совриск что это такое
Совриск. Что это такое?
Совриск – это как Обэриу́ или Персимфанс. Ну, продвинутые знают ))) А кто не знает, не понял или совсем напрочь забыл? Читаем, вспоминаем, запоминаем. При случае можно блеснуть интеллектом в разговоре с начальником… Шутка, конечно. Но, ближе к теме!
Обэриу (Объединение Реального Искусства) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-х гг. в Ленинграде.
Время и новое поколение называет новых героев, предлагает новые темы, воспринимает совершенно новые средства художественной выразительности. Тут тебе и инсталляции (кстати, это – пространственная композиция) по поводу и без повода, и странные предметы на сцене в театральных постановках на классические сюжеты (я имею ввиду унитаз, например), не говоря уже о «серийной» и «сериальной» музыке (оба этих термина, кстати, не относятся к киношному жанру сериала).
Как же разобраться в СОВРИСКЕ, особенно в театральном, к коему наша студия себя причисляет, оставаясь на позиции основоположников театральной деятельности?
Надо изучать матчасть, друзья! Приходите к нам, и да воздастся вам.
ООО «Студия ЛиссЭ» ИНН/КПП 7715880170 / 771501001 119002, г. Москва, ул. Старый Арбат, д. 35, Центральный Дом Актера им. Яблочкиной, вход с пер. Калошин, 3 этаж, 346 ауд.
Способы оплаты:
ООО «Студия ЛиссЭ» ИНН/КПП 7715880170 / 771501001 119002, г. Москва, ул. Старый Арбат, д. 35, Центральный Дом Актера им. Яблочкиной, вход с пер. Калошин, 3 этаж, 346 ауд.
Способы оплаты:
Современное искусство
Что такое современное искусство
Откуда начинается современное искусство? Это только то, что художники создают прямо сейчас? Попытаемся ответить на этот непростой вопрос.
1. Джексон Поллок. Синее (Моби Дик), 1943
2. Рой Лихтенштейн. Тонущая девушка, 1963
3. Роберт Смитсон. Спиральная дамба, 1970
4. Жан-Мишель Баския. Абориген, 1984
5. Маурицио Каттелан. Инсталляция в ГМИИ им. Пушкина «Баллада о Троцком», 2019
6. Стеларк. Третья рука, 1980
Для начала определимся, почему важно разбираться в современном искусстве (для удобства будем пользоваться термином искусствоведов — совриск).
🗣 Говорит о том, что важно. Совриск создается здесь и сейчас. Поэтому касается тем, которые важны и актуальны именно для нас.
⁉️ Заставляет задуматься. Раньше искусство рассказывало о мире, религии, морали. Совриск задает вопросы, но не дает ответы — их надо искать самим.
👁 Меняет оптику. Цель совриска — не сделать нам приятно, а наоборот, вывести из зоны комфорта. Это освежает восприятие и позволяет по-новому взглянуть на мир. Современное искусство обогащает нашу жизнь, даже если поначалу кажется чем-то несусветным.
Что такое вообще современное искусство — то, что создано в этом году? Десятилетии? В 20 веке? Не все так просто: существует два основных подхода к хронологии совриска.
Каждый предлагает свою точку отсчета 👇
🎨 Импрессионизм. В конце 19 века импрессионисты начали движение в сторону от реалистической живописи — в конце концов это привело к абстракциям и всему тому, что мы называем совриском.
🟧 Окончание Второй мировой войны. В 1950-е центр мирового искусства переместился в США. Сошлось несколько причин: общий мировой шок от ужасов войны, эмиграция в Штаты многих художников — в том числе Сальвадора Дали, Марка Шагала, Марселя Дюшана, Марка Ротко, и некоторая изолированность американского искусства от европейского. Первым современным направлением стал абстрактный экспрессионизм.
🕔 Мы будем отталкиваться от второго подхода. Во-первых, его предлагают западные исследователи, и он более современный. А во-вторых, в наш урок было бы тяжело уместить еще и направления первой половины 20 века.
Говоря о современном искусстве, мы не можем обойти вниманием понятие постмодернизма. Почему это важно для понимания совриска?
🌐 Постмодернизм — не художественное направление. Этим понятием называют целый комплекс процессов в философии, обществе, экономике, политике и культуре. Как Ренессанс — это не только художники и скульпторы, но и новое отношение к миру и человеку, развитие общества, технологий и других аспектов жизни.
🚂 Сначала был модернизм (не путайте с модерном — художественным течением). Эпоха модернизма началась с конца 19 века и продлилась до середины 20 века. Это время индустриализации, урбанизации, стремительного развития науки и техники — а еще двух мировых войн. Разумеется, все это не могло не отразиться в искусстве. Главное свойство модернизма — создание нового.
🧩 Постмодернизм пришел на смену модернизму и в противовес ему. После ужасов первой половины 20 века мир пришел к выводу, что ничего нового уже не придумать — пора переосмыслять старое. Поэтому первым направлением искусства эпохи постмодернизма стал поп-арт — мы еще поговорим о нем подробнее.
🌳 А если попроще? Все искусство до постмодернизма — это дерево. У него много веток, больших и маленьких, с дополнительными ответвлениями и без. Это разные направления — малые голландцы, барокко, романтизм, импрессионисты. Но все они растут из одного ствола с едиными корнями.
➰ А как теперь? Современное искусство — это не дерево, а скорее перекати-поле. У него нет корней и иерархии, никакое направление не выше и не главнее другого, все они свободно переплетаются. Это полностью соответствует идеям постмодернизма.
🥚 Сегодня уже говорят о пост-постмодернизме, или метамодернизме. Но пока эта концепция не сформировалась до конца, пусть о ней спорят исследователи.
Чтобы лучше понять, как постмодернизм повлиял на современное искусство, рассмотрим его главные идеи и концепции.
♟ Отказ от линейной истории. Это больше не связный рассказ от прошлого к будущему, а набор разных сюжетов, между которыми можно легко переключаться, собирая свою историю. Пример — путешествие по гиперссылкам в статьях Википедии.
🧩 Творец не придумывает, а комбинирует. Раз все уже придумано до нас, будем перебирать существующие смыслы, идеи и образы, создавая из них что-то новое.
💬 «Смерть автора». Это термин французского философа Ролана Барта. В классическую эпоху «что хотел сказать автор» — главное для понимания текста. Теперь соавтором становится читатель — он может открыть те смыслы, о которых автор мог и не подозревать. Под текстом мы имеем в виду не только литературу, а любое произведение искусства.
🎲 Отрицание единой реальности. Не существует единой «правильной» модели мира, как нет абсолютной истины. Зато есть множество реальностей, которые существуют по своим законам.
Русский портрет
Портрет и картины на заказ и в продаже. Портрет с фотографии. Коллекционная живопись. Продажа картин и выполнение живописи на заказ. Рамы для картин.
Около искусства
«Совриск»: борьба «художников» за право быть замеченным, следовательно — купленным.
Совриск
Проходимцами и бездарями под маской художников называет «новый коммунист» Александр Тарасов деятелей «современного искусства»™ в статье, недавно опубликованной в «Русском журнале».
» Что такое «современное искусство» («совриск», как пишут и говорят сами «актуальные художники»)? Это форма мошенничества. Обращаю внимание читателя: я сейчас говорю о не современном нам искусстве вообще, а именно о «совриске». Некоторое количество людей (очень малое в процентном отношении к общему числу населения — например, в России и полутора тысяч не наберется) требует к себе особого отношения и особых привилегий на том основании, что они якобы «художники».
Почему они художники — неизвестно. «Художниками» они сами себя назначили, провозгласили. И теперь, самозванно провозгласив себя «художниками», то есть чем-то особенным, исключительным, более высоким, чем основная масса населения («быдло»), эти люди пытаются всему обществу навязать известную формулу Курта Швиттерса: «Всё, что я нахаркаю, будет произведением искусства, потому что я — художник».
Часть «актуальных художников» сама искренне верит, что они — художники, а то, что они нахаркали, — «произведения искусства» (это неудивительно: среди них — очень много неумных; были бы умными — занялись бы чем-то другим). Часть (те, кто не так глуп) прекрасно понимает, что всё это — мошенничество, но подходит к делу цинично-прагматически: если можно, не занимаясь тяжелой работой, долго существовать на средства разных фондов, ассоциаций, галерей и государственных структур, почему бы так не жить?
Вполне безбедное существование. Вначале, конечно, не слишком денежное, но главное — не сдаваться, тусоваться, постоянно напоминать о себе.
Капиталистическое государство их в этом вполне поддерживает. Почему? Потому что гораздо легче предоставить этой небольшой кучке очень активных людей некоторые привилегии и возможность удовлетворения их тщеславия, чем воевать с ними. У капиталистического государства и без того много врагов. Лишние активные ни к чему. То есть логика такая же, как в отношениях с другими мошенниками, например, гадалками, «дипломированными» ведьмами, экстрасенсами и астрологами.
Зарабатывают они себе на жизнь своим шарлатанством? Да. Довольны они потому капитализмом? Да. Вот и хорошо. Морочат они голову какому-то количеству людей, отвлекая тех от реальных социальных и экономических проблем? Да. Прекрасно!
Однако мы знаем, что «можно какое-то время обманывать всех людей, все время — какое-то количество людей, но нельзя обманывать всех людей все время». Поэтому реальный интерес в обществе к «совриску» все время падает. В том числе интерес финансовый, среди потенциальных покупателей. На мировом арт-рынке несмотря на всю назойливость «совриска» и на все усилия по его рекламе «современное искусство» превращается в маргинальное, оттесняется на обочину этого арт-рынка (процентов 12, в лучшем случае — 30; это по объему предложений, а не по ценам и приобретениям).
А уж молодые «актуальные художники» и вовсе занимают на арт-рынке несчастные 1—2 %[33]. Понятно почему. Разобрались. Наелись. Общеизвестно, что российский арт-рынок и вообще-то составляет микроскопическую часть мирового, а уж «совриск» и в этой микроскопической части — маргинален. Не случайно в апреле Марат Гельман и Айдан Салахова заявили о закрытии своих галерей по причине полной нерентабельности. Не случайно Елена Силина отказалась от «раскрутки» «актуальных художников».
Говоря иначе, резко обострилась конкуренция среди «актуальных художников» за право быть замеченным, следовательно — купленным.
Поэтому активизировался поиск стратегий, как привлечь к себе внимание, то есть как себя продать. Один из проверенных методов — скандал. Это давно замечено, люди об этом книжки написали. Разумеется, это не единственная стратегия, но проверенная, одна из самых выгодных, безотказно действующая до сих пор. Я и сам об этом писал 13 лет назад. Да, эта стратегия может быть связана с временными жертвами и неудобствами, но потом всё окупается. Немного страданий и лишений («15 минут позора») — и «обеспеченная старость».
Главное на арт-рынке, как мы знаем, создать себе имя (неважно как). Дальше уже само имя работает на тебя, кормит тебя.
Один из возможных вариантов скандальной стратегии — скандал на политической почве. Представить себя «врагом власти», анархистом, фашистом, симпатизантом терроризма. Или «наехать» на какую-нибудь религиозную общину. Верующих много, скандал обеспечен.
Вон в Нью-Йорке несколько лет назад разразился скандал из-за картины «Черная богородица», сделанной из слоновьего навоза. Если бы из слоновьего навоза сделали картину «Африканский пейзаж», никто бы и не почесался. Скандал вышел именно из-за объекта изображения. Очень грамотная стратегия самопродажи.
Теперь о пусечках. Откуда взялись пусечки? Это — извод «Войны». Что мы знаем про «Войну»? Что «Война» специализируется на провокациях, на провокациях якобы политических, для существующего строя и режима совершенно безопасных, но таких, на каких можно «раскрутиться». Эта стратегия саморекламы оказалась совершенно верной: «Война» уже и премию «Инновация» получила, и приглашение стать куратором Берлинского бьеннале. Ну да, через допросы и пребывание в СИЗО (что неприятно), но, как видим, всё окупилось.
Самих пусечек, я готов допустить, используют втемную. Вполне возможно. Впечатления Симоны де Бовуар ни одна из пусечек не производит. Зато Надя Толокно настойчиво вызывает в памяти Багиру. Кто постарше, помнит такую знаменитую советскую хиппи. Между прочим, тоже не чужда была искусству. Стихи писала. Выбросилась из окна. С диагнозом Багиры всё было понятно.
Но вообще пусечки на правильном пути: они уже регистрируют свое имя как торговую марку — потому что это имя уже попытались зарегистрировать на себя какие-то ушлые киношники. Всё. Продаваемость обеспечена «.
Полностью текст статьи можно прочитать здесь »
Современное искусство: что это такое и как разобраться в нем
Современное искусство завораживает, притягивает и отталкивает: все сразу. Чтобы разобраться в нем, для начала надо понять, а что же такое «современное искусство»? Что скрывается под таким уже привычным термином?
Казалось бы, нет ничего проще – все то искусство, которое происходит вокруг нас сейчас, и есть современное. И да, и нет одновременно.
Что называют современным искусством в России и на Западе
В России современным искусством принято считать период с конца XIX века до наших дней, включающий в себя модернизм и постмодернизм. На Западе – период с 1960-х годов XX века.
Впервые термин «современное» применила к искусству Розалинда Краусс, американский теоретик и критик, в конце 1960-х годов, дав новой эпохе звучное название contemporery art (транслитерация на русский – контемпорери арт). В России в 90-х годах часто использовали термин «актуальное искусство», но он не прижился.
У нас в стране сейчас большинство людей ориентируется на Запад, поэтому будем считать, что и у нас эпоха современного искусства началась в 1960-х.
Но, в любом случае, корни современного искусства наших дней уходят в модернизм, поэтому стоит немного поговорить о нем.
Во всем виноваты импрессионисты
Из самого названия «современное искусство» понятно, что это искусство, идущее в ногу со временем, отражающее действительность. Но у каждой эпохи свое настоящее. С 60-х годов XIX века, когда начал развиваться технический прогресс, художникам стало тесно в рамках классических традиций и эталонов. Тогда и произошло зарождение современного искусства.
Все началось с Эдуарда Мане и его картины «Завтрак на траве», которая в 1863 году просто шокировала публику и стала предтечей многих новых направлений в искусстве, объединившихся в дальнейшем в одно название – модернизм. Художники активно искали новые способы реализаций своих замыслов.
Модернизм
Первым направлением модернизма оказался импрессионизм – воплощение мимолетных впечатлений, переход от изображения реальных объектов к чувствам и, затем, идеям. К импрессионистам относятся Э. Мане, О. Ренуар, К. Моне, К. Писсаро, Э. Дега и другие.
Далее появляются футуризм, кубизм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм, сюрреализм, супрематизм, абстракционизм. Все направления можно сравнить с одной большой необычной семьей – каждое имеет свой индивидуальный характер, но при этом объединены одним общим глубинным фундаментом.
В целом, эпоха модернизма, продолжающаяся вплоть до 1960-х годов, – это новый взгляд на общество и на роль творческой личности в нем. Художникам хотелось отразить свое отношение к современному миру, преобразить его и даже выдумать новый.
Сотворить заново!
Ребята-модернисты всегда были рисковыми людьми и ходили на грани эстетически приемлемого. В своем творчестве они использовали разные методы, которые мы наблюдаем и по сей день в современном искусстве:
Постмодернизм и contemporary art
В конце 60-х годов XX века в России современное искусство продолжилось с привкусом постмодерна, а на Западе пришло contemporary art.
В этот период появляются аудио и видео технологии, потом компьютеры, а в 90-х годах начал захватывать власть интернет. Вместе с новыми технологиями появляются и новые направления, соответствующие эпохе – концептуализм, гиперреализм, минимализм, поп-арт, хеппенинг, перфоманс.
Сегодня современное искусство поражает многообразием видов, порой даже шокирующих, о которых будет сказано далее. А пока разберемся в другом.
Как понять современное искусство простому человеку?
Художники – это совесть общества. Они привлекают внимание на разные проблемы: социальные, политические, экологические, психологические, бытовые и показывают мир таким, каким его мыслят.
Если исходить из того, что современное искусство – это самовыражение автора и его ощущение настоящего мира, то понять его несложно. Нет правильного и неправильного понимания. Любой зритель – соавтор и может дополнить произведение своим толкованием, принять его или нет.
Есть авторы-исследователи, которые выражают в работах результаты своих исследований социальных процессов. Для понимания их работ лучше, конечно, знать мысль и суть (можно почитать табличку с объяснением), и хоть немного знать теорию.
Есть авторы, которые выражают самого себя, свои эмоции, чувства и переживания. Здесь полный расчет не на ум, а на чувства и ощущения зрителя. И таких художников большинство.
Нет прямого ответа на вопрос: как понять современное искусство. Стойте, всматривайтесь, вглядывайтесь, вдумывайтесь. Чем сложнее сегодня, тем проще завтра.
Как разобраться в современном искусстве?
Очень просто – надо всего лишь начать изучать историю искусств, ходить на лекции, коих сейчас великое множество, и тогда современное искусство не будет казаться пугающим и непонятным. Не ленитесь быть любознательным, ведь современное искусство уже никуда не денется. Нам с ним жить.
Зачем нам эти знания?
Можно спросить: а зачем нам современное искусство? Зачем тратить время на его изучение? Многие и вовсе считают его бессмысленным.
Здесь все просто — современное искусство предлагает прекрасную пищу для ума и выявляет тенденции развития общества.
Знание современного искусства значительно расширяет кругозор и позволяет мыслить на более высоком уровне. Это помогает человеку представлять связи между формой и содержанием, между идеей и реализацией. Таким образом, развивается масштабное мышление и повышается осознанность.
А осознанного человека, хорошо разбирающегося в современном искусстве и понимающего логику развития творческих трендов, не обмануть рекламными ходами и социальными экспериментами.
Он легко отличит художественную акцию от политической провокации. И сразу увидит, где философский концепт, предназначенный для интеллектуалов, а где просто сиюминутная выходка, нацеленная на хайп.
Виды современного искусства
А теперь, как и было обещано, многообразие видов современного искусства (contemporary art) во всей красе.
Граффити и обратное граффити
Если для простого граффити нужны чистые стены, чтобы рисовать баллончиками с красками, то для обратного граффити (Reverse Graffiti) наоборот – чем грязнее, тем лучше. Авторы используют моющие средства, а иногда и моющие машины для удаления грязи, рисуя шедевры.
Рисование на грязных машинах
То же, что и обратное граффити на грязных стенах, только на машинах. После такого и машину мыть уже не хочется.
Картины, написанные собственным телом
Вместо кисти может пригодиться любая часть тела.
Жидкости тела (органические)
Некоторые экстравагантные авторы не чураются использовать кровь и мочу для создания своих отвратительных мрачных шедевров.
Мани-арт
Для аппликаций и поделок в ход идут любые купюры, которые не жалко.
Резьба по книгам
Из старых книг с помощью пинцетов, щипчиков, скальпелей, клея и других приспособлений, художники создают потрясающие пейзажи.
Боди-арт иллюзии
Тело человека используется в качестве объекта творчества. Но теперь это не просто картинки, а настоящие раны и реальные хищники.
Тени в искусстве
Свет падает на сооружение из всевозможных предметов, а отбрасываемая тень, например женской фигуры, это и есть произведение искусства. Бывают даже цветные тени из-за цветного стекла.
Анаморфоз
Из специально искаженного изображения появляется правильное при взгляде под определенным углом. Многие уличные художники так имитируют ямы, трещины на земле и стенах.
Акционизм
Вовлечение произведения в действие, т. е. в акцию. Часто художник сам становится участником действия.
Хеппенинг
Акционизм с участием зрителей без всякого сценария. И куда все это заведет не понятно.
Перфоманс
Акционизм с участием зрителей по прописанному сценарию.
Фотореализм
Слайд фотопленки проецируется на холст, и получается произведение большого размера с фотографической точностью.
Реди-мейд
Это когда обычный готовый объект, например унитаз, помещают на пьедестал и под стекло.
Инсталляция
Композиции из различных материалов разных размеров: от миниатюрных до занимающих огромные залы.
Статья о современном искусстве на Википедии.
Роузли Голдберг — основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» — это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни. В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.
Спасибо, Дмитрий, за уточнение. Действительно так и есть.
Ваш комментарий Отменить ответ
Мистический Сергиев Посад. Паломничество в Лавру
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мятущийся гений Фёдор Гладков
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Мистический Петербург. Взгляд на город через призму Вечности
Чюрлёнис. Симфония жизни и смерти
Чюрлёнис прожил всего тридцать пять лет, но интенсивность его жизни была.
Художник Анатолий Константинов. Думать о вечном и творить вечное
Старорусский художник Анатолий Константинов искренне любит свою малую Родину.
Елена Гуро. Вглядываясь в жизнь
Художница и поэтесса Елена Гуро была существом нежным и возвышенным. Ее взор.
«Цемент» Фёдора Гладкова – лучшее из советской революционной прозы
Мало кто сегодня знает роман Федора Гладкова «Цемент». А ведь это книга.
Мятущийся гений Фёдор Гладков
В наши дни популярный в Советском Союзе писатель Фёдор Гладков стал жертвой.
Всеволод Гаршин. Грустный гений
Это был честный, скромный и хрустально чистый человек. Нечто солнечное и тёплое.
Ладислав Клима. В бездне свободы
Ладислав Клима – выдающийся чешский писатель, поэт и философ. Первый.