спящая красавица и спящая царевна в чем разница
В чем сходство и различие сказок Спящая красавица Перро и Спящая царевна?
В чем сходство и различие сказок Перро «Спящая красавица» и Жуковского «Спящая царевна»?
Чем похожи сказки «Спящая красавица» и «Спящая царевна»?
Чем отличаются сказки «Спящая красавица» и «Спящая царевна»?
На первый взгляд сказки «Спящая красавица» Шарля Перро и «Спящая царевна» Жуковского похожи, но есть в них и отличия.
Сходство сказок проявляется в том, что в обеих сказках принцессы засыпают в результате колдовства, уколовшись о веретено. Злое предсказание насылают обиженные родственниками девушек колдуньи. И если в обеих сказках действие сначала происходит на торжествах по случаю рождения девочек, то после этого мы переносимся на пятнадцать лет вперед.
В обеих сказках девушки спят, а находят их принцы. Причем вместе с принцессами спят и придворные. Обе сказки завершаются счастливо: молодые люди влюбляются друг в друга, а злые чары развеиваются.
А теперь найдем отличия в сказках, а первое, что нужно отметить: сказка Жуковского «Спящая царевна» написана в стихах. В отличие от «Спящей красавицы», действие происходит во владениях русского царя.
Когда принцессы засыпают, то в «Спящей красавице» юная добрая фея усыпляет всех придворных, но остаются бодрствовать король и королева. В «Спящей царевне» все заснули вместе с принцессой, царица и царь в том числе.
Спасение спящих красавиц тоже происходит по-разному. В сказке Жуковского принц целует принцессу, после чего она пробуждается. А в сказке Перро принц присутствует при пробуждении девушки, но он её не целует.
Получается, что в сказке Жуковского принцессу будит любовь принца, в то время как у Перро девушка просыпается потому, что истек срок колдовства.
В чем сходство и различие сказок Спящая красавица Перро и Спящая царевна?
На первый взгляд сказки «Спящая красавица» Шарля Перро и «Спящая царевна» Жуковского похожи, но есть в них и отличия.
Сходство сказок проявляется в том, что в обеих сказках принцессы засыпают в результате колдовства, уколовшись о веретено. Злое предсказание насылают обиженные родственниками девушек колдуньи. И если в обеих сказках действие сначала происходит на торжествах по случаю рождения девочек, то после этого мы переносимся на пятнадцать лет вперед.
В обеих сказках девушки спят, а находят их принцы. Причем вместе с принцессами спят и придворные. Обе сказки завершаются счастливо: молодые люди влюбляются друг в друга, а злые чары развеиваются.
А теперь найдем отличия в сказках, а первое, что нужно отметить: сказка Жуковского «Спящая царевна» написана в стихах. В отличие от «Спящей красавицы», действие происходит во владениях русского царя.
Когда принцессы засыпают, то в «Спящей красавице» юная добрая фея усыпляет всех придворных, но остаются бодрствовать король и королева. В «Спящей царевне» все заснули вместе с принцессой, царица и царь в том числе.
Спасение спящих красавиц тоже происходит по-разному. В сказке Жуковского принц целует принцессу, после чего она пробуждается. А в сказке Перро принц присутствует при пробуждении девушки, но он её не целует.
Получается, что в сказке Жуковского принцессу будит любовь принца, в то время как у Перро девушка просыпается потому, что истек срок колдовства.
Сравнительный анализ сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Ш. Перро «Спящая красавица».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Сравнительный анализ сказок
В.А. Жуковского «Спящая царевна» и
Ш. Перро «Спящая красавица»
Шацкая Анна, ученица 5 «А» класса
МБОУ СОШ №10 г. Апатиты
Описание слайда:
Описание слайда:
Введение
В детстве моей любимой сказкой была «Спящая красавица» Ш. Перро, а недавно на литературе мы познакомились со сказкой В.А. Жуковского «Спящая царевна».
Обсуждая произведение на уроке, я отметила, что эти сказки с похожим сюжетом. И было решено найти общие и отличительные черты сказок, а я задумалась, почему сказки, написанные в разное время и авторами разных стран, имеют так много схожих черт.
Описание слайда:
Цель: сравнить сказки и выявить черты сходства и различия.
Для достижения цели определила задачи:
узнать историю создания сказок
провести сравнительный анализ текстов
Объект исследования: сказки о спящих девушках.
