социальный дефицит что это
Познание мира
Отсутствие социальных навыков у взрослых: последствия и как с этим бороться
Многие люди в зрелом возрасте в большей или меньшей степени страдают от проблем с социальными навыками.
Чтобы решить проблему отсутствия социальных навыков у взрослых, важно, чтобы мы сначала знали, к чему именно относится это понятие, чтобы понять, в чем его важность и какие проблемы связаны с дефицитом в этой области.
Социальные навыки относятся ко всем тем способностям человека, которые позволяют и облегчают способность взаимодействовать со своими сверстниками и правильно общаться в различных ситуациях, зная, как использовать социальные правила. В конечном итоге, благодаря этим навыкам, человек сможет правильно и удовлетворительно общаться с другими людьми для обеих сторон.
Просто обратив внимание на это краткое определение, мы можем получить представление о последствиях, которые отсутствие социальных навыков может иметь у взрослых, поскольку их возможности взаимодействия с другими людьми будут уменьшены, и, следовательно, они будут иметь трудности в своем способе общения.
Если нам интересно, какими могут быть некоторые социальные навыки, мы можем увидеть несколько конкретных примеров. Активное слушание будет одна из наиболее распространенных. Также простой факт знания того, как правильно начать, поддерживать и закончить разговор в соответствии с социальными правилами. Представлять себя или других, задавать вопросы.
Некоторые более сложные: просить прощения, просить об одолжении, пытаться кого-то убедить, высказывать мнение о событии, объяснять инструкции по выполнению определенных задач, пошутить или пожаловаться.
Это всего лишь несколько примеров. Таким образом, мы можем интуитивно догадаться, что отсутствие социальных навыков у взрослых может серьезно ограничить возможности взаимодействия человека, что может иметь серьезные последствия в их повседневной жизни.
Причины отсутствия социальных навыков у взрослых
Такие авторы, как Грешем, пытались исследовать причины отсутствия социальных навыков у взрослых. В своем исследовании 1998 года он говорит о возможных источниках очень разнообразного характера. Одним из них может быть употребление веществ, таких как алкоголь, которые могут оказывать физическое, а также психологическое воздействие на человека.
Даже такое пристрастие к алкоголю может повлиять не только на самого человека, но и на его детей. В любом случае злоупотребление этим веществом представляет собой одну из возможных причин отсутствия социальных навыков у взрослых.
Но эта проблема также может быть вызвана некоторой психопатологией, такой как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Людей, страдающих этим, особенно в подростковом возрасте, могут отвергнуть их сверстники. Точно так же люди с расстройством аутистического спектра также могут видеть изменение своего способа общения и взаимодействия с другими людьми.
Другими психопатологиями, которые также могут быть причиной отсутствия социальных навыков у взрослых, являются депрессия и общая тревога именно потому, что из-за этих недугов эти люди могут видеть уменьшение случаев, в которых они могут общаться с другими субъектами, и когда такие случаи возникают, они могут быть не в нужных условиях для правильного взаимодействия.
Последствия дефицита социальных навыков в зрелом возрасте
Мы уже рассмотрели некоторые возможные причины плохих социальных навыков у взрослых. Теперь мы должны поговорить о последствиях этого дефицита.
Проблемы с самооценкой
Если человека лишить способности к общению, это окажет на него негативное влияние, что, в частности, отразится на его собственной самооценке. Неспособность адекватно общаться с другими, даже на самых базовых уровнях, может привести к тому, что субъект будет отрицательно оценивать себя, что также может создать порочный круг, еще более затрудняя возможности взаимодействия.
Это может произойти, потому что человек не хочет снова сталкиваться с ситуациями, которые вызывают дискомфорт и плохое самовосприятие. Поэтому одним из наиболее важных последствий, которые могут возникнуть из-за отсутствия социальных навыков у взрослых, являются проблемы, связанные с низкой самооценкой.
Беспокойство и депрессия
Конфликты и неудобные ситуации, возникающие в результате несоответствующих взаимодействий, могут постепенно вызывать у человека чувство постоянной печали в дополнение к симптомам тревоги при размышлениях о прошлых и будущих взаимодействиях.
Следовательно, отсутствие социальных навыков у взрослых может привести к состояниям, которые могут быть связаны с депрессией и / или тревогой, что является еще одной причиной для придания этой проблеме того значения, которого она заслуживает.
Неспособность разрешать конфликты
Переходя к более конкретным ситуациям, которые также могут быть следствием этой проблемы, мы могли бы найти пример неспособности разрешить конфликты. Конфликты, в большей или меньшей степени, являются обычной частью человеческих взаимоотношений. Таким образом, отсутствие социальных навыков у взрослых может означать, что человек не может справиться с этими распространенными ситуациями.
В этом смысле конфликт, каким бы незначительным он ни был, мог быть сценарием, который подавил бы человека, чувствуя себя неспособным противостоять ему, а тем более разрешить его. В свою очередь, это может вызвать у человека стресс и даже привести к тревожным депрессивным симптомам.
Как преодолеть эти проблемы?
После анализа проблемы отсутствия социальных навыков у взрослых возникает вопрос, можно ли каким-либо образом решить эту ситуацию. Как и почти во всех случаях, когда мы говорим о психических расстройствах, важно проводить индивидуальную оценку случая, и эта задача будет выполняться профессиональным психологом, который занимается этим.
Однако в общих чертах можно констатировать, что социальные навыки можно улучшить, по крайней мере частично, благодаря различным методам и формам когнитивно-поведенческой тренировки.
Техника моделирования
Одним из них может быть моделирование, с помощью которого человек, который считается экспертом в использовании социальных навыков, показывает человеку, страдающему дефицитом, как ему следует вести себя в различных социальных ситуациях, которые происходят ежедневно. Таким образом, имея четкую модель, вы можете сравнить ее со своим собственным способом действий и сознательно изменить свое поведение.
Поведенческие практики
Но собственного наблюдения за другими может быть недостаточно, чтобы решить проблему отсутствия социальных навыков у взрослых. Поэтому другой широко используемый метод — это именно практика. Для этого терапевт может предложить серию взаимодействий, начиная с очень простых, в которых человек должен вести себя определенным образом.
Эти сценарии можно смоделировать, как в ролевой игре, или реально, посетив места, где эти взаимодействия могут происходить естественным образом, например, магазин.
Десенсибилизация
Если одной из причин отсутствия социальных навыков у взрослых является тревога, которую эти ситуации вызывают у человека, может потребоваться прибегнуть к таким методам, как десенсибилизация, чтобы уменьшить вызываемую ими физиологическую активацию.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Концепции социального дефицита
Если общим знаменателем в переживании одиночества является восприятие дефицита социальных контактов, то непосредственным противоядием одиночеству может послужить увеличение социальных контактов. Однако применение этой самой общей рекомендации покоится на имплицитных допущениях и оценках по поводу функций социального контакта и желательности различных типов социальных связей. Чтобы помочь одиноким клиентам, полезно выработать основу для концептуализации со циального дефицита. Приступая к рассмотрению дефицита социальных связей, зададим ряд самых основополагаю щих вопросов: какова природа социального дефицита?, какие виды социального контакта облегчают одиночество?, может ли несоциальная активность как-то облегчить одиночество?
Какова природа социального дефицита?
Когда человек одинок, чего ему (или ей) не хватает, какова природа социального дефицита? На этот вопрос было дано три ответа.
В одном из самых ранних ответов, предложенном
Салливаном, подчеркивалось значение человеческих по требн стей. Салливан рассматривал одиночество как ре
акцию на «неадекватное удовлетворение потребности в
тесных человеческих связях» [Sullivan, 1953, р. 290]. Его
дальнейшее объяснение носило довольно общий харак
тер: близкие отношения наряду со многим другим обеспе чивают возможность многопланово судить о богатстве человеческой личности. Салливан пользовался биологи чески ориентированным языком человеческих потребно
Более современный анализ социального контакта
предпринят на языке теории социального обмена [Ho
mans, 1974], где была сделана попытка более точно определить основные классы социального обмена или
В табл. 1 суммированы некоторые из таксономиче
ских систем социального обмена, которые были пред ложены разными теоретиками. Большинство этих так сономических систем не имело эмпирического обоснования, однако они представляли собой серьезные попытки олерационально выработать значимое вознаграждение, или обеспечение, выводимое из социальных контактов, и посредством извлечений определить, чего же не хва
тает одиноким людям.
Остается без ответа следующий вопрос: всегда ли
дефицит обмена связан с одиночеством? Например,
если не к кому обратиться за руководящим советом
или за реальной помощью, то в этом случае, возможно, и не будет ощущаться одиночество; в то же время,
если человеку ни с кем не удалось установить нефор мальные отношения, если ему не с кем обменяться уве рениями в уважении, это может вызвать чувство оди ночества. Ученые, исследовавшие одиночество, редко определяли сущность социального обмена или обеспе
чения и потому предлагали некоторые рекомендации
относительно того, как из целого ряда возможных обеспечений выделить то, что действительно связано
Теоретические таксономические системы социального обмена и вознаграждения
Теоретик Тер.мин. Так.сон.ожия
связей с социальным сообществом. Таким образом, хотя Вейс [Weiss, 1974) идентифицирует сразу шесть соци альных обеспечений, он предполагает, что два из них (привязанность и социальная интеграция) имеют наи большее значение для возникновения одиночества.
Третий подход к вопросу о том, чего недостает оди
Содержание Помощь, одинаковые ценности, забота, социальных доверие, желательные взаимодействия
ноким людям, придает особенно важное значение стату
су, связанному с оценкой социальной роли. Здесь основ
Каплан [Сар- Социальная lап, 1974) поддержка
Кобб [СоЬЬ, Социальная 1976, 1979) поддержка
Фишер [Fi- Социальнь1й scher, 1978Ь) обмен
Фландерс Черты эмо- [Fiaпders, цианальной 1976) близости
Фоа и Фоа Межлично- [Foa & Foa, стные ресур- 1974) СЫ
К ан [Kahn Социальная
Лопата [Lo- Социальная pata 1978, поддержка
Вейс [Weiss, Социальное 1969, 1974) обеспечение
Мобилизация личностных ресурсов, раз деление обязанностей, обеспечение реальной помощью (то есть деньгами, материально, навыками и когнитив ным руководством)
Коммуникативная забота (эмоциональ
ная поддержка, уважение, радиопод
держка), инструментальная поддерж ка или консультация, активная под
держка или материнство, материальная поддержка
Прагматистско-инструментальный обмен (помощь), социальный обмен (соци альное взаимодействие), межличност ный обмен (совет, утешение)
Частое взаимодействие, неформальное взаимодействие, самораскрытие, со прикосновение, благоприятная акку муляция вознаграждений в период взаимности чувств, чувство близости Любовь, статус, информация, деньги,
Выражение позитивных аффектов, под держка поведения или взглядов дру гих людей, символическая или мате риальная помощь
Экономическая поддержка, поддержка
услугами, социальная поддержка (со циальная деятельность), эмоциональ ная поддержка (чувства, связанные
с отношениями, собственное самочув ствие)
Привязанность, социальная интеграция,
возможности воспитания, уверенность в том, что тебя уважают, прочный союз, руководство
ная идея сводится к тому, что людям ради их собст
венного блага нужен определенный социальный статус.
Гордон [Gordon, 1976) доказывал, что мы живем в
сдвойной культуре», где успех измеряется не только
в терминах материального достатка, но и в терминах
достижения отношений определенного типа. Для юноши подростка последнее может означать «иметь лучшего друга», а для девушки-подростка это, возможно, по
влечет за собой появление «молодого человека». У взрос лых американцев высокий социальный статус традици онно связьшалея с браком. Стейн [Stein, 1976) обсуждал
с одиночеством. Исключение в этом отношении состав ляет работа Вейса. Вейс [Weiss, 1973] различал два рода одиночества: эмоциональное одиночество, бази рующееся на отсутствии близкого партнера, и социаль ное одиночество, базирующееся на недостаточности
Какие виды социальных контактов могут облегчать одиночество?
Другой вопрос относится к желательности различных подходов к преодолению одиночества. Например, даже
|
в том случае, если два терапевта согласны в оценке важности того или иного социального обмена, скажем, доверительного обмена личностными проблемами, они тем не менее могут рекомендовать различные руковод ства для преодоления дефицита в этой области. Одни из них могут состоять в том, чтобы увеличить доверие к другим людям независимо от того, кто они такие, тогда как другие, принципиально отличные от первых, состоят в том, чтобы суметь развить доверительные отношения с каким-либо одним человеком. Мы сопо ставим две противоположные теоретические позиции по этому вопросу, высказывая различные соображения
ристской теории, считает особенно полезным вознаграж дение, следующее за неофициальными встречами или завершающее их (например, после того как сходить с кем-нибудь в кино, поговорить), независимо от того, каковы отношения людей, в рамках которых происходят эти встречи. Янг [Young, 1978] предположил, что люди испытывают одиночество в тех случаях, когда они опус каются ниже «порогового уровня» социальной поддерж ки, базирующейся на первичном опыте. Одно из сооб ражений по nоводу возможности применения данной теории состоит в следующем: одиноким клиентам можно помочь, если поощрять их увеличивать частоту поло жительных неофициальных встреч независимо от того, происходят ли последние в рамках отношений с одним человеком или многими людьми. Существует и другое мнение: имея богатый социальный опыт одного типа, можно тем самым компенсировать недостаток других его типов. Например, из этой перспектины следует, что высокий уровень социальных отвлечений может компен сировать низкий уровень интимного самораскрытия.
В противоположность вышеприведенной точке зрения некоторые теоретики доказывают, что определенные типы социальных отношений имеют весьма существенное значение для хорошего психического самочувствия. Действительно, способность развивать и поддерживать близкие отношения сама по себе часто считается ин дексом психического здоровья. Брейн [Brain, 1976] заявил, что статус дружеских отношений следует по высить до уровня, который обычно приписывается лю бовным связям. J1оуэнталь и Хейвен [Loweпthal & На-
ven, 1968] установили важность доверительных отно шений для психического здоровья. То, что подразуме вается при применении такой перспективы, явно отли чается от перспектины неофициальных встреч; в данном случае лечение должно состоять в том, чтобы помочь клиенту установить определенные типы социальных отношений, например любовные связи, дружбу, дове рительные отношения. Дальнейшее развитие этого на правления подтверждает не только то, что должны установиться отношения определенного типа, но и то, что они должны получить свое выражение в специфи ческой социальной роли, например роли возлюбленного/ возлюбленной или супруга/супруги. Поэтому лечение, основывающееся на указанном направлении, должно состоять в том, чтобы побуждать клиентов завязыват такие социальнные связи, которые могут достичь своеи кульминации в санкционированных данной культурой ролевых отношениях.
С точки зрения рассматриваемого представления
об отношениях различные типы социального контакта отнюдь не взаимозаменяемы. Например, Вейс доказы вал: «Человеку невозможно компенсировать отсутствие одного обеспеченного отношения приобр тением других iWeiss, 1973, р. 227]. Ни один конкретным тип отношени
ве может заменить собою все многообразие социальном
nоддержки, так что в целях наилучшего приспособле
ПRЯ к среде каждый человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. де: фицит каждого из этих различных типов отношении
приведет либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству. Поэтому в некоторых случаях лечение может сосредоточиться не только на специфических парных отношениях, но также и на социальном окру жении одинокого клиента.
Может ли несоциальная деятельность способствовать возникновению одиночества?
Несмотря на то что интуитивно эта идея представ ляется весьма далекой от забот одинокого клиента, все же можно идентифицировать некоторые потенциальные nреимущества проявления личной активности. Во-пер-
вых, считается, что умение быть наедине с собой по вышает умение поддерживать близкие связи. Таким образом, усовершенствование способности какого-либо человека быть одному должно усовершенствовать его способность вступать в тесные связи с другими людьми. Янг [см. с. 552-592 наст. изд.] обнаружил, что многие одинокие люди в действительности боятся оставаться одни, и, хотя это звучит парадоксально, как только они преодолевают свой страх одиночества, им гораздо легче удаются попытки завязать дружеские связи. Более того, пробуждение активности, которая не зависит от наличия других людей или сотрудничества с ними, может уве личить у одинокого человека чувство самоконтроля [Peplau et al., 1979Ь].
Во-вторых, данные предварительных исследований подтверждают, что увеличение частоты действий, до ставляющих удовольствие, в том числе несоциальной деятельности, имеет высокую ценность в качестве ком понента лечения депрессии [Lewiпsohп, Biglaп & Zeiss, 1976]. Подходы, ориентированные на активность, ба зируются на точке зрения, согласно которой настроение и активность причинно связаны, а также на данных, свидетельствующих о том, что люди, находящиеся в состоянии депрессии, обычно мало занимаются укреп ляющей их деятельностью [MacPhillamy & Lewiпsohп 1974]. Возрастание частоты действий одного человека, приносящих ему удовлетворение, может быть особенно полезным дополнительным руководством по улучшению морального состояния клиентов, которые страдают не только от одиночества, но и от депрессии.
Наконец, если поощрение обращения клиентов к де ятельности, доставляющей им удовольствие, выглядит всего лишь «наилучшим подспорьем» [Homaпs, 1974], следует помнить, что социальный контакт влечет за собой не только «расходы», но и «вознаграждение» [Lederer & Jacksoп, 1968Ь]. Реалистическая оценка как затрат, так и вознаграждения, связанных с соци альным взаимодействием, может обеспечить одиноким клиентам более сбалансированную перспективу отно сительных достоинств социальной и несоциальной де ятельности.
Что нужно иметь в виду при лечении?
При лечении одиноких клиентов мы рекомендуем соблюдать осторожность, когда в качестве цели меди цинского вмешательства определяем установление той или иной формы отношений. Мы хотим подчеркнуть потенциальную ценность концептуализации дефицита социальных связей в понятиях специфических и при этом недостающих социальных вознаграждений, или обменов. С точки зрения лечения подобная концептуа лизация дает более широкое понимание целей исследо вания, включая в них (и обращая на них особое вни мание) и социальные явления, и социальные отноше ния.
Несмотря на то что одинокие люди, вероятнее всего,
скажут, что им нужен «один-единственный человек»
[см. с. 384-410 наст. изд.], они врядли представляют себе психологическое значение целей исследования. Даже Вейс [Weiss, 1973], который считает, что единственным
способом облегчения одиночества служит установление новых связей, тем не менее предупреждает, что «борьба за предмет привязанности» трудна и связана с риском, в том числе с риском испытать социальные затруднения или поторопиться с приносящим беспокойство выбором партнера. Кроме того, обладание подобными связями не обязательно защитит человека от чувства одиноче tтва, особенно в том случае, если они не обеспечивают серьезных социальных обменов. Например, некоторые одинокие люди не могут найти время, чтобы спланиро вать удовлетворяющую их деятельность совместно с их друзьями или партнерами.
Не так давно Янг [см. с. 552-592 наст. изд.] раз
работал модель лечения, которое начинается с того,
что одинокий клиент вовлекается в такую деятельность, которая приносит ему удовольствие; это влечет за собой
nриобретение клиентом причинных социальных связей, а затем и развитие интимных долговременных отноше ний. Последовательная смена различных целей в про
цессе лечения, возможно, представляет собой жизне способную альтернативу выбору в качестве единственной цели лечения «поиски кого-то единственного». Данная идея совместима с несколькими специфическими мо-
делями медицинского вмешательства, которые будут описаны ниже.
Дефицит (социальная психология)
Дефицит, по-видимому, породил ряд эвристических явлений, например, когда цена используется как показатель качества продуктов [8], как показатель здоровья здоровья [9], и как сигнал о сексуальном содержании книг, когда вводятся возрастные ограничения. [10] Эти эвристические суждения должны повысить желательность стимула для тех, кто ценит предполагаемые атрибуты. [11]
Количество
Простейшим проявлением эвристики дефицита является страх потерять доступ к какому-либо ресурсу в результате владения небольшим или уменьшающимся количеством актива. Например, ваша любимая рубашка становится более ценной, когда вы знаете, что не можете ее заменить. Если бы у вас было десять рубашек одного фасона и цвета, потеря одной, вероятно, была бы менее неприятной, потому что вместо нее у вас есть несколько других.
Чалдини теоретизирует, что в нашей природе бороться с потерей свободы, указывая на то, что мы ценим имущество в небольших количествах отчасти потому, что по мере того, как ресурсы становятся менее доступными, они, скорее всего, вообще не будут доступны в какой-то момент в будущем. Если возможность использовать этот ресурс полностью исчезает, то количество вариантов уменьшается, а вместе с ним и наша свобода.
Редкость
Время
Когда времени мало, а информация сложна, люди склонны использовать эвристику в целом. [ необходима цитата ]
Ограничение и цензура
Другой эксперимент ( Зеллингер и др., 1975 ) разделил студентов на две группы и дал им одну и ту же книгу. В одной группе книга была четко обозначена как «содержание для взрослых» и была ограничена для читателей от 21 года и старше, в то время как в книге другой группы такого предупреждения не было. Когда их попросили выразить свои чувства к литературе, группа с предупреждением продемонстрировала более высокое желание прочитать книгу и более сильную убежденность в том, что она им понравится, чем группы без предупреждения.
На тему дефицита в социальной психологии было проведено множество исследований:
Новый дефицит
Количественная оценка стоимости в дефицитных и конкурентных ситуациях
Затем эксперимент создал процедуру выявления WTA (готовность принять), которая создала субъективную ценность товаров. Результаты показали, что редкий товар получал более высокую цену WTA участниками, выбравшими его, чем теми, кто этого не сделал, по сравнению с WTA изобилия товара, несмотря на тот факт, что оба типа участников назначили более низкую рыночную цену дефицитному товару, поскольку по сравнению с обильным.
Другие приложения
Эта идея может быть легко применена к другим областям. В 1969 году Джеймс К. Дэвис постулировал, что революции наиболее вероятны в периоды улучшения экономических и социальных условий, за которыми сразу же следует короткое и резкое изменение этой тенденции. [17] Таким образом, восстают не постоянно подавляемые, постоянно находящиеся в состоянии дефицита, а скорее те, кто испытывает новый дефицит, который, скорее всего, почувствует достаточно сильное желание побудить к действию.
Соревнование
В ситуациях, когда другие напрямую соперничают за ограниченные ресурсы, ценность, которую мы приписываем объектам, еще больше раздувается. Рекламодатели обычно используют эвристику дефицита, продавая товары как «горячие товары» или сообщая покупателям, что определенные товары будут быстро распроданы.
Worchel, Lee & Adewole (1975) также исследовали предвзятость конкуренции в своем эксперименте с файлами cookie, взяв группу, которая испытала новый дефицит, перешла от десяти до двух файлов cookie и сообщив половине из них, что причина их потери связана с тем, что были высокий спрос на файлы cookie со стороны других участников теста. Затем они сказали другой половине, что это произошло просто потому, что была допущена ошибка. Было обнаружено, что половина из тех, кому сказали, что у них сократились запасы файлов cookie из-за общественного спроса, оценили файлы cookie выше, чем те, кому сказали, что это произошло только из-за ошибки. [18]
В 1983 году Coleco Industries выпустила на рынок куклу мягкой скульптуры, которая имела преувеличенные неонатальные черты лица и поставлялась с «документами об усыновлении». Спрос на эти куклы превзошел ожидания, и вскоре после их появления на рынке стал возникать дефицит. Этот дефицит еще больше подпитывал спрос и вызвал то, что стало известно как паника в районе капустных полей (Langway, Hughey, McAlevey, Wang, & Conant, 1983). Покупатели царапались, душили, толкались и дрались друг с другом, пытаясь заполучить куклы. Во время этих беспорядков было разрушено несколько магазинов, поэтому многие магазины стали требовать, чтобы люди стояли в очереди (до 14 часов), чтобы получить одну из кукол. Быстро развился вторичный рынок, на котором продавцы получали до 150 долларов за куклу. Даже по такой цене куклы было так трудно достать, что один почтальон из Канзас-Сити прилетел в Лондон, чтобы купить куклу для своей дочери (Adler et al., 1983).