спектакль малой формы что это
Статья «Малые театральные формы в работе школьной студии»
Малые театральные формы в работе школьной студии
Театральное искусство оказывает огромное влияние на образование ребенка, способствует повышению интереса к литературе, более глубокому пониманию взаимоотношений людей, воспитывает художественный и эстетический вкус, способствует формированию мировоззрения ребенка и становлению его как личности.
Театральное творчество развивает фантазию ребенка, внимание, наблюдательность, память, ассоциативное мышление, культуру чувств, пластику и речь.
Малые театральные формы дают возможность более эффективной работы над развитием индивидуальных способностей детей, умения импровизировать и углубленной работы над художественными произведениями (спектаклем)
Короткометражность номера (не более 15-20 минут) требует предельной концентрированности выразительных средств, лаконизма, динамики. Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.
Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцим. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.
Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.
Сегодня театр малых форм необыкновенно многолик и разнообразен. Это и небольшой одноактный драматический спектакль, и эстрадная миниатюра, скетч, фарс, водевиль, пластическая или литературная композиция и др. В работе школьной студии преподаватель может использовать такие малые театральные формы, как:
Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами.
— «ЗРИМАЯ ПЕСНЯ»- инсценировка песни, как вид сценического представления, имеет свои законы и строго определенные принципы.
«Зримая песня» учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения. И многие другие.
Популярность этой формы в последние годы значительно выросла. Уже появились фестивали и конкурсы театра малых форм. Особенный интерес к нему проявляют детские, молодежные, студенческие театральные коллективы. Этот интерес вполне закономерен. Постановки малого формата, как правило, мобильны и экономны, не требуют длительных репетиций, сложного технического оснащения, большого состава исполнителей. Они без существенных потерь могут перемещаться по разным сценическим площадкам, показываться как отдельно, так и в сборных концертах и праздничных представлениях.
Но, не смотря на свою популярность, эта разновидность театрального искусства мало исследована, не имеет достаточно точного обозначения своих «суверенных границ», четко сформулированного понятийного аппарата.
ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ
ТЕАТР МАЛЫХ ФОРМ. Имеет несколько значений.
Первые парижские варьете открылись в театрах бульваров в 18 в. Самое известное варьете Европы – берлинское «Wintergarden», 1886–1944. В России варьете распространились в 1860-е, что связано с ростом городского населения. Русское название варьете – кафешантан («Альказар», «Палас-театр», Петербург; Альказар в Москве на Садово-Триумфальной площади (будущий московский театр Эстрады), «Эрмитаж», театр Омона в Камергерском переулке, в саду «Аквариум», «Максим» на Дмитровке, Москва). Программа строилась на французский манер, но с русским привкусом: шансон, оперетта, цыганский хор. Пережив короткий подъем в эпоху НЭПа, варьете исчезли, возродившись уже в виде постперестоечных ночных клубов.
1. Театр под таким названием существовал в Ленинграде в 1930–1933 в бывшем помещении кабаре «Кривое зеркало» на Караванной улице. Труппу составляли характерные комики, актеры кабаре Л.Копьев, О.Малоземова, В.Лепко, С.Рахманов, А.Аввакумов, А.Чаров, Л.Семенова (ученица Н.Фореггера, прославившаяся исполнением главной женской роли в фильме А.Роома Третья Мещанская). Инициатор, руководитель и сценограф театра – Н.С.Сурин, главный режиссер Н.Хрущев (ученик Мейерхольда и Фореггера), композитор Н.Богословский, авторы В.Поляков, М.Левитин, В.Вознесенский. Театр работал по образцу Синей блузы, представляя небольшие сатирические пьесы, пародии, оперетты, интермедии (На лыжах, Уха из петуха, Чужой огород, политический памфлет Там, где цветет картофель, 1930–1931). В результате резкой критики, обвинившей театр в обывательском смехе, перешел на многоактные спектакли (Сказание о невидимом граде Ленинграде, режиссер В.Раппопорт, 1932) и вскоре закрылся.
