специалист контрактной службы что делает

Специалист контрактной службы что делает

Статья 38. Контрактная служба

Путеводитель по контрактной системе. Вопросы применения ст. 38

1. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

4. Контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют следующие функции и полномочия:

(см. текст в предыдущей редакции)

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график, размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

С 01.01.2022 в п. 3 ч. 4 ст. 38 вносятся изменения (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионно-исковой работы;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

5. При централизации закупок в соответствии с частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона контрактная служба, контрактный управляющий осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и не переданные соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, которые осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом контрактная служба, контрактный управляющий несут ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий.

6. Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Источник

Как назначить контрактного управляющего или организовать контрактную службу

Контрактный управляющий по 44-ФЗ — это должностное лицо, ответственное за весь процесс госзакупки, включая исполнение каждого контракта. Чтобы проводить закупки по 44-ФЗ, заказчики обязаны создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего.

Что такое контрактная служба

Это группа должностных лиц заказчика, которые работают в сфере госзаказа и выполняют на постоянной основе функции по осуществлению всех госзакупок (ч. 1 и 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ). У такой службы обязательно должен быть руководитель.

Контрактная служба создается в случае, если совокупный годовой объем заказов, в соответствии с планом-графиком, превышает 100 миллионов рублей (ч. 1 ст. 38 44-ФЗ). Заказчики с небольшим годовым объемом госзакупок не обязаны формировать у себя целую службу. Если она отсутствует и совокупный годовой объем заказов не превышает 100 миллионов рублей, необходимо назначить лишь одного специалиста, управляющего государственными закупками.

Что делает контрактный управляющий

На одного работника службы может быть возложена только часть обязанностей по закупкам, например, планирование. А обязанности контрактного управляющего по 44-ФЗ нельзя распределить между несколькими специалистами в зависимости от этапа закупки, все они исполняются одним специалистом с начала планирования заказа и до исполнения контракта по нему.

Функции закупщиков могут быть возложены только на сотрудников, которые состоят в трудовых или служебных отношениях с заказчиком, а также имеют профессиональное образование в данной сфере.

Документы, которые регулируют деятельность

В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).

Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.

При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.

Образец положения о создании контрактной службы

специалист контрактной службы что делает. Смотреть фото специалист контрактной службы что делает. Смотреть картинку специалист контрактной службы что делает. Картинка про специалист контрактной службы что делает. Фото специалист контрактной службы что делает

Образец приказа о назначении управляющего

специалист контрактной службы что делает. Смотреть фото специалист контрактной службы что делает. Смотреть картинку специалист контрактной службы что делает. Картинка про специалист контрактной службы что делает. Фото специалист контрактной службы что делает

Должностные обязанности

И служба, и контрактный управляющий по госзакупкам осуществляют организацию всего цикла госзакупок: от планирования до исполнения всех обязательств по контракту, в том числе по оплате товаров, оказанных услуг, выполненных работ.

Разберем основные должностные обязанности, которые устанавливают закон о федеральной контрактной системе (ч. 4 ст. 38 44-ФЗ) и Типовое положение № 631 (п. 11, 13).

При планировании закупок ответственные специалисты контрактной сферы заказчика:

При организации закупок контрактные специалисты ответственны за:

При проведении закупок ответственные за закупки лица:

В процессе заключении и исполнения контрактов специалисты контрактной сферы заказчика обязаны:

В случае изменения и расторжения контракта управляющий или работники контрактной службы:

Как видим, перечень не является закрытым и может быть расширен и дополнен исходя из потребностей заказчика. Более подробно функции при подготовке и осуществлении закупок перечислены в Типовом положении.

В случае если в организации назначен контрактный управляющий, должностные обязанности на такого работника возлагаются как в соответствии с занимаемой им должностью, так и в соответствии с его назначением на эту должность.

Пример должностной инструкции

специалист контрактной службы что делает. Смотреть фото специалист контрактной службы что делает. Смотреть картинку специалист контрактной службы что делает. Картинка про специалист контрактной службы что делает. Фото специалист контрактной службы что делает

Ответственность

Ответственность контрактного управляющего и сотрудников контрактной службы прописана в ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ. Все задействованные в закупочном процессе организации-заказчика работники несут за совершенные правонарушения следующие виды ответственности:

При этом заказчик может получить:

Дисциплинарную ответственность ответственные за закупки лица несут в случае нарушения действующего законодательства РФ и ненадлежащего исполнения своих обязанностей. При этом в законе № 44 нет прямых указаний о порядке привлечения данной группы лиц к дисциплинарному взысканию. Следовательно, при возникновении необходимости наказания заказчику надлежит руководствоваться действующим трудовым законодательством.

Также в законе о федеральной контрактной службе не указан регламент о привлечении работников закупочных служб к гражданско-правовой ответственности. Порядок правоприменения норм такой ответственности наступает согласно общим основаниям.

Существует следующее правило: если организация-заказчик компенсировала третьим лицам вред, причиненный неправомерными действиями работниками закупочных служб (ст. 1068 ГК РФ), то такой заказчик вправе предъявить обратное требование к нарушителям (п. 1 ст. 1081 ГК РФ).

Уголовная ответственность наступает в случае совершения таким работником опасных и противоправных деяний, а также злоупотреблений своими полномочиями в области госзакупок (ст. 200.4 УК РФ).

Что изменилось с 01.01.2019

Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.

Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.

Источник

Как работать с новым типовым положением о контрактной службе в 2021 году: регламент работы и обязанности сотрудников

специалист контрактной службы что делает. Смотреть фото специалист контрактной службы что делает. Смотреть картинку специалист контрактной службы что делает. Картинка про специалист контрактной службы что делает. Фото специалист контрактной службы что делает

Заказчики, чей совокупной годовой объём закупок больше 100 млн руб., обязаны создавать контрактную службу (ст. 38 Закона 44-ФЗ). Для этого нужно на основании типового положения разработать и утвердить соответствующий внутренний регламент или положение. C 27.11.2020 года действует новое Типовое положение о контрактной службе, утвержденное Приказом Минфина №158н от 31.07.2020.

Изменения основных требований в новом положении о контрактной службе 2021 г

Как и в предыдущей версии положения, предусмотрено создание контрактной службы двумя путями.

Можно создать отдельное структурное подразделение, а можно пойти путём создания «виртуальной» контрактной службы. В таком случае приказом утверждают состав работников службы, которые останутся на тех же штатных должностях, что и ранее, но на них будут возложены дополнительные обязанности.

По старому положению руководителем контрактной службы, если она создавалась как структурное подразделение, мог быть только руководитель или заместитель руководителя. Теперь эти полномочия могут быть переданы любому работнику.

У такого решения есть как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, такая модель более гибкая и позволяет назначить на эту должность наиболее квалифицированного работника. С другой стороны, внутренняя персональная ответственность руководителя среднего звена может оказаться ниже, чем у топ-менеджера, поэтому в организации закупок могут возникать недочеты и небрежности.

Второе существенное изменение в деятельности контрактной службы – новый подход к разработке технического задания. Если ранее в функции службы входила только организация разработки ТЗ, то теперь за это полностью должны отвечать лица, которые входят в состав контрактной службы. Таким образом, технических специалистов и других работников, которые обладают специальными познаниями, необходимыми для составления техзадания, придется так или иначе включать в состав контрактной службы. При этом нужно соблюсти требование о наличии у них образования в сфере закупок, возможно, отправить на обучение.

Вопросы взаимодействия с другими подразделениями теперь отданы на откуп самим заказчикам. Разработка порядка взаимодействия контрактной службы с другими подразделениями не обязательна, как раньше. Однако, делать это все равно рекомендуется.

По новому положению функции проверки соответствия участников закупки требованиям ст. 31 Закона 44-ФЗ полностью переданы комиссии по закупкам. Контрактная служба этим не занимается. А вот подготовка обращений для согласования заключения контракта с единственным поставщиком теперь задача исключительно службы.

По новым требованиям контрактная служба осуществляет функции, связанные с нормированием (ст. 19 44-ФЗ), разрабатывает требования к закупаемым работам и услугам. Ранее к этому можно было привлекать работников, не включённых в состав КС.

Ранее типовым положением было предусмотрено условие об организации оплаты ТРУ, теперь же служба должна обеспечить исполнения условий контракта в части оплаты (оплаты отдельных этапов), в том числе в части выплаты аванса, если такое условие есть в контракте (п. 3.4.2 ).

Теперь именно контрактная служба размещает все сведения о закупках в ЕИС, а также направляет сведения для включения в реестр контрактов, как о том, что они были заключены (п. 3.3.9), так и об их исполнении (п. 3.4.5).

