Корригирующая гимнастика как здоровьесберегающая технология
Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу для сохранения и коррекции осанки оздоровительной гимнастики, если выполнять ее систематически, а не от случая к случаю. Она — обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли.
Корригирующая гимнастика –. одна из разновидностей лечебно-оздоровительной гимнастики которая проводится для исправления дефектов опорно-двигательного аппарата и лечения их начальных форм, профилактики нарушения осанки, искривления позвоночника, плоскостопие и др. В детском возрасте в период роста организма корригирующая гимнастика применяется с наибольшим успехом. Для проведения занятий корригирующей гимнастикой необходимо выполнять следующие условия:
Наличие коврика для занятий.
продолжительность занятия – 35–40 мин.
Желание и терпение.
Корригирующая гимнастика оказывает:
• общеукрепляющее воздействие на организм ребенка
• осуществляет своевременную профилактику и коррекцию опорно-двигательного аппарата
• способствует общему укреплению мышц туловища
• укрепляет мышцы, формирующие свод стопы
• воспитывает и закрепляет навык правильной осанки
• формирует правильный свод стопы
• развивает и совершенствует двигательные навыки детей
Корригирующая гимнастика, в основном, направлена на исправление осанки, то есть решает проблемы позвоночника. Хотя исправлять, корригировать с помощью гимнастики можно гораздо больше. Средствами корригирующей гимнастики являются разнообразные общие развивающие упражнения, упражнения корригирующего характера с предметами и без них, дыхательные упражнения, а так же подвижные игры, плавание, упражнения на специальных тренажерах.
Одним из главных направлений в нашей школе является физическое развитие, которое содействует как физическому, так и духовному здоровью подрастающего поколения. К сожалению, с самого раннего возраста ребенок привыкает к неправильной осанке, что, в свою очередь, приводит к возникновению различных искривлений позвоночника. Эти искривления не только деформируют туловище, грудную клетку, ноги, но и препятствуют нормальному функционированию различных органов и систем организма. Переход от здоровья к болезни происходит через усиление напряжения или перенапряжение. Чем раньше будет возможность предусмотреть такой исход, тем больше вероятности сохранить здоровье.
Поэтому в нашей школе применяются все формы воздействия на учащихся для сохранения здоровья. Одни из них – это занятия корригирующей гимнастикой во внеурочное время. Занятия проходят под музыку с использованием всего необходимого оборудования. Особое внимание на занятиях уделяется профилактике заболеваний позвоночника. В корригирующих комплексах используются упражнения, направленные на укрепление и тонизирование мышц, улучшения осанки, гибкости позвоночника и чувства равновесия, укрепление мышц спины и подвижности суставов а также упражнения для профилактики плоскостопия.
Основной целью проведения занятий корригирующей гимнастики в нашей школе явилась все более возрастающая и актуальная многие годы проблема нарушения осанки у детей, а так же раннее выявление и профилактика развивающегося сколиоза и кифоза.
Позвоночник ребенка не только выполняет свои функции, но и находится в постоянном развитии, которое могут задерживать чрезмерные нагрузки. До тех пор пока идет рост позвоночника, основная нагрузка падает на мышцы. Чем лучше развиты мышцы, тем в лучших условиях находится позвоночник. Нагрузки же на позвоночник ребенка в повседневной жизни резко возросли. Дети вынуждены почти постоянно сохранять позу сидя. Это и школьные уроки, факультативы, кружки, домашнее задание, сидение у телевизора и компьютера. В то же время относительно небольшой прирост мышечной массы, слабость мышц, невысокая их статическая выносливость и недостаточное развитие нервных двигательных центров не позволяют длительно выдерживать одну и ту же позу. Если с раннего детства мышцы заставить работать в правильном режиме и организмом «руководить» со знанием дела, то можно не допустить развития нарушения осанки и многих заболеваний опорнодвигательного аппарата. Нарушения осанки, в свою очередь, затрудняет работу внутренних органов, ухудшая здоровье и задерживая развитие ребенка.
Наш образ жизни требует не только сильных мышц, но и мышц, способных длительное время поддерживать статическое напряжение. Такую способность мышц следует развивать с детского возраста. С этой целью рекомендуется систематическое включение в уроки физкультуры изучение комплексов упражнений корригирующей гимнастики.
На уроках и физкультурных паузах мы постоянно изучаем и применяем новые методики, направленные на здоровьесбережение: изучаем. психофизиологические упражнения и приёмы самомассажа. Данные упражнения направлены на стимуляцию согласованной работы полушарий головного мозга и применяются для улучшения памяти, внимания, навыков чтения, письма, интеллектуальных способностей.
Корригирующими называются упражнения, в которых сочетаются движения конечностей и туловища или производятся движения отдельными сегментами тела, в целях исправления или профилактики различных деформаций позвоночника, грудной клетки, стоп (паралитическая косолапость) и т. д. Наиболее характерно для этих упражнений соответствующее исходное положение, определяющее строгую локализацию воздействия движения и соответствующее сочетание в нем силового напряжения и растягивания. Действия корригирующих упражнений определяются суммарным влиянием растягивания и дозированного силового напряжения. Они носят по преимуществу трофический характер.
Цель: Укрепление и сохранение гибкости позвоночника. Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата. Задачи: Коррекционно– развивающая: Развитие и укрепление костно-мышечной системы. Коррекция осанки. Образовательная: Формирование навыков выполнения упражнений в разнообразных формах двигательной активности Воспитательная: Воспитывать чувство взаимопомощи, положительного отношения к занятиям лечебной физкультурой.
№
Содержание
Д
ОМУ
Построение. Приветствие. Сообщение темы занятия.
Ходьба: ходьба на носках, мяч вверх; ходьба на пятках, мяч за голову; в полуприседе, мяч вперед
– приставными шагами правым, левым боком – бег с изменением направления
Общеразвивающие упражнения на месте
Обратить внимание на правильную постановку стоп и осанку: спина прямая, подбородок поднять, пятки вместе, носки врозь.
Каждый берет по мячу
Смотреть через левое плечо
Упражнения на плечевой и тазобедренный суставы
1. Упражнения на развитие мышц плечевого пояса, шеи
2. Упражнения для профилактики остеохондроза
3. Упражнение на координацию
– Челночный бег с мячом
– Игра «Попади в цель»
Упражнение выполняется на гимнастической стенке
Мячом коснуться волейбольной разметки
Выполнить бросок мяча рукой, попасть в фишку
Выполнять самостоятельно упражнения на развитие плечевого пояса, шеи 2 раза в день
Конспект урока №2 по ЛФК
Цель: Профилактика нарушений развития стопы, через применение игровых упражнений с использованием нестандартного оборудования.
Задачи: Коррекционно– развивающая: Развитие и укрепление костно-мышечной системы, укреплять мышцы спины и брюшного пресса.
Формирование навыков выполнения упражнений в разнообразных формах двигательной активности, развивать быстроту, ловкость, координацию движений Воспитательная:
Воспитывать чувство взаимопомощи, положительного отношения к занятиям лечебной физкультурой.
Инвентарь и оборудование: мячи, маты
№
Содержание
Д
Организационно – методические указания
Построение. Приветствие. Сообщение темы занятия.
– ходьба на носках, мяч вверх;
– ходьба на пятках, мяч за голову;
– в полуприседе, мяч сзади;
– в приседе, мяч вверх;
– наклон, перекат мяча руками.
– с захлестом голени.
Ходьба быстрым шагом.
Ходьба с восстановлением дыхания.
Ходьба с продвижением вперед, мяч между стопами, руки на пояс.
Ходьба, мяч в правой руке.
Обратить внимание на правильную постановку стоп и осанку: спина прямая, подбородок поднять, пятки вместе, носки врозь.
– спина прямая, ноги не сгибать, локти развести.
– на носках, на каждый шаг.
– пятками достать до ягодиц.
1. И. П. – сидя на мате, согнув ноги, упор сзади.
Поставить стопы на мяч.
– перекаты мяча стопами вперед (назад), вправо (влево), по кругу.
Не отрывать стопы от мяча!
2. И. П. – сидя на мате, ноги прямые, упор сзади. «Ножки моются».
– положить мяч на голень правой (левой) ноги. Перекаты мяча по голени ноги вверх вниз).
Удерживать мяч стопой.
Перекаты по всей голени.
3. И. П. – сидя на ковре, упор сзади на локтевых суставах, ноги прямые, мяч между стоп.
1– поднять ноги вверх;
Выполнять по команде инструктора.
5. И. П. – тоже.
Броски мяча вперед, мяч между стоп.
После броска мяча по команде вигаться за мячом как:
Броски мяча – вдаль!
Спину выгнуть, произносить звук «ш-ш-ш».
– средний мяч зажат между стоп, у того, кто сидит ближе к учителю.
– передача мяча «из стоп в стопы» следующему.
Последний, у кого будет мяч, перекатывает его учителю.
Мяч удерживать стопами.
Передача должна быть точной.
—Ходьба, перекаты мяча ладонями.
Перестроение в 2 колонны.
Дети идущие в первой колонне подходят к обручам.
Дети идущие во второй колонне подходят к кубикам.
Положить массажные мячики.
Спина прямая, стопы ставить правильно.
После завершения задания, подгруппы меняются местами.
– Пальцами ног из обруча достать шишки и переложить их в ведерко.
– И. П. – сидя. Стопами ног, поворачивая кубики, собрать картинку.
– Молодцы! Вы замечательно справились с заданием! Показали себя ловкими, умелыми, дружными!
Конспект №3 занятия по ЛФК.
Цель: Оздоровительная. Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника и направленной коррекции имеющегося дефекта осанки.
Задачи: Коррекционно– развивающая: Улучшение показателей физического развития и укрепление здоровья учащихся, через физические упражнения. Образовательная: Формирование навыков выполнения упражнений в разнообразных формах двигательной активности, развивать быстроту, ловкость, координацию движений
Воспитательная: Воспитывать чувство взаимопомощи, положительного отношения к занятиям лечебной физкультурой.
Инвентарь и оборудование: мячи, маты
Содержание
Дозировка
Организационно – методические указания
Подготовительная часть 15 мин.
Ходьба:– на носках, – на пятках, – на внешней стороне стопы,– в полуприседи,– в полном приседе.
– и. п. – ноги на ширине плеч, наклоны головы 1– вперед, 2– вправо, 3 – влево,
– и. п. – ноги на ширине плеч, руки перед грудью, рывковые движения в стороны,
– и. п. – основная стойка, правая рука вверху, левая внизу, рывковые движения назад,
– и. п. – основная стойка, 1 – поднять плечи, 2 – опустить плечи,
– и. п. – ноги на ширине плеч, разноименные махи руками,
– и. п. – ноги на ширине плеч, одновременные махи руками,
– и. п. – ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед – руки в стороны « мельница».
– и. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе, повороты туловища на 2 счета,
– и. п. – ноги на ширине плеч, наклон туловища вперед на 1 – к правой ноге, 2 – к середине, 3 – к левой,
– и. п. – ноги вместе, приседания,
– и. п. – присед на правой ноге, перекаты,
– и. п. – в упоре присев на правой ноге – левая сзади. Смена ног.
– и. п. – основная стойка, 1 – мах правой ногой с хлопком под коленом,
2 – мах левой с хлопком под коленом,
– и. п. – основная стойка, 1-ноги врозь, руки вверх – хлопок над головой,
Консультация «Главная задача корригирующих упражнений»
Кристина Умнова Консультация «Главная задача корригирующих упражнений»
«Корригирующие упражнения с целью профилактики»
Главная задача корригирующих упражнений?
Во-первых, корригирующие упражнения необходимы детям с ослабленными мышцами спины, потому что они предупреждают патологические искривления позвоночника.
Дети, у которых ослаблена мышечная система, и дети, у которых имеются дефекты в осанке должны заниматься так, чтобы все группы мышц были вовлечены в работу.
Детям, у которых растянуты мышцы, надо их укреплять.
Особенно много внимания надо уделять расширению грудной клетки. Что для этого необходимо?
В положении стоя ребенок должен полностью выпрямиться. Особое внимание родителям надо уделить на выпрямление тазобедренных суставов. Если они не выпрямлены, то плечи ребенка наклоняются кпереди и грудная клетка уплощается.
Ребенку в положении стоя надо оттянуть плечи кзади и несколько книзу. Это способствует поднятию ребер и расширению грудной клетки.
На что надо обратить внимание?
Детям с ослабленной мышечной системой и увеличенным поясничным лордозом нельзя давать упражнения, которые еще больше увеличивают поясничный лордоз и еще растягивают сильно ослабленные мышцы живота.
Именно поэтому детям с ослабленной мышечной системой противопоказаны следующие упражнения:
Наклон назад до пола до положения сидя,
Лежа на животе, наклониться назад, сгибая ноги в коленях и обхватывая руками голеностопные суставы,
Сидя на пятках, наклоняться назад и касаться головой пола.
При выполнении таких упражнений резко разгибается поясничная часть позвоночника.
Что надо учитывать при проведении корригирующих упражнений?
Во-первых, необходимо выяснить причины дефектов осанки ребенка. Зная первопричину, не так и трудно найти хорошее «лекарство».
Во-вторых, обязательно надо знать вид и степень искривления позвоночника, чтобы подобрать именно те упражнения, которые могут помочь укрепить нужные мышцы.
В-третьих, важен возраст ребенка и его физическая подготовленность. Для младших и старших дошкольников количество повторов отличается, да и выносливость у малышей намного меньше.
Если есть небольшие сколиотические изгибы, то надо использовать симметричные упражнения, т. е. одинаковое количество повторов упражнений вправо-влево и упражнения для развития силы мышц.
Какое воздействие оказывают корригирующие упражнения на осанку ребенка?
Упражнения надо подбирать так, чтобы воздействие было направлено главным образом на область наибольшего отклонения позвоночника, т. е. на вершину искривления. К примеру, при вогнутой спине лордоз поясничного отдела позвоночника надо кифозировать, при вогнутой спине – лордозировать. Здесь важно обратит внимание на то, что наибольшее воздействие оказывается на позвонок, который находится в вершине искривления.
Большое внимание при выполнении корригирующих упражнений, надо уделить тем упражнениям, которые увеличивают гибкость суставов.
Гибкость суставов – это увеличение амплитуды движения. Поэтому рекомендуется выполнять махи, круговые махи и выполнять упражнения на дозированное вытяжение позвоночника.
По воздействию корригирующие упражненияможно разделить на несколько больших групп:
Упражнения на гибкость,
Упражнения на вытяжение,
Упражнения на силу,
Упражнения на коррекцию.
Об этом в следующей статье…
Корригирующие упражнения при нарушении осанки в саггитальной плоскости.
Сутулая и круглая спина
1. И. п. — основная стойка,в руках гимнастическая палка: 1—2 — палку завести за лопатки, подтянуть живот;
2. И. п. —основная стойка: 1—4 — «крылышки» руками.
3. И. п. —лежа на животе: 1—2 — руки в «крылышки»; 3—4 — держать.
4. И. п. —лежа на животе:1—2 — ноги поднять, руки в «крылышки»; 3-4 — и. п.
5. И п. — лежа на животе,в руках гимнастическая палка: 1—4 — прокатывание палки по спине от плечевого пояса до
6. И. п. —лежа на спине:1—2 — приподнять на предплечьях спину, прогнуться; 3—4 — держать.
7. И. п. — лежа на спине, под область грудного кифоза подло-
жить небольшой валик:1—4 — приподняться на предплечьях над валиком; 5—8 — вернуться в и. п.
8. И. п. —лежа на спине:1—4 — круговые движения ногами по часовой и против часовой стрелки.
9. И. п. —на четвереньках:1—4 — прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову приподнять; 5—8 — вернуться в и. п.
То же, но через левое плечо посмотреть на правую пятку и наоборот.
10. И. п. —на четвереньках:1—2 — поднять правую руку и левую ногу одновременно,
прогнуться в грудном отделе позвоночника; 3—4 — вернуться в и. п. ;
5—6 — поднять левую руку и правую ногу, прогнувшись; 7-8 —и. п.
11. И. п. —тоже:1—2 — поднять правую руку и правую ногу одновременно; 3-4 — и. п. ;
5—6 — поднять левую руку и левую ногу; 7-8-и. п.
12. И. п. —тоже:1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами (ноги поднимать под углом не выше 45°).
13. И. п. —тоже:1—4 — вертикальные «ножницы» ногами (не выше 45°).
14. И. п. —на четвереньках:1—2 — «Кошечка ласковая»(прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);
15. И. п. —тоже:1—4 — «Кошечка под забором» (поочередно медленно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночни-ка, перейдя в и. п. — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в и. п.).
1. И. п. — лежа на животе,под живот подложен валик: 1—2 — поднимание головы; 3—4 — возврат в и. п.
2. И. п. —то же:1—2 — поднять голову, локти согнутых рук отвести назад,лопатки приблизить к позвоночнику («крылышки»); 3—4 — держать.
3. И. п. —то же: 1—2 — поднять голову, вытянуть руки вперед; 3—4 — поднять голову, руки в стороны; 5—6 — поднять голову, руки на пояс; 7—8 — вернуться в и. п.
4. И. п. — лежа на животе, под живот подложен валик,в руках гимнастическая палка:1—2 — вытянуть палку вперед;
3—4 — согнуть руки с палкой перед грудью.
5. И. п. — то же, палка в вытянутых руках,руки на середине палки:1—4 — перехват рук к концам палки и обратно до середины.
6. И. п. — то же,гимнастическая палка в горизонтально вытя-нутых вперед руках:1—4— палку за голову на лопатки, с переносом обратно через голову вперед.
7. И. п. —лежа на спине: 1—2 — поднять голову, носки на себя; 3—4 — вернуться в и. п.
8. И. п. —то же: 1—2 — поднять голову, потянуться руками влево; 3—4 — поднять голову, потянуться руками вправо.
9. И. п. —тоже: 1—4 — согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах,
прижать к груди; 5—8 — медленно вернуться в и. п.
10. И. п. —лежа на спине:1—2 — согнуть в колене правую ногу, прижать к груди; 3—4 — согнуть к колене левую ногу, прижать к груди.
11. И. п. —тоже:1 —4 — поочередно поднимать прямые ноги под углом более 45° с возвратом в и. п.
12. И. п. —тоже:— сесть с махом рук вперед, руки в «крылышки».
13. И. п. — лежа на спине, ноги, согнутые в коленных суставах,в опоре на полу:1—2 — сесть, руки на пояс; 3—4 — вернуться в и. п.
14. И. п. — лежа на спине,под грудным отделом валик:1-4 — приподнять над валиком грудной отдел позвоночника, прижимая при этом поясницу к полу.
1. И. п. —лежа на животе:1-2 — поднять голову, руки в «крылышки» (голову не запрокидывать, чтобы затылок и позвоночник находились на одной линии); 3—4 — вернуться в и. п.
2. И. п. —то же:1-2 — поднять голову, руки вперед, хлопки руками; 3-4 — и. п.
3.- И. п. —то же:1—4 — «брасс» руками.
4. И. п. —тоже:1—4 — «бокс» руками.
5. И. п. —то же:1—2 — поднять руки и прямые ноги одновременно; 3—4 — держать.
6. И. п. —тоже:1—2 — поднять прямые ноги, руки вперед; 3—4 — держать ноги, руки в «крылышки»; 5—6 — держать ноги, руки на поясе; 7—8 — возврат в и. п.
7. И. п. —то же:1—4 — руки в замок, поднять руки и прямые ноги; 5—8 — ползание на животе путем бокового движения туловища.
8. И. п. —лежа на спине:1—2 — поднять голову и руки, носки ног на себя; 3—4 — вернуться в и. п.
9. И. п. —то же:1—2 — поднять голову, потянуться руками влево; 3—4 — поднять голову, потянуться руками вправо.
10. И. п. —тоже:1—4 — поднять ноги под углом менее 45°; 5—8 — медленно вернуться в и. п.
11. И. п. —тоже:1—4 — велосипедные движения ногами.
12. И. п. —тоже:1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами (ноги поднимать под углом не выше 45°).
13. И. п. —тоже:1—4 — вертикальные «ножницы» ногами (не выше 45°).
14. И. п. —на четвереньках:1—2 — «Кошечка ласковая»(прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, голову поднять);
15. И. п. —тоже:1—4 — «Кошечка под забором» (поочередно медленно прогнуться от шейного до поясничного отделов позвоночни-ка, перейдя в и. п. — лежа в опоре на кисти, а затем вернуться обратным порядком в и. п.).
2. И. п. —то же:1—2 — приподнять голову, руки вдоль туловища, круговые вращения в плечевых суставах вперед.
3. И. п. —тоже:1—4 — «брасс» руками.
4. И. п. —тоже:1—4 — «брасс» руками с выдержкой.
5. И. п. —тоже:1—4 — «Рыбка»(поднять руки, поднять прямые ноги и держать одновременно).
6. И. п. —лежа на спине:1—2 — приподнять голову, носки на себя; 3-4 — и. п.
7. И. п. —тоже:1—2 — согнуть правую ногу в колене, прижать к груди; 3—4 — согнуть левую ногу в колене, прижать к груди.
8. И. п. —то же:1—4 — согнуть в коленных суставах обе ноги одновременно, прижать к груди, голову согнуть.
9. И. п. —тоже:1—2 — поднять прямые ноги вверх выше угла 45°; 3—4 — вернуться в и. п.
10. И. п. —лежа на спине:1—4 — велосипедные движения ногами (поясница прижата к полу).
11. И. п. —тоже:1—4 — горизонтальные «ножницы» ногами под углом выше 45°.
12. И. п. —тоже:1-4 — вертикальные «ножницы» ногами (поясница прижа-| та к полу).
И. п. —тоже: 1—4 — сесть с махом рук вперед; 5—8 — вернуться в и. п.
овременный человек так озабочен своим комфортом, что зачастую забывает о том, что качество его жизни определяют не только цены на кондиционеры, автомобили и жидкокристаллические телевизоры. Гиподинамия сказывается на его здоровье самым отрицательным образом, и нужно иметь в себе силы отказаться от удобного кресла в пользу спортивного зала.
Недостаточная физическая нагрузка ведет к развитию сутулости. Соблюдение правильной осанки необходимо не только из эстетических соображений; внутренние органы смещаются со своего естественного положения, в результате чего ухудшается как их жизнедеятельность, так и общее состояние здоровья. Наиболее распространенные типы нарушения осанки – это так называемая кругловогнутая и круглая спина. В первом случае наблюдается уплощение грудной клетки, живот же явственно выступает вперед. При круглой спине отмечается опущенная грудь, плечи выдвигаются вперед, а лопатки уходят назад; живот – выпячен.
Для того, чтобы вернуть себе правильную осанку, нужно добиться того, чтобы голова и туловище располагались на одной вертикальной линии. Грудь должна быть поднята, а живот – подтянут. Но одного волевого усилия мало для того, чтобы иметь красивую осанку. Она также зависит от состояния мышц-разгибателей спины. Этим мышцам приходится оказывать серьезное противодействие не только мышцам-сгибателям, но и тяжести всей грудной клетки. Поэтому избавиться от сутулости можно с помощью корригирующих упражнений для мышц спины, но при этом, естественно, нужно постоянно контролировать правильность своей осанки в обыденной жизни. Имея круглую спину, нужно следить за тем, чтобы грудная клетка была поднята, а плечи отведены назад. При кругловогнутой спине потребуется не только прорабатывать мышцы спины, но и растягивать мышцы поясничного отдела.
Вот несколько простых упражнений,которые помогут справиться с проблемой сутулости:
1. Необходимо ходить по комнате, удерживая на голове толстую книгу.
2. То же самое, но ходить нужно в полуприседе на носках, при этом на лопатках должна находиться гимнастическая палка.
3. Исходное положение – стоя. Руки находятся сзади, сведенные в «замок». Необходимо прогнуться и одновременно отвести руки назад. Также это упражнение можно делать, удерживая в руках гантели, мяч или гимнастическую палку.
4. Исходное положение – сидя на стуле. Ладони находятся на затылке, голова немного опущена вперед. Нужно отводить голову назад, создавая с помощью рук противодействие.
5. Исходное положение – сидя на полу, руки расположены в упоре сзади. Нужно поднять таз, отвести голову назад и прогнуться, удерживая это положение в течение пяти секунд.
6. То же самое, но при этом упор делается на две руки и только на одну ногу.
7. Исходное положение – лежа на спине, ноги согнуты в колене. Опираясь затылком, а также локтями и стопами об пол, необходимо поднимать таз.
8. То же самое, но упор делается лишь на затылок и стопы. Если без помощи рук выполнить это упражнение не получается, ими можно лишь слегка помочь себе.
9. Исходное положение – лежа на животе, руки вдоль туловища. Необходимо поднять голову и плечи и подержать их в таком положении в течение десяти секунд, после чего – опустить.
10. Исходное положение – стоя на коленях, ноги зафиксированы. Необходимо наклоняться вперед, сохраняя спину прямой, после чего возвращаться в исходное положение.
11. Исходное положение – лежа бедрами на гимнастической скамейке. Голова занимающегося опущена, ноги зафиксированы, в руках он удерживает мяч. Из этого положения необходимо поднять туловище, максимально прогнуться и сохранять это положение в течение пяти секунд, после чего нужно вернуться в исходное положение.
Специальные корригирующие упражнения при дефектах осанки
При осуществлении метода активной коррекциинеобходимо поддерживаться следующих принципов:
1. Применение общей тренировки в целях оздоровления и укрепления физического развития детей и подростков.
2.Проведение специальной тренировки опорно-двигательного аппарата и активизация функции дыхания:
а) мобилизация позвоночного столба (увеличение подвижности в зоне искривления).
б) разгрузка (лежа и стоя на четвереньках) и вытяжение позвоночного столба (растяжение связочного аппарата и укороченных мышц).
в) принцип выгибания позвоночника в направлении, противоположной искривлению, мобилизация его.
г) упражнения в балансировании (равновесие в движении, равномерное укрепление мышц туловища и нижних конечностей).
д) воспитание привычной правильной осанки.
е) применение симметричных и асимметричных упражнений.
ж) развитие механизма правильного дыхания.
В урок физкультуры при нарушениях осанки должны входить упражнения на исправление деформации, воспитание навыка правильной осанки, улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы на фоне общеоздоравливающего влияния. Его можно провести по следующей схеме (табл. 2).
Профилактике и исправлению любых дефектов осанки у детей очень помогают четыре упражнения, которые следует выполнять 3-4 раза в день до еды или через 2 часа после еды.
1. Стоя на коленях, сесть на пятки и сцепить пальцы рук в замок за спиной. «Раскрыть» грудную клетку и выпрямить сцепленные руки. Сделать несколько вдохов-выдохов, затем глубоко вдохнуть. На выдохе наклониться вперед и не отрывая таза от пяток, вытянуть руки назад-вверх перпендикулярно полу. Грудь прижать к коленям (6-8 раз).
2. Сесть между пятками, руки согнуть за спиной, ладони сложить пальцами вверх (голова вертикально). Удержать эту позу 10-30 с (6-10 раз). Это упражнение можно выполнять и стоя.
3. Сидя на пятках на коврике (или стоя, опустить плечи, вытянуть одну руку вверх, а другую согнуть за спиной. На выдохе сцепить руки за спиной. Голову и корпус держать прямо. На несколько секунд задержать положение, дышать ровно. Затем расслабить руки и поменять их положение (6-8 раз).
4. Сидя на полу, широко развести ноги, затем согнуть их в коленях, сложить подошвами вместе и притянуть пятки к тазу. Колени надо опустить как можно ниже одновременно вытягивая позвоночник вверх. Удержать положение (4-5 с, дыхание произвольное.
Составление индивидуального комплекса упражнений по исправлению нарушений осанки требует тщательного анализа причин их возникновения, учёта возраста, состояния здоровья, общего физического развития, физической подготовленности, а также изменений со стороны позвоночника и степени их выраженности. При этом каждый комплекс должен включать упражнения на растягивание и увеличение подвижности позвоночника, корригирующие упражнения и формирующие мышечный корсет, укрепление как глубоких, так и поверхностных мышцы спины и живота, дыхательные и вырабатывающие навык ощущения правильной осанки.
Схема урока физкультуры при дефектах осанки
Части урока Задачи Содержание
(5-7 мин.) Умеренное общетонизирующее воздействие на организм. Активизация обменных процессов.
Организация внимания занимающихся и подготовка их к выполнению сложных по координации движений. Фиксирование внимания на осанке. Ходьба, бег.
Упражнения с фиксированием правильной осанки, (выполнять лучше перед зеркалом).
(10-20 мин.)Коррекция основных и сопутствующих проявлений дефекта осанки. Укрепление отдельных мышечных групп.
Совершенствование деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
Формирование мышечного корсета (укрепление мышц туловища).
Улучшение подвижности позвоночника. Специальные корригирующие упражнения для коррекции нарушенных физиологических изгибов и асимметрии осанки.
Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (в положении лежа с мячами, гантелями, палочками, в сопротивлении).
Упражнения на гимнастических снарядах (наклонная плоскость, гимнастическая стенка, кольца, перекладина и др.)
Упражнения в упоре стоя на коленях.
(10-15 мин.) Создание мышечно-суставного ощущения правильной осанки. Воспитание правильной осанки. Адаптация кардиореспираторной системы к физическим нагрузкам. Специальные упражнения способствующие созданию мышечно-суставных ощущений (ходьба с мешочком песка на голове по бревну, по полу на носочках; бросок мяча в баскетбольную корзину двумя руками и др.).
Закрепление навыка правильного положения тела во время игр, бега, ходьбы, стояния и т. д.).
Упражнения на дыхание и расслабление.
(10 мин.) Снижение уровня протекания вегетативных функций.
Совершенствование умения постоянно подкреплять положение правильной осанки. Медленная ходьба, ходьба с различными движениями рук в сочетании с дыханием (с открытыми и закрытыми глазами).
Упражнения на расслабление, внимание и дыхание.
Проведение пристеночного теста.
При нарушениях осанки и при сколиозах особое значение в физическом воспитании приобретает плавание, сочетающее закаливающее действие водной среды с оптимальной физической нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и кардиореспираторную систему. При плавании могут использоваться разного рода поддержки и вспомогательные средства, увеличивающие плавучесть.Плавательные движение и способы плавания подбираются в соответствии с имеющимися нарушениями осанки: для коррекции сколиотической осанки используют плавание стилем брасс; для устранения нарушений осанки в сагиттальной плоскости рекомендуется кроль, баттерфляй и плавание на спине.
Можно широко применять различные упражнения и игры в воде (при этом достигается эффективная разгрузка позвоночника и мышц туловища, в связи с действием статических и гравитационных сил).
Так, при сутулости и круглой спине большие и малые грудные мышцы стягивают плечи вперед, а мышцы спины, особенно межлопаточной зоны, растянуты и ослаблены. Главная задача в этом случае укрепить мышцы спины и растянуть мышцы передней поверхности грудной клетки. Голова при выполнении этих и других упражнений должна находиться в правильном положении, то есть в плоскости корпуса.
Консультация для родителей «Главная опасность — дорога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Городищенский детский сад «Аленький цветочек» Старооскольский городской округ.
Консультация для родителей «Главная роль в помощи детям принадлежит родителям» Консультация для родителей Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую.
Консультация для родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений» Цель: познакомить родителей с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях. Задачи: 1. Воспитывать.
Консультация для воспитателей «Главная роль экологического воспитания у дошкольников» Слайд 1. Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее.
Консультация для воспитателей «Планирование и проведение спортивных упражнений» 1. Значение спортивных упражнений для физического воспитания дошкольников. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического.
Консультация Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 6–7 лет: подборка упражнений» На этапе подготовки детей к школе серьезное внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук. Это поможет им улучшить двигательную координацию.
Консультация «Повышение скорости чтения и набор упражнений для скорочтения» Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует.
Конспект занятия «Задача» Тема: Задача (условие) Задачи: Образовательные: Формировать представление о структуре задачи. Формировать умение различать условие задачи,.