сотрудничество по договору оказания услуг в качестве самозанятого что это
Правила работы с самозанятыми
Компании и ИП привлекают самозанятых для разовых или нерегулярных проектов. Для бизнеса это выгоднее, чем работать с физлицами, но есть несколько правил, которые важно учитывать при таком сотрудничестве.
Леонид Яковлев
На осень 2021 года в России около 3,5 млн самозанятых. Бизнесу выгодно работать с такими исполнителями на разовых или периодических проектах: компании и ИП не должны платить НДФЛ и взносы за самозанятых — они отчитываются за свои доходы сами. При этом, если бизнес допустит ошибки при работе с самозанятыми, он рискует оказаться в должниках налоговой и получить штрафы.
В каких случаях выгодно сотрудничать с самозанятыми и как платить им без вопросов от налоговой — рассказываем в статье.
В чем преимущества работы с самозанятыми
Самозанятые — физические лица, которые применяют налог на профессиональный доход, НПД. Это специальный налоговый режим, который помогает легализовать небольшой бизнес. Например, если человек регулярно оказывает услуги, выполняет работы или продает товары собственного производства: ремонтирует обувь, занимается репетиторством, клеит обои, шьет сумки и продает их в Инстаграме. При этом человек может быть как со статусом ИП, так и без него.
Есть несколько ситуаций, когда бизнесу выгодно работать с самозанятыми: проектная работа и нерегулярная загрузка.
Проектная работа. Компаниям и предпринимателям удобно привлекать самозанятых на краткосрочные проекты. Например, нужны подрядчики для ремонта, уборки офиса или создания сайта. Бизнес приглашает исполнителей тогда, когда есть задача, и оплачивает только ее. Когда проект выполнен, сотрудничество прекращается.
Нерегулярная нагрузка. Другая ситуация — проекты с нерегулярной нагрузкой. Типичные примеры — таксопарки, курьерские службы, строительные компании. Здесь бизнес может приглашать больше или меньше самозанятых исполнителей в зависимости от спроса, сезонности, масштаба проектов.
Главное преимущество в таком сотрудничестве — бизнес не платит страховые взносы и НДФЛ за исполнителей. Самозанятые сами отчитываются в налоговой за свои доходы.
Когда и какие сложности могут возникнуть у бизнеса при работе с самозанятыми
Риски для компаний и предпринимателей возникают, если бизнес нарушает правила работы с самозанятыми:
Если отношения с самозанятым похожи на трудовые. Самозанятых от штатных работников отличает предпринимательская самостоятельность. Это значит, что самозанятый сам определяет, с кем работать, над какими задачами и сколько будет стоить его работа. К примеру, таксопарк может привлекать водителей для работы в вечернее время. Но он не может обязать их работать строго с 19:00 до 23:00. Водитель-самозанятый может сам выбирать, в какие часы будет возить пассажиров.
У налоговой есть список конкретных признаков, когда она может переквалифицировать отношения между бизнесом и самозанятым в трудовые:
Если налоговая заметит такие признаки в сотрудничестве бизнеса и самозанятого, то может сделать вывод, что компания или предприниматель пытается подменить трудовые отношения и уклоняется от уплаты НДФЛ и взносов. При этом налоговая служба не уточняет, скольких признаков из списка будет достаточно, чтобы привлечь компанию или ИП к ответственности.
За каждого самозанятого, с которым по факту имеются трудовые отношения, предпринимателю или компании придется доплатить страховые взносы и НДФЛ. А еще уплатить штрафы в налоговую и трудовую инспекцию.
Какой штраф | На основании чего |
---|---|
40% от суммы неуплаченных страховых взносов и НДФЛ | п. 3 ст. 122 НК РФ |
До 100 000 ₽ для организаций и до 10 000 ₽ для ИП за каждый договор с самозанятым | ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ |
Если бизнес или самозанятый не соблюдают ограничения. Есть ряд ограничений в сотрудничестве бизнеса и самозанятых. Вот самые важные:
О том, от кого и как часто самозанятый получает деньги, налоговая узнает из приложения «Мой налог». Сотрудничество с нынешним или бывшим работодателем она может отследить именно так.
