спецназ бтр что такое
Бронеавтомобиль для спецподразделений АСН-233115 «Тигр-М СпН»
На протяжении нескольких последних лет спецподразделения российской армии получают, осваивают и используют на практике современные бронеавтомобили АСН-233115 «Тигр-М СпН». Эта машина была разработана на базе существующих образцов и входит в хорошо известное семейство. При этом проект «СпН» предусматривает некоторые нововведения, призванные повысить общую эффективность техники и обеспечить решение особых задач.
С литерой «М»
В 2010 г. «Военно-промышленная компания» впервые представила «автомобиль многоцелевого назначения» АМН-233114 или «Тигр-М». Это была модернизированная версия серийного «Тигра» с рядом нововведений, сделанных по опыту первых лет эксплуатации. Изменились силовая установка, трансмиссия и ходовая часть, был улучшен бронекорпус и т.д.
В дальнейшем «Тигр-М» прошел все необходимые испытания, по результатам которых поступил на вооружение российской армии и министерства внутренних дел. Кроме того, этот броневик стали использовать в новых проектах специальной техники – в качестве носителя различного оборудования или вооружения. Ряд машин связи, разведки и т.д. справился с испытаниями и был принят на вооружение.
Одной из новых модификаций «Тигра-М» стал «автомобиль специального назначения» АСН-233115, также обозначенный как «Тигр-М СпН». Он предназначался для спецподразделений армии или иных структур и имел некоторые отличия от базового образца. Проект предусматривал сохранение ключевых узлов и агрегатов, дающих необходимые характеристики, а также предлагал переоснащение обитаемых объемов с учетом требований спецназа.
В 2013 г. «Тигр-М СпН» прошел полный цикл испытаний и получил рекомендацию к принятию на вооружение. Вскоре после этого ООО «ВПК» и смежные предприятия освоили серийное производство, и в 2014 г. армия получила первую партию новых броневиков. В дальнейшем Минобороны регулярно сообщало о поставках АСН-233115 в спецподразделения всех военных округов. К настоящему времени армии передано несколько десятков таких машин, что, вероятно, позволило переоснастить, как минимум, большую часть спецназа.
Также периодически публикуются новости об использовании «Тигров-М» в учебных мероприятиях. К примеру, на днях сообщили о применении таких броневиков в учениях спецподразделения 49-й общевойсковой армии Южного военного округа. Броневики доставили бойцов спецназа в заданный район, где помогли найти и уничтожить лагерь условного противника.
Многоцелевой и специальный «Тигры-М» присутствуют в каталоге «Рособоронэкспорта» и доступны для заказа иностранными покупателями. При этом экспортные броневики предлагаются в виде защищенных платформ без жестко определенного набора оборудования и вооружение. Подобные особенности комплектации определяет заказчик.
Многоцелевая платформа
В качестве базы для «Тигра-М СпН» использовался броневик АМН-233114. Последний выполнили на основе «Тигра» первой версии с сохранением ряда основных решений и с заменой ключевых узлов и агрегатов. За счет этого часть тактико-технических характеристик осталась на прежнем уровне, а прочие улучшились. Кроме того, исправили ранее выявленные недочеты конструкции, затруднявшие эксплуатацию.
Одно из главных нововведений проекта АМН-233114 заключалось в использовании дизельного двигателя ЯМЗ-5347-10/11 мощностью 215 л.с. Двигатель оснащен турбонаддувом с интеркулером и может использовать разные типы топлива. Разработана новая конструкция мостов, повышающая проходимость на грунтах со слабой несущей способностью. Модернизирована тормозная система.
«Тигр-М» сохранил прежний бронекорпус с противопульной и противоосколочной защитой. Моторный отсек получил броневой капот. Обновили оснащение обитаемого отсека. Улучшили конструкцию дверей, предусмотрели фильтровентиляционную установку, кондиционер и т.д. Количество мест в салоне увеличилось до девяти.
По требованию спецназа
Автомобиль специального назначения АСН-233115 по своей конструкции минимально отличается от базового «Тигра-М», что упрощает совместную эксплуатацию техники разных типов. Кроме того, сохранено максимальное внешнее сходство, обеспечивающее маскировку.
