социал медиа маркетинг что это
Что такое SMM и как это работает
Чем SMM отличается от других инструментов? Какие у него цели и задачи? Сколько ждать результата и как понять, что он есть? Отвечаем.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных площадок. Другая важная задача SMM — повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией.
По данным Hootsuite (платформа по управлению соцсетями), в 2020 году в мире 3,8 миллиарда активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. В России таких 70 миллионов, то есть 48% населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до каждого второго жителя страны.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
На чём основывается SMM
Социальные сети знают многое о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, бренд и год выпуска мобильного устройства, интересы и особенности поведения. Например, Facebook в курсе, кто из миллионов пользователей относится к группе «мужчины 20–25 лет из Санкт-Петербурга, которые часто совершают покупки онлайн и состоят в браке».
Всю информацию пользователь отдает как заполняя свой профиль, так и через действия внутри сети: отметки «Нравится» на страницах, вход в сеть с мобильного устройства, клики на рекламу и так далее.
В итоге соцсеть может подобрать для вашей рекламы людей, которые, например, недавно купили смартфон, часто путешествуют или скоро будут отмечать день рождения. На Facebook нужная информация о вас как о пользователе хранится в разделе предпочтений.
Главное при рекламе в социальных сетях — определить свою целевую аудиторию как можно точнее и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент.
Чем SMM отличается от рекламы в Google и Яндексе
Представьте, что у вас магазин одежды. В интернете вы в том числе можете продвигаться в поисковых системах. Например, по запросу «одежда для фитнеса Москва»:
Таким образом ваше предложение покажется людям, которые его уже ищут. Но ваш круг ограничится пользователями, у которых уже есть эта потребность. «За бортом» остаются тысячи людей, которым ваш продукт может пригодиться, но они либо пока довольны тем, что есть, либо ничего не искали, а сразу пошли за одеждой в знакомый магазин.
Маркетинг и реклама в соцсетях работают по-другому. За редкими исключениями их задача — предложить потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку. Всё это не делает SMM и таргет лучше или хуже, чем та же контекстная реклама. Вы просто работаете с разными типами аудиторий и решаете разные задачи.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM, как и любого маркетингового или рекламного инструмента, — увеличить продажи продуктов и услуг. Вообще с помощью соцсетей можно решить много задач; вот некоторые из них.
Увеличение посещаемости сайта. Используется как шаг в воронке продаж или способ привлечения трафика на сайт. Часто этим пользуются новостные порталы, чтобы цифры по сайту выглядели привлекательнее для рекламодателей. Так, например, «Лайфхакер» в Facebook размещает анонсы статей:
Информирование о скидках и новинках. Продвижение сезонных распродаж, рассылка специальных предложений через мессенджеры… Это всё особенно ценно для ваших действующих клиентов, ведь всегда приятно получить продукт любимой компании по выгодной цене.
Появление в поисковой выдаче. Соцсети индексируются поисковиками так же, как и официальный сайт. Если пользователь вбивает имя вашего бренда, то, помимо домашней страницы, в выдаче появятся и ваши соцсети. Пользователь может подписаться на них и следить за вами там, где ему удобно.
Расширение целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда. В соцсетях вас могут заметить новые потенциальные клиенты из любой социальной группы. Это происходит благодаря репостам ваших подписчиков, рекламе в группах, таргету и попаданию в разные топы публикаций.
Популяризация взглядов и ценностей компании. Если вы участвуете в благотворительных акциях и делаете добрые дела, то стоит рассказывать об этом, чтобы располагать к себе людей.
Работа с негативом. Жалобы и негативный опыт клиента можно превратить в положительный, если правильно реагировать на это. Даже клиента, который настроен против вас, можно сделать своим самым лояльным покупателем.
А вот забавный случай с компанией Allen Solly, которая допустила ошибку на плакате:
Компания отвечает, что совет приняли и вся команда исправляется. Подписчики высоко оценили этот ход.
Сбор отзывов о продукте и о самой компании. Соцсети помогают получать обратную связь, ведь люди заходят сюда ради общения. Пользователи могут ставить оценку и рекомендовать компанию, делиться своим мнением в комментариях и личных сообщениях.
Кроссмаркетинг с дружественными компаниями в рамках общей целевой группы. Можно делиться публикациями друг друга, устраивать совместные конкурсы и мероприятия.
Отслеживание трендов и конкурентов. Стоит подписаться на своих «врагов», чтобы отслеживать их акции, фишки и новинки. Хорошие идеи можно заимствовать, дорабатывать и запускать у себя.
Поиск новых сотрудников. Здорово, когда сотрудником становится ваш лояльный клиент. В соцсетях найти персонал зачастую проще, чем через платформы по поиску работы. Ведь обычно это люди, которым интересен ваш бизнес, которые разделяют ваши ценности.
SMM продвижение (смм маркетинг) — пошаговое руководство
Что такое SMM и нужно ли оно вам?
SMM-стратегия
С чего начать? С разработки SMM-стратегии — плана достижения бизнес-целей компании при помощи социальных сетей. Стратегия поможет определить цели присутствия в социальных медиа, пути их достижения, расставить приоритеты, а главное — спрогнозировать потенциальный эффект и не свернуть с намеченного маршрута.
Форматы присутствия в социальных сетях:
Графическое оформление групп
Чек-лист создания сообщества
URL адрес групп. Должен соответствовать названию бренда и быть одинаковым во всех соц.сетях. Иногда адрес, который вы хотите, уже занят. Стоит найти короткое запоминающееся название, которое можно написать на визитке, упаковке, вывеске.
Описание группы. Постарайтесь уместить всю информацию кратко и сразу заявить о своих преимуществах.
Эти пункты влияют на позиции ваших групп в поисковой выдаче Яндекс и Google:
Настройки приватности. Сделайте группу открытой, чтобы в нее мог вступить любой желающий. Не отключайте комментарии к публикациям. Предоставьте возможность загружать фотографии и видеозаписи в альбомы только администраторам группы. Во ВКонтакте есть прекрасная возможность добавить слова в спам-фильтр, что помогает блокировать нецензурные выражения. Ежедневно отслеживайте комментарии к вашим публикациям.
Оповещения. Чтобы оперативно отвечать на сообщения в группах настройте оповещения и проверяйте почту, на которую приходят уведомления. Для своих клиентов мы используем специальные сервисы, которые мгновенно сообщают о новых комментариях во всех социальных сетях.
Витрина. Есть в Вконтакте и Facebook: можно добавить товары и услуги в качестве карточек с ценами. Существуют сервисы, которые позволяют автоматически выгружать товары из каталога на сайте в социальные сети. Рекомендуем их использовать, если у вас большой каталог товаров и часто меняются цены.
Опознавательные знаки. Геометки и фирменные хештеги должны быть созданы и использованы в официальном сообществе, это поможет пользователям находить ваш контент и делиться им в социальных сетях. Просто добавить хештег к публикации недостаточно. Необходимо соблюдать определенные правила. Для своих клиентов мы создаем руководство по использованию хештегов.
Создание контент-стратегии
Что такое контент-маркетинг? Это создание и распространение полезной информации, которая отвечает интересам вашей аудитории и помогает решать её проблемы.
Для чего нужен контент-маркетинг? Для того, чтобы продемонстрировать свою компетенцию, завоевать доверие аудитории, повысить ее лояльность и в итоге обменять эту лояльность на деньги. Инвестиции в контент имеют стратегический характер: приверженность бренду формируется не за один день, поэтому рассчитывайте получить коммерческий эффект через 3-6 месяцев. Контент — это фундамент эффективного продвижения бизнеса в социальных сетях.
Категории контента
Люди покупают не у компаний. Люди покупают у людей.
Что делать, если контента не хватает?
Информационный голод часто возникает в b2b компаниях. Если в первый месяц вы сделаете 50 постов, а на второй обнаружите, что писать не о чем — это плохой сценарий. Здраво оцените свои силы, определите рубрики и источники контента.
Реклама в социальных сетях
Таргетированная реклама
Таргетированная реклама в социальных сетях – это текстово-графические объявления, которые видят только те пользователи, которые соответствуют определенным критериям: пол, возраст, география и т.д.
Какие существуют таргетинги?
Базовые: пол, возраст и география.
Дополнительные:
Настройки таргетинга | Вконтакте | Facebook, instagram | myTarget |
По базам: объявления видят люди из вашей клиентской базы e-mail адресов и/или телефонов | ✔ | ✔ | ✔ |
По look-a-like: пользователи, похожие на ваших клиентов | ✔ | ✔ | ✔ |
По интересам: бизнес, путешествия, кулинария и т.д. | ✔ | ✔ | ✔ |
По должностям: программист, бухгалтер, директор и т.д. | ✔ | ✔ | ✔ |
По геолокации: реклама показывается локально по заданным координатам широта/долгота | ✔ | ✔ | ✔ |
По сообществам: рекламу видят подписчики определенных групп в социальных сетях | ✔ | ✔ | |
По доходам: ниже среднего, средний, выше среднего | ✔ | ✔ | |
События жизни: свадьба, день рождения и т.д. | ✔ | ✔ | ✔ |
Ретаргетинг: объявления видят пользователи, которые уже посетили ваш сайт | ✔ | ✔ | ✔ |
В социальных сетях пользователи объединяются в группы таргетинга по различным критериям. Например, в ВКонтакте таргетинг по интересам строится исходя из поведения пользователя: на какие группы он подписан, какие публикации читает, комментирует и лайкает. В myTarget (сайты, входящие в сеть Mail.ru Group) интересы формируются исходя из истории посещенных сайтов, поисковых запросов, информации из аккаунта в Одноклассниках и пр.
Также есть возможность загрузки собственных аудиторий. Например, в рекламные кабинеты всех социальных сетей вы можете загрузить клиентские базы e-mail адресов и телефонов. Система ищет аккаунты обладателей этих контактных данных в сети и показывает им ваши объявления. Если вам недостаточно собственной клиентской базы, то в социальных сетях вы можете найти аудиторию, которая похожа на ваших покупателей. Эта технология называется look-alike.
Недавно в Вконтакте появилась возможность сохранять аудиторию, которая видела ваши рекламные объявления. Например, вы можете создать аудиторию тех пользователей, которые скрывали ваши объявления и больше не показывать им рекламу.
Реклама в популярных группах
Реклама в сообществах — это инструмент, который поможет вам рассказать о продукте аудитории на популярных тематических площадках социальных сетей.
Алгоритм размещения рекламы в популярных группах:
Работа с лидерами мнений
Управление репутацией в социальных сетях
*по данным исследовательской компании OMI
Отзывы в интернете оказывают влияние на принятие решения о покупке. Люди обмениваются не столько технической информацией о товарах или услугах, сколько о чувствах, которые они в них вызвали.
Негатив может принести пользу вашему бизнесу, если его правильно обработать.
Конкурсы в социальных сетях
5000 рублей для небольших компаний,
50 000 рублей для федеральных крупных организаций,
Такой результат мы получили, когда проводили конкурс репостов для интернет-магазина Империя Садовода.
Приз: термосумка
Стоимость рекламы: 1615 рублей
Количество участников: 1792
Стоимость одного участника: 0,90 рублей
Окупаемость рекламы в социальных сетях
Для чистоты расчета можно включить стоимость работы специалиста, который ведет вам соц.сети.
Проследить эффективность кликовой рекламы с соц.сетей довольно просто с помощью UTM-меток. Также с высокой точностью можно анализировать динамику переходов и продажи с соц.сетей в целом.
А вот для анализа эффективности рекламы в блогах инструментов не очень много. Обычно блогерам дается специальный промокод. А недавно Instagram выпустил обновление, позволяющее подключить блогера как внешнего подрядчика вашей страницы и видеть более детальную статистику с его промо-поста. Мы также рекомендуем выделять несколько номеров коллтрекинга для различных каналов в соц.сетях.
SMM маркетинг от А до Я
Развитие социальных сетей породило новую огромную бизнес отрасль – СММ маркетинг. Это когда мы приходим с нашим продуктом в какую-нибудь соцсеть, находим там нашу целевую аудиторию, и предлагаем ей наш товар разными способами.
Звучит несложно. Но в SMM (Social Media Marketing – Маркетинг в социальных сетях (англ).) есть целый ряд подводных камней. Именно они часто мешают гуру “традиционных” продаж использовать новые возможности.
Содержание:
И давайте сначала разберем, чем отличается этот “новый маркетинг” от старых способов продвижения.
3 отличия SMM от других видов маркетинга
#1 – Общение и развлечение
СММ в первую очередь означает “социальный”. То есть весь маркетинг через СММ построен на общении. Социальные сети – это вообще очень интересная среда. Люди приходят в социальные сети только с двумя целями:
Если вы им даете какой-то контент, которые не направлен на общение или развлечение – вас “пролистнут” и не заметят. То есть все ваши действия, связанные с привлечением целевой аудитории должны так или иначе вовлекать в общение или развлекать.
Могу привести простой пример. Вконтакте слева вам показывается различная реклама. Она называется “таргетинговой рекламой”. Знаете, какая таргетинговая реклама работает лучше всего? Та, где на картинке есть какое-нибудь смешное или любопытное изображение. По какому объявлению вам больше хочется кликнуть?
То есть если человек видит в рекламе намек на развлечение – он гораздо охотнее кликнет по ней, чтобы посмотреть, что там внутри. И это только один шаг – реклама. В остальных аспектах SMM – то же самое.
#2 – Роль личности в смм маркетинге
Еще одна особенность социальных сетей – это то, что вся ваша “подноготная” выставлена на всеобщее обозрение. Раньше конечно тоже пытались создавать бизнес “с человеческим лицом”, понимая, что люди предпочитают покупать у людей, а не у безликих компаний.
Для этих целей нанимали специальных людей, которые больше всего подходили под то, что любит целевая аудитория. Дальше этим людям создавался специальный имидж, и их ставили “марионетками” во главе компании. А истинные владельцы и руководители нигде и никогда не светились.
Но только социальные сети дали возможность так быстро и так можно развивать личностный бренд. Опять-таки мы чуть ниже об этом поговорим, но одна из основных целей раскрутки через СММ – это сделать так, чтобы вас начали узнавать “в лицо”. Это и есть доверие. А там, где доверие – там и продажи.
И если вы продвигаете свое лицо, то сделайте так, чтобы его было хотя бы видно. А еще лучше – чтобы было видно, что вы настоящий человек, а не манекен. Какое из двух объявлений, построенных на идее личного бренда, вызывает у вас больше доверия?
#3 – Вирус – это такая форма жизни
Основной двигатель SMM – это вирус. Новые люди приходят к вам в группы, а потом и не продающие странички после того, как увидят репост вашей записи на стене своего друга. Они приходят и тоже делают какой-нибудь репост или оставляют комментарий.
И уже его друзья видят это в своей ленте новостей, и тоже приходят к вам. На обычных сайтах бесплатный трафик поставлялся (и поставляется) через поисковые системы. Это так называемое SEO продвижение. А здесь – вирус.
Однако SEO работает “всегда”, а вирус надо постоянно запускать новый. То есть если вы написали одну хорошую статью, и она вышла в ТОП поисковых систем, то скорее всего она там останется очень надолго, и будет каждый день приносить вам трафик.
А в соцсетях все сложнее. Если вы один раз сделали классный вирусный пост, то он будет на вас работать 2-3 дня максимум, а потом все про него забудут. Потому что за это время появится еще сто тысяч классных новых постов. Это кстати одна из основных причин, почему я не люблю заниматься SMM. Я люблю, когда результат “накапливается”. Но своя группа вконтактике у меня, конечно, есть. Присоединяйтесь.
А тем временем давайте рассмотрим, из каких этапов строится продвижение через социальные сети и СММ.
4 этапа продвижения через SMM
#1 – Выбор социальной сети
Продвижение в социальных сетях – это отдельная наука. Если хотите её освоить, то начинайте обучение смм прямо сейчас А мы с вами здесь рассмотрим основные базовые моменты. И начнем с выбора социальной сети для продвижения.
Вот казалось бы – зачем людям столько разных социальных сетей? Это и вконтакт, и фейсбук, и инстаграмм, и одноклассники, и твиттер, и много чего еще. Почему бы всем не состоять в какой-то одной сети. А все дело в том, что они разные. И люди, которые там состоят, тоже разные.
Например, считается, что аудитория фейсбука – более интеллектуально развитая и серьезная, чем вконтакте (в русскоязычном фейсбуке, конечно). И так оно и есть на самом деле. Люди там предпочитают обсуждать сложные вопросы мировой политики и экономики, и все такое прочее. Именно эти люди, кстати, чаще используют Гугл в качестве поисковой системы, а не Яндекс.
Аудитория вконтакте – более легкая и веселая. Она предпочитает лайкать котиков и смешные картинки, без глубокого социального подтекста. Это не значит, что “во вконтакте одни только школьники”. Просто подходит к ним надо так же – легко и весело.
Аудитория инстаграмма – это в основном девушки, которые выкладывают свои фотки и обсуждают фотки других девушек. И если ваш продукт для женской аудитории – в инстаграмме вы её найдете с избытком. Особенно вольготно себя там чувствуют продавцы курсов и тренингов по женским тематикам.
Аудитория одноклассников – это то, что обычно называют “среднестатистический житель России” – со среднестатистической зарплатой, пенсией и продолжительностью жизни.
Жители поселков городского типа и заводских окраин крупных городов почему-то предпочитают общаться именно там. И от все этой сети так и веет очень несложным народным юмором в духе Петросяна. Туда я бы приходил с “новинками” (которые уже давно известны в интернете всем, кроме обитателей одноклассников).
Все остальные соцсети у нас не очень распространены, поэтому их в данном обзоре можно опустить. Ваша задача – выбрать ту социальную сеть, где обитает именно ваша целевая аудитория. Даже если вы сами предпочитаете общаться с другими людьми – ничего не поделаешь. Магомед должен прийти к горе.
А после выбора сети нам надо сделать “точку сбора” для нашей аудитории.
#2 – Создание площадки для общения
В зависимости от выбранной социальной сети, площадкой для сбора целевой аудитории может быть группа или ваша личная страничка. Главное, чтобы люди туда каждый день приходили за новым контентом. А еще важно, чтобы вас не заблокировали.
Вконтакте например запрещено вести какую-либо коммерческую деятельность через свою персональную страничку. Но я знаю людей, которых этот запрет нисколько не смущает. Они постят контент у себя в аккаунте, и продажи делают там же.
Еще один важный момент – не распыляйтесь между несколькими соцсетями. Вам нужно выбрать только одну площадку, и все внимание уделять именно ей. Так у вас будет больше шансов а успех.
Создание площадки – дело пяти минут. Самое сложное – это постоянно давать людям интересный контент. Вот здесь можете посмотреть полную инструкцию продвижения группы вконтакте.
#3 – Создание вирусного контента
На первом этапе вам надо делать много интересных постов, чтобы люди ими делились и привлекали новую аудиторию. Я всего выделяю 4 типа вирусного контента, которым люди делятся охотнее всего:
Подробнее обо всех этих типах контента и как они работают вы можете прочитать в статье “4 типа контента для вирусного маркетинга”.
Еще скорее всего придется вкладывать деньги, если вы хотите, чтобы ваше сообщество развивалось быстрее. Практически у всех социальных сетей есть встроенные рекламные механизмы. Если предпочитаете “медленно, но верно”, то можно не платить. Главное, чтобы контент был действительно вирусным.
#4 – Монетизация
Тут сразу очень важно понять, что привлечение аудитории и заработок денег на этой аудитории – это совершенно разные, никак не связанные между собой вещи. У вас может быть группа на 100 тысяч человек, а зарабатывать вы будете копейки.
И наоборот, группа в 2 – 3 тысячи активных участников будет вам давать огромную прибыль. Все зависит от того, какие способы монетизации вы используете. Существует всего три основных варианта заработка в интернете на своих контентных площадках:
Заранее придумайте, как вы собираетесь зарабатывать на своей площадк, и исходя из этого прописывайте стратегию. В этом вам сильно помогут бесплатные шаблоны контент-плана для социальных сетей.
Резюме
Надеюсь. статья была вам полезна. Не забудьте скачать мою книгу «Автостопом к миллиону». Там я показываю вам самый быстрый путь с нуля до первого миллиона в интернете (выжимка из личного опыта за 10 лет = )