2. Понятие, объединяющее театры, работающие в жанре постановки миниатюр (скетчи, пародии, оперетты, эстрадные номера). Характерна лаконичная форма спектаклей, как правило, сатирического или юмористического плана. Термин введен в 1908 театральным критиком А.Р.Кугелем. В 1910-х в Петербурге существовали Литейный, Интимный, Троицкий театры миниатюр, театр Бибабо, в Москве – Мамоновский, Петровский. Самый крупный театр миниатюр в Москве существовал в 1938–1946 и 1959–1987. В первый период своего существования им руководил В.Типот, в труппе работали М.Миронова, Р.Зеленая, А.Менакер, Т.Пельтцер. В 1940 театром руковил В.О.Топорков, в это время в театре сложился дуэт М.Миронова-А.Менакер. С 1959 театром руководил В.Поляков, в 1978 сложился дуэт В.Ильченко-Р.Карцев. С осени 1987 актер и режиссер театра М.Левитин (в 1982 он поставил спектакль Хармс! Чармс! Шардам! или школа клоунов по стихам Д.Хармса) основал свой театр «Эрмитаж», сменив направление деятельности театра. Со спектаклем Птичий полет Карцев и Ильченко покинули театр и основали свой театр миниатюр во главе с М.Жванецким.
В Ленинграде был свой театр миниатюр под руководством А.И.Райкина (1939–1982, Ленинград, 1982–1987 – Москва, с 1987 преобразован в московский театр «Сатирикон»).
К театрам малых форм относятся популярные в 1917–1922 многочисленные Теревсаты (театры революционной сатиры) и театры Синей блузы, а также Мастфор Н.Фореггера, театры при Домах творчества, в частности, послевоенный ночной театр «Синяя Птичка» при ЦДА ВТО.
К жанру театра малых форм принадлежат и кабаре 1910-х: «Летучая мышь» Н.Балиева, «Лукоморье», «Кривое зеркало», «Черный кот», Дом интермедий, «Бродячая собака» и «Привал комедиантов» Б.К.Пронина, а также эпохи НЭПа: «Балаганчик», «Нерыдай», «Стойло Пегаса», «Коробочка», «Кривой Джимми», «Пикадилли», «Павлиний хвост», а также варьете – кафе с развлекательной программой из разножанровых номеров.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
РЕЖИССУРА МАЛЫХ ФОРМ
Томик_Талантов все записи автора СКЕТЧ – (англ. «набросок», франц. «этюд») – маленькая пьеса для эстрады двух или трех действующих лиц. (третьим действующим лицом является деталь, как активное действующее лицо шутливого или сатирического характера. (Например, телефон).
Как правило, скетч длиннее интермедии и сложнее по построению. В основе скетча лежит одно стремительно развивающая интрига, один простейший сюжет, построенный на неожиданных, острых, забавных поворотах, которые возникают по ходу действия между персонажами от целого ряда нелепостей, вызванных заданной драматургом ситуацией, как правило, со счастливым концом. В скетче мы сталкиваемся с концентрацией событий, репризностью диалога, неизменным гротеском в характеристиках комических персонажей. Характеры действующих лиц в скетче обычно только очерчены, но язык их индивидуализирован. Одна их особенностей этого вида эстрадной драматургии некоторая упрощенность образа. Комедийность ситуации и диалога в скетче создается тем, что одна нелепость поражает другую. В основе скетча, его драматургического конфликта, как правило, лежит нелепая случайность, которая и создает комедийный эффект.
ИНТЕРМЕДИЯ – небольшая комическая сценка или пьеса (музыкальная) шутливого содержания, которую исполняют между действиями драматического представления, а в эстрадном представлении между номерами по ходу концерта.
Как правило, в интермедии действуют 2 человека. У каждого из них своя линия поведения, своя сцен. задача, требующая активного соучастия в действии. Чаще всего экспозиция интермедии слита с завязкой, а кульминация с развязкой, причем чаще всего репризной. Каждая интермедия несет в себе непременное зерно конфликта. Именно он организует все действие, его возникновение, развитие и разрешение составляет содержание интермедии. Наличие в композиции конфликта помогает драматургически сложить те или иные комические положения, наслаивать их, подводя каждый раз к новому очередному повороту сюжета. В отличие от таких номеров как скетч, миниатюра, в которых всегда обозначены время и место действия, в интермедии актеры выступают в обстоятельствах данного концерта. «Встреча» партнеров происходит как бы «здесь» и «сейчас» на данных сцен. подмостках, перед сидящими в зале зрителями, которых они стремятся привлечь на свою сторону. Такой разговор может происходить по любому поводу.
В эстрадном концерте интермедия обычно заканчивается объявлением очередного номера. По своему содержанию интермедия должна быть хлесткой, занимательной, веселой, а текст ее должен стремиться к совокупности репризных фраз, которыми обмениваются участники. Конфликт в интермедии, как и в парном конферансе обычно происходит из-за различных точек зрения на любую проблему. Обычно для интермедии выбирается такой конфликт, который не носит непримиримого характера.
АНЕКДОТ – (греч. «неизданный») – краткий, злободневный, устный рассказ с неожиданной остроумной концовкой.
Анекдот может иметь сатирическую или шутливую окраску. Главное, что вызывает в анекдоте смех – это несоответствие формы и содержания, намерений и достигнутых результатов, назначение предмета и его использование.
МИНИАТЮРА – это очень короткая, состоящая всего из нескольких реплик, построенная на точном сюжете микропьеса, мысль, которой выражена в одном действии, вернее происшествии. В основе миниатюры чаще всего лежит анекдот, т.е. рассказ о смешном происшествии, остром необычном положении с неожиданным концом, поворотом.
Причем конец миниатюры не может быть предсказан зрителем, хотя и вытекает из всего предыдущего действия, он обычно всегда парадоксален. В миниатюре режиссеры и актеры заботятся не только о точности взаимоотношений действующих лиц, но и уделяют особое внимание нахождению выразительного броского отыгрывания ее неожиданного конца. Большое значение в актерском и режиссерском решении миниатюры имеет ее темпо-ритм, ведь действие в миниатюре развивается стремительно.
РЕПРИЗА – мельчайшая форма эстрадной драматургии. Смех в репризе достигается резкой сменой мысли.
Начало текста в репризе готовит нас к одному восприятию, а ее неожиданный конец переворачивает весь смысл, заключенный в начале. На эстраде реприза существует, как самостоятельный вид драматургии.
ФЕЛЬЕТОН – требует особой работы режиссера с актером над содержанием выбранного произведения и его формой. Для этого должны быть ясны не только побочные темы, но и главные.
УСТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ:
актер должен убеждать; доказывать; найти интонацию, жесты. Главный партнер – зритель (диалог с публикой). При форме монолога интонация актера должна быть доверительной.
ФОРМЫ ФЕЛЬЕТОНА:
1. Фельетон обозрения;
2. Фельетон размышления;
3. Фельетон иносказания;
4. Фельетон раек;
5. Музыкальный фельетон;
Многоликое содержание = многоликое исполнение.
ПРИЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ:
1). Начинать разговор с публикой стоит о чем-то обыденном, связанным с чем-то сиюминутным, подчеркивая мысль импровизационностью разговора. Актер высказывает личное мнение к сказанному, чтобы установить контакт со зрителем.
2). Обращение к первой части публики, указывая на нее как бы не за союз с другой, раскалывает зал на 2 половины. В качестве партнера можно использовать предмет.
3). Смена ритма произнесения отдельных частей (смена ритма, поведения). Фельетон зависит от содержания, сверхзадачи режиссера и исполнителя и от их фантазии. Чтобы расширить выразительные приемы можно привлечь музыку, кино, слайды и т.д., но главный исполнитель с его выразительными средствами. Выразительные средства не должны затемнить главную тему и мысль, которые раскрываются через режиссерский замысел и решения фельетона. Форма и содержание фельетона связаны с образом рассказчика. Женщинам – фельетонисткам не нужно подражать, мужчинам – фельетонистам нельзя двусмысленно острить, использовать некрасивые жесты и пошлую мимику. Можно женское лукавство, тонкие намеки, ирония, простодушная наивность или подчеркнутый скептицизм.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЭСТРАДНЫМ ФЕЛЬЕТОНОМ:
I. Режиссер с актером анализируют произведение.
II. Режиссер создает замысел произведения (находит образное решение) и определяет порядок воплощения его замысла.
III. Репетиции и постановка эстрадного фельетона.
Режиссура малых форм
Классификация и типы эстрады, их отличительные особенности: концертная, театральная и праздничная. Сущность и разновидности режиссуры малых форм: миниатюра, интермедия, скетч, басня, зримая песня. Подходы к проблемам режиссерского решения песни.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.04.2014 |
Размер файла | 32,6 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Режиссура малых форм
Развивая как искусство праздничного досуга, режиссура малых форм всегда стремилась к необычности и разнообразию. Само ощущение праздничности создавалось за счёт внешней зрелищности, игры света, смены живописных декораций, изменения формы сценической площадки и т.д. Несмотря на то, что эстраде свойственно многообразие форм и жанров, её можно подразделить на три группы:
— концертная эстрада (ранее называвшаяся «дивертисментная») объединяет все виды выступлений в эстрадных концертах;
— праздничная эстрада (народные гуляния, праздники на стадионах, насыщенные спортивными и концертными номерами, а также балы, карнавалы, маскарады, фестивали и т.д.).
К музыкально-разговорным жанрам относятся куплет, частушка, шансонетка, музыкальный фельетон.
Интермедия возникла в европейском средневековом театре, сопровождая трансформацию литургической драмы в мистерию. Под влиянием народного площадного театра, в строго формализованное звучание литургической драмы, входившей в состав рождественской или пасхальной службы, с течением времени начал проникать мирской язык, усиливались бытовые интонации. Это, несомненно, повышало популярность средневекового религиозного театра.
Однако церковь не могла допустить нарушения канона ритуально-символического исполнения в конкретных инсценировках евангельских эпизодов. Народные выражения, бытовая манера исполнения были возможны лишь в комических эпизодах, резко разграниченных с основным действием драмы и предназначенных для эмоциональной разрядки публики.
В современном театральном и эстрадном искусстве интермедии нередко приобретают характер своеобразного «капустника», строятся на непосредственном общении со зрительным залом и имеют злободневную направленность (зонги в спектаклях по пьесам Б. Брехта, интермедии спектаклей «Принцесса Турандот» в театре им. Вахтангова, «Счастливые нищие» в театре Станиславского и т.п.).
Как правило, в интермедии действуют 2 человека. У каждого из них своя линия поведения, своя задача, требующая активного соучастия в действии. Чаще всего экспозиция интермедии слита с завязкой, а кульминация с развязкой, причем чаще всего репризой. Каждая интермедия несет в себе непременное зерно конфликта. Именно он организует все действие, его возникновение, развитие и разрешение составляет содержание интермедии. Наличие в композиции конфликта помогает драматургически сложить те или иные комические положения, наслаивать их, подводя каждый раз к новому очередному повороту сюжета. В отличие от таких номеров как скетч, миниатюра, в которых всегда обозначены время и место действия, в интермедии актеры выступают в обстоятельствах данного концерта. «Встреча» партнеров происходит как бы «здесь» и «сейчас» на данных сцен. подмостках, перед сидящими в зале зрителями, которых они стремятся привлечь на свою сторону. Такой разговор может происходить по любому поводу.
В эстрадном концерте интермедия обычно заканчивается объявлением очередного номера. По своему содержанию интермедия должна быть хлесткой, занимательной, веселой, а текст ее должен стремиться к совокупности репризных фраз, которыми обмениваются участники. Конфликт в интермедии, как и в парном конферансе обычно происходит из-за различных точек зрения на любую проблему. Обычно для интермедии выбирается такой конфликт, который не носит непримиримого характера.
У этого термина существуют и другие значения, см. Скетч (значения).
Известным создателем скетчей был А.П. Чехов.
Как правило, скетч длиннее интермедии и сложнее по построению. В основе скетча лежит одно стремительно развивающая интрига, один простейший сюжет, построенный на неожиданных, острых, забавных поворотах, которые возникают по ходу действия между персонажами от целого ряда нелепостей, вызванных заданной драматургом ситуацией, как правило, со счастливым концом. В скетче мы сталкиваемся с концентрацией событий, репризностью диалога, неизменным гротеском в характеристиках комических персонажей. Характеры действующих лиц в скетче обычно только очерчены, но язык их индивидуализирован. Одна их особенностей этого вида эстрадной драматургии некоторая упрощенность образа. Комедийность ситуации и диалога в скетче создается тем, что одна нелепость поражает другую. В основе скетча, его драматургического конфликта, как правило, лежит нелепая случайность, которая и создает комедийный эффект.
В Великобритании очень популярны телевизионные скетч-шоу (Sketch comedy). Ярким примером скетч-шоу является телесериал «Летающий цирк Монти Пайтона», «Шоу Фрая и Лори». Аналогичные программы на российском телевидении: «Шесть кадров», «Даёшь молодёжь!», «Джентльмен-шоу», «Городок», «Одна за всех», «Наша Russia» и т.п.
Героями басен могут быть не только люди, но и животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами.
Басня обычно распадается на две части: рассказ о событии, конкретном и единичном, но легко поддающемся обобщающему истолкованию, и нравоучение, следующее за рассказом или ему предшествующее.
С сюжетной стороны басня часто (хотя и не обязательно) характеризуется изображением в ней логически невозможных предметных отношений, например перенесением на животных или растения форм человеческого быта и поведения. В этом басня соприкасается с животным эпосом. Другой причиной, сближающей тематику басни с тематикой животного эпоса, является простота, однозначность и постоянство встречающихся в животном эпосе характеров. Однако, связь с животным эпосом не является обязательной, и уже в древнейших из дошедших до нас баснях, наряду с животными действующими лицами появляются люди и мифические существа.
«Зримая песня» учит мыслить пластическими образами, умение ориентироваться в сценическом пространстве и находить зримое выражение музыкально-эмоциональному строю произведения.
Что значит сделать песню зримой? Значит, создать на материале песни маленький спектакль. Здесь мы песню и слышим, и видим. Это значительно усиливает эмоциональное впечатление, с помощью глаза актера, мимики, жеста, мизансцен. Возникает синтез музыки, вокала и актерского мастерства. Если музыкальное произведение воплотить в ярком, интересном рисунке, найти интересное режиссерское решение, применив разнообразные средства сценической выразительности (сценография, свет), то сила впечатлений повыситься. В хорошей поэтической строке заложено образное видение, а удачная музыка вызывает гамму эмоций. При создании режиссерского замысла песни, следует помнить, что режиссер приходит в песню третьим.
Жанр «зримая песня» не новый и имеет давнюю историю, но отмечая небывалую популярность «зримой песни» в мире досуга и развлечений, нельзя забывать о том, что этот прием несёт в себе большой эмоционально-эстетический заряд и является мощным средством воспитания и пропаганды гуманистических и патриотических ценностей.