Контрактная служба взаимодействует с поставщиками и исполнителями по вопросам изменения и расторжения контракта, направляет требования об уплате неустоек. Если раньше данные функции необязательно было передавать КС, то теперь работника, на которого фактически возложена эта работа, придётся включить в состав службы.

В целом, в новом положении охвачен более широкий перечень функций, связанных с закупочной деятельностью заказчика на всех этапах закупки. Нужно понимать, что эти функции нужно будет распределить между работниками контрактной службы.

Изменения, указанные выше, нужно будет учесть при обновлении Положения о контрактной службе заказчика. Напомним, что иметь такое положение или регламент по закону обязательно.

Что необходимо сделать по новым правилам положения о контрактной службе

При создании контрактной службы как отдельного подразделения, нужно распределить весь функционал между сотрудниками. Обязательно включить в функционал контрактной службы разработку и размещение плана-графика.

Фактически, придётся собрать в одном отделе как технических или других профильных специалистов, так и юристов, экономистов, бухгалтеров, IT-специалистов. После начала действия нового положения многим заказчикам придется пересмотреть состав КС и включить туда работников, которые обычно разрабатывают ТЗ, ведут претензионную работу и обеспечить их обучение как специалистов по госзакупкам.

Так как далеко не все заказчики могут выделить отдельных работников соответствующего профиля именно для госзакупок, то создание «виртуальной» контрактной службы и распределение функций КС между сотрудниками других подразделений для многих будет оптимальным выходом.

Для утверждения нового положения и обновления состава КС заказчик должен издать соответствующий внутренний документ (приказ, распоряжение). В нем желательно подтвердить полномочия руководителя службы и, если необходимо, назначить нового руководителя.

Если контрактная служба – отдельное подразделение, следует это отразить в приказе. Если такого подразделения нет и не планируется – утвердить персональный состав контрактной службы. Этим же приказом можно утвердить само Положение.

Чтобы распределить функционал КС между работниками, оптимально составить полный перечень обязанностей и функций, которые передаются контрактной службе заказчика, а далее формулировки из этого перечня прописать в трудовых договорах и должностных инструкциях.

Предпочтительнее также разработать документ о внутреннем взаимодействии контрактной службы с другими подразделениями, а также изменить должностные инструкции даже тех работников, кто в КС не входит таким образом, чтобы у них не было возможности препятствовать работе службы.

Если на работника возлагаются обязанности по размещению сведений в ЕИС, у него должна быть своя ЭЦП. т.к.ответственным за действия по размещению будет признано именно то лицо, чьей ЭЦП документ подписан, а не то, которое формально должно было его размещать. Функции, связанные с работой на электронных площадках и информационных ресурсах (регистрация, общение с техподдержкой, размещение информации и.т.п.) можно также расписать как в Положении о КС, так и в должностных инструкциях.

Кроме того, поскольку в полномочия контрактной службы входит оформление и размещение в ЕИС протоколов, нужно предусмотреть возможность отдельного работника КС присутствовать при работе закупочной комиссии, либо включить его в состав такой комиссии.

Основные функции контрактной службы

Прописать функции контрактной службы можно, отдельно выделив следующие этапы закупок:

Кроме того, можно включить в положение и другие функции, даже если их могут выполнять работники, не включенные в состав контрактной службы.

Мы хотим, чтобы вы читали только интересные материалы, и будем благодарны за обратную связь!

Источник

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

специалист контрактной службы что делает. Смотреть фото специалист контрактной службы что делает. Смотреть картинку специалист контрактной службы что делает. Картинка про специалист контрактной службы что делает. Фото специалист контрактной службы что делает

эксперт в области антимонопольного права и законодательства о закупках 44‑ФЗ и 223‑ФЗ, к.э.н.

Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии

Принцип профессионализма и требование к профессии

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Наименование обобщённой трудовой функции

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

— предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;

— подготовка закупочной документации;

— обработка результатов закупки и заключение контракта

Среднее профессиональное образование.

— составление планов и обоснование закупок;

— осуществление процедур закупок

ВО (высшее образование) – бакалавриат.

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 3-х лет в сфере закупок

Экспертиза результатов закупок, приемка контракта

— проверка соблюдений условий контракта;

— проверка качества представленных товаров, работ, услуг

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 4-х лет в сфере закупок

Контроль в сфере закупок

— мониторинг в сфере закупок;

— аудит и контроль в сфере закупок

ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

Требования к образованию и обучению

Требования к опыту практической работы

экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта

ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок

Не менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *