стадион для чего нужен
Стадион как прибыльное предприятие
«Главное – ввязаться в бой, а там посмотрим», – говорил Наполеон. Похоже, нам очень близок этот принцип: Россия получила право принять Чемпионат мира по футболу-2018, осталось всего-то… подготовиться к этому событию. Для проведения турнира в крупных городах страны планируется построить порядка десяти стадионов, отвечающих требованиям ФИФА. И хорошо бы уже сейчас задуматься о том, как окупить средства, вложенные в эти площадки, а еще лучше – заработать на них.
Совместимы ли спорт и прибыль?
Если за рубежом профессиональный спорт давно превратился в крупный бизнес, то в России на нем пока только учатся зарабатывать. Немногочисленные частные футбольные и хоккейные клубы тщательно следят за доходами и расходами, а подавляющее большинство являются явно затратными проектами. Они зависят от состоятельности содержащей их госструктуры: есть деньги – хорошо, нет – шлют письма «наверх», напоминая о своей социальной значимости… либо тихо исчезают, как это случилось три года назад с «Сатурном» из Раменского.
Такой подход напрямую отражается на состоянии отечественных стадионов. Многие из них построены еще в середине прошлого века и сильно нуждаются в модернизации. Но заниматься ей клубам, живущим на дотации, просто не по силам. В такой ситуации предстоящему Чемпионату мира можно только сказать «спасибо». Российский футбольный союз (РФС) и руководство страны заинтересованы в том, чтобы провести соревнования по высшему разряду, поэтому строительство и модернизация арен фактически стали задачей национального масштаба.
Однако масштаб может стать и камнем преткновения. По требованиям ФИФА стадионы мирового первенства должны вмещать не менее 45 тысяч зрителей. И возникает резонный вопрос: а что потом делать с этими грандиозными сооружениями? Например, насколько оправдано создание стадиона «Юбилейный» в Саранске (планируемые затраты – 180 млн долларов)? После Чемпионата часть трибун разберут, и домашняя площадка ФК «Мордовия» будет вмещать 25 тысяч человек. Проблема в том, что средняя посещаемость матчей данного клуба – всего 7 тысяч. Какая уж тут прибыль…
Для окупаемости стадиона нужна постоянная заполняемость порядка 70-80%. Такой результат на всей территории бывшего СССР показывает только «Донбасс Арена» (Донецк). В России, судя по статистике, средний показатель составляет 20%. Значит, построенные суперарены рискуют стать «дорогими игрушками», которые по окончании Чемпионата будут простаивать. Именно такую картину мы наблюдаем в Украине после Евро-2012, в Южной Африке после Чемпионата мира-2010 и даже в Китае после Олимпиады-2008.
Стало быть, вопрос звучит немного по-другому:
Как привлечь зрителей?
Коммерческие компании знают, как снизить издержки и повысить прибыль: использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Хозяевам спортивных сооружений следует перенять эту практику и уделить должное внимание техническому оснащению. «Стадион будущего», рассчитанный на широкую аудиторию, способен не только окупить эксплуатационные расходы, но и принести доход.
«Стадионы могут привлечь зрителей, расширив набор предоставляемых ИКТ-услуг. Например, сейчас активно развиваются различные мобильные приложения для посетителей: карта стадиона, статистика, текстовые и видеотрансляции параллельных матчей. Все чаще на стадионах создаются внутренние WiFi-сети», – отмечает Александр Мартынов, директор дивизиона по работе с государственными организациями «Энвижн Груп».
Нужное, полезное, интересное. Сервисы можно разбить на три группы. Сервисы первой очереди реализуются исходя из общей концепции стадиона. Если арена строится для Чемпионата Европы или мира, прежде всего надо учесть требования УЕФА или ФИФА по вместимости и безопасности. Учесть все необходимые нюансы и свести ошибки проектирования к минимуму помогает информационная модель (BIM), созданная в системе 3D ГИС.
Сервисы второй очереди обеспечивают удобство. Например, система электронных денег для внутреннего использования – в кафе и фаншопах. Виртуальной валютой и банковскими картами (особенно бесконтактными) расплачиваться быстрее и проще, чем наличными, значит, эта возможность наверняка придется посетителям по душе. Реализовать все эти расчеты позволяет биллинговая система.
Наконец, сервисы третьей очереди – работа на перспективу. К этой категории относятся всякие «навороты» – видеопанели в спинках кресел или системы трансляции в формате 3D (почему бы не заработать и на телевизионщиках?).
Кесарю – кесарево. Разделение можно провести и по другому принципу – по целевой аудитории. Если зрители сидят на разных местах (обычные болельщики – на боковых трибунах, ярые фанаты и «ультрас» ¬– за воротами, «ВИПы» – в премиум-ложах), очевидно, и сервисы им нужны разные. Одним – мобильные приложения для вызова официантов, другим – для навигации по стадиону, чтобы проще найти свое место.
Ненавязчивая безопасность. Важный момент – численность персонала, отвечающего за порядок на стадионе. Рациональное использование ИКТ-решений позволяет минимизировать штат стюардов и охранников при проведении массовых мероприятий. Возможно, даже отказаться от привлечения полицейских, присутствие которых зачастую распаляет болельщиков, а вовсе не сдерживает.
«Для эффективного управления персоналом на стадионе нужна качественная связь, например транкинговая, и ситуационный центр (control room). Внедрение таких решений позволяет примерно вдвое сократить число стюардов. Перед началом матча они нужны в основном на внешнем периметре – для проверки билетов и осмотра посетителей. Во время матча там нужно лишь несколько человек – принимать опоздавших, большая часть сотрудников переводится в чашу стадиона. При этом не нужно ставить по стюарду на каждый сектор, достаточно перемещать их по мере необходимости. По окончании матча обратная операция: из чаши на внешний периметр», – говорит Дмитрий Дробышев, бизнес-аналитик отдела отраслевых решений «Энвижн Груп».
Не спортом единым… Привлекательность арены зависит и от ее гибкости, способности подстраиваться под разные мероприятия. Нужно предусмотреть быстрое «переформатирование» площадки под другие виды спорта (легкая атлетика, борьба и т.д.) или культурно-развлекательные программы – концерты, шоу. При этом нужно учесть все аспекты: переоборудование зрительских мест и покрытия стадиона, нюансы организации телетрансляций и обеспечения безопасности (перенос или перенастройка камер наблюдения, установка дополнительных турникетов-автоматов и т.д.).
Перечислять можно и дальше, но главное – понять принцип. У каждого решения (ИКТ-системы) есть свои показатели, исходя из которых можно рассчитать его отдачу. Не всегда она имеет денежное выражение, например при управлении персоналом, но в итоге любая оптимизация дает некий экономический эффект.
Остается ответить на еще один важный вопрос:
Кому все это нужно?
Иначе говоря: кто является хозяином стадиона? Формально площадки для Чемпионата мира являются национальными объектами, т.е. деньги на их строительство выделяет государство. У подрядчика-строителя задача простая: уложиться в заданные бюджеты и сроки и при этом попытаться заработать. Об окупаемости возведенного сооружения здесь речи не идет. Думать о ней должна эксплуатирующая организация, которой достанется стадион, – футбольный клуб или госкорпорация. Именно этому «управленцу» нужно озаботиться посещаемостью арены после проведения турнира.
Положительные примеры такой работы на перспективу можно найти у ближайших соседей. Украинская «Донбасс Арена» добилась окупаемости, во многом благодаря своей высокотехнологической оснащенности. Для того чтобы добиться подобных результатов, будущим эксплуатирующим организациям суперстадионов надо проявить инициативу уже сейчас. Закладывать основу ИКТ-инфраструктуры лучше всего на этапе строительства, привлекая на помощь строителям опытных системных интеграторов.
Как стадионы влияют на жизнь городов?
Еще в Древней Греции и Древнем Риме стадионы были центром городов. Не только территориальным, но и фактическим — здесь происходили все главные события: от гладиаторских боев до крупнейших ярмарок.
Современные стадионы и то, что они представляли собой раньше — практически разные объекты. Амфитеатр во французском Арле, построенный в 90 году н.э. — образец многофункциональности. Объект на 25 000 зрителей сначала превратился в крепость, затем стал деревней в 200 домов, а в 19 веке снова был преобразован в спортивную арену — уже для забегов быков.
Как стадионы взаимодействуют с городом сегодня?
Если суть современных стадионов и древних амфитеатров одинакова, то вот форма кардинально разная. Стадионы 20-го века строились уже из стали и бетона, а также использовали яркое освещение для ночных матчей. Кроме того, большая часть из арен расположена в пригородах — размещать такие масштабные объекты в городской черте обычно попросту негде. Эти факторы влияют на их меньшую доступность для всех людей, большее потребление энергии и содействие нагреванию городов.
Но все чаще современные стадионы разрабатываются всемирноизвестными архитектурными бюро, которые предлагают новый взгляд на интеграцию арен в городское пространство. К примеру, стадион как городской хаб или стадион как электростанция.
Идея с электростанцией состоит в создании «умной» энергосети, соединяющей между собой здания. В такой сети используются цифровые технологии, позволяющие определять и реагировать на изменения в потреблении без значительных потерь. Стадионы для этого идеальны: их крыши занимают достаточно крупную площадь для установки солнечных панелей, и расположены достаточно высоко, чтобы использовать небольшие ветряки.
Примерами таких арен могут служить «Шварцвальд-штадион» во Фрайбурге или голландская «Амстердам-Арена».
Еще один тренд — превращение стадиона из узконаправленного объекта в полноценное публичное пространство. Отели, торговые центры, конференц-залы, рестораны, бары, детские площадки — простор для идей огромен. Такой подход позволяет превратить поход на стадион в комплексное развлечение на весь выходной день для всей семьи.
Как это работает в России?
Я приведу один наиболее яркий пример интеграции стадиона и города. В 2016 году в Краснодаре был построен стадион для одноименного футбольного клуба. Важно, что сделано это было на частные деньги бизнесмена и владельца команды Сергея Галицкого.
В строительстве использовались только стекло, металл, камень и дерево — аналогов объекту нет не только в России, но и в мире. Если вы взглянете на фото, наверняка у вас появится ассоциация с Колизеем — так и задумывалось, даже материалы использовались одинаковые.
Рядом со стадионом был построен современный ландшафтный парк, который сразу же стал главным местом отдыха горожан. По словам официальных лиц клуба, количество зрителей на стадионе после появления парка значительно возросло.
Спорт, шопинг и мировые шоу: как оснащаются современные стадионы
Сегодня многие мировые стадионы выбирают концепцию широкой многофункциональности, сочетая разные возможности и элементы, которые делают спортивную площадку конкурентоспособной, эффективной и привлекательной.
О том, что такое многофункциональные стадионы, как они оснащаются и развиваются сегодня — в нашем материале.
Домашние арены для гостей
Первая необходимость для современных стадионов — не быть площадкой для одного вида спорта, а иметь возможность принимать другие соревнования и проводить масштабные мероприятия. По этому пути идут многие крупные арены Европы и Америки. Например, лондонский O2 Arena — один из самых больших крытых европейских стадионов, который может вместить до 23 тыс. человек. С момента открытия в 2007 году здесь проходили соревнования по спортивной гимнастике и прыжкам на батуте (чемпионат мира по спортивной гимнастике 2009 года и Олимпиада 2012 года), боксу, баскетболу, дартсу, хоккею, теннису и профессиональному рестлингу, а также множество концертов национальных и мировых звезд. Проводить все это позволяют технические возможности площадки — план рассадки меняется, и стадион легко может быть преобразован в каток, баскетбольную или концертную площадку, выставочные площади и место для конференций.
Подобная концепция и у стадиона Madison Square Garden в Нью-Йорке. Это домашняя арена для двух команд из разных видов спорта: «Нью-Йорк Рейнджерс» (НХЛ) и «Нью-Йорк Никс» (НБА). Но арена принимает и другие соревнования и концерты — ежегодно здесь проходит более 300 мероприятий.
Многофункциональность — основная идея и для московского спортивного комплекса «ВТБ Арена», построенного на месте реконструируемого стадиона «Динамо». Комплекс общей площадью 320 тыс. кв. м объединяет две спортивные площадки: Центральный футбольный стадион «Динамо» имени Льва Яшина (вместимость во время футбольных матчей — 25,7 тыс. человек, во время концертов — до 33 тыс. человек) и универсальную площадку «ВТБ Арена» (вместимость: до 11 тыс. человек во время хоккейных матчей, до 14 тыс. человек в зависимости от мероприятия).
Волна трибун
Сочетать возможности для проведения разных по формату мероприятий на многоцелевых стадионах позволяют новые технологии. В частности, это трансформируемые трибуны.
Справка: movable seating — подвижные сиденья или, как их еще называют, трансформируемые (модулируемые) трибуны. Технология позволяет перемещать части трибун для изменения формы и размера игрового поля, чтобы на одном и том же стадионе проводить соревнования в разных видах спорта.
Например, на стадионе «Доклендс» (он же Marvel Stadium) в австралийском Мельбурне технология позволяет трансформировать трибуны из прямоугольной формы в эллипс и обратно, для чего четыре яруса первого уровня перемещаются на 18 м вперед и, соответственно, назад. «Доклендс» — второй по величине стадион Австралии, где проводится множество крупных спортивных мероприятий. В основном он используется для футбола по австралийским правилам и крикета (для чего, кстати, и нужна овальная форма), но проводит также традиционные футбольные матчи, соревнования по регби и концерты.
Чаще всего стадионы с трибунами-трансформерами встречаются в Северной Америке, где в принципе больше, чем где бы то ни было, мегапопулярных зрелищных видов спорта. Там очень востребованы площадки, которые подойдут и для американского футбола, и для традиционного, и для бейсбола, и для массовых музыкальных шоу. Такие стадионы есть, например, в Атланте (стадион Mercedes-Benz), в Миннеаполисе (Стадион US Bank), Окленде (Oakland-Alameda County Coliseum) и много где еще. Несколько примеров имеется в Европе (в Англии и Франции).
В России автоматические трибуны-трансформеры есть только в одном месте — на «ВТБ Арене» в Москве. Подвижность трибун позволяет создавать хоккейные площадки трех размеров: европейский вариант (ИИХФ) — 30х60 м, финский — 28х60 м и североамериканский — 26х60 м. Современные стандарты международных турниров НХЛ требуют конфигурацию финской площадки 30*60. И площадка «ВТБ Арена» первая перешла на эту конфигурацию, рассказал генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк», Андрей Лунтовский.
Более того, хоккейную коробку можно переделать в баскетбольную и волейбольную площадку, боксерский ринг или концертный зал. Нижние ярусы — телескопические, они полностью управляются компьютером и при необходимости могут убираться автоматически. Если нужны дополнительные ряды (например, для больших концертов), то основная часть трибун поднимается на 5 м и из-под них выкатываются недостающие.
Фактически видоизменить арену (переставить трибуны, смонтировать и демонтировать покрытия, бортики, стекла, защитные сетки) можно буквально за ночь. Без использования трансформеров на это уходило бы как минимум несколько дней.
Для полной трансформации площадки потребуется от 10 до 12 часов и пять-шесть человек персонала.
Юлия Никуличева, руководитель отдела стратегического консалтинга компании JLL:
— Основная проблема всех классических футбольных стадионов в том, что они используются домашней командой 18 раз в году. В России еще есть проблема с климатом: если это открытый стадион, то его можно использовать только в теплое время года. Чтобы повысить доходность проекта, подобные объекты должны быть максимально гибкими с точки зрения приспособления его для разных событий (праздников, шоу, концертов), и таким образом доходность проекта улучшается. Поэтому и возникла потребность в реализации объектов-трансформеров, на которых можно проводить различные мероприятия и в короткие сроки конвертировать пространства от одного формата мероприятия в другое.
Кроме уникальных трибун, арена и стадион оборудованы креслами британской компании Bluecube — крупнейшим мировым лидером по производству сидений для спортивных объектов. Они оснастили креслами такие известные объекты, как футбольный стадион «Уэмбли» и Олимпийский стадион в Лондоне, а также стадионы в Бразилии, Саудовской Аравии, США, Сингапуре, Швеции, Голландии, Дании и во многих других странах. Сидения на арене состоят из материала с акустическим поглощением, не допускающим звуковых вибраций.
Идеальный газон VS картофельное поле
«Огород» и «поле с картошкой» — популярные болельщицкие эпитеты для плохих стадионных газонов. Хорошее покрытие должно быть идеальным, и добиться этого непросто. В современных реалиях стадионный газон — это очень сложное инженерное сооружение, к которому сегодня предъявляются крайне высокие требования. Оценка качества игровой поверхности футбольного поля проводится по многим показателям: густота, плотность, высота и прочность травяного покрова, длина корневой системы, температура игровой поверхности, влажность корнеобитаемого слоя.
Андрей Лунтовский, генеральный директор УК «Динамо», проект «ВТБ Арена парк»:
— Специфика заключается в том, что газон футбольного поля необходимо содержать в игровой кондиции практически в течение всего года. Газон растет в чаше стадиона, и, как следствие, освещенность и воздухообмен для его нормального роста и восстановления недостаточны, возникает необходимость в дополнительном освещение и вентиляции. В период, когда среднесуточная температура опускается ниже 6–8 о С, поле начинают подогревать, а в период сильных заморозков укрывают специальным покрывалом, при этом четко следят за перепадом дневных и ночных температур, чтобы газон не замерз. Газон растет на песчаной подушке, поэтому программа полива и питания покрытия более интенсивная, чем на обычном грунтовом футбольном поле. Уход за газоном — это комплекс сложных агротехнических мероприятий, который направлен на скорейшее восстановление газона после мероприятий и его 100%-ное состояние для будущих игр.
Чтобы принимать матчи мирового уровня, поле должно иметь покрытие, соответствующее высоким стандартам FIFA. В частности, одно из требований касается систем укрепления газона. Они повсеместно используются для игровых полей: во время игр поверхность поля изнашивается, а качество и целостность газона необходимы для его эксплуатации во время всего турнира. Укрепление покрытия обеспечивает его стабильность и прочность.
«Мы руководствуемся требованиями к футбольным полям, на которых проводятся матчи РПЛ, UEFA, игры Национальной сборной России, а также мы учитываем требования FIFA, — поясняет Андрей Лунтовский. — В соблюдении указанных выше требований огромное значение имеет укрепление и стабилизация корнеобитаемого слоя футбольного поля. В нашем случае — это прошивка поля полимерным волокном. Прошитое поле лучше переносит эксплуатационную и игровую нагрузку, улучшает визуальную картинку, лучше восстанавливается».
Справка: газон на Центральном футбольном стадионе «Динамо» состоит из десяти видов трав. Под ним проходит около 30 км труб, отвечающих за вентиляцию, дренаж, полив и подогрев. Глубина прошивки поля составляет 18 см.
Большие люди большого спорта
Отдельная часть инфраструктуры современных стадионов — зоны повышенного комфорта. Создание специальных бизнес-лож для VIP-болельщиков, где можно просматривать спортивное соревнование в особо комфортных условиях, — важная составляющая, повышающая окупаемость стадионов. Сегодня зрелищные спортивные и культурные мероприятия — отличный повод увидеться с бизнес-партнерами или просто с друзьями, в ложах стало популярно проводить деловые переговоры, отмечать дни рождения, интересные события или просто насладиться игрой любимой команды.
«Зарубежные стадионы давно используют ложи для привлечения состоятельных болельщиков, — отмечает Андрей Лунтовский. — Стоимость годовой аренды лож за границей варьируется от €80 тыс. до €225 тыс. в зависимости от времени покупки, удаленности от центра трибуны, размера, набора услуг. Российские стадионы становятся все более клиентоориентированными, у нас в стране сегодня активно развивается культура семейных лож, также становится популярной покупка лож корпоративными клиентами, которые таким образом могут привлекать потенциальных партнеров».
Справка: VIP-ложи можно выкупать (арендовать) на долгий срок — от одного года. В этом случае арендаторы обычно оформляют их по своему желанию и порой подходят к этому очень творчески. Например, на стадионе Coface Arena в немецком Майнце производитель Heinz оформил свою ложу бутылочками с кетчупом. А на разных стадионах Гамбурга есть ложи, стилизованные под мастерскую, спортивную раздевалку, кухню.
Но главная особенность современных VIP-лож все-таки не дизайн, а набор услуг. Стандартно это приватность, лучшие виды на игровое поле, обслуживание и ресторанное меню, остальное опционально. В частности, домашний стадион «Баварии» — «Альянц Арена» в Мюнхене — арендаторам каждой из 106 лож предлагает ресторанные блюда и скидки на товары клубных магазинов. На стадионе Imtech Arena в Гамбурге — специальная кухня, которой руководит один из лучших шеф-поваров Германии Тим Мальцер.
VIP-ложи на стадионе «ВТБ Арена»
Московский футбольный стадион «Динамо» — 26 VIP-лож на 13–20 человек и VVIP-ложа на 100 человек.
Универсальная крытая «ВТБ Арена» — 44 VIP-ложи на 6–11 человек и корпоративный зал на 60 человек.
Программы для гостей: ложу можно выкупить на год или на отдельно взятое мероприятие.
Сервис: кейтеринг, персональные хостес, официанты, место на парковке, удобный вход с паркинга по специальному лифту, что позволяет гостям не пересекаться с потоками болельщиков.
Что говорит комментатор?
Формулировка «собрать стадион» известна со времен позднего Советского Союза. В этом ключе говорили о неслыханной популярности эстрадных звезд, чьих поклонников просто не мог вместить ни один концертный зал. Тогда стадионы использовались как концертные площадки исключительно из-за вместимости, других преимуществ у них не было абсолютно никаких: звук зачастую был ужасный, а артисты с дальних от сцены трибун казались движущимися точками.
Современная Россия приняла западный подход: концерт на стадионе — это нормально; это значит, что площадка позволяет сделать большое зрелищное шоу и привлечь большое количество зрителей. Профильных концертных площадок, которые по набору характеристик могли бы сравниться со стадионами, на самом деле немного. Собственно, сегодня стадионы и стали теми самыми профильными музыкальными площадками. Но к визуальному и звуковому оформлению спортивных мероприятий требования тоже высоки.
В контексте качества звука сегодня принято говорить о равномерности звукового покрытия на площадке, хорошем звуковом давлении, детализации речи и музыки. Иными словами, посетитель, занимая любое место на любой трибуне, должен хорошо слышать конферансье или комментатора и музыкальное сопровождение, а также сигналы системы оповещения и пожаробезопасности. То же самое должно происходить и на игровом поле. Одновременно присутствующих не должны беспокоить эхо, дискомфортные шумы и вибрации. При установке звуковых систем обязательно учитываются конфигурация и другие параметры здания, которые могут влиять на звук.
Справка: На Центральном футбольном стадионе «Динамо» и крытой «ВТБ Арене» в Москве используется новейшее звуковое оборудование — акустическая система компании L-Acoustics. Системы L-Acoustics показывают высокий уровень детализации звука (соответствуют требуемым индексам разборчивости речевых материалов — STI), равномерности покрытия и звукового давления. В частности, системы звукоусиления на стадионе «Динамо» и «ВТБ Арене» делятся на две части: озвучивают зрительские трибуны и само игровое поле.
Моделями этой системы оснащены очень многие крупные стадионы мира, и именно ее чаще всего требуют в своих райдерах мировые музыкальные звезды. Что еще интересно: для установки системы инженеры L-Acoustics используют собственную программу Soundvision, на которой создаются электроакустические трехмерные модели звуковых решений для конкретного стадиона. То есть позволяют создать систему для конкретного объекта еще до установки. Наконец, системы L-Acoustics легкие, удобные и безопасные, что важно, поскольку многие их части монтируются непосредственно над головами зрителей.
Хроника лучших голов
Качественное визуальное оборудование — еще одна необходимая составляющая оснащения современного многоцелевого стадиона. Ход игры, интересные моменты, эмоции игроков, ревущие трибуны болельщиков — выведение всего этого на экраны сопровождает почти все зрелищные спортивные мероприятия. Масштабные концерты тоже не обходятся без экранов: на них транслируется как происходящее на сцене, так и заготовки музыкантов — клипы и прочее визуальное оформление шоу. Не забываем и о демонстрации рекламы — важном источнике заработка для владельцев стадиона.
На крупных стадионах обычно размещают сразу несколько экранов, а арены закрытого типа часто оборудуются подвешенными медиакубами.
Справка: медиакуб — это наиболее совершенный способ отображения табло, применяемый сегодня на ледовых аренах и крытых спортивных стадионах. Это конструкция из четырех и более LED-экранов, скрепленных в форме призмы или куба, которая подвешивается над игровым полем.
Например, на стадионе «ВТБ-Арена» установлен самый большой в России медиакуб от фирмы Barco. Он имеет четыре основные грани (6,2 х 5,4 м), четыре угловые грани (1 х 5,4 м), а также верхнее и нижнее кольца для бегущих строк. Вес медиакуба, установленного на «ВТБ Арене» составляет 11 тонн. Кроме того, площадка оснащена двумя видеотабло (6,4 х 3,8 м) и видеобортом «Megalux» (38,4 х 0,8 м). Все это создает отличный обзор со всех точек стадиона. Центральный стадион «Динамо» тоже оснащен современными мультимедийными системами, среди которых плазмы и LED-строка по периметру футбольного поля.
Шопинг — тоже спорт
Вторая насущная потребность современных стадионов — создать разнообразную и привлекательную инфраструктуру, позволяющую зарабатывать не только на спорте.
Современные спортивные объекты порой совмещают объекты, которые раньше казались далекими друг от друга. Одно из нововведений в инфраструктуру спортивных комплексов — торговые центры. Например, в составе комплекса «ВТБ Арена» есть торговый центр «Арена Плаза» площадью порядка 20 тыс. кв. м. Он расположен под спортивной частью и включает якорный супермаркет «Перекресток», спортивный клуб, более 90 магазинов торговой галереи и фуд-корт, вместимость которого порядка 600 человек. На подземном уровне также расположена парковка, вмещающая более 700 машин.
Эксперименты с совмещением спортивной и торговой функций на стадионах редко, но встречаются в мировой практике. Например, торговый центр есть в составе построенного к чемпионату мира по футболу 2014 года спортивного комплекса «Арена дас Дунас» в бразильском Натале. Стадион Allianz Stadium в Италии, в Турине и арена Dragon Stadium в португальском Порту тоже имеют торговые центры в свой инфраструктуре. Запланированная масштабная реконструкция стадиона мадридского ФК «Реал Мадрид» — «Сантьяго Бернабеу» — тоже предполагает расположение под трибунами торгового центра. В Сербии есть еще более любопытный пример — стадион футбольного клуба «Вождовац» расположен прямо на крыше торгового центра.
Борис Маца, заместитель директора департамента торговой недвижимости Colliers International:
— В мировой практике существуют лишь единичные примеры совмещения двух арен с различным назначением под крышей одного стадиона, так как мультиформатность накладывает удвоенные требования к местам общего пользования, входным группам, подъездным путям, а также сопутствующей инфраструктуре. При этом совмещение стадиона с полноформатным торговым центром встречается еще реже — как правило, торговля присутствует либо в самом стадионе в выделенных помещениях с отдельными входами с фасада или ограничивается выделенной зоной общественного питания. Молл является полноценной частью здания, имеющей собственный трафик и важное значение в коммерциализации объекта. В отличие от большинства зарубежных примеров в проекте «ВТБ Арена» торговый центр расположен на всей площади первого этажа здания, что существенно расширяет возможности синергии трафика и повышает комфорт посетителей.