спаси себя и вокруг тебя спасутся тысячи что значит
Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи!
Серафим Саровский сказал: «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». И почти у каждого, кто задумывался над значением этой фразы, проскальзывала мысль: а действительно ли это слова преподобного? Ведь мы уверены, что спасаем себя и количеством спасенных нами. И круто при этом ошибаемся, потому что других спасал только Христос. Мы его так и называем – Спаситель. И если мы стремимся спасать других, забывая о своем собственном спасении, то это не что иное, как пренебрежение Его искупительным подвигом. И чтобы понять подлинную суть слов преподобного, достаточно понять, что означает само понятие спасения.
Адам, находясь в раю, согрешил. Внял сатанинскому совету и пошел против Бога. И стал враждовать с Ним, то есть жить «по похотям сердца своего», а не по Воле Бога. (Такое состояние человеческой природы называется «ИСПОРЧЕННОСТЬЮ»). И с каждым поколением вражда с Богом усиливается, приобретая все более изощренные формы. А в чем же суть пришествия Христа на землю? По словам апостола Павла, он стал «вторым Адамом». То есть совершил то, с чем не справился первый Адам, а именно противостоял греху. О Себе Христос говорит: Я – Сын Человеческий, но Отец мой – Бог. Св. Филарет Московский так объясняет это кажущееся противоречие: «Будучи вездесущ, Бог всегда пребывает на небе и всегда на земле; но на земле Он прежде был невидим, а потом явился во плоти; потому говорится, что Он сошёл с небес» (Пространный катехизис «О третьем члене Символа веры, п. 149). И еще: «Под словом воплощение подразумевается то, что Сын Божий принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и сделался человеком, не переставая быть Богом» (Там же, п. 176).
Христос, пребывая одновременно и Богом и человеком, примирил в себе последнего с первым через добровольное подчинение человеческой воли воле Божественной, и это полностью отражено в Его земной жизни и записано Его последователями – апостолами. Св. Василий Великий пишет, что Христос должен был осудить грех во плоти своей. Но это вовсе не значит, что Он был грешен. Здесь идет речь как раз об испорченности воспринятой им человеческой природы, а не о личной греховности. И чтобы понять, каким именно образом Он смог воспринять эту греховность, достаточно взвалить на себя проблемы другого человека. И тогда мы будем «носить тяготы друг друга», не имея в себе их причины.
Человек с самого начала своей истории был вынужден защищаться от природных стихий и зверей, восставших на него за прегрешение. Непосредственно перед самым изгнанием из рая первых людей Бог им обещает избавление от смерти через примирение с Ним. Когда Христос, после крещения, вышел на проповедь, то люди, чьи души до конца еще не были ослеплены гордостью и тщеславием, видели в сумраке греха, через тусклое стекло самомнения, яркий свет Божественного учения. И, будучи истомлены жаждой в пустыне греха, они со всех ног бросились к этому Источнику спасительного Света и живительной Влаги.
Христос, живя по Воле Бога, показал нам Идеал, к которому люди начинали стремиться еще во время Его земной жизни. Он возбуждал в человеке труднопреодолимое желание следовать странным словам доселе неизвестного учения, которым почему-то хотелось верить. И поверив, начинали безотлагательно следовать им. То есть спасать себя, по примеру своего Божественного Учителя… Он и явил принцип, позже сформулированный преподобным Серафимом…
«Стяжи дух мирен. » — как понять главный совет Серафима Саровского?
Приблизительное время чтения: 11 мин.
«Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные?»
На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы.
Письмо в редакцию:
Что значат известные слова Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя»? Что это за непонятный «дух мирен»? Как его стяжать — есть какие-то методики специальные? И самое странное для меня — как это я могу повлиять на спасение душ аж тысяч людей — разве это не их личная задача, за которую только они отвечают?
Константин
Отвечает Александр Ткаченко:
Прежде чем ответить на слова про «дух мирен», я бы хотел рассмотреть внимательнее самое первое слово в этой фразе — «стяжи». Слово это вроде бы и понятное с виду, однако смысл его для многих читателей требует некоторого прояснения. «Стяжать» означает — приобретать и накапливать некие блага, собирать впрок, приумножать капитал. Преподобный Серафим Саровский происходил из купеческого сословия. Поэтому употребление слов из торгового и коммерческого обихода было для него обычным делом при объяснении духовных вопросов. В своей знаменитой беседе с Мотовиловым он говорит об этом прямо:
«Стяжайте благодать Духа Святого и всеми другими Христа ради, добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больших прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благодати Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных. Примерно: дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте.
Вот я вам расскажу про себя, убогого Серафима. Родом я из курских купцов.
Так, когда не был я еще в монастыре, мы бывало, торговали товаром, который нам больше барыша дает. Так и вы, батюшка, поступайте, и как в торговом деле не в том сила, чтобы больше торговать, а в том, чтобы больше барыша получить, так и в деле жизни христианской не в том сила, чтобы только молиться или другое какое-либо доброе дело делать. Если рассудить правильно о заповедях Христовых и апостольских, так дело наше христианское состоит не в увеличении счета добрых дел, служащих к цели нашей христианской жизни только средствами, но в извлечении из них большей выгоды, то есть вящем приобретении обильнейших даров Духа Святого».
Как видим, святой вовсе не стесняется употреблять столь приземленные метафоры для самых возвышенных понятий и предметов. Торговля, ломбард, барыш, выгода — все идет в ход для того, чтобы более доступно объяснить духовный смысл сказанного. Здесь он говорит о стяжании благодати Духа Святого. И возможно, во фразе, которую мы здесь рассматриваем — «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — речь тоже идет именно о таком приобретении. Однако возможен и другой вариант.
Дело в том, что преподобный Серафим, несмотря на внешнюю простоту, был очень хорошо образованным и начитанным человеком. К словам он относился бережно, храня их смысл через соблюдение правильного их употребления. И если он в одном случае говорит «Дух Святой», а в другом — «дух мирен», разумно предположить, что речь в этих двух случаях шла не об одном и том же. И тогда остается единственно возможный вариант объяснения этих слов — речь идет о человеческом духе, приведенном в мирное состояние.
Тезис первый:
Человек с раздраем в душе не только мучается сам, но и опасно влияет на состояние окружающих.
Современник преподобного Серафима русский поэт и мыслитель Федор Иванович Тютчев написал строки, ставшие впоследствии не менее знаменитыми, чем высказывание преподобного Серафима:
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Здесь видно, что растленный (распадающийся, гибнущий) дух человека выражается в глубоком внутреннем конфликте прежде всего внутри его собственной личности: одна ее часть рвется к свету, другая — бунтует против этого же света.
И конечно же, человек с таким внутренним устроением будет сеять вокруг себя такой же хаос и разрушение. В любом его социальном взаимодействии эта глубинная разруха будет проявлять себя так или иначе. Не понимая своих мотивов, желаний, потребностей, такой человек мечется из крайности в крайность, пытаясь найти опору то в более справедливом общественном строе, то в сильной личности, способной повести за собой к вожделенному счастью, то в какой-нибудь объединяющей людей идее.
Но там, где нет ясного понимания, к чему ты стремишься, не может быть и внятных ориентиров достижения неведомой цели. И вольно или невольно такой мятущийся человеческий дух увлекает за собой и других людей, страдающих от такой же внутренней расщепленности. Так, внутренний хаос и мятеж одного человека становится причиной душевного смущения тех, кто так или иначе общается с ним. Приведет ли это к их гибели, или они сумеют с Божьей помощью преодолеть это смущение, трудно сказать. Бывает и так, и этак. Но очевидно, что сам по себе этот внутренний духовный мятеж отнюдь не способствует спасению и даже обычной спокойной жизни человека.
Но что же такое этот дух человека? Чем он определяется, каков он и как можно определить, что для него является нормой, а что — отклонением от этой нормы?
Тезис второй:
У христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека.
Поскольку и преподобный Серафим, и Федор Тютчев были православными христианами, есть прямой резон посмотреть, что же говорит о человеческом духе православное вероучение.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) дает чеканно точное определение этому понятию: «Нравственная сила человека — дух его. Господь наименовал Дух Святой Силою свыше, Духом Истины; Истина — Сын. Свойство силы имеет и дух человеческий; он есть и дух мыслей человека — истинны ли они или ложны. Он проявляется и в тайных движениях сердца, и в образе мыслей, и во всех действиях человека. Духом человека обнаруживается и ум его, и образ мыслей; дух каждого поступка обнаруживает мысль, руководившую человеком при поступке».
Дух человека — нравственная сила, движущая нами во всем, чем бы мы ни занимались. И от того, какой будет эта сила, зависит и результат нашей деятельности.
След духа виден во всех наших делах — и в самом возвышенном творчестве, и в том, как человек выбрасывает мусор. Наш дух определяет направление наших мыслей, поступков, планов на будущее. И выявляет себя именно через них. Каков дух человека, такими будут и его дела.
И тут у христиан есть уникальный критерий определения нормы, которой должен соответствовать дух человека во всех своих проявлениях — евангельское описание воплотившегося Бога — Иисуса Христа. В этом описании дана абсолютная норма человечности, какой она должна быть по замыслу нашего Создателя. Ведь Бог, ставший Человеком, не мог действовать иначе как в строгом соответствии со Своим же замыслом о человеке. Значит, любое действие Иисуса Христа является эталоном человеческой духовности. И главную составляющую такой эталонной духовности определил и специально подчеркнул Сам Господь, сказавший: …научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29).
Обратите внимание, Он не сказал: научитесь от меня, ибо Я гневен и грозен в гневе (а такое в Евангелии тоже описано). Единственное место, где Иисус Христос ставит Себя в пример для научения — вот эти удивительные слова о кротости и смиренном сердце. Это и есть образец действия человеческого духа, данный Богом для всех людей Земли на все времена до скончания века.
Кротость и смирение вместо описанного Тютчевым духовного мятежа. И совсем неудивительно, что свое стихотворение поэт заканчивает так, будто в нем звучит невысказанный призыв: человек, пожалуйста, пощади себя, возвратись ко Христу, уподобляйся Ему в Его мире и кротости, иначе ты просто погибнешь, разорванный собственными противоречивыми устремлениями:
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
«Впусти меня! — я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью.
Тезис третий:
Цель, которая стоит за советом преподобного Серафима, — уподобление человека Богу. Путь к этой цели начинается с обретения мира в собственной душе.
В своем наставлении «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя» преподобный Серафим говорил о человеческом духе. И все же некая смысловая параллель с Духом Святым здесь просто неизбежна. Раз уж мы говорим о том, что человек создан по образу Божьему, значит, и дух в нем должен быть не чем иным, как образом Духа Святого.
У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть удивительное по своей красоте и неожиданности описание образа Божьего в человеке, где он уподобляет основные свойства нашей души ни много ни мало — Пресвятой Троице: «Ум наш — образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) — образ Сына; дух — образ Святого Духа.
Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа.
Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме.
Ум без мысли существовать не может, и мысль — без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли.
Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух.
Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума. Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа, совечных, собезначальных, равночестных, единоестественных.
Видевый Мене, виде Отца, — возвестил Сын, — Аз во Отце, и Отец во Мне есть. То же можно сказать об уме человеческом и мысли его: ум, невидимый сам по себе, является в мысли, ознакомившийся с мыслью, ознакомился с умом, произведшим эту мысль».
Оказывается, Всемогущий Бог — кроток и смирен, Он — тот самый глас хлада тонка, дуновение прохладного ветерка, в котором явил Себя пророку Илии (Цар 19:12). Бог есть любовь и мир в отношениях Лиц Пресвятой Троицы между Собой, и точно таков же Он в отношении к Своему творению. Это было одним из самых неожиданных откровений, которые Иисус Христос дал людям. И слова преподобного Серафима напрямую относятся к этому откровению.
«Стяжи дух мирен» — значит уподобься Богу в мире, любви и кротости. И прежде всего научись обретать этот мир внутри своей собственной души.
Не воюй с собой, не устраивай войну в своем сердце, учись мирно решать свои внутренние конфликты. Тогда они не будут выплескиваться наружу через различные проявления твоего духа. И когда этот дух будет мирен, то и все дела твои тоже будут совершаться в мире и любви, ими будет пропитано каждое твое слово, каждый взгляд, каждый поступок. Ты как будто станешь живым образом кроткого и смиренного Бога. И люди, глядя на твои дела, будут прославлять этого Бога, стремиться к Нему, приходить под Его благое иго и брать Его легкое бремя евангельских заповедей. Вот что значат слова «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя».
Мирный дух — необходимое условие для уподобления себя Богу. Но для того, чтобы приобрести его, сначала нужно избавиться от духа неприязни. Его действие каждый из нас так или иначе испытал на собственном опыте. Неприязненным наш дух становится там, где мы обижаемся на кого-либо, завидуем чужому успеху, ревнуем, ненавидим, желаем кому-либо зла. Общий принцип святоотеческих наставлений в подобных случаях таков: увидев в себе неприязненное расположение духа к другому человеку, следует немедленно обратиться к Богу в покаянной молитве с просьбой помиловать и нас, и этого человека.
Ну а самый простой способ научиться преодолевать дух неприязни — применить этот принцип к себе самому. Ведь и к себе мы тоже очень часто испытываем неприязнь, порой куда более сильную, чем к другим.
И от этой внутренней вражды с самим собой наше сердце смущается ничуть не меньше, чем от вражды с ближними. На смену этой разрушительной неприязни к себе и должен прийти тот мирный дух, о котором говорит преподобный Серафим Саровский.
О том же, как успокаивать такой свой внутренний мятеж, подробно рассказывает уже другой благодатный наставник, преподобный Анатолий Оптинский.
Эти его слова из письма, адресованного духовной дочери, можно смело брать для себя как практическое руководство по избавлению от духа неприязни к себе и приобретению мирного духа, уподобляющего нас Богу Любви: «Когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: помилуй мя, Господи, яко немощна есмь. Не исполнили благие желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: Господи, не вниди в суд с рабой Твоей. Пришли дурные мысли, снова спокойным духом скажите: Господи, избави меня от сих. Осердились на кого или осудили за что, снова тем же спокойным духом обратитесь ко Господу и скажите: согрешила, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую! Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, снова ко Гоcподу обратитесь и скажите к своей унылой душе: вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения! Как от неприязненнаго духа».
dmit_chiginskiy
Журнал Дмитрия Чигинского
Текст ниже был написан мной 22 января 2010 года.
После очередного прочтения цитаты «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи», сформулировалась следующая идея.
Людей можно разделить на два типа: первый — это Источники света; второй — Стеклянные фигуры.
Источники могут светить тусклее или ярче, но они полны света и распространяют его безусловно.
Стеклянные фигуры прозрачны и могут лишь пропускать через себя свет источников. Они могут быть чисты, тогда свободно пропускают и рассеивают свет вокруг себя. Могут быть затемнёнными, тогда они становятся преградой на пути распространения света.
Ориентируясь на указанную выше цитату, можно говорить что путь спасения заключается в «усилении» своего внутреннего источника света или как альтернатива — в «очищении» стеклянной фигуры, чтобы, даже не являясь источником, содействовать в распространении света вокруг себя.
Позже, была найдена более точная цитата: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся» — говорил преподобный Серафим Саровский.
Ниже пояснение (возможность отыскать оригинал предоставляется читателю):
Как это понимать? Преподобный святой учит нас, что прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас.
Батюшка Серафим оставил православным людям замечательное учение о спасении. «Истинная цель нашей христианской жизни, — говорил он, — состоит в стяжании Духа Святого. Пост же, бдение, молитва и добрые дела суть лишь средства для стяжания Духа». Стяжание означает приобретение; приобретает же Дух тот, кто кается во всех своих грехах и творит добродетели, противоположные содеянным грехам. У такого человека Дух начинает действовать в сердце и сокровенно устраивает внутри него Царство Божие. «Как же мне узнать, — спросил у преподобного один юноша, — что я нахожусь в благодати Духа Святого? Я хочу понять и прочувствовать это хорошенько». Разговор этот происходил в зимнем лесу, на заснеженной поляне; юноша очень любил преподобного Серафима и приходил к нему за советами.
Ответ преподобного Серафима был действительно чудесным. Он крепко взял юношу за плечи и сказал ему: «Мы оба теперь с тобой в Духе Божием. Что же ты не смотришь на меня?» Юноша отвечал: «Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, а у меня глаза ломит от боли». Преподобный на это сказал: «Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! и вы теперь сами так же светлы стали, как и я. Вы сами теперь в полноте Духа Божия, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть. Смотрите просто мне в глаза и не бойтесь!»
«Я взглянул после этих слов в лицо его, — вспоминал позже юноша, — и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет, ослепительный и простирающийся далеко, на несколько сажень кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца».
«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»
«Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся»
Добрый день, дорогие наши посетители!
Преподобный Серафим Саровский сказал замечательные слова: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Какая великая мудрость исходит из этих, казалось бы, таких простых слов!
Действительно, мы часто бываем недовольны окружающими нас людьми и обстоятельствами. Мы виним в своих бедах и несчастьях окружающих нас людей, в то время как сами, зачастую, становимся виновниками своих же несчастий, а все потому, что мы остаемся на низшей ступени своего духовного роста, и не имеем в себе стремления и желания этот наш духовный рост возвышать.
«Стяжи дух мирен» – что означают эти слова? Они означают, в первую очередь, работу над собой. Если мы хотим изменить обстоятельства нашей жизни, то в первую очередь, мы должны изменить себя.
Стяжать – значит приобрести, то есть, мы должны приобрести для себя мирный дух, а мирный дух обитает только в том человеке, у которого чиста его совесть. А чистая совесть может быть только у того человека, кто живет по Заповедям Господним.
Нарушение правил, установленных Богом для человека, Заповедей Господних, есть нарушение воли Божией, а любой нарушитель установленных правил не может иметь чистую совесть, ибо идет в разрез с установленными правилами.
Следовательно, для того, чтобы нам стяжать, то есть приобрести для себя – дух мирен, мы должны быть покорны воле Господней о нас и жить в любви и послушании Богу, тогда и совесть наша будет чиста, и дух наш будет мирен.
Когда мы начнем считать виноватыми в тяжелых сложившихся жизненных обстоятельствах – самих себя, тогда сердце наше не будет отягчатся темными и мрачными грехами осуждения, мщения, подозрения и обвинения других людей.
Когда мы начнем во всем доверять Богу и за все Его благодарить – тогда в сердце нашем зажжется неизведанная нам пламенная любовь ко Господу, Единственному, Кому мы нужны по настоящему и кому мы небезразличны, ибо, как мы знаем, степень любви бывает разной, и самая наивысшая любовь, это та, когда кто душу свою положит за нас. А Господь, как мы знаем, из любви к нам, и лично к каждому – родился и распялся и умер на Кресте, чтобы мы жили с Ним вечно!
И когда мы научимся любить людей, хотя бы за то, что любой из них – это образ и подобие Божие, когда перестаем осуждать, злиться, мстить, делать зло; когда будем бежать от любого греха, как от смрадной скверны – тогда наше сердце измениться, наш дух станет мирным, и люди начнут тянуться к нам, любить и уважать нас, ибо мы не кого не осуждаем и не кому не желаем зла, и дух наш – мирен и спокоен, и ангелы находятся вблизи нас и Любовь Господня пребывает на нас!
Что зависит от конкретного человека в изменении общества к лучшему? Формула святого Серафима: стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся
Философские науки
Похожие материалы
На протяжении всей жизни мы взаимодействуем с обществом, изменяем свои идеалы, тем самым формируя человеческую личность. Нельзя представить человека без общества, так же как и общество без человека.
Выбор темы работы обусловлен ее актуальностью, которая выражена тем, что не только общество оказывает огромное влияние на человека, но и человек способен оказывать влияние на свое окружение и менять общество к лучшему.
Восточная мудрость гласит: » Измени себя и изменишь окружение». С этим утверждением нельзя не согласиться. Действительно необходимо начинать с себя. А потом твоему примеру последуют дети, близкие и другие люди, кто ценит твое мнение.
Общество изменится в том случае, когда люди поймут, что, только помогая друг другу, можно изменить жизнь каждого человека в лучшую сторону.
Проблема взаимоотношений человека и общества всегда занимала лучшие умы человечества.
Русский православный мыслитель, публицист и общественный деятель Геннадий Михайлович Шиманов в своей статье «Кто православный» утверждает: «Жить по-настоящему для себя можно лишь в том случае, если живешь для других. И, в первую очередь, для бога. Служить ему, творя его заповеди и тем самым служа людям, — вот, думается, правильная формула жизни».
Нельзя не согласиться с автором, что чем человек слабее духовно, тем больше его зависимость от общества, а чем он сильнее, тем больше его свобода от него. И тем больше его способность влиять на него. Тема, которую обозначил автор, касается не только избранных людей, она касается любого из наc.
В своей последней работе «Причины гибели христианской цивилизации» Шиманов пишет: «С каким народом безопаснее жить по соседству другим народам — с безбожным или религиозным, чья религия имеет высоконравственный характер. Соседство с народом безбожным подобно соседству с дурным человеком — вором, развратником и больным заразными болезнями. За таким только и следи, чтобы не натворил бед. А могучий и, что особенно важно, высоконравственный сосед, даже если он иноверец, — это сила всякого истинного хозяина своего собственного дома и своей собственной земли».
Я разделяю точку зрения автора в том, что когда в человеке живёт истинная вера, то человек просто не может совершить преступление, из него уходит агрессия, отсутствует гнев. Вся жизнь направлена на добро и свет. Вера облагораживает поступки человека, они становятся направленными на благо близких.
Окружающему злу всегда противостояли подвиги святых и подвижников. С первых веков христианства на Руси они указывали собой тот путь христианского смирения, терпения и любви, который был необходим человеку в обществе.
Примером такого подвига может служить жизненный путь Преподобного Серафима Саровского.
Огромные испытания выпали на долю этого старца. Он вел аскетичный образ жизни. Жил в келье, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Три года он соблюдал обет молчания и много лет находился в затворе.
Умея преодолевать искушения в самом себе, подвижник мог уже по опыту помогать и другим. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «Радость моя, сокровище мое». Старец видел сердца людей и как духовный врач исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом.
Плодом молчания явилось для Преподобного Серафима стяжание мира души и радости о Святом Духе. Серафим Саровский сказал «Радость моя, стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя».
Это значит, что имея мир в душе уже не будешь отвечать злом на зло и тем самым прервутся цепные реакции, когда зло порождает новое зло. И значит, до кого-то рядом с тобой оно не дойдет.
Ненависть затмевает разум. Нельзя свою ненависть оправдывать чужой ненавистью. Нельзя свое зверство оправдывать чужим зверством.
Писание называет блаженными миротворцами тех, кто приносит мир, а не злобу. Мы все время ищем виноватых. И никто себя таким не считает. Во всем виноваты наши страсти. Это порождает ненависть, зависть. Но ведь мы регламентируем себя христианами. А тогда где же наши христианские дела? Да, мы не сможем полюбить врага, как любим своих близких. Но не надо заражаться злобой. Внутреннее состояние злобы мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если это необходимо. А отсутствие злобы наоборот дает возможность перейти к диалогу. Отсутствие злобы это действительно дар божий и это замечательное состояние души.
До таких духовных высот нам далеко. А до покаяния и борьбы с гневом, тщеславием и прочими страстями — близко.
Преподобный Святой учит нас, что, прежде всего надо водворить порядок и мир в своей душе, и тогда уже мир и любовь будут распространяться вокруг нас. И если каждый будет стараться себя изменять, то и вокруг будут мир и благополучие.
Таким образом, можно сделать вывод, что «стяжание мирного духа» означает продолжительное и даже постоянное пребывание человека в «мирном духе», а мир и спасение напрямую связаны между собой.
И с этим действительно нельзя не согласиться. Самое трудное здесь — это победить себя, но это то, что нам подвластно.
Последние столетия показали, что сколь прекрасны ни были бы мечты, реальность их всегда рассеивает. Тем не менее, я уверен, что каждый разумный человек должен стараться внести свою лепту в улучшение взаимоотношений в обществе.
«Духовные стяжания» не даются людям автоматически раз и навсегда. Над этим необходимо трудиться. И этот благодатный труд действительно приведет нас к миру и спасению и изменит общество к лучшему.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.