спкм на судне что это
Спкм на судне что это
20 декабря 1917 года Народный Комиссариат торговли и промышленности РСФСР издал распоряжение «Объ изменении и дополнении действующего Положения о местномъ управлении торговыми портами и о Комитете по портовымъ деламъ».
Согласно Распоряжению, на должности капитанов торговых портов назначались лица с дипломами капитана дальнего плавания и проплававшие на судах торгового флота не менее пяти лет. Аналогичные требования к квалификации предъявлялись и к помощникам капитана торгового порта.
Кроме того, данным Распоряжением были введены квалификационные требования для лиц, назначаемых на должности портовых надзирателей, береговых боцманов и береговых матросов.
В Положение о капитане морского торгового порта (приложение №5 к приказу Минморфлота СССР от 27.05.1991 №40), которое действовало до 16 февраля 2007 года, также были помещены обязательные требования к квалификации капитанов морских торговых портов и работников Инспекций государственного надзора порта (ИГНП).
В соответствии с Положением, на должность капитана внекатегорийного порта и портов первой и второй категории могли назначаться лица, имеющие звания капитана дальнего плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее пяти лет. Для назначения на должность капитана порта третьей категории и портов Каспийского бассейна требовалось иметь звание капитана малого плавания и стаж работы в должности капитана судна не менее трёх лет.
В ныне действующем Положении о капитане морского порта (утверждено приказом Минтранса России от 19 декабря 2006 года №156) какие-либо требования к квалификации капитана морского порта отсутствуют.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации также не устанавливает квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей капитана морского порта.
Минимальные требования к квалификации капитана морского порта содержатся в Федеральном законе «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 8 ноября 2007 года №261-ФЗ).
Согласно ч.4 ст.10 Закона о портах обязательными требованиями к капитану морского порта являются наличие высшего профессионального образования в области морского судовождения, а также диплома, подтверждающего право занимать должность капитана морского судна валовой вместимостью более 3000.
Требование об обязательном стаже работы в должности капитана морского судна в Законе отсутствует.
Получается, что на должность капитана морского порта можно назначить и старшего помощника капитана, который только что получил диплом капитана, без ограничения «валовая вместимость менее 3000».
В тоже время, капитан морского порта должен обладать отменным здоровьем, так как для получения (продления) диплома капитана, в соответствии с требованиями правила 1/9 Конвенции ПДНВ 78/95 и ст.54 КТМ РФ, требуется иметь медицинскую книжку моряка или иной документ, подтверждающий годность для работы на морских судах по состоянию здоровья.
Такие же требования, в отношении наличия диплома капитана и состояния здоровья, должны предъявляться и к заместителям капитана морского порта.
Учитывая, что многие капитаны морских портов и их заместители «ушли на берег», именно, по состоянию здоровья, обязательные требования Закона о морских портах к квалификации капитана морского порта в настоящее время, практически, не исполняются.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 марта 2004 г. №2, разъяснил, что следует понимать под деловыми качествами работника:
«Под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определённую трудовую функцию с учётом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определённой профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определённого уровня образования, опыта работы по данной специальности, в данной отрасли)».
В этой связи, представляется, что Росморречфлот при назначении капитанов морских портов не учитывает их деловые качества.
Например, на должности капитанов морских портов и их заместителей в морские порты Витино и Кандалакша были назначены бывшие капитаны рыболовных судов, не имеющие опыта работы на морских торговых судах. А ведь в этих морских портах переваливаются опасные грузы и зимой работают атомные ледоколы.
На должность капитана морского порта Мурманск был назначен капитан, ранее занимавший должность капитана морского порта Высоцк. Видимо, опытных капитанов на эту должность в морском городе Мурманске не нашлось, поэтому Росморречфлот решил пригласить капитана с Балтики.
Капитан морского порта должен великолепно знать акваторию и территорию вверенного ему морского порта. Но капитан с Балтики никогда ранее в морском порту Мурманск и в Кольском заливе не работал.