Главные отличия броневика «Тигр-М СпН» заключаются в конструкции и оснащении корпуса. Бронирование осталось прежним и соответствует 1 классу стандартов ОТТ 9.1.12.1 и STANAG 4569. Оно обеспечивает защиту от автоматных пуль, легких осколков и взрыва 600 г ТНТ. Живучесть и устойчивость также повышается за счет пулестойких шин с противовзрывными вставками.
Бронеавтомобиль получает новый комплекс различных электронных устройств. Для упрощения вождения используется набор из видеокамер по периметру корпуса. Также имеется комплекс средств связи и управления, соответствующий задачам спецподразделений. Предусмотрена установка собственной станции постановки помех для подавления радиоканалов управления взрывными устройствами.
Бронеавтомобиль АСН-233115 по габаритам практически не отличается от других версий «Тигра-М». Полная масса достигает 7932 кг, грузоподъемность – 1200 кг. Ходовые характеристики остались на прежнем уровне. Максимальная скорость на шоссе достигает 120 км/ч, запас хода – 1000 км. Автомобиль способен преодолевать различные препятствия, в т.ч. пересекать водные преграды по бродам.
Широкий круг задач
Броневик «Тигр-М СпН» сохраняет все основные качества базовой модели и при этом имеет ряд новых возможностей. Это позволяет использовать его в спецподразделениях для решения самого широкого круга задач. В зависимости от текущих потребностей, он может выполнять функции прочих броневиков – перевозить личный состав, защищая его от обстрела и взрывов, либо сопровождать и прикрывать автоколонны.
Кроме того, «автомобиль специального назначения» может использоваться в качестве транспорта для ведения разведки в тылах противника, для доставки бойцов к месту проведения спецопераций, а также для огневой и иной поддержки. В контексте эксплуатации в спецподразделениях АСН-233115 является гибким инструментом, пригодным для использования в разных ситуациях и на разных ролях.
Все предполагаемые возможности броневика «Тигр-М СпН» уже были опробованы и подтверждены в рамках разнообразных учений спецназа. Это демонстрируют различные сообщения пресс-службы Минобороны, поступающие с завидной регулярностью. Кроме того, можно предполагать, что такие бронеавтомобили применялись и в реальных операциях.
АСН-233115 состоит на вооружение армии уже несколько лет, и регулярно сообщается о поставках новых партий такой техники. Это означает, что в ходе испытаний и войсковой эксплуатации бронемашина показала себя с лучшей стороны и подтвердила свое соответствие требованиям и ставящимся задачам. Кроме того, были получены очевидные преимущества, связанные с унификацией разных образцов техники.
Таким образом, в рамках удачного семейства бронетехники был создан еще один образец с особыми функциями и возможностями. В виде броневика «Тигр-М СпН» армейские спецподразделения получили удачный и эффективный инструмент для решения широкого круга задач. Очевидно, что эксплуатация такой техники будет продолжаться в течение долгого времени с получением всех желаемых результатов.
БТР для спецназа
БТР-80 сегодня является одной из наиболее распространенных и популярных боевых машин не только России и республик бывшего Союза, но и других стран мира, куда машина широко экспортировалась. Наряду с такими преимуществами как надежность, скорость и маневренность, в последнее время стали ощущаться и недостатки этой бронемашины, проявившиеся в больших и малых конфликтах последних лет. Наиболее крупными из них стали война в Афганистане, события в Нагорном Карабахе и Таджикистане и недавние, но самые болезненные уроки Чечни.
Предметом основных претензий к БТР-80 служат недостаточная огневая мощь и слабая защищенность. Машина, скроенная по меркам «большой войны», оказалась не в полной мере приспособлена к реалиям сегодняшних локальных конфликтов, в которых бронетехнике приходится участвовать в операциях по наведению порядка, контролируя обстановку в населенных пунктах и на дорогах и действуя в стесненных условиях, среди городских кварталов.