Рассмотрим 2 способа:
Отсутствие замысла приводит к плену слова и возникает лежачая мизансцена. Важно определить сегодняшний взгляд на проблему, которая поднимается в песне. Режиссер создает определенную ситуацию на сцене, оправдывая возникновение песни, тем самым устанавливается контакт с залом. Разговор с залом может идти на уровне метафор, образов, сравнений, происходит стилизация, ассоциирование. От режиссера требуется способность мыслить масштабно, неординарно, искать свой способ решения проблем, только тогда и может возникнуть третье содержание.
Здесь в подборе песен рекомендуется отдавать предпочтение тем, в которых имеет место и действие, и его развитие. Успешному решению может способствовать монтаж песни с пантомимой или действие фоновой группы.
Несколько слов хочется сказать о знаменитом учебном спектакле «Зримая песня», рождению которого предшествовал длительный тренинг на материале песен. Начиная со второго курса, шесть режиссеров мастерской Товстоногова осуществили множество проб, сценических версий различных песен. Но только шестнадцать из них продолжили свою жизнь в спектакле, созданном на их основе.
Одна из форм обучения и воспитания режиссеров, предложенная Товстоноговым, став неотъемлемой частью его школы, с годами совершенствуется, видоизменяется, наполняется новым содержанием. Неизменными остаются принципы, цели и комплексные задачи, которые она призвана решать.
Музыка театра начинает звучать тем отчетливее, чем яснее цель, чем более точные средства использовались для ее достижения.
1. Гармония, соразмерность всех компонентов зрелища.
2. Лаконизм театрального языка.
3. Точность поэтического, музыкального ходов.
4. Выразительность сценической метафоры.
режиссура театральный скетч интермедия
1. Литература История Западно-Европейского театра под общей редакцией С.С. Мокульского. Т.1, М., 1956.
2. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л., 1984.
3. Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991.
4. Текст словарных статей «Театральная энциклопедия»
5. Лит.: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958.
6. Дмитриев Ю., Искусство советской эстрады, М., 1962.
7. Конников А. Мир эстрады. М., 1980.
8. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений.
9. Розовский М. Режиссер зрелища. М., 1973.
10. Русская советская эстрада // Очерки истории. Отв. ред. докт. иск., проф. Е. Уварова. В 3-х Т.М., 1976, 1977,1981.
11. Смирнов-Сокольский Н. Эстрада перед конкурсом. // Советское искусство. 1939, 24 сентября.
12. Уварова Е. Эстрадный театр: Миниатюры, обозрения, мюзик-холлы (1917-1945). М., 1983; Аркадий Райкин. М., 1986.; Как развлекались в российских столицах. СПб., 2004.
13. Шароев И. Режиссура эстрады и массовых представлений. М., 1986; Многоликая эстрада. М., 1995.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
реферат [27,8 K], добавлен 07.08.2010
Обзор основных направлений развития режиссерского искусства в России. Школа режиссуры В.И. Немировича-Данченко. Режиссерские искания К.С. Станиславского. «Глубокая форма при ярком содержании» в театре Е.Б. Вахтангова. Особенности режиссуры А.Я. Таирова.
дипломная работа [1,1 M], добавлен 30.05.2015
Общее определение понятия «досуг», его функции. Специфика режиссуры в культурно-досуговых программах. Праздничные формы досуговой деятельности. Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН. Основные типы интеллектуальных игр.
курсовая работа [66,8 K], добавлен 27.11.2013
Специфика и жанры театрализации. Понятие и особенности театрализованного представления. Специфические особенности режиссуры театрализованных представлений. Использования зрелищного пространства и мизансценирования в режиссерском решении театрализации.
курсовая работа [56,4 K], добавлен 03.12.2015
Песенный жанр, возникший в середине XX века в СССР: авторская песня (или бардовская музыка). Авторская песня как альтернатива «советской массовой песне». История авторской песни и ее представители: Борис Окуджава, Владимир Высоцкий, Олег Митяев.
реферат [32,7 K], добавлен 25.02.2012