спич сессия это что

Правила хорошего питча: как надо и не надо разговаривать с потенциальным инвестором

Рассказываем, как общаться с инвесторами на первой встрече, на что делать акцент в питче, и что не следует говорить ни в коем случае.

Перспектива знакомства с инвестором заставляет нервничать основателя стартапа. За время короткого разговора можно обеспечить своему проекту будущее или потерять перспективы — всё зависит от умения презентовать свою идею или проект.

Стартап — компания, созданная для быстрого роста. Масштабирование бизнес-модели — обязательное условие. Все рекомендации в статье будут касаться именно стартапов. И помните, что питч — короткий разговор, в ходе которого нужно заинтересовать потенциального инвестора. Это начальный этап процесса переговоров, ведущего к продаже идеи и получению инвестиций.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

CEO и сооснователь Preply

Какие бывают питчи

В стартап-сообществе принято разделять питч на несколько форматов, которые получили отдельные названия.

Питчами часто называют и письма инвесторам.

Чтобы питч был эффективным, важно правильно выбрать формат, грамотно выстроить свою речь, понимать цель конкретного разговора и обращаться к релевантному инвестору.

Кого и когда питчить: как происходит поиск инвестора

Старайтесь искать инвестора, который может не только вложиться материально, но и дать свою экспертизу, инструменты, рекомендации. Просматривайте сделки на профильных ресурсах (Angellist, Crunchbase), релевантных инвесторов заносите в список, подробнее изучайте биографию и ищите точки соприкосновения. Это поможет впоследствии персонализировать питч.

Важны и общие знакомые, которые смогут сделать для вас warm intro (представить и порекомендовать). Роль warm intro может сыграть не конкретный человек, а ваше присутствие на мероприятии.

Например, я познакомился с Артуром Костеном из Booking.com на закрытой конференции, организованной Point Nine Capital и посвящённой маркетплейсам. Сейчас он один из главных инвесторов Preply.

Инвестору, в свою очередь, важно, чтобы стартап соответствовал его профилю.

Изучите, какие сделки он заключает, на какие проекты обращает внимание, на каких стадиях инвестирования они находятся.

Есть pre-seed — этап, во время которого тестируют команду и основные гипотезы. Этот период желательно продержаться на собственных ресурсах или вложениях от FFF (fools, family, friends).

Бывают дорогие высокотехнологичные продукты, которые невозможно протестировать без производства, в таких случаях идеальным сценарием становится попадание в акселератор.

Seed — этап тестирования бизнес-модели и подготовки к масштабированию, здесь действуют примерно те же принципы. А вот стадии series A, B, C, D — это уже те этапы, когда инвестиции направляются в рост.

На этих стадиях инвестор понимает, что и как работает, может легко оценить перспективы, так что готов вложиться более серьёзно. Мало того, на этих этапах инвестиции более чем необходимы, потому что важно быстро занять рынки: именно с началом роста у стартапа обычно появляются мощные конкуренты.

Elevator pitch

Формат elevator pitch лучше всего подходит для презентации своего проекта на ивентах.

В условиях ограниченного времени важно успеть сказать главное: какую проблему вы решаете, какое решение предлагаете и где здесь деньги.

«Питч-гуру» Билл Джосс предлагает для подготовки к такому диалогу сформулировать свою презентацию в семи словах. Можно и в двадцати семи, главное — удалить всю воду.

Как надо

Постарайтесь заинтересовать инвестора и показать ему перспективу. Цель короткого питча — установить контакт. При положительном исходе собеседник сам предложит продолжить разговор и назначить время следующей встречи. Если инвестору не интересен проект, но впечатлила идея и перспективы, он может рассказать о вашем стартапе другому инвестору или сразу посоветовать вам к кому обратиться. Не стесняйтесь попросить о такой помощи.

Как не надо

Не пытайтесь продать идею за время elevator pitch и, тем более, не пытайтесь «вцепиться» в инвестора любой ценой. Если после вашей мини-речи не последовало дополнительных вопросов, человек не предложил рассказать больше, продолжать презентацию и сыпать цифрами не нужно.

