спартанский интерес что это
СПАРТАНСКИЙ
Смотреть что такое «СПАРТАНСКИЙ» в других словарях:
СПАРТАНСКИЙ — (от им. страны Спарты, воспитание детей в которой отличалось суровостью). Свойственный Спарте, ей принадлежащей; суровый. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СПАРТАНСКИЙ Свойственный Спарте; суровый.… … Словарь иностранных слов русского языка
спартанский — суровый, простой, жесткий, аскетический, монашеский, строгий Словарь русских синонимов. спартанский см. суровый Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
спартанский — (иноск.) суровый, строгий Спартанский образ жизни (спартанство) простой, без всяких излишеств; довольствуясь одним необходимым (намек на строгие законы Спарты) Спартанцем жить (иноск.) просто Ср. Он сохранил военную выправку, жил спартанцем и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Спартанский — Спартанскій (иноск.) суровый, строгій. Спартанскій образъ жизни (Спартанство) простой, безъ всякихъ излишествъ довольствуясь однимъ необходимымъ (намекъ на строгіе законы Спарты). Спартанцемъ жить (иноск.) просто. Ср. Онъ сохранилъ военную… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Спартанский — I прил. 1. соотн. с сущ. Спарта, спартанец I, связанный с ними 2. Свойственный спартанцу [спартанец I], характерный для него и для Спарты. 3. Принадлежащий Спарте, спартанцу [спартанец I]. II прил. 1. соотн. с сущ. спартанец II, связанный с ним 2 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Спартанский — I прил. 1. соотн. с сущ. Спарта, спартанец I, связанный с ними 2. Свойственный спартанцу [спартанец I], характерный для него и для Спарты. 3. Принадлежащий Спарте, спартанцу [спартанец I]. II прил. 1. соотн. с сущ. спартанец II, связанный с ним 2 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
спартанский — спартанский, спартанская, спартанское, спартанские, спартанского, спартанской, спартанского, спартанских, спартанскому, спартанской, спартанскому, спартанским, спартанский, спартанскую, спартанское, спартанские, спартанского, спартанскую,… … Формы слов
спартанский — спарт анский … Русский орфографический словарь
спартанский — см. спартанец; ая, ое. Спарта/нский образ жизни … Словарь многих выражений
Почему древние греки восхищались Спартой, но не спешили перенимать традиции этого государства
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Максимальный аскетизм
В государстве нет художников, поэтов, драматургов, ученых: всех тех, кого чтут и превозносят в остальном античном мире. Гражданам Спарты разрешено заниматься лишь военной подготовкой и спортом. Да и то лишь теми его видами, где правила запрещают сдаваться.
Любое, даже самое малейшее отклонение от существующих норм, жестоко наказывалось. В одной из поздних легенд, например, рассказывается, как один спартанец был казнен лишь только за то, что вздумал украсить свою одежду цветной лентой.
Краткость – сестра спартанца
На современном сленге можно сказать, что спартанцы разговаривали хэштегами. Так, один из царей Спарты, Архидам, узнав, что элейцы заключили союз с его врагами, послал им письмо. В нем всего в четырех словах спартанский правитель пообещал уничтожить всех, написав следующее: «Архидам – элейцам. Покой прекрасен».
Еще более лаконичный ответ спартанцев получил Филипп Македонский во время завоевательного похода в Грецию. В своем грозном послании отец Александра Великого написал: «Если я войду в область Лаконию, то после уничтожу всю Спарту». Спартанцы ему ответили одним словом – «Если».
Жуткая еда
Ненависть к меломанам
Как и песни, музыкальные инструменты спартанцев не отличались сильным разнообразием. Воинственный народ был против любой их модернизации. Сохранилась история, когда однажды на празднике в честь Аполлона один из прогрессивных музыкантов натянул на свою лиру больше струн, чем было положено. К нему подошел один из спартанцев и, держа в руке меч, серьезно поинтересовался, с какой из сторон – справа или слева, лучше будет обрубить лишние.
Войны против собственного народа
Такое испытание приносило двойную выгоду. Во-первых, молодые бойцы на практике получали опыт реального кровавого насилия, которое после легко применяли в боевых походах. Во-вторых, юноши предотвращали возникновения восстаний среди вассалов Спарты – ведь в своих рейдах они уничтожали самых авторитетных и физически сильных рабов.
В период войны против Афин спартанцы объявили о наборе 2 тысяч крепких илотов для формирования вспомогательных военных подразделений. Всех добровольцев с почестями и лавровыми венками на головах водили по храмам Спарты. После эти илоты загадочным образом исчезли.
Историки считают, что все они послужили «живыми мишенями» в тренировках спартанских воинов перед решающими битвами. Кроме того, таким образом Спарта обезопасила себя от «удара в спину» – возможного внутреннего восстания рабов в период войны с Афинами.
Тяжелые и хрупкие деньги
По одной из теорий деньги Спарты напоминали железные буханки, по другой – длинные тонкие пруты. Одно известно точно: спартанские железные деньги после изготовления закалялись в уксусе. Из-за этого метал становился довольно хрупким. Таким образом естественным путем предотвращалась страсть человека к большой наживе.
Почти матриархатное общество
На самом деле всему этому было вполне рациональное практическое объяснение. Мужчины Спарты тысячами гибли на войнах, а землю их обязаны были наследовать и защищать женщины. По этой же причине брак для спартанца был делом обязательным. Холостяков в Спарте публично позорили и презирали, как неполноценных членов общества.
Крах спартанской государственной модели
Постепенно спартанская армия стала настолько слабой, что вокруг городов начали возводить до этого ненужные и презираемые фортификационные укрепления. В середине II века до н. э. Спарта являла собой жалкое зрелище – численность населения составляла всего около 700 граждан. При этом спартанский царь считался одним из самых изнеженных правителей тогдашнего мира. А женщины Спарты – самыми развратными во всей Греции.
И все же история навсегда запечатлела в своих анналах этот воинственный и свободолюбивый народ. Оставив потомкам множество рассказов и легенд о былой моще и славе воинов Спарты. Силу их ощутили на себе все государства античного мира. Одним из самых героических мифов об этом народе является летописный подвиг 300 спартанцев: правда и вымысел о легендарной битве при Фермопилах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Спарта была одним из сильнейших государств Древней Греции. Остальные греки поражались доблести спартанцев и социальным устройством города. Да, соседи восхищались Спартой, но перенимать обычаи его жителей не спешили.
Даже в те жестокие времена повседневная жизнь и обычаи спартанцев воспринимались суровыми и чрезмерно жестокими.
Реформы Ликурга
В начале своего существования Спарта, расположенная в области Лакония, развивался как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают резкое обеднение культурного слоя. Именно в это время Спарта ввела реформы, предложенные законодателем Ликургом, чье имя переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить соседнюю Месинию и присоединить ее плодородные земли к своему государству.
Ликург — древнеспартанский законодатель
С этого времени начинается восхождение Спарты к величию. Город становится главной военной силой региона. Мощь Спарты была обусловлена ее внутренним устройством. Перед тем как ввести свои реформы Ликург побывал на Крите, в Египте, на Ближнем Востоке и решил, что сила государства в однообразии народа и его готовности жертвовать собой ради благополучия Родины. Город напоминал военный лагерь, где в окружение многочисленного покоренного населения жили малочисленные свободные граждане-спартанцы. Периэками называли свободных ремесленников, лишенных гражданских прав, а илотами — крестьян-полурабов.
Ограничения на все
Спартанцам запретили путешествовать. За границу они могли попасть только во время военного похода. В город не пускали и иностранцев, которые могли принести новшества, представляющие угрозу для традиций. Под запрет попала драматургия, науки, искусство. Исключение делалось только для песен, которые ограничивались военными маршами.
Спарта. Реконструкция облика античного города
Спартанцы отказались от роскоши и богатства, которые Ликург считал главной причиной падения любого государства. Вместо привычных монет, ввели громоздкие и неудобные в использовании бруски из железа. Чтобы металл был хрупким, его закаляли в уксусе. Запрещалось делать надписи на надгробных плитах. Только царям и совершившим геройский поступок воинам разрешалось написать на камне имя.
«Спартанец, показывающий пьяного илота своим сыновьям». Художник Фернан Сабатте
Гражданам города запрещалось употреблять алкоголь. Спартанцы специально напаивали рабов и показывали их детям. Юноши видели, как низко падает пьяный человек и с брезгливостью относились к вину.
Казарма вместо семьи
В семь лет спартанских мальчиков забирали от родителей и отправляли в военные лагеря. Там они готовились стать воинами. До 12 лет им не выдавали одежды, спали дети на настиле из лозы, которую должны были сами наломать голыми руками. Мальчиков почти не кормили, а еду они добывали воровством, которое поощрялось. Воспитатели считали, что так у детей развивается хитрость и храбрость. Однако если их ловили за воровством, то жестоко наказывали.
Детей учили сражаться мечом, метать копья, быстро бегать и обходиться в походе малым. В процессе обучения спартанцы превращались в универсальных солдат, равных которым в Греции не было.
Чтобы мальчики привыкли к крови, им разрешались так званые криптии. Группы подростков ночью врывались в селения рабов-илотов и грабили их. В такие набеги они убивали самых сильных мужчин. В 17 лет юношей ждало последнее испытание. В храме Артемиды их били по спине мокрыми розгами. Во время побоев юноша должен был не издать ни звука. Иначе самого новобранца и его семью ждал позор.
Свободные спартанки
Девушки также проходили обучение, в том числе военное и были под стать парням. В те времена спартанские женщины считались самыми свободными в Греции.
Когда один из афинян сказал спартанской царице Горго, что: «Одни вы, спартанки, делаете, что хотите со своими мужьями» Женщина ответила: «Да, но ведь одни мы и рожаем мужей». Аристотель говорил, что в отличие от мужчин спартанки живут свободней остальных гречанок. Он писал, что они дерзки в повседневной жизни, сильны физически и управляют своими мужьями.
«Спартанские девушки вызывают на состязание юношей». Художник Эдгар Дега
Главной задачей спартанки было рождение здорового ребенка, из которого вырастет сильный боец. Именно поэтому девушки занимались спортом. Выступая в спортивных соревнованиях, что в те времена для девушек было недопустимо, они практически не носили одежды.
Лаконичность и черная похлебка
С детства воинов учили говорить коротко и по делу. Историк Ксенофонт писал, что можно быстрей дождаться слова от мраморной статуи, чем от юного спартанца. Манера коротко и ясно изъясняться стала называться в Греции лаконичностью, так как Спарта находилась в области Лакония.
Спартанские воины. Современная реконструкция
Показательный пример лаконичности связан с македонским царем Филипом II. В письме адресованном Спарте, он написал: «Советую вам сдаться немедленно, потому что, если моя армия войдет в ваши земли, я уничтожу ваши сады, порабощу людей и разрушу город». Спартанцы ответили коротко: «Если».
Основной едой жителей Лаконии была легендарная кровяная черная похлебка, точный рецепт которой сегодня утерян. Известно, что ее ингредиентами были свиные ноги, кровь, чечевица, соль и уксус. Когда персидский царь приказал пленному спартанцу сварить ему такой суп, то сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так храбро идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда». Плутарх писал, что черная похлебка — еда стариков. Ветераны, понимая, что для службы нужны силы, отказывались от своего мяса и отдавали его молодым воинам.
Современные развалы когда-то великой Спарты
Однако ничто не вечно. Время съедает все, и остановить его суровым воспитанием, отказом от денег и самопожертвование не получится. Постепенно звезда Спарты закатывалась. Ее граждане гибли в многочисленных войнах, воинов не хватало даже для обороны. Верхушка общества стало нарушать заветы Ликурга, и накапливала богатства. Соседи с развитой экономикой теснили спартанцев по всем фронтам, а сил отбиться не было. В 146 году до н.э. город попал в зависимость от Рима, который в память о былом величии сохранил ему внутреннее самоуправление.
Воровали и боялись жен: какими были настоящие спартанцы
Миф о Спарте
Спарта была столицей Лакедемона, занимавшего юго-восточную часть Пелопоннесского полуострова. Спартанская простота вошла в пословицу: всё в этом государстве было направлено на воспитание идеальных солдат, которые не интересуются ничем, кроме войны.
Кажется, все слышали о детях, которых приносили на осмотр старейшинам: здоровых возвращали родителям, слабых сбрасывали в глубокую пропасть. Но это лишь один из законов Спарты: были и другие, которые должны были превратить общество в конвейер, выпускающий безупречных воинов. Вот только работали ли эти законы?
Война и только война
Настоящий спартанец не должен был отвлекаться на всякие мелочи: например, на размышления о том, что он будет есть. Обрабатывать землю и выращивать скот в Лакедемоне считали унизительным и вредным для ратного дела: а вдруг война, а спартанец уставший?
Настя Сланевская стала звездой случайно. В 2002 году девушку в караоке заметил режиссёр Сергей Кальварский. Так Анастасия превратилась в певицу Славу. В 17 лет Анастасия Сланевская забеременела. Отец дочки Александры — Константин Морозов занимался бизнесом, но у них со Славой были разные взгляды на жизнь. Вскоре после рождения Саши в 1999 году пара распалась, но Слава сделала всё возможное, чтобы её ребёнок ни в чём не нуждался. Сейчас у Анастасии уже двое детей: старшая Александра и младшая Антонина, которая родилась в 2011 году от бизнесмена Анатолия Данилицкого. У юной Саши уже есть серьезные отношения, но Слава не боится, что дочь повторит ее судьбу. Певица уверена, что будет отличной бабушкой.
Откуда же брались хлеб и мясо? Для этого существовали илоты, чье положение напоминало статус крепостных крестьян в России. Илоты были привязаны к участкам земли, а каждому спартанцу полагался хотя бы один такой надел. Ни илотов, ни землю продавать и покупать было нельзя: только передавать по наследству или дарить.
С каждого участка землевладелец ежегодно получал 70 медимнов (более 300 ведер) зерна для себя, 12 медимнов для своей жены (видимо, спартанки ели в в шесть раз меньше мужчин), а также какое-то количество вина и фруктов. Остальное было собственностью илота.
Илоты могли получить свободу, но только по решению государства. Освобождали их редко и, конечно же, исключительно за доблесть, проявленную в сражении. Новые «крепостные» появлялись во время войн: например, в VIII веке до нашей эры спартанцы захватили соседнюю Месопотамию и превратили большую часть ее жителей в илотов.
В теории всё выглядит гладко: земледельцы пашут, воины сражаются. Однако в жизни оврагов хватало: илоты были недовольны своим положением и регулярно устраивали восстания. Спартанцы боролись с этим как могли: была даже специальная тайная полиция для борьбы с мятежниками. Убивать илотов официально запрещалось, однако раз в год им объявляли войну: так спартанцы, не нарушая закон, уничтожали всех, кто казался им непокорным.
Воспитание мужчин: трусом быть плохо, вором — почетно
Жизнь спартанца начиналась со знаменитой пропасти: младенцев тщательно осматривали и в живых оставляли лишь здоровых и сильных. До семи лет мальчики росли в семье, потом их забирали в закрытую школу, где начиналось обучение. Основной целью была подготовка солдат, преданных государству, так что чтению и письму времени уделяли немного, а всякую чепуху вроде поэзии или науки и вовсе игнорировали.
Военная служба начиналась для спартанцев в 20 лет, в 30 мужчина становился полноправным гражданином. Обеды проходили за совместным столом: каждый вносил в общий котел часть продуктов, полученных от своих илотов. Не должно было быть ни нуждающихся, ни богатых: предполагалось, что все живут в одинаковом достатке. Исключением были цари Спарты: на общинных пирах они могли есть вдвое больше, чем остальные. Золото и серебро были запрещены: деньги в государстве делали из железа.
Сосредоточенность на воинском деле давала свои плоды: спартанцы долго были непобедимы. Знаменитое сражение в Фермопильском ущелье стало тому доказательством: после ухода союзников-греков 300 спартанцев успешно отбивали все лобовые атаки и были уничтожены только после того, как персы смогли обойти горы и напасть с двух сторон. Один из спартанцев явился драться, будучи слепым: его на поле боя привел илот. Еще одному, не явившемуся из-за болезни, после возвращения в столицу объявили бойкот: никто с ним не разговаривал, а называли его исключительно «трусом Аристодемом», пока он не смыл позор со своего имени, героически погибнув во время битвы при Платеях.
Древняя Спарта: мифы массовой культуры и подлинные исторические реалии
Вокруг древнегреческой Спарты и по сей день множество споров и мифов, рожденных массовой культурой. Действительно ли спартанцы были непревзойденными войнами и не любили умственный труд, действительно ли они избавлялись от своих собственных детей, и правда ли обычаи спартанцев были настолько суровы, что им запрещалось кушать в собственных домах? Попробуем разобраться.
Начиная разговор о Спарте, стоило бы отметить, что самоназванием этого древнегреческого государства было «Лакедемон», а его жители называли себя «лакедемоняне». Появлению названия «Спарта» человечество обязано вовсе не эллинам, а римлянам.
Спарта, как и многие древние государства, имела сложную по структуре, но логичную, систему социального устройства. Фактически общество делилось на полноправных граждан, неполноправных граждан и зависимых. В свою очередь каждая из категорий делилась на сословия. Илоты хотя и считались рабами, не были ими в привычном для современного человека понимании. Впрочем, «древнее» и «классическое» рабство заслуживает отдельного рассмотрения. Также стоит упомянуть об особом сословии «гипомейонов», в которое входили физически и умственно неполноценные дети граждан Спарты. Они считались неполноправными гражданами, но все же были выше ряда других социальных категорий. Существование подобного сословия в Спарте значительно сокращает жизнеспособность теории об убиении в Спарте неполноценных детей.
Этот миф укоренился, благодаря описанию спартанского общества, созданного еще Плутархом. Так, в одном из своих трудов он описывал, что слабых детей решением старейшин сбрасывали в ущелье в горах Тайгета. Сегодня учёные по данному вопросу к единому мнению не пришли, однако, большинство из них склоняется к версии о том, что такая необычная традиция в Спарте места не имела. Не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что греческие хроники, грешат преувеличениями и преукрашиваниями фактов. Доказательство чему было обнаружено историками после сравнения одних и тех же фактов и их описаний в греческой и римской хрониках.
Безусловно, в Спарте на протяжении всей ее описанной истории существовала очень жесткая система воспитания детей, в частности, мальчиков. Называлась система воспитания агогэ, что в переводе с греческого означает «увод». В спартанском обществе дети граждан считались общественным достоянием. Поскольку сама по себе агогэ была достаточно жестокой системой воспитания, не исключено, что процент смертности действительно был высок. Таким образом, убиение слабых детей сразу после рождения маловероятно.
Как утверждают историки, в спартанском обществе высоко ценилась дисциплина, мужество и доблесть на поле брани, почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях). И хотя порой лидеры спартанцев в вопросах политики отличались коварством и вероломностью, этот народ был одним из величайших представителей эллинской группы.
