социальная маршрутка что это
Социальные маршруты — доказываем их неэффективность
Mar 10, 2020 · 5 min read
Последняя волна “улучшений” связана с реформой здравоохранения и образования, когда несколько школ или поликлиник объединили в один филиал, распределив их посетителей и функции между зданиями. Если для школ это не столь критично, поскольку после объединения они остались в границах одного района, то расстояния между филиалами больниц и поликлиник могут быть очень большими. Мы отметили все филиалы поликлиники №115, у которой расстояние между главным корпусом и её подразделением составляет 7 километров. Пациенту придется ехать с пересадками или вызывать такси.
Что делать в такой ситуации если вы работаете в мэрии?
Чтобы уменьшить негодование жителей из-за необходимости ездить в разные корпуса поликлиник и больниц, мэрия Москвы решает запустить между ними наземный транспорт (один заммэра Анастасия Ракова просит другого заммэра Максима Ликсутова об организации таких маршрутов, а отказать он не может). Подобным образом создается большинство социальных маршрутов в городе: берутся все социальные объекты района и соединяются одним маршрутом, из которого получается “кракозябра” длиной в десятки километров и парой часов в одну сторону.
Например, на прошлой неделе в Москве запустили новый социальный маршрут П58, который должен связать два отдаленных друг от друга филиала городской поликлиники №58. Помимо ужасной трассы он получил новое обозначение “П” в нумерации, которое только путает пассажиров.
Вы начальник филиала «Мосготранса» — что делать вам?
Дефицит водителей в несколько тысяч человек из-за плохих условий труда и дефицит техники из-за плохого обслуживания вынуждает руководство «Мосготранса» раскидывать автобусы по большому количеству маршрутов в ущерб для наиболее загруженных направлений. Одна из причин — протяженность и запутанность социальных маршрутов, на обслуживание которых требуется больше техники. Следовательно, руководство принимает такое решение, по которому маршрут обслуживается минимальным числом подвижного состава и огромными в интервалами в расписании (раз в 30–50 минут).
А что же делают пассажиры?
Из-за больших временных затрат на поездки на социальных маршрутах пассажиры отказываются от их использования. Время поездки, которое складывается из времени ожидания (в среднем 20 минут) и времени самой поездки (в среднем 40 минут) в итоге превышает адекватное время, которое пассажиры готовы тратить на поездку по такому маршруту. Как результат — снижение числа пассажиров на маршруте и его сильная убыточность для города.
В настоящее время специальных социальных маршрутов в Москве около 20, они изначально создавались для того, чтобы связывать различные объекты социального назначения (больницы, школы, МФЦ и прочее), но помимо этого есть огромное количество старых маршрутов, которые когда-то давно подвозили жителей спальных районов на предприятия, но после их закрытия данные маршруты постепенно пришли в упадок и перестали быть популярными. Это закономерно повлекло за собой возникновение всех тех проблем о которых мы сказали ранее. Например, такая ситуация наблюдается на Каширском шоссе, где большое количество маршрутов едет из разных микрорайонов Орехова-Борисова в центр, но их интервал составляет колеблется от 20 до 50 минут.
Эксперимент
В Москве есть маршрут номер 85, следующий от метро “Тимирязевская” до Капельского переулка. Хотя он и не имеет приставки “С” в номере, но сочетает основные качества “розовых” автобусных маршрутов: медленный, петляющий и редкоходящий. Как и многие другие он был продлен к очередным выборам с целью обеспечить удобную связь между двумя филиалами местной поликлиники, но это дало закономерный обратный эффект.
Расстояние между ними и правда значительное — почти 3 километра или полчаса пешком. Проблема в том, что добираться на автобусе придется еще дольше — около часа.
И у меня и других активистов всегда была гипотеза о том, что таким “подарком” властей никто не пользуется по назначению. В реальной жизни пациенты не будут тратить час на то, чтобы доехать на 85 автобусе, когда есть другие маршруты или можно дойти пешком.
За весь день ни один пассажир не использовал маршрут №85 для проезда между двумя филиалами одной поликлиники
Пример: в рейсе автобуса 85 отправлением в 12:15 от остановки 2-й Гончаровский переулок в салоне автобуса находилось 13 человек, восемь из которых доехали до ближайшей станции метро “Тимирязевская”, другие трое вышли в районе улицы Милашенкова, а оставшиеся 2 пассажира доехали до Ботанической улицы и вышли на ней.
Получается, в разгар рабочего дня (2 марта 2020 года, вторник), в часы работы поликлиники данным маршрутом не пользуются для того, чтобы добраться из одного филиала в другой, он преимущественно возит воздух или случайных пассажиров. На остальном участке пути ситуация не меняется: от Ботанической улицы до ВДНХ автобус едет петлями, поэтому для того, чтобы доехать до метро пассажиры выберут электробус т73 или другие частоходящие маршруты, например, до метро “Марьина роща”.
Выводы и заключение
Социальные маршруты Москвы в очередной раз доказывают свою неэффективность. На их обслуживание тратится определенное количество автобусов, которые можно было бы пустить на более загруженные направления, либо же “спрямить” их нынешние трассы, тем самым увеличить пассажиропоток и популярность подобных маршрутов.
Помимо этого московским властям нужно перестать позволять изменение маршрутов транспорта в городе ради нескольких десятков голосов на выборах для определенных кандидатов, отдав эту работу специалистам, которые будут способны анализировать пассажиропотоки и предлагать реально эффективные и удобные пассажирские маршруты.
В крайнем случае, при реальной необходимости беспересадочной связи между несколькими филиалами нескольких государственных учреждений у Москвы есть все возможности для дальнейшего развития уже существующего социального такси, которое может целиком заменить петляющие и медленные маршруты автобуса.
Магистральные, районные, социальные: как не запутаться в новых маршрутах?
Эксперт рабочей группы проекта «Магистраль» и консультант Mobility in Chain Илья Петушков рассказал о работе новых схем движения общественного транспорта Москвы.
Фото: ©РИА Новости/Виталий Белоусов
Полную версию программы «Вперёд» с Ильёй Петушковым слушайте в аудиоверсии.
И. ПЕТУШКОВ: Мы продумывали все маршруты, которые находятся в пределах Садового кольца, помимо магистрального маршрута. Магистральные маршруты — это, чтобы было понятно, как метро. Это те маршруты, когда вы приходите на остановку, вам не нужно сверяться с расписанием и вы знаете, что первый подошедший автобус всегда ваш, так же как и в метро, вы не сверяетесь с расписанием и первый подошедший поезд всегда ваш. Помимо того, как вы понимаете, метро нельзя подтянуть к каждому подъезду и, соответственно, магистральные маршруты тоже нельзя завернуть в каждый закоулок центра. Поэтому есть маршруты ещё двух категорий: маршруты районные, которые строятся примерно по тем же принципам, что и магистральные, но просто ходят пореже, интервал до 15 минут. Есть ещё маршруты так называемой социальной категории — это маршруты, которые призваны удовлетворить какие-то небольшие связи, локальные подвозы к школам, поликлиникам и т.д. Эти маршруты очень важны, но они уже могут быть достаточно извилистыми, они могут ходить не очень часто, поэтому эффективность этих маршрутов нельзя оценивать по пассажиропотоку, который на них. Потому что на них пассажиропоток всегда будет маленький, и это нормально. Не их задача привлекать большой пассажиропоток, их задача обеспечить покрытие тех закоулков, куда более магистральная сеть не попала.
М. ШАХНАЗАРОВ: Вы же используете Жайме Лернера практику, которую он в Бразилии использовал. Автобус-метро, которые ходят по выгороженным линиям. Вы воспользовались его разработкой и её внедрили в России?
И.П.: И да, и нет. То, что Жайме Лернер придумал, это называется BRT — это скоростной автобус, и концепция скоростного автобуса, или BRT, подразумевает, что транспорт движется по физически обособленным полосам. Эта концепция была придумана как альтернатива метрополитену для тех стран, которые не могут себе позволить метро, потому что это очень дорого и долго, но в которых есть огромная потребность для передвижения людей. Мы сейчас видим, что это и в Латинской Америке, и в Индии, и в Китае работает. Здесь есть свои проблемы, самая главная, что провозная способность у такой сети всё равно маленькая, потому что автобус не может быть длиной 160 метров. Но это лучше чем ничего. У нас есть метро, к счастью, в Москве. Это метро мирового класса, это достаточно хорошая сеть, но метро в центре города есть не везде в отличие от того, что мы привыкли думать. В центре городе есть огромные районы, куда нельзя попасть без метро — это Никитские ворота, Покровские ворота. Есть связи, которые вы не можете сделать нормально на метро. Вы не можете проехать от Цветного бульвара до Большого театра на метро адекватно. На метро такая поездка займёт до получаса, пока вы спуститесь, доедете, пересядете, подниметесь. Пешком такой маршрут займёт 20 минут. Все часто жалуются на то, что нет синего «Китай-города» или оранжевой «Полянки». Пересаживаться с Таганско-Краснопресненской на Арбатско-Покровскую или с Калужско-Рижской на Серпуховско-Тимирязевскую — это всегда мучение. Мы делали не то, что делал Жайме Лернер в Куритибе. Мы делали просто хорошую сеть наземного общественного транспорта. Для этого местами были сделаны выделенные полосы.
В Москве изменилась система движения общественного транспорта. Ее уже критикуют жители
В Центральном и Южном округах Москвы с 20 ноября радикально меняется система движения наземного общественного транспорта. Оптимизация затронула свыше 200 маршрутов. В «Московском транспорте» необходимость нововведений объяснили появлением новых районов и станций метро, а также запутанностью старых маршрутов. Москвичи, в свою очередь, массово выражают недовольство изменениями в сети.
В ходе преобразований некоторые маршруты наземного транспорта в ЦАО и ЮАО были скорректированы, те из них, что дублировали друг друга, объединены, а наименее загруженные — ликвидированы. При этом в местах, где пассажиропоток очень высок, были запущены магистральные маршруты с короткими интервалами. Появилось 90 новых остановок, у 130 изменились названия. Как обещают ведомства, нововведения позволят на 30–40% сократить для пассажиров время в пути.
Кроме того, радикально изменился принцип нумеризации маршрутов. Экспрессы и магистральные маршруты теперь обозначаются буквами «е» и «м». Причем маршруты м1–м9 теперь являются «диаметральными» (из центра на них можно добраться до окраины). Маршруты 100–999 считаются районными, а с100–с900 — социальными (ходят до поликлиник и школ).
Вдобавок, теперь по номеру маршрута можно определить интервалы движения. Автобусы 1–99 ходят с интервалом до 10 минут с 7:00 до 21:00, у районных автобусов 100-999 интервал движения в тот же период дня не превышает 20 минут. Социальные автобусы с100-с999 работают по особому расписанию, и иногда не ходят по выходным дням и в поздние часы.
Как отметили в Минтрансе, новая нумерация разработана на основе международного опыта.
«Если вы давно живете в районе, то уже запомнили номера нужных маршрутов. Если вы оказываетесь в другой части города, номера перестают о чем-либо говорить, в них нет логики. Чтобы сориентироваться, нужно заходить в интернет или спрашивать других пассажиров», – считают в ведомстве.
Реакция жителей
Судя по комментариям в интернете, реакция москвичей на нововведения крайне далека от восторженной. Под записями на странице «Московского транспорта» во «Вконтакте» жители города массово жалуются на низкую информированность пассажиров о готовящихся изменениях, «петляющие» новые маршруты, удаленность остановок от метро и на увеличение интервалов движения автобусов. Также люди сообщают о возникновении «мертвых зон», куда теперь не заезжает общественный транспорт и о необходимости добираться с несколькими пересадками до мест, куда раньше можно было доехать на одном автобусе.
«Подготовка пассажиров к этой новой «магистрали» просто ужасная, на нулевом уровне, за такую организацию об оповещении пассажиров на остановках, Ликсутову [руководитель Дептранса] должно быть стыдно, очень стыдно! Например, в моем округе об изменениях таких маршрутов как Е70, М79, о новом м78, о с710, с799 ну вообще ни грамма никакой информации», — пишет житель Москвы Иван Большухин.
«Из того, что я пользовал, т1, т8, 39, 671, 675, 118, 249 отменили, 147 порезали, притом дважды. Пересадок стало еще больше, чем раньше — только неудобно сделали», — отмечает пользователь с ником User User.
«У меня автобус на 5 остановок прибавил еще. Я и так ехала минут 40, теперь вообще еще дольше ехать. Такие круги выписывать будет. Какие там сокращения на 30-40%? Людям теперь с пересадками на двух автобусах придется ехать, когда раньше на одном можно было», — возмущается москвичка Елена Молчанова.
Кроме того, пользователи отметили, что некоторые районы, в частности, 14-й микрорайон Орехово-Борисово, теперь лишены прямой связи с МЦД.
Что будет дальше?
«Скоро все привыкнут к новым путям, которые мы проложили, что-то будет скорректировано в связи с обращениями граждан и изменением пассажиропотока», — пообещали в Мостранспорте.
Текущие изменения — лишь часть большой программы «Магистраль», которая, по заявлениям московских властей, направлена на оптимизацию путей и сокращение времени в поездках. В 2022 году предполагается пересмотреть маршрутную сеть в оставшихся округах Москвы.
При этом планируется ввести новые выделенные полосы, создать транспортно-пересадочные узлы и сделать цветовую маркировку маршрутов. Так, «магистральные» будут выделять на номерах автобусов зеленым цветом, «районные» — синим, а «социальные» — розовым.
«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция
Что случилось?
В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:
По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Как найти свой маршрут?
Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».
Зачем все это нужно?
Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.
Как на нововведения реагируют пассажиры?
Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:
Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:
Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
По городу на автобусе: для чего нужна новая маршрутная сеть
В Москве разработана маршрутная сеть наземного транспорта, получившая название «Магистраль». Новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев проходят по центру столицы и основным транспортным путям. Ходить транспорт будет и на участках, где не курсировал с 1990 годов. Запустят сеть 8 октября. Для чего она нужна, по каким маршрутам пройдет, как ей пользоваться и чего ждать в будущем – читайте в материале m24.ru.
При нажатии на схему откроется полная версия
Цифры
Для чего нужна сеть
Первую очередь маршрутов запускают в октябре. Постепенно появятся новые маршруты, остановки и подвижной состав. Последнюю очередь «Магистрали» запустят в 2017 году. Вместе с маршрутами улучшат дорожную разметку и запустят выделенные полосы там, где они помогут движению.
Основная задача проекта – создать качественную инфраструктуру пассажирского транспорта в центре города, чтобы горожанам легче было перемещаться от одной точки к другой. Например, чтобы можно было на автобусе, троллейбусе или трамвае приехать из своего района в центр, свободно перемещаться по нему по своим делам, а вечером вернуться домой.
Маршруты сети общей протяженностью более 350 километров свяжут центр Москвы с отдаленными районами. Таким образом, совершая повседневные поездки по Москве, пассажиры смогут полностью положиться на общественный транспорт.
Маршруты
Новая транспортная сеть включает в себя три типа маршрутов: магистральные, районные и социальные.
Магистральные маршруты основные и самые длинные. Всего их будет 17. Интервал движения составит от 5 до 10 минут.
Они соединяют сразу несколько районов Москвы с центром и между собой. Так, Ленинский проспект свяжут с Ленинградским, Лужники с Семеновской, а Нагатинскую с Полежаевской.
Районные маршруты связывает районы с центром. Всего их будет 13, а интервал движения составит 10–15 минут. На них легко добраться до магистрального маршрута или совершить короткую поездку.
Социальные маршруты помогают жителям Москвы доехать до центров «Мои документы», поликлиник, паспортных столов и других социально значимых мест. Всего их будет семь, а интервал движения – до 30 минут.
График движения городского транспорта теперь будет тактовым. Например, если пассажир придет на остановку, а перед ним закроется дверь автобуса, он будет знать, через сколько точно минут придет следующий.
В названия магистральных маршрутов добавится буква «М» перед цифрой номера:
Автобусный маршрут «А» также относится к магистральным. Он пройдет от площади трех вокзалов до Лужников. С начала ХХ века по данному маршруту курсировал одноименный трамвай, москвичи прозвали его «Аннушка».
Районные и социальные маршруты просто пронумерованы. Первое время для удобства пассажиров транспорт по маршрутам будет ходить с двумя номерами – новым и старым.
Специально для проекта созданы новые остановочные флажки, карты и трафареты. Обновленные схемы движения разместят на остановках и в транспорте.
Движение маршрутов планируется обновить и на картах «Яндекса». Кроме того, первое время будут работать волонтеры и промоутеры, которые будут рассказывать о новых маршрутах.
Фото: m24.ru/Михаил Сипко
Остановки и подвижной состав
Постепенно все остановки городского транспорта заменят на новые. На первом этапе в центре установили 24 новые остановки, причем 12 из них расположены на участках, где общественный транспорт не курсировал с 90-х годов.
Основной пересадочный узел магистральных маршрутов – Лубянка. Это значит, что доехать практически в любой район столицы или любую часть центра можно будет с одной пересадкой на Лубянке.
Подвижной состав также обновляется. Власти уже закупили 103 новых автобуса с мягкими сидениями и кондиционерами.