социометрия для чего нужна
Для чего предназначена социометрия
Социометрия — ветвь социальной психологии, которая изучает межличностные отношения, акцентируя особое внимание на измерении симпатий и антипатий между сторонами.
Понятие появилось в XIX веке. В XX столетии американский психиатр и психолог Джейкоб Морено определил значение термина в современном значении. Согласно теории, все конфликтные ситуации в обществе имеют пути решения через исследование межличностных отношений. Толчком для формирования концепции стало наблюдение за беженцами времен Первой мировой войны. Он заметил, что оптимальные условия жизни переселенцев появляются, когда при расселении учитывают их вероисповедание, взгляды и национальность.
В социальной психологии под социометрией понимают методы изучения отношений в различных коллективах.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Для чего предназначена социометрия
Социометрия предназначена для выявления эмоциональных отношений между участниками группы. Различают несколько функций социометрических методов:
С помощью социометрии устанавливают степень популярности или непопулярности каждого участника, исследуют характерное поведение людей внутри коллектива, структуру образования, социальную совместимость.
Что изучает социометрия
Понятие «коллектив» выступает как одно из самых значимых в социальной психологии. Такая группировка является высокоорганизованной ячейкой общества. Ключевыми характеристиками коллектива выступают:
Социометрия изучает уровень данных коллективных характеристик, особенности их проявления внутри группы, структуру коллектива, которая формируется на базе межличностных отношений. С использованием социометрических методов определяются предпочтение, неприятие или безразличие участников коллектива по отношению друг к другу. Исследуется самочувствие личности внутри группы, степень комфортности или дискомфорта.
Данные метода
Проведение социометрического метода дает возможность определить действительный статус личности в коллективе, иерархическую структуру группы. С его помощью можно получить следующие данные:
Эти сведения помогают вовремя выявить проблемные ситуации и разработать пути решения.
Особенности метода
В социометрии выделяют несколько особенностей:
Дж. Морено, основоположник данной отрасли психологии, выделил 5 основных категорий, на которых базируется метод:
1. Появление симпатий и антипатий между людьми вызвано нематериальными, невидимыми энергетическими сгустками — «теле».
«Теле» — единицы ощущений, направляемые от человека к человеку.
2. Существование человека невозможно без установления эмоциональных взаимосвязей. Поэтому элементарной частицей общества выступает не отдельная личность, а сосуществование индивидуумов. Личностная взаимосвязь бывает двух уровней:
Описание личности по Морено — ядро атома, который окружен множеством ролей, связанных со взаимодействием с другими членами коллектива. Спонтанно возникающие группы и роли воздействуют на личность и могут быть причиной конфликтных ситуаций.
3. Закон социальной гравитации: сплоченность коллектива прямо пропорциональна притяжению людей друг к другу и обратно пропорциональна расстоянию между ними.
4. Социологический закон: совершенные коллективные формы начинают развитие из простейших.
Морено считал, что изменения, которые происходят на уровне малых групп, обладают большим эффектом, чем изменения на уровне общества в целом.
5. Сущность социодинамического закона заключается в неравномерном распределении эмоциональных привязанностей внутри коллектива.
Преимущества и недостатки метода
Основное преимущество состоит в том, что он не требует большого временного отрезка. Опрос занимает около 15 минут. Помимо этого необходима обработка, однако она проста и понятна. Знания о неформальных лидерах дают возможность перенаправить деятельность и стабилизировать атмосферу в группе. Методика может многое сказать о сообществе людей.
Еще один плюс — возможность использования метода при формировании коллективов для общей деятельности в сложных, экстремальных условиях.
Среди минусов метода выделяют:
Что такое социометрия: отношения в коллективе?
Социометрия – метод исследования межличностных, рабочих отношений в коллективе с целью их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрическая методика проводится в группе, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 минут), представляет из себя письменные ответы всех сотрудников на специальных бланках.
Когда используется социометрия
› При возникновении повторяющихся конфликтов в коллективе
› При формировании рабочей группы для разработки нового проекта
› При ротации персонала, повышении в должности, переводе в другие отделы
› При игнорировании руководителя отдела своими подчиненными
Зачем нужна социометрия?
› Выявление сотрудников-носителей конфликта, чтобы скорректировать их рабочие отношения и задачи, принять решение о переводе либо увольнении.
› Выбор из всех сотрудников тех, кто должен войти в наиболее сильную и сплоченную рабочую группу, а соответственно и результат их работы будет высоким.
› Назначение «положительного лидера» на руководящую должность, перевод «отверженного» в другой отдел, и, как результат, более комфортная рабочая атмосфера, которая позволяет достигать лучших результатов в работе.
Как это происходит?
1. Определяем цель, с которой проводится социометрия.
2. Готовим бланки для проведения опроса. Социометрия может быть как представлена отдельным бланком, так и встроена в опросник на другие интересующие руководителя темы.
3. Собираем весь коллектив, объявляем цель опроса и просим всех сотрудников заполнить опросник прямо сейчас. Важно, чтобы у сотрудников не было возможности подготовиться и посоветоваться с другими коллегами.
4. Исследование не является анонимным, поэтому может быть встречено эмоционально. При этом объясняем, что только искренние ответы смогут помочь каждому сотруднику получить объективную обратную связь о своем реальном статусе в коллективе, об отношении коллег к нему.
5. Анализируем данные и предоставляем руководителю письменный отчет, который сопровождается устными комментариями. В этом отчеты содержится полная картина со всеми «горячими точками».
6. Даем рекомендации, как можно действовать при данных результатах исходя из цели, которая стояла изначально.
7. Каждому сотруднику, принявшему участие в опросе также сообщаем его статус и некоторые позитивные связи в коллективе.
Социометрия и социометрические методики в психологии
Фундамент социометрии был заложен им во время Первой мировой войны, когда Морено ещё был подданным Австро-Венгрии и работал в лагере для беженцев. Он обратил внимание, что можно значительно улучшить микроклимат в лагере, устранить конфликты и гармонизировать социальные отношения, если перед расселением людей по баракам распределять их в зависимости от таких факторов, как политические взгляды, религиозные убеждения и национальность. Результаты своего исследования Морено изложил в письме, отправленном им на имя министра внутренних дел Австро-Венгрии, в котором, кстати, впервые прозвучал термин «социометрия».
Чаще всего методы социометрии применяют для изучения особенностей взаимодействия индивидов в небольших группах, например, чтобы узнать, какие связи внутри группы складываются между людьми, какова причина возникновения иерархических уровней взаимоотношений. Реже социометрические исследования используются для выявления закономерностей функционирования крупных социальных образований, таких, как социальные слои, классы населения или даже коллективы очень крупных предприятий.
На современном этапе социометрия — абсолютно прикладная наука, которая применяет теоретические разработки социологии и психологии и не имеет самостоятельного статуса. Сегодня деятельность социометристов заключается в том, чтобы исследовать и гармонизировать отношения между людьми в малых группах, используя разработанные ими количественные методы, а также инструментальные методики.
Зачем нужна социометрия?
Якоб Морено полагал, что абсолютно любую сторону жизни социума: политическую, спортивную, образовательную или экономическую, — можно объяснить отношениями между индивидами, возникающими на эмоциональном уровне, т. е. на основе антипатий и симпатий, возникающих между личностями в процессе общения или другого взаимодействия. Поэтому Морено предлагал провести в обществе так называемую социометрическую революцию, цель которой заключается в том, чтобы улучшить и привнести гармонию в общественные отношения.
Эти отношения, по его мнению, во многих случаях конфликтны и неэффективны ввиду того, что люди, к какому бы социальному слою или классу они ни принадлежали, взаимодействуют на эмоциональном уровне. Отсюда он сделал вывод: чтобы улучшить производительность труда или разрешить застарелые политические междоусобицы, нужно выявить эмоциональные предпочтения индивидов, а затем осуществить перестановку людей в соответствии с выявленными закономерностями. В этом, с точки зрения Морено, и заключается смысл и цель «социометрической революции».
Понятия, применяемые в социометрии
Тезисы социометрии
Важные данные, выявляемые с помощью социометрических методов
Социометрическое исследование: как оно проводится
Как правило, предпосылкой к использованию социометрических методик является серьёзная напряжённость внутри коллектива и в связи с этим, постоянно возникающие конфликты, значительно ухудшающие эффективность совместной деятельности. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить очаги напряжения, определить, какие люди неприязненно относятся друг к другу, и на основе полученных данных переместить враждующих сотрудников в разные отделы.
Большой плюс социометрических методов заключается в следующем: они совсем не затратны по времени (в большинстве случаев на исследование достаточно пятнадцати минут) и не требуют индивидуальных бесед с каждым членом коллектива.
Недостатком этих методик является то, что социометрия работает с причинами конфликтов, в основе которых находятся антипатии или симпатии людей, поэтому, если междоусобицы и трения вызваны какими-либо иными источниками, необходимо использовать другие способы их разрешения.
Человеку, проводящему такое исследование, нужно позаботиться об обеспечении его надёжности. Для этого требуется правильно отобрать критерии для изучения в соответствии с методикой исследования и предварительно познакомиться с людьми, составляющими группу или коллектив, чтобы иметь представление об особенностях изучаемой общности индивидов.
Схема действий при проведении социометрического исследования
Какие вопросы задают социометристы при проведении социометрического исследования?
Если изучаются деловые взаимоотношения, то набор вопросов может быть таким:
Если требуется изучить личные отношения, то вопросы могут быть следующего рода:
Формы социометрической процедуры
На настоящий момент социометрия различает две формы и методики проведения исследований.
Первая из них называется непараметрическая процедура. Её суть заключается в том, что испытуемый при ответе на предлагаемые вопросы не ограничен исследователями в числе выборов. На практике это означает следующее: если число членов коллектива или группы составляет, например, восемь человек, включая опрашиваемого, то при ответе на любой вопрос испытуемый вправе выбрать от 1 до 7 вариантов либо не выбрать ни один из них.
К несомненному достоинству этой процедуры следует отнести то, что она эффективно выявляет социальные связи в группе во всём их многообразии и определяет эмоциональную экспансивность испытуемого. Однако, если число членов коллектива превышает шестнадцать человек, то для тщательного анализа отношений внутри группы может понадобиться помощь электронно-вычислительных средств.
Существенным недостатком этого метода считается значительная вероятность получения так называемого случайного выбора, когда опрашиваемый из моральных или личных побуждений пишет или отвечает, что выбирает всех. Как правило, такое поведение продиктовано вежливостью или формальной лояльностью к исследователям или членам своей группы. Это затрудняет получение адекватных и объективных результатов.
Для того чтобы преодолеть недостатки непараметрической процедуры, была разработана параметрическая процедура. Перед началом опроса каждому испытуемому говорится, что он может выбрать определённое число людей из участников группы, не больше и не меньше. В социометрии в подобном случае пишут, что на опрашиваемого наложили социометрическое ограничение или, согласно терминологии некоторых социометристов, лимит выборов.
Конечно, параметрическая процедура не является панацеей от всех проблем, встречающихся на пути социометристов, и обладает некоторыми недостатками. Так, исследователи при использовании этой процедуры не могут определить уровень эмоциональной экспансивности участников группы, а также выявить все виды взаимоотношений, сложившиеся в ней.
Как обрабатываются данные
Данные участниками группы ответы фиксируются на социометрических карточках, которые затем используются в качестве базы для статистической и математической обработки данных. Различают три вида обработки данных:
Социометрия: исследование межличностных отношений в группе
Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.
Социометрическая процедура может иметь целью:
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Социометрическая процедура
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.
Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.
С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.
Примеры вопросов для изучения деловых отношений
1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?
б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?
2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?
б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?
3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?
б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?
Примеры вопросов для изученным личных отношений
1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?
б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?
2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?
б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?
3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?
б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?
При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.
Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).
Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.
В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N число членов группы.
Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.
Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.
Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.
Социометрическая карточка
а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?
б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?
а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).
Величины ограничения социометрических выборов
Число членов групп | Социометрическое ограничение d | Вероятность случайного выбора P(A) |
5-7 | 1 | 0,20-0,14 |
8-11 | 2 | 0,25-0,18 |
12-16 | 3 | 0,23-0,19 |
17-21 | 4 | 0,22-0,19 |
22-26 | 5 | 0,22-0,19 |
27-31 | 6 | 0,22-0,19 |
31-36 | 7 | 0,21-0,19 |
Результаты социометрии. Обработка данных
Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.
Социоматрица (таблица). Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям.
Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую +2 (-2), в третью +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.
№ | Фамилия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Иванов | +1 | +2 | +3 | -1 | ||||||
2 | Петров | +1 | +3 | +2 | |||||||
3 | Сидоров | -1 | +1 | +2 | +3 | ||||||
4 | Данилова | +2 | +1 | +3 | |||||||
5 | Александрова | +2 | +1 | +3 | -3 | -2 | |||||
6 | Адаменко | ||||||||||
7 | Петренко | +1 | +3 | ||||||||
8 | Козаченко | +1 | +3 | +2 | |||||||
9 | Яковлева | +2 | +1 | +3 | -1 | ||||||
10 | Шумская | +2 | +1 | +3 | -1 | ||||||
Кол-во выборов | |||||||||||
Кол-во баллов | |||||||||||
Общая сумма |
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма карта социометрических выборов (социометрическая карта.
Социограмма
Социограмма графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:
> позитивный односторонний выбор,
позитивный обоюдный выбор,
——> негативный односторонний выбор,
негативный обоюдный выбор.
Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.
Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.
Социометрические индексы
Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i выбираемый, j он же выбирающий, ij совмещение ролей.
Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:
Социометрический статус это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом индексом социометрического статуса.
Элементы социометрической структуры это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.
Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).
Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле
Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.
Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:
где Ag экспансивность группы, N число членов группы? Rj (+,-) сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).
Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле
где Gg взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + число положительных взаимных связей в группе N число членов группы.