Для того, чтобы хорошо знать акваторию и территорию такого большого порта, нужно не один год отработать в Службе капитана морского порта Мурманск.
Отсутствие опыта работы во вверенном ему порту капитан морского порта Мурманск компенсировал, видимо, тем, что за счёт судовладельцев (за счёт средств корабельного сбора) приобрёл для руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта служебный лимузин стоимостью более семи миллионов рублей.
Не забыл капитан морского порта Мурманск и себя, любимого. За счёт средств судовладельцев приобрёл в городе Мурманске служебную квартиру с хорошим ремонтом.
Деловые качества капитанов морских портов, необходимые для выполнения функций в области государственного портового контроля, Росморречфлот, в принципе, не интересуют. Федеральное агентство морского и речного транспорта не наделено Правительством Российской Федерации специальной компетенцией в вопросах государственного портового контроля.
Исходя из вышеприведённых фактов, можно предположить, что основными требованиями Росморречфлота при назначении на должность капитана морского порта в настоящее время являются исполнительность и послушание в вопросах финансовой дисциплины и трудовых отношений.
В романе братьев Стругацких «Трудно быть богом» подрастающее поколение в Арканаре воспитывали по принципу: «умные нам не надобны, надобны верные».
Судовые чек-листы ходового мостика (Bridge Check-Lists);
Судовые чек-листы бункеровочных операций (Bunkering Check-Lists);
Судовые чек-листы машинного отделения (Engine Room Check-Lists);
Судовой чек-лист проверки безопасности судна капитаном (Ships Safety
Check-List; Masters Guidlines);
Судовые чек-листы опасных работ (Permit To Unsafe Work Procedures).
Грузовое руководство (Cargo Manual), определяющее общий регламент и нор-
мативную базу обеспечения грузовых операций.
Руководство по техническому обслуживанию спасательных средств на судах
(Inspection of Life-Saving Equipment Manual), определяющее действие судового
персонала по проверкам и техническому обслуживанию спасательных средств.
Руководство по обучению и тренировкам (Training and Drill Manual), определя-
ющее виды обучений и тренировок по отработке действий судового персонала в
идентифицированных аварийных ситуациях.
Перечень папок (файлов, подборок) документов Компании приводится в Ре-
естре документов компании, а регламент хранения и архивирования
рах, изложенных в общефункциональных процедурах.
В соответствии с требованиями Конвенции СОЛАС-74 (Глава IX/6) и МКУБ
(п. 13.5), признанная Администрацией организация (Регистр судоходства) должна
периодически проверять работу СУБ компании и судна.
это одна из разновидностей инспектирования. Если термин «Sur-
vey» применяется главным образом к инспекторским проверкам ТЕХНИЧЕСКОГО
характера, то термин «AUDIT» относится к проверкам ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
процедур.
это способ проверки того, что действующая в компании «Систе-
ма управления безопасностью» отвечает поставленным целям и способна обеспе-
чивать достижение установленных целей.
Установлена следующая очередность внешних проверок и освидетельствова-
ний:
1. Первоначальное освидетельствование СУБ – в результате которого компания
получает «Документ о соответствии» (ДСК), а каждое судно «Свидетельство об
управлении безопасностью» (СвУБ). Срок действия каждого документа – 5 лет;
освидетельствование, по результатам которого возобновля-
ются ДСК и СвУБ по окончании срока их действия (обычно за 6 месяцев до да-
ты окончания);
освидетельствования береговых подразделений компании, вы-
полняемые каждые 12 месяцев (± 3 месяца);
освидетельствования судов компании, выполняемые через
30 месяцев (±6 месяцев) с момента выдачи СвУБ;
5. Внеочередные (дополнительные)
освидетельствования береговых подразделе-
ний и/ или судов компании должны проводиться при обнаружении значитель-
ных несоответствий в период проведения первоначального, периодического или
возобновляющего освидетельствований.
