средство визуализации что это
Современные инструменты визуализации
По данным исследования CISCO, 90% всей информации в Интернете – визуальные данные. Популярность изображений напрямую связана с возросшим в последние десятилетия количеством информации. Мозг человека «любит» фотографии, видео, рисунки, потому что это самая привычная и быстрая для восприятия форма контента.
Картинки захватывают внимание зрителя, помогают понять и запомнить информацию. Дэн Роэм в своей книге-бестселлере «Рисуй, чтобы победить» доказывает, что рисунки помогают руководить, продавать, обучать, изобретать и понимать. Это значит, что умение читать и представлять информацию в визуальной форме крайне важно для успешной коммуникации в любой сфере.
Развитие визуальной формы коммуникации привело и к развитию инструментов создания информационной графики. Сегодня каждый, у кого есть компьютер и доступ к Сети, может перевести свое послание на язык образов. Но перед тем, как познакомиться с инструментами, узнаем несколько правил визуализации.
3 универсальных правила визуализации
Как и следует из заголовка, ниже мы рассмотрим три универсальных правила визуализации информации:
Используйте изображения там, где это необходимо
В школах и вузах принято показывать презентации для объяснения учебного материала, но большинство таких презентаций скучны и абсолютно бесполезны. Они состоят из абзаца текста и картинки, заполняющей пустое пространство. Бездумное использование даже самых действенных технологий по принципу «все так делают» не дадут эффекта. «Широкое распространение компьютерных технологий привело к тому, что слайды пекутся как пирожки… Пресные и невкусные. Не сформулировав то, что вы хотите сказать, не беритесь за карандаш», – советует гуру визуализации Джин Желязны. Перед тем, как выбирать форму подачи (речь, презентацию, статью или инфографику), сформулируйте цель своего послания.
Выбирайте простые, яркие образы, понятные аудитории
Решив представлять информацию в визуальной форме, выбирайте самый простой и очевидный образ. Не старайтесь «загрузить» зрителей множеством картинок. Одного простого рисунка или эффектной фотографии часто бывает достаточно, чтобы вдохновить зрителей или прояснить сложную идею.
Правило простоты касается также графиков и диаграмм. Исследования показывают, что большинство людей не понимают сложных диаграмм: биржевых, поверхностных, пузырьковых и т.д. Однако базовые – круговую, линейчатую, столбчатую – понимают все без исключения.
Чтобы найти то изображение, которое подействует, узнайте своих зрителей: их возраст, интересы и уровень подготовки.
Используйте метафоры и эмоциональные образы
Метафора – одно из самых эффективных средств в любой форме коммуникации. Это неочевидная связь объектов, сравнение, ассоциация, объяснение одного образа через другой. Сравните слайд обычной презентации и метафорический образ, передающие одно и то же содержание. Какой запомнят зрители?
Там, где это уместно, постарайтесь использовать образы, вызывающие эмоции (смех, удивление, испуг). Информация, которая сопровождается эмоциями, быстро воспринимается и надолго запоминается. Посмотрите на два варианта слайда школьной презентации по теме «Наводнение». Какой из них заставит учеников прислушаться к словам учителя?
Теперь же давайте рассмотрим инструменты, позволяющие визуализировать разные типы информации: создавать презентации, инфографику, диаграммы, отчеты, облака слов и линии времени. Речь пойдет о бесплатных программах и онлайн-сервисах, не требующих специальной подготовки и навыков в области дизайна.
Инфографика в Power Point
Самый простой и доступный инструмент знаком каждому пользователю компьютера – программа Power Point может быть мощным средством визуализации данных в умелых руках. Кроме шаблонов привычных презентаций в этой программе есть набор диаграмм и схем. Набор диаграмм для визуализации количественных данных находится во вкладке «Вставка».
В выборе диаграммы отталкивайтесь от типа сравнения, от того, что хотите показать зрителям:
Если необходимо графически представить более сложные данные и отношения, познакомьтесь с каталогом визуализации данных datavizcatalogue.com. Здесь можно изучить десятки графиков и диаграмм, узнать, какие данные нужны для их построения.
Кроме стандартных графиков и диаграмм в Power Point есть шаблоны схем для изображения качественных данных: процессов, связей элементов, последовательностей этапов. Они находятся во вкладке «Вставка» – «SmartArt».
Поэкспериментируйте со стандартными функциями визуализации данных в знакомой с детства программе. Начните с простых диаграмм, уберите все, что отвлекает от главного, заставьте статистику «говорить громко», делая ее центром композиции.
Разобравшись с азами, подключайте творчество: добавьте картинки и используйте нетрадиционный для слайдов формат. Получите неплохую инфографику.
Минусами Power Point в визуализации является ограниченность выразительных средств: малый выбор графиков, «избитые» шрифты, отсутствие свежих, нестандартных шаблонов, необходимость дополнительно искать иконки и картинки.
Часть из этих проблем могут решить сайты с готовыми шаблонами для Power Point, созданными профессиональными дизайнерами, например, slidesgo.com, 24slides.com, free-powerpoint-templates-design.com.
Тем, кто «вырос» из Power Point за 30 лет существования программы, готов выйти из зоны комфорта и изучить новые инструменты, понравятся следующие онлайн-сервисы визуализации.
Онлайн-сервисы для создания инфографики
Следующие пять сайтов разработаны для создания качественной профессиональной графики непрофессиональными дизайнерами: canva.com, piktochart.com, infogram.com, visme.co, venngage.com.
Принцип их работы преимущественно одинаков:
1. Выбрать нужный вид графики (слайды, инфографика, плакаты, коллажи, отчеты, резюме, открытки, графика для социальных сетей и т.д.) Начать можно с готового шаблона, впоследствии наполнив его своим содержанием. Либо с пустой «заготовки» нужного размера.
2. Изменить элементы дизайна в открывшемся редакторе. В центре поле с графикой, справа, слева и сверху расположены кнопки и открывающиеся меню. Функционал включает в себя элементы дизайна: цветовые гаммы, фигуры, иконки, текстовые вставки с разными типами шрифтов, редактируемые графики, диаграммы и схемы.
3. Элементы дизайна можно добавлять (перетаскивания с панели инструментов) и удалять, менять расположение на рабочем поле, перекрашивать и менять размер. Дополнительные картинки или фото можно загрузить, графики, диаграммы – заполнять своими данными. Автоматическое выравнивание элементов, группировка, подобранные профессионалами сочетания шрифтов и цветов делают результат очень качественным.
4. Опубликовать результат онлайн или скачать в нужном формате (эта функция чаще всего доступна в платных версиях веб-сервисов).
Плюсы перечисленных конструкторов графики:
Минусы перечисленных конструкторов графики:
Это лишь некоторые особенности. Все основные функции в перечисленных сервисах бесплатны, поэтому попробуйте поработать в каждом из них. Только так можно понять, какой наиболее удобен для вас.
Далее рассмотрим веб-сервисы, специализирующиеся на отдельных типах визуализации: создании интеллект-карт, облаков слов, диаграмм, визуальных заметок, проведения мозговых штурмов.
Инструменты для отдельных типов визуализации
Поговорим о каждом инструменте, исходя из преследуемой цели или решаемой задачи:
Связать идеи в Mindmup.com
Интеллект-карта (карта идей, диаграмма связей) помогает записать идеи и визуально связать их друг с другом. Это необходимо для систематизации больших объемов информации, поиска и показа скрытых, неочевидных связей.
На сайте mindmup.com можно нарисовать диаграмму связей даже без создания аккаунта. Простейший процесс работы позволяет разобраться в сервисе за 3-5 минут. Свою карту связей можно скачать во всех популярных форматах и использовать в презентации или мозговом штурме.
