социальное казначейство на базе пфр что будет с соцзащитой
Принцип социального казначейства ПФР: закон принят
Федеральный закон №409-ФЗ от 06.12.2021
6 декабря 2021 года Президент РФ подписал закон о социальном казначействе. Теперь ПФР будет предоставлять гражданам некоторые социальные выплаты и гарантии в рамках системы «единого окна».
Принцип «социального казначейства»: что это?
В России вводится единая цифровая платформа, которая объединит все меры социальной поддержки. С ее помощью граждане смогут получать пенсии и пособия без заявлений и подтверждающих документов. Планируют ввести такую систему к 2025 году. Так сообщает Правительство РФ на своем сайте.
Принцип «социального казначейства» позволяет предоставлять социальную помощь максимально оперативно, удобно и адресно. Новая платформа объединит информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на нее будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки.
Таким образом, основной принцип системы социального казначейства – проактивное оказание социальной поддержки, что значит без предоставления со стороны граждан каких-либо документов и справок.
Федеральный закон от 06.12.2021 г. № 409-ФЗ утвердил, что с 1 января 2022 года определенные социальные выплаты в рамках социального казначейства будет оказывать Пенсионный фонд.
Новые полномочия у ПФР
С 1 января 2022 года на ПФР возложены полномочия по предоставлению:
· выплаты гражданам, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
Гражданам, у которых право на компенсации и другие выплаты впервые возникло после 1 января 2022 года, заявление в территориальный орган ПФР можно подать электронно через Госуслуги.
Необходимую подтверждающую информацию ПФР будет получать от других ведомств в рамках «единого окна». Например, для выплаты страховой премии инвалидам по договору ОСАГО Пенсионный фонд будет получать информацию из Федерального реестра инвалидов и из информационной системы Российского союза автостраховщиков. Для этого инвалидам при оформлении полиса нужно будет указывать СНИЛС.
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Социальное казначейство как инструмент повышения адресности и эффективности мер социальной поддержки
Председатель правления Пенсионного фонда России Андрей Кигим принял участие в Московском финансовом форуме, который прошел сегодня в столице. Глава ПФР выступил модератором сессии, посвященной обсуждению системы социального казначейства.
«Концепция создания социального казначейства – это концепция создания принципиально новой формы социальной защиты, связанной как с учетом, как с проактивом, так и с формой организации работы»
В сессии также приняли участие представители министерств, частных и общественных организаций, эксперты в области социальной сферы.
Как отметила замминистра труда Ольга Баталина, выступившая на форуме, в России создана разветвленная сеть мер соцподдержки, которой охвачено свыше 80 млн человек. Всего в стране насчитывается порядка 30 тыс. различных социальных мер, и каждая из них требует своего пакета документов, правил оформления и часто личного обращения в ведомство. По словам замминистра, система социального казначейства должна обеспечить равный доступ граждан к социальным мерам. Например, решить вопрос территориальных особенностей при оформлении поддержки для жителей отдаленных населенных пунктов.
Второй важный принцип, на котором основано социальное казначейство, это поддержка реально нуждающихся людей. «Социальное казначейство как система должна помочь нам больше узнать о человеке, заранее понять, в каких социальных услугах и мерах поддержки он нуждается, с чем связана особенность его жизненной ситуации», – заявила Баталина.
Она также обратила внимание на то, что социальное казначейство предполагает создание единой цифровой платформы, которая базируется на информационных системах Пенсионного фонда России. Новая платформа объединит информационные ресурсы Минтруда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и учреждений МСЭ, после чего на нее поэтапно будет переведено назначение всех мер соцподдержки.
В качестве услуги, предоставляемой сегодня по принципам социального казначейства, замминистра привела в пример материнский капитал, который практически полностью оформляется проактивно. После регистрации рождения ребенка мама автоматически получает уведомление о выдаче сертификата и сам электронный сертификат в свой личный кабинет на портале госуслуг. Другой пример – новые ежемесячные пособия беременным женщинам и одиноким родителям, когда все необходимые сведения для оформления выплат проактивно собираются со всех ведомств после подачи заявления.
Михаил Осеевский, президент компании «Ростелеком», участвующей в создании единой цифровой платформы социального казначейства, напомнил участникам сессии ключевые ориентиры, которых позволит достичь реализация проекта. Среди них он назвал сокращение вполовину сроков оказания услуг гражданам, рост доли полностью электронных госуслуг до 95%, сокращение количества форм отчетности для работодателей, сокращение количества документов при получении услуг для граждан, а также круглосуточный доступ к каналам обращения за государственными услугами.
В рамках сессии также выступил Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, которая является пилотным регионом по тестированию системы социального казначейства. Он рассказал о сложностях, существующих сегодня при предоставлении мер соцподдержки в регионе. Среди них губернатор назвал ручную обработку документов специалистами ведомств, а также «бумажные» межведомственные запросы. Создание социального казначейства, по словам Никитина, радикально упростит всю ту работу, которую делается в настоящее время в социальной сфере и поможет решить озвученные проблемы.
Нуждаемость заставила: социальное казначейство станет единым окном поддержки
«Известия» выяснили подробности создания «социального казначейства» — инициативы, которая вошла в проект нацплана восстановления экономики, презентованного ранее президенту. По словам двух источников, близких к правительству, речь идет об онлайн-платформе, через которую граждане смогут получить любые виды соцподдержки — в том числе регионального и муниципального уровня. Оператором системы будет ПФР. В нее погрузят данные самого фонда и ФНС о доходах россиян. Исходя из этого, будут рассчитываться критерии нуждаемости для каждого жителя, что позволит индивидуализировать суммы помощи. В Минтруде информацию «Известий» в целом подтвердили и сообщили, что на платформе «социального казначейства» будут консолидированы все необходимые данные, требующиеся для начисления любых видов выплат. Запуск системы запланирован на 2021 год, уточнили там.
Окно соцподдержки
В проекте общенационального плана по восстановлению экономики, который премьер Михаил Мишустин представил Владимиру Путину 2 июня, создание «социального казначейства» вошло в блок инициатив по росту реальных доходов граждан. Описана инициатива довольно лаконично, как «система, повышающая адресность и эффективность мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях».
Источник «Известий», близкий к правительству, пояснил, что речь идет о создании онлайн-инструмента получения всех существующих видов господдержки — для ветеранов, семей с детьми, безработных и так далее.
— Любое пособие можно будет получить в режиме одного окна не выходя из дома, — отметил собеседник «Известий».
Администратором системы, по его словам, станет Пенсионный фонд. Инфраструктура социального казначейства начнет оперировать данными о доходах граждан из массивов ПФР и ФНС. Информация о заработках и соцвыплатах будет взаимосвязана, в том числе в разрезе семей, благодаря чему появится возможность в режиме реального времени рассчитать более точные критерии нуждаемости для каждого отдельного гражданина.
— Такой вариант позволит доводить больше средств до тех, кому реально нужна помощь. Это довольно круто, поскольку состыковать все данные о гражданах, о семейных доходах, чтобы получить реальную картину нуждаемости, — технически непростая задача, — пояснил источник.
Фактически речь идет о преобразовании Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) с более широким функционалом и массивом данных, заключил собеседник. К Федеральному казначейству социальное прямого отношение не имеет — в данном случае наименование использовано просто «для красоты».
В Минтруде на просьбу «Известий» прокомментировать, что подразумевалось под социальным казначейством и как оно будет работать, ответили максимально подробно. Там сообщили, что это организационная модель, при которой все государственные организации и ведомства получают сведения для начисления своих выплат из единой информационной платформы, и руководствуются единым стандартом предоставления услуги. Механизм социального казначейства исключает необходимость сбора данных от гражданина.
Реализация этого проекта позволит гражданам получать социальные пособия и выплаты либо без обращения в государственные органы, либо только по одному заявлению. При этом россияне смогут получать информацию о том, какие меры социальной поддержки предусмотрены для них с учетом сложившихся жизненных обстоятельств. В Минтруде сообщили, что первый этап запуска системы запланирован на 2021 год. Основой для реализации принципа «социального казначейства» станет платформа ЕГИССО, которая в настоящий момент администрируется Пенсионным фондом.
Инструмент доставки
Кризис особенно наглядно показал, что нам не хватает эффективного инструмента доведения соцподдержки до граждан, полагает директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
Например, детские пособия, анонсированные президентом, до сих пор дошли не до всех, кто подал на них заявки. А по многим другим видам помощи и вовсе требуется физическое присутствие граждан в тех или иных отделениях социальных госструктур, отметил эксперт.
В то же время у нас уже есть примеры, как можно эффективно и быстро доводить господдержку, напомнил Владимир Назаров. Так, с момента принятия решения вернуть самозанятым налоги за прошлый год до поступления им денег прошло несколько дней.
В сложившейся ситуации, когда на первый план выходит оперативность решений, крайне сложно определить, какой уровень поддержки оптимальный. В частности, размер тех же детских пособий — одинаков для всех, тогда как, если бы была возможность в режиме реального времени оценить доходы граждан, сумму можно было бы варьировать исходя из нуждаемости, заключил Владимир Назаров.
Один из основных вопросов повышения эффективности расходования средств, выделенных на соцподдержку, — это идентификация реально нуждающихся, согласился заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин. Именно на решение этой проблемы и должна быть направлена система социального казначейства. Чем полнее будет массив данных — тем лучше, поэтому необходимо агрегировать не только информацию федерального и регионального бюджетов, но и сведения об имуществе, счетах в банках и других активах. Причем важно, чтобы картина отражала не столько положение отдельного индивида, сколько домохозяйства. Однако при таком подходе возникает другая проблема: что же на практике может считаться домохозяйством. Поэтому требуется существенное продвижение в методике определения этого института.
— Свыше миллиона на следующий день (после объявления о новых мерах поддержки. — «Известия») поступило заявок на портал госуслуг от людей, которые рассчитывают получить единовременную помощь в размере 10 тыс. рублей на каждого ребенка в семье до 15 лет включительно. И портал «Госуслуги» не справился с этим объемом обращений, — заявил президент.
Впрочем, высокая нагрузка легла не только на онлайн-инфраструктуру государства. На следующий день после обращения президента в отделения Пенсионного фонда во многих городах выстроились очереди, сообщали СМИ.
18 мая глава Минтруда Антон Котяков в интервью Владимиру Познеру сообщил, что правом физической подачи заявлений через МФЦ или отделение Пенсионного фонда воспользовались 100 тыс. человек.
В перспективе и натуральные виды поддержки можно было бы загрузить в социальное казначейство, добавил Владимир Назаров. Деньги на лекарства или средства реабилитации могли бы поступать на специально выделенный счет, и граждане сами бы определяли, какую именно продукцию им купить, при условии, что она приобретается, разумеется, у аккредитованных поставщиков.
Принцип социального казначейства внедряет в работу ПФР при организации новых выплат в соответствии с поручением Президента РФ
С 15 июля 2021 года Пенсионный фонд ведет приём заявлений на выплаты для детей школьного возраста – с 6 лет до 18 лет (от 18 до 23 лет – инвалидам или лицам с ограниченными возможностями, если продолжают обучение по основным образовательным программам в школе). Обращение за этой единовременной помощью было максимально упрощено. Гражданам в личные кабинеты на портале Госуслуг заявление пришло в предзаполненном формате.
На сегодня в Краснодарском крае «школьную» поддержку получили семьи на 845 тысяч детей. Процесс ещё не закончен. Заявления от родителей принимаются до 1 ноября 2021 года.
Основной принцип системы социального казначейства – проактивное оказание социальной поддержки, что значит без предоставления со стороны граждан каких-либо документов и справок. Одной из первых мер, которую Пенсионный фонд стал оказывать без личного участия семей, – предоставление сертификата на материнский (семейный) капитал в электронном виде в личный кабинет на портале Госуслуг.
Именно на базе принципа социального казначейства Пенсионный фонд по поручению Президента РФ проактивно организовывает ещё две новые выплаты – одиноким родителям, воспитывающих детей от 8 до 16 лет включительно, и будущим мамам, вставшим на учет в ранние сроки беременности. Для этого была проведена масштабная работа по настройке новых форматов взаимодействия с другими ведомствами – системой ЗАГС, Фондом социального страхования, Федеральной налоговой службой, МВД и Росреестром. Эти ведомства предоставляют в ПФР данные о родовых сертификатах, доходах семей, прописке граждан, владению имуществом и транспортом и другие необходимые сведения.
На Московском финансовом форуме обсудили создание социального казначейства
Председатель правления Пенсионного фонда России Андрей Кигим принял участие в Московском финансовом форуме, который прошел сегодня в столице. Глава ПФР выступил модератором сессии, посвященной обсуждению системы социального казначейства.
«Концепция создания социального казначейства – это концепция создания принципиально новой формы социальной защиты, связанной как с учетом, как с проактивом, так и с формой организации работы»
В сессии также приняли участие представители министерств, частных и общественных организаций, эксперты в области социальной сферы.
Как отметила замминистра труда Ольга Баталина, выступившая на форуме, в России создана разветвленная сеть мер соцподдержки, которой охвачено свыше 80 млн человек. Всего в стране насчитывается порядка 30 тыс. различных социальных мер, и каждая из них требует своего пакета документов, правил оформления и часто личного обращения в ведомство. По словам замминистра, система социального казначейства должна обеспечить равный доступ граждан к социальным мерам. Например, решить вопрос территориальных особенностей при оформлении поддержки для жителей отдаленных населенных пунктов.
Второй важный принцип, на котором основано социальное казначейство, это поддержка реально нуждающихся людей. «Социальное казначейство должно нам помочь больше узнать о человеке, заранее понять, в какой помощи, социальных услугах и мерах поддержки он нуждается, в чем особенность его жизненной ситуации, для того чтобы, не дожидаясь обращения человека, такую помощь предложить», – рассказала Баталина.
Она также обратила внимание на то, что социальное казначейство предполагает создание единой цифровой платформы, которая базируется на информационных системах Пенсионного фонда России. Новая платформа объединит информационные ресурсы Минтруда, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и учреждений МСЭ, после чего на нее поэтапно будет переведено назначение всех мер соцподдержки.
В качестве услуги, предоставляемой сегодня по принципам социального казначейства, замминистра привела в пример материнский капитал, который практически полностью оформляется проактивно. После регистрации рождения ребенка мама автоматически получает уведомление о выдаче сертификата и сам электронный сертификат в свой личный кабинет на портале госуслуг. Другой пример – новые ежемесячные пособия беременным женщинам и одиноким родителям, когда все необходимые сведения для оформления выплат проактивно собираются со всех ведомств после подачи заявления.
Михаил Осеевский, президент компании «Ростелеком», участвующей в создании единой цифровой платформы социального казначейства, напомнил участникам сессии ключевые ориентиры, которых позволит достичь реализация проекта. Среди них он назвал сокращение вполовину сроков оказания услуг гражданам, рост доли полностью электронных госуслуг до 95%, сокращение количества форм отчетности для работодателей, сокращение количества документов при получении услуг для граждан, а также круглосуточный доступ к каналам обращения за государственными услугами.
В рамках сессии также выступил Андрей Никитин, губернатор Новгородской области, которая является пилотным регионом по тестированию системы социального казначейства. Он рассказал о сложностях, существующих сегодня при предоставлении мер соцподдержки в регионе. Среди них губернатор обозначил ручную обработку документов специалистами ведомств, а также «бумажные» межведомственные запросы. Создание социального казначейства, по словам Никитина, радикально упростит всю ту работу, которая делается в настоящее время в социальной сфере и поможет решить озвученные проблемы.