списание тмц что это
Списание товарно-материальных ценностей
Автор: Кирилл Юрьевич Обновлено: 21 мая 2019
В каждой организации, работающей с товарно-материальными ценностями (далее ТМЦ) наступает момент, когда их необходимо списать. Причин этому может быть множество — истечение срока годности, поломки, выход из строя, потеря качества, порча товаров.
Списываются ТМЦ согласно инструкции, разработанной организацией. Все материально ответственные лица, работающие с такими ценностями, должны письменно подтвердить то, что они ознакомлены с ней.
Зачем списывать ТМЦ?
Списание ТМЦ необходимо для того чтобы их реальное количество соответствовало данным бух. учета, а также с целью избежать злоупотребления должностных ли, работающих с этими ценностями.
Как списать ТМЦ?
Выбытие товарно-материальных ценностей оформляется актом о списании. Его составление свидетельствуют о том, что материалы и (или) другие ценности не подлежат дальнейшей эксплуатации.
Списание ТМЦ должно проводиться в присутствии специально созданной комиссии, однако на деле такая возможность редко бывает. В особых случаях необходимо присутствие сотрудника органов санэпидемстанции.
Акт утверждается руководителем организации. Он же определяет источник за счет которого списывается товар. Это может быть себестоимость, материально ответственное лицо, прибыль и т.д.
В Акте на списание должна быть указана информация о товаре — наименование, единица измерения, количество, масса, цена, артикул, причина списания. Подписывается документ всеми сотрудниками входящими в комиссию и материально ответственным лицом. Проставляется дата и место списания.
Необходимо убедится в том, что для списания были предоставлены запрашиваемые материальные ценности. В зависимости от партии цена на одни и те же товары и материалы может отличаться на 10-20%. В случае ошибки может произойти искажение данных бухгалтерского и налогового учета.
Акт составляют в 3 экземплярах — один сдается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица, а третий в документы организации.
Способы оценки ТМЦ
Задача бухгалтера при списании ТМЦ правильно отразить стоимость выбываемых ценностей.
Для этого существуют несколько способов:
Списываются ТМЦ следующими проводками:
Как видите списание товарно-материальных ценностей не такой уж сложный процесс.
Если вы делаете это по правилам — внимательно и аккуратно, то выбытие материалов и прочих ценностей не будет для вас проблемой.
Порядок списания ТМЦ с забалансового счета
На каких забалансовых счетах учитываются ТМЦ?
К товарно-материальным ценностям (ТМЦ) относятся материальные запасы, готовая продукция, товары (п. 3.15 Методуказаний по инвентаризации, утв. приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).
ВАЖНО! С 2021 года учет материалов нужно вести согласно новому ФСБУ 5/2019 «Запасы», т.к. ПБУ 5/01 утратил силу.
Что нужно изменить бухгалтеру в своей работе в связи с принятием ФСБУ 5/2019, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.
Забалансовые счета предназначены для соблюдения требования имущественной обособленности (п. 5 ПБУ 1/08, утв. приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н).
ВАЖНО! Вести забалансовый учет — обязанность юрлица (закон «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 1/08) в целях соблюдения требования о достоверности отчетности. Предприниматель не обязан вести бухучет, но может это делать по собственной инициативе — в таком случае и забалансовые операции тоже следует отражать правильно.
На забалансовых счетах учитываются ТМЦ в следующих случаях:
Рассмотрим подробнее процедуру списания материалов с этих забалансовых счетов.
Как списать с забалансового счета материалы?
Проводки по оприходованию и списанию со сч. 002 выглядят так:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Принятие ТМЦ на ответхранение
Выбытие ТМЦ, принятых на ответхранение
Списание ТМЦ со сч. 002 осуществляется на основании:
Для операций с давальческим сырьем организация-исполнитель использует забалансовый сч. 003:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Получены материалы в переработку
Переданы переработанные материалы заказчику
Если из давальческого сырья изготавливается продукция, то записи в забалансовом учете могут быть следующими:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Получены материалы в переработку
Давальческое сырье передано в производство
Оприходована продукция, изготовленная из давальческих материалов
Изготовленная продукция передана заказчику
Со сч. 003 материалы списываются на основании:
При продаже товаров по договору комиссии в учете у комиссионера по сч. 004 будут следующие бухпроводки:
Дебет
Кредит
Содержание операции
Оприходованы товары, полученные по договору комиссии
Реализованы товары, принятые на комиссию
Списание ТМЦ с забалансового сч. 004 осуществляется на основании первички, оформляемой при реализации ценностей — ТОРГ-12, счета-фактуры, УПД или иной документации, согласованной участниками договора комиссии.
Списание материалов на забалансовый счет
Организация может учитывать за балансом не только чужие материальные ценности, но и собственные. Примером может служить малоценное имущество, хозпринадлежности и инвентарь, которые используются более 1 года, стоимостью ниже лимита принятия объекта к бухучету в качестве ОС (данный лимит организация устанавливает самостоятельно в учетной политике, но он не может быть больше 40 000 руб. в соответствии с п. 5 ПБУ 6/01).
ВНИМАНИЕ! С 2022 года ПБУ 6/01 утратит слу. Ему на смену придет ФСБУ 6/2020, согласно которому лимит в бухгалтерском учете налогоплательщик сможет устанавливать самостоятельно. Применять ФСБУ можно уже сейчас, закрепив новые положения в учетной политике.
Что еще изменится в учете ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности нововведений.
Такие материалы списываются в расходы единовременно. Но из-за длительного срока использования необходимо организовать контроль над их сохранностью (п. 8 ФСБУ 5/2019). Можно завести для этого ведомость учета хозпринадлежностей и инвентаря в эксплуатации, а можно вести забалансовый учет. В Плане счетов, утв. приказом № 94н, нет специального счета для этих целей, так что организация может разработать забалансовый счет самостоятельно и утвердить выбранный порядок списания малоценных материалов в учетной политике.
Если вы используете для бухучета компьютерную программу «1С:Предприятие», то в плане счетов данной программы для учета малоценных материалов, списанных за баланс, предусмотрены специальные забалансовые счета:
Если компания приняла решение учитывать малоценку за балансом, то проводки будут следующие:
Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)
Методы списания производственных материалов в бухучете
С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроиться на новый порядок вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
П. 36 ФСБУ 5/2019 (до 01.01.2021 — п. 16 ПБУ 5/01) допускает 3 варианта списания МПЗ:
Выбранный фирмой метод списания необходимо закрепить в учетной политике и применять последовательно от периода к периоду. В течение года сменить применяемый метод можно только в одном случае: если данный способ отменен законодательно.
Выбор метода списания материально производственных запасов — важный организационно-учетный момент, поскольку стоимость МПЗ формирует себестоимость готовой продукции и в конечном счете влияет на величину исчисленной по нормам бухучета прибыли.
Каждый из способов имеет свои особенности:
Смотрите примеры расчета средней себестоимости и расчета себестоимости способом ФИФО в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Фирмы, применяющие автоматизированные учетные системы, по избранному методу учета формируют алгоритмы, с помощью которых автоматизируется процесс списания материалов.
У микропредпиятий, применяющих упрощенные способы учета и отчетности, есть возможность списывать МПЗ единовременно в полной сумме, а не постепенно по мере использования (п. 2 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13.2 ПБУ 5/01).
Пример упрощенного учета затрат на приобретение запасов микропредприятием можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
По любому вопросу, возникающему у вас в ходе ведения учета материальных ценностей можно проконсультироваться на нашем форуме. Например, тут можно узнать, как приходуются материальные запасы в программе Смета КС.
Отраслевые нюансы списания материалов
Описанные в предыдущем разделе методы списания МПЗ едины для всех фирм независимо от их отраслевой принадлежности. Однако отраслевая специфика все же оказывает влияние на порядок списания материалов.
Так, у производственных организаций регулярно образуются остатки незавершенного производства. С 2021 года НЗП классифицируется, как МПЗ, и учитывается по правилам, которые устанавливает новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Организовать учет НЗП в соответствии с новым стандартом вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к этому и другим материалам системы предоставляется бесплатно.
И конечно, отраслевые нюансы списания МПЗ есть у таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство.
Строительство
Специфичным нюансом данной отрасли является разнообразие списываемых материалов и оформляемых при этом первичных документов.
Для документального обоснования списания материалов в строительстве необходим целый набор документов:
Кроме того, строительная специфика заключается в необходимости ежемесячной оценки израсходованных материалов открытого хранения: щебня, песка, гравия и прочих сыпучих материалов. Их расход в течение месяца документально не оформляется, и для определения фактического расхода остатки материалов необходимо инвентаризировать. По результатам такой инвентаризации производится списание МПЗ.
