среднее специальное образование в беларуси это что
Среднее специальное образование
Система образования Республики Беларусь
В Беларуси каждому гражданину гарантировано право на получение образования. Реализовать его в полной мере позволяет сложившаяся в стране многоступенчатая образовательная система.
Дошкольное образование
В его структуру входит сеть дошкольных учреждений, которые различаются по типам и профилю работы с детьми. В республике для детей до 6 лет существуют такие типы дошкольных учреждений, как ясли, ясли-сад, детский сад, детский сад-школа.
По профилю они подразделяются на учреждения общего назначения, с углубленной направленностью, санаторные дошкольные учреждения, специальные дошкольные учреждения для детей с особенностями психофизического развития, дошкольные центры развития ребенка.
Общее среднее образование
Современная модель общеобразовательной школы включает в себя несколько ступеней. Первая – общее начальное образование. Период обучения продолжается 4 года, с 1-го по 4-й классы.
Вторая ступень – общее базовое образование. Период обучения: начальное образование, затем — с 5-го по 9-й классы.
Третья ступень – общее среднее образование. Его получают те учащиеся, которые окончили базовую школу и продолжили обучение в 10-м и 11-м классах общеобразовательной средней школы. Общее среднее образование можно получить и в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях, прием в которые осуществляется после окончания базовой школы.
В последние годы в учебных заведениях Республики Беларусь существует 10-балльная система оценки знаний. С ее введением тесно связана работа по созданию системы тестов, применению рейтинговой оценки знаний.
Дети и подростки в стране имеют доступ к различным формам внешкольного образования и воспитания. Эта система включает в себя сеть кружков, клубов по интересам, спортивных секций при школах и внешкольных учреждениях по организации досуга детей, развитию их способностей. Преимущественно такие объединения работают бесплатно. Большую работу по организации досуга школьников и подготовке их к взрослой жизни проводят детские и молодежные организации.
Профессионально-техническое образование
В Республике Беларусь существует развитая сеть учебных заведений в системе профессионально-технического образования. В настоящее время она включает в себя профессионально-технические училища, профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи. Они предоставляют профессионально-техническое и общее среднее образование с присвоением квалификации рабочего по массовым профессиям и выдачей диплома о профессионально-техническом образовании.
Среднее специальное образование
К учебным заведениям, в которых можно получить среднее специальное образование, относятся техникумы (училища), колледжи, школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, профессионально-технические колледжи, лингвистические гимназии-колледжи, высшие колледжи.
Среднее специальное образование предоставляется на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования. Обучение ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет.
Национальная высшая школа
В систему высшего образования Республики Беларусь входят 45 государственных высших учебных заведения, а также 10 вузов частной формы собственности.
В Беларуси проведено лицензирование образовательной деятельности всех вузов независимо от формы собственности. Белорусский государственный университет и Белорусский национальный технический университет являются ведущими высшими учебными заведениями в национальной системе образования, 9 вузов – ведущие отраслевые.
Вопрос № 2.
Основное образование
Содержание термина «основное образование» и его уровни определены в статье 13 «Кодекса Республики Беларусь об образовании»:
Основное образование – обучение и воспитание обучающихся посредством реализации основных образовательных программ.
Основное образование в Республике Беларусь включает следующие уровни:
Среднее специальное образование в Республике Беларусь.
Среднее специальное образование является важным звеном в системе основного и профессионального образования Республики Беларусь. Целью среднего специального образования является развитие творческого потенциала личности, получение специальной теоретической и практической подготовки, решение задачи обеспечения отраслей хозяйства республики квалифицированными специалистами среднего звена.
Основные задачи среднего специального образования:
Государственная политика в области среднего специального образования определена законом «Об образовании».
К учреждениям, обеспечивающим получение среднего специального образования, относятся: техникумы (училища), колледжи (средние специальные учебные заведения), а также средние школы-колледжи искусств, гимназии-колледжи искусств, лингвистические гимназии-колледжи, профессионально-технические колледжи, высшие колледжи. Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: среднее специальное образование, обеспечивающее получение специальной теоретической и практической подготовки; среднее специальное образование, интегрированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки.
Колледжи как новый тип среднего специального учебного заведения работают по индивидуальным учебным планам и обеспечивают получение углубленной специальной теоретической и практической подготовки по двум вариантам образовательных программ:
обучение дополнительным специализациям и спецкурсам в рамках специальности, что позволяет в отдельных случаях присваивать выпускникам вторую квалификацию;
включение отдельных элементов содержания высшего образования в учебные программы, что обеспечивает интеграцию среднего специального образования с высшим.
В соответствии с законом «Об образовании» среднее специальное образование может осуществляться на основе общего базового, общего среднего и профессионально-технического образования.
Получение среднего специального образования на основе общего базового обеспечивает одновременное получение общего среднего образования.
Обучение лиц, имеющих профессионально-техническое и общее среднее образование, может осуществляться в сокращенные сроки при условии обучения по соответствующей специальности и соблюдения требований образовательных стандартов среднего специального образования.
Современная система среднего специального образования включает 213 учреждений образования. Набирает темпы процесс реорганизации техникумов в колледжи. В 2001/2002 учебном году их было около 60, на начало 2005/2006 учебного года – 76.
Наибольший рост числа средних специальных учебных заведений в стране приходится на 2001/2002 учебный год. В период с 1990/1991 по 1995/1996 учебный год количество средних специальных учебных заведений (ССУЗов) возросло на 1,4%. С 1993 г. начался процесс регистрации частных средних специальных учебных заведений, число которых на начало 2005/2006 учебного года составило 10, а количество учащихся в них – 15,5 тыс. человек.
Созданная сеть учебных заведений равномерно распределена по регионам, что обеспечивает доступность среднего специального образования для различных слоев населения, приближает образовательные услуги к их потребителю.
Неизменным в последние годы остается интерес молодежи к среднему специальному образованию. Средний конкурс на дневную форму обучения стабильно составляет около 3 человек на одно бюджетное место. По каждой третьей специальности он превышает 5 человек на место.
Ежегодно в ССУЗы поступают 14-16% выпускников общеобразовательной базовой школы и столько же выпускников средней школы. Для большинства выпускников сельских базовых школ, которые из-за отсутствия средних школ в ряде сельских населенных пунктов не имеют возможности получить общее среднее образование по месту жительства, среднее специальное образование – это реальный путь в профессию. В 2005 г. на дневную форму обучения принято свыше 8 тыс. выпускников сельских школ, что составило 28% от всех принятых. За последние 5 лет почти в 2 раза увеличилось число детей-сирот и инвалидов, поступающих на обучение в ССУЗы.
На 10 тыс. жителей республики в 1990/1991 учебном году приходился 141 учащийся ССУЗов. К 1995/1996 учебному году это число уменьшилось до 120 человек. С 2000/2001 учебного года отмечается стабильный рост подготовки специалистов среднего звена в республике. В 2005/2006 учебном году число учащихся на 10 тыс. населения страны достигло 160 человек.
Обучение в ССУЗах ведется на дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет. Наиболее эффективной формой обучения является дневная.
Прием учащихся на дневную форму обучения в государственных ССУЗах в 1990 г. составил 34,3 тыс. человек. Наибольший прием учащихся на дневную форму обучения пришелся на 2002 г. – 41,3 тыс. человек. Наименьший отмечен в 1995 г. и составил 31,2 тыс. человек. К 2004 г. прием на дневную форму обучения сократился до 34,3 тыс. человек. Прием обучаемых на вечерней форме сократился с 1,6 тыс. человек в 1990 г. до 0,3 тыс. человек в 1995 г., затем наблюдался незначительный рост. На начало 2005/2006 учебного года на вечернюю форму обучения было принято 0,3 тыс. человек.
Контингент обучающихся на уровне среднего специального образования за последние 15 лет изменялся под влиянием происходящих в стране социально-экономических процессов. В 2005 г. он составляет 153,6 тыс. человек, из них на дневной форме обучения – 111,8 тыс. В государственных ССУЗах обучается 138,1 тыс., в том числе на дневной форме – 103,4 тыс., или 75% учащихся, в частных ССУЗах – 15,5 тыс., в том числе на дневной форме обучения – 8,4 тыс. (54%).
Максимальной численность обучающихся была в 2003 г. – 162,3 тыс. человек, минимальной в 1995 г. – 122,4 тыс. человек. Рост контингента обучающихся на уровне среднего специального образования происходил в основном за счет открытия подготовки специалистов в новых типах учебных заведений и увеличения объемов платного обучения. Вместе с тем объемы подготовки специалистов за счет средств бюджета все эти годы оставались без существенных изменений.
Подготовка специалистов в государственных средних специальных учебных заведениях осуществляется более чем по 150 специальностям и 300 специализациям, включенным в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 011-2001 «Специальности и квалификации», утвержденный постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26 января 2001 г. № 3. Список специальностей и объемы подготовки специалистов ежегодно обновляются с учетом требований рынка труда.
Наибольший удельный вес в общем объеме приема занимают специальности промышленности и строительства, сельского хозяйства: в 1990/1991 учебном году они составляли 29,4% и 18,2% соответственно. В 1995/1996 учебном году прием в этих учреждениях сократился по сравнению с 1990/1991 учебным годом на 0,7% и 27,1% соответственно, а затем опять начал увеличиваться. Рост составил 32,4% в учреждениях промышленности и строительства, 33,9% – в учреждениях сельского хозяйства. С 1995/1996 по 2002/2003 учебный год на 72% увеличился объем приема учащихся на специальности экономики и права. Такой рост был связан с нехваткой специалистов в области экономики, менеджмента, банковского дела, права. Однако уже сегодня наблюдается переизбыток этих специалистов, поэтому за период с 2002 г. прием учащихся на специальности экономики и права сокращен на 35%.
В последние годы активизировалась работа по интеграции среднего специального и профессионально-технического образования. Начиная с 1989 г. в республике функционируют 54 профессионально-технических колледжа. Контингент на уровне среднего специального образования в ПТК составляет немногим более 5% от общего числа обучающихся в ССУЗах. Однако он неуклонно растет и за последние 5 лет увеличился в 2 раза.
Оправдала себя интеграция профессионально-технического и среднего специального образования в рамках учебных объединений «ССУЗ-ПТУЗ». В настоящее время в 25 ССУЗах по 20 специальностям осуществляется обучение выпускников профессионально-технических учебных заведений в сокращенные сроки по отдельным учебным планам и программам.
Одним из путей развития интеграции высшего и среднего специального образования в Республике Беларусь стало создание университетских комплексов. В настоящее время 16 колледжей включены в структуру вузов.
С целью улучшения кадрового обеспечения специалистами отраслей хозяйства, оказания содействия в трудоустройстве выпускников государственных учебных заведений, усиления гарантий их социальной защиты в 1997 г. было разработано и введено в действие Положение «О распределении выпускников государственных высших и средних специальных учебных заведений Республики Беларусь». Проводимая государственная политика способствовала укреплению связи учебных заведений с нанимателями. Сегодня около 80% выпускников, обучающихся за счет бюджетных средств, получают направления на работу, 70% из них трудоустраиваются в соответствии с полученным направлением. Это свидетельствует о том, что средняя специальная школа находит свое реальное место на рынке труда.
В сфере среднего специального образования занято 10,7 тыс. штатных преподавателей (без учета внешних совместителей), из них высшее образование имеют 10,3 тыс. человек.
Позитивные перемены в области среднего специального образования были закреплены в Положении об учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования. С целью обеспечения дальнейшего развития этого уровня образования ведется работа по подготовке проекта Государственной программы развития среднего специального образования на 2006-2010 гг.
Система образования в Беларуси
Образование — стратегический ресурс государства
Беларусь находится в группе стран с очень высоким уровнем Индекса человеческого развития. Уровень грамотности взрослого населения Беларуси всегда был одним из самых высоких в мире и ныне достигает 99,7%, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием составляет 98%. По показателям поступления детей в начальную и среднюю школу Беларусь вышла на уровень самых развитых стран планеты. В последние годы на образовательную систему государством выделяется не менее 5% ВВП, что не уступает объемам финансирования сферы образования в развитых европейских странах.
Всего в республике насчитывается свыше 8 тыс. учреждений основного, дополнительного и специального образования, в которых обучение и воспитание около 3 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей обеспечивают свыше 400 тыс. работников или каждый 10-й занятый в экономике.
Система образования Республики Беларусь
Система образования Республике Беларусь обеспечивает образование обучающихся на уровнях основного, дополнительного и специального образования.
Основное образование включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования.
Дополнительное образование подразделяется на дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования (МСКО 2011). Таким образом в стране на практике обеспечивается реализация принципа «образования через всю жизнь».
В рейтинге по индексу человеческого развития Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран мира и имеет лучший результат среди стран СНГ (14 позиция вместе с Японией и Латвией).
В рейтинге по индексу уровня образования в странах мира (Education Index) — комбинированному показателю Программы развития ООН (ПРООН) Беларусь находится на 21 месте.
В Беларуси соотношение студентов к общей численности населения одно из самых высоких в Европе.
В 2015г. Республика Беларусь вошла в Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс), что подчеркивает высокий уровень качества образования в стране.
Дошкольное образование
В Беларуси хорошо развита система дошкольного образования. И хотя оно не является обязательным, большинство детей, прежде чем пойти в школу, посещают детские дошкольные учреждения.
Охват детей с 1 года до 6 лет учреждениями дошкольного образования составляет 74,4 %, в том числе в сельской местности – 49,7 %, в городской местности – 81,4 %.
В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 972 учреждения дошкольного образования, из них 11 частной формы собственности, контингент воспитанников составляет 410,5 тыс. человек.
Общее среднее образование
Общее среднее образование в Беларуси начинается с 6 лет и предусматривает два уровня: общее базовое и общее среднее. Курс базовой школы рассчитан на 9 лет, средней – на 11 лет. Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеют возможность продолжить обучение в колледжах, лицеях и профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании является основным документом, дающим право на поступление в высшее учебное заведение.
В 2015/2016 учебном году в Республике Беларусь функционирует 3 233 учреждения общего среднего образования, из них 10 частной формы собственности, контингент учащихся составляет 964,9 тыс. человек.
Среди последних тенденций системы общего среднего образования — введение профильного обучения в старшей школе.
В настоящее время в учебно-воспитательный процесс общего среднего образования прочно вошли современные информационные технологии. В ряде гимназий и школ проводится эксперимент по внедрению электронных дневников, идет формирование «облачной» информационно-образовательной среды, содержащей качественные ресурсы и услуги и базирующейся на современных технических средствах информации.
На международных предметных олимпиадах среди школьников с 2010 по 2015 годы Беларусь завоевала 199 медалей (20 золотых, 76 серебряных и 103 бронзовых).
Специальное образование
Республика Беларусь добилась неплохих результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития.
Система учреждений образования обеспечивает не только образование, но и сопровождение, реабилитацию, коррекционно-педагогическую помощь и воспитание таких детей на всех этапах их социализации и всех возрастных групп (99,2%). Более 70% детей с особенностями психофизического развития интегрированы в учреждения дошкольного и общего среднего образования.
В настоящее время функционируют 240 учреждений специального образования — они функционируют и как ресурсные центры, т.е. являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с такими детьми.
Профессионально-техническое образование и среднее специальное образование
Предметом особой гордости Беларуси является система профессионально-технического и среднего-специального образования, которая в отличие от других стран постсоветского пространства сохранена и успешно функционирует. Наш опыт используется в России и других государствах.
Профессионально-техническое образование: включает 166 учреждений профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, профессионально-технические училища) и 40 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования (ежегодный прием и выпуск составляют около 35 тыс. чел., подготовка осуществляется почти по 300 профессиям).
Среднее специальное образование: включает 119 учреждений среднего специального образования (колледжи), в том числе 12 частной формы собственности, и 94 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы среднего специального образования (ежегодный прием и выпуск составляют около 40 тыс. чел., подготовка осуществляется по 172 специальностям).
Высшее образование
Высшее образование, включает 52 учреждения высшего образования (университеты, академии, институты), в том числе 9 частной формы собственности. Ежегодный прием составляет более 60 тыс. чел., выпуск – свыше 80 тыс. специалистов.
Подготовка специалистов осуществляется по 15 профилям образования, включающим 382 специальности высшего образования первой ступени и 331 специальность высшего образования второй ступени.
Высшее образование в Республике Беларусь может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной, в том числе дистанционной, формах.
Учреждения высшего образования организуют образовательный процесс на русском и белорусском языках. Для иностранных граждан обучение может быть организовано на английском языке.
Также в 119 организациях Республики Беларусь, имеющих аспирантуру (адъюнктуру) и в 56 организациях Республики Беларусь, имеющих докторантуру, осуществляется подготовка научных работников высшей квалификации. Подготовка в аспирантуре, докторантуре осуществляется по 430 специальностям научных работников.
Национальные учреждения высшего образования сотрудничают более чем с 300 предприятиями внутри страны, экспортируют научно-техническую продукцию более чем в 30 государств мира: Францию, Финляндию, Австрию, Бельгию, Польшу, Чехию, Великобританию, Латвию, Литву, США, Корею и другие страны.
Центр уполномочен осуществлять деятельность по привлечению на обучение в белорусские учреждения образования граждан иностранных государств, а также для поиска партнеров, оказывающих посреднические услуги в различных странах мира для отбора на обучение иностранных граждан.
Кроме того, Центр выступает координатором международного взаимодействия учреждений высшего образования Республики Беларусь и других стран.
С 2017 года Центр организует проведение дистанционного обучения по программе повышения квалификации «Методика преподавания русского языка как иностранного». Целью дистанционного обучения является знакомство с современными подходами к организации обучения русскому языку как иностранному; с принципами, средствами, методами, формами организации учебной деятельности иностранных слушателей; с содержанием курса русского языка как иностранного в системе образования; с современными технологиями обучения русскому языку как иностранному.
Порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в учреждения высшего образования
Иностранные граждане могут поступать в учреждения высшего образования для получения образования:
Видеоролик о возможностях образования в Беларуси для иностранных граждан можно посмотреть здесь
Порядок приема граждан России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана
В соответствии с Соглашением о предоставлении равных прав гражданам государств-участников договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 г. на поступление в учебные заведения граждане России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана пользуются равными с гражданами Республики Беларусь правами на получение высшего и среднего-специального образования и могут участвовать в конкурсе на места для получения образования за счет бюджета и для обучения за оплату, отведенные для граждан Беларуси.
Беларусам замежжа (Лiтва, Латвiя, Польшча)
З мэтай выканання мiжведамасных пагадненняў у галiне адукацыi з Лiтоўскай Рэспублiкай, Латвiйскай Рэспублiкай i Рэспублiкай Польшча ў частцы прыёму на вучобу ў вышэйшыя навучальныя ўстановы Рэспублiкi Беларусь асоб беларускай нацыянальнасцi, якiя з’ яўляюцца грамадзянамi ўказаных дзяржаў i (або) пражываюць на ix тэрыторыi, Мiнiстэрствам адукацыi Рэспублiкi Беларусь устанаўлiваецца механiзм прыёму гэтых грамадзян i крытэрьii, якiм павiнны адпавядаць кандыдаты на вучобу.
Механiзм прыёму
Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь ажыццяўляе накiраванне названай катэгорыi грамадзян на вучобу ў вышэйшыя навучальныя ўстановы Рэспублiкi Беларусь, за выключэннем навучальных устаноў ваеннага, мастацкага i музычнага профiлю, на падставе асабовых спраў на кандытатаў, прадстаўленых беларускiмi грамадскiмi арганiзацыямi (у Лiтоўскай Рэспублiцы — Згуртаванне беларускiх грамадскiх арганiзацый у Лiтве, у Латвiйскай Рэспублiцы — Саюз беларусаў Латвii, у Рэcпублiцы Польшча — Беларускае грамадска-культурнае таварыства ў Польшчы).
Прыём беларусаў замежжа на вучобу ў Рэспублiку Беларусь ажыццяўляецца згодна з устаноўленай адпаведным пагадненнем квотай:
На адну спецыяльнасць залiчваюцца не больш як дзве асобы ад кожнай краiны.
Беларускiя грамадскiя арганiзацыi названых краiн пры неабходнасцi (калi колькасць заяў ад кандыдатау перавышае прадугледжаную пагадненнем квоту) арганiзоўваюць правядзенне на базе навучальных устаноў, у якiх ажыццяўляецца навучанне прадстаўнiкоу беларускай дыяспары, адбор кандытатаў для накiравання на вучобу у Рэспублiку Беларусь шляхам правядзення iспытаў па прадметах у залежнасцi ад выбранай спецыяльнасцi. Пры вызначэннi iспытаў па прафiлюючых предметах неабходна кiравацца Правiламi прыёму у Вышэйшыя навучальныя ўстановы, зацверджаiымi Указам Прэзiдэнта Рэспублiкi Беларусь ад 07.02.2006 № 80 з улiкам змяненняў i дапаўненняу. Форма правядзення iспытаў па прафiлюючых прадметах, а таксама па беларускай цi рускай мове, вызначаецца навучальнымi ўстановамi пералiчаных дзяржаў.
Крытэрыi прыему
Асабовыя справы павiнны мець пералiк дакументаў, прадугледжаных Правiламi, у тым лiку якiмi пацвярджаецца беларуская нацыянальнасць кандыдатаў (пасведчанне аб нараджэннi кандыдата або аднаго з яго бацькоў).
Cярэднi бал дакумента аб атрыманнi агульнай адукацыii i адзнакi па двух прафiлюючых прадметах павiнны быць:
Мiнiстэрства ажыццяўляе прыём да 15 кpacaвiкa папярэднiх спiсаў кандыдатаў на вучобу ў Рэспублiку Беларусь з указаннем канкрэтных вышэйшых навучальных устаноў i абраных спецыяльнасцей, а да 13 лiпеня — асабовых спраў кандыдатаў.
Мiнiстэрства ажыццяўляе нaкipaвaннe асабовых спраў у вышэйшыя навучальныя ўстановы, падпарадкаваныя Мiнiстэрству, i ў органы дзяржаунага кiравання, у падпарадкаваннi якiх ёсць вышэйшыя навучальныя ўстановы, да 16 лiпеня для залiчэння кaндыдaтaў у лiк студэнтаў.
Заўвага: усе дакументы павiнны быць перакладзены на беларускую або рускую мову i завераны кipaўнiкaмi адпаведных устаноў.
Дополнительное образование детей и молодежи
В учреждениях дополнительного образования детей и молодежи функционирует 284 коллектива, имеющих звание «заслуженный», «образцовый» и «народный».
Дополнительное образование взрослых
В 400 учреждениях образования реализуется дополнительное образование взрослых (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации).
Ежегодно осваивают содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых около 380 тысяч человек. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов организовано по всем 15 профилям образования, переподготовка кадров осуществляется по 402 специальностям. Непрерывное профессиональное обучение по профессиям рабочих (служащих) осуществляется более чем по 3,5 тыс. профессий в учреждениях образования и в иных организациях.