состояние души когда что либо принимается без сомнений и доказательств
Задание Ответьте на вопросы: Человек в многообразии качеств своей индивидуальности, развитых и приобретенных в социальной среде личность
Программа среднего профессионального образования
46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Дисциплина: Основы философии
Практическое занятие №5
Обучающийся Николаева Галина Александровна
Романенкова Наталья Дмитриевна
Практическое занятие №5
Цель занятия: формирование умения ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, ценностей, свободы и смысла жизни в основных философских концепциях современности как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Задание: Выполните задания и прикрепите ответы в электронном виде. Допустимо выполнение задания письменно (от руки), при этом прикрепляется фото выполненного письменного задания.
Задание 1. Ответьте на вопросы:
5. Императив это – общее нравственное предписание.
9. Две центральные системы этических ценностей – мораль и культура.
10. Образец, нечто совершенное; высшая цель стремлений – эталон, идеал.
12. К этическим категориям относятся: добро и зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство и честь.
13. К эстетическим категориям относятся: мера, гармония, соразмерность, калокагатия, катарсис.
16. Особый переходный период, когда старые социальные ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не установились – аномия (патология общества) – ощущение отсутствия норм.
18. Свою нравственную философию В. С. Соловьев изложил в труде «Оправдание добра».
20. Аксиология есть философское учение о ценностях.
Задание 2. В начале ХХ века Френсис Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.
Ваше отношение к точке зрения Гальтона?
Это может привести к вырождению человечества. Если улучшение условий жизни и влияние медицины, застрянут на том уровне, на котором они только лишь позволяют выживать людям, которые отягощены наследственными пороками, не стремясь достигнуть того уровня, на котором появится возможность избавлять людей от этих пороков.
Задание 3. Заполните таблицу
Состояние души когда что либо принимается без сомнений и доказательств
Тема. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО: ЦЕННОСТИ КАК СПОСОБ ОСВОЕНИЯ МИРА. ДУХОВНОСТЬ
I. Интеллектуальная разминка
1. Человек в многообразии качеств своей индивидуальности, развитых и приобретенных в социальной среде.
2. Способ существования общества, организации и развития человеческой жизнедеятельности.
3. Специфически человеческая форма активности людей, обусловленная их потребностями, интересами, целями.
4. Состояние общества и личности, для которых материальные потребности, будучи первичными по происхождению, выступают вторичными по значимости.
6. Система ценностей и императивов, ориентирующая людей на духовно возвышенный идеал человеческого единения, выражающийся в солидарности и братстве.
7. Философская наука, изучающая мораль и различные этические системы ее обоснования, имеющая систему понятий, описывающих моральные феномены, коллизии и ситуации.
8. Вовлеченная в сферу человеческих интересов и отношений положительная значимость какого-либо явления (материального или духовного).
9. Две центральные системы этических ценностей.
10. Образец, нечто совершенное; высшая цель стремлений.
11. Философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления целостного отношения человека к миру.
12. К этическим категориям относятся _________.
13. К эстетическим категориям относятся ________.
14. Непротиворечивое целое, где все элементы должным образом уравновешены.
15. Внутреннее убеждение о том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.
16. Кто из философов ввел в оборот термин «этика» и вычленил ее в особую науку?
17. Состояние души, когда что-либо принимается без сомнений и доказательств.
18. Сформулируйте «золотое правило» нравственности.
19. Внутреннее побуждение, обязывающее поступать в соответствии с ценностями и другими общественными требованиями.
20. Свобода совести это – право человека ________.
21. Сфера человеческой деятельности, форма общественного сознания, включающая веру в сверхъестественное, соответствующее поведение и специфические действия, особые институты.
22. Аксиология есть философское учение о _________.
23. Назовите мировые религии.
24. Свою нравственную философию В. С. Соловьев изложил в труде _____.
25. Специфическое состояние личности или социума, характеризующееся ценностно-нормативным вакуумом. Особый переходный период, когда старые социальные ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не установились.
II. Задачи, упражнения, комментарии
1. «Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, отражают иные по сравнению с наукой аспекты окружающей действительности… Ценности придают смысл человеческой жизни». (П. С. Гуревич).
· Что такое ценность? Какие бывают ценности?
· Как соотносятся «ценность» и «оценка», «ценность» и «истина», «ценность» и «норма»?
· Назовите святыни человека. Какую роль они играют в его жизни?
2. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей.
· Каково основное значение этого понятия?
· Почему свободу можно истолковать и как своевольный бунт, и как возможность творчества?
· В чем отличие «свободы от…» от «свободы для…»?
· Почему свобода, несмотря на всю свою привлекательность, оказывается тем испытанием, которого человек иногда спешит избежать?
· «Любовь, по сути, определяет фундаментальные основы бытия» (П. С. Гуревич).
«Любовь – лишь одна из немногих страстей. Она оказывает не столь уж большое влияние на жизнь в целом». (С. Джонсон, англ. критик).
· Что такое любовь как ценность?
· Какая точка зрения Вам ближе?
· Какое место занимает любовь в жизни человека?
4. Все потребности человека выходят на соответствующие типы сознания в виде соответствующих ценностей. Определите эти ценности.
· Физические – на здоровье
5. Прокомментируйте известное высказывание: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст, Божьих».
III. Заполните таблицы
1. Нравственные системы
Нравственная система | Основные принципы | Примеры | ||||||||||||||||||||||||
Эпоха | Форма восприятия любви | Представители | |||||||||||||||||||||
Концепция | Автор | Суть | Ваша оценка достоинств и недостатков |
Эволюционная | Дарвин Чарльз Роберт (1809 – 1882) | Теория эволюции путем естественного отбора. Человек произошёл в результате эволюции форм жизни. | Достоинства этой концепции в том, что она легла в основу современных гипотез; наиболее правдоподобная; утверждает единство всего живого на Земле; определяет рычаги эволюции. Недостатки так же имеются: не дает четкого объяснения появления жизни на Земле; не приминима к психологии; не объясняет особенности строения ДНК; сомнительные обоснования происхождение от обезьяны к человеку. |
Трудовая | Карл Маркс (1818—1883) | Переход человека от приспособления к преобразованию среды (труд, общение, речь) | Достоинства этой концепции в том, что К. Маркс показал связь между экономическим и ощественным развитием; позволяет увидеть общее в историческом развитии различных народов; можно представить историю как единый процесс. Недостатки: роль человеческого фактора, деятельности отодвигается на задний план; противоречива; идея полового отбора в книге сводится к мысли, что он осуществлялся исключительно по признаку «самый трудолюбивый — самый привлекательный». |
Космическая | Николай Константинович Рерих Недостатков у данной концепции много, но основным недостатком является не устойчивость доказательной базы, а все исследования основаны на шатких предположениях и догадках. Поэтому у нее нет должной поддержки среди научного сообщества. | ||
Религиозная | Фома Аквинский | Человек создан Богом. | Достоинства это йтеории в том, что все нужно знать находится в Библии; концепция имеет простое объяснение и понимание. Недостатки в том, что данная концепция не имеет под собой доказательной базы; реальные цифры возраста Земли не совпадают с летоисчислением данной теории; не признается научным миром. |
Культурно-символическая | Эрнст Кассирер | ||
Эзотерическая | Эрнст Мулдашев Родился: 1 января 1948 г. | Человек на земле возник путем уплотнения духа. | Достоинства и доводы к ним: сосояние сомати и сомадхи; имеются реальные следы древних гигантов, огромные скелеты, кости; наследие, оставшееся на земле от культур прошлого; существуют наскальные рисунки, письменные предания, легенды, мифы; восточные религиозные доктрины. Недостатки: основываясь на эту теорию можно придумать все, что угодно. Некоторые современные западные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В природе действительно есть биологический закон, ведь мы развиваемся и существуем внутри него, и он таким образом создал всё вокруг. То есть внутри природы находится сама сила, которая, с одной стороны, возбуждает всё развитие; а с другой стороны, по своему причинно-следственному, последовательному воздействию на все части природы ведет ее к определенной цели, т. е. мы можем эту цель раскрыть. И поскольку человек является здесь уже не таким пассивным элементом, каким был до нынешнего времени, развиваясь внутри природы как неживая, растительная и животная ее части, то сейчас мы выходим на уровень осознанного развития. 4.2. Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни? Полностью исключить биологические факторы из общественной жизни невозможно. Будучи биосоциальным существом, человек испытывает на себе взаимодействие генетической и социальной программ. Носителем генетических свойств служат молекулы ДНК, носителем же социальной программы является опыт человечества, который передается новым поколениям путем обучения и воспитания. Естественный отбор уже давно не имеет решающего значения в жизнедеятельности людей. Это обстоятельство погасило для них биологическую эволюцию в виде расо- и видообразования. Генетика свидетельствует о том, что наследственный потенциал человека неисчерпаем и может сохраняться неограниченно долгое время. В то же время социальные условия существования людей стали все больше определять их развитие и развитие общества. Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Задание 5. Герой Достоевского — не идея как таковая, а «тайна и загадка человека», в этой действительности. Он исследует проблему человеческого сознания, его социальной детерминированности и иррациональности, корни которой в еще не познанных глубинах сознания, факторах природного космоса, влияющих на него. Все, что пишет Достоевский, касается только человека в его устремлениях и тайных движениях души, оттого его произведения задевают каждого, оказываясь «картой» его собственной жизни. Я считаю, что что Ф. Достоевский совершенно прав, так как человеком можно стать только через самовоспитание личности, а затем и самосовершенствоваться. Необходимость самосовершенствования рано или поздно осознает каждый взрослый человек. Если при самосовершенствовании человек стремится к вершинам, то при самовоспитании он ставит перед собой более простые задачи. Главная цель самовоспитания человека– это приучение себя к чему-либо. Ф. Достоевский: «Свобода не в том, чтобы сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». Человеческая мотивация в основном социальна. Люди соотносят себя с другими людьми, участвуют в совместной деятельности, ставят общее благо выше эгоистических интересов, и стиль их жизни преимущественно социален. Врожденный социальный инстинкт заставляет отказываться от эгоистичных целей ради общественных. Люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. 6.2. Правомерно ли его утверждение об извечном антагонизме между индивидом и «контекстом социальных отношений»? Утверждение Адлера о том, что личность существует только в «социальном контексте», не правомерно, так как не способно пролить свет на реальные движущие силы человеческого поведения, пока остается нераскрытой природа этих отношений и механизм их воздействия на личность. Ведь и у Фрейда в роли источников конфликтов выступала динамика мотивов ребенка как существа не изолированного, а непрестанно сталкивающегося с запретами ближайшего социального окружения. 6.3. Приведите доказательства субъективно-идеалистической позиции автора этой концепции. Субъективное восприятие действительности. В адлерианской концепции отстаивается необходимость восприятия мира с позиций «системы отсчета» клиента, т.е., в сущности, феноменологическая ориентация. Иными словами, А. Адлер сформулировал позицию, которая в будущем легла в основу нескольких психотерапевтических концепций. Адлер предложил рассматривают мир с позиций клиента, его системы ценностей. Этот подход известен как феноменологический, поскольку обращает внимание на индивидуальный способ восприятия человеком окружающего мира. Эта «субъективная реальность» включает ощущения, мысли, чувства, ценности, верования, убеждения и умозаключения индивидуума. Поведение человека понимается как результат субъективных устремлений. ЭмоцииЧувства и эмоции человекаВыберите букву: Чувства человекаЧувства и эмоции тесно связаны с нашими внутренними качествами, они просто являются отражением того, что происходит у нас внутри. Мы часто боимся и отрицаем собственные эмоции, путаем эмоции с чувствами, чувства с состояниями. Совершенно невозможно разобраться со своими проблемами, если не можешь даже определить, что ты чувствуешь к тому или иному человеку или ситуации, или по поводу того или иного события. Что вызывает чувства и эмоцииНе только наши чувства и эмоции не осознаются сами по себе, но и их причины остаются для многих загадкой. Врожденные эмоции человекаПора «вынуть голову из песка» и разобраться, что мы чувствуем на самом деле, что вызвало у нас эту эмоцию и кто нас «научил» чувствовать именно так, а не иначе. Далее, для вашего удобства, я привела список эмоций, чувств и состояний, по возможности стараясь не только пояснять, что означает та или иная эмоция, но и указывать какие процессы лежат в ее основе. Читайте и удивляйтесь 🙂 Ксения Голицына, Азарт при занятии любимым делом; азарт предпринимателя; азарт при освоении новых знаний. Азарт игрока в казино. Беспокойство – эмоциональное состояние, характеризующееся испытанием волнения, тревоги, неудобства, неприятным предчувствием дурного. Возникает под влиянием мало понятных и неизвестных факторов внешней среды или внутреннего состояния самого человека. Благодарность – чувство обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние. Довольство малым – отсутствие в сознании мотива избыточности (см.), нежелание иметь много имущества, денег, удовольствий, постоянное ощущение счастья от того, что имеешь самое необходимое. Мстительность (жажда мести) – желание и стремление принести вред объекту в ответ на вред индивиду с его стороны. Может сочетаться с ненавистью, презрением, завистью, ложным стыдом, ревностью, боязнью, что причинят новый вред, если не будет активного противодействия (отомстить, чтоб было неповадно). Надменность – большая гордость, напыщенность. Недоумение – состояние сомнения, колебания, как следствие того, что субъект не может понять, в чем дело. Неловкость – чувство стеснительности, стыда. Может быть следствием социальной тревоги, обнаруженной лживости собеседника, сензитивности, незаслуженной или чрезмерной похвалы, присущей индивиду щепетильности, беспокойства о последствиях происходящего. Может перейти в стыд, смущение, раздражение. Ненависть – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-либо, чему-либо, часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников. Нерешительность – опасение, недоумение, неуверенность, сомнение, как комплекс. Нетерпение – нехватка терпения, спокойного ожидания, беспокойное стремление. Может быть обусловлено желанием контролировать всех и вся, неспособностью воспринимать мир таким, какой он есть, прибывать все время в будущем, не уметь находиться в «здесь и сейчас». Неуверенность в себе – боязнь предпринимать какие-либо требующиеся действия из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях произвести их успешно, боязни потерпеть провал, комплекса неполноценности. Может появиться в следствии воспитания родителями с гипперопекой, либо слишком строгими и властными родителями. И те и другие родители не дают ничего ребенку делать самостоятельно, принимать свои собственные решения и нести за них ответственность, в следствии чего появляются сомнения в своих силах и инфантильность. Обескураженность – состояние растерянности, озадаченности, неуверенности в себе в связи с чьим-то воздействием, какими-то неудачами. Обреченность – состояние человека, когда он понимает, что скоро должен умереть или что ему суждена неполноценная жизнь. Озабоченность – поглощенность заботами, беспокойная озадаченность. Озадаченность – состояние затруднения, непонимания, что делать. Озорство – чрезмерное задорное поведение, нарушающее общественную норму, наглое самовольничание. Омерзение – крайнее отвращение. Оскорбленность – чувство индивида, когда ему нанесли тяжелую обиду; обида в сочетании с чувством сильного унижения, вызванная кем-то, чаще всего сугубо намеренно. Может быть следствием комплекса неполноценности или комплекса превосходства. Может сочетаться с гневом, возмущением, стыдом, желанием мести. Осторожность – предусмотрительность относительно возможной опасности. Осторожность и предусмотрительность подчас истолковывают как страх. Отверженность – чувство, проявляющееся во враждебной установке по отношению к обществу, девиантном поведении, грубых нарушениях общения. Основой для формирования отверженности часто служит социальная дезориентация. Противостояние носит активный и обоюдный характер. Для людей, испытывающих чувство отверженности, характерно представление о несправедливом устройстве мира и самосознание изгоя, отвергаемого обществом. Может быть следствием субъективного недостатка любви, как окружающих, так и к себе самому. Тесно связана с комплексом неполноценности. Оторопь – растерянность и страх вследствие внезапности чего-либо; панический страх. Отрешенность – отсутствие чувства эмоционального участия в чём-либо, погруженность в себя, безразличие к окружающему, ощущение эмоциональной свободы, отсутствие чувства эмоционального участия в проблеме, ситуации, другом человеке и т.д. Однако, отрешенность может быть и механизмом защиты, который направлен на предотвращение формирования тесной эмоциональной связи одного человека с другими. Отчаяние – состояние крайней безнадежности, ощущение безвыходности, сопровождающееся мыслями о бессмысленности существования, бесперспективности, безнадежности прилагаемых усилий для того, чтобы улучшить сложившееся положение дел. Обычно указывает на серьёзный психологический кризис личности или её сложную жизненную ситуацию. Отчуждение – отстраненность человека от внешнего мира, других людей, недостаток или отсутствие тёплых отношений с ними. Отчужденность проявляется в таких отношениях человека с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также др. люди и социальные группы осознаются им как противоположные ему самому (от несходства до враждебности). Отчужденность может быть и отдалением человека от самого себя, от своей «сущности». Оцепенение – состояние неподвижности под влиянием какого-нибудь сильного чувства, потрясения. Печаль – состояние грусти, скорби, тоски, горя. Отрицательная эмоция, направленная в прошлое или настоящее. Траурное состояние, настроение, возникающее в процессе принятия тяжёлой утраты кого-либо, чего-либо или признанием ненадёжности определённых источников удовлетворения. Характеризуется поглощённостью ощущением собственного несчастья, кажущимся чем-то исключительным, никому непонятным или даже несправедливым («Вам не понять моей печали. »). Подавленность – состояние угнетенного настроения, мрачной безнадежности, пессимизма, возникающее в результате поражения в межличностном конфликте, где отстаивались значимые цели и интересы. Подозрительность – склонность к недоверию, чрезмерная критичность как душевное свойство. Подозрительность расценивают как психологическую проекцию. Принято думать, что, проявляя недоверие к другим людям, подозревающий переносит на них собственную склонность к обману. Покой (душевный покой) – безмятежное состояние души, отсутствие тревоги. Покорность – смиренное предание себя власти другого, чужой воле, вежливая уступчивость и послушность. В психоанализе – акт уступки другим. Аналитики склонны относить покорное поведение к рубрикам пассивность и мазохизм. Порыв – сильное кратковременное проявление какого-либо чувства. Потерянность – расстроенность и растерянность. Превосходство – необоснованная, нереалистическая убеждённость индивида в том, что он в чём-то значительно превосходит окружающих его людей. Обычно сочетается с недооценкой или осознанным умалением достоинств, достижений, прав и интересов других людей. Рассматривается, гипотетически, как защита от комплекса и/или чувства неполноценности. Люди, действительно выделяющиеся среди окружающих какими-либо выдающимися качествами и даже вполне это осознающие, большей частью не нуждаются в ощущении своего превосходства Признательность – чувство благодарности. Равнодушие – безразличие, отсутствие интереса, безучастие, холодность, косность души. Радость – наслаждение, внутреннее чувство удовольствия вследствие желанного случая. Радость может сочетаться с благодарностью, удовлетворением, облегчением, благодушием, весельем, счастьем, удивлением, благочестием. Может быть следствием ответной любви, успеха, осуществленной мечты. Может смениться разочарованием; происходит достаточно быстрая десенсибилизация. Радушие – душевная готовность быть полезным, делать добро другим. Раздражение (раздраженность)– состояние досады, гнева, недовольства. Раздражение может быть нескрываемым (сочетаясь, например, с ироничностью речи) и