социальный портрет это что
Структура и особенности портрета социальной личности
Каждому человеку свойственны определенные индивидуальные черты.
Социальные и психологические характеристики личности являются важным предметом научного изучения.
Примеры социальных ролей в обществе вы найдете здесь.
Понятие
Человек не может существовать вне общества.
В этом его главное отличие от животных.
У каждого человека множество социальных личностей, поскольку его жизнь в обществе, как правило, достаточно многосторонняя. Один и тот же человек может восприниматься разными людьми из своего окружения по-разному с социальной точки зрения.
Например, та социальная личность, которую видят коллеги, может не иметь ничего общего со знакомой друзьям или родственникам личностью.
На формирование социально-психологического портрета индивида оказывает влияние множество факторов: анатомические особенности, свойства психики, ближайшее окружение, социальные группы, образование, сфера профессиональной деятельности, идеология, религия и т.д.
Каждый человек изначально представляет собой «,чистый лист»,, который в процессе социализации под влиянием вышеперечисленных факторов начинает формироваться в конкретную личность со своим индивидуальным набором психологических и социальных черт.
В современной науке принято выделять следующие социальные типы личности с точки зрения ценностных ориентаций, присущих индивидам:
Они способны рационально подходить к решению проблем и объективно оценивать предлагаемые обстоятельства.
Социально-психологический портрет
Каждый человек обладает яркой индивидуальностью, складывающейся из природных, социальных, психологических особенностей.
Социально-психологический портрет любого индивида можно составить на основе анализа следующих компонентов:
В процессе социализации человека в обществе данные компоненты постоянно изменяются, развиваются. Это происходит в результате усвоения социального опыта, получения новых представлений об окружающей действительности, приобретения знаний, освоения моделей поведения и т.д.
По этой причине социально-психологический портрет человека формируется на протяжении всей жизни.
Свойства и качества
Данные свойства делятся на четыре группы:
В зависимости от своих качеств личность может выполнять определенные общественные роли, занимать конкретное социальное положение. Стандартная классификация предусматривает разделение людей на три типа в соответствии с присущими им качествами:
Структура
Личность человека имеет определенную структуру:
Особенности
С социально-психологической точки зрения личности присущи следующие характерные особенности:
Параметры анализа
Социально-психологические параметры анализа личности следующие:
При высоком уровне адаптации индивид не только приспосабливается к окружающей действительности, но и успешно развивается в предложенных условиях.
Зрелость
Зрелый человек отличается целостностью характера, предсказуемостью, позитивной направленностью поведения.
Зрелая личность всегда четко осознает свои цели и стремится к их достижению, не нарушая при этом интересов других членов общества. Такие люди предельно объективно оценивают самих себя и окружающих их людей, принимают решения сообразно обстоятельствам.
Достижение социальной зрелости не отменяет потребности в других людях. Зрелый человек продолжает усваивать новый опыт, пересматривать свои взгляды и работать над собой на протяжении всей жизни. Но другие люди для него являются советчиками и собеседниками, а не учителями и наставниками.
Соотношение биологического и социального
Человек является биологическим организмом, который появился в результате эволюции. В организме каждого человека происходят различные естественные процессы, которые в некоторой степени обуславливают его поведение.
Но с одной только биологической точки зрения оценивать человека невозможно, поскольку он одновременно является существом социальным.
Как продукт общества человек проходит процесс социализации, в результате которого происходит усвоение определенных норм, принципов поведения, правил, взглядов и т.д.
При этом во время социализации большое значение на усвоение всех этих принципов оказывают индивидуальные черты конкретного индивида, поскольку всю транслируемую обществом информацию он пропускает через призму собственного сознания.
Таким образом, заложенная на генетическом уровне информация отличает человека от других живых организмов и образует его биологическую природу. А получаемое в процессе социализации образование, воспитание формирует общественную составляющую.
Теория психосоциального развития Э. Эриксона
Э. Эриксон утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни.
От рождения и до смерти он проходит 8 стадий, каждая из которых сопровождается определенным кризисом:
Каждый кризис может завершиться благополучно или негативно.
Если человек успешно его преодолевает, то он переходит на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для дальнейшего личностного развития.
Если же кризис не преодолевается, то переход на следующий уровень все равно происходит, но неразрешенные проблемы на новом уровне остаются вместе с человеком.
Личность и среда
Все социально-психологические явления возникают в результате взаимодействия между личностями, группами, социальной средой.