Idea pitch

Когда есть время на более подробную презентацию идеи, важно соблюдать последовательность подачи информации. Алгоритм следующий: кто вы, какую проблему решаете, каким образом, как на этом заработать, сколько всего можно заработать. В конце можно рассказать о команде, а если останется время — коротко подвести итог.

Распространенная ошибка этого этапа — выносить рассказ о команде в первый блок. Не нужно, представление должно быть кратким. Ещё одна ошибка — зацикливаться на деталях, которые важны только для вас. Не нужно рассказывать в подробностях, как вы решаете проблему, опишите только подход.

Если у инвестора будут вопросы — он их задаст. И, наконец, в рассказе о команде не нужно вспоминать о локальных конкурсах, которые никому не известны. Зато участие в акселераторах типа EastLabs, Techstars, Y Combinator — это как раз то, что может привлечь внимание.

Как надо

Акцентируйте внимание на том, сколько можно заработать и как вы это определили. Само решение описывайте максимально кратко, не вдаваясь в технические детали и сложные термины.

Как не надо

Не зацикливайтесь на внутренних деталях. А ещё не рассказывайте инвестору вещи, которые для него очевидны. Например, не описывайте ему ситуацию на рынке, если одна из его портфельных компаний работает в смежной сфере или разговор проходит в рамках узконаправленного мероприятия.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это чтоКурсы Нетологии

Soft Skills

Funding pitch

Funding pitch нужно проводить в том случае, если вы уверены, что инвестор заинтересован конкретно в вашем проекте и задумывается о вложениях. Здесь, помимо информации, подходящей для idea pitch, нужно рассказать о нынешнем положении на рынке и темпах роста.

На момент поднятия инвестиций у нас был рост на 15% в месяц (считали ежемесячный рост за последний год).

При 10% в месяц вы вряд ли кого-то удивите, с 15–20 процентами можно рассчитывать на инвестиции, 30% в месяц — это уже впечатляющая цифра, которую обязательно нужно упомянуть.

Еще стоит поговорить о конкурентах и о том, чем ваше решение лучше того, что предлагают они. Изложите стратегию, включая пункты, которые позволят переманить клиентов существующих компаний. Расскажите, как вы измените рынок, с помощью каких инструментов, в какие сроки и какие для этого нужны инвестиции — и без преувеличений.

Как надо

Подготовьте максимум деталей, но изложите только главные. Скорее всего, после презентации инвестор задаст вопросы, и тогда можно будет предоставить дополнительные данные.

Еще в таких питчах очень хорошо работает персонализация. Если вы сотрудничали с партнёрами инвестора или ваш проект может дополнить функции одной из его компаний, на этом стоит сделать акцент.

Как не надо

Не расслабляйтесь в расчёте на то, что это самый длинный формат питча из принятых в стартап-среде. Составляйте саму речь только из ключевых фактов, но не забывайте, что за скобками должно остаться ещё много информации, которую вы готовы раскрыть после дополнительных вопросов.

Постарайтесь просчитать все нюансы, которые инвестор может уточнить, и заготовьте актуальные ответы по каждому из них.

Питч в письме

Письмо потенциальному инвестору пишется по следующей схеме.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это чтоНачните с короткого вступления, в котором стоит упомянуть о точках соприкосновения.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это чтоКоротко расскажите о себе, уточните, что ваш стартап ищет инвестиции на такой-то стадии.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это чтоПредложите провести встречу или видеосозвон на 30 минут. Онлайн для большинства европейских инвесторов предпочтительнее. Предложите несколько вариантов дат и времени.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это чтоВ конце подробно расскажите о проекте и добавьте во вложение презентацию.

Письмо вы составляете самостоятельно, но очень важно, чтобы его переслал инвестору общий знакомый. Это и будет warm intro. Если отправить сообщение самому, велика вероятность, что оно вообще не будет прочитано.