Создать схему на Lucidchart.com
Следующий инструмент, который позволяет рисовать схемы, организационные диаграммы, диаграммы связей и другие виды визуализации качественных данных, – www.lucidchart.com.
Небольшое количество декоративных средств, шрифтов и графических возможностей, но достаточно много шаблонов популярных схем для редактирования онлайн. Есть возможность скачивания готовой графики.
Нарисовать облако слов на Wordclouds.com
Облако слов является разновидностью количественной инфографики и помогает наглядно представить частотность слов в книге, СМИ, отследить популярность идеи, упоминания известного человека в Сети и многое другое. Сайтов для решения этих задач множество, но wordclouds.com выделяется тем, что он бесплатный, простой в использовании и очень мощный:
Показать мир на карте на Thetruesize.com
Возможность включить в дизайн географические карты есть на сайтах для создания инфографики, описанных выше. Ресурс thetruesize.com интересен тем, что позволяет «в два клика» выделить цветом нужные страны и сравнить их размеры без искажения Меркатора.
Визуализировать командой на Miro.com
Совместная визуализация – удобный способ работать командой над любым проектом. Бесконечная онлайн-доска miro.com предназначена для командной работы и может использоваться для визуализации идей.
Кроме большого количества шаблонов и инструментов для мозгового штурма, работы над дизайном продуктов, визуализации стратегий и планирования, проведения Agile и Scrum-сессий, платформа позволяет рисовать линии времени, «путешествие клиента», схемы и интерактивную инфографику.
Главными удобствами платформы являются:
Перейти на следующую ступень визуализации данных на App.rawgraphs.io
Этот сайт сложнее всех предыдущих, его используют для визуализации больших наборов структурированных данных. Несмотря на то, что app.rawgraphs.io – это профессиональный инструмент для исследований, пользоваться им могут научиться и «любители». Главной «фишкой» проекта является автоматический подбор нужного типа визуализации по загруженным данным.
Основная сложность состоит в создании набора данных (data set), но и этому при желании можно научиться.
Теперь же давайте подытожим сказанное.
Заключение
Визуализация сложной информации помогает автору донести свою идею до зрителей, а зрителям – лучше понять и запомнить такую информацию. Современные технологии обладают богатыми возможностями в графическом представлении любых типов информации.
При обилии и разнообразии инструментов следует соблюдать несколько универсальных правил визуализации:
Начинать визуализацию стоит с базовых форм информационной графики и привычных инструментов, например, с программы Power Point. В выборе диаграмм и графиков отталкивайтесь от того, что именно хотите показать аудитории.
Разобравшись с простейшими вариантами визуализации, попробуйте онлайн-конструкторы инфографики. Они предлагают больше вариантов визуализации и выразительных средств. Для отдельных задач можно использовать специализированные на таких задачах инструменты. В работе же с любыми инструментами важно не увлечься возможностями, а помнить о приоритете смысла над «украшательством» в информационной графике.
Берите это на заметку и смело пользуйтесь. Желаем удачи!
Визуализация данных: способы, инструменты, полезные ссылки
Информация усваивается лучше, если подать ее в виде красивых схем, графиков и диаграмм. Это называется визуализация данных — о ней и поговорим.
Сегодня она особенно важна — контента стало слишком много, люди в нем просто тонут. Визуально представленная информация более привычна и понятна человеческому глазу, с помощью нее можно быстро донести любые мысли и идеи.
Зачем визуализировать данные?
Привлекать больше трафика на сайт. Люди лучше воспринимают и запоминают зрительную информацию. К тому же рассматривать картинки и искать взаимосвязи довольно увлекательно, а значит, так вы повысите время нахождения пользователей на сайте, и, следовательно, их вовлеченность и лояльность к вашей компании.
Анализировать большой набор данных и делать статистику/отчеты. Чаще всего визуализацию используют именно здесь. Например, чтобы посчитать прибыль компании за год. Гораздо проще прийти к логичному заключению, глядя на график, где один из столбцов находится выше всех остальных, чем пролистать несколько страниц статистики в Google Sheets или Excel.
Доступно объяснять сложные вещи и явления. С помощью визуализации спокойно заменить целые куски текста и выделять взаимосвязи. А еще это просто красиво, так что какая-нибудь инфографика станет прекрасным дополнением для вашего новостного или аналитического портала или блога.
Базовые принципы визуализации
Чтобы визуализация действительно работала, здесь, как и везде, нужно придерживаться правил.
Предлагаем вам познакомиться с четырьмя основными принципами визуализации, которые сформулировал экономист, специалист по визуализации данных и презентациям Джон Швебиш (Jon Schwabish).
1. Ясность данных
За графиками в отчетах и статьях в блогах людям интересна прежде всего история. В графике она состоит из различных данных — цифр, дат, имен. Но это не значит, что нужно разместить на нем сразу все данные, которые у вас есть. Не стоит перегружать схемы лишней информацией — лучше пусть ее будет меньше, но данные будут проверенными и понятными.
2. Меньше визуального шума
Избегайте визуального шума — темных или тяжелых линий сетки, лишних иконок и меток, большого количества текста, теней и градиентов, чрезмерного объема.
3. График и текст — единое целое
Весьма распространен так называемый «эффект слайд-шоу», когда схема отдельно, текст отдельно. Но это не есть хорошо — надо, чтобы графики и текст дополняли друга друга. Поэтому легенду, поясняющую значение линии, столбика, точки, нужно размещать прямо на графике или в конце линии.
Характеристики, которые можно определить сразу
Информацию о мире мы узнаем и совершенно неосознанно. Чисто на подкорке остаются определенные визуальные характеристики (форма, контраст), которые мы можем заметить и определить сходу, не особо всматриваясь в изображение. Но круг этих характеристик ограничен — сначала наш мозг считывает то, что знает, а только потом достраивает полноценную картину. Это тоже нужно учитывать при работе с визуализацией.
Основные способы визуализации
Перечисляем самые распространенные способы визуализации, с примерами.
Графики
Наверное, самый привычный для нас вид визуализации данных. Именно графики мы видим в учебниках в школе, с ними же первым делом знакомимся, когда начинаем осваивать Excel.
Графики строятся по осям X и Y и показывают зависимость данных друг от друга. Они, в свою очередь, делятся еще на несколько подвидов — подробнее о каждом по ссылкам ниже.
Топ 15 лучших инструментов визуализации данных в 2020- 2021 годах (с примерами)
Меня зовут Максим Кульгин и моя компания занимается парсингом сайтов в России порядка четырех лет. Ежедневно мы парсим более 500 крупнейших интернет-магазинов в России и на выходе мы, как правило, отдаем данные в формате Excel/CSV и этих данных много. Наши клиенты анализируют полученные «сырые» данные в аналитических инструментах (например, работают с Olap- кубами с данными Wildberries), часть из которых мы и рассмотрим ниже. В конце статьи мы привели ссылки на рассматриваемые инструменты.
Большие данные – это весьма актуальная потребность. Их обработка помогает описывать изменения прибыльности вашего бизнеса, отслеживать действия клиентов и лучше понимать свои маркетинговые усилия. Однако данные в необработанном виде не так просто понимать.
Вот почему нам нужна их визуализация. Инструменты визуализации данных помогают всем от маркетологов до специалистов по обработке данных сортировать на классы необработанные данные и демонстрировать результаты и обработки с помощью диаграмм, графиков, видео и т.д.
Естественно, человеческий глаз привлекают цвета и узоры. Фактически, 90% информации, поступающей в мозг, является визуальной.
А для предприятий использование аналитики и визуализации данных обеспечивает прибыль в размере 13,01 доллара на каждый потраченный доллар [2 — см. ссылки чуть ниже для более подробной информации и источниках данных]. Кроме того, 79% руководителей предприятий считают, что компании потерпят неудачу, если не будут учитывать большие данные [3].
Если у вас есть собственный интернет-магазин или вам нужно представить заинтересованным владельцам компании важные данные, инструменты обработки из этого списка вам очень помогут.
В этом посте я собрал и рассмотрел лучшие инструменты визуализации данных для подключения к вашей серверной базе данных. Эти обзоры инструментов основаны на таких критериях, как простота использования, стилевое форматирование через панели управления информацией с возможностью перетаскивания данных, возможности интеграции с другими программами, цены и ряде других показателей.
Как построить понятную и логичную визуализацию: теория и практика
Middle PPC Specialist в WebPromo Иван Бурач подготовил большой и подробный материал о том, что такое визуализация и зачем она нужна, поделился алгоритмом построения эффективной визуализации и объяснил, как использовать ее в работе.
Сегодня мы поговорим о визуализации данных: что это, какие существуют базовые принципы и правила эффективных визуализаций и как вы можете применить ее в своей повседневной работе.
Что такое визуализация и зачем она PPC-специалисту?
Визуализация — это представление данных в графической форме. Это язык, элементы которого — линия, точка, цвет, угол наклона, символы, расположение на плоскости и т. д.
Сейчас активно развиваются различные инструменты визуализации: от Google Data Studio и Power BI до интерфейсов визуализации, ориентированных на язык R. Почему рынок активно работает в этом направлении?
Дело в том, что визуализация сама по себе имеет преимущества, значимость которых значительно возросла как раз в XXI веке. Среди них:
1. Визуализация данных экономит усилия мозга. Ресурс человеческого внимания ограничен, и в принципе наш мозг не особо хорошо справляется с большим количеством объектов. Это связано с особенностью нашей физиологии — если сравнивать с компьютерами, то можно сказать, что оперативная память человека довольно малого объема. Поэтому визуализация помогает нам видеть на графике главные элементы и понимать взаимосвязи между данными — так мы воспринимаем картину комплексно и правильно.
2. Визуализация ускоряет восприятие информации. Если все сделано правильно, то смотря на ту или иную визуализацию, вы сразу понимаете, о чем она, какую главную идею описывает, видите закономерности и можете сделать выводы для принятия решения.
К тому же, наш мозг быстрее обрабатывает визуальные объекты, чем текст. Текст обрабатывается последовательно символ за символом, а объекты визуализации могут обрабатываться параллельно.
В век информации любой инструмент, помогающий нам быстрее изучить важную и нужную информацию, становится очень ценным. А так как объем данных только растет, то умение быстро их анализировать — один из ключевых факторов успеха как отдельного профессионала, так и бизнеса в целом. Визуализация в этом поможет.
Ниже на графике изображается прогноз по объему информации. Как видите, все только начинается.
3. Визуализация облегчает принятие решений. Мы склонны к слишком упрощенному процессу принятия решений. Хотя бы начать с того, что практически всегда человек хочет выделить два варианта и начать взвешивать их плюсы и минусы.
Данный метод формально описал Бенджамин Франклин, назвав его «моральной алгеброй», когда описывал свой процесс принятия решений в жизни. Он писал в первой колонке вещи, которые ему нравятся при условии, что он примет это решение, а во второй — то, что не нравится.
Далее вычеркивал по очереди тезисы и из первой, и из второй колонки: если считал, что одно преимущество равнозначно одному недостатку, то вычеркивал оба. Если считал, что одно преимущество достаточно значимо, то находил несколько недостатков, которые в сумме были равны этому преимуществу, и вычеркивал все эти элементы из списков.
В итоге он приходил к оставшемуся одному—двум тезисам, которые уже не были равнозначными и позволяли принять решение. Эта методика описана в письме Франклина к Джозефу Пристли и в книге Дж. Т. Рутта «Жизнь и письма Джозефа Пристли в двух томах».
Иной техникой является квадрат Декарта — плоскость для принятия бинарных решений. Но исследованиями подтверждено, что бинарные решения — далеко не лучший инструмент для роста и развития. Расширение количества вариантов хотя бы до трех позволяет организациям увеличить эффективность решения как минимум на 20%
(цифры описываются в работе Ч. Хита и Д. Хита «Решай правильно. Как выбрать лучшее решение в жизни и на работе», которую я могу вам смело рекомендовать), поэтому в жизни важно охватывать полную картину возможностей.
И вот как раз здесь визуализация может нам помочь: в комплексном восприятии данных, в борьбе с мнимой дихотомией и с кажущейся дискретностью всех вариантов. По моему опыту общения с клиентами в качестве PPC-специалиста, это очень распространенная проблема.
Начните с «Почему?»
Хорошая визуализация — это всегда комбинация правильного инструментария и четко сформулированной цели. Поэтому в любом случае нужно начинать с вопроса «Какую задачу решает моя визуализация?». Ответ же должен быть описан одним-двумя предложениями.
Дополнительными вопросами могут быть такие: «что должен узнать пользователь по итогам просмотра?», «какую информацию наиболее важно передать?»
Если вы определились с целью, тогда можно переходить к производству.
Алгоритм построения визуализации
Визуализация — это про динамику и отличия, поэтому в первую очередь стоит определиться с тем, какие у вас переменные.
Пускай для примера я хочу сравнить трех учеников — Алексея, Михаила и Павла — и их результаты по контрольным работам. В таком случае мои переменные — это имена учеников и их оценки.
Когда стало ясно с переменными, стоит понять, к какому типу данных эти переменные относятся. Типы данных бывают следующие:
количественные — все, что поддаются счету: количество участников выставки, ВВП и т. д.;
качественные упорядоченные, например, дни недели или же месяцы;
качественные неупорядоченные, например, названия стран участников олимпиады, имена и т. д.
На этом этапе мы уже можем составить простейшую таблицу, которая упорядочит нашу задачу.
Ученик | Оценка |
Алексей | 3 |
Михаил | 5 |
Павел | 6 |
Следующий этап — выбор корректных визуальных элементов, которые смогут донести информацию.
Визуальные элементы делятся на два типа:
Думаю, суть вы поняли.
Теперь наша таблица нуждается в переформатировании — нам стоит решить, какой тип данных у каждой переменной и какими визуальными элементами ее лучше представить.
Переменная | Тип данных | Визуальные каналы |
Имя ученика | Качественный | Ориентация, цвет, форма |
Оценка | Упорядоченный | Размер, ориентация, позиция |
Что ж, давайте выберем форму для отображения имени, и просто значение для отображения оценки.
Выглядит не очень понятно, а точнее, очень не понятно.
Попробуем иначе — возьмем цвет для ученика, а размер для оценки.
Уже лучше и ясно, что фиолетовый цвет самый молодец, однако без легенды никак не обойтись. Поэтому пробуем еще раз.
Выбираем позицию на плоскости как визуальный канал и для имени (по X), и для оценки (по Y).
Уже выглядит очень неплохо. Но мне лично больше нравится вариант с ориентацией имени по Y, а оценки по X (инверсия предыдущего графика)
Пример с учениками, конечно, утрированный, однако подчеркивает важность выбора правильного визуального канала для каждого типа данных. Особенно это становится актуально для более сложных визуализаций, как на примере ниже.
К счастью, еще в ХХ веке выяснили, как выбрать правильный визуальный канал, что мы и рассмотрим в следующем разделе.
Три вопроса, которые стоит рассмотреть при подготовке визуализации
#1 Отображены ли наиболее важные данные наиболее значимыми визуальными каналами?
Для ответа на этот вопрос стоит понимать, что разные визуальные каналы воспринимаются нами по-разному. И я бы хотел начать с одного интересного исследования.
Американский психолог и основатель психо-акустической лаборатории Гарварда Стенли Стивенсон в 1957 году в своей работе «On the psychophysical law» описал свою модификацию основного психофизического закона.
Где Y — сила субъективного ощущения, S — интенсивность раздражителя, N — показатель степени функции, а k — константа, зависящая от единиц измерения.
В частности, в его исследованиях выяснилось, что степенной показатель N равен 0,67 для восприятия звука и 3,5 для восприятия электрического тока, пропускаемого через пальцы.
Стивенс не был первым, кто высказывал степенную формулировку данного закона, но был первым, кто сумел провести и описать достаточно репрезентативные исследования.
Психолог собрал контрольную группу людей, которые помещались в определенные условия, к примеру, в комнату, в которой было достаточно тихо. Затем участнику испытания говорили, что сейчас он испытает действие некого стимула — звука, запаха, картинки перед глазами либо же электрического тока — и это ощущение по величине равно цифре 100 единиц. То есть давали, например, звук в 90 дБ — человек запоминал, какие у него при этом ощущения, и ассоциировал их с уровнем 100. Далее громкость звука увеличивали и уменьшали, испытуемый в цифрах оценивал свои субъективные относительные ощущения и так много раз.
В результате получилась таблица, в которой каждому стимулу — если мы говорим про визуальные, то это может быть площадь, насыщенность цвета, яркость и длина — соответствовало определенное значение.
Логично предположить, что наиболее важные данные на нашем графике стоит кодировать с помощью тех каналов, изменения в которых будут наиболее воспринимаемы будущим наблюдателем — то есть с помощью каналов, имеющих самый высокий степенной показатель. Иначе есть риски, что читатели диаграммы поймут совсем не то, что вы хотели сказать.
Я перевел на русский схему, которую вы можете использовать как руководство для выбора приоритетных способов кодирования (сделано на основе таблицы в открытом курсе «Визуализация данных» на платформе Prometheus).
Приоритеты понятны, теперь перейдем ко второму вопросу.
#2 Какая емкость наших визуальных каналов? Насколько она используется?
Емкость — это, по сути, способность в рамках одного канала различить разные варианты. Например, такой канал, как толщина линии, не является удачным каналом кодирования, когда вам нужно передать различия между более чем тремя объектами. Возьмем для примера эту абстрактную визуализацию:
Здесь присутствует большое количество линий разной толщины, но мы, даже внимательно присматриваясь, не сможем сказать, сколько вариантов тут есть.
Если уже продолжать разговор о линиях, то такой визуальный канал за счет своего размера способен кодировать эффективно и различимо только три варианта: толстая линия, средняя линия и тонкая линия. Мозг упрощает картинку и все полуразличия будут стерты.
Иным примером неудачного канала с точки зрения емкости будет оттенок цвета (насыщенность), если мы используем его для кодирования категорийных неупорядоченных данных. Но для категорийных упорядоченных и количественных он может быть очень даже уместен.
Какие каналы наиболее удачные с точки зрения емкости? Конечно же, это цвет, форма и расположение на плоскости. Поэтому, если вы имеете немалый — более трех — объем категорийных переменных, то рассматривайте один из этих каналов.
#3 Какое взаимное влияние у ваших визуальных каналов?
Визуальные каналы не полностью независимы, они влияют друг на друга в плане восприятия читателем визуализации. Поэтому стоит продумать вашу визуализацию так, чтобы отображение одних данных не затрудняло и не искажало восприятия других.
Приведу пример. Давайте представим, что нам необходимо визуализировать следующий массив данных (все цифры вымышлены):
Пол | Возраст вступления в брак | Количество браков |
Женщина | 20 | 20000 |
Женщина | 25 | 13000 |
Мужчина | 20 | 10000 |
Мужчина | 25 | 17000 |
Как люди опытные, составим еще одну таблицу для определения типов данных и визуальных каналов.
Переменная | Тип данных | Визуальные каналы |
Пол | Качественный | Цвет |
Возраст | Упорядоченный | Позиция по Х |
Количество браков | Количественный | Позиция по Y |
Выбор каналов обусловлен тем, что цель моей визуализации — отображение динамики, чтобы читатель сразу видел, когда более вероятно вступление в брак для мужчин и для женщин в разном возрасте.
Получится следующая картина:
Как по мне, довольно понятно. Причина заключается в том, что положение на плоскости и цвет абсолютно независимы, то есть полностью ортогональные каналы, и потому так хорошо работают.
А теперь представим, что мы возьмем за основу другие каналы.
Визуализация будет выглядеть так:
Здесь чем шире фигура, тем больше число браков, а чем выше фигура, тем больше возраст вступления. Синим обозначены данные для мужчин, а красным — для женщин. Такая диаграмма уже не столь познавательна. Поэтому наиболее предпочтительна комбинация «ориентация + цвет», а также «ориентация + форма».
Комбинации цвета и размера годятся для выборок с малой вариативностью. Мозг будет плохо воспринимать маленькие объекты, да и в целом площадь не самый эффективный визуальный канал.
Расставляем акценты
Хотелось бы упомянуть о несложном, но важном инструменте для акцентирования внимания читателя — эффекте pop-up.
Pop-up — это намеренное выделение какой-то части визуализации, чтобы она сразу бросалась пользователю в глаза. К примеру, представим, что мы хотим быстро донести до читателя нашей спортивной газеты, какой результат показали наши спортсмены на олимпиаде по сравнению с другими странами. Возьмем базовый, отсортированный по возрастанию список стран с указанием медалей.
Мне кажется, стоит перевернуть.
Да, так однозначно лучше, и Украина в принципе достаточно различима, но если мы добавим небольшой акцент, то будет еще понятнее.
Лично на мой вкус, я бы еще сделал pop-up не за счет смены цвета, а за счет насыщенности — так диаграмма лаконичнее и эстетичнее.
Pop-up эффект дает возможность зрительной системе параллельно обрабатывать информацию и быстрее находить главное — это основное его преимущество.
Такой эффект хорошо реализуется с помощью:
А вот например такие каналы, как угол наклона или параллельность, не позволят сделать pop-up. Чем более емкий визуальный канал сам по себе, тем более мощный pop-up мы можем сделать. Большинство пар визуальных каналов не могут создать такой эффект, и пара «цвет + позиция» будет лидером по понятности.
Попробуйте, например, найти здесь красный круг. Визуализация формата «форма + цвет» становится ребусом, а не помощником.
Инструменты реализации
Предлагаю обсудить несколько инструментов, которые вы можете использовать в работе.
Если перед вами стоит задача визуализировать какой-то объем информации единоразово, то можно воспользоваться специальными сервисами построения графиков, например, старым, но достаточным для базовых задач сервисом Charts Builder. С его помощью я построил диаграмму зависимости количества браков от возраста в разрезе полов раза в три быстрее, чем в Excel. После загрузки данных у вас есть возможность выбрать, какого размера должно быть итоговое изображение, что очень удобно — инфографика выходит в необходимом качестве.
Если же нам нужно создать визуализацию, которая должна регулярно отображать состояние определенных переменных по нашему рекламному аккаунту, то стоит обратить внимание на Google Data Studio.
Основные преимущества инструмента:
Сам процесс построения отчета прост и состоит из следующих этапов:
Так, можно построить подобную диаграмму, на которой отображаются количество лидов, полученные с помощью лид-форм Facebook Ads за нужный вам период, а также их стоимость в разрезе кампаний. Эта диаграмма построена с помощью стороннего коннектора.
Выводы
Давайте подведем итоги.
Спасибо большое всем, кто дочитал эту статью до конца, я надеюсь, что информация была для вас полезна и интересна! Про визуализацию можно написать еще несколько статей, поэтому, если вам интересно узнать дополнительные нюансы, пишите в комментариях.
Желаю всем успешных рекламных кампаний и понятных визуализаций!