В Спарте была демократия. Во всяком случае, все наиболее важные вопросы решались общим собранием граждан, на котором те просто перекрикивали друг друга. Само собой, в Спарте жили не одни лишь граждане, и власть хоть и народа, принадлежала далеко не всему демосу.
Домашнее хозяйство спартанцев мало чем отличалось от хозяйства большинства других греческих городов-государств. На полях Лакедемона выращивались те же продукты. Спартанцы занимались скотоводством, разводя преимущественно овец. В большинстве своем труд на земле был уделом илотов – рабов, а также неполноправных граждан.
В Спарте действительно не в почёте был умственный труд, но это вовсе не означат, что Спарта не подарила истории ни одного поэта или писателя. Среди наиболее известных из них Алкман и Терпандр. Впрочем, даже они отличались хорошей физической подготовкой. А спартанский жрец-прорицатель Тисамен Элейский и вовсе больше славился тем, что был непревзойденным атлетом. Стереотип же о культурном невежестве спартанцев родился, вероятно, потому, что и Алкман и Терпандр не были уроженцами этого города.
Общественные связи и устои играли весьма важную роль в повседневной жизни спартанцев. Среди историков существует даже теория о том, что спартанцам, было, запрещено принимать пищу у себя дома, независимо от своего статуса и положения в обществе. Вместо этого, спартанцам полагалось принимать пищу исключительно в общественных местах, своеобразных столовых того времени.
Образ спартанцев, как и образ викигов, которых многие представляют как воинов в рогатых шлемах, безусловно, не избежал романтизации. Тем не менее, в лакедемонянах есть много того, чему не будет лишним поучиться и современному человеку, и того, что вошло в нашу повседневную жизнь. В частности, слово «лаконичный» имеет именно греческие корни и означает сдержанного, умеренного и не многословного человека. Именно с этим, словом в Пелопоннесе и за его пределами и отождествлялись спартанцы.
почиталась честность и преданность, скромность и умеренность (впрочем, в последнем можно и усомниться, зная об их пирах и оргиях).
Скромность и умеренность означает, что в обычное время ели столько, сколько требуется, а не от пуза, а дома не заполняли лишней мишурой и показушностью, лишь нужное и требуемое. «Спартанское жилище» даже фразеологизм есть.
А пиры и оргии есть дело общественное, привязанное к задабриванию богов, к праздникам, победам и чествованиям.
Безумие? НЕТ, ЭТО ЛАКЕДЕМОН!
Да вашу ж мать! Ебучие андройдо-войны!
Знали мы одного спартанца.
«Я покорил всю Грецию, у меня самое лучшее в мире войско. Сдавайтесь, потому что если я захвачу Спарту силой, если я сломаю её ворота, если я пробью таранами её стены, то беспощадно уничтожу всё население и сравняю город с землёй!».
Одни мифы развенчиваем, другие придумываем
Не были гипомейоны умственно или физически неполноценными детьми. Это было сословие пораженных в правах граждан Спарты из-за утраты ими земельного надела и неспособности делать взнос в общественные обеды (сисситии).
я как не наткнусь на 300 спартанцев так смотрю до конца. круто снято
Правда ли, что спартанцы сбрасывали слабых детей в пропасть?
Распространено убеждение, что в античном государстве младенцев, которые не смогут вырасти здоровыми, вскоре после рождения сбрасывали со скалы. Мы проверили, существуют ли подтверждения этой легенды.
(Спойлер для Лиги Лени: пока нет точных данных, позволяющих это подтвердить или опровергнуть. Актуальную информацию в посте привёл)
История про избавление от нездоровых младенцев упоминается не только в нескольких художественных произведениях разных жанров, но и в ряде учебников: например, по теории государства и права под редакцией Поповой и по педагогике под редакцией Крившенко и Юркиной. При этом научно-популярные порталы Arzamas и «Русская семёрка» утверждают, что археологические раскопки опровергли широко распространённое убеждение. В 2020 году о странном по нынешним меркам спартанском обычае во время одного из совещаний вспомнил президент России Владимир Путин: «Говорят, что в Древней Спарте больных, увечных детей сбрасывали со скалы Тайгет. Правда, сегодня историки, археологи полагают, что это только легенда, миф».
О шокирующей для современного человека практике писали ещё античные авторы. Например, Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывал о незавидной судьбе слабых младенцев в книге, посвящённой полулегендарному спартанскому законодателю Ликургу (VIII век до н. э.). Как утверждает Плутарх, новорождённого относили к старейшинам, которые осматривали его и «если ребёнок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв на Тайгете), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».
При этом в биографиях других известных античных деятелей, написанных Плутархом, есть противоречащие этому утверждения. Например, в рассказе о спартанском царе Агесилае (V–IV века до н. э.) автор сообщает, что тот с детства был хромым (хотя «красота его в юные годы делала незаметным телесный порок»). Как пишет британский специалист по античной истории Пол Картледж, царь был хромым с рождения, а вырос по спартанским меркам очень низким, так что проблемы со здоровьем явно не были следствием травмы. Тем не менее Агесилай прожил более 80 лет и руководил спартанской армией в нескольких войнах и походах.
Отметим, что Плутарх жил в I–II веках н. э., то есть на несколько столетий позднее многих героев его «Жизнеописаний». Как замечают некоторые историки, другие античные авторы не сообщают о подобном обычае в Спарте, а сам Плутарх заинтересован скорее в создании образа своего героя, нежели в его точном жизнеописании.
Э. Дега. Юные спартанцы (около 1860 года, Национальная галерея в Лондоне)
В 2007 году несколько изданий (в том числе российские Lenta.ru и «Новые известия», а также австралийское ABC) со ссылкой на AFP сообщили, что греческие учёные «опровергли легенду о спартанских детоубийствах». В этих публикациях сообщалось о работе Теодороса Пициоса из Афинского университета, который проанализировал человеческие останки, обнаруженные в ущелье Апофеты, и пришёл к выводу, что умершим там людям было от 18 до 35 лет. Всего антропологи исследовали останки 46 мужчин, которые жили в VI–V веках и, вероятно, были военнопленными, преступниками или предателями.
Хотя нам не удалось обнаружить публикацию AFP, на которую ссылались СМИ по всему миру, исследование Пициоса действительно существует. Правда, посвящено оно раскопкам, которые проходили в пещере Каэдас. Пициос изначально проверял гипотезу о том, что в ущелье сбрасывали взрослых людей. Более того, антрополог прямо называет слухи о том, что детей кидали именно в ущелье Каэдас, «маловероятным, неподтверждённым вымыслом, тем не менее широко распространённым и в наше время». Схожей точки зрения придерживается в том числе и греческое министерство культуры. Отождествление ущелья Каэдас с Апофетами действительно распространено (так считал, например, и литературовед Михаил Гаспаров), однако точной уверенности в этом нет.
Таким образом, про спартанский обычай сбрасывать нездоровых младенцев с обрыва нам известно из сочинений относительно позднего античного автора, достоверность которых находится под вопросом. Более того, существуют свидетельства того, как уроженцы Спарты с врождёнными недугами не только избегали ранней смерти, но и достигали весьма существенных успехов.
При этом растиражированная несколько лет назад информация о том, что антропологи и археологи исследовали упомянутое Плутархом ущелье и опровергли детоубийства, не вполне соответствует действительности — мы не знаем наверняка, где располагались Апофеты, и не можем с уверенностью отождествить их с ущельем Каэдас. Как пишет в своей докторской диссертации об инвалидности в Древней Греции археолог Дебора Снид, «пока мы не обнаружим надёжное свидетельство такой практики, например детские останки в окрестностях Тайгета, мы не можем делать даже предварительные заявления».
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.
Битва на острове Сфактерия 425 г. до н.э
Автор: Владислав Добрый.
Технически уже шесть лет идет Пелопоннесская война. Я намеренно её не разбираю – фактически, там была череда войн, с постоянно создающимися и рассыпающимися союзами, внутрисоюзными коалициями; все это историки разделяют на пару этапов и несколько отдельных военных компаний. Думаете, Игра Престолов запутанная? Нет, греки так сплелись в своей, фактически, гражданской войне, что тут, действительно, надо быть профессиональным историком, чтобы этот клубок сцепившихся змей и скорпионов разобрать.
Если вкратце, битва на острове Сфактерия считается поворотным моментом в искусстве войны древних греков, потому что в ней спартанские гоплиты были побеждены теми, кого раньше даже не принимали во внимание – пельтастами. Легковооруженными пехотинцами.
На картинках их обычно изображают с луками и дротиками. Но в источниках я, раз за разом вижу рассказы о том, что пельтасты зачастую были в буквальном смысле голозадые и тупо метали подобранные прямо на месте камни. Иногда на этом заостряется внимание, иногда это говорится вскользь и непонятно. Может, имеется в виду, что пельтасты обстреливают врагов из пращи. Если почитать краткую выжимку про битву на острове Сфактерия, то можно подумать, что суть в том, что тяжелые гоплиты не могли догнать легконогих голозадиков, устали и сдались.
Люди любят простые и понятные объяснения, но у меня таких для вас нет.
Ну, что же, давайте смотреть. Итак, у нас есть остров Сфактерия, вот как описывает его Фукидид, заодно объясняя необходимость его захвата:
“. Ведь находящийся вблизи от Пилоса остров под названием Сфактерия, протянувшийся вдоль побережья, защищает гавань и суживает входы в нее: через один вход со стороны Пилоса и афинских укреплений одновременно могли пройти только два корабля, а через противоположный — со стороны материка — не более восьми или девяти кораблей. Остров, длиной около 15 стадий, был необитаем, покрыт лесом и непроходим…Опасаясь, что афиняне предпримут с острова против них какие-либо враждебные действия, лакедемоняне высадили на него гоплитов и расставили отряды других воинов по побережью…”.
Общее командование над Афинскими союзными силами осуществляет Демосфен. Кто такой Демосфен? Да вы наверняка слышали о Демосфене! До нас дошли в основном трижды перевраные байки, о том что Демосфен был застенчивым юношей с тихим голосом, невнятной речью и привычкой смешно дергать вверх плечом. Демосфен набивал рот мелкими камнями, чтобы говорить членораздельно, и декламировал поэтов у моря, шум которого надо было переорать, как шум толпы. Ну, и еще он тренировался в мимике и позах, стоя под мечом, который колол его в плечо, всякий раз, когда Демосфен, забывшись, им дергал.
Тогда Демосфен отправляет своего командира, Клеона, решить вопрос.
Клеон набирает в команду в основном пельтастов и ловко всех тупых гоплитов побеждает.
На самом деле нет. Сотнями лет вопросы решали гоплиты. Выбор именно пельтастов обусловлен личным опытом Демосфена. Дело в том, что он сам однажды уже огреб от голозадых. Во время похода в Этолию. Этолия это такая область в Греции, которая в тот момент тяготела к Спарте, но позже оформилась в де факто независимую территорию. Больше вам в жизни, скорее всего, про Этолию никогда слышать не придется.
Ладно, это все же не компьютерные игры, тут все сложнее.
Был разработан план операции. Афиняне регулярно патрулировали воды вокруг острова, приучая спартанцев к тому, что в одно и то же время мимо них проходит несколько кораблей. И в один из таких “патрулей” корабли Афин пристали к острову и высадили первую волну десанта, которая уничтожила боевое охранение гарнизона на непросматриваемой от лагеря главных сил стороне. Как только плацдарм был обеспечен, на остров высадились основные силы, причем с подавляющим преимуществом. После чего, очевидно, следуя четко разработанному плану, заняли господствующие высоты:
Фукидид, 4.32: “. На заре и все остальное войско, кроме гребцов нижнего ряда, высадилось на остров с 70 или немного большим числом кораблей, с разного рода оружием: всего было 800 лучников, столько же пельтастов, вспомогательные отряды мессенян и все отряды, стоявшие еще под Пилосом, кроме воинов гарнизона, охранявших укрепления. По приказу Демосфена афиняне разделились на отряды по 200 человек и более (а иногда и с меньшим числом воинов) и заняли самые высокие пункты на острове, чтобы неприятель, взятый со всех сторон в кольцо, оказался в безвыходном положении, не зная, против кого обратиться. Если бы враги стали отражать нападение с фронта, то их обстреливали бы с тыла, если же — с одного фланга, то каждый раз подвергались бы обстрелу с другого. Куда бы лакедемоняне ни обратились, всюду в тылу у них должны были оставаться афинские легковооруженные воины. Это были именно те воины, против которых труднее всего было бороться, так как их сила была в том, что они поражали врага издали, стреляя из луков и пращей и бросая дротики. При попытке к ним приблизиться они отходили, получая преимущество, и были еще опаснее, поражая отступающих врагов. Таков был план высадки, задуманный Демосфеном еще раньше, который ныне был приведен в исполнение.”
Фукидид утверждает, что спартиатов и их союзников на острове было ровно 425 (но это без илотов).
Дальше Фукидид рисует почти кинематографическую картину боя спартанцев и их союзников, среди затянутых дымом от горящего леса теснин, где гоплиты не только терпят, но и пытаются контратаковать. Без особого успеха. Упоминаются некие “войлочные” панцири спартанцев, которые пробиваются стрелами, но дротики о них ломаются. В конце концов, гоплиты изнемогают под постоянным обстрелом легкой пехоты:
Фукидид 4.35: «Наконец, когда множество воинов уже получило ранения, так как борьба происходила все время на одном и том же узком пространстве, лакедемоняне, сомкнувшись, начали отступать к ближайшему укреплению на самой крайней оконечности острова и к своим постам. Легковооруженные афинские воины, осмелев, стали с громким кличем еще сильнее теснить врагов отступающих и убивать каждого захваченного при отходе лакедемонянина. Большинству лакедемонян все же удалось благополучно достичь укрепления, соединиться с его гарнизоном и занять все наиболее уязвимые пункты. Преследуя лакедемонян, афиняне не могли окружить их вследствие естественной неприступности укрепления и пытались яростной лобовой атакой выбить врага из крепости. Долгое время, почти целый день, противники выдерживали тяготы битвы, страдая от жажды под палящими лучами солнца: одни стремились при этом вытеснить противников с холма, а другие — удержать позицию. Все же лакедемонянам уже было легче защищаться, так как им не грозило нападение с флангов.»
Тут бой зашел в тактический тупик. Однако, союзники Афин, некие мессенцы, уверяют, что смогут обойти укрепление и подняться по кажущимся неприступными утесам. Им выделяются лучники в поддержку, и они вполне справляются со своей задачей – снова оказавшись под обстрелом с двух сторон, спартанцы, в конце концов, сдаются.
Уже Диодор пишет: 12.63 “Из сдавшихся: 120 были спартиатами, 180 – их союзниками.”
Как видите, бой совсем не укладывается в “легконогие пельтасты закидывали спартанцев кизяком и убегали от неповоротливых гоплитов, пока, наконец, те не расплакались от бессилия и не сдались”.
Автор: Владислав Добрый.
А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.
Яндекс-Юmoney (410016237363870) или Сбер: 4274 3200 5285 2137.
Подробный список пришедших нам донатов вот тут.
Подпишись, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Устоявшееся мнение VS Реальность
«Упав, рыцарь не мог самостоятельно подняться, становясь легкой добычей для более легких противников. И вообще на лошадь его грузили с помощью слуг и полиспастов»». Эдуард Плантагенетыч, ваш выход.
Автор: Виталий Чёлушкин.
Общество древней Спарты было до крайности милитаризовано, именно этот фактор и играл главную роль в развитии всего государства, а насколько важную, можно судить по тому, что спартиатам было запрещено заниматься ремеслом и торговлей. Война была их жизнью. Многие хотя бы в общих чертах знают о жизни спартанских мальчишек в военных лагерях, но криптии, о которых сегодня пойдёт речь, не имеют столь широкой известности, а они, на мой взгляд, в воспитании будущих машин для убийства значили не меньше сна на крапиве, постоянного голода и непрерывных тренировок.
Сегодняшняя история будет о том, как в программу воспитания юных спартиатов вписывалась охота на людей. Начинается она приблизительно в XI веке до н.э, когда в Лаконии возникает город-государство Спарта. Захватившие эти земли дорийцы, разделили живших здесь раннее ахейцев на две социальных группы: периэков (живущие вокруг) и илотов (взятые в плен/покорённые).
Статус илотов же достаточно сложно точно сформулировать, прав у них было чуть больше, чем у рабов в классическом понимании этого слова, но и до свободных людей им было так далеко, как пешком до Олимпа. Илоты, как и рабы, работали «на батьку», но имели ряд преимуществ. Илоты имели право вести семейную жизнь, владеть имуществом, то есть у них была своя собственность. Сами же они, кстати, собственностью могли называться с натяжкой. Определённое количество илотов полноправные спартанские граждане получали с земельным участком ( то есть вроде как они были к земле привязаны), но покупать и продавать их, как крепостных, было нельзя. Относительно того, в каком порядке у илотов собирали налоги, я не нашёл точного ответа. В одних источниках говорится, что они отдавали хозяевам половину произведенного, в других сказано, что хозяевам полагалась некая «фиксированная сумма». В обоих случаях подчёркивается, что брать больше положенного спартанцам было запрещено. Так или иначе, если илот произвёл больше, он и оставит себе больше, это не значит, что налог вырастет пропорционально произведённой свыше нормы продукции. Короче говоря, их экономическое положение было не столь плохим как у рабов в соседних Афинах.
Гораздо хуже дело обстояло с их социальным статусом. В головы спартанцев ещё в детстве вкладывалась идея того, что илоты не кто иные как untermenschen люди низшего порядка. Древние греки не оперировали таким понятием, как рабская психология, но именно так называется то, что спартиаты внушали илотам. Все ведь помнят об отношении спартанцев к пьянству? Не подобает воину и всё такое. Так вот. Чтобы воспитать в юных спартанцах отвращение и к алкоголю, и к илотам, вторых спаивали и показывали молодёжи. Так об этом говорит Плутарх: «И вообще спартанцы обращались с ними грубо и жестоко. Они заставляли илотов пить несмешанное вино, а потом приводили их на общие трапезы, чтобы показать молодежи, что такое опьянение. Им приказывали петь дрянные песни и танцевать смехотворные танцы, запрещая развлечения, подобающие свободному человеку».
Картина Фернана Сабатте «Спартанец показывает пьяного илота своим сыновьям»
Тут мы начинаем замечать парадокс: некоторые илоты становятся фактически богаче своих бывших господ. Вся эта мешанина, когда настоящих спартиатов осталось не так много, в армии по большей части служат периеки и илотская элита, появляются какие-то почти граждане, граждане на полставки и тому подобное приводит к тому, что Спарта перестаёт быть Спартой. Весь их уклад жизни, вся социальная система начинает ломаться из-за политических, экономических и военных неудач. Одним из самых значимых событий такого рода стало обретение Мессенией независимости в 369 году до н.э. В Мессении же находилась большая часть всех илотов Спарты.
Таким образом, получив независимость, они илотами больше и не являлись. Вот и выходит, что число илотов в стране резко упало, а половина тех, что остались, уже и в армии послужить успели. Отсюда вывод, что илотия к этому моменту прекратила своё существование в своём первозданном виде.