специалист по социальной работе и социальный работник в чем разница
«Некоторые считают, что я мою бездомных». Где учатся, чем занимаются и сколько получают специалисты по социальной работе
Главное — не путать с социальным работником
В обществе до сих пор есть лишь смутное представление о том, что делают специалисты по социальной работе и чем эта профессия отличается от «социального работника». «Цех» попросил трех девушек, которые работают в одном из Центров помощи семье и детям в Петербурге, рассказать, где нужно учиться, чтобы стать специалистом по социальной работе, на какую зарплату можно рассчитывать и к каким трудностям и предрассудкам стоит готовиться.
Между социальным работником и специалистом по социальной работе есть разница, которую мало кто понимает. Социальный работник помогает в быту — приносит лекарства, убирает квартиру и т. д. Специалист по социальной работе — это тот, кто разбирается в тяжелой жизненной ситуации человека или семьи, а затем разрабатывает «маршрут», которого нужно придерживаться, чтобы решить проблемы.
Если необходимо, мы можем сопроводить людей в разные инстанции, а можем просто дать их контакты и что-то посоветовать. Мы выступаем в роли проводников между нашими подопечными и внешним миром.
Люди попадают к нам двумя способами: либо обращаются напрямую в прием, и там их направляют к нужным специалистам, либо их выявляет субъект профилактики (общее название для органов опеки, школ, полиции, поликлиник или комиссии по делам несовершеннолетних). Чаще всего мы сталкиваемся со вторым вариантом. Тогда мы либо выходим к ним по адресу сами, либо приглашаем в Центр.
В Петербурге есть профильный институт, который курирует Комитет по социальной политике — там я закончила бакалавриат. Теоретических знаний было много, а практические я получила уже в процессе работы.
После института я решила, что нужно поработать по специальности и стала искать место поближе к дому. Было два варианта: наш Центр и служба помощи инвалидам. Я решила, что с инвалидами мне будет сложно работать, и я не смогу помочь этим людям в полной мере, поэтому я отправила резюме в Центр семьи и через какое-то время меня взяли специалистом в отделение, которое работает с трудными детьми и их родителями.
Работа с семьями, где родители страдают от зависимостей, — самый сложный аспект. Иногда это может длиться годами, с переменным успехом. Многое зависит от желания самих людей. Пример удачного кейса: муж написал заявление на свою жену, которая пьет и не может уследить за ребенком. Оказалось, что после определенных трудностей мама действительно стала злоупотреблять, но это еще не достигло критической стадии. Моя работа заключалась в том, чтобы вместе с ней осознать проблему (люди редко могут сделать это самостоятельно) и подсказать, где она может получить лечение. В итоге ее состояние улучшилось — мы вместе прошли через все бюрократические преграды, она перестала пить и сейчас прекрасно ладит со своим ребенком.
Конечно, бывают и провалы. Например, мы не смогли вернуть детей в семью, где оба родителя зависимы от алкоголя и наркотиков. Воспитанием там занималась бабушка. Мы предлагали родителям все наши ресурсы, но их личной мотивации не хватило, чтобы что-то исправить. Они отказались от родительских прав. В этом случае успех состоит хотя бы в том, что дети не находятся в опасности.
Именно поэтому в обществе не понимают, в чем заключается наша работа. Я часто слышу: «Зачем вы объясняете взрослым людям очевидные вещи?» Но нельзя судить только по себе — есть много семей, которым именно такая помощь необходима. И это не значит, что они хуже всех остальных.
Другой пласт нашей работы — трудные подростки, многие из них уже состоят на учете в полиции. Часто приходится взаимодействовать с ними напрямую, потому что родители уже в той стадии зависимости, когда им все равно, что будет с детьми. Таких подростков мы вовлекаем в тренинги, рассказываем, где они могут учиться — даем ориентир.
В этой работе нет однообразия — один день ты можешь полностью посвятить документам, а другой — только ходить по адресам. Но тут есть обратная сторона: бывают случаи, когда приходит письмо о какой-то семье, и тебе нужно бросить все и выяснять, что произошло.
Я работаю уже 5 лет, сейчас исполняю обязанности заведующей отделением и планирую дослужиться до заместителя директора.
Я работаю в стационарном отделении — это моя первая работа. Специально место я не выбирала — получила диплом, выложила резюме и меня пригласили.
Отделением я довольна, потому что с подростками мне легче выстроить диалог. В Центре есть стационары для малышей и младших школьников, но с ними я боюсь не справиться.
Подростки попадают к нам по разным причинам, чаще всего по направлению из органов опеки. Иногда родители этих детей страдают зависимостями, и пока они проходят реабилитацию, занимаются документами и приходят в себя — дети живут у нас. Бывает и так, что родителям нужно куда-то уехать на несколько недель или месяцев, и они сами приводят детей пожить в Центр. От коллег я знаю случаи, когда подростки просились к нам сами, но в своей практике пока с таким не сталкивалась.
Обычно новые знакомые не понимают, чем я занимаюсь. Люди думают, что я психолог, хотя я не имею права давать психологические консультации. А некоторые почему-то считают, что я «мою бездомных», хотя этим даже в «Ночлежке» не занимаются.
Человек, который хочет связать свою жизнь с социальной работой, должен быть терпеливым. Взаимодействовать придется с категориями населения, которых нет в вашем привычном кругу общения. Нужно делать большую скидку на возраст и личный опыт.
У детей, которые живут у нас, есть травмы, на которые нельзя давить. Многие вещи им нужно прощать — они огрызаются не просто так, им в жизни уже пришлось несладко. Подростки сами по себе эмоциональны, а наши тем более. Они не привыкли ждать от взрослых ничего хорошего, их грубость — естественная реакция. Нужно быть к ней готовым и показывать, что в мире есть взрослые, которые их понимают.
Оклад у меня стандартный — 30 000 рублей, плюс 2000 дают как молодому специалисту. Недавно я поняла, что в нашей сфере можно просидеть 30 лет на должности специалиста, если большего ты не хочешь: просто работаешь, повышаешь свою категорию, за это получаешь доплаты. Будут меняться документы и регламенты, но в целом обязанности останутся теми же. Для себя я пока не решила, устраивает меня это или нет.
Наша работа — это огромный спектр помощи людям. Самая важная задача — сделать так, чтобы у человека улучшилась жизнь. Как этого достичь — зависит от ситуации.
Перед началом работы нужно тщательно собирать «анамнез» семьи, узнать максимальное количество сведений, чтобы понять, где именно необходима наша помощь. Это непросто, ведь часто мы сами не можем понять, в чем именно у нас проблема. Что уж говорить о людях из социально уязвимых категорий — они живут и считают, что у них все в порядке. Наша задача в том, чтобы указать на возможность улучшений.
У нас в отделении обслуживаются три категории граждан: ВИЧ-положительные взрослые и дети, нарко- и алкозависимые и созависимые люди. Первые две категории чаще всего направляются в медицинские организации, в частности, в СПИД-центр. Мы получаем для них необходимую терапию. Взрослых мы, конечно же, стараемся трудоустроить — это одна из их главных проблем.
Редко люди рассказывают сразу обо всех своих нуждах (хотя такие есть, и лично я их очень люблю). Иногда бывает, что какая-то важная для сопровождения информация всплывает через год. Например, мы так недавно совершенно случайно выявили ВИЧ у девочки — она постоянно болела, и мы отправили маму сделать ей анализ, чтобы просто проверить все варианты. Из 50 клиентов к нам только один приходит сам. Чаще всего их направляют из субъектов профилактики, но бывают исключения. Недавно пришла женщина и сказала: «Здравствуйте, я наркоманка, у меня целый букет болезней и мне нужна помощь».
О нас мало кто знает: наш туберкулезный диспансер только в этом году узнал, что в районе есть служба, которая сопровождает ВИЧ-инфицированных граждан. Сейчас готовим соглашение о сотрудничестве.
Я решала эту проблему с помощью саморекламы — ходила и рассказывала про отделение врачам-инфекционистам в поликлиниках, приходила в уголовно-исполнительную инспекцию, опеку.
Кроме сопровождения мы вынуждены работать с огромной массой документов, борясь с волокитой. Я искренне верю, что в недалеком будущем мы перейдем на электронную систему документооборота, но пока работаем как есть.
С предрассудками о своей работе я чаще всего сталкивалась со стороны других субъектов, как это ни парадоксально.
Очень неприятно, когда к тебе так неуважительно относятся, ведь мы все коллеги и должны быть заодно, у нас одна цель.
Все сотрудники в моем отделении регулярно проходят тренинги по профвыгоранию — я считаю это необходимым. Кроме того, бывают дни, когда работа не клеится вообще никак. Я не возражаю, чтобы человек провел этот день для самого себя. Конечно, этим нельзя злоупотреблять, но раз в месяц допустимо.
Специалист по социальной работе — это профессионал, который знает, что он делает, зачем и для чего. И главное, он делает это с удовольствием! Этот человек, на мой взгляд, должен быть чутким — это качество я поставлю на первое место. Люди, которые работают с другими людьми, должны уметь прочувствовать настроение, понимать, когда стоит оставить человека в покое и не давить. Личное пространство нужно всем без исключения.
Еще важна уверенность в себе — только если она у тебя есть, человек пойдет за тобой. Как я могу повести его за собой и оказать помощь, если нуждаюсь в ней сама?
Все самое важное и интересное собираем на страницах «Цеха» в Instagram и ВКонтакте
Специалист по социальной работе: особенности, возможные плюсы и минусы
Материал подготовлен с учетом личного обучения в вузе по направлению «Специалист по социальной работе», прохождения производственной практики и работы в органах социальной защиты населения.
В статье дано разъяснение о специальности, что она из себя представляет и чем отличается от сходной по названию специальности «Социальный работник».
Перечислены и разобраны 6 положительных моментов при выборе данной профессии, а также 5 отрицательных. Данная статья будет полезна выпускникам школ при выборе направления дальнейшего обучения, а также всем тем, кто рассматривает вариант работы в учреждениях социальной защиты в качестве специалиста по социальной работе.
Содержание:
Особенности
Социальная работа как подвид высшего образования появилась не так давно. Обучать студентов в вузах по данному направлению стали в конце 90-х годов, поэтому многие могут даже не знать о том, что есть такая профессия, в чем она заключается, где можно потом трудиться, какие существуют подводные камни. Об этом и поговорим в данной статье.
Чем отличается специалист по социальной работе и социальный работник?
Итак, для начала проведём границу между двумя понятиями, которые постоянно путают. Существует две должности в организациях социальных служб: специалист по социальной работе и социальный работник. Несмотря на очень схожие названия, круг должностных обязанностей весьма отличается. Специалист по социальной работе обладает высшим или средним профессиональным образованием, выполняет работу по предоставлению различных социальных услуг и гарантий гражданам в бумажном виде, то есть оформляет различные справки, пособия, льготы, ставит на учёт социально незащищенные категории граждан. А социальный работник может иметь любой уровень образования, работает непосредственно с нуждающимся в помощи гражданином, оказывая помощь как морально (в виде своеобразной психологической поддержки, общения), так и физически. Можно сказать, что социальный работник исполняет свои обязанности в полевых условиях, ходит на дом к клиентам, проводит уборку, покупает продукты, лекарства, готовит еду, в общем, делает все необходимое для человека, нуждающегося в его услугах. А работа специалиста преимущественно офисного характера.
Требования к образованию
Говоря об обязательном уровне образования для осуществления профессиональной деятельности по двум этим направлениям, в соответствии с недавно вышедшим профессиональным стандартом, специалист должен иметь помимо диплома, если он не профильный, профессиональную переподготовку по данной специальности. Социальному работнику нужно также иметь соответствующий документ о подтверждении квалификации (диплом или свидетельство о профессиональном обучении).
Место и характер работы
Теперь о том, в каких учреждениях можно работать по специальности «Специалист по социальной работе». По большей части это государственные и муниципальные организации. Самыми распространенными являются УСЗН (Управление социальной защиты населения), КЦСО (комплексный центр социального обслуживания), различные приюты, детские дома, исправительные колонии, реабилитационные центры. Наряду с бюджетными учреждениями можно встретить такую должность и в крупных частных компаниях, но гораздо реже.
Важно! Сам процесс обучения не сложный и интересный, особенно если вы гуманитарий.
Плюсы и минусы профессии
А теперь остановимся на положительных и отрицательных моментах, которые, возможно, заставят вас задуматься в выборе этой профессии. Если вы уже имеете какое-то образование и рассматриваете для себя вариант работы в данной должности, то приведенная далее информация также будет вам полезна. Итак, начнём с плюсов.
Плюсы профессии
Теперь остановимся на отрицательных моментах, чтобы можно было сравнить плюсы и минусы, сделать для себя определенные выводы.
Минусы профессии
На этом все, а делать выводы о прочитанном в данной статье только вам. Надеемся, что информация будет полезной и сыграет свою роль в принятии вами соответствующих решений.
Специалист по социальной работе и социальный работник в чем разница
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2013 г. N 14-3/10/1-212 О рекомендациях для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения
В целях оказания практической помощи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)», предусмотренных приказом Минтруда России от 18 января 2013 года N 21 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения.
Приложение: на 4 листах.
Рекомендации
для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций социального обслуживания населения
Социальный работник
Должностные обязанности. Выявляет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке; информирует их о видах услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания. Осуществляет социальный патронаж (социальное сопровождение) обслуживаемой категории населения, в том числе: обеспечивает доставку на дом продуктов питания, горячих обедов, медикаментов по рецептам врача, промышленных товаров первой необходимости и других необходимых товаров; помогает поддержанию обслуживаемыми личной гигиены; оказывает помощь в приготовлении пищи; производит оплату коммунальных услуг и других услуг; оказывает содействие в уборке помещений. Сдает вещи в ремонт, химчистку, прачечную. Организует ремонт жилого помещения. Осуществляет обработку приусадебного участка. Организует обеспечение обслуживаемых топливом. Оказывает содействие в получении консультативно-информационных и правовых услуг, в том числе, по вопросам пенсионного обеспечения, предоставления мер социальной поддержки и других социальных выплат. Проводит разъяснительную работу по обеспечению безопасности обслуживаемых клиентов. Осуществляет проверку правильности предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат, начисления пенсий и пособий. Оказывает содействие в проведении медико-социальной экспертизы, оформлении ИПР, в получении технических средств реабилитации, проведении реабилитационных мероприятий. Оказывает содействие в предоставлении услуг «Социального такси» или другими транспортными службами. Обеспечивает качество предоставляемых социальных услуг. Оказывает первичную медицинскую помощь: измерение температуры тела, накладывание горчичников, компрессов. Оказывает первичную психотерапевтическую помощь. Сопровождает обслуживаемых в лечебные учреждения, посещает их при помещении в больницу. Имеет постоянные контакты с лечащим врачом обслуживаемых. Вызывает врача на дом. Оказывает содействие в поддержании контактов с родными, близкими. Помогает в написании писем и заявлений, в ознакомлении с печатными изданиями. Обеспечивает в целях наиболее эффективного оказания услуг клиентам взаимодействие с учреждениями образования, здравоохранения, органами занятости, полицией и др. Организует оказание ритуальных услуг. Оказывает платные социальные услуги.
Соблюдает правила внутреннего распорядка, порядок работы со служебной информацией, правила техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности. Обеспечивает конфиденциальность полученных в результате своей деятельности сведений об обслуживаемых клиентах.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъекта Российской Федерации, на территории которого находится учреждение социального обслуживания, в котором работает социальный работник, и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов социальной защиты населения, основные положения законодательства об охране здоровья граждан, основные положения трудового законодательства, основные положения пенсионного законодательства, основы законодательства в сфере социальной защиты граждан пожилого возраста и инвалидов; порядок установления групп, причин и сроков инвалидности; нормативные правовые акты, регламентирующие организацию социально-бытового обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому, современные формы и методы социального обслуживания на дому; нормативные правовые акты, регламентирующие организации ведения домашнего хозяйства, санитарно-гигиенические требования по уходу за престарелыми и инвалидами в домашних условиях; основные приемы и методы оказания неотложной доврачебной помощи; основы психологии лиц старшего возраста; основы психологии профессионального общения, правила этики поведения; правила внутреннего трудового распорядка; правила охраны труда и пожарной безопасности; теорию и практику работы на компьютере.
Требования к квалификации:
начальное профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее полное (общее) образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 3 лет;
высшее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее 5 лет.
Специалист по социальной работе
Должностные обязанности. Выявляет и учитывает на территории обслуживания семьи и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Способствует улучшению взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в помещении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения материалы и документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформлении усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитии сети учреждений социального обслуживания населения территории.
Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.
Должен знать: особенности психологии личности и отдельных категорий населения; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления в проводимой политике социальной защиты населения; законы, постановления на федеральном, региональном и местном уровнях, другие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты населения; работу органов и учреждений социального обслуживания; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.
Обзор документа
Приведены рекомендации для определения функциональных обязанностей и квалификационных требований работников организаций соцобслуживания населения.
Они предназначены для разработки планов мероприятий (региональных «дорожных карт») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 гг.)».
Рекомендации касаются соцработников и специалистов по социальной работе. Указаны их должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации.
Какая разница между специальностями «социология» и «социальная работа»?
социолог — специалист, изучающий общество в целом и законы его развития. На практике социологи занимаются анализом функционирования социальных институтов, изучаются взаимодействие между общностями.
Специалисты в области социологии делятся на два типа: ученые-социолог и прикладные социологи. Ученые изучают общественную жизнь с помощью различных методов исследования. Результатом их труда становится теоретическое обоснование тех или иных общественных явлений. Прикладные социологи чаще всего занимаются практическими исследованиями жизни общества. Проводят опросы населения по тем или иным вопросам, исследуют мнение электората, занимаются статическими подсчетами.
Виды деятельности:
планирование этапов исследовательской деятельности;
выбор оптимального метода исследования;
фсбор результатов, их обработка, составление инфографики, документации, отчетов;
формирование экспертного мнения
Места работы:
центры изучения общественного мнения;
организации государственного и муниципального управления;
рейтинговые агентства;
маркетинговые и рекламные агентства;
консалтинговые компании;
Профессиональные навыки:
знание основ социологии и смежных наук (статистика, политология, история, экономика) ;
умение применять те или иные методы исследования на практике
Дополнительные особенности:
Широкое применение своим профессиональным знаниям современные социологи-практики сегодня находят в области маркетинга и рекламы.
Социальный работник занимается оказанием помощи и поддержки определенным незащищенным и слабозащищенным слоям населения: пенсионерам, одиноким старикам, инвалидам, беженцам, детям из неблагополучных семей, детям-сиротам, отказникам и тем, над кем оформлена опека или усыновление, лицам, испытывающим трудности с трудоустройством, получившим производственные травмы и т. д. Роль социального работника заключается в том, чтобы улучшить материально-бытовые условия жизни вверенных ему граждан, обеспечить их социально-правовую защиту.
Виды деятельности:
отслеживает и выявляет круг лиц, нуждающихся в помощи, наблюдении или консультировании;
проводит приемы, беседы, консультации;
осуществляет регулярные выезды на места нахождения подопечных, наблюдает за их жизнью и бытовыми условиями;
определяет степень и характер собственного вмешательства в проблему;
занимается координированием и курированием деятельности ряда социальных структур (обращается в медицинские учреждения, органы правопорядка и т. д.) ;
производит покупку продуктов питания, медикаментов, товаров повседневного спроса;
при необходимости оказывает посильную медицинскую помощь;
добивается назначения льгот
Места работы:
центры социального обслуживания и обеспечения;
комитеты социальной защиты;
советы ветеранов;
дома престарелых;
детские дома;
органы опеки и попечительства;
колонии;
филиалы пенсионного фонда;
службы психологической помощи
Профессиональные навыки:
знание правовых основ, актов и положений, регулирующих социальные отношения
знание комплекса наук (психологии, медицины, социологии, экономики и т. д. )
наличие информации о текущих проблемах социально-гуманитарной сферы
способность оказать помощь в вопросах профориентирования и трудоустройства
умение работать с документацией
Дополнительные особенности:
Место работы и род деятельности социального работника определяется по большому счету его образованием. Лицам, занимающимся правовыми вопросами, необходим диплом юриста, консультантам на телефоне доверия — диплом психолога, а тем, кто специализируется на уходе за одинокими и больными, — диплом медика.