Если у вас есть доступ к К+, смотрите Типовую ситуацию «Как списать материалы в строительстве». Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к К+ и изучите рекомендации.
Сельское хозяйство
Для списания материалов сельхозпредприятием также требуются специфические первичные документы (наряду с повсеместно применяющимися требованиями, такими как накладные и лимитно-заборные карты).
Среди них, к примеру, можно назвать:
Однако просто заполнить акт или ведомость недостаточно. Необходимо профессиональное обоснование того или иного события. Например, при падеже животных списание их стоимости будет обоснованным, если в акте объективно и всесторонне раскрыты причины выбытия животных и обозначен диагноз. При этом если животное погибло по вине работника сельхозпредприятия, его стоимость отражается в учете в виде задолженности данного работника (с дооценкой до рыночной цены) и взыскивается с него в установленном порядке.
По какой стоимостной оценке производится списание пришедших в негодность материальных запасов
В процессе обычной деятельности фирмы нередки случаи списания материалов, пришедших в негодность. Этот процесс обладает своими учетными нюансами в зависимости:
Стоимость испорченных (пришедших в негодность) материалов списывается в пределах норм естественной убыли на счета производственных затрат, а сверх норм — на прочие расходы.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Обратите внимание: не следует относить всю сумму потерь или ее часть на виновных лиц. Ведь вы должны списать в расходы балансовую стоимость утраченных (испорченных) запасов в периоде выявления недостачи (порчи). Кроме того, списание выявленных потерь (сверх норм естественной убыли) в расходы отвечает требованию осмотрительности.
Сумму возмещения, подлежащую получению от виновного лица или удержанию из его заработной платы, включите.
Как учесть возмещение от виновного лица, смотрите в К+. Пробный доступ бесплатен.
Как составить приказ о списании материальных запасов — форма и образец
Процедура списания состоит из нескольких этапов, среди которых существенное место занимает распоряжение руководителя о назначении комиссии, которой поручено провести необходимые мероприятия.
Если возникает необходимость, в документе можно привести регламент работы комиссии. Однако обычно порядок работы такого формирования устанавливается в начале работы компании, чтобы не расписывать его каждый раз.
При выборе именно такого варианта в очередном приказе остается отразить: название компании, порядковый номер и дату распоряжения, цель формирования комиссии, ее персональный состав и, наконец, подпись директора.
Образец приказа о списании материальных запасов вы можете посмотреть на нашем сайте.
Как выглядят проводки по списанию материалов по различным основаниям
Списание материалов подразумевает набор документально оформленных операций, в результате которых кредитуется основной счет по учету МПЗ — счет 10 «Материалы». При этом дебетуются «затратные» счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.), а также счета по учету прочих расходов (91 «Прочие доходы и расходы») и финансовых результатов (99 «Прибыли и убытки»).
Основные проводки по списанию материалов приведены в таблице.
Методика учета товарно-материальных ценностей (нюансы)
Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете
Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?
В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно использовалось в терминологии действовавшего до 2021 года ПБУ 5/01, которое собственно и называлось «Учет материально-производственных запасов». С 2021 года ПБУ 5/01 отменено, а ему на смену пришел ФСБУ 5/2019, в названии которого также фигурирует слово «запасы». Если быть точнее, стандарт именно так и называется.
О том, что новый бухстандарт изменил в учете МПЗ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019, в состав запасов входят:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.
Таким образом, понятия МПЗ и ТМЦ обозначают одни и те же классы активов и являются тождественными.
Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ
Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике.
Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен.
От выбора варианта учета будут зависеть бухсчета, на которых должен вестись учет поступления и наличия МПЗ в организации: 10, 15, 16. Подробнее об использовании этих счетов читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.
Все способы подробно разобраны в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?».
Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.
Подробно о методах списания материалов, которые применимы и к остальным МПЗ, читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».
Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам.
Как правильно учитывать материальные расходы в налоговом учете при расчете налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный досуп к системе.
Бухгалтерский учет ТМЦ на примере
Продали партию из 6 шт. на сумму 42 000 руб. (в т.ч. НДС 7 000 руб.)
Также фирма закупила партию штор, готовых к продаже, в количестве 30 шт. на сумму 90 000 руб. (в т.ч. НДС 15 000 руб.).
Продали 4 шт. на сумму 16 500 руб. (в т.ч. НДС 2 750 руб.)
О специфике бухучета ТМЦ в торговле читайте здесь.
Регламент учета материальных ценностей на предприятии
Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:
Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.
Итоги
Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.
Учет ТМЦ на предприятии: правила, порядок и методы списания товарно-материальных ценностей в организации
Учет движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на любом предприятии имеет свои особенности. Это целый блок затрат, без них не обойдется ни одна компания, ни один процесс на реальном производстве. Сюда входит множество разных запасов – основа, которая перерабатывается в продукт. Отсутствие упорядоченного ведения передвижений опасно для нормальной работы организации, появляется риск увеличения необоснованных трат, ошибок, которые в результате обходятся довольно дорого. Мы советуем своевременно проводить все операции и фиксировать их, чтобы в конце отчетного периода не пришлось искать статьи расходов.
Что такое учет и списание ТМЦ
Если заглянуть в стандарты по бухучету, к ценностям относят то, что:
Существует 3 категории этого актива – сырье, продукция в момент изготовления и готовая. В первом случае это закупленные полуфабрикаты, материи, конструкции, которые планируется перерабатывать. Во втором – незавершенные товары, которые на стадии обработки, покраски или другой. Последняя группа составляет предметы, которые можно реализовывать, как готовые к продаже. В финансовой отчетности это отражается в такой же последовательности.
ТМЦ – это самые разные средства и предметы труда, которые могут использоваться для нужд фирмы или для производства. Они должны повышать стоимость выпускаемой продукции. Это один из наиболее ликвидных активов после финансов. Результативное использование этой категории не более 1 года.
Их различают по способу попадания. Как именно – рассмотрим в таблице.
Как попали в компанию
Что учитывается в виде фактической себестоимости
Приобретались стандартным способом за оплату
Цена реальных затрат, НДС не считается:
Созданы самой компанией
Сколько было потрачено на производство по факту
Представлены как вклад в УК
Оценка в финансовом выражении, которую согласовали учредители, сюда же относят цену доставки и монтажа, все траты на доведение до состояния использования
Приняты в дар, на безвозмездной основе
Принимаются по рыночной стоимости на день принятия в бухгалтерии, дополнительно – затраты на перевозку и установку
Остались после того, как было демонтировано основное средство
Получены по бартеру
Считается как сумма актива, который был передан вместо полученного
Организация учета материальных ценностей в бухгалтерии
В этой документации ТМЦ – статичный показатель. Мы уже говорили, что в него входит все, что хранится как сырье, а также в данный момент производится, и те склады, в которых лежат готовые к продаже и перевозке товары.
Все операции, которые происходят с этими предметами, бухгалтер обязан отражать на счетах предприятия. Это поступление, любые движения внутри фирмы и списание из-за продажи либо в результате порчи. Все должно быть учтено и посчитано, нельзя пропускать проводки или делать их примерно, иначе начнется перекос и появятся вопросы у налоговой.
Состав
В бухгалтерских документах есть классификация, по ней работают все компании в РФ. В соответствии с ней можно выделить несколько разновидностей средств:
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Методы и порядок ведения учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ)
Как именно можно работать с этими активами прописано в специальных методических указаниях под номером 119. Давайте разберем два основных подвида.
Сортовой (плюсы и минусы)
Все производится с помощью карточек соответствующего вида. В них отмечают наличие того или иного объектов, их передвижения и списание.
Действовать можно любым из способов:
Его можно использовать, когда хранение ведется по разновидности и наименованию. В тот же момент нет контроля поступления и стоимости. На каждый подвид номенклатуры должна быть заведена карточка по строгой форме. Между собой они различаются по:
Созданные «паспорта» будут активными и действительными в течение 1 года. В них вписывается все об объекте, их регистрируют в отдельном реестре и ставят в каждой личный номер. Этими процессами занимаются сотрудники бухгалтерии. Когда первый лист оказывается полностью заполненным, то дальше пишут на втором и так далее. Каждый последующий листок нумеруется.
У этого способа есть заметные достоинства:
Но есть и серьезный недостаток: если на предприятии есть несколько видов одного товара с разной стоимостью, то их контроль будет очень трудно вести.
Партионный
Эта разновидность предполагает, что каждая партия будет регистрироваться и храниться отдельно от остальных. Пользуются им как в складском учете, так и в бухгалтерском. На каждое поступление заводятся разные документы.
К таковым относят то, что:
Пришедшую продукцию регистрируют в журнале, присваивают ей индивидуальный регистрационный номер, который будет указываться в дальнейшем в расходных ведомостях. Открывают одновременно две карты – одну будут использовать в бухгалтерии, вторую на складе. Используемые формы определяются видом продуктов.
Есть несколько плюсов подобного ведения хозяйства:
Какой из них выбрать для вашей компании – зависит от производственных целей, размеров мест для хранения, навыков бухгалтера и желания кладовщика. Чтобы быстро определиться с методикой, советуем обратиться к специалистам, например, в «Клеверенс». Наши сотрудники помогут найти программное обеспечение, которое поможет автоматизировать большинство процессов и высвободит рабочую силу. Иногда несколько установленных программ выполняют работу целого отдела нажатием пары клавиш. Если вы хотите развиваться, то без подобного ПО делать это будет сложно. Программный продукт Mobile SMART Инжиниринг, реализуемый компанией «Клеверенс», решает задачи по логистике в нефтегазовых сферах, контролирует движение материалопотоков и снижает издержки.
Виды учета товаро-материальных ценностей в строительной организации
В каждой фирме, которая строит или ремонтирует, материалы будут занимать одну из самых больших статей расходов. Со стороны баланса стоит помнить, что принимают их на счет 10 и его субсчета в зависимости от себестоимости или учетной цены, по которой приобретаются предметы. Все передвижения ведутся по названиям и местам, где они хранятся – складским помещениям и площадкам. Способ, которым было принято контролировать и считать ценности, должен быть указан в учетной политике.
Как учитывать сырье для строительных работ
Под отпуском в производство здесь считают выдачу ТМЦ напрямую для выполнения стройки, создания определенной продукции и реализации нужд, возникших у организации. Если производится движение из центрального склада на определенную зону, то это еще не выбытие, а перемещение внутри фирмы.
Первичный учетный документ в этом действе – лимитно-заборная карта, составленная по форме №8. Она нужна для контролирования, соблюдают ли сотрудники установленные лимиты. Их выписывает подразделение с учетом нормативных потребностей на выполняемый объем работ. Создают в 3 экземплярах – по одному получателю, кладовщику и снабженца в качестве контрольной бумаги. В конце месяца их сдают в бухгалтерию. Если нужно отразить внутренний переход между площадками, то заполняется требование по ф. №11.
Как учитывают материалы для строительных работ
Если компания-подрядчик работает по сырью, которое дает ему заказчик, то это считается как элементы, предоставляемые без оплаты. Важно их корректно оформить документально.
Когда все передается на площадку под стройку, то создается документ по ф. №15 – как отпуск на сторону. В качестве основания вписывается «по договору №». У заказывающего предприятия в бухгалтерских проводках будет задействован счет 10 субсчет 7.
Со стороны аналитики производится контроль по клиентам, наименованиям, местам, где хранится. Если в планах совмещать свои материалы и те, что дает получатель, то составляют разную документацию для каждого налогоплательщика отдельно.
Когда все будет готово, то создается специальный акт по ф. № КС-2, который подписывают обе стороны. Затем составляется справка по ф.№ КС-3. Все предметы, которые не были израсходованы, возвращаются принимающей фирме с накладной по форме М-15.
Как оформить остатки от снесенного или демонтированного объекта
Когда на территории предприятия что-то сносят, разбирают или пересматривают во время инвентаризации, то могут возникнуть объекты, которые можно использовать повторно. Их называют возвратными материалами.
Права собственности будут принадлежать владельцу уничтожаемого имущества. Если по условиям договора все найденные активы возвращаются собственнику, то до момента передачи они хранятся на забалансовом 002 счете в строительной компании. Оцениваются условно или на основании локальной сметы.
Если же они остаются во владении подрядчика и он может пользоваться ими по своему усмотрению, то их отражают как безвозмездный дар или покупку. Стоимость при этом указывается как средняя рыночная. Но помните, что по законам РФ она не должна превышать 3000 рублей.
Как учитываются оборачиваемые материалы
Сюда относят все, что будет использоваться в процессе производства неоднократно. Это леса, опалубка, другие изделия. Вести их учет допускается на специальном субсчете к счету 10. Обычно их цена списывается в момент, когда они используются в работе. Потом отражается их возврат в том количестве, в котором они остались во владении компании.
Как контролировать спецодежду и оснастку
Их нужно вписывать в баланс наравне со спецоборудованием, инструментами и приспособлениями. Считается, что это косвенные расходы, которые ведут по Дт 26. Цена проставляется средняя либо фактическая, из чека или платежного поручения при покупке.
Правила и методы учета ТМЦ в организации
Их обязательно учитывают на специальных балансовых счетах через целый ряд первичных документов. При составлении баланса их включают во второй раздел, который называется «Оборотные активы». В нем можно отследить перемены, так как остатки вписываются на начало и конец каждого отчетного периода.
Вписанные в отчетность, они дают информацию о том, что над ними проводилась учетная работа. Выявляется динамика движения и перемены, ведь их закупки и списания указывают в регистрах и ведомостях.
Порядок учета материальных ценностей в любой действующей строительной организации
Все отслеживание производится в соответствии с первичной документацией, которая составляется исключительно по заранее утвержденной форме.
Как отразить поступление: необходимые документы, подводки
Принять на баланс могут:
Как это будет отражено – зависит от нескольких параметров:
Какие проводки создаются при поступлении
Если продукт пришел от поставщика, то фиксируется:
В отдельных случаях вещи приходят от учредителей или других лиц. Тогда открывают субсчета и ведут такой учет:
Если продукция пришла только для дальнейшей перепродажи, то задействуют 41 счет.
Как все это хранить
Не всегда проставляют только приобретенные материалы. Иногда отражают даже то, что организации не принадлежит. Так бывает, когда что-то было сдано на ответственное хранение или образовалось в результате демонтажа у заказчика. В этом случае все аккумулируется на забалансовом 002 с указанием обстоятельства появления, цены и срока.
Передвижения ТМЦ внутри компании: документы, проводки
Не всегда цикл предмета заключается в принятии и списании. Иногда он движется из одного склада в другой, уезжает в филиал или возвращается в центральное помещение. Переход сырья в производственный цех тоже относится к этой части жизни продукта. Составляется накладная.
Когда это актуально:
Как списать
Последняя, необходимая часть жизненного круговорота активов. Важно следить, чтобы фактическое количество всегда совпадало с тем, которое фиксируется в бухгалтерии. Для выбытия составляется акт. Все, что будет указано в нем, не может подлежать дальнейшему применению. Вписываются все параметры – вес, номер, причина списания.
В задачу бухгалтера входит отразить стоимость того, что будет снято с баланса. Посчитать можно по:
Проводки
Есть три варианта, в которых в Дт ставят как 20, 23 или 25 счет, а в Кт всегда будет 10.
Выбытие ТМЦ: документы, проводки
Снятие с баланса – нормальный рабочий процесс, так как ничто не способно бесконечно использоваться. Их регулярно отправляют в переработку, на продажу или списание. Каждый отпуск из кладовой оформляется отдельно, с разной учетной документацией. Если это лимитируемые материалы, то лимитно-заборная карта, если без норм расхода, то требование-накладная. Для реализации – накладная по ф. №15, как отпуск на сторону.
Проблемы при учете и контроле ТМЦ
Во время работы с активами могут возникнуть некоторые затруднения, связанные с перегруппировкой затрат, пересортицей, несвоевременным появлением бумаг или образованию остатков. Давайте остановимся на этих вопросах подробнее.
«Пересорт» сырья и вида измерения во время списания
Одна из важных трудностей, которая возникает обычно из-за невнимательности ответственного лица или в случае, когда в поданной на удаление форме числится товар, которого нет среди учтенного. Это происходит из-за:
«Покрасневшие» остатки после того, как их списали на производство
Наличие отрицательного баланса говорит, что во время инвентаризации или работы были допущены ошибки. В отдельных случаях в бухгалтерию просто еще не дошли остальные бумаги, в которой на приход можно будет поставить недостающее количество. Чтобы избежать этой сложности, можно разделить учет на управленческий и бухгалтерский.
Задержка документации от поставщиков
Если не контролировать документооборот, то бухгалтер не будет знать, когда, в каком количестве и от кого пришли материалы. Поэтому он не будет знать, что требовать от отдела снабжения. В результате:
Регламент, по которому следует действовать
Правильное и своевременное составление актов важно для эффективных процессов на предприятии. Корректно оформленная документация поможет сотрудникам оперативно разбираться с остатками, не допускать недостач и ошибок.
Следует идти по простому пути оформления:
Итоги
Мы изучили, как ведется учет и контроль движения товарно-материальных (ТМЦ) на предприятии и производстве, проверили, как хранят остатки и для чего нужны различные программы. Важно контролировать передвижения этого актива в пределах компании, сроки его выхода из оборота и списания, чтобы минимизировать потери и не допустить простоев оборудования. Если у вас остались вопросы – обращайтесь к нам.