Под средой понимается весь спектр общественных отношений и явлений, окружающих человека в его повседневной жизни.
Социальная среда формируется на основании экономических показателей, классовой и национальной принадлежности, бытовой и профессиональной деятельности
Без социальной среды человек не смог бы стать личностью. Сам факт существования человеческого организма не обеспечивает усвоение необходимых общественных навыков и моделей поведения.
Для формирования социальных черт человек должен жить в социальной среде и усвоить общественно-исторический опыт прошлых поколений.
Не раз появлялись научные свидетельства того, что выросшие вне общества дети остаются на уровне развития животных.
Они не обладают осознанным мышлением, воображением, не умеют говорить. Только участвуя в общественной деятельности, вступая в социальные контакты, выполняя трудовые обязанности человек способен стать полноценной личностью.
Итак, социальная личность формируется у любого человека, живущего в обществе. Этой личности присущи определенные особенности, свойства и качества.
Социальный портрет современной личности
Социальный портрет как важнейший элемент любого социологического исследования. Определение состояния человека и его отношение к внешнему миру. Социальные портреты и индивидуальность представителей молодежи, поколения родителей и старшего поколения.
Рубрика | Социология и обществознание |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 04.10.2016 |
Размер файла | 20,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
«Социальный портрет современной личности»
Почти все ожидают от нашего поведения чего-то особого. Каковы же социологические ожидания родителей, друзей, родственников и преподавателей относительно нашего поведения. Я считаю, что родители полагают самые большие надежды на своего ребенка, ведь это продолжение их рода и именно от них зависит, каким он будет в дальнейшем. Естественно мои родители хотят, чтобы я стал достойным членом общества, занимал соответствующие положение в нём. Они ожидают от меня только всего самого хорошего и именно поэтому у меня есть цель в жизни, которую я буду пытаться достичь в скором времени.
Для меня самое главное в жизни это правильно реализовать свое «Я». Для этого мне необходимо проводить больше времени в обществе, достигать каких-либо результатов в своей деятельности, а самое главное относится ко всему с открытой душой и человечностью.
Сравнивая социальные ожидания с социальным портретом современного студента, можно сказать, что всё же они имеют разницу. Ведь сейчас молодые люди не хотят нести большую ответственность за свои поступки, не желают создавать семью, потому что это тоже ответственность, при чем на всю жизнь. Они потихоньку забывают о том, что такое искренняя любовь, настоящая дружба и чувства к своим родным и близким. Я думаю, что такое происходит из-за того, что поколения перестали уделять друг другу должное внимание в общении, потому что сейчас у всех свои проблемы. Родители пытаются заработать как можно больше денег, для того чтобы прокормить свою семью и сделать ребенка счастливее, ну а дети всё больше сидят в интернете и играют в компьютерные игры, что плохо влияет на развитие нашего общества. Поэтому необходимо пропагандировать в обществе моральные и культурные ценности.
Я считаю, что на современном этапе развития нашего общества, формирование личности все-таки зависит от среды, в которой человек родился и проживает. Когда мы идем в школу, именно там мы начинаем формировать себя как личность и это происходит под влиянием тех, кто нас окружает. Мы смотрим на окружающих, повторяем за кем-то какие-либо действия, пытаемся самоутвердиться. Поэтому можно с уверенностью сказать, что на формирование личности влияет именно среда обитания.
На мой взгляд, все жители современного общества должны пытаться стать индивидуальностью и именно тогда нас ждёт развитие, которого мы действительно достойны.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Анкетирование как один из наиболее эффективных орудий исследования. Характеристика социального облика молодого поколения, рассмотрения основных видов досуга. Анализ диаграммы «Любимый вид досуга молодежи». Предпочтения молодежи: музыка, телепередача.
курсовая работа [575,6 K], добавлен 28.08.2012
Социальный портрет молодежи: социальные проблемы и потребности. ОСновные формы и методы социальной работы с сельской молодежью. Опыт Республики Башкортостан в сфере социальной работы с молодежью. Особенности программы «Молодежь Хайбуллинского района».
дипломная работа [65,2 K], добавлен 09.06.2010
Социально-демократический портрет современной молодежи, его сущность и особенности. Семейная и внесемейная инициализация как важнейший период жизни молодого поколения, его этапы и характеристика. Сущность и направления государственной молодежной политики.
контрольная работа [26,4 K], добавлен 24.01.2009
Социально-психологическое и демографическое определение поколения. Антропологические, идейно-нравственные и этнокультурные характеристики современного поколения. Общность людей определенного возраста со сформировавшейся типичной ценностной системой.
реферат [21,1 K], добавлен 08.09.2015
Психологическая и социальная характеристика граждан, находящихся в поиске работы, но не имеющих возможности трудоустроиться в данный момент. Самооценка безработными своей личности, соответствия поведения социальным нормам. Социальный портрет безработного.
реферат [31,8 K], добавлен 01.05.2015
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ
В социологической науке портрет применяется в исследовании отличительных сторон манеры и характера тех или иных представителей какой-либо группы. Касательно термина «социальный», то он представляет собой результат единых действий разных людей, которые проявляются во время их коммуникации и взаимоотношений. Категориями подобного рода социологического исследования являются социальный статус, где учитываются половозрастной характер, экономическо-материальное положение, а также социологическое влияние или так называемый авторитет или престиж, образ жизни, что охватывает качество жизни, потребление как культурных, так и жизненных благ и социальная роль, куда входят условия труда и объем властных полномочий. При рассмотрении материального состояния учитываются текущие доходы и уровень благосостояния, что охватывает предметы длительного пользования, в том числе движимое и недвижимое имущество. Следует отметить, что социальный портрет не является научным методом, а представляет собой алгоритм для сбора материала. В зависимости от цели исследования и поставленных задач социальный портрет может включать разные критерии.
Итак, социальный портрет – это комплекс обобщенных характеристик социальной группы, т.е. выявление общих и устойчивых характеристик портретируемой группы, которых можно достигнуть при помощи математических и компьютерных методов [2].
Обозначенная актуальность позволяет сформулировать цель исследования, состоящую в построении портрета слушателя 1 курса Высшей Школы Бизнеса, направления «Сервис». Цель может быть детализирована на задачи:
Идентификация половозрастного состава группы, а также условий проживания;
Выявление социально-значимых мотивов обучения, а также факторов их определяющих;
Формирование выводов и заключения исследования.
Далее, исходя из логики исследования, раскроем задачи, поставленные выше. Портрет потребителя составляется в первую очередь для составления качественного коммерческого предложения, которое будет адресованным и направленным конкретной целевой аудитории. Применительно к сфере высшего образования понимание портрета потребителя позволяет повысить отдачу при обучении, за счет привлечения именно тех абитуриентов, которые обладают наивысшим потенциалом для овладения конкретными специальностями, что конечном счете положительно скажется на успешном позиционировании образовательного учреждения.
В качестве фокус группы выбраны студенты первого курса, направления «Сервис» Высшей Школы Бизнеса, численность которых составляет 36 человек. Причем большую половину слушателей составляют девушки. (66.7%) Рис.1
Что касается возрастного среза, то слушатели в возрасте 18-20 составляют почти 2/3 всех опрошенных (66,7%) Рис.2. Что является базовым возрастом для выпускников школы. Но, проведя дополнительные исследования, выявим, что треть составляют студенты колледжа.
Следует отметить, что жилищно-бытовые условия и место проживания также являются немаловажными критериями определения социального портрета современного студента. Согласно нашему исследованию, преобладающее большинство опрошенных проживают ещё у родителей (42,8%) Рис.3.
Для определения мотивов обучения составлена анкета, в которой слушателям предложили ответить на ряд вопросов.
Анализ показал: в качестве мотивов подавляющее число отметили интересную работу важнее нежели ценность диплома об образовании Южного Федерального Университета. (48%) Рис.4.
Важно узнать мнение о том, на что ориентировались слушатели при поступлении.
Анализ диаграммы показал, что в своем выборе студенты полагались, в основном, на собственные предпочтение (84%) Рис.5, что подтверждают мотивы обучения. Рис.4.
Первичный анализ качества образовательного процесса и социальной жизни показал, что около ¾ слушателей скорее положительно оценивают свой выбор (Рис.6).
Также, обучающиеся считают, что важным качеством для достижения успеха в жизни являются целеустремленность и трудолюбие (Рис. 7), что подтверждают проводимые ранее исследования о том, что успех достигается не за счет предрасположенных качеств, но и за счет приобретенных, таких, как: целеустремленность, трудолюбие, инициативность и т. п.
Для определения связи между базовыми типами личности слушателей и осуществляемым ими потребительским выбором специальности предпринята попытка использования инструмента методологии DISK. Метод показал, что 62% слушателей принадлежат к категории поведенческого типа- «С» по методологии DISC. Кроме того, интересным является тот факт, что 67% слушателей 3-го курса также относятся к группе «С». Соответственно, нашему социальному портрету присущи такие качества, как тактичность, дисциплинированность, практичность, точность, четкость, собранность, аккуратность, принципиальность пунктуальность, требовательность, дипломатичность, аккуратность и пр. Люди данной категории ориентированы на результат, обладают даром замечать и анализировать детали и факты. Их главный мотиватор- желание быть правым. Более всего они боятся ошибиться. Их главные ценности: логика, система, стандарты, правила, факты.
Выявлены основные значимые мотивы поступления. Среди различных классификаций мотивов учебной деятельности выделили профессионально-познавательный мотив (в основе которого лежат как широкие познавательные потребности, так и интерес к знаниям, специфичным для будущей профессии), опираясь на собственные предпочтения. При выборе вуза слушатели ставили на первое место хорошее обучение выбранной профессии.
Приведенные социологические данные подтверждают, что современное студенчество, несмотря на многие сложившиеся в последние годы негативные тенденции в обществе, сохраняет присущий ему потенциал, готовность развиваться в сфере образования и науки.
Социально-психологический портрет личности: инструкция к применению
Часто, утомившись на работе или проведя целый день в компании друзей, мы говорим: «Ох, как я устал(а) от людей! Хочется уединиться…» И это совершенно нормальное желание каждого человека, ведь преизбыток социальных контактов ведет именно к этому. Однако не стоит забывать, что именно общение, вербальные и невербальные взаимодействия являются одним из важнейших «строительных материалов» нашей личности.
На нашем бесплатном курсе «Психология личности» мы приводим несколько определений этого понятия, наиболее распространенное и емкое из которых следующее: «Личность – это человек, обладающий определенным набором психологических свойств, на которых основываются его поступки, имеющие значение для общества; внутреннее отличие одного человека от других». Из этого определения совершенно очевидным становится, что внешнее проявление человека – это его поступки. Именно по ним мы можем понять, что собой представляет человек. И, конечно, каждый человек в конкретной ситуации ведет себя способом, присущим только ему.
Однако возможно ли понять хотя бы небольшую долю внутреннего мира человека, набор хотя бы некоторых его психологических черт, исходя из того, как он выглядит, говорит, ведет себя на публике, т.е. не взаимодействуя с ним тесно? Положительный ответ на данный вопрос дает такое направление психологии как профайлинг.
Профайлинг – это комплекс социально-психологических методик по диагностике личностных особенностей, скрываемых мотивов и оценке информации, основанной на невербальном, вербальном и субвербальном проявлении субъекта. Помимо этого, задачей профайлинга является прогнозирование сценариев развития ситуаций и отношений, поступков и общения личности [М. Арпентьева, 2016]. А понятие, тесно граничащее с профайлингом, – социально-психологический портрет личности.
Почему важно уметь составлять социально-психологический портрет личности? Можно ли научиться этому? Какова его структура? Чуть ниже обсудим именно эти вопросы.
Зачем вообще разбираться в других людях?
Довольно логичный вопрос, не так ли? Живем себе спокойно, пытаемся разобраться в себе, а тут еще и других изучай! Тем не менее уверяем вас: навык этот вам пригодится, и вот в чем здесь дело…
Общество – это социальная оболочка, в которую мы попадаем сразу после тела. Коммуникации составляют базу любого общества, ведь неслучайно у слов «общество» и «общение» одинаковый корень. Но общение – это тоже навык, которому нужно учиться, чтобы достигать эффективного взаимодействия, полезного для всех участников. Профайлинг как раз помогает узнать о личности как можно больше, распознать выгоды и угрозы, преимущества и риски, приносимые в результате данного взаимодействия. А составление социально-психологического портрета – первая ступень разбора личности.
Существует точка зрения, согласно которой невозможно составить социально-психологический портрет личности, основываясь только на коротком взаимодействии. Ильдар Зинуров, писатель и коуч, практикующий психолог современности, придерживается именно такой позиции и утверждает, что видеоролики с изучаемой знаменитой личностью, проезд в лифте каждое утро с соседом или лекции с преподавателем в вузе не могут служить полноценной базой для составления психологических портретов этих людей [И. Зинуров, 2019]. И безусловно, профайлинг – это не чудодейственная методика, помогающая прочитать человека за пару минут.
