стандарт исо что это
Международный сертификат качества ISO
Международная сертификация ISO — это проверка производственных процессов предприятия на соответствие требованиям мировых стандартов. Для разных отраслей предусмотрены разные типы удостоверений.
Что такое стандарты ISO
ISO (International Organization for Standardization) – это система мировых стандартов качества, разработанных Международной организацией по стандартизации. Она включает семейство нормативов, которые разрабатываются для разных областей деятельности. Каждый из них содержит список обязательных требований к производственным процессам на предприятии. Компания, которая хочет подтвердить своей соответствие этим требованиям, должна пройти процедуру сертификации качества в аккредитованном центре.
Область применения
Семейство международных стандартов ISO охватывает несколько общих систем, которые применяются во всех отраслях экономики. Например, к ним относятся системы менеджмента качества, охраны труда, экологического менеджмента и т.д. Кроме этого, в семействе имеются и специальные нормативы, разрабатываемые для отдельных отраслей, таких как пищевая промышленность, информационная безопасность и проч. Соответствие каждому типу стандарта подтверждает международный сертификат качества ISO, выдаваемый после прохождения оценки.
Кто выдает сертификаты?
Выдачей международных сертификатов занимаются уполномоченные сертификационные центры, прошедшие процедуру аккредитации. Это значит, что компания провела подготовку своих экспертов в области применения стандартов, освоила правила выполнения измерений и оснащена необходимым оборудованием для реализации замеров. После этого она получает право проводить процедуру сертификации на соответствие нормативам качества и выдавать международный сертификат ISO установленного образца.
Что оценивается при сертификации?
Каждый из действующих международных стандартов содержит собственную систему критериев качества, на соответствие которым проверяется производственное или иное предприятие. Компания, которая намеревается пройти процедуру сертификации, вправе предварительно ознакомиться с ними самостоятельно, изучив соответствующие нормативные документы, или при помощи консультантов сертификационного центра, который проводит оценку.
Кому важно получить сертификат?
В Российской Федерации сейчас действуют два типа критериев ISO:
Выбор необходимого документа зависит от вектора деятельности компании. Организациям, ориентированным на международный рынок и взаимодействие с зарубежными партнерами, стоит выбрать оригинальный стандарт качества. Крупным российским компаниям, регулярно принимающим участие в коммерческих тендерах и государственных закупках, имеет смысл пройти сертификацию на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО.
Преимущества сертификации
Пройдя оценку соответствия требованиям выбранной системы ISO, компания получает:
Типы сертификатов
Сегодня наиболее востребованными считаются следующие виды документов.
Основные виды документов
Сертификат ISO 9001:2011
Система менеджмента качества СМК
Сертификат ISO 14001:2007
Система экологического менеджмента;
Сертификат OHSAS 18001:2007
Система менеджмента (управления) охраной труда
Сертификат ISO 22000:2007 (HACCP)
Система менеджмента безопасности пищевой продукции
Сертификат ISO 27001:2005
Система менеджмента управления информационной безопасностью
Примеры сертификатов
Сертификат качества ISO оформляется на фирменном бланке сертификационного центра, который проводит процедуру оценки соответствия и готовит подтверждающую документацию.
Что нужно, чтобы получить сертификат?
Чтобы получить международный документ, компании следует пройти оценку соответствия критериям выбранного стандарта качества. Это значит, что ей придется провести объемную подготовительную работу. Для этого потребуется разработать программу внедрения принципов СМК, провести обучение работников, модернизировать производство и ввести в действие нормы, а затем отработать их применение с учетом реальной производственной практики. Сделать это самостоятельно довольно сложно, поэтому чаще всего грамотные руководители предприятий обращаются в уполномоченные сертификационные центры, которые сначала сопровождают процедуру внедрения, а затем проводят оценку соответствия критериям ISO.
Этапы
После того, как подготовительная работа завершена, и система работы предприятия с применением принципов СМК уже отлажена, наступает время для проведения сертификации. Она включает следующие этапы.
Необходимые документы
Пакет документов, который потребуется предоставить в аккредитованный центр для оценки системы качества, включает:
В зависимости от выбранного стандарта качества сертификационный орган вправе потребовать дополнительные документы.
Подача заявки
Для подачи заявки на проведение сертификации следует заполнить форму, в которой содержится минимальный объем необходимых сведений для начала работ. Они потребуются специалистам аккредитованного центра для оценки ситуации, выбора международной системы менеджмента качества и принятия решения о возможности начала работ.
Скачайте заявку на проведение сертификации предприятия по стандартам качества ISO
Сроки
Работа по проведению сертификации качества включает анализ большого количества документов и обязательный выезд на предприятие. Но опытные специалисты, имеющие высокую квалификацию, достаточно быстро справляются с этой задачей. Для небольшой компании вся процедура занимает от трех рабочих дней. Для крупного предприятия срок ее выполнения, конечно, увеличивается.
Стоимость
Стоимость сертификации напрямую зависит от объема необходимых работ. Они, в свою очередь, определяются такими факторами как:
Стоимость работ по сертификации на соответствие международным стандартам качества ISO начинается от 15000 рублей.
Преимущества АТТЭК
Центр аттестации и экспертизы является аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами ISO и OHSAS.
Обратившись в Центр АТТЭК, Вы сможете получить международные сертификаты ИСО 9001, ИСО 14001, OHSAS 18001, ИСО 22000, ИСО 27001. Все сертификаты систем менеджмента качества, выданные центром АТТЭК, соответствуют государственным стандартам ГОСТ Р ИСО и требованиям Международной организации по стандартизации. Также возможна ускоренная форма оформления сертификатов.
Аккредитация АТТЭК
Центр АТТЭК имеет действующую аккредитацию на право выдачи международных сертификатов по критериям ISO.
ООО «Брянконфи» занимается производством пищевой продукции. Изучив зарубежный рынок в своем сегменте, пришло к выводу о необходимости налаживания экспортных поставок. Для этого потребовалось прохождение сертификации по международным стандартам ISO 22000:2007 (HACCP).
Специалисты центра АТТЭК провели анализ ситуации на предприятии, включая изучение документации и выездной аудит основной производственной площадки. По результатам первичной процедуры эксперты центра вынесли ряд рекомендаций, которые были успешно реализованы руководством предприятия. По результатам этой работы после повторного анализа ситуации в компании было принято положительное решение о сертификации.
В декабре 2018 года руководству компании передали сертификат соответствия ISO 22000:2007 (HACCP), и комплект подтверждающих документов. А уже в январе 2019 года предприятие заключило первый контракт на поставку своей продукции за рубеж.
Отзывы
Ресторан Le Tour De Vin
До этого мы проходили сертификацию только на соответствие российским стандартам, и проверка по критериям ISO казалась очень длительной и сложной процедурой. Однако благодаря исчерпывающим консультациям и рекомендациям специалистов центра АТТЭК мы смогли в короткие сроки подготовиться к оценке и успешно получить сертификат.
Сеть гипермаркетов «Карусель»
Мы давно работаем с применением этой технологии, но в последнее время прибыли предприятия упали, потому что на рынке появилось много конкурентов. Тогда мы приняли решение о модернизации производства и внедрении стандарта ISO 9001. Сотрудники центра АТТЭК помогли нам организовать обучение персонала и подготовку документации, благодаря чему мы достаточно быстро получили сертификат, который помог нам выиграть крупный тендер.
Системы сертификации ISO и их разновидности
Сертификация ISO – это документальное подтверждение того, что система менеджмента качества в компании полностью соответствует определенному набору стандартов.
Системы менеджмента качества позволяют осуществлять контроль на всех этапах производства или оказания услуг, начиная от подготовки документации и проверки сырья и заканчивая реализацией готового продукта. Наличие сертифицированной СМК на предприятии – это не только повышение авторитета на отечественном и зарубежном рынках, но и возможность отслеживать результаты развития компании и поставить управление предприятием на новый уровень. В некоторых случаях процедура сертификации является обязательной.
Сертификация ISO выводит управление предприятием на новый уровень
Преимущества сертификации ISO:
Наиболее часто сертификацию производят по следующим стандартам:
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
Данный стандарт содержит основные требования к системе менеджмента качества на предприятии. Он подробно описывает действия на всех этапах производственных процессов, начиная от проектирования и закупки сырья и заканчивая контролем состояния оборудования и оценкой компетентности персонала.
Особое внимание уделяется ориентации производства на потребителя, достижению высокого уровня качества. На сегодняшний день внедрение и использование СМК, соответствующей стандарту ISO 9001:2015, является одним из наиболее действенных способов повышения конкурентоспособности предприятия и качества услуг или продукции.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015)
Фокус внимания данного стандарта направлен на системы экологического менеджмента организации. Он устанавливает требования к поддержанию экологической безопасности производственного процесса и готовой продукции или услуг, методы оценки экологических показателей и уровня готовности к аварийным ситуациям.
Сертификация ГОСТ Р 54934-2012 (OHSAS 18001:2007)
Данный стандарт предназначен для оценки и сертификации систем управления охраной труда. Стандарт позволяет оценить потенциальные опасности на предприятии, уровень их риска, определить меры управления. Также он вводит требования и предоставляет рекомендации по мониторингу результативности профессионального здоровья и безопасности, оценке подготовленности к возникновению аварийных ситуаций.
Сертификация ГОСТ Р ИСО 22000-2007
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все предприятия, имеющие отношение к производству и реализации пищевой продукции, должны иметь сертифицированную систему менеджмента безопасности, построенную на основе принципов ХАССП.
Данная система позволяет обеспечить безопасность продуктов на всей цепи их создания до стадии конечного употребления.
Сертификация ГОСТ Р 51705.1-2001
Данный стандарт дополняет предыдущий. Получение подтверждающей документации необходимо, если предприятие планирует принимать участие в тендерах, заключать контракты с иностранными компаниями-партнерами, если необходимо разместить маркировку ХАССП на упаковке товара или на странице корпоративного сайта.
Сертификация интегрированных систем менеджмента
Интегрированные системы менеджмента (ИСМ) представляют собой совокупность сразу нескольких систем менеджмента, которые функционируют как единая система управления. Наиболее распространенным является сочетание систем менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2015, экологического менеджмента по ГОСТ Р ИСО 14001-2016 и управления охраной труда по ГОСТ Р 54934-2012.
Данное решение обеспечивает согласованность и структурированность бизнес-процессов, объединяет преимущества нескольких систем менеджмента и позволяет наиболее эффективно реализовать требования по повышению качества продукции, экологичности и охраны здоровья.
Интегрированные системы менеджмента качества – популярное и удобное решение для обеспечения соответствия предприятия международным стандартам
Центр сертификации «Гарант» аккредитован на сертификацию систем менеджмента в соответствии со всеми существующими стандартами ISO, как перечисленными выше, так и другими, в том числе специализированными. Например, ГОСТ Р 52249-2009 Правила производства и контроля качества лекарственных средств, ГОСТ Р 52549-2012 Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования, ISO/IEC 90003:2004 Разработка программных продуктов и т. д. Получить консультацию специалиста вы можете, связавшись с нами любым удобным способом.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Почему стандарты ИСО крайне важны для упаковочной промышленности?
Почему стандарты ИСО крайне важны для упаковочной промышленности?
Все это делает данные документы крайне ценными инструментами для самых разных субъектов хозяйствования, включая предприятия из сектора упаковочной промышленности. В этой статье повествуется о том, какие стандарты ИСО актуальны для соответствующих компаний, и какие преимущества дает им сертификация на соответствие требованиям стандартов ИСО.
Так какие стандарты ИСО важны для упаковочной промышленности? Существует несколько общих стандартов ИСО, которые могут быть полезны поставщикам упаковочных материалов и изделий, а также специальные стандарты, относящиеся к упаковке в определенных отраслях, правила в которых являются более строгими.
Общие стандарты ИСО
Внедряя этот стандарт, производитель упаковки обязуется использовать полностью интегрированную систему управления качеством. В частности, его команда менеджеров может использовать восемь принципов менеджмента качества, оговоренных в тексте стандарта ИСО 9001, для обеспечения оптимальной эффективности бизнеса.
Это означает, что такая компания активно ищет способы сокращения отходов за счет эффективных рабочих процессов, разработки упаковки с минимальным использованием сырья и, по возможности, использования переработанных и перерабатываемых материалов.
Специальные стандарты ИСО для упаковочной промышленности
Этот стандарт устанавливает особые требования для применения ИСО 9001, что помогает компаниям, занимающимся упаковкой лекарственных средств, снизить риск возникновения угроз безопасности и загрязнения того или иного упаковываемого продукта, а также обеспечить эффективность и долговечность упаковки.
Общие преимущества проведения сертификации на соответствие требованиям стандартов ИСО
Проведение сертификации на соответствие требованиям стандартов ИСО обеспечивает ценные преимущества всем без исключения компаниям – независимо от конкретных отраслей, в которых они работают. Наличие подобных сертификатов дает клиентам таких компаний уверенность в том, что приобретаемые и используемые ими продукты безопасны, надежны, соответствуют всем ключевым требованиям и имеют хорошее качество.
Обеспечение соответствия стандартам ИСО также может помочь снизить затраты на ведение бизнеса за счет повышения эффективности, открытия доступа к новым рынкам, международного признания и улучшения экологических показателей путем сокращения негативного влияния предприятия на окружающую среду.
Конкретные преимущества прохождения сертификации на соответствие требованиям стандартов ИСО для упаковочных компаний
Качество является важным параметром для многих упаковочных компаний, и сертификация на соответствие требованиям релевантных стандартов ИСО поддерживает их цели в области повышения качества своих товаров. Соблюдение требований стандартов ИСО в контексте упаковки может:
• Максимизировать безопасность товаров и минимизировать вероятность их повреждения;
• Способствовать увеличению продаж;
• Положительно повлиять на репутацию упаковочной компании;
• Помочь фирме превзойти ожидания клиентов;
• Способствовать снижению затрат благодаря бережливому и эффективному управлению производством;
• Устранить недостатки производственных процессов и повысить их эффективность;
Менеджмент качества на базе стандартов серии ISO 9000
Внешняя среда бизнес-организаций постоянно изменяется, поэтому для обеспечения качества своих услуг компании должны регулярно анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие созданию продукции, удовлетворяющей потребности потребителей, а также поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.
Применительно к деятельности партнеров фирмы 1С, СМК – это система методик и технологий, обеспечивающая управление уровнем качества внедрений и дальнейшего сопровождения 1С:Предприятия в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2015.
Речь идет не только о поддержании качества каждой услуги или продукта на уровне соответствия требованиям потребителей, но также и о механизме предупреждения возможной потери установленного уровня качества, а также постоянном его совершенствовании.
Основной пакет международных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO в марте 1987 года и затем периодически обновлялся.
В настоящее время серия ISO 9000 состоит из следующих стандартов.
Все эти документы называются стандартами, несмотря на то, что некоторые из них являются руководствами или сборниками рекомендаций и только ISO 9001 устанавливает требования к системам менеджмента качества и является единственным стандартом, в соответствии с которым может быть проведена внешняя сертификация.
Стандарт ISO 9001 может быть использован любой организацией, большой или малой, вне зависимости от сферы деятельности. Однако ошибочно полагать, что этот международный стандарт несет задачу унифицировать системы менеджмента всех предприятий. На создание, построение и внедрение какой-либо системы всегда оказывают влияние цели, внешние факторы, продукция, опыт, процессы конкретного предприятия. Несмотря на то, что 9001 определяют, какие требования должны быть реализованы в системе менеджмента качества, но он не определяют, каким образом предприятие должно их выполнить.
Основой стандарта ISO 9001 является ряд принципов менеджмента качества:
Ориентация на потребителя (заказчика). Основной фокус в менеджменте качества делается на удовлетворение требований потребителей и стремление превысить их ожидания. Поэтому организация должна всячески акцентировать свое внимание на исследовании потребностей и ожиданий потребителя для последующей реализации полученных сведений в выпускаемой продукции. Понимание текущих и будущих потребностей потребителей и других заинтересованных сторон способствует устойчивому успеху организации.
Лидерство. Лидеры на всех уровнях устанавливают единство цели и направления движения и создают условия, при которых люди вовлечены в достижение целей организации в области качества. Достижение единства цели, направления движения и вовлеченности позволяет организации координировать свои стратегии, политики, процессы и ресурсы для достижения целей.
Вовлечение персонала. Реализация целей, поставленных перед предприятием, возможна только в случае адекватного поведения сотрудников на всех уровнях организации. Для организации важно, чтобы весь персонал был компетентен, наделен соответствующими полномочиями и участвовал в создании ценности. Компетентные, полномочные и вовлеченные люди увеличивают способность организации создавать стоимость.
Процессный подход. Соответствующие и предсказуемые результаты получаются результативнее и эффективнее, когда виды деятельности представляются и управляются как взаимосвязанные процессы, которые функционируют как целостная система. Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание, каким образом эта система формирует результаты, включая все ее процессы, ресурсы, средства управления и взаимодействия, позволяет организации оптимизировать ее деятельность.
Улучшение. Успешные организации уделяют постоянное внимание улучшению. Улучшение важно для организации с точки зрения поддержания текущего уровня деятельности, реакции на изменения во внутренних и внешних условиях и создания новых возможностей
Принятие решений на основе фактических данных. Процесс непрерывного совершенствования должен опираться на данные, полученные в ходе объективных измерений фактического состояния системы качества и качества продукции. Важно понять причинно-следственные связи и потенциальные последствия. Факты, свидетельства и анализ данных ведут к большей объективности и уверенности в принятых решениях. Решения, основанные на анализе и оценке данных и информации, с большей вероятностью приведут к желаемым результатам.
Управление взаимоотношениями. Для достижения устойчивого успеха организации управляют своими отношениями с заинтересованными сторонами, такими как поставщики. Поскольку качество продукции во многом определяется качеством исходного сырья, материалов и информации, достижение качественного роста должно также основываться на установлении взаимовыгодных, партнерских отношений с поставщиками. Достижение устойчивого успеха более вероятно, когда организация будет управлять отношениями со всеми своими заинтересованными сторонами, чтобы оптимизировать их влияние на ее деятельность.
Требования стандартов ИСО 9001 внедрены в более одного миллиона компаний более чем в 170 странах мира. Использование стандартов ИСО 9001 гарантирует, что потребители стабильно получают продукцию и услуги хорошего качества, т.е. в соответствии с их требованиями и ожиданиями.
Подтверждением успешно внедренной системы менеджмента качества является ее сертификация на соответствие международному стандарту ISO 9001. Наличие у компании сертификата свидетельствует о том, что компания хорошо организована, в ней четко распределены обязанности, процедуры, соблюдается технология работы, имеются оперативные инструкции, документированные и известные всему персоналу, процедура контроля выполняемых работ и, конечно, профессиональный и хорошо обученный персонал. Другими словами, сертификат ISO 9001 свидетельствует, что система качества компании способна обеспечить и улучшать качество своих товаров и услуг.
Фирма «1С» обеспечивает добровольную сертификацию франчайзинговых фирм по стандарту ISO 9001:2015 и ГОСТ Р ИСО 9001-2015.
В качестве органов по сертификации СМК фирмой «1С» одобрены авторитетнейшие и крупнейшие международные сертификационные организации – Det Norske Veritas (DNV GL) и Bureau Veritas Certification.
Построение системы менеджмента качества достаточно трудоемкий процесс. Очевидно, не все фирмы-франчайзи могут подойти к сертификации одновременно, в силу объективных обстоятельств, таких как, структура фирмы, региональные особенности, подготовка персонала. Но к построению системы менеджмента качества или вводу в действие ее отдельных существенных элементов фирма «1С» призывает всех партнеров 1С:Франчайзи, стремящихся сделать свою фирму конкурентоспособной на рынке информационных услуг.
Стандарт исо что это
Материал актуален на 20.12.2021
Зарубежные и международные стандарты
1. Международный, региональный, зарубежный стандарт, стандарт иностранного государства. Общая информация
Картотека зарубежных и международных стандартов
Слова «международный стандарт» и «зарубежный стандарт» прочно вошли в наш обиход, но зачастую мы осмысливаем их по-своему, вкладывая в эти слова собственное понимание.
Чтобы избежать недоразумений, вызванных различным толкованием одних и тех же слов, обратимся к терминам, определения которых даны в статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (определения даны для целей Федерального закона «О техническом регулировании», но в Федеральном законе «О стандартизации в Российской Федерации» и в иных нормативных правовых актах эти понятия не определены):
Ни в одном нормативном акте не определено понятие «зарубежный стандарт».
1.2. Что такое международный стандарт
Определение термина «международная организация по стандартизации» дано в п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Это организация по стандартизации, членство в которой открыто для соответствующего национального органа любой страны мира.
Международные организации по стандартизации перечислены в примечании к п.3.1.2 ГОСТ 1.1-2002 :
— ИСО (Международная организация по стандартизации, ISO, the International Organization for Standardization);
— МЭК (Международная электротехническая комиссия, IEC, the International Electrotechnical Commission);
— МСЭ (Международный союз электросвязи, ITU, the International Telecommunication Union).
МСЭ разрабатывает рекомендации, а не стандарты.
В ст.18 Устава ИСО определено, что языками Организации являются английский, французский и русский языки. Росстандарт обеспечивает выполнение всех устных и письменных переводов на русский язык или с русского языка. Переводы действующих международных стандартов ИСО на русский язык признаются Организацией в качестве официальных переводов при условии, если их точность заверена для Генерального секретаря ИСО Росстандартом. Заверенные таким образом переводы должны содержать примечание о том, что они признаны Организацией в качестве официальных.
В ст.20 Устава и правил МЭК определено, что языками Организации являются английский, французский и русский языки, но рабочим языком Организации является английский. Издание стандартов МЭК на русском языке от имени Центрального офиса МЭК подготавливает Росстандарт.
ИСО и МЭК разрабатывают не только стандарты, но и другие типы документов.
Например, ИСО разработала Международный классификатор стандартов (ICS), который широко применяется во всем мире.
В частности, Общероссийский классификатор стандартов ОКС ОК 001-2000 и идентичный ему Межгосударственный классификатор стандартов (МКС) гармонизированы с ICS, что позволяет без труда идентифицировать сопоставимые группы национальных, межгосударственных и международных стандартов.
Также ИСО разрабатывает Общедоступные технические требования (ISO/PAS), Технические требования (ISO/TS), Технические отчеты (ISO/TR), Руководства ИСО (ISO Guide), Соглашения международного семинара (ISO/IWA).
Технические отчеты и Соглашения международного семинара являются информационными, а не нормативными документами. Руководства ИСО предназначены для технических комитетов при подготовке стандартов.
МЭК разрабатывает Общедоступные технические требования (PAS), Технические требования (TS), Технические отчеты (TR), Руководства (Guide).
Публикации МЭК служат базой национальной стандартизации, а также применяются при подготовке международных тендеров и контрактов.
В действующей с 29.06.2021 редакции Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» введено понятие технической спецификации (отчета) как нового для России вида документов по стандартизации. Этот вид документов близок по содержанию таким международным документам по стандартизации как ISO/TS, ISO/TR, TS, TR.
1.3. Что такое региональный стандарт
Пожалуй, самой известной региональной организацией по стандартизации является Европейский комитет по стандартизации (CEN). Кроме него в Евросоюзе действуют еще две региональные организации. Это CENELEC, Европейский комитет по стандартизации в электротехнике, тесно сотрудничающий с МЭК, и ETSI, Европейский институт по стандартизации электросвязи.
Мы привыкли к аббревиатуре ГОСТ и привыкли пользоваться стандартами ГОСТ наравне со стандартами ГОСТ Р. Поэтому обычно мы не задаемся вопросом, что такое «ГОСТ».
ГОСТ, принятые МГС, применяются в межгосударственных отношениях. Только после того, как Росстандарт введет их в действие на территории Российской Федерации, эти стандарты получают статус национальных стандартов. Не нуждаются в таком дополнительном действии Росстандарта только ГОСТ, введенные в действие в СССР до его распада. Эти стандарты действуют в России в качестве национальных, поскольку Россия является правопреемницей СССР. При этом только МГС имеет право отменять ГОСТ СССР. Росстандарт может лишь прекратить их применение в качестве национальных стандартов.
1.4. «Другие» стандарты
Кроме вышеперечисленных, есть еще множество стандартов, которые можно назвать зарубежными. Например, ASTM, API, DNV, ASME, SAE. К какой категории относятся они?
По сути, это стандарты организаций. Организации могут быть национальными, например, американскими, как ASTM, API, или международными, как SAE International.
Важно то, что международная организация не является организацией по стандартизации, хотя и разрабатывает собственные стандарты.
А зарубежными стандартами называют стандарты иностранных государств, стандарты иностранных организаций и региональные стандарты.
Кроме того, к международным и зарубежным стандартам относят и другие виды документов, принятые за рубежом.
Такое обобщение понятно, но порой оно мешает понять, каким образом следует применять тот или иной документ.
2. Применение международных, региональных, зарубежных стандартов и стандартов иностранных государств
2.1. Приказом Росстандарта от 21.06.2021 N 1061 утвержден документ «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств», зарегистрированный в Минюсте России и действующий с 17.07.2021.
Область применения нового документа расширена по сравнению с действовавшими ранее «Порядком и условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств «, утвержденными приказом Росстандарта от 05.05.2016 N 546. Новые Порядок и условия применения распространяются не только на международные, региональные стандарты и стандарты иностранных государств, но и на своды правил региональные и иностранных государств.
Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств применяются:
а) при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг, в том числе осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в конструкторской, проектной и иной технической документации;
б) при выполнении работ и оказании услуг в соответствии с межправительственными соглашениями, а также договорами и контрактами, заключаемыми предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами.
Перечисленные в заголовке документа стандарты и своды правил подлежат применению со дня их регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов в соответствии с «Порядком регистрации федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, сводов правил, международных стандартов, региональных стандартов, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств», утвержденным приказом Минпромторга России от 27.05.2016 N 1716, если выполняются следующие условия их применения:
а) отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации в отношении объектов стандартизации, предусмотренных международными стандартами, региональными стандартами, межгосударственными стандартами и региональными сводами правил, а также стандартами иностранных государств и сводами правил иностранных государств;
б) соблюдение основополагающих национальных стандартов;
в) соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
г) соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту;
д) наличие разрешения от правообладателя на использование стандарта и выполнение его перевода на русский язык;
е) соответствие стандартов межправительственным соглашениям, а также договорам и контрактам, заключаемым предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами.
Регистрацию документов по стандартизации в Федеральном информационном фонде стандартов осуществляет Росстандарт.
1. «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» регламентируют применение перечисленных в заголовке видов зарубежных документов. Действие документа не распространяется на международные и зарубежные документы, не являющиеся стандартами или сводами правил, а также на стандарты иностранных организаций.
2. «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» регламентируют применение перечисленных видов документов только на территории Российской Федерации. Если планируется применение этих документов за пределами Российской Федерации, то требования Порядка не применяются.
2.2. «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» не конкретизирует возможные виды работ и услуг, для которых может потребоваться применение международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств. Поэтому далее мы рассмотрим возможности применения международных и зарубежных документов, установленные действующим законодательством.
2.2.1. Международные стандарты могут быть основой национального документа по техническому регулированию и стандартизации
При разработке проектов технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организации необходимо брать за основу международные стандарты. Таково требование Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» и Федерального закона «О техническом регулировании». Исключением являются случаи, когда тот или иной международный стандарт неприменим в России, например, из-за климатических условий.
Это означает, что основой национального стандарта может стать не любой международный документ, а только тот, что содержит прогрессивные требования к объектам стандартизации и способствует повышению конкурентоспособности.
2.2.2. Международные и зарубежные документы, на которые не распространяются «Порядок и условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств» можно применять даже если они не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов
Использование международного или зарубежного документа может быть условием контракта (договора).
В этом случае язык документа, обязательность тех или иных его положений и т.д. определяются контрактом (договором), но должны применяться документы, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде стандартов, так как при выполнении работ и оказании услуг в соответствии с межправительственными соглашениями, а также договорами и контрактами, заключаемыми предприятиями, организациями и корпорациями с иностранными партнерами также должны выполняться требования «Порядка и условий применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств».
