пор обозначает помещение для скота или отгороженное для этой цели место на дворе и вне его. Говорят: скот стоит «на базу», «на базках».

После окончания строительства Царицынской линии и присоединения к России Азова в ходе русско-турецкой войны 1736-1739 гг. заселение и освоение края пошло более быстрыми темпами. Население Подонья в значительной степени пополнялось за счет приписных крестьян, преимущественно из южно­украинских губерний. В 1764 г. на Дону насчитывалось 792 хутора, у владельцев которых были приписные крестьяне. Некоторые из таких хуторов постепенно превращались в крестьянские «слободы». К 1801 г. на Дону насчитывалось уже 40 поселений, получивших, официальное на­именование слобод. В них насчитывалось по нескольку сот дворов, в которых жили главным образом крестьяне.

Казачьи старшины устраивали слободы по казачьим традициям. Практически все слободы получали свои названия по фамилиям казаков, руководивших их переселением и организацией: Мартыновка, Орловка, Недвиговка, Синявская и т. д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *