социальная платформа что это такое
Что такое социальная платформа — тренд или необходимость?
По данным We Are Social и Hootsuite, в 2021 году пользователи в социальных сетях проводят в среднем 2 часа 25 минут ежедневно. С 2015 года этот показатель увеличился на 28%. В 2020 году каждый день на социальных платформах регистрироваровалось 1,3 млн новых аккаунтов по всему миру. В России, по данным на январь 2021 года, насчитывалось 99 млн человек, которые регулярно пролистывали ленту новостей, и почти 80% из них делали это с мобильного устройства.
Соцсети перехватили пальму первенства в борьбе за внимание у традиционных поставщиков информации и уверенно опережают их с большим отрывом. Телевидению, радио и печатным СМИ приходится подстраиваться под новые реалии и внедряться в социальные сети, дабы не оказаться в полном забвении в ближайшем будущем.
Команда ЯRUS решила разобраться в вопросе, почему же соцсети настолько привлекательны для аудитории и что заставляет пользователей возвращаться туда снова и снова. Возможно ли, что уже завтра их популярность пойдет на спад или все-таки социальные сети с нами еще надолго?
Началом официального бума социальных сетей принято считать 2003-2004 годы. В это время появились Facebook и LinkedIn. В 2006 году Рунет узнал об «Одноклассниках» и «ВКонтакте». С тех пор соцсети непрерывно развивались, улучшая и увеличивая свой функционал.
Главная же тенденция последних лет — расширение возможностей съемки и распространения вертикальных видео. Короткие ролики оказались самым удобным форматом потребления разнообразного контента: от котиков до изучения научных открытий. Вслед за TikTok теперь каждая социальная сеть стремится внедрить у себя данную функцию. Например, не так давно вертикальные ролики появились и в ЯRUS, где они называются «Сюжеты». Каждый пользователь может опубликовать оригинальное видео и получить свой охват зрителей. За трендом последовал и Facebook, запустив свой аналог Reels, как в Instagram.
Социальные сети предлагают широкий спектр способов общения пользователей между собой. В период самоизоляции возможность коммуницировать друг с другом не выходя из дома стала чуть ли не жизненно важной для людей по всему миру. Кто-то поддерживает таким образом связь со своими близкими, находясь в других городах или странах, кому-то соцсети необходимы для ведения дел и выполнения рабочих задач.
Так или иначе социальные сети оперативно подстраиваются под нужды населения планеты и продвигают новые форматы коммуникаций. Последними нововведениями в этой сфере стали видеозвонки с участием большого количества человек.
В будущем с развитием технологий виртуальной реальности варианты для общения станут еще более обширными. Уже сейчас Facebook активно развивает свою платформу Horizon Workrooms для коллективной работы в 3D-пространстве с помощью гарнитуры Oculus Quest 2.
Типичный пользователь социальных сетей в свободные от работы минуты или когда нужно скоротать время в ожидании чего-либо, автоматически берет в руки свой смартфон и начинает пролистывать ленту новостей. Подобное времяпрепровождение работает как игрушка-антистресс, способная ненадолго отвлечь от рутины и насущных проблем.
Под обыденным, казалось бы, действием на самом деле кроется целый список потребностей, которые человек удовлетворяет при использовании соцсетей. Психолог Максим Реуцкий отмечает пять основных из них:
Взять на заметку интересный рецепт блюда и приготовить его в будущем; узнать о премьере нового спектакля в любимом театре и забронировать билеты на ближайший показ — это лишь пара примеров того, как социальные сети могут быть полезными в реальной жизни. Благодаря сообществам с уклоном в определенную тематику происходит постоянная подпитка собственных интересов подписчика.
Системы рекомендаций социальных сетей позволяют еще больше расширить круг увлечений с помощью искусственного интеллекта, который подбирает актуальный контент. В ЯRUS пошли еще дальше и позволили пользователям сформировать на основе отдельного интереса свою индивидуальную ленту, называемую ярусом. При создании нового яруса нужно указать ключевые слова и система подберет все связанные с ними посты. Таких ярусов можно создать много.
В момент развития социальных платформ у психологов не утихали споры о том, положительно или отрицательно они влияют на человека. В порицание ставилась зависимость, при которой отсутствие доступа к социальным сетям может привести к психологическим расстройствам. К минусам причислялась и потеря концентрации во время рабочего процесса, когда буквально каждые 5 минут человек отвлекается на обновление новостной ленты.
Всё это имеет место быть и сейчас, нам действительно сложно представить себе жизнь без соцсетей, стоит лишь вспомнить, как взбудоражилось общество при сбое в работе Facebook, Instagram и WhatsApp. При всех негативных сторонах очевидны и плюсы, благодаря которым многие процессы упростились и ускорились.
Тем не менее в стремительно меняющемся мире социальные платформы помогают оставаться в курсе всех событий и позволяют самореализовываться нам самим. Необходимость социальных сетей очевидна, а сами платформы имеют огромный потенциал для развития.
«Что есть что в мире социальных платформ»
Итак, социальная веб- платформа – это программный продукт на базе и(возможно) с помощью которого пользователь (группа пользователей) может создать управляемое им (ими) же социальное веб-пространство, или веб-среду. Это целевое пространство, в свою очередь, является основой для образования собственной (целевой) социальной сети. Далее будем говорить просто о социальных платформах или ещё проще — платформах.
В полном варианте этой заметки в iTech Bridge блоге даётся классификация платформ по критериям:
• ориентации на целевые сервисы — блоги форумы, вики и т.п.;
• поставки сервиса — во владение (с открытым или закрытым кодом), по требованию, комбинации;
• взаимоотношения с целевыми пространствами — операционные (одноцелевые, многоцелевые), библиотеки ( универсальные, групповые, специальные), комбинации;
• (методу) создания целевых пространств – программируемые, настраиваемые (процедурно, параметрически), законченные;
• прозрачности – прозрачные, непрозрачные.
Приведённая классификация иллюстрируется примерами. Таким образом, мы как бы получаем некоторого рода таблицу «классификационные признаки – образцы платформ».
В общем случае, когда мы говорим об отрытой платформе, мы имеем в виду одну из двух «открытостей» или некоторое их сочетание:
— открытость кода (Open Source). Заимствуя терминологию, принятую при тестировании, можно, соответственно, говорить об открытости на уровне «белого ящика». Эту открытость мы уже упоминали выше, говоря о платформах, поставляемых «во владение»
— открытость программного интерфейса, или открытость на уровне «чёрного ящика». Как мы уже видели, такая открытость существует (а) в платформах, настраиваемых на процедурном уровне, и (б) в платформах-групповых библиотеках.
С открытым кодом (белый ящик) могут поставляться как некоторые платформы- библиотеки, так и движки. При этом такая открытость, как правило, подразумевает и «бесплатность» соответствующего продукта.
В дальнейшем, говоря об открытых платформах, мы, если не оговаривается иное, будем иметь в виду открытость только в узком смысле, т.е., платформы с открытым программным интерфейсом. Именно, появление таких открытых платформ я и называю революционным явлением.
Платформа является открытой в широком смысле, если она имеет открытый программный интерфейс и при этом поставляется в открытом коде.
Open Social – стандарт, прежде всего
Возвращаясь к Open Social, нужно сказать, что открытость здесь не самое главное. Самым же главным, мне кажется, является то, что эта открытая в широком смысле платформа – стандарт де факта.
Как стандарт, Open Social для разработчиков:
— автономных социальных ресурсов (кстати, и для FaceBook, в том числе) – это набор требований, следуя которым они могут открыть внутреннюю платформу «своего» ресурса в направлении, удовлетворяющим требованиям Open Social
— социальных приложений– это библиотека программных элементов, используя которые можно создавать приложения, работающие в рамках любого ресурса — контейнера с открытой платформой, программный интерфейс которой соответствует требованиям Open Social.
Ещё раз о прозрачности платформ.
То, что мы выше называли прозрачными платформами, в англоязычных источниках, обычно, называют white label platforms. Не придумал ещё, как более адекватно это перевести, поэтому пока остановился на «прозрачности». Прозрачной может быть как открытая (в любом смысле), так и закрытая платформа. Главное, чтобы порождаемое такой платформой социальное пространство не несло в себе родовых «пятен» (признаков) этой платформы и при этом могло иметь собственный доменный адрес второго уровня. В этом плане можно сказать, что LiveJournal и её подобные блог-платформы нельзя отнести к white label, т.е., они являются непрозрачными.
Легко заметить, что, практически, любую универсальную библиотеку-платформу всегда можно отнести к прозрачным. Одноцелевые операционные платформы (движки), как правило, тоже являются достаточно прозрачными. Однако трудно себе представить прозрачной любую специальную библиотеку.
Если говорить о многоцелевых операционных платформ, то здесь мы видим как непрозрачные типа LiveJournal, так и прозрачные типа Pingo платформы.
Наиболее интересным для нас вариантом является многоцелевые прозрачные платформы отрытого (в узком смысле) типа. Безразлично, является ли эта открытость, поддерживаемая библиотеками типа Open Social, или некоторым образом специализированная. Об этом относительно новом направлении в создании социальных платформ я хочу рассказать в отдельной заметке.
О столь любимом мной SaaS
SaaS – это второе, наряду с Open Source, модное сейчас направление развития программного бизнеса. И являются два этих направления во многом альтернативными. И опять, как и в случае с Open Source, при построении классификационной схемы я сознательно ухожу от упоминания SaaS, заменяя его, в общем- то, эквивалентным термином on-demand. Правда, причины здесь несколько иные.
Термин SaaS, к сожалению, оказался перегруженным различными его интерпретациями. Действительно, если говорить о любых веб-сервисах, то все они есть ничто иное, как SaaS (ПО-как-услуга). Хотя, естественно, так их никто и никогда не называл. Поэтому и мы, несмотря на то, что любой социальный ресурс с точки зрения его конечного пользователя, конечно, является SaaS, мы не всегда будем его так называть.
В дальнейшем мы для простоты будем относить к SaaS – платформам только прозрачные операционные многоцелевые платформы, предоставляющие свои инструментальные услуги в режиме «по требованию» Как и Saleseforce, такие платформы, прежде всего, ориентированы на бизнес – применение и становятся всё более открытыми. В качестве пользователей этих платформ (платформ, а не порождённых ими целевых пространств!) обычно выступают компании-заказчики или, точнее, представляющие их интересы администраторы.
Другими словами, прозрачные инструментальные платформы типа Ning и Pingo с сервисами, поставляемыми по требованию, будем относить к SaaS, а непрозрачные многоцелевые платформы типа Live Journal — нет, хотя все сервисы здесь поставляется тоже по требованию.
Следующую заметку данного цикла я планирую посвятить стартапам: как революция социальных платформ может повлиять на их организацию и бизнес- стратегию деятельности (уже опубликована ). Именно в этой заметке я надеюсь окончательно пояснить, почему я появление открытых платформ считаю революционным явлением.
Что есть что в мире социальных платформ
Эта заметка продолжает нашу беседу о новом витке развития социальных сетей, что это за виток и почему я называю его революционным. Сразу хочу предупредить: после жизнерадостного «лимонадного» сегодня разговор предстоит очень пресный – классификация социальных платформ.
Уверен, что каждый из нас вкладывает в слово «социальная платформа» свой смысл. И это не удивительно. Всё развивается такими темпами, что времени на любые классификационные схемы просто не остаётся, и даже уже составленные, они рискуют устареть быстрее, чем с ними по-настоящему разберутся первые читатели. И, тем не менее, рискну разложить всё по полочкам…
Итак, социальная веб- платформа – это программный продукт на базе и(возможно) с помощью которого пользователь (группа пользователей) может создать управляемое им (ими) же социальное веб-пространство, или веб-среду. Это целевое пространство, в свою очередь, является основой для образования собственной (целевой) социальной сети. Далее будем говорить просто о социальных платформах или ещё проще — платформах.
В полном варианте этой заметки в iTech Bridge блоге даётся классификация платформ по критериям:
• ориентации на целевые сервисы — блоги форумы, вики и т.п.;
• поставки сервиса — во владение (с открытым или закрытым кодом), по требованию, комбинации;
• взаимоотношения с целевыми пространствами — операционные (одноцелевые, многоцелевые), библиотеки ( универсальные, групповые, специальные), комбинации;
• (методу) создания целевых пространств – программируемые, настраиваемые (процедурно, параметрически), законченные;
• прозрачности – прозрачные, непрозрачные.
Приведённая классификация иллюстрируется примерами. Таким образом, мы как бы получаем некоторого рода таблицу «классификационные признаки – образцы платформ».
В общем случае, когда мы говорим об отрытой платформе, мы имеем в виду одну из двух «открытостей» или некоторое их сочетание:
— открытость кода (Open Source). Заимствуя терминологию, принятую при тестировании, можно, соответственно, говорить об открытости на уровне «белого ящика». Эту открытость мы уже упоминали выше, говоря о платформах, поставляемых «во владение»
— открытость программного интерфейса, или открытость на уровне «чёрного ящика». Как мы уже видели, такая открытость существует (а) в платформах, настраиваемых на процедурном уровне, и (б) в платформах-групповых библиотеках.
С открытым кодом (белый ящик) могут поставляться как некоторые платформы- библиотеки, так и движки. При этом такая открытость, как правило, подразумевает и «бесплатность» соответствующего продукта.
В дальнейшем, говоря об открытых платформах, мы, если не оговаривается иное, будем иметь в виду открытость только в узком смысле, т.е., платформы с открытым программным интерфейсом. Именно, появление таких открытых платформ я и называю революционным явлением.
Платформа является открытой в широком смысле, если она имеет открытый программный интерфейс и при этом поставляется в открытом коде.
Open Social – стандарт, прежде всего
Возвращаясь к Open Social, нужно сказать, что открытость здесь не самое главное. Самым же главным, мне кажется, является то, что эта открытая в широком смысле платформа – стандарт де факта.
Как стандарт, Open Social для разработчиков:
— автономных социальных ресурсов (кстати, и для FaceBook, в том числе) – это набор требований, следуя которым они могут открыть внутреннюю платформу «своего» ресурса в направлении, удовлетворяющим требованиям Open Social
— социальных приложений– это библиотека программных элементов, используя которые можно создавать приложения, работающие в рамках любого ресурса — контейнера с открытой платформой, программный интерфейс которой соответствует требованиям Open Social.
Ещё раз о прозрачности платформ.
То, что мы выше называли прозрачными платформами, в англоязычных источниках, обычно, называют white label platforms. Не придумал ещё, как более адекватно это перевести, поэтому пока остановился на «прозрачности». Прозрачной может быть как открытая (в любом смысле), так и закрытая платформа. Главное, чтобы порождаемое такой платформой социальное пространство не несло в себе родовых «пятен» (признаков) этой платформы и при этом могло иметь собственный доменный адрес второго уровня. В этом плане можно сказать, что LiveJournal и её подобные блог-платформы нельзя отнести к white label, т.е., они являются непрозрачными.
Легко заметить, что, практически, любую универсальную библиотеку-платформу всегда можно отнести к прозрачным. Одноцелевые операционные платформы (движки), как правило, тоже являются достаточно прозрачными. Однако трудно себе представить прозрачной любую специальную библиотеку.
Если говорить о многоцелевых операционных платформ, то здесь мы видим как непрозрачные типа LiveJournal, так и прозрачные типа Pingo платформы.
Наиболее интересным для нас вариантом является многоцелевые прозрачные платформы отрытого (в узком смысле) типа. Безразлично, является ли эта открытость, поддерживаемая библиотеками типа Open Social, или некоторым образом специализированная. Об этом относительно новом направлении в создании социальных платформ я хочу рассказать в отдельной заметке.
О столь любимом мной SaaS
SaaS – это второе, наряду с Open Source, модное сейчас направление развития программного бизнеса. И являются два этих направления во многом альтернативными. И опять, как и в случае с Open Source, при построении классификационной схемы я сознательно ухожу от упоминания SaaS, заменяя его, в общем- то, эквивалентным термином on-demand. Правда, причины здесь несколько иные.
Термин SaaS, к сожалению, оказался перегруженным различными его интерпретациями. Действительно, если говорить о любых веб-сервисах, то все они есть ничто иное, как SaaS (ПО-как-услуга). Хотя, естественно, так их никто и никогда не называл. Поэтому и мы, несмотря на то, что любой социальный ресурс с точки зрения его конечного пользователя, конечно, является SaaS, мы не всегда будем его так называть.
В дальнейшем мы для простоты будем относить к SaaS – платформам только прозрачные операционные многоцелевые платформы, предоставляющие свои инструментальные услуги в режиме «по требованию» Как и Saleseforce, такие платформы, прежде всего, ориентированы на бизнес – применение и становятся всё более открытыми. В качестве пользователей этих платформ (платформ, а не порождённых ими целевых пространств!) обычно выступают компании-заказчики или, точнее, представляющие их интересы администраторы.
Другими словами, прозрачные инструментальные платформы типа Ning и Pingo с сервисами, поставляемыми по требованию, будем относить к SaaS, а непрозрачные многоцелевые платформы типа Live Journal — нет, хотя все сервисы здесь поставляется тоже по требованию.
Следующую заметку данного цикла я планирую посвятить стартапам: как революция социальных платформ может повлиять на их организацию и бизнес- стратегию деятельности (уже опубликована). Именно в этой заметке я надеюсь окончательно пояснить, почему я появление открытых платформ считаю революционным явлением.
Ну, а пока напоминаю, что полный вариант заметки, которую вы сейчас прочли (со всеми необходимыми ссылками), находится в моём iTech Bridge блоге.
Социальная платформа. Создавая пространство доверия
Сегодня в России и во всем мире сложилось понимание: устойчивое экономическое развитие возможно только в устойчиво развивающемся обществе, поэтому рост невозможен без решения социальных задач. Для создания экосистемы социально ориентированных проектов в России нужны и каналы финансирования, и новейшее регулирование, и технологические инновации, и информационная среда. Действующим лицом в этой истории не может быть только государство, необходимо сопряжение интересов и усилий власти, бизнеса, некоммерческих организаций, общества и средств массовой информации. Социальная платформа Фонда «Росконгресс» создана для того, чтобы стать рабочей средой для этой социальной экосистемы.
Елена Маринина, руководитель дирекции социальных программ Фонда «Росконгресс»
«Социальная платформа это инициатива, направленная на установление и поддержание стабильного диалога между структурами бизнеса, власти и гражданского общества. Мы создаем инструменты обратной связи в рамках существующих форумов и за их пределами, продвигаем социальную повестку и способствуем развитию культуры благотворительности в России.
Во время тематических сессий платформы в «Русском доме» в Давосе и на Российском инвестиционном форуме в Сочи стали очевидны несколько основных проблем социальной экосистемы России, таких как отсутствие системного диалога между государством, бизнесом, гражданами и НКО, недостаток качественной информации о социальной сфере, отсутствие разработанных механизмов тиражирования успешных проектов и инновационных социальных практик в регионах.
Наша деятельность направлена на преодоление этих проблем и развитие стабильных, устойчивых связей между всеми элементами экосистемы. По нашему замыслу социальная платформа должна стать логическим продолжением форумов Фонда «Росконгресс» и, в частности, Петербургского международного экономического форума.
На ПМЭФ продолжит работу наш стенд NPO LAB, на котором крупнейшие благотворительные фонды и представители КСО смогут презентовать успешные социальные и экологические проекты и рассказать о своих факторах успеха; будут проведены дискуссии и воркшопы экспертов по вопросам эффективного продвижения социальных идей, потенциала использования новых информационных технологий в социальной сфере, взаимодействия НКО, власти и бизнеса как целевой модели устойчивого развития. Мы ожидаем, что NPO LAB станет площадкой для стимулирования трехстороннего взаимодействия и привлечения инвестиций в общественно значимые проекты.
Мы стремимся к тому, чтобы в работе социальной платформы принимали участие ведущие российские и зарубежные эксперты, происходил обмен опытом и мнениями на глобальном уровне и формировалась основа для взаимовыгодного международного сотрудничества в области решения социальных задач, стоящих перед Россией и миром в целом. В России есть большой потенциал для создания эффективных решений в сфере образования, защиты окружающей среды, развития культуры социальной инклюзии. Это глобальные задачи, и Россия способна вносить стратегический вклад в совместную межстрановую работу в этих сферах.
В части интеграции в деловую программу ПМЭФ мы проводим две дискуссии с участием ведущих российских и международных экспертов. Одна сессия посвящена обсуждению тенденций развития социально ориентированных практик, проблемам и решениям с точки зрения различных участников социальной деятельности. Вторая на тему роли выдающихся женщин в социально-экономическом развитии Евразийского региона станет основой нашей инициативы по формированию международного женского сообщества в поддержку идей глобального устойчивого развития, укрепления международных социокультурных связей и кооперации женщин в области решения актуальных социальных проблем.
На ПМЭФ мы анонсируем совместный проект с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» по развитию института социальной коммуникации в России, который будет реализован в широком партнерстве с государством, некоммерческим сектором, культурными и образовательными организациями и экспертами в области аудиовизуальной и цифровой коммуникации. Цель этого проекта совершенствование механизмов интегрированной коммуникации между участниками социальной деятельности и формирование культуры социальной инклюзии в обществе«.
Герман Греф, президент, Председатель Правления Сбербанка России
«Сбербанк по праву считает себя социально ответственной компанией. Мы видим задачу не в разовых, пусть и масштабных акциях, а в систематической целенаправленной работе, которую возлагаем на созданные нами благотворительные фонды. Они помогают не только привлекать средства для классических направлений поддержки нуждающимся в помощи, но и продвигать различные адаптационные проекты и инклюзивные инициативы, направленные на эффективную интеграцию людей с особенностями в условиях быстро меняющегося общества. Создание благотворительных фондов, таких как Память поколений, Вклад в будущее, Учитель для России, сама возможность оказать помощь тем, кому нелегко, это благо и для нашего банка, и для его сотрудников, как и для любого человека. Это создает мощную нематериальную мотивацию и еще сильнее объединяет команду вокруг решения важных гуманитарных проблем».
Илья Чукалин, генеральный директор Фонда президентских грантов
«Фонд президентских грантов самый молодой институт развития. За первый год работы мы получили более 25 тыс. проектов, поддержав 3213 на общую сумму почти 7 млрд руб. Сегодня фонд создает систему накопления и управления знаниями то, что будет способствовать институционализации некоммерческого сектора, увеличению его роли и вклада в социально-экономическое развитие страны. Мы должны научиться выделять лучшие практики, наиболее эффективные социальные технологии, что даст возможность активным людям выбирать работающую модель исходя из своих представлений о том, чем бы они хотели заниматься. В этом им также поможет развиваемая нами методология оценки проектов. Для нас это приоритетная тема, в рамках которой мы надеемся укреплять сотрудничество с частными и корпоративными фондами».
Елена Тополева-Солдунова, директор Агентства социальной информации, член Общественной палаты Российской Федерации
«В наше время стремительно нарастающего информационного перегруза, когда все труднее становится завоевать и удержать внимание аудитории, интерес к социальной информации растет. Социальные вопросы все больше волнуют людей, в которых начали просыпаться граждане. Журналисты научились нескучно освещать социальную тематику, а сами представители сектора хотят больше знать друг о друге, чтобы учиться, общаться и творить вместе. Сегодня НКО становятся все более заметными общественными игроками. В этой связи усиление позиций некоммерческого сектора на ПМЭФ закономерная история, которая, надеюсь, не оставит равнодушными участников Форума».
Валери Рокфеллер, Председатель Rockefeller Brothers Fund, член управляющего Совета Rockefeller Philanthropy Advisors
«Прозрачность и крепкие партнерские отношения, на мой взгляд, главные слагаемые доверия к НКО. Учитывая общий невысокий уровень доверия к общественным организациям, мы понимаем, что сегодня необходимо приложить усилия, чтобы в нас снова поверили, и лучший способ сделать это раскрыть нашу миссию и рассказать, что мы делаем. Мы в Rockefeller Brothers Fund открыто публикуем информацию о наших стратегиях и целях, инвестициях, которые мы делаем, а также регулярно проводим оценку эффективности, поскольку нам необходимо убедиться, что мы делаем важную работу, благодаря которой к нам хотят присоединиться новые партнеры».
Александра Болдырева, исполнительный директор Ассоциации «Форум Доноров»
«Фонд Росконгресс и Ассоциация Форум Доноров выступают инициаторами проведения форсайт-сессии, посвященной перспективам развития российского благотворительного сектора. Наша цель создать картину будущего российской благотворительности. Модель, в которой важная роль будет отведена эффективному партнерству как внутри сектора, так и между всеми заинтересованными сторонами. Этот шаг позволит артикулировать наше общее видение, понимание задач, контекста и поможет объединить усилия тех, кто готов делать мир лучше».
Мария Морозова, генеральный директор Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко
«Для меня благотворительность это проявление человеческой и гражданской солидарности. В России укрепляются доверие и связи между людьми, появляется вера в возможность объединиться и менять мир к лучшему. Благотворительность важный ресурс, не заменяющий, но дополняющий усилия государства в социальной сфере. Энергия, альтруизм и душевные силы, которые вкладывают благотворители, становятся драйвером развития, влияющим на культурные ценности, взаимоотношения между людьми, отношение к окружающей среде и осознание образа будущего».
Светлана Чупшева, генеральный директор Агентства стратегических инициатив
«Поддержка социального предпринимательства стала для АСИ одним из ключевых направлений работы. Мы считаем, что социальный проект может и должен быть прибыльным. Совсем недавно мы подвели итоги первого акселератора. Поступило более 600 заявок, 115 проектов были отобраны для стартового интенсива, по его итогам 35 получили возможность пройти двухмесячную программу акселерации, где многим удалось увеличить прибыль и найти партнеров. Часть из этих проектов получат финансирование от Фонда, часть от его партнеров. Мы видим, насколько востребованными оказались продукты Фонда, поэтому впереди новые акселерационные программы и новые проекты».
Нюта Федермессер, учредитель благотворительного фонда помощи хосписам «Вера», директор Центра паллиативной медицины в Москве
«Некоммерческие социально ориентированные организации играют огромную роль в развитии паллиативной помощи, но проблемы необходимо решать системно. Тут нужно участие государственного сектора, некоммерческих организаций, волонтерских организаций и рынка частных услуг: только комплексно реализуя приоритетный проект на государственном уровне, можно выстроить систему оказания паллиативной помощи в стране».
Чулпан Хаматова, актриса, соучредитель фонда «Подари жизнь»
«Вот уже 12 лет наш фонд помогает врачам лечить самое сложное и самое дорогостоящее заболевание у детей онкологию. Все эти годы мы покупаем в больницы оборудование, расходные материалы, оплачиваем лекарства, операции. И все это только благодаря поддержке сотен тысяч людей по всей стране, а также компаниям. Мы очень дорожим доверием общества и бизнеса. Я думаю, что все это стало возможным благодаря тем принципам работы фонда, которые мы сразу для себя обозначили. Во-первых, это полная открытость и прозрачность: мы отчитываемся за каждый рубль публично на нашем сайте. Во-вторых, фонд во всем следует за врачами и опирается в любых тратах только на их экспертное мнение. Ну и, конечно, мы постоянно придумываем и развиваем новые способы помощи, чтобы помогать было максимально легко и удобно».
Мария Черток, директор CAF Россия
«Программа развития фондов местных сообществ (ФМС) в регионах, реализуемая CAF Россия, яркий пример совместных усилий и успешной филантропической деятельности. ФМС аккумулируют ресурсы бизнеса, власти, частных лиц и некоммерческих организаций для решения актуальных проблем общества. В целом ФМС способствуют формированию культурных традиций, развитию социального предпринимательства и вовлечению местного сообщества. Становление ФМС это мировой тренд, который активно развивается и в России».
Анастасия Цветкова, генеральный директор Фонда поддержки прикладных экологических разработок и исследований «Озеро Байкал»
«Наш фонд первый частный экологический фонд в России, который начал свою деятельность с объединения единомышленников и за счет системных проектов привлек как частных доноров, так и корпоративных попечителей. Благодаря собственным социологическим исследованиям и юридической экспертизе, грантовой поддержке научных проектов и запуску образовательных инициатив фонд взаимодействует с государством, наукой и обществом, а для бизнеса дает продуманный инструментарий работы в экологическом направлении. Экофонды это центры знаний. Мы обязаны делиться информацией, выполняя свою миссию по охране природы».
Мария Красникова, директор благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт»
«Создание института социальной коммуникации наш совместный проект с Фондом Росконгресс. Мы уверены, что этот шаг поспособствует не только консолидации и выстраиванию интегрированной коммуникации между властью, бизнесом, НКО и обществом, но и поиску эффективных решений самых острых социальных проблем. Чтобы наращивать плотность социального капитала, не стоит придумывать сверхсложные форматы, а нужно максимально доступно рассказывать об актуальных процессах в сфере. И одним из наиболее действующих инструментов для этого является социальная коммуникация».
ТОЧКА ПРИТЯЖЕНИЯ СТЕНД NPO LAB
В этом году Петербургский международный экономический форум отличается широкой социальной повесткой, которая будет включена в основную деловую программу и представлена на отдельном выставочном стенде NPO LAB. Данный формат был успешно запущен на Российском инвестиционном форуме и будет интегрирован во все крупнейшие мероприятия Фонда «Росконгресс» на регулярной основе. Гостей Форума ждут успешные примеры взаимодействия НКО, бизнеса и власти, дискуссии и шоукейсы с участием российских и международных экспертов, анонсирование проекта по развитию института социальной коммуникации и многое другое.
Фонд «Росконгресс» анонсирует совместный проект с благотворительным фондом «Искусство, наука и спорт» по развитию института социальной коммуникации в России, направленный на формирование культуры сопричастности общества к решению социальных задач. В рамках презентации проекта на стенде будет дан старт Всероссийскому конкурсу на лучшие работы по эффективной социальной коммуникации в аудио-, онлайн- и офлайн-форматах. Среди членов экспертной комиссии ожидаются деятели культуры, лидеры мнений и руководители крупнейших НКО. Промежуточные итоги конкурса будут представлены на Восточном экономическом форуме.
В дни работы Форума стенд NPO LAB станет пространством для презентации успешных практик трехстороннего сотрудничества. Свои проекты направили более 100 общественных и благотворительных организаций, из которых были отобраны самые интересные кейсы.
Гости Форума не только узнают, что необходимо для реализации масштабных проектов по охране природы и как современные технологии позволяют сохранить мировое культурное наследие, но и получат возможность изучить интерактивную карту проектов, которые стали победителями конкурсов Фонда президентских грантов.