Дополнительное освидетельствование может быть проведено:
при внесении изменений в СУБ для подтверждения действия ДСК и/ или СвУБ;
Предрейсовая подготовка КМ/СПКМ (Vetting)
Предрейсовая подготовка КМ/СПКМ (Vetting)
Внимание – ответы давать практические, применительно к нашей Компании и
судну на котором работаете. Теория только там, где уже не обойтись без нее.
Веттинг инспекция 1
1. Кто на судне должен заполнять форму VD 68 и какие действия необходимо выполнять при ее заполнении __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
2. Зачем, по вашему мнению, после VD 68 в папке лежат выдержки из VIQ? И что такое VIQ? _____ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
3. Опишите структуру VD 68. Как с ней работать (ваше мнение) ______________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
4. Сколько лет хранятся на борту судна результаты проверки судна Портовым Контролем ____________________ ______________________________________________________
5. Может ли веттинг-инспектор внести в свои замечания несоответствия, взятые из последнего внутреннего аудита __________________________________________________________________
6. Сколько часов непрерывного отдыха должен иметь член экипажа, несущий вахту, за период 24 часа _______________________________________________
7. Сколько часов отдыха должно быть предоставлено члену экипажа за период 7 дней ___________
8. Кто является ответственным за правильное заполнение формы учета рабочего времени и отдыха членов экипажа _______________________________________________________________________
9. Должен ли 2ПКМ иметь танкерный сертификат по специализированной подготовке ____________ _____________________________________________________________________________________
10. Что необходимо предоставить инспектору в доказательство того, что капитан и помощники прошли курсы по специализированной подготовке по ЭКНИС ______________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
11. Приведите три примера Потенциально Опасной Ситуации___________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
12. Как должен маркироваться трап _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
13. Опишите процедуру тестирования грузового компьютера____________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
14. Имеются ли ограничения по остойчивости для вашего судна. Где это указано. Какие ____________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
15. На какое давление и в какие сроки тестируется грузовая система _____________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
16. В какой главе SOLAS указано условие, если на судне отсутствует вторичное средство для отвода паров из грузовых танков _____________________________________________________________________________________
17. Что является заменителем системы вторичного средства отвода паров из грузовых танков _______ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
18. Во время грузовых операций что должен проверять ВПКМ по части предупреждения протечек грузовой системы _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
19. Каким образом система выдачи паров на берег защищена от подсоединения к ней трубопроводов воды или иных трубопроводов __________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
20. На какой предельный срок должна быть настроена сигнализация Dead Man в МО _______________
21. Как избежать замечания, что МО не работает в безвахтенном режиме, если оно сертифицировано на безвахтенное обслуживание _________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________
22. Что необходимо показать инспектору Результаты последнего внутреннего аудита или Результаты пре-веттинговой инспекции______________________________________________________________
23. Должен ли уметь ВПКМ тестировать и калибровать газоанализаторы _________________________ _____________________________________________________________________________________
24. Какая должна быть настройка сигнализации вакуум/давление при сдаче паров на берег и без сдачи _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________
25. Несет ли ответственность ВПКМ за выполнение соответствующих процедур во время грузовых операций. В каком виде ______________________ ________________________________________ ____________________________________________________________________________________
Дата заполнения Подпись моряка Подпись представителя СБМиК
Оперативный план по борьбе с пожаром в каюте СПКМ
Оперативный план по борьбе с пожаром в каюте СПКМ
Оптимальный вариант тушения пожара.
Основной: поверхностный, водотушение
Средства тушения: основной насос производительностью – 90 м3/ч, вспомогательный насос производительностью – 135 м3 /ч, вода забортная, 2 пожарны[ рукава длиной 18м, стволы со спрыском Ф 13мм, система водораспыления.
Резервный: герметизация.
1.1. Организация тушения пожара
Команды старшего механика
— каюту СПКМ загерметизировать! Выключить вентиляцию!
-Запустить пожарные насосы №1 и 2!
-Район пожара обесточить!
-Группе разведки к работе для страховки приготовиться!
-каюту СПКМ покинуть!
-Аварийной группе рубеж обороны в каютах вооружить!
-Группе разведки к работе приготовиться!
Команды командира аварийной партии
-Пост безопасности в коридоре надстройки.
-Аварийный пожарный насос включить!
-Группе пожаротушения рубежи обороны в коридоре и каютах в сторону каюты СПКМ вооружить!
— При невозможности борьбы с пожаром покидает каюту СПКМ, готовит его к герметизации, вооружает рубежи обороны
Команды вахтенного механика
Вентиляцию каюты СПКМ отключить!
Произвести не полную герметизацию.
Электропитание с помещения снять!
-К тушению пожара подручными средствами приступить!
-Аварийной группе разведки произвести разведку очага пожара и тушение.
Связь с ГКП: осуществляется посредством внутренней телефонной связи, радиостанций УКВ, посыльных.
Связь с ГКП: осуществляется через КП-5 (старшего механика).
1.4. Действия ходовой вахты на мостике: выключает вентиляцию, устанавливает судно в положение удобное для тушения, ведет наблюдение за водной поверхностью.
1.5. Действия ходовой вахты в машинных помещениях: запустить пожарные насосы, выключить вентиляцию и обесточить каюту СПКМ, подготовить и контролировать работу осушительных средств.
1.6. Действия аварийной группы поддержки: подготавливает спасательные средства к немедленному спуску или сбрасыванию (ПСН), опробывает двигатели шлюпок. Резерв для борьбы с пожаром.
1.7. Действия санитарной группы: разворачивает пост медицинской помощи (ПМП), доукомплектовывает спасательные средства дополнительным имуществом, теплой одеждой, водой, продуктами. Резерв для борьбы с пожаром.
2. Пожарно-техническая характеристика аварийного помещения.
Каюта СПКМ – наиболее пожароопасное помещение, расположено в кормовой части судна, в надстройке на 4й палубе. Каюта СПКМ по периметру защищена противопожарными конструкциями класса А и В. Имеет размеры: длина 11м, ширина 6м, что составляет площадь 66м2, объем 165м3. Каюта СПКМ расположена в угловой части надстройки к ней примыкают: каюты №2,4, над каютой СПКМ находится каюта и офис капитана, под каютой СПКМ находятся жилые каюты.
3. Схема аварийного помещения
3.1. Вычерчиваются и подклеиваются две схемы:
1. «Схема аварийного помещения»
2. «Расстановка сил и средств пожаротушения»
4. Результативные показатели активных средств тушения.
4.1 Водотушение.
Суммарная производительность пожарных насосов: 230 м3 /ч. (основной – 95 м3/ч, вспомогательный – 135 м3 /ч.).
4.1.1 Основные насосы могут обеспечить работу стволов со спрыском 13 мм в количестве 7 шт. без других потребителей.
Вспомогательный насос может обеспечить работу стволов со спрыском 13 мм. в количестве 10 шт. без других потребителей.
4.1.2 Необходимо для ликвидации возгорания по расчёту стволов со спрыском 13мм. 13 шт.
4.2 Метод изоляции от доступа воздуха (герметизация).
4.2.1 Объём помещения 165 м3. Время тушения выдержкой 1,8 ч.
4.2.2 Количество членов экипажа для тушения по расчёту 10 человек.
«Кэп», «чиф», старпом и другие должности на флоте: кто чем занимается
«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.
Баталер
К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.
Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.
Боцман
Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.
Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.
Капитан
Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.
Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.
На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.
Капитан на капитанском мостике. Источник: wikipedia.org
Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.
Кок
Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.
Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.
На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.
Лоцман
Задача этого человека – просчитать все опасности и преграды на пути следования корабля. Другими словами, именно лоцман прокладывает путь судна, учитывая наличие подводных скал, рифов, айсбергов или мелей.
В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.
Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.
Матрос
Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.
Матросы за большой уборкой корабля. Источник: pxhere.com
В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.
Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».
Машинист (моторист)
Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.
Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.
Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.
Механик
Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.
На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.
При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.
Старший помощник капитана (командира)
На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.
Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.
Штурман
Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.
На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.
Юнга
Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.
Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.
Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.