Предмет исследования: анализ сказок В.А.Жуковского «Спящая царевна», Ш.Перро «Спящая красавица».
Описание слайда:
Чтобы выявить схожие и отличительные элементы в сказках, нужно сравнить тексты разных авторов по некоторым пунктам:
год написания,
герои и сюжет,
а также обратиться к истории написания сказки.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ВЫВОД:
Сказки во многом похожи сюжетом, хотя написаны в разное время и разными авторами.
Сказка «Спящая красавица» более подробная, чем сказка «Спящая царевна».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Методички Педсовета
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа).
Цель медиаобразования — формирование культуры общения с медиа, развитие творческих и коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучение различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Приобретенные в результате этого процесса навыки называются медиаграмотностью.
Так как современный мир — это мир информационный, одной из приоритетных задач школьного образования становится задача развития медиаобразовательных умений и навыков, способствующих раскрытию личности в информационном обществе, ее саморазвитию и самоорганизации, проявляющейся в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей.
Подобного рода задачи с успехом могут решаться и на уроках литературы, которые направлены на формирование и развитие литературно-художественных умений учащихся, необходимых для создания личностной интерпретации произведения и продуктирования собственных текстов.
Циклом таких уроков стали уроки литературы в 5 классе «Сравнительный анализ сюжета сказок братьев Гримм «Шиповничек», Шарля Перро «Спящая красавица» и В. А. Жуковского «Спящая царевна»: сходство и различие», форма работы которых — проектная деятельность.
Результатом проекта является создание собственного медиатекста, контент которого формируется на основе анализа мотивной структуры бродячего сюжета о «спящей красавице».
Итоговый продукт проектной деятельности — издание иллюстрированного сборника авторских сказок 5 А класса «. ».
Цели медиаобразовательного проекта:
Достижение этих целей предполагается через постановку и решение следующих задач:
Так как работу с информацией схематично можно разделить на три составляющие: прием, переработка, передача, то в проектной деятельности, конечной целью которой является творческое формирование медиатекста, можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап
Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала
На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
Игровой прием «Цветик-семицветик». В качестве задания предлагается закончить предложение (например, «Волшебная сказка начинается…», «Сказки заканчиваются словами…», «Мой любимый сказочный герой (герои)…», «Чтобы победить злые чары, герои должны…», «В сказках помогают совершать чудеса…» и др.).
Обобщением становится графическая систематизация материала, выявленного во время повторения (прием «Составление кластера «Сказка»)
2. Этап «приёма» новой информации
Знакомство учащихся с понятием бродячего сюжета о «спящей красавице» и историей его бытования
Формулировка проблемного вопроса. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий)
Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?
(необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются).
Шаг первый: чтение сказки братьев Гримм «Шиповничек», изучение ее содержание и выделения смысловых частей.
Шаг второй: чтение сказки Ш. Перро «Спящая красавица», сравнение ее со сказкой братьев Гримм и выявление сходства и различия этих сказок.
Организация восприятия и осмысления новой информации. Формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя»
Так как типологическая близость изучаемых сказок объясняется общим сюжетом, а сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, то основной целью данного этапа становится наблюдение над мотивной структурой сказок.
Мотив (по определению А. Н. Веселовского (1838–1906), историка литературы, изучавшего историческую поэтику сказочных сюжетов) — это мельчайший компонент текста, содержащий в себе какое-либо действие.
Мотивы, соединяясь друг с другом, разрастаются, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения.
Таким образом, сюжет — это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении.
Исследовательские задачи, поставленные перед учащимися (работа в группах по сказкам братьев Гримм и Ш. Перро):
Поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации.
При выделении мотива выполняются следующие операции:
Результатом такой деятельности становится формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.
3. Этап «переработки» новой информации
Выстраивание общей цепочки мотивов, формирующих сюжет сказок о спящей красавице (выявление общего в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро)
М1 = у царя и царицы нет детей →
М2 = чудесное рождение долгожданной дочери →
М3 = чудесный пир, на который не приглашена злая колдунья→
М6 = добрая волшебница изменяет колдовство (смерть → сон) →
М7 = царь приказывает уничтожить все опасные для молодой красавицы предметы →
М8 = в положенный срок колдовство злой волшебницы исполняется (встреча со старушкой с веретеном) →
М9 = вместе с царевной засыпает весь царский двор →
М10 = никто не может спасти царевну раньше положенного срока→
М11 = молодой царевич узнает о колдовстве и спасает царевну →
М12 = пробуждение царского двора →
М13 = свадьба царевича и царевны. Добро побеждает зло.
Выявленные мотивы обнаруживают общее в сюжетосложении сказок братьев Гримм и Ш. Перро, что необходимо для понимания того, как функционирует бродячий сюжет о спящей красавице. Именно эти мотивы должны будут определять создание учениками собственного медиатекста в жанре волшебной литературной сказки.
Выявление различия сюжетной организации сказок братьев Гримм «Шиповничек» и В. А. Жуковского «Спящая царевна» на основе приёма «инсерт»
Работа в группах: перечитывание сказки братьев Гримм, сопоставление с сюжетом сказки Жуковского с использованием графических помет «известное», «новое», «противоречит известному»
предсказание лягушки — предсказание рака;
13 ведуний королевства — 12 чародеек;
золотых тарелок 12, поэтому 13 колдунью не пригласили — украдено одно из 12 золотых блюд, поэтому позвали только 11чародеек;
сон на 100 лет — сон должен продлиться 300 лет;
неясно, ждала ли старуха появление принцессы — старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено.
Забор, Ограждавший темный бор,
Не терновник уж густой,
Но кустарник молодой;
Блещут розы по кустам;
Перед витязем он сам
Расступился, как живой….
Индивидуальная работа: исследование лексики текстов, составление таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице»
Выявленные различия показывают, как на основе общего бродячего сюжета рождаются оригинальные авторские сказки.
В. А. Жуковский творчески переосмысливает мотивную структуру бродячего сюжета, наполняет её новыми национальными деталями, место действия из замка переносит в русский терем, по-новому разрабатывает характеры героев, создавая образы русской красавицы царевны и царского сына, видоизменяет традиционный мотив сна и запустения на мотив цветущего сада и молодого леса, что и рождает в итоге совершенно новое оригинальное русское произведение.
4. Этап «передачи» информации
Творческое переосмысление усвоенных знаний и создание собственного медиатекста в жанре волшебной сказки на основе сюжета о спящей красавице
Итак, результатом медиаобразовательного проекта на уроках литературы в 5 классе явилось не только получение той или иной информации, но и формирование информационной культуры учащихся как части интеллектуальных умений. Медиаобразование на уроках литературы призвано служить созданию у школьников системы интерпретации и организации информации, делая их активными участниками коммуникативных процессов в современном обществе.
Сравнительный анализ сюжета сказок В.А. Жуковского «Спящая царевна» и Шарля Перро «Спящая красавица»: сходство и различие. Создание собственной сказки на сюжет о «спящей красавице»
Разделы: Литература
При деятельностном подходе к обучению процесс усвоения понятий предполагает активную мыслительную деятельность обучающихся. Эффективность обучения достигается через актуализацию не собственно содержания учебного материала, а характера работы над ним, то есть в нахождении и реализации действий, которые в наибольшей степени способствуют на каждом этапе обучения развитию творческого потенциала учащихся.
Тема заявленного интегрированного урока – литература и развитие речи – рассчитана на два часа и предполагает выбор таких форм и приемов организации учебно-познавательной деятельности, которые направлены
Цель – развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности (анализа, синтеза, обобщения) художественно-выразительными средствами языка, используемыми авторами сказок на сюжет о «спящей красавице»; формирование навыка продуцирования собственного текста учащимися с использованием жанровой формы литературной сказки.
Достижение этой цели предполагается через постановку и решение следующих задач:
Методы и приёмы:
Краткое обоснование теоретических положений урока.
С конца 90-х годов 19 века А.Н. Веселовский (1838–1906), историк литературы, создает научные труды, поднимающие проблему исследования исторической поэтики сюжетов. Под мотивом А.Н. Веселовский подразумевал некую «формулу, отвечавшую на первых порах общественности на вопросы, которые природа всюду ставила человеку, либо закреплявшую особенно яркие, казавшиеся важными или повторявшиеся впечатления действительности» [2]. По его мнению, мотив – это мельчайший компонент (часть) текста, содержащий в себе какое-либо действие. Например, простейший мотив – «злая старуха не любит красавицу – и задает ей опасную для жизни задачу» – можно представить в виде формулы: М = А + В, где – мотив; – злая колдунья-старуха; – молодая красавица; – невзлюбила и задает опасную задачу.
Элементы такой формулы, разрастаясь, становятся сложными схемами и образуют сюжет произведения (сказки). Таким образом, сюжет – это комплекс (сумма) мотивов, ряд событий, описанных в художественном произведении:
По мысли другого русского ученого В. Я. Проппа (1895–1970), основными частями сказки являются функции ее действующих лиц. Функция – это поступок действующего героя, определенный с точки зрения его значимости в ходе действия. Количество функций невелико. В пределах 31-й функции развивается действие всех без исключения сказок. Кроме того, одна функция непринужденно вытекает из другой.
Замысел данного урока основывается на применении в школьной практике, с учетом возрастных особенностей учащихся, идей структурной и компаративистскойнаучныхшкол, изучающих жанровую природу и особенности сюжетосложения сказок. В качестве проблемы выдвигается вопрос о создании и апробировании алгоритма действий, производимых при исследовании особенностей построения жанровой структуры сказок, которые созданы на основе сюжета о «спящей красавице» (в логике понятий «мотив», «сюжет», «действие героя»). Результатом такой деятельности должно стать продуцирование учащимися собственного текста, построенного на использовании жанровой формы литературной сказки на сюжет о «спящей красавице».
Для реализации поставленных задач используется технология развития критического мышления [3]. Урок, построенный по данной технологии, содержит три фазы, каждая из которых имеет свои задачи:
Структура и описание этапов урока:
(Первый час)
I. Орг. момент:
проверка внешней и психологической готовности учеников к уроку (1-2 мин).
1 фаза «Вызов»
II. Проверка уровня сформированности понятий, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала.
На этом этапе происходит актуализация и обобщение имеющихся у обучающихся знаний и понятий о структурных компонентах сказки.
III. Целеполагание:
1. Знакомство учащихся с историей бытования сюжета о «спящей красавице» (рассказ учителя с использованием слайдов 3-6). (4 мин.).
Позднее сюжет этот подвергался неоднократно литературной обработке. В качестве иллюстративного материала приводится схема (слайд 4):
А вот как рассказывает о своей работе над балетом «Спящая красавица» (1889 г.) наш великий композитор П.И. Чайковский: «Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с такой теплотой и охотой, которые всегда обусловливают достоинство произведения» (слайд 5).. Пересказ подготовленного учеником содержания либретто балета «Спящая красавица» (авторы И. Всеволожский и М. Петипа). (Слайд 6).
Вопрос: Как вы думаете, чем был привлекателен для композитора сюжет о «спящей красавице»? (учащиеся говорят об идейном содержании сказки: волшебство, сбывшееся предсказание, победа любви над злыми чарами и т. д.).
2. Выдвижение проблемы: Если к этому сюжету обращались неоднократно сказочники разных стран мира, сможем ли мы создать свою сказку о спящей красавице? (да, можем, но необходимо внимательно изучить имеющие сказки на этот сюжет, посмотреть, как они построены, что в них общее и чем они различаются). Что, по вашему мнению, для этого нам необходимо сделать?
3. Коллективное обсуждение возможного пути решения выявленной проблемы (составление алгоритма действий). (Слайд 7) (4-5 мин.):
Шаг первый: внимательно прочитать в учебнике сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна», изучить ее содержание и выделить ее смысловые части.
Шаг второй: прочитать сказку Ш. Перро «Спящая красавица», сравнить ее со сказкой Жуковского и выяснить, в чем состоит сходство и различие этих сказок.
Шаг третий: на основании наших наблюдений над текстами и имеющегося у нас представления о жанре волшебной сказки создать свой текст сказки о «спящей красавице»
2 фаза «Реализация смысла»
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации (слайд 8) (2-3 мин.).
Цель – формирование представления о понятиях «мотив», «сюжет», «функция героя».
Слово учителя: Научное изучение сказки началось недавно – в XIX-XX вв. Причем научные школы возникали в разных странах. Сегодня на уроке мы изучаем сказки, сходство которых объясняется общим сюжетом. А сюжет, в свою очередь, состоит из отдельных смысловых, связанных между собой частей, которые мы будем называть теперь мотивами. Русский ученый А.Н. Веселовский, изучавший сказки народов мира, дает такое определение мотива и сюжета:
Таким образом, мы не просто будем делить текст на отдельные смысловые части, мы будем выделять фрагменты текста, в которых описывается законченное действие того или иного героя, давать характеристику этому действию, то есть будем исследователями, изучающими мотивы, образующие сюжет сказки о спящей красавице.
V. Первичная проверка понимания нового материала (19-20 мин.), оставшаяся часть работы завершается дома.
Цель – разделение текст на смысловые части (мотивы), их озаглавливание, составление плана прочитанного.
1. Коллективное выразительное чтение текста, разбивка его на самостоятельные части (вычленение отдельных мотивов), обсуждение действий героев, формулирование мотивов
Эта поисковая деятельность совершенствует навык осознанного чтения и анализа информации. При выделении мотива выполняются следующие операции: определение границ законченного действия, совершаемого героями сказки; на основе ключевых слов текста, рисующих то или иное событие, описание содержания мотива. Результатом такой деятельности станет формулирование сюжета, которое, по сути, является сжатым пересказом сказки.
2. Выстраивание цепочки мотивов, формирующих сюжет сказки Жуковского (отредактированный вариант):
3. Формулирование сюжета сказки Жуковского: Молодая красавица под чарами злой колдуньи впадает в глубокий сон, а чудесное пробуждение происходит в положенный срок в результате поцелуя царевича. Финал – счастливая свадьба.
4. Не завершенная на уроке часть работы задается на дом.
(Второй час)
VI. Усвоение способов действия путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу.
Цель – целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Организация наблюдения над текстами сказок Жуковского и Перро: выявление сходства и различия сюжетной организации (прием «Инсерт» позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста)
Вопрос: Перечислите выявленные нами мотивы сказки Жуковского;
1. Планирование деятельности учащихся (15-18 мин.):
2. Коллективное обсуждение полученных результатов, акцентирование найденных отличий (7-8 мин.). (Слайд 9).
– Перечислите, что вы пометили как «противоречит известному» (например, 12 чародеек – 7 фей; украли 12 блюдо – отсутствие 8 прибора; 11 добрая фея не успела одарить царевну во время пира – 7 фея специально спряталась, чтобы после изменить злое колдовство ведьмы; сон должен продлиться 300 лет – сон на 100 лет; старуха ждала царевну и дает ей в руки веретено – старуха не знала о запрете короля; весь двор заснул сразу с царевной – добрая фея усыпила весь замок (кроме короля и королевы) и др.).
– Перечислите, что вы пометили как «новое» (карлик с семимильными сапогами; фея на огненной колеснице; продолжение сказки, то есть появление новых мотивов).
Делается вывод о том, что, несмотря на сходство, сказки имеют отличия, у Перро в финале происходит тайное венчание и начинается новый сюжет о злой королеве-людоедке. Кроме этого, в текстах много слов, по которым можно определить, какому народу принадлежат сказки
Демонстрируются результаты таблицы «Национальный колорит сказок о спящей красавице» (слайд 10).
3 фаза Рефлексия
VII. Творческое применение знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений(принцип дифференциации) (15-18 мин.).
Цель – помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
1. Слово учителя: При планировании нашей работы мы поставили перед собой задачу – написать собственную сказку, основанную на сюжете о «спящей красавице». В начале мы вспомнили, из каких элементов состоят волшебные сказки: зачины, концовки, положительные и отрицательные герои, волшебные предметы, сказочные действия, наличие трудных задач и т.д. Мы изучили вопрос о том, как строится сюжет сказки, выделили ее смысловые части (мотивы). Выяснили, как использовали этот сюжет Жуковский и Перро, в чем сходство и различие их произведений.
Если Перро в своем варианте сказки вводит новый сюжет о злой королеве, то вам предлагается при создании своей сказки: повторить готовый сюжет сказки; ввести нового волшебного помощника; переместить действие сказки и сказочных героев в другое время и пространство: далекое будущее, другая галактика и др. (выбор учащимися варианта задания)
2. Контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов.
VIII. Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся и объявление отметок (1 мин.).
IX. Домашнее задание (1 мин.): редактирование текстов сказок, нахождение схожих мотивов в сказке А.С. Пушкина. Вариант созданной собственной сказки представлен в Приложении 2.
Литература