совбез оон что это
Совет Безопасности ООН
Содержание
Состав
В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно:
Председатели Совета [2] сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных в порядке латинского алфавита.
Постоянные члены
Постоянные члены совбеза ООН имеют «право вето».
Непостоянные члены
В настоящее время непостоянными членами СБ ООН являются:
В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались:
После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта статистика выглядит так:
Полномочия
Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения. [5]
На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Принятие решений
Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета. При этом воздержание постоянного члена от голосования не считается препятствием к принятию решения.
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций.
Исторические решения Совета Безопасности
Предложения по реформированию Совета Безопасности
15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому. Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5.
Также на место в совете безопасности претендуют Северная Корея и Израиль. [источник не указан 241 день]
Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы, на постоянное членство рассчитывают два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты — Египет, Нигерия и ЮАР.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6-8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия).
По состоянию на 2010 год, реформирования СБ ООН не произошло.
Критика
Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, а другие члены помешать этому не могут.
Во время геноцида в Руанде в 1994 году в течение нескольких недель были убиты сотни тысяч человек. В адрес Совбеза были высказаны обвинения в том, что он не справился с ситуацией и его санкции оказались без результата.
Почти десять лет спустя, при Дарфурском конфликте, обсуждение проблемы в Совбезе было заблокировано Китаем из-за интересов страны в нефтяном секторе Судана; США блокировали передачу дела в Международный уголовный суд, потому что его не признают. Нарушения прав человека в Судане тем временем продолжались. Только в марте 2005 года Совет безопасности принял решение, чтобы Международный уголовный суд исследовал военные преступления в регионе. Китай и США воздержались при принятии этой резолюции. До этого США добились того, что при рассмотрении дела граждане США, работающие в регионе по поручению ООН, получили иммунитет.
Повторная критика Совбеза возникла в связи с нарушением прав человека во время мирных протестов в Мьянме. Китай не хотел критиковать военную хунту. Имел место конфликт интересов — страна, которая обвиняется в нарушении прав человека, должна наказать другую за такое же нарушение или может предотвратить наказание блокировкой решения в Совбезе.
Что такое Совет Безопасности?
Мандат
Устав Организации Объединенных Наций предусматривает создание шести главных органов Организации Объединенных Наций, включая Совет Безопасности. Он наделяет главной ответственностью за поддержание международного мира и безопасности Совет Безопасности, который может собираться в любое время при наличии угрозы миру.
Согласно Уставу, Организация Объединенных Наций преследует четыре цели:
Все члены Организации Объединенных Наций соглашаются подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В то время как другие органы Организации Объединенных Наций выносят рекомендации государствам-членам, лишь Совет Безопасности обладает полномочиями принимать решения, которые государства-члены после этого обязаны выполнять по Уставу.
Поддержание мира и безопасности
Когда в Совет поступает жалоба в отношении угрозы миру, он сначала обычно рекомендует сторонам попытаться достичь согласия мирными средствами. Совет может:
Если тот или иной спор приводит к военным действиям, то Совет стремится прежде всего как можно скорее положить им конец. В этом случае Совет может:
Помимо этого Совет может обратиться к принудительным мерам, включая:
Основное внимание уделяется тому, чтобы сориентировать меры главным образом на тех, кто несет ответственность за политику и практику, осуждаемые международным сообществом, при одновременном сведении до минимума воздействия принятых мер на другие части населения и экономики.
Организация
Совет Безопасности провел свое первое заседание 17 января 1946 года в Чёрч-Хаусе, Вестминстер, Лондон. 4 апреля 1952 года состоялось первое заседание СБ в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке, и с тех пор это место является его постоянным местопребыванием. Выездные заседания Совета Безопасности проходили в Аддис-Абебе, Эфиопия (1972 г.), в Панаме, Панама (1973 г.), в Женеве, Швейцария (1990 г.) и Найроби, Кения (2004 г.).
Каждый из членов Совета Безопасности должен постоянно иметь представителя в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций, в тем чтобы Совет мог собраться в любое время, когда в этом возникнет необходимость.
Совет Безопасности ООН: определение, особенности и страны. Постоянные члены Совета Безопасности ООН
Совет Безопасности ООН – это главный орган Организации Объединенных Наций, который отвечает за международную безопасность и мир во всем мире. Первое заседание Совета произошло в 1946 году в Лондоне. Уже через несколько лет место пребывания поменялось, и с 1952 года заседание проходит в Нью-Йорке. За всю историю случались и выездные совещания – в Эфиопии, Панаме, Швейцарии и Кении.
История создания
Идея создания подобной организации появилась еще в 1941 году. Тогда между СССР и Польшей была заключена Декларация, которая занималась бы укреплением и поддержанием мира. Этот документ содержал призыв к созданию такой организации, которая занималась бы обеспечением не просто мира, а справедливости. Поэтому в состав должны были входить только демократические страны.
Если создание подобной организации и случится, тогда решать все мировые конфликты должно международное право с привлечением военных сил участвующих стран. Но, несмотря на ситуацию в мире, тогда мало кто поддержал данную Декларацию.
Конкретно сама организация уже начала зарождаться на территории СССР. Именно тут было принято решение о формировании государств в единую организацию по защите мира во всем мире – Совет Безопасности ООН. Так как СССР внес огромный вклад в ликвидацию фашистского агрессора, то здесь в 1943 году была подписана Московская декларация при участии США, Китая, Великобритании и самих хозяев.
В уставе этого документа было сказано, что страны-лидеры понимают необходимость создания подобной организации, которая занималась бы урегулированием конфликтов. Основным принципом должен был стать суверенитет. Каждая из вышеуказанных стран брала на себя ответственность за другие государства.
Позже исследователи зарождения ООН решили считать местом создания организации именно Москву, так как здесь был подписан основополагающий документ. После Московской конференции было собрано совещание в Тегеране, где и была подписана Декларация в 1943 году, 1 декабря.
В документе государства Совета Безопасности ООН указали на то, что они берут на себя ношу урегулирования мировых конфликтов и защиту стран таким способом, который удовлетворял бы подавляющую массу народа и который помог бы ликвидировать бедствия и войны.
Длительное время подготавливались все документы к утверждению данной организации. Несмотря на мощь будущего проекта, Рузвельт подчеркивал то, что данное формирование не является сверхгосударством со своими правами и полицией.
Непосредственно перед подписанием была проведена Ялтинская конференция, которая поднимала вопрос о привлечении других стран в данную организацию. А также главный принцип принятия решения – это единогласие. В свою очередь, СССР настоял на первоначальном принятии Белорусской и Украинской ССР в состав ООН.
Детали
Над Уставом ООН работали длительный период, и окончательная его версия появилась в июне 1945 года. После его ратификации, в октябре этого года он был подписан и вступил в силу. Поэтому 24 октября 1945 года считается днем основания ООН.
В преамбуле главного документа организации указывалась решительность стран наций перед будущими угрозами мира. Каждое государство обязуется избавить будущее поколение от войн и бедствий. Также провозглашалась острая необходимость соблюдения прав человека, его достоинство и ценность личности.
Чтобы избежать дальнейших проблем, члены Совета Безопасности ООН обязались друг перед другом жить в мире и согласии. Объединиться для сохранения международного мира и безопасности. А также помогать социальному и экономическому мировому прогрессу.
Состав
С 2016 года новыми временными членами Совета Безопасности ООН являются: Уругвай, Украина, Египет, Сенегал и Япония. Они заменили Чад, Нигерию, Чили, Иорданию и Литву. Пять новых «сотрудников» избрала Генеральная Ассамблея ООН. Совет Безопасности обзаведется новыми временными членами уже в 2017 году, так как выборы происходят каждые два года.
Ныне главным конфликтом данного формирования ООН считается его субъективность. Десять временных членов смирились со своим положением – «актеры второго плана», но некоторые и по сей день указывают на несправедливость в решениях Совета Безопасности. Несмотря на это, стоит напомнить, что для принятия решения все-таки необходимо 9 голосов из 15, а поэтому во многих случаях временные члены играют решающую роль.
Ныне членами ООН остаются 193 государства.
Цели ООН оглашены в первых двух пунктах Устава:
Подобный расклад дел указывает на то, что Совет Безопасности ООН является самостоятельным органом, который способен решать не только поставленные задачи, указанные в Уставе, но и разрешать конфликты, сформированные в резолюции.
Привилегии и иммунитеты
Документ, который регламентирует привилегии и иммунитеты, ООН был принят в 1946 году. При этом в Конвенции затрагивается вопрос как о самой организации, так и о сотрудниках. Если не брать во внимание сложную юридическую формулировку, все привилегии и иммунитеты можно описать следующим образом:
Это то, что касается иммунитетов и привилегий для организации, а вот касательно сотрудников, здесь следует поделить данные правила на несколько групп. Генеральный секретарь и его семья могут использовать все существующие дипломатические привилегии. Должностные лица организации избавлены от судебной ответственности за то, что они совершили во время несения службы. Также эти люди избавлены от налогообложения, а вступив в должность, беспрепятственно могут ввозить имущество. Должностные лица ООН избавлены от государственной служебной повинности, в этом случае данным людям необязательно отдавать долг государству и отправляться в армию.
А третья группа состоит из экспертов, занимающихся командировками по делам организации. Они избавлены как от личного ареста, так и от конфискации багажа. Также иммунитет распространяется на судебно-процессуальные решения, но только в случае действий, совершенных во время службы. Для них доступно использование шифров и кодов, а их документы имеют статус неприкосновенности.
Своего иммунитета Генеральный секретарь может лишиться только в случае такового решения Совета Безопасности. А вот снимать привилегии и иммунитет с других сотрудников Генсек может любое время. В первом случае данный вопрос в истории не поднимался ни разу, а вот факт снятия полномочий с сотрудника ООН существовал в архиве. Один из переводчиков злоупотреблял служебным положением, также был пойман на взятке, а поэтому был осужден правительством США.
Полномочия
Функции и полномочия Совета Безопасности прописаны в Уставе ООН. Итак, организация занимается:
Как уже известно, пользоваться вето могут лишь постоянные члены Совета Безопасности ООН – Китай, Россия, США, Великобритания и Франция. Чтобы принять резолюцию, необходимо 9 голосов из 15. Но если один или более постоянных членов наложат вето на данный вопрос, то решение не будет принято.
Конечно, данная процедура заставляет задуматься, ведь не со всеми решениями, которые принимает Совет Безопасности ООН, страны-лидеры могут быть согласны. А поэтому, наложив вето на резолюцию, они с легкостью обезопасят себя от нежелательного решения. Хотя в Уставе сказано, что сторона, которая участвует в споре, должна воздержаться от голосования.
За время существования организации все пять членов не единожды использовали свое право на вето. Кстати, стоит сказать, что в Уставе прописано и правило, при котором постоянный член может не использовать право вето, но отказаться от голосования.
Резолюция
Резолюции Совета Безопасности ООН – это документы, которые касаются не только деятельности самой организации, но и вопросов, касающихся действий ООН по урегулированию конфликтов и обеспечению международной безопасности. С помощью резолюции вводятся санкции, разрешаются военные меры против агрессора, проводят трибуналы, распределяются мандаты миротворцев, производятся ограничительные меры.
Данный правовой акт принимается или отклоняется путем голосования 15 членов. Решения Совета Безопасности ООН приняты только тогда, когда «За» проголосовали 9 и более участников (исключая вето).
Бюджет
Откуда же берутся деньги в Совете Безопасности и в самой Организации Объединенных Наций? Как указывают официальные документы, источниками финансов являются члены ООН. Их взносы можно оценить по шкале, которая была утверждена Генассамблеей. Существует также и Комитет по взносам, где трудятся 18 специалистов. Причем данный отдел напрямую сотрудничает с Административным и Бюджетным комитетом.
Шкала взносов определяется с помощью критерия – платежеспособность государства. Определение здесь зависит от доли валового национального продукта, дохода на душу населения и множества других факторов. При этом каждые три года, после изучения статистических данных, эта шкала меняет показатели, в соответствии с экономической ситуацией во всем мире.
Кроме регулярного бюджета, в ООН существует дополнительный – траты на трибуналы и миротворческие операции. Его также поддерживают своими взносами члены организации.
Не стоит забывать, что у Организации Объединенных Наций существует множество фондов, каждый из которых имеет свой бюджет. Его «подпитывают» добровольно либо государства, либо частные лица. Остальные учреждения ООН также имеют собственный бюджет, в том числе и Совет Безопасности ООН. Постоянный член также участвует в формировании бюджета.
Исторические решения
Говоря об объективности в принятии решения, конечно же, стоит отметить самые скандальные решения, которые повлияли на ход событий и в очередной раз показали, что принятие резолюции Совета Безопасности ООН не всегда приводит к мирному урегулированию конфликта.
Первым критическим решением стала для мира новость о разделе Палестины. В 1947 году встал вопрос о том, чтобы на территории построить две страны – Арабскую и Еврейскую. Под международным влиянием должны были оказаться Иерусалим и Вифлеем. Уже на следующий год в Палестине возникло настоящее противостояние евреев и арабов. Когда Израиль одержал победу, он захватил территорию гораздо больше. Стоит сказать, что периодически последствия данного решения отображаются на ситуации в стране и ныне.
Позже, уже в 1975 году, возникла резолюция о сионизме. Тогда ООН и Израиль снова столкнулись в непонимании. Тогда Совет Безопасности ООН выносил решения о ликвидации всех форм расизма и дискриминации. При этом США высказывали свое несогласие и осудили резолюции наряду с Израилем, Европарламентом, Парагваем, Уругваем и ЮАР. Уже в 1991 году документ потерял свою силу.
В 2011 году Совет Безопасности Организации Объединенных Наций принял еще одну резолюцию, которая предполагала иностранное вмешательство в Гражданскую войну в Ливии. По документам, необходимо было защитить мирных жителей. Но на практике оказалось, что множество гражданских объектов находились под бомбардировкой коалиции. Результатом такого вмешательства стало огромное количество жертв, поражение и убийство Каддафи.
А вот резолюция Совета Безопасности ООН относительно Косово до сих пор остается неоднозначной. Она была принята в 1999 году и обязала стороны ликвидировать боевые действия и вернуть мирную ситуацию в страну. Причем в этом документе указаны положения, которые отвечают за суверенитет и территориальную целостность Югославии. Большинство участников голосования были против раздела страны и утверждали информацию о незаконном провозглашении независимости Косово.
Еще одна из сомнительных резолюций была принята совсем недавно, в 2014 году. Она гласила о территориальной целостности Украины. ООН подтверждали незаконное присоединение Крыма к России, а референдум, по их мнению, не является легитимным.
Стоит понимать, что работа данной организации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Но несмотря на недопонимания со стороны общества, все-таки Совет добросовестно отвечает за международную безопасность и заботится о мирном разрешении конфликтов.
Часто задаваемые вопросы
Ниже приводятся отдельные часто задаваемые вопросы об Организации Объединенных Наций и Совете Безопасности. Если Ваш вопрос не включен в настоящий перечень, Вы можете обратиться в Справочник по практике Совета Безопасности и Устава.
Членский состав и выборы
Как отбираются непостоянные члены?
Ежегодно Генеральная Ассамблея избирает на двухлетний срок пять (из в общей сложности десяти) непостоянных членов. В соответствии с резолюцией 1991 (XVIII) Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1963 года распределение десяти непостоянных мест осуществляется на региональной основе в соответствии со следующей схемой: пять для государств Африки и Азии, одно для государств Восточной Европы, два для государств Латинской Америки и Карибского бассейна и два для государств Западной Европы и других государств.
Порядок работы
Как организована работа Совета Безопасности?
В статье 28 Устава Организации Объединенных Наций предусматривается, что Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Согласно правилу 1 временных правил процедуры, заседания Совета Безопасности созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым, но промежуток между заседаниями должен быть не более 14 дней. Дополнительная информация об этих положениях и практике Совета Безопасности содержится в «Справочнике» (см. часть главы «Временные правила процедуры», касающуюся заседаний).
Какова разница между открытыми и закрытыми заседаниями и консультациями?
Как открытые, так и закрытые заседания являются официальными заседаниями Совета Безопасности. Закрытые заседания проводятся в закрытом режиме без составления стенографических отчетов, вместо которых Совет Безопасности издает коммюнике в соответствии с правилом 55 своих временных правил процедуры. Консультации являются неофициальными заседаниями членов Совета Безопасности и не охватываются в «Справочнике». В ежегодном докладе Совета Безопасности указываются даты проводившихся в последние годы консультаций по различным пунктам повестки дня.
Что такое вспомогательные органы?
Вспомогательными органами являются органы, создаваемые Советом Безопасности в соответствии со статьей 29 Устава Организации Объединенных Наций для оказания Совету помощи в его работе. Вспомогательные органы могут быть самыми разными — от комитетов по санкциям и рабочих групп в составе представителей всех 15 членов Совета Безопасности до трибуналов и миссий по поддержанию мира с участием тысяч военнослужащих. С полным списком всех вспомогательных органов, созданных Советом Безопасности с 1946 года, можно ознакомиться здесь.
Какова разница между операциями по поддержанию мира, специальными политическими миссиями и отделениями по миростроительству?
Все они считаются вспомогательными органами, но курируются различными структурами Организации Объединенных Наций и имеют разноплановые мандаты. Операции по поддержанию мира обычно курирует Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ), и мандаты многих — хотя и не всех — операций по поддержанию мира определяются на основании главы VII. Кроме того, операции по поддержанию мира, в отличие от других миссий, имеют военные или международные полицейские компоненты на местах. Перечень всех операций по поддержанию мира, учрежденных Советом Безопасности, см. в разделе, касающемся операций по поддержанию мира.
Отделения по миростроительству и политические отделения обычно курирует Департамент по политическим вопросам. Эти миссии являются неотъемлемым элементом операций Организации Объединенных Наций в пользу мира и работают на различных этапах цикла развития конфликта. Перечень политических отделений и отделений по миростроительству, учрежденных Советом Безопасности, см. в разделах, касающихся политических отделений и отделений по миростроительству.
Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии
Каким образом Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии?
Статья 39 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии. Круг ситуаций, определявшихся Советом Безопасности как создающие угрозу миру, включает такие связанные с конкретными странами ситуации, как межгосударственные и внутригосударственные, или внутренние, конфликты с региональными или субрегиональными последствиями.
Совет Безопасности квалифицировал в качестве нарушения мира только ситуации, связанные с применением вооруженной силы. Лишь в очень немногих случаях за все время своего существования Совет Безопасности определял существование акта агрессии со стороны одного государства в отношении другого.
Информация о применении Советом Безопасности статьи 39 Устава в прошлом приводится в «Справочнике» (см. раздел «Меры в отношении угроз миру, нарушений мира и актов агрессии (глава VII)», статья 39).
Что такое санкции?
В соответствии со статьей 41 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности уполномочивается применять меры, не связанные с использованием вооруженных сил. Дополнительные сведения о применении санкций приводятся на веб-сайте комитетов по санкциям. Информация о применении и толковании статьи 41 Советом Безопасности, а также комитетами по санкциям и другими органами, созданными для наблюдения за применением обязательных мер, содержится в «Справочнике».
Какого типа меры, связанные с использованием вооруженных сил, Совет Безопасности применял в прошлом?
В статье 42 Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности уполномочивается предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Все соответствующие примеры санкционирования применения силы Советом Безопасности с 1946 года приводятся в «Справочнике» (см. раздел «Меры в отношении угроз миру, нарушений мира и актов агрессии (глава VII)», статья 42).
Каковы правила, регулирующие применение силы государствами?
Помимо применения силы с санкции Совета Безопасности, о чем говорилось выше, государства-члены могут применять силу при осуществлении своего права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций. Государства-члены могут осуществлять право на самооборону только в случае «вооруженного нападения» и «до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности». В иных обстоятельствах, согласно статье 2(4) Устава, все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями Организации Объединенных Наций.
Прием новых членов в Организацию Объединенных Наций
Какова роль Совета Безопасности в приеме новых членов в Организацию Объединенных Наций?
Роль Совета Безопасности в приеме новых членов в Организацию Объединенных Наций указана в статье 4 Устава Организации, которая гласит, что прием производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Процедуры, касающиеся принятия Советом Безопасности решений по вопросу о приеме новых членов, более подробно изложены в правилах 58–60 временных правил процедуры Совета Безопасности. Сведения о процедурных мероприятиях, связанных с приемом в члены всех государств, вступивших в Организацию после 1946 года, приводятся в одной из глав «Справочника» (см. разделы «Члены Организации Объединенных Наций» и «Разные функции и полномочия».
Реформа Совета Безопасности
Что такое процесс реформирования Совета Безопасности?
Согласно статье 108 Устава Организации Объединенных Наций поправки в Устав могут быть внесены на основании решения Генеральной Ассамблеи, принятого двумя третями голосов ее членов, и после их ратификации двумя третями государств-членов, включая постоянных членов Совета Безопасности. Поскольку состав Совета Безопасности может быть изменен только путем внесения поправок в Устав, статья 108 имеет непосредственное отношение к вопросу о реформе Совета Безопасности.
Обсуждения по этому вопросу с 1992 года проводились, как правило, в Генеральной Ассамблее, которая в своей резолюции 48/26 от 10 декабря 1993 года учредила вспомогательный орган — Рабочую группу открытого состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и по другим вопросам, касающимся Совета Безопасности, — «для рассмотрения всех аспектов» вопроса о расширении членского состава Совета Безопасности и других вопросов, касающихся Совета Безопасности. С 2009 года обсуждения проводятся в рамках межправительственных переговоров.
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Основные сведения о практике СБ
По месяцам | По годам