подавляемым (сочетающимся со сдержанностью). Может сочетаться с нетерпением. Может быть следствием неприятного сообщения, ожидания, особенно длительного; необходимости общения с неприятным собеседником, в том числе следствием его внешнего вида, манеры общения и поведения в целом; надоедливости собеседника, предшествующего расстройства настроения. Но причины частого раздражения кроются в общем непринятии людей или событий такими, какие они есть. Раздражение может возникать в результате не оправдавшихся ожиданий. Рассеянность – нарушение способности сосредоточиваться, действовать целенаправленно, когда индивид непроизвольно отвлекается от дела, думая о другом предмете, делая что-то невпопад. Может быть следствием усталости, озабоченности, легкомыслия и др. Ревность – аффективное состояние, предполагающее наличие чувства любви и основанное на стремлении к обладанию объектом любви. Негативное чувство, возникающее при ощущаемом недостатке внимания, любви, уважения или симпатии со стороны очень ценимого, прежде всего любимого, человека, в то время как это мнимо или реально получает от него кто-то другой. Ревность в большинстве случаев представляет собой исключительную претензию на «владение» другим человеком, с которым существует эмоциональная связь. Ревность возникает, когда эта претензия мнимо или на самом деле ставится этим человеком под вопрос, что вызывает сильный, порой иррациональный страх его потери. Кроме отмеченных особенностей ревность предполагает также бессознательное желание устранить или опередить противника. Робость – нерешительность, упадок духа. Симпатия — чувство устойчивой эмоциональной предрасположенности человека к другим людям, одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям. Скорбь – психическое состояние, обусловленное глубокими переживаниями утраты и сопровождающееся значительным снижением интереса к внешнему миру, погруженностью в себя и поглощенностью мучительными воспоминаниями. Скорбящий человек меняется и внешне: сохнет, худеет, делается некрасивым, понурым, «убитым горем». Скука – эмоция, указывающая на то, что индивид не в состоянии найти интересы и занятия, которые полностью захватили бы его. Это может быть связано как с внешними причинами (одиночное заключение, монотонная работа и др.), так и внутренними ограничениями. Скука – это состояние, в котором индивид осознаёт, что ему чего-то не хватает, но не понимает, чего именно. Психическое состояние, характеризующееся неспособностью человека устанавливать такие отношения с окружающим миром, другими людьми и самим собой, которые могли бы эмоционально захватить его и пробудить интерес к созидательной деятельности. Смех – специфически человеческое переживание неожиданной радости торжества ценностной нормы (желаемого должного) и понимания этого торжества. Смеется только человек и только над проявлениями человеческого. Смирение – сознание своих слабостей и недостатков, чувство сокрушенности, раскаяния, скромность. Отношение человека к самому себе и выражающееся в принижении своего достоинства, в неверии в свои силы и умалении своих возможностей, в покорности по отношению к внешним силам, в готовности подчиниться судьбе, признать свое поражение, отказаться от надежд на лучшее будущее. Сожаление – чувство неуверенности, сомнения в правильности принятого и осуществляемого решения, сочетающееся с мыслью о том, что позже об этом придется пожалеть. Это чувство печали, огорчения по поводу утраты чего-либо, потери, ухудшения, снижения и т.п. Сожаление проявляется как скорбь, грусть, жалость, печаль, огорчение в связи не только с самой утратой чего-то имеющегося или лучшего, но и с осознанием, что нельзя ничего вернуть, изменить случившегося. Таким образом, сожаление – это далеко не горе, ибо всегда возникает на уровне сознания, осмысления случившегося, трезвого подхода к анализу и оценке. Можно сказать, что это чувство, рационализированное разумом и управляемое им. Сомнение – колебание мысли, нерешительность, неуверенность, недоумение – как интеллектуально-эмоциональное целое. Это состояние ума, в котором возникает воздержание от окончательно определённого суждения, или/и раздвоения (троення и т. п.) его становления, из-за неспособности сознания сделать однозначный вывод. Сопереживание бывает двух видов: Сострадание – жалость к другому человеку, сочувствие в его беде. Спокойствие – это душевное уравновешенное состояние покоя, смирения, умиротворенности, гармонии души, духа и тела. Это состояние отсутствия тревог, забот, болезней и, напротив, испытание удобства, благополучия. Спокойствие, по утверждению философов и психологов, это торжество над разумом, приближение к истине. Испытание спокойствия – это движение духа к свободе. Страх – эмоция, возникавшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает при предвосхищении страданий. При неосознанности или неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Страх выступает и как средство воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как регулятор поведения. Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В последнее время представления о счастье связаны с конкретными условиями человеческого бытия, положением людей в обществе, характерными для данной эпохи ценностями и идеалами, а также с истолкованием человеком смысла жизни. Но как бы человек ни понимал счастье, стремление быть счастливым отражает неудовлетворенность его своей жизнью, потребность в преодолении препятствий на пути к желанной цели, к идеалу. Если счастье для человека обнаруживается в чем-то внешнем, а не в себе самом, то для него оно всегда будет только временным. Уверенность — психическое состояние человека, при котором он считает некоторые сведения истиной. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений человека. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом воздействия извне. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под воздействием внушения. Чувство уверенности личность может вызвать у себя и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки). Увлечение (сверхценное) – одностороннее и интенсивное увлечение, занимающее неподобающее место в жизни человека, имеющее для него несоразмерно большое значение, особый смысл. Способность сильно увлекаться чем-либо или кем-либо связана с системой личностных ценностей и идеалов. Это, например, спортивный фанатизм, за которым, возможно, скрывается чувство неполноценности, или слишком пристальное внимание, уделяемое своей внешности, за которым может скрываться неуверенность в себе. Удрученность – угнетенное, мучительное, томительное состояние (от нищеты, болезни, других неблагоприятных обстоятельств, вследствие серьезных неудач). Ужас – внезапный и сильный страх, внутреннее содрогание, высшая степень страха, пронизанного отчаянием и безнадежностью при столкновении с чем- то угрожающим, непознаваемым и чужим; головокружение от предчувствия тотального фиаско. Ужас для человека всегда принудителен, навязан извне — и в том случае, когда речь идет о психическом наваждении. Умиление – чувство покойной, сладостной жалости, смирения, сокрушения, душевного радушного участия, доброжелательности. Унижение – индивидуальные или групповые действия, направленные на понижение статуса человека обычно каким-то смущающим или обижающим человека путем. Некоторыми общими действиями, считающимися унижающими, являются оскорбительные слова, жесты, телодвижения, пощечины, плевки в его сторону и т. п. Некоторые специалисты считают, что ключевым моментом является то, что унижение определяется сознанием самого униженного. Для того чтобы быть униженным, человек должен считать это действие унижающим. Для некоторых людей унижение является удовольствием и источником возбуждения (напр., в сексуальных ролевых играх), но для подавляющего числа – тяжелым испытанием, которому они не хотят подвергнуться. Унижение сопровождается крайне болезненным эмоциональным потрясением и затрагивает самые чувствительные части человеческого самоуважения. Если ударить по нему слишком сильно, даже скромный человек может ответить агрессией. Уныние – безнадежная грусть, упадок духа, потеря надежды на достижение желанного или насущного. Упоение – состояние восторга, наслаждения, «восхищенье, восторг, нравственное, духовное охмеленье». Фрустрация – состояние, возникающее в результате переживания по поводу невозможности достижения намеченных целей и удовлетворения влечений, крушения планов и надежд. Эйфория – психическое состояние радостного возбуждения и энтузиазма, сопровождающееся приподнятым настроением, возбуждением, ликованием. Обязательно поделись
|