Как бизнесу избежать рисков при работе с самозанятыми
Есть несколько этапов сотрудничества, на которые бизнесу стоит обратить внимание:
Проверить статус самозанятого. Обычно исполнитель получает статус самозанятого при регистрации на сайте или в приложении «Мой налог». Иногда он может это сделать и другим способом — например, через банк.
Проверить статус самозанятого можно на сайте налоговой.
Есть несколько ситуаций, когда самозанятый может потерять статус: к примеру, его годовой доход превысил 2,4 млн рублей или он сам снялся с учета. Если компания или предприниматель переведут исполнителю оплату, когда тот лишится статуса самозанятого, бизнесу могут доначислить взносы и НДФЛ, выписать штраф.
Поэтому перед каждой выплатой проверяйте статус самозанятого на сайте налоговой. Можно упростить этот процесс и использовать сервис выплат Тинькофф: он автоматически проверяет статус исполнителя перед тем, как перевести деньги. Если исполнитель — не самозанятый, перевести оплату не получится.
Получить и проверить чек от самозанятого. Самозанятые обязаны предоставлять чеки после получения оплаты. Так они фиксируют свой доход для налоговой.
Бизнесу нужны чеки, чтобы учесть оплату самозанятому в своих расходах и не начислять НДФЛ и взносы. Компании и ИП могут занести оплату в расходы, даже если исполнитель аннулирует чек и не вернет деньги.
Важно, чтобы в чеке был верно указан ИНН заказчика, сумма и назначение платежа. Если обнаружили ошибку в чеке, нужно попросить самозанятого аннулировать чек и прислать новый — с правильными данными. Налоговая может признать недействительным чек, в котором есть ошибки, — учесть такую выплату в расходах не получится.
Если бизнес работает с небольшим количеством самозанятых, например с одним или двумя, проверить чеки может сотрудник компании или сам предприниматель. Если самозанятых исполнителей много, можно воспользоваться сервисом выплат Тинькофф. Он автоматически формирует чеки, и их можно скачать в личном кабинете сервиса в любое время.
Проверить уплату налога на профессиональный доход. По закону уплата НПД — это обязанность самозанятого. Компания или предприниматель не несут за это ответственности. Но с точки зрения рисков, для бизнеса надежнее работать с исполнителями без долгов перед налоговой.
Сервиса для проверки уплаты налога на профессиональный доход нет. Кроме того, самозанятый не обязан отчитываться перед бизнесом о том, что уплачивает НПД. Но заказчик может предложить исполнителю облегчить этот процесс и взять удержание и уплату налога на себя с помощью сервиса выплат. Например, сервис выплат Тинькофф с согласия самозанятого может удерживать налог и переводить его в налоговую за исполнителя.
Открывает для самозанятого основной счет и специальный налоговый счет
Переводит оплату самозанятому на его основной счет
Переводит 6% налога от поступившей оплаты на специальный налоговый счет
13 числа каждого месяца списывает налог за предыдущий месяц со специального счета самозанятого и переводит его в бюджет
Что учесть в договоре с самозанятыми
Чтобы снизить риски для бизнеса, все детали сотрудничества лучше прописать в договоре.
Статус и ответственность за уплату налогов. Бизнес может снизить риски, если укажет ответственность исполнителя в договоре. Рекомендуем сослаться в договоре на то, что у исполнителя есть статус самозанятого и он сам уплачивает налог на профессиональный доход.
Срок предоставление чека. Дополнительно можно указать срок, когда исполнитель должен предоставить чек за выплату, и штраф на случай, если он не пришлет чек вовремя или аннулирует чек без всяких на то оснований.
Ответственность за изменение статуса. Компания или ИП вправе потребовать от исполнителя, чтобы тот сообщал об утрате статуса самозанятого. Если исполнитель потеряет статус, но не скажет об этом заказчику, налоговая может оштрафовать бизнес и доначислить НДФЛ и взносы. Поэтому лучше прописать в договоре, что исполнитель обязан уведомить заказчика об утрате статуса самозанятого, а если исполнитель нарушит это условие, он будет обязан уплатить штраф.
Сервис для безопасных выплат самозанятым
Автоматизирует выплаты самозанятым исполнителям.
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Будьте в курсе событий бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Нанять самозанятого: риски и преимущества для работодателя
⏱ Время прочтения — 6 минут
Коротко о самозанятости
Возможность перейти на НПД появилась у россиян в 2019 году. Эксперимент сначала проходил только в четырех регионах, позже его распространили на 23 субъекта Федерации, а потом и на всю территорию страны. Сейчас самозанятым может стать любой житель России, а также граждане стран ЕАЭС. Перейти на НПД вправе не только физлица, но и ИП без наемных работников.
Оформление самозанятости, подача сведений о доходах, расчет и перечисление налоговых платежей максимально упрощены. Госпошлину платить не надо, выходить из дома — тоже. Достаточно установить официальное мобильное приложение от ФНС «Мой налог», ввести свои данные, потом отмечать поступления и выдавать чеки заказчикам. Налог будет рассчитываться автоматически.
Налоговая ставка составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% — при работе с юрлицами. Есть ограничения по суммарному доходу за год — не более 2,4 млн рублей, а также по видам деятельности. В частности, самозанятому нельзя продавать товары, подлежащие обязательной маркировке, заниматься перепродажей или оказывать агентские услуги.
Условия применения самозанятости и налоговые ставки до 1 января 2029 года не изменятся. Это зафиксировано в Федеральном законе от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ, регулирующем применение режима самозанятости.
Таким образом, для самих самозанятых всё достаточно просто и понятно. С заказчиками услуг самозанятых сложнее.
Самозанятость глазами работодателя
Возможное сокращение административной и налоговой нагрузки кажется многим работодателям привлекательным. Это действительно выгодно: с самозанятыми не надо вести кадровый учет, не надо предоставлять отпуск, нет обязательных платежей в бюджет. Так что нередки случаи расторжения трудовых договоров и заключения договоров ГПХ с теми же работниками — уже как с самозанятыми. Но это запрещено в течение двух лет после расторжения трудового договора.
Контролеры ориентируются на наличие признаков трудовых отношений (ст. 15 ТК РФ, а также Постановление Пленума Верховного суда РФ от 29.05.2018 № 15, Письмо Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183@ «О рассмотрении обращения»):
Откуда налоговая и трудовая инспекция узнают о проблеме? Основанием для претензий может стать жалоба самого самозанятого. Заподозрить подмену трудовых отношений могут при анализе налоговой отчетности, при внеплановой или плановой проверке со стороны трудовой инспекции.
Чем рискует работодатель
1. Штраф по статье 5.27 КоАП РФ:
2. Доначисления по НДФЛ и взносам на социальное страхование, а также штрафы за неуплату налогов в срок.
3. Заключение нового договора с работником — уже трудового, а не гражданско-правового характера.
С кем нельзя сотрудничать
Сотрудничество с бывшим работником возможно. Но не как с самозанятым, а, например, как с физлицом. Придется платить за него 13% НДФЛ и 27,1% на социальное страхование.
Если компания ранее сотрудничала с физлицом по гражданско-правовому договору, после его перехода на самозанятость можно работать по-прежнему. В этом случае двухлетний запрет не действует.
Какой договор заключать с самозанятыми
Договор с самозанятым заключается по нормам гражданского законодательства. Берите за основу обычный договор ГПХ: подряда или возмездного оказания услуг. Проверьте, что в нем указаны:
Формулировки, которые нужно включить в договор с самозанятыми
Важно внести в текст договора, что исполнитель зарегистрирован как самозанятый. Для этого укажите в разделе «Обязанности Исполнителя» следующее:
Зафиксируйте в договоре, что самозанятый самостоятельно уплачивает налог на профессиональный доход и обязуется выдать чек. В разделе договора о расчетах укажите:
За неисполнение обязанности следует предусмотреть ответственность, например:
Целесообразно включить условие, что самозанятый обязан сразу информировать компанию об утрате статуса самозанятого. Для этого пропишите в договоре следующее:
Если компания сотрудничала с ИП, а предприниматель стал самозанятым, обычно договор перезаключать не нужно. Если же изменились существенные условия договора, надо перезаключать. Иногда достаточно оформить допсоглашение (если ИП платил НДС и налог был включен в стоимость услуг). Подробно налоговая разъяснила ситуацию в письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.
Как платить самозанятым
Самозанятые могут получать оплату наличными или на обычную банковскую карту, расчетный счет не требуется. Комиссию, если она есть, оплачивает заказчик.
Сама оплата идет по общим правилам, особенностей в оформлении платежей нет.
Самозанятый получает оплату и оформляет чек в приложении «Мой налог». Потребуется указать основание получения средств, ИНН и наименование заказчика. Чек можно сразу отправить по электронной почте, через мессенджеры, по СМС или распечатать.
Важно!
• Регулярно контролируйте наличие статуса самозанятого. Иначе придется доначислять взносы и НДФЛ. Проверить статус на конкретную дату можно с помощью бесплатного сервиса ФНС.
• На каждую оплату со стороны работодателя самозанятый должен предоставить чек из приложения «Мой налог». Даже если подписан акт выполненных работ, чек нужен. Иначе эти оплаты учесть в расходах не получится.
Что делать, если возникли проблемы с самозанятым
Самозанятые работники могут оказаться недобросовестными. Например, частая проблема — непредоставление чека. В этом случае можно обратиться напрямую в ФНС.
В других спорных ситуациях необходимо обращаться в суд общей юрисдикции. Арбитражный суд споры с самозанятыми не рассматривает.
«Договор ГПХ с самозанятым»
При этом договор ГПХ с самозанятым на оказание услуг не будет отличаться от стандартного соглашения с другими контрагентами за исключением нескольких нюансов, описанных в этой статье. Сегодня расскажем про все особенности расчета с самозанятыми, а ниже вы найдете договор на оказание услуг ГПХ для скачивания.
Может ли самозанятый работать по договору ГПХ
Самозанятые могут работать по договору ГПХ, но придется учесть ряд нюансов. Во-первых, перед подписанием соглашения необходимо проверить, не работал ли потенциальный контрагент на вас раньше по трудовому соглашению. С бывшими сотрудниками запрещено работать, как с самозанятыми, в течение двух лет с момента увольнения ( статья 6 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ).
Во-вторых, перед оплатой нужно проверить статус исполнителя. Попросите скриншот выписки из приложения «Мой налог» или воспользуйтесь онлайн-сервисом налоговой службы (потребуется ИНН самозанятого). Если специалист работает, как физическое лицо, и на момент перечисления вознаграждения он добровольно или из-за нарушения правил лишился права на применение «Налога на профессиональный доход», за него придется уплатить НДФЛ и страховые взносы.
В-третьих, после оплаты запросите у самозанятого чек в бумажном или электронном формате и подпишите акт-приемки. Эти документы подтвердят понесенные расходы в спорных с ФНС ситуациях. Чека или акта по отдельности будет недостаточно — об этом ФНС сообщила в письме от 30 октября 2020 года № АБ-4-20/17902@ ).
Самозанятый и ГПХ — в чем разница?
Основные отличия договора ГПХ и самозанятого заключаются в необходимости уплачивать НДФЛ и страховые взносы за исполнителя, который является физическим лицом.
Если на этот же проект заключить гражданско-правовой договор с физическим лицом, придется заплатить НДФЛ (13% х 50 000 = 6 500 рублей) и страховые взносы (30% х 50 000 = 15 000 рублей).
Образец договора ГПХ с самозанятым гражданином в 2021
Если самозанятый зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, можно заключить стандартное соглашение, как с другими контрагентами, на любых системах налогообложения.
Когда спецрежимник — не индивидуальный предприниматель, укажите:
Зафиксируйте ответственность контрагента за невыдачу чека о перечислении вознаграждения. Например, некоторые предприниматели и фирмы добавляют в договор формулировку: «За непредоставление заказчику чека в течение 3 рабочих дней с момента оплаты исполнитель уплачивает штраф в размере 30% от суммы перечисления».
Что указывать в ГПХ с самозанятым, а что нет?
Неправильно составленный договор станет для налоговой службы поводом для внеплановой проверки. Налоговая может признать соглашение недействительным и переквалифицировать его в трудовой договор. Тогда придется уплатить НДФЛ и страховые взносы за исполнителя с момента начала сотрудничества, штрафы и пени.
Чтобы избежать неприятностей, исключите из договора:
Чтобы у надзорных органов не возникло вопросов, добавьте в договор:
Ничего страшного, если какие-то пункты, характерные для трудового соглашения, окажутся в ГПХ (обычно это происходит из-за особенностей деятельности). Если налоговая служба придет с проверкой, будьте готовы доказать гражданско-правовой характер договора. В противном случае придется уплатить штраф в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ.
Можно ли заключить устный договор?
Да, с плательщиками «Налога на профессиональный доход» можно заключать устные договоры ( пункт 2 статьи 159 ГК РФ). Норма распространяется на случаи, когда по закону не требуется нотариальное заверение сделки и заказ исполняется моментально.
Однако Федеральная налоговая служба в письме от 30 октября 2020 года № АБ-4-20/17902@ поясняет, что подтвердить расходы на услуги самозанятых в спорных ситуациях возможно только при наличии подписанного договора, чека и акта приемки. Если в используемой системе налогообложения затраты не влияют на величину бюджетного отчисления, можете без опасений заключать устные договоры.
Расчеты с самозанятыми гражданами по договору ГПХ
Выплачивать самозанятым вознаграждение по гражданско-правовому договору разрешено наличными или безналичным способом. Можно заплатить за услуги наличными, перевести средства на электронный кошелек или произвести оплату с расчетного счета на банковский счет исполнителя.
Если работаете на общей или упрощенной системе налогообложения «Доходы минус расходы» (ОСНО или УСН), можете учитывать расходы на услуги, работы или продукцию самозанятым при расчете величины налога.
Для этого на руках должны быть подписанный договор, акт приемки и чек. Последний самозанятый формирует в приложении «Мой налог » и передает в бумажном или электронном форматах. Если исполнитель выбрал второй вариант, вам распечатывать чек необязательно. По запросу отправляйте документ налоговой службе в цифровом виде (по электронной почте).
При безналичном расчете спецрежимник обязан передать чек до 9 числа следующего месяца, при наличном — сразу в момент оплаты ( пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ).
Совет! Чтобы избежать задержки получения чека, в договоре пропишите ответственность исполнителя за нарушение сроков. Обычно индивидуальные предприниматели и организации устанавливают штраф в размере 20-30% от суммы вознаграждения.
Если самозанятый вернет оплату и аннулирует чек, сделайте то же самое. Не забудьте пересчитать расходы отчетного периода и сумму налога к уплате. Порядок корректировки отчетности зависит от применяемой системы налогообложения.
Что делать, если самозанятый лишился права на применение НПД?
Порядок действий зависит от организационно-правовой формы исполнителя. Если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, продолжайте работать, ИП сам за себя перечислит налоги в бюджет.
Если специалист работает как физическое лицо, уплатите за него НДФЛ, страховые взносы со всех выплат с момента утраты права на применение НПД и не забудьте сдать соответствующие отчетности. Альтернативный вариант — прекратить сотрудничество во избежание дополнительных расходов.
Может ли самозанятый нанимать работников по ГПХ
В подпункте 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ сказано, что «Налог на профессиональный доход» не могут применять предприниматели с официально трудоустроенными работниками. При этом нормативные документы не запрещают привлекать к работе по гражданско-правовому договору других самозанятых или ИП.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.