Например, CEO Petcube Ярослав Ажнюк представлял меня и пересылал моё письмо FjLabs — фонду, который основал Фабрис Гринда, один из фаундеров маркетплейса OLX.

Как надо

В презентации стоит ответить на следующие вопросы.

Как не надо

Не пытайтесь прислать сразу всю информацию, которая у вас есть. Письменный формат — не повод перегружать сообщение. Если будет нужна дополнительная информация, у вас ее запросят.

Последняя рекомендация

Не бойтесь получить отказ.

В ходе инвестиционного раунда мы изучили 300 инвесторов. Из них релевантными оказались 150, а получить warm intro удалось для сотни из них. Мы отправили им презентации, тогда заинтересовались 75 инвесторов, с которыми мы провели первичные переговоры. До этапа маркетинговой проверки дошли с 45 инвесторами. Из них двадцать назначили встречи с участием партнеров, где мы старались договориться об условиях инвестирования. Достигли соглашения только с 12 инвесторами. Юридические нюансы уладили с 8 инвесторами, и с ними, соответственно, подписали документы об инвестировании.

8 из 300 — это не мало, это результат, который позволил нам поднять 1,3 млн долларов инвестиций.

Советуем искать и питчить как можно больше потенциальных инвесторов, только так можно добиться значительных вложений.

Источник

За час до выступления я репетировал спич десять раз. Как подготовиться к питчу?

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

экс-директор бизнес-инкубатора МФТИ

Питчинг давно стал визитной карточкой любого стартапа. Инвесторы не обделены вниманием проектов, поэтому без грамотной презентации даже самые перспективные из них не смогут их заинтересовать. Чтобы выделиться внутри венчурной тусовки, начинающим предпринимателям необходимо всячески улучшать свои питчи, возводя этот навык в ранг искусства.

Исполнительный директор акселератора «Физтех.Старт» и основатель проекта Baller Александр Белов делится своим опытом и рассказывает, как стартапам выделиться на общем фоне.

Не так давно состоялся демо-день акселератора «Физтех.Старт», на котором 15 команд презентовали свои стартапы перед шестью десятками экспертов венчурного рынка, среди них был и я.

Это был не первый мой питч, но впервые я выступал на такую аудиторию. Каждый из зрителей представлял серьезные организации – венчурные фонды, корпорации, институты развития, госструктуры.

Несмотря на жесткий цейтнот, мы с партнером по проекту Андреем основательно подготовились.

Baller – пока еще молодой проект. До и после нас выступали более «зрелые» стартапы, и мы не могли состязаться с ними в метриках, поэтому, чтобы запомниться, нам пришлось проявлять фантазию.

И, поскольку зрители высоко оценили наше выступление, считаю возможным дать небольшой чек-лист, который поможет любому стартапу выйти на первый план.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.

Контент выступления

Буквально каждая фраза в выступлении и на слайде определяет главное – донесете вы свои мысли или останетесь запоминающейся пустышкой?

Вдумайтесь, какую информацию хочет получить от вас аудитория? Если нужен «вау-эффект» – дайте большую концентрацию сути при максимально лаконичных формулировках.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Подготовка спича – очень времязатратная работа – нужно писать, сокращать, добавлять, формулировать и снова сокращать. До самого выхода к аудитории не переставайте улучшать контент. Конечно, если результат важен для вас.

Лично у меня, даже после того, как накануне выступления трекер почти к каждому слайду сказал: «О, крутая фраза! И эта!», – все равно было ощущение, что могу лучше. Поэтому вечером я опять переписывал, наполнял и сокращал.

Вступление

Это отдельный инструмент взаимодействия с аудиторией, который тоже нужно использовать.

Видео – самый трендовый маркетинговый формат. Поэтому мы решили перед презентацией вместо вступления показать очень сочное видео с тех тренировок, которые мы сами уже организовали и провели.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Ролик обязан быть недолгим, насыщенным и качественным. Этим вы сразу визуально покажете, что вы в теме и реально понимаете, что делаете. Ну и важно, что на фоне прочих презентаций это будет оригинально и взбодрит зрителей, подогреет к вам интерес.

