спортивная автоматическая коробка передач steptronic bmw что это
Спортивная автоматическая коробка передач steptronic bmw что это
«Неприлично новый» – именно с таким слоганом компания BMW развернула масштабную рекламную кампанию, посвященную кросс-купе Х2. Зная стоимость замены его роботизированной КП в случае поломки, предлагаем производителю более честную формулировку: неприлично дорогой!
Компания BMW совсем недавно запустила российские продажи небольшого имиджевого кроссовера Х2, который делит платформу с Х1, компактвэном 2 серии и автомобилями Mini. Отличия от «икс-первого» не только во внешности: например, купеобразный паркетник сразу получил вместо автомата новый преселективный «робот» в бензиновых переднеприводных версиях X2 sDrive18i и X2 sDrive20i. Коробку передач 7DCT300 с двумя сцеплениями производит немецкая компания Getrag, принадлежащая концерну Magna.
Речь идет о преселективной трансмиссии «мокрого» типа, где в качестве сцеплений используются многодисковые муфты с электрогидравлическим приводом. Интересно, что агрегат 7DCT300 используется маркой BMW отнюдь не эксклюзивно. Впервые этот «робот» появился еще в 2015 году на новом Renault Espace, после чего был доработан и модернизирован для «бмв-шной» платформы UKL. Агрегат массой всего 67 кг рассчитан на крутящий момент до 300 Нм.
Кто уже успел поездить на БМВ X2 c 2-литровым бензиновым турбомотором на 192 л.с. в связке тем самым «роботом» 7DCT300, тот подтвердит, что впечатления от езды остаются двоякие. При равномерном разгоне передачи переключаются плавно и незаметно, а вот в условиях городской рваной езды коробка не только запаздывает с реакцией, но и досаждает небольшими рывками при смене ступеней. Хотя именно «робот» как раз и должен обеспечивать «бесшовные» переключения. Правда, BMW обещает неплохую экономию топлива по сравнению с «энергозатратным» классическим автоматом.
Вот что пишут об этом сами производители:
7-ступенчатая спортивная автоматическая коробка передач Steptronic с двойным сцеплением отличается невероятно быстрыми спортивными переключениями передач. Передачи можно переключать в автоматическом или ручном режимах с помощью рычага селектора или подрулевых лепестков.
Из маркетинговых материалов BMW.
Семь передач, отличная эффективность, высокая скорость переключений и технология start-stop – это лишь некоторые из особенностей, которые делают 7-ступенчатую коробку передач с двойным сцеплением 7DCT300 во многих отношениях наиболее эффективной трансмиссией в своем классе Она сочетает в себе исключительный комфорт и превосходную производительность.
Сколько проживет роботизированная коробка передач на кроссоверах BMW, учитывая тот факт, что крутящий момент версии X2 sDrive20i в 280 Нм находится почти у верхней границы допустимого?
Мы решили выяснить стоимость новой коробки передач, но на примере базовой модели BMW X2 sDrive18i с двигателем 1,5 л на 140 л.с.. Все дело в том, что 2-литровые версии с передним приводом поставлялись в Россию лишь на первой волне продаж и больше в конфигураторе BMW не представлены (а у полноприводных хDrive20i – 8-ступенчатый автомат).
Как нам сообщили официальные дилеры марки BMW в Москве, новая коробка передач 7DCT300 в сборе со сцеплениями для BMW X2 2018 года выпуска стоит немыслимые 973 575 рублей. Причем, ремонт автомобиля затянется надолго, поскольку сроки ожидания «робота» из Германии на сегодняшний день превышают полтора месяца. Еще 39 780 рублей официалы попросят за работы по установке и адаптации новой трансмиссии, так что итоговая сумма – 1 013 355 рублей!
Абсолютно невообразимые деньги – фактически половина стоимости всего автомобиля. Понятно, что в пределах гарантийного срока обслуживания владельцам «роботизированных» BMW X2 ничего не грозит, и производитель устранит любые дефекты за свой счет. Но аппетиты немцев все равно приводят в недоумение, ведь раньше казавшиеся дорогими «фольксвагеновские» коробки стоят более чем в два раза дешевле.
Могут ли приведенные цифры послужить основанием для того, чтобы отказаться от покупки кроссовера BMW (а заодно и Mini, поскольку с 2018 года они тоже перешли на «роботы»)? Конечно, нет! Справедливым будет отметить, что роботизированные коробки из года в год становятся все более надежными и выносливыми, а производители постоянно «допиливают» их конструктив. Остается лишь надеяться, что трансмиссия BMW изначально избавлена от неожиданных болезней.
Если вы думаете, что в вашем автомобиле ничего такого страшно затратного нет – то вы просто не читали наши новые исследования, следите за новыми статьями.
Автоматическая трансмиссия (в сокращении АТ)
Что собой представляет типтроник
Для понимания сути работы рассматриваемой технологии нужно знать, что такое типтроник. Итак, коробка передач системы Типтроник – что это такое?
Коробка передач типтроник – подвид АКПП, оснащенный возможностью перехода на ручной режим управления. Название коробки «Типтроник», вместе с самой технологией, были запатентованы в 1990 году концерном Porsche. Впервые этот тип АКПП был внедрен в конструкцию спорткаров Porsche серии 911. Коробки ставились в исполнении:
Позднее агрегат был внедрен в автомобили моделей Cayenne и Panamera. Эти коробки имели уже 8 ступеней переключения.
