справка для расчета пенсии что не включается
Справка для расчета пенсии что не включается
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
За какой период учитывается заработок при назначении пенсии по старости? Как правильно выбрать период заработка, учитываемого для назначения пенсии? Каким документом работодатель должен подтвердить заработок для назначения пенсии?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Подобное положение было предусмотрено ст. 102 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», к которой отсылал п. 9 ст. 30 Закона N 173-ФЗ в редакции до 1 января 2010 г. После этой даты действующее пенсионное законодательство не регулирует в общем порядок исчисления среднемесячного заработка застрахованного лица.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Что делать, если в ПФР не учтен весь трудовой стаж?
Обычному человеку очень трудно самому посчитать размер своей пенсии. Какую роль в назначении пенсии играет трудовой стаж? И что делать, если он «потерян»?
Перед тем как разобраться в хитросплетениях пенсионного законодательства, несколько слов о том, каким бывает стаж.
Какой стаж имеет значение для назначения пенсии?
В далекие 90-ые и начале 2000-х, выходя на пенсию, граждане подсчитывали свой общий трудовой стаж. Ведь от этого зависел размер назначаемой пенсии. Чем больше у человека общий трудовой стаж, тем более высокая будет у него оценка пенсионных прав и, соответственно, размер пенсии.
Но после 1 января 2002 г. в нашей стране случилась пенсионная реформа. В результате преобразований первостепенное значение стал иметь страховой стаж.
Страховой стаж — это период времени, в течение которого работодатель перечислял страховые взносы на индивидуальный счет работника. То есть после 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет сумма, которую страхователь перечислил в ПФР.
Поэтому термин «общий трудовой стаж» после 1 января 2002 г. не используется. На размер пенсии не влияет количество отработанных лет.
Для некоторых категорий работников имеет значение так называемый специальный стаж. Благодаря ему, человек может досрочно уйти на пенсию. Это касается работников вредных производств, педагогов, врачей некоторых специальностей и т.п.
Как узнать свой трудовой стаж в ПФР?
Для назначения пенсии будущему пенсионеру необходимо иметь определенный трудовой стаж.
С 2028 года по общим правилам женщины смогут выйти на пенсию в возрасте 60 лет, а мужчины — в 65 лет. А до этого времени действует так называемый переходный период.
Например, в 2022 году могут выйти на пенсию женщины в возрасте 57,5 лет, а мужчины — 62,5 лет. Так, для выхода на пенсию в 2022 году необходимо иметь трудовой стаж — 13 лет, а в 2024 году — уже 15 лет.
Информацию о своем трудовом стаже можно получить:
Наиболее удобным способом является создание запроса на портале госуслуг. Для этого во вкладке «Услуги» нужно выбрать «Извещение о состоянии лицевого счета». Индивидуальный лицевой счет (ИЛС) содержит информацию о трудовой деятельности человека и его пенсионных правах.
На первой странице ИЛС указан стаж, учитываемый для целей назначения пенсии.
Далее в п. 2.2 указывается общий стаж до 2002 года и приводятся периоды работы человека до 1 января 2002 года. И под общим трудовым стажем приводится таблица, где указывается период работы гражданина у каждого работодателя.
В стаж после 2002 года включаются только те периоды деятельности гражданина, за которые работодатель перечислял страховые взносы. Если страховых взносов не было, то не будет засчитан и стаж.
Таким образом, в выписке ИЛС трудовая деятельность разбивается на следующие периоды:
Что делать будущему пенсионеру, если в ПФР «потерян» его трудовой стаж?
Заказав выписку, гражданин может увидеть, что какой-то период работы не отражен в ИЛС. Недостоверная информация может появиться по двум причинам.
Например, в 2019 году на сайтах разных региональных отделений ПФР возникали сообщения о проблемах с отражением стажа для расчета пенсии. У некоторых граждан исчез стаж работы за 2017-2018 гг. Сотрудники ПФР объясняли это техническим сбоем и обещали, что данные будут восстановлены.
Некоторые компании передают недостоверные данные в ПФР. Кроме того, работодатель может не в полном объеме перечислять взносы за работника в ПФР.
Особого внимания заслуживают и сведения о трудовом стаже, которые были до периода регистрации в системе обязательного страхования. Тогда, в течение ряда лет, с 2002-2005 гг. всеми территориальными отделениями ПФР проводилась компания по сбору информации о трудовом стаже работников по состоянию на 31.12.2001 г.
Но, как заявляют сотрудники ПФР, есть застрахованные лица, которые не представили данную информацию. А, значит, на ИЛС сведений о стаже работы, нет.
Если в такой ситуации оказался будущий пенсионер, то ему нужно обратиться в территориальное отделение ПФР и документально подтвердить «потерянные» периоды работы. Ведь до момента получения СНИЛС, сведения о трудовой деятельности подсчитывались на основании трудовой книжки.
В качестве подтверждающих документов могут быть:
Как показывает практика, если запись в трудовой книжке сделана с ошибками, сотрудники ПФР не засчитают их в страховой стаж. Тогда будущий пенсионер должен принести иные доказательства своей трудовой деятельности либо исправить запись в трудовой книжке у бывшего работодателя.
Подводим итоги
Для того чтобы не «потерять» свой стаж, будущие пенсионеры должны заказывать выписку из ИЛС. В случае недостоверных сведений — направить обращение через приемную на сайте ПФР. По регламенту ПФР должен направить ответ в течение 10 рабочих дней.
Как документально доказать заработную плату для начисления пенсии?
Расчет пенсии производился на основе пяти лет работы в 80-е годы. Стаж доказан архивной справкой из архива Минобороны РФ. Не могу доказать документально заработную плату за два года работы в воинских частях в Афганистане. Документы отсутствуют в архивах МО РФ и МО Республики Узбекистан, куда и был вывезен архив моей части. Ответы об этом получены. Сейчас пенсия начислена за доказанный период. Примерно 2/3 от расчетной. Какие еще есть возможности у меня для подтверждения? Есть ли смысл обратиться в суд?
В первую очередь отметим, что для подтверждения среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» необходимо использовать справки, выданные работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Также для исчисления пенсии принимаются:
справки работодателя (лица, оплатившего работу или услугу) об оплате по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, с отметкой об уплате страховых взносов;
расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения;
копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Исходя из рассматриваемой ситуации, при отсутствии каких-либо документов, в том числе архивных имеется возможность установления факта, имеющего юридическое значение (в данном случае заработок за определенный период времени) с помощью судебной процедуры, предусмотренной гл. 28 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В соответствии с положениями указанной главы суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Следует иметь в виду, что обязанность по доказыванию размера заработка в данной ситуации ложится на заявителя, для его подтверждения можно ссылаться на собственные объяснения заявителя, показания свидетелей, письменные и вещественные доказательства. Например, можно воспользоваться справками из органов статистики о размере заработной платы определенной категории сотрудников в определенной местности за интересующий период времени.
Заблаговременная подготовка документов для назначения пенсии
Пенсионный фонд России представляет возможность заблаговременного сбора и проверки документов, подтверждающих пенсионные права.
В целях повышения качества работы по назначению пенсий, сокращению сроков ее назначения, Отделение ПФР по Мурманской области рекомендует жителям региона заблаговременно (желательно, не позднее, чем за 12 месяцев до наступления права на пенсию) обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства для предварительной оценки имеющих документов о стаже и заработке работающих и неработающих граждан. В случаях оформления особой категории пенсий (например: за работу с вредными условиями труда, индивидуальным предпринимателям) следует обращаться для заблаговременной проверки документов в более ранние сроки.
При необходимости сотрудники ПФР:
— окажут содействие в направлении бывшим работодателям на территории России запросов о предоставлении дополнительно необходимых документов, подтверждающих страховой стаж или стаж работы с особыми условиями труда;
— проверят правильность оформления документов, оценят полноту и достоверность содержащихся в них сведений.
При себе необходимо иметь следующие документы:
Документы, подтверждающие стаж:
Документы, подтверждающие заработок:
При приеме заявления на назначение пенсии специалист анализирует, позволяет ли зарплата за 2000-2001 год установить максимальное соотношение заработков — это 1,4. То есть зарплата в то время должна была быть не менее 2,5 тысяч рублей. В этом случае больше никаких справок нести не надо. Если же за 2000-2001 год зарплата окажется меньше, потребуется справка о заработной плате за любые пять лет (60 месяцев) трудовой деятельности подряд до 01.01.2002 г.
После 1 января 2002 года размер зарплаты напрямую в расчете пенсии не участвует, так как пенсия рассчитывается из размера страховых взносов, начисленных работодателями за работника. Количество страховых взносов в свою очередь зависит от размера заработной платы и длительности стажа работы.
Заранее подойдите на прием в Управление (Отдел) ПФР по месту регистрации. Если вы проживаете по адресу, который не имеет подтверждения регистрацией, то обратитесь в орган ПФР по месту фактического проживания.
ВАЖНО! В рамках заблаговременной работы специалисты ПФР окажут содействие гражданам в получении дополнительных необходимых документов о стаже, заработке.
Следует учесть, что обращение в целях предварительной оценки документов для назначения пенсии не является обращением за назначением страховой пенсии.
Подать заявление и документы для назначения пенсии можно не ранее чем за месяц до даты возникновения права на назначение пенсии. Страховая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Справка о заработной плате для начисления пенсии
Справка о зарплате — один из документов, необходимых для назначения пенсии работающему человеку, подошедшему к соответствующему возрасту.
От того, как долго человек за свою жизнь работал и сколько за это получал, зависит его пособие по старости. С 2002 года с введением персонифицированного учета Пенсионный фонд сам накапливает эти сведения. Что было раньше — необходимо подтверждать самостоятельно. Для учета более ранних периодов и нужна справка о заработной плате для пенсии.
Законодательная база
В Приложении к Приказу Минтруда от 28 ноября 2014 г. N 958н справки по зарплате для пенсии не фигурируют. Законодательство требует от гражданина, претендующего на пособие по старости:
Если гражданин работал в иной форме (по авторскому лицензионному или по договору ГПХ), ему необходимо предоставить копии этих договоров и справки из ПФР о том, что платежи за него действительно вносили заказчики.
Таким образом, если эта бумага и требуется, то только за период до 2002 года. И если этот период необходимо учесть. Тем, кто в это время не был трудоустроен или получал слишком низкую зарплату, она не нужна.
Кому нужен образец справки для пенсии с места работы
На практике потребовать ее могут с каждого заявителя. Хотя единственная категория граждан, которая ее предоставлять не должна, — это индивидуальные предприниматели. Размеры их доходов для начисления пособия неважны, ведь взносы они платят исходя из МРОТ.
При подаче документов в ПФР проверят, достигает ли средний подтвержденный доход гражданина за 2000-2001 годы 2100–2900 рублей (в зависимости от региона проживания). Если да, то ничего дополнительно приносить не придется.
Иногда сведения о доходах до 2002 года могут помочь увеличить размер пособия. Поэтому если сотрудники ПФР рекомендуют показать их, лучше не отказываться.
Что она показывает
Это не просто указание количества отработанных лет и общей суммы доходов за это время. Из документа проверяющие узнают:
Также этой бумагой работодатель заверит ведомство, что осуществлял отчисления в соответствии с действовавшим законодательством.
Следует учесть, что суммы в ней приводятся гросс, то есть те, что фигурировали в трудовом договоре, а не те, что сотрудник получал на руки. Так что не стоит удивляться, если в определенный период получал чуть больше 17 000, а в документе стоит цифра «20 000 рублей».
Какие реквизиты должны присутствовать
Номер и дату выдачи составитель должен зафиксировать обязательно. Однако срока годности у такой бумаги нет, ведь сведения из прошлого не меняются. Если ее выдают по официальному запросу ПФР, то следует добавить его дату и входящий номер.
В верхней части нужно проставить угловой штамп, а в нижней — заверить гербовой печатью компании-работодателя.
Подписывают документ главный бухгалтер и руководитель. Иногда компании ограничиваются одной подписью.
Где брать справку о зарплате для пенсии
Все зависит от трудового пути заявителя и существования его работодателей. Есть такие варианты:
Справка из архива для начисления пенсии выручит в том случае, если фирма перестала функционировать. Главное — выяснить, куда она передала документацию. Если это было бюджетное учреждение, то стоит обратиться в муниципальный, областной (краевой, республиканский или федеральный) архив (в зависимости от подчинения).
Потенциальному пенсионеру, который дружит с интернетом, проще. Он может зайти на сайт Росархива и через «Обращения граждан» отправить соответствующий запрос.
Иногда даже не приходится задаваться вопросом, как получить справку из архива для пенсии. Сотрудники ПФР могут сделать запрос и получить ее самостоятельно. Главное — с ними договориться.