Качество визуальной презентации

Очень важна проработанность элементов на каждом слайде. Они должны помогать воспринимать информацию.

Деталей в дизайне – масса. Мы несколько дней компоновали все так, чтобы экран не дублировал устное выступление, а дополнял и помогал визуализировать то, о чем я говорил.

Это важно, поскольку зрители, как правило, далеки от специфики вашего проекта, и многое им может быть непонятно.

Нам очень повезло с дизайнером. Его кропотливая работа со слайдами помогла синхронизироваться с залом.

Энергичность и отрепетированность

За последний час до выступления я отрепетировал свой спич ровно десять раз. Не знаю, почему не все готовятся так досконально.

Фишка в том, что спустя десяток репетиций текст отскакивает настолько свободно, что вы можете сосредоточиться на других вещах – подаче, визуальном контакте, мимике, жестах и голосе.

Специфика нашего проекта – спортивная тематика – сама по себе обязывала выступить энергично. Иначе мы бы смотрелись неорганично. Имейте в виду, что любая отрасль обязывает вас в презентации передавать свои особенности на уровне энергии и эмоций.

Командная работа

Я очень рад, что, говоря о командном виде спорта, мы смогли эту командность показать. На воображаемую сцену мы с партнером вышли оба. Пока я питчился перед слушателями, Андрей отвечал за переключение слайдов.

Мы так отрепетировали этот момент, что я мог совершенно не отвлекаться на слайды за спиной, а пошагово развивать свою мысль, общаясь с залом и зная, что позади меня высвечивается именно то, что нужно.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Эта уверенность дорогого стоит. Она позволяет не распылять свое внимание, и зрители видят то, что хотят видеть в сильном стартапе – слаженную работу в команде и четкое разделение ролей, дающее синергетический эффект. К сожалению, они не особо привыкли к такому на питчингах.

Яркие элементы

Хочешь быть замеченным – нарядись ярко. Я выступал в футбольной форме, еще и прихватив с собой мяч на сцену. Многие сразу потянулись делать фото. Profit. Mission accomplished.

Еще маленькая хитрость – попробуйте взять какой-нибудь артефакт, который вы считаете счастливым. Если это не маленькая безделушка, которую можно спрятать в кармане или в руке, то придумайте, как подвести ее к теме вашего выступления.

Обоснуйте зрителям необходимость ее присутствия. Это придаст уверенности и дополнительной энергии. Держите при себе свои талисманы в важные моменты. Они в свою очередь заряжаются еще большей энергетикой в это время.

Импровизация и юмор

Заготовьте, если не юмористическую, то хотя бы забавную деталь и найдите ей подходящее место в середине выступления, чтобы зрители лишний раз очнулись. Это заходит в любом публичном выступлении, чем питч хуже? Покажите себя не просто роботом, запрограммированным на питч, а живым человеком.

Что еще важно – будьте готовы к импровизации. Никогда не знаешь, какие проблемы или неувязки могут произойти в момент питча.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Будет гораздо лучше, если на этот случай у вас будет заготовлена специальная позитивная фраза, которая не только сгладит впечатление от технического косяка, но и подчеркнет вас как уверенного в себе и легкого человека.

Призыв в конце

И вот вы выступили. О вас узнали. Вы рассказали о том, что требуется проекту, а что дальше? Как вам использовать ресурс в виде такой весомой площадки и серьезных гостей? Есть загвоздка.

Дело в том, что практически вся информация может пройти мимо слушателей. Как этого избежать? В конце презентации обязательно добавьте призыв. Он создаст у слушателей прочную ассоциацию с вами.

Например, для умных кормушек может подойти что-то вроде «Спросите своего кота, что он думает на этот счет?». И тогда ваши зрители, насыпая корм в миску, будут автоматически задумываться о том, оценил бы Барсик умную кормушку или нет?

У нас был банальный призыв: «Зовите играть в футбол!». Но вот что он дает: теперь, когда друзья позовут кого-нибудь из зрителей поиграть, они вспомнят про нас. Тогда мы сможем еще раз напомнить про наш продукт! В конце концов, ничто не сближает так, как совместное занятие командным спортом.

Вывод

Что в итоге? Вы получаете все, что хотели, и даже больше. Подкупаете зрителей проработкой всех деталей, ставите себе большой плюс в актив и задаете очень высокую планку, которой теперь будете обязаны соответствовать. Возможно, о вас напишут ведущие издания, вы вызовите интерес у фондов и соберете еще больше контактов.

Играйте на своих сильных сторонах, чемпионы!

Источник

«Спич» — стоит ли употреблять это слово, и в каких ситуациях?

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Приветствую вас. Продолжаем вести беседы на различные темы, ведь заниматься расширением кругозора и обогащением словарного запаса крайне важно. Всегда приятно блеснуть умом, главное, выбрать подходящее время и правильную обстановку. Будь то обычное праздничное застолье или выступление высокопоставленных лиц перед электоратом, необходимо тщательно продумать каждое слово, которое собираетесь сказать. Иначе можно оскорбить слушателей и произвести плохое впечатление.

Спич — это короткая вступительная или приветственная речь.

Например, идет небольшое застолье по какому-нибудь корпоративному поводу, вроде удачного заключения крупной сделки. И каждый должен сказать пару слов от себя, напутствие или подчеркнуть достоинства тех, кто приложил усилия для достижения результата.

Краткое содержание статьи (кликабельно)

Что представляет собой спич

Высказать умные мысли не так просто, особенно когда на тебя смотрят несколько десятков или сотен пар глаз.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Думаете, депутаты или крупные бизнесмены от природы такие грамотные ораторы, нет, для всех них пишутся речи. Есть даже специальная должность спич райтер. Конечно, официально она называется специалист по связям с общественностью и написание речей лишь часть работы такого сотрудника.

Главная особенность речи в ее неповторимости, чтобы всего несколькими предложениями, емко высказать, свое отношение, не используя уже избитые выражения. Пример спича на банкетном мероприятии: «Я рад быть сегодня среди настоящих талантов. Особенно хотел бы отметить (перечисление самых значимых лиц или событий). Именно благодаря усилиям таких людей наше предприятие ждет успех».

История возникновения спича

Если смотреть углубленно, то сколько существуют правители, столько есть люди, помогающие им оставаться востребованными. Спичеры это современный вариант секретарей или помощников, они всегда стоят за каждым руководителем и помогают ему на пути к успеху, оставаясь в тени.

Само слово спичрайтер, в РФ, начало активно применяться с начала 90-х годов. Устаревшее слово несущее тот же смысл, но с русским происхождением – речеписец. Только ведь сейчас принято использовать все зарубежное, это звучит солиднее. Как по мне, так «речеписец» произносится понятнее, а главное по-русски. Нейтральным синонимом к слову «спич» можно назвать, вступительное слово, краткий монолог по выбранной теме или речь.

Даже для праздничных событий, когда нанимают организатора, он прорабатывает выступления каждого гостя, чтобы их пожелания не были похожими на предыдущие или заезженными фразами, вроде «Как говорил великий …; Ну вот и пришел знаменательный день» и другие.

Какие факторы учитываются при написании спича

Профессиональные речеписцы тщательно прорабатывают ряд факторов, которые прямо или косвенно влияют на будущие высказывания лектора.

После написания готовой речи, ее дорабатывают на репетиции выступления, чтобы исправить все погрешности.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Также сам спикер отрепетирует и выучит ее наизусть, так речь будет звучать естественней. Только после этого спич произносят на мероприятии.

Помимо благодарственных или научных речей есть и другие направления, вроде хейт спич. Такой вид речи направлен на сознательное оскорбление оппонента или группы лиц совершающих преступления, разумеется, в литературных пределах.

Как написать спич самому

Чтобы вам было легче подготовиться к выступлению самостоятельно. В первую очередь замените книжное слово спич на более понятное и родное – речь, поздравление или вступление. Неважно, главное удобство, а уже потом красота слова.

Следующим шагом будет анализ публики, перед которой вы выступаете. И хотя это допустим юбилей, вам следует выделиться на фоне других, тогда это запомнится надолго. Оригинально написать речь в стихах, выделив основные индивидуальные достоинства юбиляра. Такой спич поднимет вас в глазах общества и виновника торжества.

Написать речь несложно, если вы от природы талантливый и остроумный человек. Если с этим проблемы, то обратитесь за помощью. Надеюсь, мои советы помогут вам. Делитесь своими впечатлениями с друзьями в социальных сетях, и не забывайте подписываться на проект «На Грани», чтобы не пропустить ничего нового. Всего доброго!

Источник

Что такое питчинг, или как заинтересовать инвестора за минуту

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Что такое питч

Питч — это короткая структурированная презентация проекта перед потенциальными инвесторами.

Об эксперте: Александр Колегов — руководитель проектной работы на программе MOOVE для студентов от бизнес-школы СКОЛКОВО и МТС.

Само слово пошло от английского pitch — «бросок» или «подача», которое, к примеру, спортсмены употребляют при игре в баскетбол. Это популярный в бизнес-сообществе инструмент, который используют предприниматели или стартапы, чтобы начать общаться с потенциальными вкладчиками. А венчурные инвесторы ходят на питч-сессии, чтобы за короткое время изучить как можно больше новых проектов и понять, куда лучше вложить деньги.

Цель питча — заинтересовать инвестора так, чтобы у него возникло желание узнать о стартапе больше и в дальнейшем профинансировать его. Но учиться питчить полезно не только предпринимателям, но и менеджерам.

спич сессия это что. Смотреть фото спич сессия это что. Смотреть картинку спич сессия это что. Картинка про спич сессия это что. Фото спич сессия это что

Зачем учиться питчить

Образовательно-акселерационные программы могут быть корпоративными (для тех, кому интересно развиваться как менеджерам в корпорациях), предпринимательскими или смешанными. Учиться питчить важно всем, чтобы уметь подать себя, заинтересовать своей идеей и запомниться. Неважно, стоите ли вы перед потенциальным инвестором из другой страны или топ-менеджером компании, в которой работаете, — с помощью грамотного питчинга можно заинтересовать любого.

Как правило, на питчинг отводятся всего несколько минут — максимум пять или семь. За это время нужно собрать весь свой опыт работы над проектом и максимально доходчиво донести его до слушателей.

Культура малого количества времени на питч сложилась не просто так — потенциальные инвесторы, среди которых могут быть крупные бизнесмены или топ-менеджеры, обычно очень заняты и прослушивают в месяц много презентаций. У них нет времени долго концентрироваться на чужих идеях, и им нужно держать в голове одновременно разные задачи.

Самая короткая презентация проекта для инвестора называется elevator pitch: у рассказчика есть всего одна минута во время условной поездки в лифте с потенциальным инвестором. За эту минуту нужно суметь рассказать, чем интересен ваш проект и как может помочь слушателю. Главное — привлечь его внимание и договориться о следующей, более длинной встрече.

Как проходит обучение питчингу

Расскажу на примере программы MOOVE. У нас проходит три питча: два промежуточных и один финальный. Такое количество сделано намеренно — раз в несколько месяцев обучающиеся команды могут остановиться, отрефлексировать свой опыт и послушать со стороны, как улучшить проекты.

Первый нужно провести уже через два месяца работы: студенты презентуют свои идеи и наработки перед людьми внутри акселератора. Ребята получают первую — и менее жесткую — обратную связь от трекеров, менторов, приглашенных преподавателей. На этом этапе важно поддержать студентов и придать им уверенности работать дальше.

Следующий питч организуется уже в кругу людей извне, никак не расположенных к студентам. Это более жесткая обратная связь, которая позволяет определить, насколько проект в принципе интересен рынку. Основная задача — выявить проблемы проекта и, если они слишком большие, понять, что ты ошибся и пересобрать проект.

Третий и финальный питч, который пройдет 25 июля, нужен не только для получения диплома, но и для действительно «взрослого» общения студентов-стартаперов с потенциальными инвесторами. У нас есть договоренность с «MTS Гаражом», и те проекты, которые будут успешно представлены на демо-дне, могут создать оплачиваемый пилотный продукт внутри МТС и стать корпоративными предпринимателями в компании. Кроме того, на демо-дне есть и потенциальные инвесторы, которые могут вложить реальные деньги в проекты. У нас уже есть команды, которые ведут переговоры о первых инвестициях.

Что важно для успешного питчинга

За пять-семь минут про все не расскажешь, поэтому нужно уметь фокусироваться на важных деталях: проблема, решение и перспектива монетизации.

Также имеет значение не только презентация, но и личность рассказчика.

Бизнес-ангелы, которые вкладывают деньги в проекты на ранней стадии, на самом деле в первую очередь инвестируют в команду. Основатель и его команда — единственная точка соприкосновения для инвестора в период когда еще слишком много неизвестных или не протестированных гипотез.

Сам питч в формате «вышел — поговорил» не несет в себе ценности. Во время него важно заинтересовать потенциального инвестора, чтобы после пообщаться более подробно. Поэтому организаторам питч-сессий нужно обязательно оставлять время для общения стартаперов с инвесторами. Правильная организация питч-сессий: выступление — короткий перерыв — возможность неформального общения с потенциальными интересантами.

Во время пандемии коронавируса, которая перевела большую часть общения в онлайн, популярность набрали так называемые speed dating pitch, когда стартаперы и инвесторы знакомятся в Zoom за короткое время. И в онлайн-питчах есть нюансы, которые стоит учитывать:

Средний возраст студентов MOOVE — 22 года. И у людей такого возраста есть преимущества во время общения с инвесторами: они раскованные и в меру наглые. Простая и немного нагловатая подача материала располагает. Ты понимаешь, что хотя человек и молодой, он уверен в себе и может пробить дорогу среди конкурентов.

Во время знакомства стартаперу нужно показать инвестору некую зрелость. С одной стороны важно произвести хорошее впечатление, но не стоит показывать «успешный успех»: инвестор знает, что 90% стартапов умрут, поэтому не отреагирует на человека, который показывает только положительные стороны. Нужно уметь продать себя, но важно и быть честным. Стоит помнить, что человек инвестирует в первую очередь в команду, и ему нужно, чтобы команда была амбициозной, честной и с трезвым взглядом на вещи. Меньше искусственности, больше целостности.

Где учат питчить

Предпринимательство — это не новое явление, но про умение выстроить коммуникацию с инвесторами и важность презентаций заговорили не так давно. Поэтому не стоит слишком сильно ориентироваться на книги про питчи или литературу для стартаперов — в информационный век все слишком быстро меняется.

Чтобы понять, как в целом устроен питч и на что ориентируются зарубежные инвесторы, стоит прочесть «Идеальный питч» Орена Клаффа: книга рассказывает про психологические особенности и ловушки, в которые люди могут попасть, общаясь с инвесторами.

Подкасты The Pitch помогут взглянуть со стороны на то, как устроен питчинг: увидеть сильные и слабые стороны презентации, понять, где лучше сделать акцент, а что, наоборот, стоит убрать или же упомянуть бегло.

Ведущий другого подкаста The Twenty Minute VC знакомит слушателей с известными зарубежными венчурными инвесторами. Они рассказывают, что ищут в проектах предпринимателей, как выделиться из толпы и повысить свои шансы на привлечение финансирования. Также инвесторы делятся своим видением рынка стартапов и его актуальных трендов.

Полезно читать зарубежные и российские СМИ, которые пишут про бизнес. Например, Business Insider, Medium или vc.ru публикуют любопытную информацию про особенности питчей.

Также можно подписаться на тематические телеграмм-каналы, например, «Раунд А», «Инвестиции в бизнес», «Русский венчур» и другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *