средство джобса что это
10 секретов продуктивности Стива Джобса. Часть 1
Гений современности Стив Джобс, безусловно, заслуживает такого звания. И вовсе не потому, что создал одну из самых дорогих компаний в мире – как мы увидим позже, вовсе не деньги двигали им. За 40 лет он сделал революцию в пяти различных областях: персональные компьютеры, музыка, телефоны, цифровое издательство, анимационные фильмы. Что помогло ему добиться таких потрясающих успехов? Он полагался на некоторые принципы. Давайте узнаем о них и посмотрим, как это можно применить в своей жизни.
#1 Фокусируйтесь на главном. Будьте безжалостны в расстановке приоритетов
В 1996 году Джобс потерял контроль над компанией. Вернувшись через год, он оказался в непростой ситуации – «Apple» была на грани банкротства. В то время в линейке продуктов был представлен набор основных продуктов и периферийных устройств к ним, включая несколько версий одного и того же гаджета.
Всего через неделю Стив Джобс принял решение – уменьшить количество продуктов на 70%. Теперь их было только 4: один стационарный компьютер и один портативный, с версией для профессионалов и обычных пользователей. Стратегия сработала. Компания была спасена от гибели, а уже через год заработала 309 млн. долларов. Всего лишь благодаря тому, что были выбраны 4 главных приоритета.
Решение, что не надо делать, так же важно, как и решение, что надо делать. Это верно и для компаний, и для продуктов.
Как применить это в своей жизни?
Ваша задача – найти приоритеты и сосредоточиться на них. Помните правило Парето – 20% усилий приносят 80% результата. Делайте эти 20%, и безжалостно отбрасывайте все остальное. Вот несколько советов, которые помогут вам:
#2 Добивайтесь простоты
Джобс упрощал продукты, фокусируясь на их сущности и исключая ненужные компоненты. Машины должны быть элегантными устройствами, дружелюбными к пользователям, а не бросать им вызов. Это была настолько важная ценность для «Apple», что первые руководства пользователей Mac начинались с цитаты да Винчи: «Простота – это абсолют сложности».
Джобс считал, что простота должна исходить от завоевания, а не игнорирования сложности. Она заключается не просто в минимализме или удалении помех. Чтобы устранить лишние кнопки на телефоне, необходимо было глубоко понять роль каждого элемента и предоставить простую, изящную, но не менее эффективную альтернативу.
Значительно труднее добиться простоты, чем усложненности. Необходимо много трудиться, чтобы сделать свою мысль ясной и сделать простую вещь. Но это того стоит, потому что как только вы достигнете этого, то сможете свернуть горы.
Как применить это в своей жизни?
Ответы на следующие вопросы помогут вам найти наиболее простые решения проблем:
#3 Скажите «Нет» тысяче вещей
Умения расставлять приоритеты недостаточно. Не менее важный навык – быть готовым отказаться от еще большего количества вещей, которые иногда тоже кажутся весьма существенными.
«Методология Стива отличается от всех остальных тем, что он всегда считал, что самые важные решения, которые вы принимаете, – это не то, что вы делаете, а то, что вы решаете не делать», – вспоминает бывший СЕО «Apple» Джон Скалли.
Возьмите iPod в качестве примера. MP3-плееры были неудобны со своим большим количеством кнопок и колесиков, и вы должны были потратить время, чтобы выяснить, как все работает. В iPod`e вам достаточно сделать несколько интуитивных кликов, чтобы получить доступ к тысячам треков.
Многие дизайнеры стараются выделить свои продукты, интегрируя все больше и больше функций, но Apple двигался в противоположном направлении. IPod сконструирован для того чтобы помочь людям слушать музыку и все, что могло бы отвлекать от этого – немилосердно удалялось.
Я на самом деле так же горжусь тем, чего мы не сделали, как и тем, что сделали. Инновации – это сказать «Нет» тысяче вещей.
Как воплотить это в своей жизни?
Автор книги «Эссенциализм. Стремитесь к меньшему» предлагает следующие 5 советов, которые помогут научиться говорить «Нет»:
#4 Не идите за своей страстью, а позвольте ей следовать за вами
На самом деле Стив Джобс не был увлечен компьютерами, как таковыми. Его истинной страстью было создание инструментов, которые помогают людям раскрыть свой потенциал. Успех «Apple» и ее основателя состоял не в том, что он нашел свое призвание в компьютерах, как думают многие. Но он понял, что эти устройства могут изменить мир – и он не захотел остаться в стороне от этого процесса.
Ваша работа заполняет значительную часть жизни, и единственный способ быть удовлетворенным ею – заниматься тем, что, как вы верите, является великим делом. И единственный способ создавать нечто великое – любить то, что вы делаете. Если вы еще не нашли это, продолжайте искать. Не останавливайтесь. Как и во всех сердечных делах, вы поймете, когда найдете это.
Как это применить в своей жизни?
Вероятно, вы ожидали прочитать что-то вроде «делай то, что нравится». Все так, только понятие «то, что нравится» – не всегда следует понимать буквально. Можно создавать компьютеры, но при этом вы будете получать удовольствие от того, что меняете жизнь миллионов людей. И именно поэтому вы будете любить свою работу – изготовление технических устройств. Писатель Джордж Мартин как-то сказал, что ему не очень-то нравится писать, но ему «нравится написанное». Иными словами, вам необходимо найти цель высшего порядка. И тогда вам будет значительно проще воплотить формулу успеха: найти занятие, которое вам нравится, и за которое люди готовы платить.
#5 Memento Mori – помните о смерти
И всякий раз, когда я получаю ответ «Нет» много дней подряд, я знаю, что в моей жизни нужно что-то изменить».
У всех нас есть дни, наполненные вещами, которые мы не хотим делать – но когда их становится больше, чем отличных дней, когда мы наполнены энтузиазмом, приходит время пересмотреть свою жизнь. Если все выглядит не так хорошо, возможно, пора сменить карьеру.
Помнить о неизбежности смерти – это лучший способ избежать ловушки, когда думаешь, что тебе есть, что терять.
Как применить это в своей жизни?
Возьмите себе на вооружение вопрос Стива Джобса. Каждый день спрашивайте себя: «Если бы сегодня был последний день моей жизни, хотел бы я сделать то, что собираюсь сделать сегодня?». И нет, это не повод пуститься во все тяжкие, как сделали герои фильма «Достучаться до небес». Это как раз о той высшей цели, ради которой вы «пишете», чтобы потом сказать «мне нравится написанное».
Помнить о смерти – это также хорошая прививка от привычки оглядываться на мнение других людей – едва ли не сильнейший тормоз вашего саморазвития. Беспокоились бы вы о том, что скажут окружающие в ваш последний день жизни? Вряд ли. Делайте то, что считаете нужным, и старайтесь делать максимум. Удовлетворение прожитым – вот единственное мерило истины.
Резюме
Быть продуктивным – не означает делать все. Это значит делать самое важное. Найдите свои главные приоритеты и сфокусируйтесь на них. Другая сторона медали – вы должны безжалостно отбросить тысячи вещей, которые забирают ваши силы и время. Добивайтесь простоты во всем – но не путем банального отбрасывания чего-либо, а через понимание сущности предмета. Ваше призвание не всегда заключается в том, что вы любите делать. Иногда это то, ради чего вы делаете что-то. Всегда ищите цель более высокого порядка. Что бы вы делали, если бы завтра был последний день вашей жизни? Старайтесь жить, помня о смерти – это хороший способ избежать пустой и бесцельной жизни.
Гид Стива Джобса по манипуляции людьми и достижению целей
В этом году исполнилось пять лет со смерти Стива Джобса. Джобс запустил две самые ценные и творческие компании современности — Apple и Pixar. Но если бы он всегда играл по правилам, то никогда бы этого не добился.
Чтобы сдвинуть Apple и Pixar с мертвой точки, Джобсу пришлось столкнуться со множеством препятствий. Но у него был уникальный метод, с помощью которого он создавал реальность вокруг себя, «поле искажения реальности». Он пользовался им, чтобы убедить людей в том, что их личные убеждения являются просто фактами — и так он и продвигал свои компании.
Фото: Майк Наделман/Business Insider
Джобс применял манипулятивные тактики, чтобы гарантировать себе победу — в частности, на заседаниях совета директоров в окружении самых влиятельных руководителей в мире.
Вот несколько советов с примерами из жизни Джобса, которые могут пригодиться вам как в карьере, так и в жизни.
Вкладывайте в ваше выступление страсть. Сильное проявление эмоций влияет на людей
Фото: Джастин Салливан/Getty Images
Выступления были важной частью работы Джобса — вы тоже должны уделить им должное внимание. Процесс продажи (себя или какого-либо продукта) — вот что самое необходимое для того, чтобы люди купились на ваши идеи.
В 2001 году Apple запустила сервис iTunes. Прежде чем это произошло, Джобсу пришлось встретиться с десятками музыкантов, чтобы втянуть звукозаписывающие лейблы в свой план iTunes. Среди знаменитостей, перед которыми выступал Джобс, был знаменитый трубач Уинтон Марсалис.
По словам Марсалиса, тот говорил два часа без остановки.
«Он был просто одержим, — сказал он. — Через какое-то время я оторвался от монитора и смотрел только на него — настолько я проникся его страстью».
С такой же страстью Джобс доносил идеи и своему рекламному отделу, «чтобы каждая реклама, которую они создавали, была пропитана его эмоциями». Так, благодаря рекламному ролику «1984» и знаменитой рекламе iPod с черными силуэтами Apple стала чем-то большим, чем просто компанией по производству компьютеров.
Будьте предельно честны — и у вас появятся верные последователи
Фото: Джастин Салливан/Getty Images
Когда в 1997 году Стив Джобс вернулся в Apple, он тут же попытался воодушевить компанию, которую основал — в то время она как раз страдала от переизбытка продуктов и отсутствия единой стратегии. Джобс собрал топ-менеджеров Apple в зале, вышел на сцену одетый в шорты и кроссовки и попросил рассказать, «что же не так с этим местом».
После череды стандартных ответов и бормотаний, Джобс резко всех прервал: «Дело в продуктах! Что с ними не так?». И снова в ответ невнятное бормотание.
«Продукты — отстой! — закричал Джобс. — В них больше нет секса!»
Люди покупали идеи Джобса, потому что он всегда был честен. Позже он рассказал своему биографу следующее:
«Не думаю, что я держу людей в ежовых рукавицах. Но если что-то — отстой, то я говорю об этом в лицо. Быть честным — моя работа. Я знаю, о чем говорю, и обычно оказываюсь прав. Именно такую культуру я пытался создать. Мы все предельно честны друг с другом. Любой может сказать мне, что я полное дерьмо, и я отвечу тем же… Предельная откровенность — это своеобразный взнос за право находиться в одной комнате».
Работайте усердно, и вас будут уважать. Уважение — важный шаг к достижению цели
У Стива Джобса было невероятное отношение к работе. Он рассказал биографу, что когда вернулся в Apple в 1996 году, то каждый день работал с 7 до 21, поскольку в то время он еще и возглавлял Pixar. Джобс работал без устали и страдал от камней в почках. Но тем не менее он постоянно мотивировал обе компании на постоянную демонстрацию своих возможностей и вдохновлял людей на создание самых лучших продуктов. За это его очень уважали.
Обезоруживайте людей с помощью лести и обольщения
Люди, которые на вас работают или на которых работаете вы, всегда ищут одобрения своих действий — и потому очень хорошо реагируют на симпатию.
Если вы будете ее проявлять, они будут стремиться ее завоевать. Вот отрывок из биографии Стива Джобса, написанной Уолтером Айзексоном:
«Джобс мог соблазнять и очаровывать людей по своему желанию, и ему нравилось это делать. Такие люди, как Амелио и Скалли (бывшие руководители Apple) поверили, что раз Джобс их очаровывает, то они заслужили его симпатию и уважение. Он производил такое впечатление, потому что льстил тем, кто жаждал лести. Но Джобс мог легко проявлять симпатию к тем, кого он ненавидел, и запросто оскорблять людей, которых любил».
Объявляйте все хорошие идеи собственными — а если вы меняете свое решение, то хватайтесь за новую идею с полной силой. Воспоминаниями можно легко управлять
Стив Джобс не всегда был прав, но он мастерски убеждал людей в обратном. Как ему это удавалось? Он твердо стоял на своем мнении, а если ваша идея была лучше, то он не просто признавал ее: он принимал ее как собственную, тем самым сбивая вас с толку.
Бад Триббл, бывший инженер Mac рассказал о Джобсе следующее:
«Сегодня он говорит вам, что это плохо или, наоборот, прекрасно, а завтра все может поменяться. Если вы поделитесь с ним какой-то идеей, он скажет, что это глупость. Но потом она ему понравится, и буквально через неделю он придет к вам и предложит ее как собственную».
Пример: когда Apple решила открыть розничные магазины для продажи своих продуктов, к Джобсу пришел Рон Джонсон, старший вице-президент по розничным продажам. Он предложил создать Genius Bar, в котором бы работали «самые умные люди Mac». Поначалу эта идея показалась Джобсу безумной.
«Нельзя называть этих людей гениями. Они гики, — сказал он. — У них недостаточно знаний, чтобы работать в чем-то под названием «бар гениев»».
На следующий день генеральный юридический советник Apple получил приказ зарегистрировать торговую марку «Genius Bar».
Принимайте решения быстро и решительно. Обычно позже можно все исправить
При создании новых продуктов Apple редко проводит какие-то исследования и опросы. Принятие основных решений редко затягивается на несколько месяцев. Обычно Джобсу быстро наскучивало то или иное занятие, поэтому он принимал решения быстро, полагаясь на собственное чутье.
Например, когда выходили первые iMac, Джобс сразу же решил, что они будут выполнены в разных конфетных цветах.
Джонатан Айв, главный дизайнер Apple, сказал, что «в большинстве компаний решения принимаются в течение нескольких месяцев. Джобс все решал за полчаса».
При создании тех же первых iMac инженер Джон Рубинштейн сначала предложил встроить в компьютер записывающий СD-дисковод. Но Джобс не любил такие дисководы, он лишь хотел оснастить компьютер обычным дисководом последнего поколения. Тут Джобс допустил ошибку — запись музыки на CD-диски стала трендом, поэтому первую партию iMac проигнорировали. Джобс умел быстро принимать решения, поэтому второе поколение iMac было оснащено CD-дисководом, с помощью которого можно было скачивать и записывать музыку на диск. Такая заплатка была необходима для запуска iTunes и iPod.
Не медлите с решением проблем
Джобс работал в Pixar над «Историей игрушек» — тогда эта картина должна была стать первым полнометражным мультфильмом, полностью выполненным в 3D-анимации. После того как Disney поработала со сценарием мультфильма, ковбой Вуди стал неприятным персонажем. Но Джобс не позволил одной из самых крупных компаний в мире испортить оригинальную историю Pixar.
«Если что-то не так, нельзя это игнорировать и откладывать исправления на потом, — сказал Джобс. — Так обычно поступают другие компании».
Джобс настоял на том, чтобы Disney вернули сценарий Pixar, и в итоге Вуди стал более приятным и многосторонним персонажем, а «История игрушек» добилась колоссального успеха.
Еще один пример: Когда Джобс придумывал первый Apple Store, однажды перед крупным собранием Рон Джонсон, старший вице-президент по розничным продажам, проснулся среди ночи с мыслью: все магазины организованы абсолютно неправильно. Они были организованы по типу продуктов, которые там продавались. Джонсон осознал, что нужно акцентировать внимание на том, что люди хотели бы сделать с этими продуктами.
На следующее утро Джонсон поделился своими откровениями с Джобсом. После небольшой вспышки, глава Apple сказал всем собравшимся, что Джонсон был прав и придется переделать все магазины (а значит выполнение плана сдвигалось на 3-4 месяца).
Есть два способа справляться с проблемными людьми: разбираться с ними сразу.
Фото: REUTERS/Роберт Гелбрайт
Джобс зачастую делил мир на черное и белое: «Человек — либо герой, либо кретин. Продукт либо прекрасен, либо ужасен». Он хотел сделать Apple компанией «игроков А класса». А значит он игнорировал игроков класса В и С, либо давил на них так, чтобы те стали игроками А класса.
Билл Аткинсон, один из разработчиков графических программ для Mac, рассказал один случай, который произошел еще до того, как Apple запустила Macintosh. Нужно было создать мышь, с помощью которой можно двигать курсор не только вправо-влево и вверх-вниз, но и во все стороны. Один из инженеров сказал, что «выпускать такую мышь в производственных масштабах невозможно». Эти слова услышал Джобс. На следующее утро инженера уволили. Первыми словами, которые сказал его преемник были: «Я могу сделать такую мышь».
. либо пойти по пути «наименьшего сопротивления» и полностью их игнорировать
Джобс не любил слишком сложные вопросы, особенно, когда решение оставалось именно за ним. Так что иногда он становился холодным. Биограф Джобса Уолтер Айзексон писал, что «Джобс становился молчаливым и игнорировал ситуации, которые доставляли ему дискомфорт».
Джобс действительно пользовался такой тактикой, и в некоторых случаях она была очень эффективна. Когда Джобс вернулся в Apple после присоединения NeXT, Джил Амелио (тогда генеральный директор Apple) спросил, какую роль тот хочет играть в компании. В конце концов, Джобс не мог сказать «Я хочу работать на твоей должности».
Вот что Крисанн Бреннан, мать дочери Джобса, рассказала его биографу:
«Местное сообщество хотело сохранить дом Стива в Вудсайде из-за его исторической ценности, но Стив хотел снести его и построить новый дом с садом. За многие годы дом пришел в такое запустение, что его было уже не спасти. Чтобы получить желаемое, он пользовался довольно простым методом — он шел по пути наименьшего сопротивления и участия. Он не трогал дом и годами не закрывал в нем окна — и тот развалился. Гениально, да?»
Куйте железо, пока горячо
Когда люди добиваются успеха, иногда у них появляется заблуждение, что теперь они могут прекратить работать. У Джобса был на это другой взгляд. Когда оправдались его ожидания насчет Pixar, и первый мультфильм студии «История игрушек» получил признание у критиков и собрал большую кассу, Джобс решил вывести компанию на IPO.
Инвестиционные банкиры сказали, что это невозможно, особенно если учесть, что Pixar уже сократила бюджет на пять лет вперед. Даже креативный директор Pixar Джон Лассетер сказал Джобсу, что нужно дождаться выхода второго мультфильма студии. Но Джобс настоял на своем.
«Стив меня переубедил. Он сказал, что раз нам нужны деньги, то можно отложить половину денег на создание наших картин и пересмотреть сделку с Disney», — рассказал Лассетер.
Если видите рычаг влияния, используйте его
Фото: Джастин Салливан / Getty
Когда Стив Джобс вернулся в Apple, компанию, которую он помогал основать, но которая с тех пор утратила свою «магию», это было сенсацией. Тогда Джобс настаивал, что он был всего лишь «советчиком» в Apple, однако те, кто там работал, знал, что на самом деле он руководил компанией. Тогдашний генеральный директор Apple Гил Амелио действовал, руководствуясь видением будущего компании, которое предлагал Джобс.
В первую неделю в Apple Джобс решил использовать свой новый рычаг давления. Он собрал совет директоров и потребовал снизить цену исполнения опциона, чтобы акции стали ценными. В то время это было законно, но считалось признаком дурного тона. Когда совет директоров начал возмущаться и говорить, что для изучения этого вопроса потребуется как минимум два месяца, Джобс выпалил следующее:
«Вы привели меня сюда, чтобы я исправил проблему, а люди — это самое важное… Ребята, если вы не хотите это делать, то я сюда больше не вернусь. Мне надо принять тысячи важных решений, причем гораздо более сложных, чем это, и если вы не в состоянии меня поддержать хотя бы тут, то я не смогу ничего сделать. Итак, если вы это не сделаете, то я ухожу, а вы можете за глаза ругать меня и говорить: «Стив был не готов к этой работе»».
Совет выполнил то, что хотел Джобс. Но он не стал на этом останавливаться: на следующий день он потребовал уволить всех членов совета директоров, «или я сам уволюсь и не вернусь сюда в понедельник». Он сказал, что должны уйти все, кроме Эда Вуларда — и так оно и случилось. Джобс мог выбирать собственных членов совета директоров и управлять следующими проектами Apple — благодаря этому и появились такие гаджеты, как iPod.
Требуйте только идеальных результатов и не соглашайтесь на меньшее
Фото: Алессия Пьердоменико / Reuters
Джобс презирал каждого, кто готов был пойти на компромисс, чтобы выпустить продукт в срок или уложиться в бюджет. Удовлетворительное качество вызывало у него отвращение. Джобс стремился к тому, чтобы Apple не просто была лучше своих конкурентов или зарабатывала деньги: его компания должна была производить самые лучшие продукты или «даже еще более лучшие».
Джобс был требователен ко всему:
Каждый из этих методов может показаться избирательным, но все вместе они помогли сделать Apple культовой компанией, которой нет равных. Другие технологические компании появляются и исчезают, а покупатели и преданные фанаты Apple верят, что Apple в первую очередь учитывает их интересы, и потому охотно платят высокую цену за ее продукты.
«Стив создал единственный лайфстайл-бренд в IT-индустрии, — считает Ларри Эллисон, один из основателей Oracle. — Существуют марки автомобилей, которые вызывают у своих владельцев гордость — например, Porsche, Ferrari, Prius. Все потому, что эти автомобили что-то говорят о своих хозяевах. Такие же чувства вызывают у людей и продукты Apple».
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Материалы по теме:
Видео по теме:
Семь правил для предпринимателя от Стива Джобса
Я не очень большой фанат продукции Apple, но я восхищаюсь тем, как динамично эта компания сегодня развивается. Многие согласятся с тем, что Стив Джобс много сделал для того, чтобы Apple сейчас была там, где она сейчас есть. Мне как экономисту стало интересно узнать о Джобсе и Apple побольше, и я пытался выяснить, в чем же секрет успеха этого человека. Изучив материал на эту тему и сделав для себя выводы, я предлагаю вашему вниманию семь истин, которыми меня научила жизнь Стива Джобса.
1. Образование — не панацея
Система образования необходима в первую очередь для того, чтобы юный ученик, расширяя свой кругозор, грамотно сформировал интересы и нашел свое призвание. Молодому Стиву это не было нужно: он с самых ранних лет был увлечен новыми технологиями и понимал, что хочет связать свою жизнь именно с этим. Ничего нового ни школа, ни колледж дать ему не могли, поэтому Джобс учился из рук вон плохо и вскоре вообще бросил учебу. Пройдет чуть больше десяти лет, и этот человек без высшего образования получит множество предложений от американских университетов занять должность профессора.
2. Ослиное упорство эффективнее, чем кажется на первый взгляд
В середине 70-ых Стив, тогда только бросивший колледж, решил устроиться в компанию Atari весьма экстравагантным способом: войдя в офис, он заявил, что не уйдет до тех пор, пока его не возьмут на работу. И его взяли. Чуть позже, когда новорожденная Apple нуждалась в раскрутке, Джобс обратился в рекламное агентство Regis McKenna, но уважаемое и высокомерное агентство не захотело иметь дело с тогда еще мелкой гаражной компанией. В ответ Стив Джобс стал заваливать агентство звонками и почти брать штурмом кабинет самого Реджиса Маккены. В конце концов Маккена сдался. Кто знает, возможно, если бы Джобс не обладал такими сомнительными качествами, как наглость, дерзость и назойливость, то Apple никогда не стала бы такой успешной и процветающей, как сейчас.
3. Наглядность и зрелищность — лучшие конкурентные преимущества
Простые и изящные презентации Джобса в сочетании с его личным обаянием завоевывают сердца зрителей. Apple это понимает: проводится множество репетиций, каждый слайд презентаций продуман до мельчайших деталей, каждое действие на сцене тщательно срежиссировано. Успех компьютеров Macintosh, iMac и других продуктов Apple в какой-то мере обязан колоссальным вниманием прессы и общественности к очередному представлению Стива. Более того, благодаря грамотно проведенным презентациям Джобс на протяжении всей своей карьеры добивался выгодных сделок с важными деловыми партнерами.
4. Качественный дизайн как самоцель бессмыслен
Раньше Джобс, как принципиальный эстет, считал дизайн главным фактором, определяющим успех продукта у потребителей. Он оказался неправ: ограниченная функциональность Macintosh, частично связанная с его дизайном (Джобс требовал от команды инженеров, чтобы их новый компьютер был не больше телефонного справочника, и это в начале 80-ых!), привела к постепенному падению спроса на эту машину; компьютер NeXT Cube, также созданный под предводительством Стива, был обезоруживающе прекрасен внешне, но технически не представлял из себя ничего выдающегося, что и привело к его оглушительному провалу. В основном именно из-за отсутствия инноваций компьютеры Apple занимают столь маленький сегмент рынка: на одном красивом дизайне далеко не уйдешь. Иной подход компании в других сфераx дает свои плоды: революционный iPod практически монополизировал рынок портативных плееров, новаторский iTunes Store захватил 70% онлайновых продаж музыки, пользователей iPhone во всем мире насчитывается больше 50 миллионов.
5. Самомнению нет места в бизнесе
Стив обладал противоречивым характером: его обаяние сочеталось с чрезвычайной принципиальностью и уверенностью в своей правоте. Его нельзя было назвать рассудительным: он верил только в свой собственный мир, где все играют по его собственным правилам. Стив не терпел людей, не разделяющих его точку зрения — таких людей он просто исключал из своего и без того узкого круга друзей. На деловых переговорах Джобс выглядел очень высокомерно: этот молодой человек, ставший мультимиллионером в очень раннем возрасте, считал, что весь мир будет лежать у его ног и все компании мира будут драться друг с другом за право сотрудничать с ним, Стивом Джобсом. Однажды он выкинул в мусорную корзину стостраничный контракт с IBM, даже не прочитав его, объяснив это тем, что в нем слишком «многа букафф». Это было роковой ошибкой: руководство IBM впало в ярость и перестало сотрудничать с Стивом, а ведь выгодная сделка с IBM могла связать по рукам и ногам давнего соперника Джобса — Билла Гейтса, и в этом случае Microsoft не смогла бы занять такое монопольное положение на рынке операционных систем, которое оно занимает сейчас. Молодой Стив считал, что весь мир крутится вокруг него, но это было не так. Именно из-за сложных отношений с сотрудниками Стива Джобса буквально выставили за дверь компании Apple, которую он сам когда-то основал. Вернуться обратно он смог лишь одиннадцать лет спустя.
6. Присвоение чужих заслуг: аморально, но результативно
Изучив биографию Джобса, можно утверждать, что его заслуги перед технологической индустрией слегка преувеличены. Об этом время от времени любит писать пресса, но фанаты Apple предпочитают не обращать на это внимания. Дело в том, что Стив хорошо улавливает потенциал и перспективу: заметив хорошие наработки, он загорается идеей и начинает заниматься маркетингом; в результате на обложках журналов красуется улыбающийся Джобс с революционным девайсом в руках, а истинные инноваторы широкой известности не получают. Стива считают иконой IT, при этом он сам умеет только хорошо продавать товары. За первым фантастическим успехом Apple стоят уникальные печатные платы Стива Возняка; вся концепция Macintosh была создана Джефом Раскиным; признание анимационной студии Pixar — это заслуга Джона Лассетера; основную работу по спасению Apple от банкротства в середине 90-ых провел Джил Амелио; список можно продолжить. Все эти проекты Стив Джобс без содрогания называет своими «детьми», и все лавры достаются ему. Нравственность в бизнесе — дискуссионный вопрос, но сложно спорить с тем, что такие поступки Стива наградили его признанием публики и «даром Мидаса», что пошло Apple только на пользу.