На самом деле это целая наука и, возможно, даже особенность отдельно взятой личности. Известно, что человек рождается с таким качеством как эмпатия (способность понять и уловить состояние другого человека, его эмоции и настроение), а это одно из основополагающих качеств любого профайлера. Кстати, часто профайлинг используется в сфере криминологии при расследовании преступлений, при составлении психологических портретов преступников.
Приведем примеры самых знаменитых профайлеров из истории криминологии:
Как видно, знания из области профайлинга помогают не только приобретать полезные навыки, связанные с коммуникациями, но и добиваться карьерного успеха. Зачастую корпорации приглашают профайлеров на собеседования, чтобы отобрать подходящего кандидата на вакансию, а государственные органы безопасности и вовсе охотятся на профессиональных профайлеров, дабы расследовать преступления с большей эффективностью. Поэтому умение составлять социально-психологический портрет личности как одно из ключевых направлений профайлинга может понадобиться вам в самых разных ситуациях [Ж. Ризабекова, 2020].
С биографиями и научными работами вышеуказанных авторов вы можете ознакомиться поближе сами, а мы поделимся с вами тем, из чего состоит социально-психологический портрет личности.
Структура социально-психологического портрета личности
Прежде чем разобраться в составляющих социально-психологического портрета личности, ответим на вопрос: «А что же это вообще такое?» Определение данного феномена следующее: комплексная психологическая оценка личности с пояснением к набору ее внутренних характеристик, а также потенциальных поступков в значимых ситуациях. Одной из важнейших характеристик является ее устойчивость, приводящая к последовательности действий, а также их предсказуемости [Л. Копырина, 2016].
Теперь можно более подробно поговорить о компонентах социально-психологического портрета человека. Всего в структуру портрета включается от 5 до 8 составляющих. Перечислим их и раскроем сущность самых главных.
Темперамент
Пожалуй, базовая вещь при составлении социально-психологического портрета личности. Темперамент – это своеобразная биологическая (определенная в результате врожденных качеств) настройка человека, проявляющаяся в наборе индивидуальных свойств психики, формирующих в совокупности определенный тип темперамента.
Многие врачи, ученые (Гиппократ, Гален, Э. Кречмер, У Шелдон, И. Павлов и т.д.) выдвигали различные теории относительно того, по каким критериям следует различать те или иные типы темперамента – от преобладающего «сока организма» (кровь, флегма, желчь, черная желчь) до особенностей протекания нервных процессов. Сегодня же научному психологическому миру известны четыре основных типа темперамента:
Как отличить сангвиника от флегматика? Коротко опишем каждый из типов:
Заметим, что нет людей с каким-то одним ярко выраженным типом темперамента – как правило, у людей бывает доминирующий тип, а все остальные (или некоторые) присутствуют в меньшей мере. Подумайте, какой тип темперамента выражен более всего у вас, и обязательно делитесь в комментариях, какие плюсы и минусы вы в нем находите.
Итак, определение типа темперамента – первый шаг на пути составления социально-психологического портрета личности. Далее поговорим о не менее важных пунктах.
Интеллект
Или, по-другому, способности (хотя в некоторых источниках данные понятия презентуются, как две разные компоненты социально-психологического портрета). Многие утверждают, что человек рождается с набором способностей, указывая на генетический способ получения интеллекта. Однако мы призываем вас не поддаваться на подобные провокации – человек рождается с задатками, и, только живя в обществе, он может превратить свои задатки в способности. Каким образом? Думаем, что и вы сами уже догадались… Конечно, развиваясь и работая над собой.
Таким образом, способности – это свойства личности, с развитием которых человек может добиться успеха при выполнении какой-либо деятельности. Они подразделяются на:
Интеллектуального человека не так просто подметить, а вот глупость всегда бывает видна, поэтому старайтесь искоренять любые ее проявления. Интеллект же определим как эффективность абсолютно любых реакций. Среди некоторых характеристик, свойственных интеллектуальному человеку, выделим следующие: любознательность, открытость к новым (зачастую нестандартным) знаниям, трудолюбие, развитый самоконтроль, наличие стратегического мышления, умение видеть связи и проводить параллели, адаптивность и т.д.
Сегодня создан ряд тестов, помогающих определить уровень интеллекта, тем не менее при встрече человека у нас не бывает возможности протестировать его. А вот заметить в работе указанные характеристики может быть более просто и порой эффективно.
Теперь перейдем к следующему пункту.
Характер
Описывая и составляя социально-психологический портрет, невозможно обойти стороной его такой принципиальный компонент как характер, представляющий собой совокупность психических свойств человека, проявляющихся в его поведении [В. Лукашевич, Е. Пронина, 2001]. Приведем основные типы характера, выделяемые в психологической науке:
Указанные типы называются акцентуациями характера, что означает превалирование описанных качеств. Так же, как и с темпераментом, невозможно встретить личность исключительно с истероидным или другим типом характера; конечно же, они рассматриваются в сочетании с доминированием одной акцентуации.
Более подробно познакомиться с описаниями данных типов можно в видеоролике ниже:
А мы переходим к следующему компоненту психологического портрета.
Направленность
Формализуя направленность личности, следует указать, прежде всего, на мотивы, побуждающие ее к изменениям. Направленность, как можно заметить, не является стабильной и склонна к изменениям ввиду возраста, переоценки ситуаций, смены идеалов и даже мировоззрения.
Направленность личности также состоит из следующих компонентов:
Глядя на указанный список, можно заключить, что направленность личности – это исключительно ее мотивационная сфера, т.е. все то, что двигает человеком и побуждает его к действиям. Здесь также следует осознавать, что мы говорим о личной направленности, но при этом не стоит забывать и о существовании деловой направленности (мотивы, двигающие поведение группы, нацеленной на достижение определенного результата) [И. Шупейко, 2008].
Рассмотрим следующую составляющую социально-психологического портрета личности.
Чувства и эмоции
Невозможно понять, что из себя психологически представляет человек, если мы не понимаем его чувств. В состав данного структурного элемента социально-психологического портрета входят несколько позиций. Опишем каждую из них:
Рассмотренные пять пунктов составляют собирательное понятие чувств и эмоций. Отслеживание эмоций – процесс всегда непростой, потому что мы сами также склонны к переживанию чувств. Соответственно, настоящий профайлер старается быть максимально беспристрастным и объективным, чтобы не ошибиться при составлении психологического портрета того или иного человека.
Итак, резюмируя весь вышеизложенный материал, выделим главные компоненты структуры социально-психологического портрета личности еще раз:
На основе данной структуры можно составлять портрет любого человека. Главное быть внимательным при выборе тех или иных позиций рассмотренных элементов, а также подтверждать свои выводы реальными доказательствами, быть уверенным в своей аргументации.
Кстати, наша онлайн-программа «Профайлинг», включающая множество полезных материалов, интерактивные упражнения, позволит вам за 5 недель овладеть навыком «чтения» людей. Вы сможете понимать их скрытые мотивы, анализировать жесты и мимику и, конечно, более успешно составлять социально-психологический портрет любого человека.
Бонус напоследок
В заключении приведем пример социально-психологического портрета конфликтной личности. Почему именно конфликтной? Потому что каждый эмоционально здоровый человек пытается избегать конфликтов, не ссориться и не ругаться по пустякам, а одним из действенных методов на этом пути является избегание конфликтных личностей. Поэтому давайте составим ее портрет, чтобы знать врага в лицо и быть на шаг вперед.
В психологической практике выделяется довольно широкий спектр конфликтных личностей, отличающихся друг от друга рядом признаков. Если вам интересно узнать об этой теме более подробно, советуем вам прочитать статью «Психологическая характеристика портрета конфликтной личности». Мы же опишем один из наиболее распространенных типов нарушителей спокойствия – жалобщиков.
Определяя тип темперамента жалобщика, безусловно, следует обращать внимание на индивидуальные особенности человека, однако зачастую это бывают холерики, гневающиеся на какие-то явления, например, поведение коллеги, условия труда, иерархию отношений и т.д.
В силу неустойчивого типа характера, такие люди иногда жалуются по причине эмоционального всплеска, т.к. они подвержены аффектам или дурному настроению. При этом интеллект такой личности может быть довольно развитым, за исключением того момента, что им сложно контролировать свои эмоции. Направленность личности жалобщика может иметь под собой положительную мотивацию – стремление к лучшим переменам, желание восстановить справедливость. Однако все данные мотивы могут быть выстроены на субъективных взглядах.
Вот такой короткий социально-психологический портрет может быть составлен на примере отдельно взятой личности. Надеемся, что портреты, составленные вами, будут более информативными, точными и развернутыми.
Желаем удачи и предлагаем пройти небольшой тест на проверку знаний, чтобы лучше закрепить материал: