списали деньги с карты сбербанка что делать как вернуть
Полиция информирует: что делать, если с банковской карты украли деньги
МВД России и Банк России подготовили памятку для граждан.
Пришло СМС, что с карты списали деньги, но вы ничего не покупали, переводы не делали и наличные не снимали. Вероятно, ваша карта или ее данные попали к мошенникам. Что делать и можно ли вернуть похищенное?
Если коротко, то нужно: немедленно заблокировать карту, сообщить в банк по горячей линии о краже денег и написать в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Сделать все это необходимо не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас об операции, которую вы не совершали.
Если вы соблюдали правила использования карты, в частности не хранили ПИН-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные, то велик шанс вернуть украденные деньги.
А теперь разберем по шагам, что нужно будет сделать.
1. Заблокировать карту
Чтобы отрезать мошенникам доступ к оставшимся деньгам на карте, ее нужно немедленно заблокировать. Сделать это можно разными способами:
Через мобильное приложение банка. Если оно у вас установлено и там есть опция блокировки карты, найдите в приложении нужную карту и выберите команду «Заблокировать».
По телефону горячей линии. Номер для экстренной связи указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка. Лучше заранее сохранить этот номер в телефоне, чтобы не тратить время на поиски. Оператор службы техподдержки попросит назвать паспортные данные, кодовое слово или код из СМС-сообщения, которое он вам вышлет. После этого сотрудник банка заблокирует карту.
В онлайн-банке. Зайдите в личный кабинет на сайте банка, найдите опцию «Заблокировать карту» и подтвердите свое действие кодом из СМС.
По СМС. Некоторые банки позволяют блокировать карты по СМС. Обычно для этого надо отправить на короткий номер банка кодовое слово (например, «блокировка») и через пробел последние четыре цифры номера карты. Если у вас только одна карта, то цифры можно не вводить — банк и так поймет, о какой карте речь. Вы получите код, который надо снова отправить на номер банка для подтверждения блокировки.
2. Сообщить о краже и оформить возврат денег
По закону банк обязан вернуть деньги, если вы выполнили два условия:
Сообщили банку о краже денег с карты не позднее следующего дня после того, как банк уведомил вас о подозрительной операции. Не успеете — банк имеет право вам отказать.
Не нарушали правила безопасности при использовании карты. В частности, не сообщали мошенникам данные карты, не хранили ПИН-код вместе с картой, не писали код на самой карте, не позволяли никому делать ксерокопии или фотографировать вашу карту. Если банк докажет обратное, то не вернет вам украденные деньги.
Как именно вы должны сообщить о краже — по телефону или лично в отделении — прописано в вашем договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора.
Но в любом случае вам придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял.
Поскольку кража денег — это уголовное преступление, напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Банк проведет служебное расследование. В нем примет участие и платежная система. Если мошенники действовали на территории России, то по закону служебное расследование может длиться максимум 30 дней, если операция была международной — 60 дней.
По итогам расследования с вами свяжется сотрудник банка и сообщит о решении. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги.
Но возможны и другие варианты развития событий:
Банк согласился вернуть деньги, но затягивает перечисление средств
Часто банки указывают срок возврата денег в договоре. Например, это может быть 30 или 60 дней. Если за это время банк не пополнил ваш счет, можно обращаться в суд.
Если же в договоре с банком сроки не установлены, то банк должен выполнять требования Гражданского кодекса. Статья 314 предписывает всем (в том числе банкам) выполнять свои обязательства «в разумный срок». Этот «разумный срок» вы и банк можете понимать по-разному. Но в кодексе есть уточнение: обязательства должны быть выполнены в течение семи дней с момента, когда вы предъявите свои требования.
Другими словами, вы можете подождать пару недель, если за это время деньги не вернут, то идите в банк писать заявление. В нем со ссылкой на Гражданский кодекс нужно потребовать перечислить украденную сумму в срок до семи дней.
Банк отказался возвращать деньги
В этом случае первым делом нужно потребовать от банка письменный отказ с обоснованием, почему он не соглашается вернуть деньги. Если банк такой отказ не выдаст или выдаст, но обоснование вам покажется неубедительным, стоит обратиться в суд. Если вы не нарушали договор с банком и вовремя сообщили о незаконной операции, скорее всего, суд примет решение в вашу пользу и деньги вам все-таки вернут.
Что делать, если банк не уведомил меня о незаконной операции? Можно ли в таком случае вернуть деньги?
По закону банк обязан уведомлять вас обо всех операциях по карте. Каким именно способом он это делает, прописано в вашем договоре. Это могут быть СМС-оповещения, письма по электронной почте или другие способы.
Если мошенники украли деньги с карты, а ваш банк не сообщил вам об операции, то по закону он обязан возместить потери. Даже если вы обнаружили кражу денег со счета не сразу, а через месяц или год после того, как она произошла.
В этом случае сначала нужно написать заявление в банк с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Если же банк откажется их перечислить, то можно идти в суд.
Как защитить деньги на карте от мошенников?
Всегда следуйте нескольким главным правилам владельца карты:
Контролируйте операции по счету. Например, подключите услугу СМС-информирования по всем своим активным картам. Тогда вы будете сразу получать уведомления о каждой операции по карте. Вместо СМС-сообщений можно выбрать push-уведомления в мобильном приложении банка. Они всегда бесплатны и не засоряют память телефона. Но в этом случае важно следить, чтобы у вас всегда был подключен мобильный интернет. Иначе push-уведомление можно получить с серьезным опозданием и не успеть вовремя сообщить банку о краже денег.
Никому не сообщайте ПИН-код, CVC-/CVV-код (секретный код на оборотной стороне карты), срок действия карты и другую информацию. Например, если вам звонят «из службы техподдержки банка» или «менеджер банка» говорит о том, что ваша карта якобы заблокирована, не стоит сообщать им данные своей карты. Настоящий сотрудник банка никогда не спросит у вас секретную информацию, такую как ПИН-код или CVC-/CVV-код.
«Однажды мне пришло сообщение от банка, в котором я получаю зарплату. Текст типа такого: «Карта заблокирована из-за сомнительных операций». Там были почти все мои деньги на тот момент, я сразу перезвонил по номеру, который был в конце сообщения. »
Будьте бдительны, не наступайте на чужие грабли!
Не позволяйте продавцам и официантам уносить карту из поля вашего зрения. Всегда прикрывайте рукой клавиатуру терминала оплаты или банкомата, когда вводите пароль. Стоит также следить за тем, чтобы с камер наблюдения не было видно, как вы набираете ПИН-код.
Заходите только на проверенные сайты и никогда не кликайте по ссылкам из писем неизвестных «доброжелателей».
Перепроверяйте любую информацию о блокировке карты, отказе в проведении операции или других проблемах с картой. Для этого звоните на горячую линию банка — и только на нее. Телефон для экстренной связи всегда указан на оборотной стороне карты и на официальном сайте банка.
С сентября 2018 года банки могут приостанавливать денежные переводы и платежи с карт, если они выглядят подозрительными. Такие правила безопасности прописаны в новом законе.
Сомнения у банка может вызвать платеж в другой стране, особенно если раньше клиент за границу не ездил. Или если вдруг с карты пытаются списать необычно большую сумму. А если с одной и той же карты вдруг одновременно идет «веерный» перевод сразу на несколько других карт, это точно повод для банка остановить транзакции и временно заблокировать карту.
Основные признаки подозрительных операций определил Банк России, а банки имеют право дополнить их собственными критериями — по итогам мониторинга поведения своих клиентов.
Если операция попала в число подозрительных, банк обязан немедленно связаться с клиентом, чтобы выяснить, действительно ли он давал согласие на этот платеж или перевод.
Если банк не получит ответ в течение двух дней, то разблокирует карту и проведет транзакцию. Если же клиент подтвердит операцию, то и платеж, и карту разблокируют немедленно. Ну, а если владелец карты сообщит, что не делал этот платеж, банк отменит операцию и предложит перевыпустить карту.
Как вернуть деньги, списанные мошенниками? Рекомендации Банка России
Над текстом работала Дарья Васильева, IRK.ru
7 мая 2020 г. 1 комментарий около 9 минут на чтение
Что ждет россиян в декабре 2021 года? Обзор изменений законов
IRK.ru собрал самое интересное и важное.
Что должен знать начинающий инвестор? 8 основных правил
Как грамотно инвестировать и не разочароваться в финансовом рынке.
С 2022 года в Иркутской области изменится кадастровая стоимость недвижимости
Микрофинансовые организации: как не потерять деньги
Что ждет россиян в октябре 2021 года? Обзор изменений законов
IRK.ru собрал самые интересные и важные.
Как управлять рисками с помощью банковских сервисов. Советы для бизнеса
«Гаражная амнистия»: для кого и как воспользоваться
Специалист Росреестра — об упрощенном порядке оформления гаражей.
Как бороться с телефонными мошенниками и куда сигнализировать о номерах, с которых звонят аферисты
Горячие обсуждения
В Роспотребнадзоре РФ изучают опыт других стран по штрафам за отказ от вакцинации от COVID-19
В Иркутской области зафиксировали рекордный показатель потребления электроэнергии
Жители Савватеевки Ангарского городского округа потребовали прислать фельдшера в их ФАП
В 2019 году мошенники совершили около 572 000 незаконных операций по банковским счетам россиян и украли 5,7 миллиарда рублей.
Мошенникам удается выманивать секретную информацию по картам с помощью различных психологических уловок. В 70% случаев люди сами сообщали конфиденциальные данные: полные реквизиты карты, включая трехзначный номер с обратной стороны, а также пароли и коды из СМС. Стоит отметить, что в этих случаях банк не компенсирует похищенные деньги. Но аферисты могут использовать и другие схемы.
Что делать, если с банковской карты украли деньги
Если вы соблюдали правила использования карты (не хранили пин-код вместе с картой и никому не сообщали ее данные), то есть шанс вернуть украденные деньги.
Как заблокировать карту?
Как оформить возврат денег?
Как именно вы должны сообщить о краже — по телефону или лично в отделении — прописано в вашем договоре. Чтобы не терять времени, лучше сразу позвонить в банк и уточнить порядок действий у оператора.
Но в любом случае вам придется сходить в отделение банка, чтобы написать заявление о несогласии с операцией с требованием вернуть деньги. Сохраните у себя копию заявления с отметкой о том, что банк его принял.
Поскольку кража денег — это уголовное преступление, напишите заявление в полицию. Возможно, ваша информация поможет быстрее вычислить и поймать преступников.
Банк проведет служебное расследование. В нем примет участие и платежная система. Если мошенники действовали на территории России, то по закону служебное расследование может длиться максимум 30 дней, если операция была международной — 60 дней.
По итогам расследования с вами свяжется сотрудник банка и сообщит о решении. Если банк убедится, что вы не нарушали правила использования карты и при этом опротестовали операцию вовремя, вам вернут деньги.
Банк согласился вернуть деньги, но затягивает перечисление средств. Что делать?
Часто банки указывают срок возврата денег в договоре. Например, это может быть 30 или 60 дней. Если за это время банк не пополнил ваш счет, можно обращаться в суд.
Если же в договоре с банком сроки не установлены, то банк должен выполнять требования Гражданского кодекса. Статья 314 предписывает всем (в том числе банкам) выполнять свои обязательства «в разумный срок». Этот «разумный срок» вы и банк можете понимать по-разному. Но в кодексе есть уточнение: обязательства должны быть выполнены в течение семи дней с момента, когда вы предъявите свои требования.
Другими словами, вы можете подождать пару недель, если за это время деньги не вернут, то идите в банк писать заявление. В нем со ссылкой на Гражданский кодекс нужно потребовать перечислить украденную сумму в срок до семи дней.
Банк отказался возвращать деньги. Что еще я могу сделать?
В этом случае первым делом нужно потребовать от банка письменный отказ с обоснованием, почему он не соглашается вернуть деньги. Если банк такой отказ не выдаст или выдаст, но обоснование вам покажется неубедительным, стоит обратиться в суд. Если вы не нарушали договор с банком и вовремя сообщили о незаконной операции, скорее всего, суд примет решение в вашу пользу и деньги вам все-таки вернут.
Банк не уведомил меня о незаконной операции. Можно ли в таком случае вернуть деньги?
По закону банк обязан уведомлять вас обо всех операциях по карте. Каким именно способом он это делает, прописано в вашем договоре. Это могут быть смс-оповещения, письма по электронной почте или другие способы.
Если мошенники украли деньги с карты, а ваш банк не сообщил вам об операции, то по закону он обязан возместить потери. Даже если вы обнаружили кражу денег со счета не сразу, а через месяц или год после того, как она произошла.
В этом случае сначала нужно написать заявление в банк с требованием вернуть незаконно списанные деньги. Если же банк откажется их перечислить, то можно идти в суд.
Можно все-таки защитить деньги на карте от мошенников?
Важная информация
С сентября 2018 года банки могут приостанавливать денежные переводы и платежи с карт, если они выглядят подозрительными. Сомнения у банка может вызвать платеж в другой стране, особенно если раньше клиент за границу не ездил. Или с карты пытаются списать необычно большую сумму. А если с одной и той же карты вдруг одновременно идет «веерный» перевод сразу на несколько других карт, это точно повод для банка остановить транзакции и временно заблокировать карту.
Основные признаки подозрительных операций определил Банк России, а банки имеют право дополнить их собственными критериями — по итогам мониторинга поведения своих клиентов.
Если операция попала в число подозрительных, банк обязан немедленно связаться с клиентом, чтобы выяснить, действительно ли он давал согласие на этот платеж или перевод.
Если банк не получит ответ в течение двух дней, то разблокирует карту и проведет транзакцию. В случае подтверждения клиентом операции платеж, и карту разблокируют немедленно. Ну, а если владелец карты сообщит, что не делал этот платеж, банк отменит операцию и предложит перевыпустить карту.
За помощь в подготовке материала благодарим пресс-службу Отделения Иркутск Сибирского ГУ Банка России.
Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Аресты и взыскания
Как начать снова свободно пользоваться счётом?
Арест
На счёте арест: некая сумма на нём заблокирована и пользоваться ей нельзя (средства сверх этой суммы по-прежнему доступны).
Взыскание
На счёте взыскание: некая сумма списана без вашего распоряжения по решению суда или постановлению судебного пристава.
Как снять арест
Обратитесь к судебному приставу или в суд, чтобы получить постановление о снятии ареста.
После того, как банк получит постановление — арест будет снят в течение 3 рабочих дней.
Как прекратить взыскание
Если на счёте недостаточно денег — пополните его, чтобы погасить долг полностью.
Когда необходимая сумма будет взыскана — вы снова сможете свободно распоряжаться деньгами на счёте.
Банк не арестовывает и не взыскивает средства со счёта – он исполняет требования исполнительного документа. Банк не может вернуть вам деньги, потому что после списания с вашего счёта они сразу направляются на счёт приставу или взыскателю.
Узнать подробную информацию о действующих арестах и взысканиях можно на портале Госуслуги и в приложении Сбербанк Онлайн.
Видеоинструкция
Зарегистрируйтесь на Госуслугах через Сбербанк Онлайн
Причины арестов и взысканий
Не оплачены штрафы ГИБДД,
коммунальные услуги,
алименты, налоги
Судебные споры, разрешённые
не в вашу пользу
Сайт суда,
вынесшего решение
коммунальные услуги
(многофункциональный центр)
налоговой службы
У вас другой случай?
Полный список ситуаций, когда арестовывают или взыскивают деньги.
Часто задаваемые вопросы
Сервисы судебных приставов на Госуслугах
Данные должника и взыскателя, сумма задолженности, наложенные на должника ограничения (ограничения на выезд за границу, арест имущества и т.д.), действия пристава (запросы информации, постановления).
Заявления, жалобы, ходатайства и сообщения на рассмотрение судебному приставу в зависимости от жизненной ситуации. Результат рассмотрения поступит на портал Госуслуг.
Как получить доступ к сервисам судебных приставов?
Зарегистрируйтесь на Госуслугах через Сбербанк Онлайн
Основания для ареста или взыскания
1. Постановление судебного пристава об аресте или взыскании
Это документ, который судебный пристав-исполнитель направляет в банк для исполнения решения суда или другой инстанции. Банк обязан исполнить постановление незамедлительно.
2. Исполнительный лист или судебный приказ, выданный для исполнения решения суда.
Исполнительный лист или судебный приказ может поступить в банк от взыскателя (физического или юридического лица). По закону об исполнительном производстве, банк обязан исполнять решения суда по таким документам.
Другие постановления
Ещё деньги на счёте могут быть арестованы по постановлению органов предварительного следствия (если есть судебное решение), и в других предусмотренных законом случаях.
Сколько могут списать?
Чтобы не оставить человека без средств к существованию, закон защищает некоторые виды доходов от списания.
Собственные средства: можно взыскать в 100% размере
внесение наличных, перевод между своими счетами, выплата процентов по депозитам, перевод денег из других банков, переводы от физических лиц
При недостатке собственных средств взыскиваются Периодические зачисления.
Периодические зачисления: можно взыскать до 50% от суммы
зарплата, пенсия, стипендия, пособия по безработице и другие периодические доходы, поступившие на счёт в течение дня Когда на счёт поступает очередное периодическое зачисление, остаток ранее поступивших периодических зачислений может быть взыскан полностью. Правило не применяется, если очередное зачисление поступило на счёт в течение того же дня.
Могут взыскать до 70%, если возник долг по алиментам на несовершеннолетних детей или возмещению вреда (ущерба)
Социальные доходы: не подлежат аресту или взысканию
алименты, единовременные выплаты пенсионерам, материнский капитал, выплаты по уходу за детьми, выплаты инвалидам и ветеранам, другие социальные выплаты
Но если перевести их со счёта на счёт, деньги будут автоматически отнесены к категории «Прочие доходы», которая подлежит аресту или взысканию в полной мере.
Также относятся к социальным доходам суммы, которые выплачиваются для возмещения вреда, причинённого здоровью и компенсационные выплаты пострадавшим в радиационных или техногенных катастрофах.
Но их могут взыскать, если возник долг по алиментам на несовершеннолетних детей, возмещению вреда из-за смерти кормильца.
Я не согласен с арестом или взысканием. Что делать?
Используйте сервис Подача жалоб, ходатайств приставу на портале Госуслуг. Выберете жизненные ситуации: «Хочу пожаловаться на действия судебного пристава-исполнителя» или «Я уже оплатил задолженность».
Также вы можете подать обращение лично. Для этого скачайте бланк обращения:
Чтобы подать обращение в Федеральную службу судебных приставов, запишитесь на приём и предоставьте 3 документа: копию паспорта, СНИЛС и ИНН.
Хочу вернуть деньги
Чтобы вернуть списанные деньги, обратитесь к тому, кто наложил взыскание.
Банк не может вернуть вам средства: после списания с вашего счёта они сразу зачисляются на счёт приставу или взыскателю.
Взыскали сумму с социальных выплат
По закону банк не может арестовать или взыскать социальные выплаты.
Если это всё-таки произошло, вероятные причины:
Чтобы избежать взыскания социальных выплат, не переводите их со счёта на счёт.
Вы можете открыть Номинальный счёт для зачисления социальных выплат. Средства с Номинальных счетов списаны по взысканию не будут.
Как вернуть долг?
Чтобы взыскать долг по решению суда, отнесите исполнительный документ, подтверждающий наличие задолженности: к судебным приставам, по месту работы должника или в банк.
Служба судебных приставов
Если у вас нет точной информации о наличии средств на расчётном счёте должника.
Приставы имеют право арестовывать, изымать и разыскивать имущество.
Работодатель
Если сумма долга не более 100 тысяч рублей.
Можно взыскивать не только алименты, займы, кредиты, возмещение вреда, но и любые долги в пределах лимита.
Банк должника
Если у вас есть достоверные сведения о наличии средств на расчётном счёте должника.
По закону исполнительный документ можно предъявить в банк самостоятельно.
Как взыскать деньги через банк?
Отслеживайте ход исполнения в Сбербанк Онлайн. Вся информация по вашим исполнительным документам доступна в каталоге услуг на странице Требования.
Проверка хода исполнения взыскания
Вы можете узнать ход исполнения поданного в Сбербанк документа, если:
Если должник — юридическое лицо, статус исполнения можно проверить тут.
Часто задаваемые вопросы
Сервисы судебных приставов на Госуслугах
Информация о задолженности, наложенные на должника ограничения (ограничения на выезд за границу, арест имущества и т.д.) и действия пристава (запросы информации, постановления).
Заявления, жалобы, ходатайства и сообщения на рассмотрение судебному приставу в зависимости от жизненной ситуации. Результат рассмотрения поступит на портал Госуслуг.
Как получить доступ к сервисам судебных приставов?
Зарегистрируйтесь на Госуслугах через Сбербанк Онлайн
Документы для подачи в банк
Чтобы взыскать свои средства через банк, вам понадобится следующий пакет документов:
При смене платёжных реквизитов (банк получателя ликвидирован, счёт получателя закрыт) предоставьте в банк заявление о смене реквизитов.
Требования к исполнительным документам
Перед подачей документов изучите основные требования, предъявляемые банком к исполнительным документам.
Информирование о ходе исполнения
СМС уведомление придёт на указанный в заявлении мобильный номер.
Отслеживайте ход исполнения в Сбербанк Онлайн. Вся информация по вашим исполнительным документам доступна в каталоге услуг на странице Требования.
Отзыв документа из банка
Чтобы отозвать исполнительный документ, предоставьте в банк заявление на отзыв и паспорт для подтверждения личности.
Банк отправляет оригинал документа по почте заказным письмом с уведомлением не позже следующего дня после того, как клиент подал заявление об отзыве.
Сроки получения средств
Банк оперативно взыскивает деньги со счетов должника в рамках доступного остатка по счетам для списания.
Срок списания может быть отложен на 7 рабочих дней, если банку требуется дополнительная проверка подлинности исполнительного документа. На время проверки сумма, которую нужно взыскать, блокируется на счетах должника.
Если деньги долго не приходят — причины могут быть разные: на счёте нет денег, он арестован или закрыт. Если средства на счёте должника носят социальный характер — списать их нельзя, согласно 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Что делать?