спектакль кроткая о чем
Краткое содержание Кроткая Достоевского
Начинается эта повесть с того, что однажды к ростовщику приходит очень худенькая, приятная молодая девушка, которая хочет заложить свои вещи. Ростовщик сразу же чувствует родственную душу в лице этой молодой девчонки. Ему кажется, что сама судьба свела их вместе, и что она – именно та, кого он ждал всю жизнь. Но несмотря на то, что девушка, и так кротка и чиста, он решает еще больше подавить ее. Показать ей свою власть и могущество. И он начинает воспитывать Кроткую. В лице этой слабой женщины, он мстит всему обществу, которое не стало ему подчиняться. На подсознании он выбирает себе жертву, которая вышла за него замуж и ждала совсем другой роли в его жизни.
Кроткую не устраивает такое положение дел, она постоянно бунтует – то замыкается в себе и молчит сутками напролет, то убегает из дома. А однажды, пока ростовщик спит, она подносит к его лицу револьвер, и долго держит его у виска. Но как только револьвер убран, становится понятно – теперь власть навсегда в руках ее жестокого мужа. Она любит его и ненавидит одновременно, и это просто психологически ломает ее.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Достоевский. Все произведения
Кроткая. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Робинзон Крузо родился в семье среднего достатка. Его отец мечтал, что сын станет его помощником. Но Робинзон был авантюристом. Дальние страны манили его. Несколько его морских путешествий прошли удачно, пока однажды их корабль не захватили пираты.
В Венецию на службу был приглашён богатый и родовитый мавр – генерал Отелло. Он часто посещал венецианского сенатора и рассказывал ему и его дочери Дездемоне о своих жизненных испытаниях, о военных сражениях
Из школьной программы все знают, что Крылов был баснописцем. Однако Иван Андреевич был еще и драматургом. В 1800 году он написал пьесу «Подщипа», имеющую в своей структуре канон и построенную на принципах триединства классицистической драматургии
Маленькая девочка Катя в раннем детстве осталась без родителей. И на ее судьбу выпадет очень много испытаний и всевозможных приключений.
В дом Оргона приезжает некий Тартюф. Для Оргона этот человек был невероятно мудрым и уважаемым. Тартюф умел красиво разговаривать, раздавал поучения другим. Благодаря общению с ним
Спектакль кроткая о чем
Вчера я во второй раз посмотрела моноспектакль Валерия Ивченко «Кроткая».
После первого, премьерного, спектакля в целом у меня были хорошие впечатления, но вместе с тем были и некоторые «Но». В тот раз спектакль показался мне чересчур затянутым, в чем-то даже утомительным, мне казалось, что очень мало использовано выразительных средств; я сомневалась, сможет ли он быть интересен зрителю, не имеющего специальной подготовки: не читавшего «Кроткую» Достоевского, не рассуждающего глубоко о смысле жизни и не имеющего какого-то осознанного духовного опыта. Мне показалось, что этот спектакль больше для круга зрителей Валерия Ивченко, для «своих»: тех, кто давно знают и почитают его талант, разделяют его взгляды на жизнь. У меня были сомнения по поводу того, что зритель случайный сможет понять и оценить эту моноработу по чрезвычайно сложной повести Достоевского.
Конечно, впечатление в любом случае всегда субъективно и зависит и от самого зрителя: его настроения, обстоятельств жизни в данный момент времени. Я помню, что после мартовской премьеры мои впечатления очень быстро рассеялись, и уже через какую-то пару недель мне было трудно сформулировать своё мнение об увиденном спектакле. Просто какой-то провал в памяти. Обидно, но бывает и так.
Зрителю всегда интересно следить за изменениями, которые на его глазах происходят с героями произведений: чем больше амплитуда происходящих изменений, тем больше средств выразительности может применить актер, тем больше для зрителей возможности понять героя и сопереживать ему. Всегда очень интересно наблюдать за борьбой: когда перемена в герое происходит в борьбе внутри предлагаемых сюжетом произведения обстоятельств, когда через события, через взаимодействия с другими персонажами, герой раскрывает себя.
Что из этого есть в «Кроткой»? Хочется ответить – ничего. Есть герой. Есть борьба, но борьба только с самим собой. Сильно ли он изменяется по ходу произведения? Минимально.
Даже зная невероятный талант Валерия Ивченко, и даже побывав на премьерном спектакле, у меня вчера всё еще были сомнения, сможет ли он увлечь зрителя за собой.
Я размышляла, что помимо ювелирной работы, которая должна быть проделана актером и режиссером в одном лице, зрители должны быть оснащены специальными «окулярами», чтобы прочувствовать микроскопические изменения, происходящие с героем, понять их значимость в бытийном масштабе, и таким образом, воспринять глубокий философский смысл произведения.
В творческих возможностях Валерия Ивченко я никогда не сомневалась, но опасения насчет зрителя, не оснащенного «окулярами», у меня оставались. Я боялась, что весь кропотливый труд Валерия Михайловича, его отдача, могут оказаться напрасными и непонятыми.
Причина только в сложности произведения, форма которого, на мой взгляд, очень неподатлива для воплощения на сцене.
Но Валерий Михайлович сотворил невозможное. Сейчас я говорю, не как почитатель его таланта, а как человек, бывший вчера перед началом спектакля критически настроенным и беспристрастным.
Позволю себе признание: я собиралась вчера следить, удастся ли Валерию Михайловичу захватить моё внимание в течение первых двадцати минут. Обычно считается, что если зритель не увлечен в первые 15-20 минут, то дальше всецело овладеть его вниманием почти невозможно. Я даже перечитала отрывок «Кроткой», приходящийся на этот отрезок времени, решила: «Это сплошное топтание на месте, увлечь этим невозможно». Но что со мной произошло в зрительном зале? – Я не только не заметила, как прошли эти контрольные 20 минут, я вообще забыла о времени и о своем намерении!
Еще одна сложность этого произведения в том, что перед читателем и зрителям предстает только главный герой, через рассказ которого нам является героиня – Кроткая, но, несмотря на это, голос её звучит довольно явственно и самостоятельно. Я опасалась, что эта самостоятельность героини может оказаться утраченной, её слова и поступки будут не вполне поняты зрителем. В первой половине спектакля героиня представляется нам довольно четко и выпукло. Благодаря мастерству Валерия Ивченко даже через косвенное описание, переданное героем, мы воспринимаем её отдельно от него, понимаем её поступки и сопереживаем ей. Но во второй половине спектакля, ближе к финалу, её образ становится более размытым, трудно становится объяснить её поступки, ты воспринимаешь их как факт, но до конца не осознаешь, почему она так сделала. Признаюсь, я ожидала, что спектакль даст мне это понимание.
Когда накануне спектакля я перечитывала «Кроткую», я сформировала свою концепцию, дала свой ответ на вопрос, почему героиня приняла решение так закончить свою жизнь, и для чего всё это надо.
Но однозначного, очевидного ответа нет у Достоевского, и, на мой взгляд, нет его и в постановке Валерия Ивченко. Хотя, опять-таки вопрос субъективный, возможно другие зрители смогли увидеть ответ.
Но лично мне этого не хватает.
В ожидании «Кроткой»: Волжский драмтеатр создаёт новую реальность
15 октября на сцене Молодёжного театра ВДТ – первая премьера сезона, спектакль «Кроткая» по одноименной повести Ф. Достоевского.
Сам автор назвал историю о ростовщике фантастической повестью – спектакль будет решён в жанре «достоевский-шоу».
В этом году у писателя юбилей – 200 лет со дня рождения. Может, именно поэтому ряд волгоградских театров взялся за постановку его произведений?
Художественный руководитель театра, режиссёр-постановщик спектакля Игорь Мишин с этим в корне не согласен.
-Интерес к творчеству Достоевского был всегда, в том числе и у режиссёров – многие произведения Фёдора Михайловича словно специально написаны для театральной сцены, они драматургичны и глубоки, актёрам интересно работать над образами персонажей. Что касается меня, задумывая постановку «Кроткой», я, к стыду своему, и не помнил о юбилее. Но, наверное, что-то витало в воздухе, что заставило обратиться меня к этой повести. Надеюсь, спектакль получится не мрачным.
-Но ведь повесть начинается с монолога героя, у которого умерла жена: «Она теперь в зале на столе, составили два ломберных, а гроб будет завтра, белый»?
-Всё верно, и нас уже многие театралы упрекают: «Какое шоу, что за пляски на костях?»
Поймите, для меня спектакль совершенно о других вещах. Это, скорее, повод для зрительского размышления. Имею в виду подготовленного зрителя. Мне бы не хотелось, чтобы наша «Кроткая» стала для волжских старшеклассников первой встречей с творчеством писателя. Сначала лучше прочитать повесть – и не только её – а потом прийти в театр и посмотреть, как мы хулиганим. Наша «Кроткая» — театр абсурда, гротеск, буффонада.
-На сцене стоит ударная установка, персонажи одеты вполне современно – получается, вы перенесли действие из 19 века в век 21й?
-Вовсе нет. Мы придумали свой театральный мир, который далёк и от сегодняшнего дня, и от эпохи Достоевского. Репетировать было интересно и несложно – мы просто играли, создавая эту условную действительность, в которую предложим погрузиться и зрителям. Надеюсь, в итоге получится тонко, не грубо и интересно зрителям любого возраста.
-Вы сказали, что желательно перед премьерой перечитать не только «Кроткую». А что ещё?
-Просто читайте Достоевского. Читайте и перечитывайте. А в спектакль мы включили и фрагменты других произведений писателя. Гурманы наверняка узнают и «Записки из подполья», и монолог из «Преступления и наказания»… Приходите на спектакль. Откройте творчество писателя с неожиданной стороны.
КРОТКАЯ
Моноспектакль народного артиста России и Украины Валерия Ивченко
Валерий Ивченко — лауреат гран-при XII международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» за постановку «Кроткая» (2019)
— Я есмь часть той части целого, которая хочет делать зло, а творит добро.
— Постойте. Что это за мысль? Откуда это? Я где-то слышала.
— Не ломайте головы, в этих выражениях Мефистофель рекомендуется Фаусту. « Фауста » читали?
Ф. М. Достоевский, « Кроткая »
Моноспектакль народного артиста России и Украины Валерия Ивченко по рассказу Достоевского «Кроткая» — это история о большой любви, загубленной гордостью, попытка найти ответ на вечный, «проклятый» вопрос: как трагический опыт становится основой духовного перерождения человека и делает его сильнее и гуманнее.
Валерий Ивченко:
«На вопрос Творца к Адаму, почему он преступил заповедь и вкусил от запретного плода, Адам указав на Еву ответил, «Это она дала мне его ». Оба были выгнаны из Рая и обречены на страдание. Назвав своих героев Он и Она, Достоевский обозначил их родословную. На первых страницах рассказа « Кроткая », названного автором «фантастическим », Достоевский вывел на сцену и третьего участника библейской трагедии, разыгравшейся в Раю. Он и Она беседуют о романе Гете « Фауст ». Она — несостоявшаяся гувернантка шестнадцати лет. Он — изгнанный из полка за трусость и ставший закладчиком офицер сорока одного года.
«Кроткая» БДТ: история нелюбви с печальным концом
«“Люди, любите друг друга” кто это сказал? чей это завет? Стучит маятник бесчувственно, противно. Два часа ночи. Ботиночки её стоят у кровати, точно ждут её… Нет, серьёзно, когда её завтра унесут, что ж я буду?»
На этой неделе в Москве заканчивается камерный международный фестиваль SOLO, традиционно проходящий на сцене Театрального Центра на Страстном бульваре, уникальный в том, что демонстрирует только лишь моноспектакли. Одной из наиболее любопытных постановок этого сезона стала «Кроткая», привезенная из БДТ им. Товстоногова, премьера которой состоялась в марте этого года.
«Кроткая» – поздняя повесть Федора Достоевского, написанная в форме монолога – идеальное произведение для одиночного повествования. Как писал Гроссман, в «Кроткой» предстает «едва ли не лучший образец внутреннего монолога во всем творчестве Достоевского». Это короткий, но очень глубокий и сложный философский материал, много раз использованный режиссерами театра и кино. В основе новеллы лежит история взаимоотношений двух людей – немолодого и познавшего жизнь ростовщика и юной сироты, которая в силу обстоятельств вышла за него замуж. История крайне печальна и мрачна, ведь речь идет о глубоко несчастных людях, которыми движет все, что угодно, только не любовь.
Автор инсценировки, режиссер и исполнитель главной роли – народный артист России и Украины Валерий Ивченко. Человек с колоссальной физической, моральной, и самое главное – жизненной подготовкой. На протяжении 3х часов 78-летний актер ни на толику не отходит от текста и держит зрительный зал в полнейшем напряжении. Иногда кажется, что монолог переходит в форму диалога, настолько “осознанно” и “пережито” каждое предложение, каждое слово. На встрече с актером в фойе после спектакля (приятная фестивальная традиция), это ощущение подтвердилось: “Достоевский обращает нас внутрь себя… Все проблемы, все вопросы на сцене должны волновать актера в обычной жизни”.
«Я есмь часть той части целого, которая хочет делать зло, а творит добро..»
Эта «Кроткая» – яркий пример мощного классического театра. Честного, бескомпромиссного, западающего в душу. Главный герой проходит путь от гордого, желающего любви и уважения палача до познавшего великое горе абсолютно одинокого человека. Этот контраст ролей очень хорошо передают костюмы, декорации и короткие видео между частями. На сцене перед нами мечется человек в одном лишь исподнем и босиком, оголенный душой и телом. На ретроспективных записях между главами – статный, строгий господин с проницательным взглядом, в сюртуке, застегнутым на все пуговицы.
Декорации нарочито просты – железный остов кровати, туфельки покойной да образ Богородицы под потолком. Властелин действия – это конечно же текст, а самая главная декорация – это трагедия, висящая в воздухе. Это очень понимает автор и исполнитель спектакля – столь деликатно и органично вписаны в общую фабулу все декоративные элементы.
Этот спектакль нужно непременно смотреть и переживать всем. Всем ищущим, страждущим, не перестающим разбираться в жизни и в отношениях людям. Уж очень интимно и правдиво передана здесь история одной человеческой души, история нелюбви с печальным концом.