спотовый цвет что это
Чем отличаются триадные и плашечные цвета?
При изготовлении полиграфии используется цифровая идентификация цветов. Каждый оттенок нумеруют. Эталоны указываются в специальном документе, который производится в формате веера. Так поиск оттенка не занимает много времени.
Цвета, которые получаются без цветоделения и использования растровых точек, называются плашечными. Они получили наименование spot и строго регламентируются специальными системами, которые нужны при калибровке и поиске соответствующих цветов. Например, Pantone Matching System (PMS) считается популярной в России, создана крупной компанией Pantone.
Pantone выпустил десятки каталогов стандартных цветовых моделей. Среди них есть плашечные и триадные. В типографиях распространены именно эти виды красок. Разберемся в особенностях каждой из них.
Полное стандартное наименование — Spot Color. На этапе верстки — подготовки полиграфии к печати — плашечные цвета калибруются в программе. У пользователя есть возможность выбрать не один, а сразу несколько оттенков. Цветоделение (сепарация на множество элементов) не проводится. За исключением случаев, когда нужно конвертировать плашечные цвета в триадные. В системе предусмотрена замена заданной краски на другую, если это необходимо.
Если в ходе верстки триадные элементы не использовались, то изображение получится очень ярким. Краски в плашечных цветах ложатся насыщенно, равномерно и чисто.
Еще одна особенность — дороговизна. Поэтому, как утверждают специалисты, при печати лучше применять заказные плашечные цвета. По-другому их еще называют фирменными. Вместо смешивания и многократных краско-прогонов вы сразу получаете краску нужного оттенка.
А если в полиграфии задействуется более 4 разных цветов, рекомендуется сразу печатать ее с триадными составляющими. Иначе расходы на производство такой продукции будут просто не оправданы.
Они также называются Process Colors и объективно более востребованы, чем плашечные. Получают триадные оттенки путем перекрещивания нескольких красок:
Всего 4 цвета позволяют получить миллионы уникальных оттенков. Их интенсивность регулируется через количество красок в составе. Если процентное соотношение небольшое, оттенок получится светлее.
Цветовая модель триадных элементов называется CMYK, представлена в программах компании.
Цвет задается после того, как указывается точный процент каждой краски в программе. Важно учесть, какой тип бумаги выбран для печати полиграфии. Ведь на мониторе и бумаге оттенки могут выглядеть по-разному. Приведем другие нюансы:
Основные сведения о плашечных и триадных цветах
Сведения о плашечных и триадных цветах
Цвета можно обозначить либо как плашечные, либо как триадные; эти два вида цветов соответствуют двум основным видам красок, используемым при печати коммерческой продукции. Определить тип цвета можно по значкам, появляющимся рядом с именем цвета на панели «Цветовые образцы».
Применяя цвета к контурам и фреймам, необходимо учитывать окончательный носитель, на котором будет опубликована композиция, для того чтобы использовать наиболее подходящий цветовой режим.
Если цветовой рабочий процесс включает передачу документов между устройствами, то, возможно, следует использовать систему управления цветом для регуляции и поддержания стабильности цветов в течение всего процесса.
Сведения о плашечных цветах
Плашечный цвет — это особая, заранее созданная смесь красок, которая применяется вместо или в дополнение к триадным цветам и требует использования отдельной печатной формы на печатном станке. Плашечные цвета следует использовать в том случае, когда задается немного цветов и достоверность цветопередачи имеет очень важное значение. Краски плашечных цветов могут точно воспроизводить цвета, не охватываемые цветовой гаммой триадных цветов. Однако способ отображения плашечного цвета определяется сочетанием смеси красок, созданной в печатном бюро, и бумаги, на которой он будет напечатан, а не числовыми значениями цветов или системой управления цветом. Задавая значения плашечных цветов, вы описываете только внешний вид цвета, воспроизводимый монитором или композитным принтером (который также подвержен ограничениям цветовой гаммы для данных устройств).
При указании плашечного цвета необходимо учитывать принципы, которые перечислены ниже.
Для получения наилучших результатов при печати документов следует указывать плашечный цвет из системы для обеспечения соответствия цветов, поддерживаемой вашим печатным бюро. Несколько библиотек системы для обеспечения соответствия цветов поставляются вместе с данным программным обеспечением.
Следует свести к минимуму количество используемых плашечных цветов. Каждый созданный плашечный цвет потребует добавления дополнительной печатной формы на печатном станке, что увеличивает расходы на печать. Если для печати документа может потребоваться больше четырех цветов, то, возможно, следует использовать триадные цвета.
Если объект содержит плашечные цвета и перекрывает другой объект, содержащий прозрачность, то при экспорте в формат EPS, при конвертировании плашечных цветов в триадные с использованием диалогового окна «Печать» или при цветоделении в приложениях, отличных от Illustrator или InDesign, могут появиться нежелательные результаты. В этом случае для достижения наилучших результатов следует перед печатью создать с помощью инструментов «Сведение прозрачности» или «Цветоделение» цифровую цветопробу, чтобы оценить эффект сведения прозрачности. Также перед печатью или экспортом можно конвертировать плашечные цвета в триадные с помощью диспетчера красок в приложении InDesign.
Печатную форму плашечного цвета можно использовать для нанесения лаковой краски на области документа, напечатанные триадными красками. В этом случае при печати документа будут использованы пять красок — четыре триадные краски и одна плашечная лаковая краска.
Сведения о триадных цветах
Триадный цвет печатается с помощью сочетания четырех стандартных триадных цветов: голубого, пурпурного, желтого и черного (CMYK). Триадные цвета следует применять в тех случаях, когда при печати необходимо использовать такое большое количество цветов, что использование отдельных плашечных красок становится дорогим или непрактичным, как, например, при печати цветных фотографий.
При указании триадного цвета необходимо учитывать принципы, которые перечислены ниже.
Для достижения наилучших результатов при печати высококачественных документов следует указывать триадные цвета с помощью значений CMYK, приведенных в справочных таблицах по триадным цветам, доступных, например, в печатных бюро.
Окончательные числовые значения триадного цвета — это значения пространства CMYK; если для задания триадного цвета было использовано пространство RGB, HSB или LAB в приложении InDesign, то при печати цветоделенных форм эти числовые значения будут преобразованы в значения пространства CMYK. Эти преобразования будут различаться в зависимости от настроек управления цветом и профиля документа.
Указывать триадный цвет, основываясь на том, как он выглядит на мониторе, следует только в случае, если вы уверены, что система управления цветом была правильно настроена, и вы понимаете ее ограничения при предварительном просмотре цветов.
Избегайте использования триадных цветов в документах, предназначенных исключительно для просмотра через Интернет, так как цветовой охват пространства CMYK гораздо меньше охвата обычного монитора.
Illustrator и InDesign позволяют задать триадный цвет как глобальный или неглобальный. В Illustrator глобальные триадные цвета остаются связанными с образцом в палитре «Цветовые образцы», поэтому при изменении образца глобального триадного цвета все объекты, использующие данный цвет, обновляются. Неглобальные триадные цвета автоматически не обновляются при изменении цвета. По умолчанию триадные цвета являются неглобальными. При применении образца к объекту в InDesign он автоматически применяется как глобальный триадный цвет. Неглобальные цветовые образцы — это безымянные цвета, которые можно редактировать в палитре «Цвет».
Локальные и глобальные триадные цвета влияют только на применение определенного цвета к объектам, но не на цветоотделение или поведение цветов при их переносе в другие приложения.
Совместное использование плашечных и триадных цветов
В некоторых случаях имеет смысл использовать сочетание плашечных и триадных красок. Например, можно использовать одну плашечную краску для воспроизведения точного цвета логотипа компании на тех же страницах ежегодного отчета компании, на которых с помощью триадных цветов напечатаны фотографии. Печатную форму плашечного цвета также можно использовать для создания глянцевой поверхности в области документа с триадными красками. В обоих случаях при печати документа будут использованы пять красок — четыре триадные краски и одна обычная или лаковая плашечная краска.
В приложении InDesign можно смешивать триадные и плашечные цвета для создания смешанных цветов красок.
Сравнение цветов в приложениях InDesign и Illustrator
Приложения Adobe InDesign и Adobe Illustrator используют несколько разные методы применения именованных цветов. Приложение Illustrator позволяет задать именованный цвет как глобальный либо как неглобальный; приложение InDesign считает все неименованные цвета неглобальными триадными цветами.
В приложении InDesign эквивалентами глобальных цветов являются цветовые образцы. Цветовые образцы упрощают изменение цветовых схем, избавляя от необходимости искать и изменять каждый объект отдельно. Это особенно полезно в стандартизированных, ориентированных на производство документах, например в журналах. Поскольку в приложении InDesign цвета привязываются к образцам в палитре «Цветовые образцы», любое изменение в образцах ведет к изменению всех объектов, к которым был применен такой цвет.
В приложении InDesign эквивалентами неглобальных цветовых образцов являются неименованные цвета. Неименованные цвета не отображаются в палитре «Цветовые образцы»; при их изменении в палитре «Цвет» не происходит автоматическое обновление по всему документу. Однако впоследствии можно добавить неименованный цвет в палитру «Цветовые образцы».
Именованные и неименованные цвета влияют только на обновление определенного цвета в документе, но не на цветоделение или поведение цветов при их переносе в другие приложения.
Плашечные цвета
Плашечные (или простые) цвета — это цвета, получаемые без помощи растровых точек и цветоделения путем предварительного смешивания некоторых базовых красок в смесителе. Плашечные (spot) или чистые (solid) цвета стандартизованы несколькими системами. В России наиболее распространена цветовая модель Pantone (Pantone Matching System® (PMS). Система PMS — это стандартная система цветовой калибровки, или подбора (соответствия), цветов, разработанная корпорацией Pantone. Используют цифровую идентификацию цветов изображения для профессиональной печати. Эталонные пронумерованные цвета напечатаны в специальной книге, страницы которой веерообразно раскладываются. Существует десяток каталогов образцов цветов Pantone, каждый для своих целей.