Использование международного или зарубежного документа в организации устанавливается внутренним документом этой организации с учетом условий и ограничений, установленных правообладателем.
2.2.3. Возможность использования международных и зарубежных стандартов при проведении работ по государственному оборонному заказу
Положение о стандартизации в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией, утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1567.
В разделе IV Положения перечислены документы по стандартизации оборонной продукции. Международные и зарубежные стандарты отсутствуют в перечислении, а значит, они не могут устанавливать требования к оборонной продукции.
Кроме того, в статье 14 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», в которой перечислены виды документов по стандартизации, нет ни международных, ни зарубежных стандартов.
А это означает, что никакие нормативные акты не позволяют применять международные или зарубежные стандарты в качестве документов по стандартизации оборонной продукции, если только это не будет установлено государственным заказчиком государственного оборонного заказа.
3. Легитимность использования международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств
Мы выяснили, что применять международные и зарубежные документы можно по-разному. Но имеем ли мы право использовать их? Как мы можем получить это право?
Международные и зарубежные стандарты являются объектами авторских и смежных прав. Законодательство разных стран по авторским правам различается. В России эти вопросы регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.
В рамках законодательства своей страны правообладатель может установить собственный порядок получения и использования документа, а также плату за использование документа (так называемые роялти или лицензионные платежи).
При этом ограничивающие условия одного и того же правообладателя могут различаться в зависимости от того, каким образом используется документ. При работе с зарубежными и международными стандартами пользователи должны соблюдать условия Лицензионного соглашения.
4. Гармонизированные стандарты. Общая информация
4.1. Гармонизация «по-российски»
Обычно называют гармонизированными все национальные стандарты, которые разрабатывались на основе международных или зарубежных нормативных документов.
Однако национальные документы по стандартизации используют этот термин в более узком смысле.
ГОСТ Р 1.7-2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» определяет гармонизированные стандарты как стандарты, которые приняты различными органами по стандартизации, распространяются на один и тот же объект стандартизации и обеспечивают взаимозаменяемость продукции, процессов или услуг и/или взаимное понимание результатов испытаний или информации, представляемой в соответствии с этими стандартами.
Гармонизированные стандарты могут иметь различия в форме представления и в некоторых частях текста, не влияющих на суть стандарта, например, в примечаниях, указаниях, как выполнять требования стандарта, в предпочтении тех или иных требований.
В международной стандартизации такие стандарты называют «эквивалентные стандарты» (термин из Руководства ИСО/МЭК 2:2004).
Гармонизированные стандарты могут содержать полный текст исходного международного (зарубежного) стандарта с национальными дополнениями или без них. Важно, чтобы текст международного (зарубежного) стандарта вошел полностью. Возможные технические отличия в национальном стандарте выделяются курсивом.
Если национальный стандарт повторяет не только текст международного (зарубежного) стандарта со всеми ссылками на международные документы, но и его структуру (разбивку на части, пункты), тогда гармонизированный национальный стандарт считают идентичным и ставят на обложке отметку IDT.
Если текст международного (зарубежного) стандарта воспроизведен в национальном стандарте полностью, но ссылочные документы заменены на соответствующие национальные стандарты, если изменена нумерация пунктов, такой национальный стандарт также считается гармонизированным, но модифицированным. На его обложке можно увидеть отметку MOD.
Если при создании национального стандарта используются не все положения международного (зарубежного) стандарта или какие-то положения изменены, такой национальный стандарт не считается гармонизированным. В этом случае используют термин «сопоставимый стандарт».
4.2. Гармонизация «по-европейски»
В странах Евросоюза также используется термин «гармонизированный стандарт», но в абсолютно ином смысле.
Гармонизированный стандарт может применяться к продукции в полном объеме или частично. В зависимости от этого говорят о полной или частичной презумпции соответствия. Если при производстве какой-то продукции гармонизированные стандарты применялись в полном объеме, то такая продукция считается соответствующей конкретной Директиве ЕС и может свободно обращаться в любой стране Евросоюза.
Напрашивается аналогия с техническим регулированием в Евразийском экономическом союзе, ЕАЭC.
Европейские гармонизированные стандарты аналогичны межгосударственным стандартам (ГОСТ), включенным в перечни документов, применение которых обеспечивает соблюдение требований конкретного технического регламента.
Отличие гармонизированных EN от ГОСТ доказательной базы технических регламентов ТР ТС и ТР ЕАЭС в том, что ГОСТ должны либо применяться полностью, либо не применяться вообще. Возможность частичного соответствия требованиям того или иного технического регламента не предусмотрена ни законодательством по техническому регулированию в ЕАЭС, ни российским Федеральным законом «О техническом регулировании».
Кроме того, ГОСТ доказательной базы могут не быть введены в действие на территории стран ЕАЭС в качестве национальных стандартов. В соответствии с п.6.6 ГОСТ Р 1.8-2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» межгосударственный стандарт может применяться для подтверждения соответствия требованиям действующего в Российской Федерации технического регламента (в том числе технического регламента Евразийского экономического союза), если данный стандарт включен в соответствующий перечень.
Это ограничивает их практическое применение целями конкретного технического регламента. А для других целей в этой же области может действовать национальный стандарт ГОСТ Р.
Для решения этой проблемы Росстандарт активизировал процесс введения в действие в России ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС с одновременной отменой аналогичных национальных стандартов ГОСТ Р. Однако, этот процесс далек от завершения.
5. Включение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств в перечни к техническим регламентам
Мы рассмотрели межгосударственные (то есть региональные) стандарты ГОСТ доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС.
Если мы продолжим изучение документов, составляющих доказательную базу ТР ТС и ТР ЕАЭС, то обнаружим в ней немало международных и зарубежных стандартов.
А в перечень к ТР ТС «О безопасности средств индивидуальной защиты» в качестве документов, применение которых обеспечивает выполнение требований ТР ТС, включены не только государственные стандарты Республики Беларусь, например, СТБ ISO 12870-2007 «Офтальмологическая оптика. Оправы очков. Технические требования и методы испытаний», идентичный международному стандарту ISO 12870:2004, но и международный стандарт ИСО 7854-1995 «Материалы текстильные с каучуковым или полимерным покрытием. Определение устойчивости к повреждению при многократном изгибе».
Международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств могут включаться в обеспечивающие перечни к техническим регламентам при условии их регистрации в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.
Как подтверждать соответствие требованиям технических регламентов в этом случае? Каковы особенности применения международных и зарубежных стандартов для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов?
Соответственно, международные и зарубежные стандарты доказательной базы ТР ТС и ТР ЕАЭС применяются наравне с российскими документами по стандартизации доказательной базы.
6. Официальные издания международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств
Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, включая ТР ТС и ТР ЕАЭС, установлен в главе 6 Федерального закона «О техническом регулировании».
На основании статьи 34 Федерального закона «О техническом регулировании» контролирующие органы могут требовать от изготовителя только «предъявления доказательственных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента».
Закон не требует предъявлять органам контроля (надзора) использованные при создании продукции нормативные документы, даже если проверка проводится на основании пункта 1 статьи 39 Федерального закона «О техническом регулировании», то есть в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов.
Проверке подлежит соответствие продукции требованиям конкретного технического регламента, а не стандарт, использованный при создании продукции.
Тем не менее органы контроля (надзора) могут захотеть проверить у вас наличие международных и зарубежных стандартов, в соответствии с которыми изготавливается продукция.
До сих пор некоторые проверяющие требуют предъявить им «официальные печатные издания» стандартов. В этом случае полезно напомнить о добровольном характере применения национальных стандартов, включая комплекс стандартов «Стандартизация в Российской Федерации» (ГОСТ Р 1.).
Но сначала следует убедиться, что ГОСТ Р 1.15-2017 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» не применяется в вашей организации.
В п.1.2 ГОСТ Р 1.15-2017 написано, что факт его применения основывается на ссылках на него в организационно-распорядительных и нормативных документах организации, поэтому нужно провести ревизию таких документов в организации и исключить из них не используемые на деле стандарты. Но даже если ГОСТ Р 1.15-2017 применяется в организации для ведения информационного фонда, требования проверяющих предоставить «официальные печатные издания» неправомерны, так как положения п.5.8.3 ГОСТ Р 1.15-2017 не распространяются на международные и зарубежные документы, применяемые в организации.
Если имеющийся текст международного (зарубежного) стандарта приобретен легально (что подтверждено документально) и поставщик стандарта гарантирует достоверность текста, проверяющий не имеет права требовать дополнительных гарантий достоверности, таких как печати, голограммы и тому подобное.
7. Применение международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств для целей импортозамещения
Казалось бы, если мы отказываемся от импортных товаров, то и «импортные» стандарты нам ни к чему. Но это не так.
Если мы хотим как можно скорее создать собственную продукцию, которая будет, как минимум, не хуже зарубежных аналогов, нам нужно использовать весь накопленный мировой опыт, содержащийся в международных и зарубежных стандартах.
Кроме того, нам нужно переориентировать национальную стандартизацию. До сих пор в качестве основы при разработке национальных стандартов использовались европейские и североамериканские стандарты.
Но организации могут самостоятельно внедрять у себя международные (зарубежные) стандарты и принимать на их основе стандарты организации.
Затем проверенные на практике стандарты организации могут стать основой национальных стандартов (или предварительных национальных стандартов).