«Восьмидесятка» с ее противопульной защитой заслужила в Чечне не очень-то лестную оценку: «Годится, чтобы на базар ездить». Нетерпимость положения не раз отмечалась на самом высоком уровне, вплоть до министра обороны. Так, на конференции в Кубинке в марте 1995 г. он прямо поставил задачу улучшения живучести и защищенности бронетехники. Тем не менее, дело практически не сдвинулось с места и не приходится сомневаться, что преодоление этих препятствий «оборонкой», как обычно, упрется в хронический недостаток средств, раскачку предприятий и отток квалифицированных кадров из КБ и заводов. Не дожидаясь затянувшейся поддержки, бойцам и офицерам прямо в частях приходится изобретать всевозможные импровизированные варианты повышения защищенности своих машин. Чаще всего в дело идут всякие подручные средства – крепление решеток из арматуры и проволочных сеток, предохраняющих от гранат РПГ, навеска на корпус досок, патронных ящиков, а то и старых покрышек, прикрывающих борта от кумулятивной струи и осколков.
К счастью, умелые головы и руки есть не только в КБ. Сообразно своим взглядам, разведчики отдельного батальона противодиверсионной борьбы специального назначения из подмосковной Власихи провели собственную доработку «восьмидесятки». Переделка, предложенная старшим прапорщиком Юрием Спасибуховым, включала все этапы, принятые в практике «взрослых КБ», в том числе оценку наиболее уязвимых мест машины, варианты их защиты с учетом эффективности и сопутствующих факторов – сохранения приемлемой массы, подвижности, секторов обстрела и условий работы экипажа. Нелишне сказать, что пригодился и почти двадцатилетний моделистский опыт Юры Спасибухова, имеющего на своем счету не одну «конверсионную» бронемашину тридцать пятого масштаба. Уровень БТР-80 от «Драгона» однако оставлял желать лучшего, и естественным было перейти на более крупный масштаб, благо объект работы находился под рукой.
Решение вопроса «в лоб» навеской дополнительных листов брони, стальных экранов или разнесенного бронирования, как это сделали на своих БТР, доставшихся в наследство от СССР эстонцы, сочли не очень практичным. Значительная площадь корпуса, нуждающаяся в защите, даже при установке экранов толщиной в несколько мм утяжелит машину на добрые 2,5–3 тонн, ухудшив ее проходимость, маневренность и скорость. А это неминуемо скажется на уязвимости – в малоподвижную «броню» легче попасть (за годы предыдущих модернизаций «восьмидесятка» и без того прибавила в весе более 2 тонн по сравнению с БТР-70 и 3,5 тонны – с его предшественником БТР-60ПБ).
Сразу отказавшись от установки лишних бронеплит, кроить которые из подручных материалов само по себе проблема, разведчики решили использовать «активную броню» – защиту из контейнеров с пластитом – взрывчатым веществом фугасного действия, срабатывающим при попадании кумулятивной гранаты и встречным взрывом разрушающим ее струю (подобная защита уже более 20 лет используется на танках).
Комбат, подполковник Леонид Мельников, имевший дело с «душманскими» РПГ в Афганистане, доработку одобрил, поставив, однако, условие: «машину не ломать»!
Коробками под ВВ и кронштейнами крепления удалось разжиться со списанных Т-72, а на корпусе БТР их смонтировали на болтах и сварке. 34 короба в инертном исполнении (боевые контейнеры с пластитом хранятся на складах и заменяют их только на случай военных действий) навесили по бортам передней части корпуса БТР-80. Ими защитили органы управления, места командира, водителя и наводчика башенной пулеметной установки. Большая часть контейнеров смонтирована с достаточным зазором от брони, чтобы не повредить собственный борт мощным фугасным ударом при срабатывании их содержимого, а сами они разнесены с тем, чтобы сохранить зоны обстрела из амбразур десанта и не затенять поля зрения смотровых приборов.
Ходовую часть и нижнюю часть корпуса (колеса прикрывают здесь лишь элементы подвески и около половины площади борта) завесили резинотканевыми 10-мм экранами-«ковриками», заимствованными с Т-72. Гибкая эластичная резина в этих местах служит куда лучше металлических листов, сминающихся и коробящихся при задевании за ветки, заборы и развалины. Шарнирно закрепленные панели разделены посередине метровыми просветами между 2-й и 3-й парами колес под боковые десантные люки.
«Броненосец» обратил на себя внимание и специалистов-танкистов. По их совету, для дополнительной защиты довольно тонкой бортовой брони при взрывном «всплеске» пластита под контейнерами была предусмотрена экранирующая прослойка из алюминиевых сот, сминающихся и поглощающих энергию ударной волны.
Переоборудование всего парка российской бронетехники, однако, остается под вопросом – нет ни средств, ни возможностей. На то, что проблему удастся решить энтузиазмом отдельных умельцев, надежд мало. В то же время западные эксперты прогнозируют, в том числе и на территории бывшего СССР, появление новых очагов вооруженных конфликтов, в которых, с большей или меньшей вероятностью, предстоит участвовать и российской армии. В каком виде встретят их наши танки и бронетранспортеры.
Сетевая пирамида изнутри при помощи Trello
Отступление
Недавно была информация о том, что поисковики просканировали открытые страницы в Trello.
Логично что многие начали искать там номера банковских карт, пароли. Как это делать? Вот так: «site:https://trello.com/b пароль от»:
Пример доски с паролями и другими аутентификационными данными
Начинаем поиск
Но статья не о том, мне было интересно найти мошенников и вот что получилось. Первый запрос что я забил конечно же был: site:https://trello.com/b жертва:
Карточки при поиске по слову Жертва
Давайте посмотрим что же внутри доски «Без названия»:
Пример доски с жертвами
Что мы видим, мы видим основные этапы обработки жертвы:
Для тех кто не в курсе, собственно таких я в самом начале разбора этой доски, даю расшифровку в верном порядке следования карточек:
Давайте посмотрим что в этих карточках подробнее:
Пример карточки жертвы
Не густо информации, но теперь у нас есть первые индикаторы для поиска подобных досок:
Поиск досок пирамиды
Поиск по словосочетанию биг зум:
ПРимер поисковой выдачи для «биг зум»
Вот тут то и начинается самое интересное, поисковая выдача просто ломится от размера:
Количество досок в общем доступе
Так что же это за ссылки, это все ссылки на доски, владельцы которых являются активными участниками пирамиды и пытаются продать лицензию на возможность так же привлекать в пирамиду. И это только те карточки что в общем доступе.
Давайте посмотрим еще пару досок:
Нарушение тайны личной переписки
Что бы уж точно войти в доверие жертвы, участник пирамиды закидывает голосовыми сообщениями:
ПРимер активного завлечения в пирамиду
Видео учебные что я находил, там даже рекомендуют с матами общаться для большего эффекта: «мол ты нищеброд, а я вон сколько зарабатываю».
Некоторые пирамидяне качественнее подходят к оформлению карточек потенциальных жертв:
Пример карточки с расширенным описанием
Помните термин WWPC выше?
Поиск по слову WWPC
Теперь мы точно знаем и понимаем что то, что мы думали это все пирамида, кому интересно как они работают открывайте youtube.com.
Давайте попытаемся найти кто же поближе к макушке пирамиды хотя бы на один уровень, а может и является ее владельцем, для этого продолжим блуждание по карточкам дальше.
В процессе серфинга по доскам начинаем натыкаться на такие:
Информация об участнике пирамиды
Стоп, что? Появилась новая колонка «О себе», где участник пирамиды пишет о себе следующую информацию:
Ссылку на телеграм
Номер своей банковской карты (для получения вознаграждения от участника пирамиды уровнем выше)
pravdoiskatel77
pravdoiskatel77
В настоящее время достаточно сложно дать точное определение понятию «спецназ». Дело в том, что в России огромное множество подразделений, созданных различными ведомствами (от налоговой службы до МЧС), которые называют спецназом. Первоначально спецназом назывались специальные подразделения Главного разведывательного управления (ГРУ). Но изменения, произошедшие в силовых структурах (и не только), требуют все-же неким образом разделить имеющиеся специальные отряды особого назначения на три группы.
Первая, это подразделения ведущие разведку, осуществляющие диверсионные и партизанские операции в тылу противника, а также проводящие антидиверсионные мероприятия.
Вторая, это отряды государственной службы безопасности, полицейские подразделения, целью которых является борьба с террористами и организованной преступностью.
Третья, включает все остальные подразделения, задачи и функции которых достаточно сложно определить: спецназ службы безопасности президента, спецназ Минюста, подразделения, выполняющие охрану чиновников и особо важных объектов т.д.
В советское время в состав спецназа ГРУ включались только лучшие из самых подготовленных бойцов, поэтому подразделению по силам было выполнение практически любых заданий командования.
После развала СССР 5 сухопутных бригад и 1 морская остались на территориях бывших советских республик. В подчинении у российских силовых структур остались только 4 бригады спецназа. Надо отметить, что самая лучшая бригада спецназа ГРУ СССР осталась на территории Белоруссии (у поселка Марьина Горка). Сегодня это прославленное спецподразделение подчиняется нескольким ведомствам: комитету госбезопасности, министерствам обороны и внутренних дел страны.
Российские бригады спецназа также подверглись реорганизации: две бригады спецназа ГРУ (из четырех оставшихся) были переданы ВДВ. У ГРУ остались 16-я бригада, дислоцирующаяся в Рязанской области (в Чучково) и 22-я бригада, размещенная в Кубинке (Московская область).
22-я бригада, получившая прозвище «Серые волки» включает в себя три роты, каждая из которых работает на конкретное направление боевых действий: на южное, юго-западное и западное. Бойцов обучают иностранным языкам, географии, тактике боевых действий в условиях пустынь, горной и лесной местности. В составе бригады есть четвертая рота, предназначенная для выполнения особо важных задач. Известно, что она сформирована только из офицеров и прапорщиков. Обустроенная база 22-й бригаде досталась по наследству от учебного центра военной академии. База включает в себя жилые объекты для размещения военнослужащих и их семей, аэродром, стрельбище и танкодром.
Бойцы бригады вооружены традиционными ПМ и АКМ, бесшумными автоматами, пистолетами и снайперскими винтовками, ручными огнеметами «Шмель», автоматическими гранатометами «Пламя», минами направленного действия, радиоминами. Радисты работают на специально разработанных для ГРУ рациях: вес ее составляет 12 килограмм, а радиус действия – 3 тыс. км. Запеленговать ее работу практически невозможно, радиограмма доставляется адресату мгновенно.
На проводимых в 1992 году учениях по освобождению захваченного «террористами» атомного ледокола «Сибирь», наблюдатели даже не заметили как вымпеловцы появились из воды, поднялись на палубу и обезоружили охрану.
На счету этого отряда множество удачных операций, проведенных в Чечне и Дагестане. Многие бывшие вымпеловцы служат как в государственных, так и частных структурах.
Ко второй группе можно отнести следующие СпН: «Альфа», «Касатки», СОБР (Специальный отряд быстрого реагирования), «Зубр» и др.
В состав МВД входят федеральные и региональные специальные отряды быстрого реагирования (СОБР), основная задача которых борьба с организованной преступностью любыми доступными способами. Однако, при необходимости, отряды СОБР могут быть привлечены и к операциям Следственного комитета РФ. В настоящее время насчитывается 87 отрядов СОБР (около 5200 бойцов).
В третью группу входит спецназ ФСИН («Тайфун», «Росич», «Омега» и др), спецназ ФСКН, ОМОН, ФСО, Кремлевский полк и т.д.
У обывателя понятие спецназа часто ассоциируется с ОМОНом или СОБРом. А вот название спецподразделение «Рысь» при МВД не многим известно, хотя отряд существует с 1991 года. Это, скорее всего, связано с тем, что подобные спецотряды в каждом регионе носят свои названия
– «Скиф» (Ростов-наДону), «Тигр», «Русь», «Россы», «Сокол», «Витязь» (Москва), «Росич» (Новочеркасск), «Ратник» (Нижний Тагил), «Вятич» (Армавир), «Ермак» «Новосибирск», «Тайфун» (Хабаровск), «Мечел» (Челябинск), «Святогор» (Владивосток), «Меркурий» (Смоленск) и т.д.
ОМОН входит в состав полиции, как отряд особого назначения, выполняющий сверх опасные задачи в городских условиях будь то обнаружение и ликвидация вооружённых преступников, или же силовое поддержание патрулирования городских улиц постов ГИБДД;
обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятиях или пресечение массовых беспорядков при возникновении чрезвычайных ситуаций и катастроф.
Подразделения ОМОН участвуют в обеспечении порядка в критических ситуациях на территории России.
Среди отрядов ОМОН наибольшую известность имеет подразделение «Зубр». Этот отряд был создан в 2006 году в подмосковном Щелково. Численность подразделения – около 2500 бойцов. На вооружении имеет БТР, вертолеты, автомобили («Тигр») и другую спецтехнику. В отряд входят кинологи и снайперы. В обязанности «Зубра» входит не только обеспечение безопасности в общественных местах, но и борьба с диверсионными, десантными, террористическими и разведывательными группами. Именно бойцы этого подразделения обеспечивали порядок при проведении митингов и маршей в Москве, Рязани, Владивостоке (митинг автомобилистов) и Нижнем Новгороде. Необходимо отметить, что пять сотрудников «Зубра» получили звание Героев России, 95 бойцов являются кавалерами ордена Мужества.
Но, чтобы стать настоящим бойцом специального отряда особого назначения, требуется длительная подготовка, приобретение боевого опыта и желание защищать Родину.
Десант на броне. Почему никто не доверяет отечественным БТР?
Начальник Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации Генерал армии Н.Е. Макаров
Что было и к чему пришли
На кадрах военной кинохроники мчатся «тридцатьчетверки», на броне густо сидят румяные автоматчики. В самую страшную жару и самый лютый мороз советские солдаты шли в бой, прижимаясь плечом к массивной башне танка, презирая мысль, о том, что в любую секунду шальная немецкая пуля «сковырнет» их с брони под гусеницы бешено мчащейся машины.
Укрыть советских воинов броней не представлялось возможным – предельно загруженная промышленность не имела резервов для выпуска бронетранспортеров. Не существовало даже какой-либо концепции применения подобных машин. Поставки по ленд-лизу исправить положение не смогли: например, из 1200 американских полугусеничных БТРов (М3, М5, М9), переданных в 1942 году, в механизированные подразделения попали только 118 машин, остальные применялись как артиллерийские тягачи. Так и доехали наши солдаты верхом на броне до самого Берлина.
*Группировка советских войск в Германии (ГСВГ), в составе 5 общевойсковых, 4 танковых и 3 воздушных армий, была способна за пару недель прорваться к Ла-Маншу. По одной из легенд, натовские гуманитарии закладывали ядерные фугасы под дамбы и плотины, чтобы в случае развернутого конфликта затопить пол Европы и замедлить продвижение танковых колонн. К слову, странные бетонные колодцы были действительно обнаружены под мостами, развилками дорог и гидротехническими сооружениями на территории Европы.
В 1966 году СССР в очередной раз удивил мир, создав принципиально новый образец бронетехники. Легкий танк трансформировался в боевую машину пехоты – чрезвычайно мобильную плавающую бронемашину для транспортировки личного состава к переднему краю и ведения боевых действий совместно с танками.
Кадры телевизионной хроники. Кавказ. Наши дни. Очередная контр-террористическая операция – по разбитому шоссе мчатся бронетранспортеры и БМП, на броне густо сидят румяные бойцы ОМОНа. Но, позвольте, какого черта? Почему солдаты бояться спуститься в боевое отделение наших бронемашин, предпочитая служить мишенями для снайперов?
Солдаты предпочитают сидеть верхом на броне, надеясь, что пуля-дура просвистит мимо них, чем быть гарантированно убитым в боевом отделении в случае подрыва машины на самом примитивном взрывном устройстве.
Увы, предельно слабое бронирование нивелирует остальные преимущества БМП-3. Кинокадры с едущими на броне десантниками служат немым укором конструкторам – к чему все усилия, если солдаты бояться сесть внутрь? Не проще тогда вообще срезать крышу и наварить больше бронелистов на борта и днище?
До первой встречи с РПГ
М113 в Ливане. Для повышения защищенности в ход идут любые средства.
Напрашивается простой вопрос: зачем вообще нужны подобные «бронемашины», если они не защищают экипаж даже от самых примитивных средств поражения? Ведь выстрел из РПГ или очередь из крупнокалиберного ДШК – самое простое, с чем приходится сталкиваться в современном бою. А как быть, например, с противотанковым ракетным комплексом или лежащим на обочине самодельным фугасом из пары-тройки 152 мм осколочных снарядов? – практика показывает, что подобные вещи встречаются намного чаще, чем планировали создатели БТРов и БМП.
Скорлупа из 16 мм стали, равно как и из 44 мм алюминиевой брони, здесь бессильна. Для надежной защиты экипажа требуется кардинально иное решение.
M113 в «тяжёлом обвесе». Временное решение
Боевая машина пехоты – это не обычный легкий танк. Внутри нее, по определению, должно находиться большое количество личного состава. И если экипаж танка из трех-четырех танкистов требует защиту, аналогичную 500-1000 мм гомогенной стальной брони, то в чем провинились 10 человек экипажа БМП, которым предложено идти в самое пекло под прикрытием её «картонных» стен?
В продолжении данного разговора предлагаю ознакомиться с наиболее удачными образцами иностранной бронетехники, имеющими наибольшую защищенность:
Самый грозный. «Стридсфордон-90»
Боевая масса 35 тонн. Экипаж 3 чел., десант 8 чел. Бронезащита: стальная разнесенная броня + модульная защита. Вооружение: 40 мм автоматическая пушка «Бофорс». Скорость до 70 км/ч. Производится с 1993 г., построено более 1000 машин.
Противоминная защита днища БМП предохраняет экипаж от взрывов взрывных устройств мощность до 10 кг тротила. Десант размещен в раздельных амортизированных сиденьях, что увеличивает шанс избежать тяжелых травм при подрыве на мине.
Большинство машин оснащены мобильной маскировочной системой Barracuda (ИК и РЛ диапазоон) и комплексом оптико-электронного подавления (комплектация зависит от конкретного заказчика).
Наиболее совершенная экспортная модификация CV-90 Mk.III оснащается бикалиберной 30/50 мм автоматической пушкой c надульным программатором боеприпасов, а также системой управления огнем SAAB UTAAS c дневными и ночными прицелами.
Помимо базового варианта, на шасси БМП CV-90 производятся командно-штабная машина, БРЭМ, зенитная самоходная установка и легкий истребитель танков со 120 мм орудием.
Недостатки машины в теории? CV-90 не умеет плавать.
Недостатки машины на практике? В 2009 году на территории Афганистана произошел подрыв БМП CV-90 из состава механизированного батальона «Телемарк» ВС Норвегии на мощном самодельном ВУ. Машина получила тяжкие повреждения, погиб механик-водитель. Оказалось, что всех принятых мер недостаточно для обеспечения выживаемости экипажа БМП в современных конфликтах. Нужно что-то другое.
Предельная защита. «Ахзарит»
Боевая масса 44 тонны. Экипаж 3 чел., десант 7 чел. Бронезащита: стальная гомогенная броня толщиной до 200 мм + навесная броня и динамическая защита. Вооружение: несколько 7,62 мм пулеметов. Скорость до 50 км/ч. Производится с 1988 г., построено около 500 машин.
Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии обороны Израиля. Жизнь на передовой заставила израильтян нарушить все сложившиеся каноны танкостроения, военным надоело погибать в бронетранспортерах М113 от первого же попадания кумулятивной гранаты. Оригинальным решением проблемы стал БТР «Ахазарит» на шасси советского танка Т-55.
Масса корпуса Т-55 со снятой башней 27 тонн, масса «Ахзарит» 44 тонны – значительная разница в 17 тонн обусловлена установкой дополнительного бронирования. 200 мм броня советского танка была усилена накладными бронелистами из стали и карбоновых волокон, снаружи установили комплект динамической защиты. Все эти факторы, в сочетании с низким силуэтом бронемашины, позволили обеспечить исключительно высокий уровень защиты экипажа. Всего данной модернизации подверглись около 500 Т-54/55, захваченных у арабских стран.
Во! Другой разговор! – скажете вы. Это уже не 16 мм скорлупа БМП-2. Там, где корпус отечественной БМП лопнет по сварным швам от взрывной волны, БТР «Ахазрит» отделается лишь царапинами.
Для выполнения задач по транспортировке личного состава, внутренняя компоновка Т-55 также подверглась изменениям: советский двигатель был заменён на более компактный 8-цилиндровый дизель «Дженерал Моторс», что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта БТР, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери.
Бронетранспортеры «Ахзарит» готовятся к вторжению в Газу
Бронетранспортер оснащен стабилизированной пулемётной установкой OWS (Overhead Weapon Station) с дистанционным управлением, в качестве дополнительного вооружения у люков на крыше корпуса может быть установлена пара 7,62-мм пулеметов на шкворневых установках. Также, в качестве амбразуры для наблюдения и прикрытия «мертвой зоны» за машиной может использоваться приоткрытая кормовая бронедверь, представляющая собой откидывающуюся рампу.
Недостатки бронемашины? «Ахзарит» совершенно не умеет плавать. «Специалисты» обязательно отметят слабость оборонительного вооружения – всего лишь несколько пулеметов винтовочного калибра. Тяжелый БТР не поместится в грузовом отсеке военно-транспортного самолета. Он более дорог в эксплуатации, чем обычные БТРы и БМП.
Идея сверхзащищенного БТР настолько понравилась военным, что израильские конструкторы стали переоборудовать в тяжелые бронетранспортеры всё, что попадалось им под руку: 50-тонный БТР «Пума» на базе британского танка «Центурион» или супер-БТР «Намер» на базе основного боевого танка «Меркава» Mk.4. На сегодняшний день именно 60-тонный «Намер» является самым высокозащищенным бронетранспортером в мире.
Тяжелый БТР «Намер» на испытаниях в США (2012 год)
Хочешь яичницу – разбей яйца
Рядом с танками «Меркава» кверху гусеницами лежит тяжелый БТР «Пума»
Теперь представьте на месте «Меркавы» Mk.4 созданный на её базе тяжелый БТР «Намер» – есть все основания полагать, что живучесть бронетранспортера оказалась бы, как минимум, не меньше, чем у основного боевого танка. Простой вопрос: что бы случилось, окажись на их месте отечественная БМП-3? Впрочем, понятно что – трагедия.
Прямое сравнение GCV с немецкими «Королевскими Тиграми» и пр. «вундервафлями» времён Второй мировой некорректно. У фашистов не было главного – достаточно мощных двигателей, самый сильный «Майбах» едва выдавал 700 л.с. Современные технологии позволяют создавать двигатели вдвое большей мощности, вкупе с достаточно эффективными и надежными трансмиссиями.
Непробиваемая БМП Ground Combat Vehicle. Проект
Тяжелая бронетехника, подобная GCV и «Ахзарит», представляется наиболее подходящим средством для будущих конфликтов – такие машины эффективны для ведения боевых действий и на открытой местности, и в зоне плотной городской застройки. Большая масса GCV не слишком волнует ее создателей – массогабаритные показатели новой БМП в целом соответствуют танку «Абрамс». Отсутствие плавучести мало повлияет на её подвижность и боевую эффективность: БМП редко действуют в отрыве от танков. А где танки, там всегда мостоукладчики и пр. специализированная техника.
Все прочие «достоинства» перспективной американской БМП (акустические датчики выстрелов, тепловизоры, дистанционно управляемые пулеметные турели) и «недостатки» (прямо скажем, плохая авиа-транспортабельность, отрицательная плавучесть) меркнут на фоне Главного – обеспечения высокой защиты экипажа.
Семейство американских «легких» бронемашин «Страйкер» не должно вводить в заблуждение – эта техника предназначена для конфликтов низкой интенсивности (папуасы и «полицейские» операции), когда применение противником мощных противотанковых средств маловероятно. Стоит заметить, что базовый 17-тонный бронетранспортер «Страйкер» не имеет башни и какого-либо тяжелого вооружения – все резервы массы ушли на бронезащиту (самые современные технологии, комплекты навесной керамической брони MEXAS) – и, тем не менее, из Ирака поступает масса жалоб на плохую защищенность машины. Создатели «Страйкера» явно не ожидали такого количества изощренных противотанковых средств даже в антитеррористических операциях.
Существуют еще более интересные проекты в этом перспективном направлении – на Украине уже созданы тяжелые бронемашины БМПВ-64 и БМТ-72 (как нетрудно догадаться, на базе танков Т-64 и Т-72). Какое развитие ждет бронетехнику дальше? Прогресс движется по спирали – может быть, появятся «неадекватные» 100-тонные монстры, которые на новом витке исторического развития вновь сменятся на легкие бронемашины. И пехота продолжит кататься верхом на броне.