Автомат типтроник – хорошо это или плохо? Говоря об этом, важно понимать задачи, которые ставились разработчиками перед агрегатом. Немецкие конструкторы хотели создать автомобиль, имеющий на борту полностью автоматическую КПП, но с возможностью для водителя переключаться на спорт-режим, приближаясь в этом к широко применяемым в автоспорте секвентальным коробкам передач. Преследовалось две цели:
Интересно: параллельно с немцами конструкцию, устройство и принцип которой схожи, разрабатывали и в американском автопроме: компания Chrysler создавала четырехступенчатую коробку Ultradrive. Но в США хотели добиться иных целей: если режим типтроник от Porsche делал упор на динамику, то «Крайслер» ставил во главу угла снижение потребления машиной топлива.
«Ультрадрайв» в первых версиях не позволял ручного переключения передач, но зато имел адаптивные режимы езды. «Ручной» перевод был добавлен в следующих моделях, выпущенных на рынок под именемAutoStick. Но созданный инженерами Порше вариант переключения передач стал более удачным, а название «Типтроник» вошло в лексикон как нарицательное. Эти АКПП сегодня ставятся на автомобили многих ведущих производителей, а у концерна BMW есть свой вариант конструкции коробки с названием Steptronic.
Типтроник плюсы и минусы
Типтроник позволяет объединить сильные стороны автоматических и механических КПП. Как и любая другая АКПП, типтроник обеспечивает автоматический выбор передач, соответствующих режиму езды. Для неопытных водителей, которые с трудом ориентируются в дорожной ситуации, эта функция будет очень полезной. Типтроник, как и АКПП, облегчает управление машиной во время городского движения, ведь водителю не приходится постоянно переключать передачи. При движении по трассе АКПП ничем не лучше МКПП, а в некоторых ситуациях автомат даже уступает механике.
Когда требуется быстро обогнать движущийся впереди транспорт, автоматическая коробка не всегда успевает вовремя переключиться, в результате передаточное число оказывается недостаточным и мотор не может обеспечить нужный разгон. На автомобилях с механической КПП водитель заранее включает пониженную передачу, в результате чего двигатель придает автомобилю необходимое ускорение. Еще одно преимущество механики перед автоматами – меньший расход топлива, разница достигает 20%. Это вызвано тем, что водитель учитывает большее количество факторов, чем автомат, поэтому может точнее выбирать передачи.
Типтроник позволяет реализовать оба этих преимущества в автомобилях с автоматической КПП. При необходимости водитель сможет включить пониженную передачу и провести быстрый обгон, а также может самостоятельно выбирать передаточное число и режим работы мотора, благодаря чему снизится расход топлива.
Принцип работы типтроника
Для соответствия товарному знаку «Типтроника» коробка передач должна удовлетворять нескольким условиям:
Чтобы производить ручное переключение, автомобиль должен иметь жесткую связь колес с мотором, что было недостижимо на моделях АКПП образца восьмидесятых годов. Коробки тех лет при блокировке гидротрансформатора страдали от ударных нагрузок, увеличивающихся по мере понижения передач. Это изнашивало и планетарную систему, и пакеты, и другие элементы конструктива коробки. Но технический прогресс позволил создать материалы и узлы, решившие эту проблему и давшие «зеленый свет» изобретению типтроника.
Сегодня АКПП Типтроник могут переключать передачи с помощью подрулевых лепестков или специальной секции на селекторе передач. Для перехода на ручное управление следует переместить рычаг КПП системы Типтроник в специальную секцию на селекторе, имеющую вид буквы Т. В этой секции рычаг смены передач можно переместить в два положения, обозначенные символами + и –. Первый обозначает повышенную передачу, второй, соответственно, пониженную. Аналогичные пиктограммы наносятся и на подрулевые лепестки. Выбранная водителем передача отрисовывается на приборной панели авто.
Коробка-автомат системы Типтроник может работать в двух режимах:
В автоматическом переключение происходит без участия водителя – как на «классической» АКПП. При переводе селектора или нажатии лепестков ЭБУ переводит коробку в ручной режим. При этом, если водитель какое-то время не пользуется лепестками для смены передач, КПП вновь возвращается в режим полного автомата. При использовании стандартной схемы изменения передач на АКПП, с рычагом переключения, водитель должен перевести его в положение D, чтобы выключить типтроник, вернув коробку к штатной работе.
Принцип работы типтроника заключается в следующем:
Важно: переключение «вверх» и «вниз» делается именно последовательно, «проскочить» передачу в этом режиме АКПП нельзя. Это – полная аналогия с секвентальной МКПП.
Основные плюсы и минусы типтроника
Преимущества АКПП с типтроником:
При необходимости экстренного торможения двигателем, можно вручную понизить передачу. Особенно это может пригодится для избежания заноса на скользкой дороге.
также как и зимний режим (если он предусмотрен на вашем авто), типтроник позволяет начинать движение на скользкой поверхности сразу со второй передачи, что позволит избежать пробуксовки колес; хотя вариаторные и классические АКПП очень не любят езду по бездорожью, переключение на ручное управление все же помогает немного «сгладить» всевозможные ямы и выпуклости на дорожном покрытии; все модели автомобилей, оснащенные режимом tiptronic, оснащены также и специальной программой для защиты от «необдуманного» переключения передач, чем не может похвастаться обычная механика; с помощью типтроника можно значительно экономить топливо, особенно по сравнению с АКПП без этой функции; идеальное решение для водителей, которым тяжело определиться с выбором между МКПП и АКПП.
Говоря о недостатках типтроника, нужно помнить, что это не отдельный вид АКПП, а всего лишь одна из ее функций, поэтому, пожалуй единственным более-менее серьезным минусом является утяжеление коробки передач. В целом же, типтроник очень удобный режим, особенно если учесть, что его наличие или отсутствие на цену автомобиля «с салона», по большому счету, влияния не имеет, т.к. практически все новые автомобили обладают этой функцией по умолчанию.
Если вы все еще не можете решить – нужен ли вам типтроник в автомобиле или нет, предлагаем ознакомиться с отзывами автовладельцев, использующих такой вид коробки передач:
Вася, 45 лет, Киев
О типтронике. Все-таки штука весьма полезная и нареканий на него практически нет. В одном из прошлых своих отзывов я писал, что в городе автомат вне конкуренции, но на трассе ему не хватает прыти. Вот тут и приходит на помощь типтроник. Не нужно бояться вручную переключаться на пониженные передачи при обгонах. хотя бы на одну, а лучше на 2 и, в некоторых случаях, даже на 3. Иными словами – на скорости до 94 км/ч можно включать вторую передачу (это из сервисной книжки), вот тогда вы и прочувствуете всю мощь двухлитрового двигателя:) Еще нюанс – чтобы избежать дерганья при переключении на передачи пониже, нужно выжать газ, поднять обороты, ну а потом система сама включит нужную передачу. Если вы вдруг переключите на вторую передачу на скорости больше 94 км/ч, то система не позволит вам этого сделать и тем самым защитит от вас коробку и мотор (проверял). Т.о. типтроник делает обгоны более увлекательными и безопасными. НО! нужно помнить, что это все же не механика и разгон происходит гораздо медленнее.
Петр, Новосибирск
Я думаю Типтроник добавлен в акпп для энергичной, спортивной езды. если нет необходимости гнать в аэропорт чтобы успеть на уже взлетающий самолет, устраивать гонки по типу НФС или раз в неделю возить рожающих в роддом, короче, носиться как угорелому, то зачем этот типтроник вообще нужен на автомате.
Натали
Как по мне, типтроник – очень удобная функция. машина с мужем на двоих. если я за рулем, то пользуюсь автоматом, а муж переходит в ручной режим. все счастливы и довольны!
Один комментарий
Я утром еду в горы на работу, а вечером спускаюсь. При спуске включаю пониженную передачу или перед поворотом торможу двигателем, и снижаю износ тормозных колодок и дисков.
Как пользоваться типтроником на автоматической коробке передач
Рассматриваемая коробка имеет множество очевидных преимуществ. Но как пользоваться типтроникомводителю правильно?
Внешний вид АКПП с функцией ручного переключения передач:
Подрулевые переключатели:
Активация типтроника производится переключателями или кнопками. Для этого (например, во время обгона) нужно перевести рычаг в Т-образную выемку селектора в коробке, после чего двигать им в сторону символов «+» или «-», повышая или понижая передачу соответственно. Если на авто есть «лепестки» или кнопки с указанными пиктограммами, следует нажимать их, дополнительных манипуляций с АКПП от водителя не требуется.
Когда нужда в типтронике отпадает, водитель возвращает рычаг передач в положение D, и коробка переключается в автоматический режим. То же происходит, если шофер не пользуется типтроником с «лепестками», система сама возвращается к обычному режиму работы.
Особенности и типы коробок
Какой бы сложной не являлась коробка переключения передач системы Типтроник, наши квалифицированные мастера всегда смогут провести ремонт и замену автоматической коробки передач Типтроник (Стептроник, Гиартроник), потому что мы обеспечены необходимым оборудованием, высокоточным инструментарием, а главное, умеем выполнять такие работы.
Каждый тип коробки обладает особенностями, о которых автовладельцам необходимо знать.
Steptronic обеспечивает скорость переключения передач на уровне обычной МКПП с опытным водителем. Вместо позиций «1-2-3» на коробке имеются режимы «P», «R», «N», «D» и переключатель между ручным и спортивным режимом M/S, что позволяет держать передачу до достижения максимальных оборотов. Steptrotiс (Стептроник) является разновидностью автоматической трансмиссии, разработанной и «ZF», которая ставится на модели немецкого производителя (5-series, 2.8 (E39), хэтчбеки 1-й серии, BMW X3).
Steptronic на BMW 335i
Диапазон PRND дополнен Т-образным выступом для переключения между автоматической и ручной сменой передач. Для быстрого разгона есть функция «kick-down».
У коробки-автомата Tiptronic (Типтроник) исключены перегазовки при переключении на низшую передачу. В модели «Porsche Cayenne» стоит продвинутая версия АКПП — Tiptronic S. После восьми секунд езды в ручном режиме без переключения скоростей коробка сама переходит в автоматический режим. Новая версия позволяет переключать скорости без перехода на ручное управление и умеет подстраиваться к стилю вождения.
Замена жидкости ATF на Tiptronic S (Porsche Cayman)
Шестискоростная Geartronic второго поколения на Volvo C60
Остальные решения «manimatic» схожи по действиям. Конструктивные различия создаются для того, чтобы не возникало юридических споров. По количеству передач лидируют пока «Стептроники» «BMW» и «ZF» (8 скоростей на Х3 F25), у «ТачШифт» на «Мерседес» — до 7 скоростей, на «Порше» — шесть. Владельцам «Мерседесов» W 210, Vaneo, С 180K надо помнить, что коробке-автомату надо 2-3 секунды, чтобы «подумать», куда переключилась передача в ручном режиме (вверх — «uphift» или вниз — «downshift»).
Работы с трансмиссиями Типтроник, Стептроник, Гиартроник
Клиенты оставляют положительные отзывы на ремонт КПП Tiptronic в нашем автосервисе. Мы стремимся к длительному сотрудничеству, поэтому контроль и ремонт осуществляем на профильном оборудовании. Автомеханики обладают необходимой квалификацией для ремонта, замены КПП Типтроник (Стептроник, Гиартроник) и восстановления трансмиссии Типтроник (Стептроник, Гиартроник).
При любых неисправностях трансмиссий Типтроник, Стептроник, Гиартроник всегда обращайтесь к специалистам. Напоминаем вам, что на все работы предоставляет гарантию.
Ремонт tiptronic по моделям:
Ремонт типтроник БМВ Ремонт типтроник Мерседес Ремонт типтроник Мазда Ремонт типтроник Фольксваген Ремонт типтроник Ауди
Выводы
Типтроник – интересная и перспективная разработка, прочно занявшая позиции в автомобильной индустрии и облегчающая жизнь автолюбителю. Машину с такой коробкой по достоинству оценят те, кто желает совместить комфорт «автомата» с повышенным контролем за процессом движения автомобиля, присущим механической трансмиссии.
Минус такой коробки – ее дороговизна, поскольку обилие технически сложных узлов и электроники увеличивает цену узла даже по отношению к обычной АКПП. Но такое вложение станет разумной платой за синтез удобства «автомата» и ощущения контроля над машиной от «механики».
Автоматическая коробка передач (АКПП) с системой „Стептроник“
Помимо автоматического режима эта коробка передач обладает режимом ручного переключения «Стептроник».
На парковке
Прежде чем выйти из автомобиля с работающим двигателем, переведите рычаг селектора в положение P и затяните стояночный тормоз, чтобы автомобиль самопроизвольно не тронулся с места.
Вынимание электронного ключа
Чтобы вынуть электронный ключ из замка зажигания, сначала переведите рычаг селектора в положение P и выключите двигатель: функция Interlock.
Положения рычага селектора
Показания в комбинации приборов
На дисплее отображается положение рычага селектора, при ручном режиме управления – текущая передача.
Переключение положений
> Вывод рычага селектора из положения P возможен только при включенном зажигании и работающем двигателе: функция Interlock.
> Перед тем как вывести рычаг управления из положения P или N, нажмите педаль тормоза. В противном случае рычаг управления будет заблокирован: функция Shiftlock.
Удерживайте педаль тормоза нажатой до тех пор, пока не решите начать движение, потому что с момента включения ходового положения автомобиль сразу готов тронуться с места.
В коробке передач предусмотрена блокировка, которая препятствует случайному включению положений R и P. Чтобы снять блокировку, нажмите кнопку на передней стороне рычага селектора, см. стрелку.
P: парковочное положение
Включайте это положение только после полной остановки автомобиля. При этом положении ведущие колеса заблокированы.
R: задний ход
Включайте это положение только после полной остановки автомобиля.
N: нейтральное положение (холостые обороты двигателя)
Включайте это положение, например, в моечных установках. При этом положении автомобиль не застрахован от скатывания.
D: основной режим движения с автоматическим переключением передач
Это положение нормального режима дви; жения. Автоматически переключаются все передачи переднего хода.
Режим Kick>Down
Режим Kick;Down позволяет развить максимальное ускорение.
Нажмите педаль акселератора с переходом за положение полного газа, преодолев точку повышенного сопротивления.
Спортивная программа и ручной режим M/S
Переведите рычаг селектора из положения D влево на линию M/S – включается спортивная программа и в комбинации приборов появляется показание DS. Это положение рекомендуется тем, кто предпочитает энергичную манеру езды.
При нажатии рычага вперед или назад включается ручной режим «Стептроник». В комбинации приборов появляется пока; зание от M1 до M6.
Переключение на высшую или низшую передачу происходит только при соответствующих оборотах двигателя и скорости движения (например, переключение на низшую передачу при слишком высоких оборотах двигателя не производится). В комбинации приборов на короткое время появляется сначала выбранная, а затем фактическая передача.
Чтобы вернуться к автоматическому режиму, переведите рычаг селектора вправо в положение D.
Разблокировка рычага селектора
Если рычаг селектора остается заблокированным в положении P, несмотря на то, что кнопка разблокировки на рычаге нажата, то снять блокировку можно следующим образом:
1. Отсоедините чехол рычага селектора.
2. Вывернув чехол, поднимите его вверх
3. Отверткой из комплекта шоферского инструмента, см. страницу 187, прижмите красный рычажок и переведите рычаг селектора в требуемое положение.
Спортивная автоматическая коробка передач steptronic bmw что это
1. Прогрев. Прогревайте АКПП/вариатор зимой хотя бы до 60-70% рабочей температуры двигателя. Не ускоряйтесь агрессивно, пока масло ATF не прогрелось.
2. Смена фильтра тонкой очистки (с маслом) на возрастных авто рекомендуется производить ежегодно или по мере загрязнения масла), проверяйте прозрачность и уровень масла не реже двух раз в год.
3. Установите дополнительный радиатор охлаждения на возрастной автомобиль, (если его нет) и если вы подолгу ездите в пробках, летом, с нагрузкой и с кондиционером. Перегретое масло влияет на работу вариатора\АКПП так же, как на работоспособность зрелого человека влияет температура тела в 38-39?.
4. Буксировка. Изучите особенности буксировки вашего вариатора\АКПП. Некоторые авто нельзя буксировать вообще. Некоторые АКПП позволяют недолгую буксировку на скорости до 30км\ч при определенных условиях. На большие расстояния буксировки (свыше 30- 60 км) лучше отсоединить АКПП от колес.
5. Рациональное вождение. Не разгоняйте авто без нужды выше 130-150 км\ч. За нарушение ПДД приходится платить не только в ГИБДД, но и мастерам по ремонту АКПП.
Не перегружайте без особой нужды автомат тасканием тяжелых прицепов и соседского Уазика, если это не разрешено паспортом машины.
Программы
«Экономичная» программа
Программа настроена на обеспечение движения с минимальным расходом топлива. В этом случае повышающие переключения происходят, приблизительно, при достижении оборотов двигателя средних значений, что соответствует на характеристике расхода топлива минимуму. Движение автомобиля в этом случае носит плавный, спокойный характер.
Для включения этой программы служит переключатель «Е», «ECO», «ECONOMY», «NORMAL», расположенный возле рычага выбора диапазона или на комбинации приборов.
«Спортивная» программа
Эта программа настроена на максимальное использование мощности двигателя. Поэтому повышающие переключения происходят в районе максимальных оборотов двигателя, при которых двигатель развивает максимальную мощность.
Автомобиль в этом случае развивает, по сравнению с «экономичной» программой, значительно большие ускорения.
Для реализации «спортивной» программы на приборной панели или рядом с рычагом выбора диапазона расположена специальная кнопка или переключатель, которые в зависимости от марки автомобиля может иметь обозначение «POWER», «PWR», «S», «SPORT», «AUTO», «А/T MODE».
На автомобилях более поздних годов выпуска выбор «экономичной» или «спортивной» программы работы системы управления коробки передач осуществляется автоматически в зависимости от характера воздействия водителя на педаль управления дроссельной заслонкой. При плавном, спокойном воздействии на эту педаль реализуется «экономичная» программа управления трансмиссией. «Спортивную» программу блок управления выбирает тогда, когда получает информацию о постоянном, резком воздействии на педаль управления дроссельной заслонкой.
«Зимняя» программа
Электронные блоки управления практически всех современных автомобилей имеют специальную программу трогания с места на скользкой дороге. Сущность заключается в том, что трогание с места происходит со второй или с третьей передачи (и далее переключения происходят по особому алгоритму, заложенному производителем).
Обычно, переключения передач происходят при низкой частоте вращения двигателя так же, как при экономичном режиме. Для активизации этой программы имеется специальная кнопка или переключатель, которые могут иметь обозначения «WINTER», «W», «HOLD», «SNOW», «*», 2nd START.
При работе этой программе не работает режим принудительного понижения передач «kick-down»
Программа ручного управления
Программа ручного управления предоставляет возможность принудительного управления переключением передач. Во время работы этой программы все автоматические переключения передач запрещены. Обозначение переключателя этого режима может быть «М», «MANUAL», «MANU».
На некоторых автомобилях существует возможность ручного управления АКП. После перевода рычага в специальное окно, при отклонении рычага в одном направлении происходят последовательные повышающие переключения. При отклонении рычага выбора диапазона в противоположном направлении происходят последовательные понижающие переключения.
При движении на подъем и с прицепом предпочтительнее двигаться на первой или второй передаче. На скользкой дороге желательно начинать движение сразу со второй или с третьей передачи.
Аварийная программа
На некоторых автомобилях, в случае возникновения неисправности в системе управления коробкой передач включается специальная аварийная программа. Эта программа служит только для того, чтобы добраться до автосервиса, длительная эксплуатация автомобиля на этой программе запрещена.
Обычно в этом режиме включается третья или вторая передача и все переключения запрещены. На некоторых моделях автомобилей коробка передач переходит в режим ручного управления и загорается индикатор неисправности АКП.
На комбинации приборов обычно расположены индикаторы положения рычага выбора диапазона, индикатор выключения режима O/D.
Диагностика автоматических коробок передач
Выход из строя автоматической трансмиссии обычно происходит по одной из следующих причин или их комбинаций:
закисание или неправильная регулировка троса управления;
неисправности гидравлической части системы управления;
неисправности механической части;
износ одного или нескольких фрикционных элементов управления;
неисправности гидротрансформатора;
неисправности электрической части системы управления;
выхода из строя электронного блока управления;
нарушения регулировок.
Нижеприведенная методика значительно облегчает процедуру поиска неисправности и ее устранение. Однако окончательный успех в значительной мере зависит от точности собранной информации и правильной ее интерпретации.
Поиск неисправности АКП рекомендуется проводить в следующей последовательности:
Проверка уровня масла и его состояния (в главе «Трансмиссионное масло»).
Беглая проверка работы двигателя на режиме холостого хода, вакуума, мест соединений электропроводки, троса механизма выбора диапазона и троса управления клапаном-дросселем (для АКП с гидравлической системой управления).
Определение кодов неисправностей блоков управления двигателем и коробкой передач.
Проверка на полностью заторможенном автомобиле.
Проверка в движении (дорожные испытания).
Проверка давлений в системе управления.
Проверка троса управления клапаном-дросселем
Разрегулированный трос может быть причиной переключения передач на повышенных или пониженных оборотах. Переключение передач на повышенных оборотах ведет к преждевременному износу деталей коробки и может быть причиной повышенного расхода топлива. Некоторые неисправности АКП можно устранить, отрегулировав трос управления клапаном-дросселем.
3.Затяните гайки и отпустите педаль.
Проверка двигателя и его блока управления
Любая неисправность двигателя должна быть устранена. Вы можете быть введены в заблуждение, и начать ремонтировать коробку передачу только для того, чтобы определить, что она исправна, а проблема заключается в неправильной работе двигателя.
Проверка на полностью заторможенном автомобиле (stall test)
Испытание на полностью заторможенном автомобиле проводится при работающем на полную мощность двигателе. Цель этой проверки состоит в том, чтобы определить тормозные качества фрикционных элементов управления, правильность работы гидротрансформатора и двигателя. При выполнении этой процедуры необходимо соблюдать осторожность, так как значительно повышается температура трансмиссионного масла и трансмиссия испытывает перегрузки. Этот тест желательно проводить в присутствии специалиста.
Проверьте уровень масла в двигателе и трансмиссии, в случае необходимости приведите его к норме. Прогрейте двигатель и трансмиссию до рабочей температуры (до этой температуры масло в трансмиссии нагревается в течение 20 минут высокоскоростного движения или движения в городских условиях).
Транспортное средство должно стоять на колесах, и надежно заторможено от перемещения. Для этого необходимо установить рычаг выбора диапазона в позицию «Р», включить основные и стояночный тормоза и подложить упоры под колеса.
Во время проведения проверки никто из людей не должен находиться перед автомобилем и позади него.
Проверка состоит из следующих этапов:
Переместите рычаг выбора диапазона в положение «D».
Нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой.
Определите максимальные обороты двигателя.
Переведите рычаг выбора диапазона в положение «N» и дайте возможность двигателю поработать на холостых оборотах не менее 30 секунд, что необходимо для его охлаждения.
Аналогичная процедура проводится и для диапазона «R».
Длительность каждого этапа проверки не должна превышать пяти секунд, в противном случае может возникнуть серьезный перегрев, и выход трансмиссии из строя.
Если частота вращения двигателя превышает максимально допустимое значение, установленное заводом-изготовителем, то надо немедленно отпустить педаль управления дроссельной заслонкой. Это является признаком скольжения элементов управления, и дальнейшая проверка может привести к поломке трансмиссии.
В случае возникновения необычного шума проверку необходимо сразу же прекратить. В процессе испытания на полностью заторможенном автомобиле гидротрансформатор может производить небольшой шум, что считается вполне нормальным.
Анализ результатов проверки на заторможенном автомобиле
Анализ результатов проверки на заторможенном автомобиле заключается в их сравнении со значениями, установленными заводом-изготовителем. Отклонения от установленных значений в ту или иную сторону можно интерпретировать следующим образом:
частота вращения двигателя во время проверки очень высока: в этом случае, вероятнее всего, предположить пробуксовку фрикционных элементов, вызванную низким давлением основной магистрали; однако причиной высоких оборотов двигателя могут служить и срезанные шлицы входного вала коробки передач;
обороты двигателя на 100 до 200 об/мин ниже установленных: это признак того, что двигатель не развивает полную мощность;
обороты двигателя на 33% ниже установленных: в этом случае, скорее всего, вышла из строя муфта свободного хода реактора гидротрансформатора; реактор гидро трансформатора на этом режиме должен быть полностью остановлен, а сам гидротрансформатор имеет максимальный коэффициент трансформации; если роликовая муфта свобод ного хода реактора не в состоянии удерживать его, то действие масла, выходящего из турбинного колеса, будет направлено в сторону противоположную вращению насосного колеса и двигателя, что приводит к потере мощности двигателя;
обороты двигателя соответствуют установленным: это означает, что двигатель развивает полную мощность, коробка передач способна нормально передавать ее и муфта свободного хода реактора гидротрансформатора способна его удерживать; это, однако, не является гарантией ее исправного состояния, поскольку она может не расклиниваться и не давать возможности гидротрансформатору переходить в режим работы гидромуфты.
Предположение о заклинивание муфты свободного хода статора можно делать только в том случае, если максимальная скорость транспортного средства при полностью открытой дроссельной заслонке меньше расчетной примерно на 33%. Такое положение дел говорит о том, что гидротрансформатор не переходит в режим работы гидромуфты. Побочным эффектом этого может быть перегрев трансмиссионного масла и снижение давления, развиваемого насосом.
Другой способ, определения работоспособности муфты свободного хода реактора, заключается в следующем: установите рычаг выбора диапазона в положение «N» и нажмите до упора на педаль управления дроссельной заслонкой. Если обороты двигателя при этом превышают 3000 об/мин, то это означает, что реактор свободно вращается в потоке масла. Если же обороты двигателя не превышают 3000 об/мин, то это является признаком заклинивания роликовой муфты свободного хода реактора гидротрансформатора.
Дорожные испытания начинаются с определения правильности работы коробки передач. Оно должно предшествовать оценке ее исправности. В процессе дорожных испытаний необходимо проверить работоспособность трансмиссии на всех возможных режимах движения. Определите моменты и качество переключения передач при слегка открытой дроссельной заслонке, при среднем и полном ее открытии. Проверьте работу коробки передач в режиме принудительного понижения передач (kick-down).
При беспорядочных, поздних или резких переключениях обратите особое внимание на работу двигателя. Обороты холостого хода должны соответствовать установленному значению. Следует помнить, что моменты переключений и их качество ориентированы на нормальную работу двигателя.
Правильно проводимые дорожные испытания представляют собой ценный диагностический инструмент. В дорожных испытаниях проверяется следующее:
моменты переключений;
работа на различных диапазонах;
качество включения элементов управления и их способность работать без пробуксовки;
неустойчивость процесса переключения;
работа блокировочной муфты гидротрансформатора;
посторонний шум и вибрацию;
работу двигателя.
Процедура дорожных испытаний
Перед началом проведения этих испытаний необходимо проверить уровни охлаждающей жидкости двигателя, масла в двигателе и трансмиссии.
Во время движения необходимо проверить работу трансмиссии на каждом диапазоне с целью выявления пробуксовки фрикционных элементов управления, определения качества их включения и отклонений моментов переключений. Проверка должна проводиться при минимальном, среднем и полном открытии дроссельной заслонки. В процессе проверки обратите внимание на процесс переключения, не является ли он резким или растянутым во времени. Определите скорости, на которых происходят переключения коробки передач на более высокую передачу, и скорости понижающих переключений. Внимательно прислушивайтесь к работе двигателя во время переключений, особенно при среднем и максимальном открытии дроссельной заслонки. Проследите за работой муфты гидротрансформатора.
Анализ работы дисковых и ленточных элементов управления АКП
Если дорожные испытания показали пробуксовку или непредусмотренное увеличение оборотов двигателя во время переключения передач, то это может означать, что имеются проблемы в работе фрикционных элементов управления или муфт свободного хода. Методом исключения можно определить фрикционные элементы, которые находятся в хорошем рабочем состоянии.
Анализ работы блокировочной муфты гидротрансформатора
Для точного анализа работы муфты гидротрансформатора необходимо точно знать штатную характеристику ее работы. Включение муфты гидротрансформатора может производить некоторые своеобразные эффекты в поведении автомобиля, которые, в общем, считаются нормальными и объяснимыми.
Возникает дополнительное ощущение переключения передач. Эти ощущения определяются переключением с гидравлического на механический способ передачи мощности двигателя через гидротрансформатор. Они происходят на различных фазах ускорения и определяются режимами работы двигателя.
Это происходит в случае, если водитель резко отпустит педаль управления дроссельной заслонкой. Из-за закрытия дроссельной заслонки уменьшение крутящего момента двигателя происходит быстрее, чем выключается муфта. Это и является причиной возникновения резкого торможения.
Управление автомобилем с АКП
При неподвижном автомобиле с включенным режимом движения, ни в коем случае не добавляйте обороты двигателя (например, рукой в подкапотном пространстве). Иначе автомобиль может начать движение даже при затянутом стояночном тормозе. Перед началом работ с включенным двигателем переведите рычаг выбора диапазона в положение «Р» и затяните стояночный тормоз.
Для всех автомобилей с АКП существует одно очень жесткое правило: двигатель можно заводить только при установке рычага выбора диапазона в положения «Р» или «N». Во всех остальных случаях двигатель заводиться не должен. Если это происходит то, необходимо обратиться в автосервис для устранения этого дефекта, т.к. запуск двигателя (с автоматическим управлением оборотами при прогреве) на любом другом диапазоне приведет к движению автомобиля.
Не забывайте уменьшать обороты холостого хода после прогрева двигателя (с ручным управлением оборотами при прогреве). При высоких оборотах холостого хода увеличивается расход топлива.
Перед началом движения всегда следует нажать на педаль тормоза, затем перевести рычаг выбора диапазона в нужную позицию, не нажимая при этом на педаль управления дроссельной заслонкой.
После легкого толчка можно отпустить педаль тормоза и начать движение, воздействуя для этого на педаль управления дроссельной заслонкой.
Ресурс АКП зависит от стиля езды. При частых резких ускорениях ресурс АКП снижается, поэтому для увеличения ресурса старайтесь реже пользоваться режимом «kick-down»- смотри раздел «Управление автомобилем с АКП.»
При случайном переключении во время движения рычага выбора диапазона в положение «N», прежде, чем вернуть его в нужное положение, следует сбросить газ и дождаться снижения оборотов двигателя до оборотов холостого хода.
Длительная стоянка и стоянка на уклоне
При остановке на ровном месте достаточно перевести рычаг выбора диапазона в положение «Р», хотя для страховки можно включить и ручной тормоз. Если дорога имеет уклон, то сначала следует затянуть ручной тормоз, а затем уже перевести рычаг выбора диапазона в положение «Р». Благодаря этому уменьшается нагрузка на механизм блокировки выходного вала коробки передач.
Режим принудительного понижения передач (kick-down)
Если нажать педаль управления дроссельной заслонкой до упора, то в коробке передач происходит переключение на одну или две передачи вниз. Этот режим рекомендуется использовать для получения более высоких значений ускорения, что бывает полезным, например, во время обгона. Обратное повышающее переключение в этом случае может произойти только при достижении двигателем максимальных оборотов. Если отпустить педаль управления дроссельной заслонкой, то коробка передач перейдет в штатный режим работы.
Следует иметь в виду, что на скользкой дороге во время принудительного понижения передач ведущие колеса могут пробуксовывать, что может привести к возникновению заноса. Этот режим блокируется при работе «зимней» программы (см. раздел «программы»).
Буксировка автомобиля с целью запуска двигателя
Запуск двигателя путем буксировки, практически, для всех автомобилей с автоматической коробкой передач невозможен. Это можно сделать только в том случае, если в коробке передач имеется дополнительный насос, для привода которого используется вращение ведомого вала. Таким насосом оборудованы трансмиссии автомобилей Mercedes, но следует иметь в виду, что на некоторых модификациях этих автомобилей вспомогательный насос может отсутствовать.
В случае разрядки аккумулятора рекомендуется «прикурить» от аккумулятора другого автомобиля.
Буксировать автомобиль можно только при положения рычага выбора диапазона «N», придерживаясь ограничений дальности и скорости буксировки, указанных в инструкции к автомобилю. Если они не указаны, то воспользуйтесь формулой 50×50 (буксируйте на расстояние не более 50 км. со скоростью не выше 50 км/ч). Перед буксировкой проверьте уровень трансмиссионного масла, и если он на нижней отметке «НОТ», то долейте его до верхней отметки НОТ. При неисправности коробки передач масло необходимо долить выше верхней отметки НОТ. По окончании буксировки приведите уровень масла к норме.
Буксировка прицепа автомобилем с АКП
Для буксировки прицепа необходимо пользоваться режимами «3», «2» или «1». Кроме того, не снижайте частоту вращения двигателя до слишком маленькой, особенно это важно при движении с прицепом в гору. Если необходимо остановиться на подъеме или спуске, то нажмите на педаль тормоза, затяните стояночный тормоз и только после этого переведите рычаг выбора диапазона в положение «Р». При длительной стоянке подложите под колеса прицепа и автомобиля упоры.
При движении по крутым подъемам включите пониженный диапазон в раздаточной коробке (если она есть).
С учетом ограниченной эффективности тормозов прицепа, при приближении к крутым спускам необходимо переключаться на диапазон «1», это обеспечит наиболее эффективное торможение двигателем.
В случае необходимости раскачивать автомобиль, чтобы выбраться из песка, грязи, снега или ямы последовательно переводите рычаг выбора диапазона из положения «D» в «R» и обратно, одновременно слегка нажимая на педаль управления дроссельной заслонкой. Не увеличивайте слишком сильно обороты двигателя.
Для избежания поломки автоматической коробки передач при раскачке автомобиля соблюдайте следующие правила:
не раскручивайте двигатель до максимальных оборотов и избегайте пробуксовки колес со скоростью более 20 км/ч;
притормаживайте автомобиль в точке «зависания». Это даст возможность системе управление полностью включить передачу.
не нажимайте на педаль управления дроссельной заслонкой во время переключения диапазона работы коробки передач, пока полностью не включится передача переднего или заднего хода;
если несколько попыток не привели к освобождению автомобиля, попробуйте использовать другие возможности его освобождения, например, буксировку.
Режим торможения двигателем
Для эффективного замедления на скользкой дороге и на спуске, так же как и на автомобилях с механической коробкой передач, последовательно переключая диапазоны АКП можно тормозить двигателем.
Торможение двигателем можно осуществить в несколько этапов:
перевести рычаг выбора диапазона в положение «3» или выключить режим «O/D»;
перевести рычаг выбора диапазона в положение «2»;
перевести рычаг выбора диапазона в положение «1». В этом случае торможение двигателем будет наиболее эффективным.
К торможению двигателем надо подходить разумно, например, перевод рычага выбора диапазона в положение «1» на скорости 150 км/ч может закончиться плачевно для коробки передач и для двигателя, а резкое торможение двигателем на скользкой дороге может привести к заносу. Однако на некоторых современных автомобилях для максимального торможения возможно переключение рычага выбора диапазона сразу из положения «D» в «L». Система управления АКП будет постепенно переключать передачи вниз по достижении допустимых оборотов двигателя.
Гидротрансформатор
В силовом потоке гидротрансформатор осуществляет гидравлическую связь между двигателем и коробкой передач (рис. 4). Он обычно крепится к маховику двигателя или специальной пластине. Наличие гидротрансформатора позволяет уменьшить число ступеней в коробке передач и, следовательно, упростить ее систему управления. Кроме того, использование гидротрансформатора обеспечивает плавное изменение крутящего момента на ведущих колесах, что наиболее благоприятно сказывается при движении в тяжелых условиях.
С целью повышения топливной экономичности в гидротрансформатор встраивается блокировочная муфта. Ее использование позволяет обойти гидротрансформатор и напрямую соединить двигатель с входным валом коробки передач (рис. 2 и 3). Таким образом, устраняется скольжение между насосным и турбинным колесом, что приводит к повышению топливной экономичности автомобиля.