состояние бордо что это

Состояния бардо

Состояния бардо

После наступления смерти и отделения ума от тела сознание ума, воспринимающее все формы и концепции, растворяется в пространстве. Ум становится пустым, а самоосознание ясным и ничем не затуманенным. Именно в этот момент ум входит в состояние бардо.

Учения о бардо можно найти в двух текстах цикла «Жанг Жунг Ньян Гьюд» — «Четыре чакры» и «Указания по шести сияниям». В разных учениях и традициях называется разное количество состояний бардо. В тексте «Четыре чакры» выделяются три таких состояния, наступающих после смерти:

1. Бардо фундаментальной основы.

2. Бардо ясного света.

3. Бардо природы существования.

Четвертое бардо считается тем состоянием существования, в которое мы возвращаемся для вступления в свою следующую жизнь. Согласно другой системе, это бардо представляет собой период между смертью и возникновением приведшей к ней смертельной болезни. Период времени между началом этой болезни и самой смертью является пятым бардо.

Читайте также

БАРДО МЕДИТАЦИИ

БАРДО МЕДИТАЦИИ Бардо медитации — период времени, когда мы погружены в уравновешенное состояние ума. Оно заканчивается, когда мы выходим из этого состояния. Этот период называется бардо, потому что в нем нет ни обычного течения рассудочных мыслей омраченного ума, ни того

6. Йога бардо

6. Йога бардо В “Ваджрных строфах” говорится: Следует знать восемьдесят стадий распада, Таких как форма, звук, земля, вода, Видения, чувственные переживания и так далее. Есть три способа практиковать йогу бардо. Они соответствуют способностям практиков: высоким, средним

РАЗНЫЕ БАРДО

РАЗНЫЕ БАРДО Популярность Тибетской Книги Мертвых привела к тому, что обычно слово «бардо» ассоциируется со смертью. Верно, что тибетцы в повседневной речи называют переходное состояние между смертью и повторным рождением «бардо», однако значение этого слова гораздо

ПЕРЕЖИВАНИЯ БАРДО

ПЕРЕЖИВАНИЯ БАРДО В течение первых дней пребывания в бардо у нас остается впечатление, что мы являемся мужчиной или женщиной, так же как и в нашей предыдущей жизни. Мы не сознаем того, что умерли. Мы возвращаемся домой, чтобы встретиться со своей семьей и с любимыми. Мы

ОТКРОВЕНИЯ БАРДО

БАРДО

БАРДО

БАРДО Все живые существа находятся в ситуации, называемой «бардо». «Бардо» означает промежуточное состояние между двумя точками времени. В настоящий момент мы находимся в промежуточном состоянии между рождением и смертью. Оно называется «бардо этой жизни». Это бардо

БАРДО ЖИЗНИ

БАРДО ЖИЗНИ Ныне, когда бардо жизни брезжит предо мной, Я отрину праздность, ибо в жизни негоже тратить время впустую, Вступлю на путь сосредоточенного слушания, размышления и медитации, Следуя по пути ума и явлений, я проявлю трикайю. На сей раз, когда я обрёл

БАРДО МЕДИТАЦИИ

БАРДО МЕДИТАЦИИ Ныне, когда бардо медитации брезжит предо мной, Я отрину всю толпу отвлечений и всё, что приводит к смятению, Спокойно пребуду в этом состоянии беспредельности, ни к чему не привязываясь и ни о чём не тревожась, И утвержусь в творении и достижении

БАРДО СНА

БАРДО СНА Ныне, когда бардо сна брезжит предо мной, Я отрину беззаботный, подобный смерти, сон в иллюзии, И вступлю в состояние неизменности, сохраняя полную сосредоточенность, Удерживая сновидения, преображая эманации, очищаясь в сиянии. Не спи, как животное, но собирай и

БАРДО УМИРАНИЯ

БАРДО УМИРАНИЯ Ныне, когда бардо умирания брезжит предо мной, Я отрину присвоение, привязанности и ум, охваченный желаниями, Вступлю, не отвлекаясь, в чистую сущность наставлений И перенесусь в пространство вечносущего самосознания. Покидая это обусловленное тело из

БАРДО ДХАРМАТЫ

БАРДО ДХАРМАТЫ Ныне, когда бардо дхарматы брезжит предо мной, Я отрину все проекции страха и ужаса, Распознаю во всём возникающем самопроизвольное проявление осознания И признаю в них иллюзорную природу этого бардо. Когда наступит время достичь переломного момента, Не

БАРДО СУЩЕСТВОВАНИЯ

БАРДО СУЩЕСТВОВАНИЯ Ныне, когда бардо существования брезжит предо мной, Я буду удерживать в уме устремление к единой цели И стремиться продолжить линию благой кармы. Я затворю врата чрева и вспомню о сопротивлении. Настало время для силы духа и чистого видения, Отринь

Бардо существования

Бардо существования Третье бардо именуется «бардо существования». Его объяснение дается в трех частях:1. Как это бардо возникает.2. Как достичь самоосвобождения в этом бардо.3. Как можно попасть под влияние заблуждения и иллюзий в этом бардо.Относительно того, как возникает

Источник

В своих объяснениях по этой теме автор Целе Нацог Рангдрёл следует обычной схеме поучений Дхармы: подготовка, само поучение и завершение.

2. Бардо Сновидения

5. Бардо Дхармадхату

6. Бардо Становления

Другие мастера говорят о трёх или четырёх основных видах Бардо. Целе Нацог Рангдрёл предпочитает разделение на четыре основных Бардо, потому что это легче понять:

5. Бардо Дхармадхату

6. Бардо Становления

В своём тексте Целе Нацог Рангдрёл объясняет значение этих четырёх состояний Бардо, описывает их в деталях и объясняет, как мы можем практиковать, чтобы достичь Освобождения, находясь в различных Бардо.

Часть первая. Бардо Жизни

До тех пор пока эта иллюзия остаётся, мы пребываем в заблуждении и тратим свою жизнь впустую. Мы мечемся между пристрастиями и отвращением и поступаем исходя из желания получить и удержать то, к чему мы привязаны, хотя мы всё равно неизбежно это снова потеряем. Другие вещи нам не нравятся, и негативные поступки, которые мы совершаем, чтобы избежать их, позже приносят нам страдание. Так мы и тратим впустую наше время, занимаясь бессмысленной деятельностью. Полностью запутанные, мы проводим наши жизни, преследуя недостижимые цели.

В ночное время всё происходит так же, потому что мы не способны практиковать методы, которые позволяют сознательно входить в состояние сна. Вместо этого, как трупы, мы впадаем в состояние полного неведения. Когда мы спим, накопленные впечатления и привычки в нашем уме вызывают различные сновидения. Мы не распознаём их как сны и даже можем страдать от ночных кошмаров. Не понимая, чем являются наши сны, мы верим, что они реальны, хотя это не так. Вот как выглядит Бардо этой жизни для обычных существ.

Наиболее важными в изучении и практике Дхармы являются инструкции, которые мы получаем от нашего основного учителя, Коренного Ламы. Мы должны применять на практике все инструкции, которые он даёт, и следовать его советам.

Чем глубже практика может растворить нашу привязанность к этой жизни, тем лучше. Наш ум в своём обычном состоянии, как правило, полностью вовлечён в мирскую активность и мирские взаимоотношения и привязан к ним. Если мы хотим практиковать более серьёзно, мы должны отсечь эту привязанность. Тогда возможно будет, например, оставаться в ритрите в уединённом месте, чтобы интенсивно работать с Дхармой. Однако недостаточно просто быть одному. Животные, вроде птиц и оленей, тоже пребывают в одиночестве. Они тоже живут в отдалённых местах, но мы ведь не хотим уподобляться им. Нам нужно выработать больше внимательности в отношении тела, речи и ума. Нам нужно становиться всё более сознательными и практиковать Дхарму в соответствии с имеющимися у нас инструкциями.

Источник

Переход после смерти в промежуточное состояние – бардо

В четвертой части говорится о том, как после смерти достигается тело бардо. Когда сознание покидает тело через одно из отверстий, наступает переход в бардо. Бардо высших миров и бардо низших миров отличаются. Тот облик, который мы принимаем в бардо, определяется нашим будущим рождением. Например, если у вас проявилась карма, ввергающая в мир людей, ваше бардо будет человеческим, если проявилась карма, ввергающая в мир животных, у вас будет бардо животных. В «Абхидхарме» сказано то же самое: форма бардо определяется ввергающей кармой. Те, кто обладает особым видением, способны видеть существ бардо.

Тема бардо очень важная. Вы множество раз были в бардо, но забыли об этом. А теперь вам снова предстоит попасть в бардо. Некоторые были в этом промежуточном состоянии меньше двадцати лет назад, тем не менее, успели забыть об этом. Даже те, кто был в бардо два года назад, уже забыли об этом. А у бабушек с момента прошлого бардо прошло около семидесяти лет; вы забыли, но вам это простительно, потому что прошел долгий срок. В очередной раз нам предстоит испытать бардо. Такова наша эволюция: в прошлом мы все были в бардо, сейчас живем в грубом теле, а потом вновь попадем в бардо. Поэтому это весьма важная тема для вашего образования.

Если вы не знаете, где находится Марс или Юпитер, это не имеет большого значения. Но очень важно знать свой жизненный путь: откуда и куда вы идете. Это связано с вами, и эти знания – истинная мудрость. Ученые тратят много усилий на изучение, к примеру, комет. Они могут спорить об их цвете или форме. Но какая разница, какого они цвета? Комета прилетает и улетает. Некоторые ученые всю жизнь посвящают изучению кометы. Такие люди достойны сострадания. Ученые постоянно должны расширять свой кругозор, а некоторые, наоборот, сужают его до какой-то маленькой детали, в которой они просто теряются. Они зацикливаются, например, на изучении крошечного листочка, его структуры. Так вся их жизнь уходит в этот листочек. Важно расширять свои познания. Не окунайтесь с головой в какую-то деталь. Узнать о чем-то – хорошо, но не надо полностью погружаться в один нюанс.

В «Абхидхарме» тело бардо называется «чудесно явленным». Оно подобно чудесному творению, потому что может перемещаться туда, куда вы хотите. Стоит вам только подумать о чем-то, как ваше тело сразу оказывается там. Быть может, оно движется быстрее скорости света. Если бы буддийские мастера в те времена владели научными знаниями, возможно, они уточнили бы, со скоростью света или быстрее. Они бы использовали подобные научные термины.

Несмотря на то что тело бардо – тонкое энергетическое тело, в нем присутствуют пять органов чувств. Но это не грубые органы из плоти, а тонкие энергетические органы. Тело существа бардо может проходить через грубую материю: сквозь стены и так далее. Единственное, в чем оно застревает, это бодхгайская ступа и другие драгоценные ступы. Об этом иногда упоминается в объяснениях, но я ни разу не встречал этого в коренных текстах, поэтому не могу сказать наверняка. Эти знания передаются по устной линии передачи, по традиции «из уст в ухо». Но если вы чего-то не находите в коренных текстах, следует относиться к этому с небольшой долей скепсиса. Ведь когда учение передается устно, кто-то может услышать неправильно или неправильно интерпретировать, и появится эффект испорченного телефона.

Допустим, если в зале сорок человек и я скажу сидящему рядом со мной какое-то слово, а он по цепочке передаст его дальше, я думаю, что последний человек услышит другое слово. А ведь учение из уст в ухо передавалось через столько поколений! Поэтому самое главное – соответствие коренным текстам. Устная линия передачи может искажаться, и это видно по расхождениям в историях. Разные наставники одни и те же истории рассказывают по-разному. Даже я пять лет назад рассказывал одну историю одним образом, а сейчас – уже немного иначе. Я не могу воспроизводить истории абсолютно точно, потому что истории рассказываются всегда с определенной целью, в соответствии с которой каждый раз делается акцент на разные моменты, а от этого вся история немного меняется. Итак, с точки зрения теории важно все время соотносить учение с коренными текстами. В принципе вы можете задать вопрос: «В каком тексте упомянуто о том, что тело существа бардо застревает в бодхгайской ступе?» Я не смогу ответить, спросите у Далай-ламы.

Сказано, что существа бардо не способны питаться грубой пищей. Они питаются запахами.

Далее лама Цонкапа говорит, что, если в момент смерти у вас проявится ввергающая карма рождения животным, у вас будет бардо животного. Согласно одним толкованиям, попав в бардо животных, вы неминуемо родитесь в мире животных. Но в тексте «Антология Абхидхармы» говорится иное: даже в состоянии бардо все еще можно изменить место вашего будущего рождения, потому что вы еще не переродились.

В других текстах говорится, что в бардо место будущего рождения изменить невозможно: само по себе бардо животных не может превратиться в бардо людей. В «Антологии Абхидхармы» утверждается, что при наличии вышеупомянутого условия ситуацию изменить можно, а в противном случае нельзя. В принципе эти тексты не противоречат друг другу. В них одно и то же утверждается с разных точек зрения.

Итак, облик бардо зависит от ввергающей кармы, проявившейся в момент смерти. В бардо нет четких форм, скорее, это какие-то потоки размытых цветов. Подобное иногда показывают в американских фильмах. В сутре «Вхождение во чрево» сказано, что бардо ада похоже на обгоревшее бревно. Бардо животных похоже на струйки дыма, которые очень быстро движутся. Бардо голодных духов подобно воде. Бардо мирских богов и людей – золотистого цвета. Те, кто обладает способностью видеть существ бардо, видят их в виде небольших завихрений соответствующего цвета, струек воды, дыма. Если это похоже на круговорот цвета воды, это бардо голодных духов. А существа бардо богов мира желаний и мира людей похожи на быстрые золотистые вихри. Я объясняю это на основе коренных текстов.

Иногда нечто подобное можно наблюдать во время подношения сур умершему. Существа бардо питаются запахами, и для такого подношения можно сжечь цампу – ячменную муку, смешанную с маслом. Тогда существа бардо слетаются на этот запах. Иногда над суром вы можете увидеть какое-то колебание воздуха разных цветов. На самом деле тысячи существ бардо слетаются на запах, чтобы поесть. Если у вас есть особое видение, вы заметите их. Они очень тоненькие, как молнии разных цветов, быстро двигающиеся в пространстве. Иногда эти вихри могут быть большого размера, иногда они совсем маленькие.

Бардо мира форм белого цвета. Если из мира без форм вы рождаетесь в мире форм, то вы проходите через бардо, однако если из мира форм вам предстоит родиться в мире без форм, то бардо не происходит. Такие существа умирают уже в мире без форм, поэтому бардо нет. Когда существу, которое до этого жило в мире желаний или в мире форм, предстоит после смерти родиться в мире без форм, само место, где оно умирает, становится для него миром без форм. Есть лишь одна цитата, подтверждающая, что для переходящих из мира желаний или из мира форм в мир без форм бардо нет. Но и здесь об отсутствии тела бардо напрямую не говорится. Единственное, что указывает на такой вывод, – цитата, которая звучит так: «Когда они умирают, само место их смерти превращается в мир без форм». Также бытует мнение, что те, кто после смерти рождаются в аду, не проходят через бардо. Но нет никаких точных цитат или доказательств, которые бы это подтверждали.

Что касается способа передвижения в бардо, те, кто пребывают в бардо богов, движутся вверх, они не могут передвигаться прямо. Те, кто находятся в бардо людей, могут передвигаться по прямой. Те, кому предстоит переродиться в низших мирах, движутся немного по нисходящей. В «Абхидхарме» говорится, что существа бардо людей, голодных духов и животных ходят обычным образом, как при жизни.

Итак, сорок девять дней пребывания в бардо – это максимальный срок. Нет никакой определенности в том, сколько времени после смерти мы проведем в бардо. Все зависит от проявляющихся условий: когда существо бардо встречается с условием для перерождения, оно тут же перерождается.

К примеру, вы расстались со своим человеческим телом, ввергающая карма рождения человеком закончена, и теперь то бардо, в которое вы попадете, зависит от ввергающей кармы, проявившейся у вас в момент смерти.

Лама Цонкапа говорит очень четко: если в момент смерти у вас проявилась ввергающая карма мира животных, вы попадаете в бардо животных. Но если ваши родственники проведут ради вас большой молебен при участии реализованных лам с большими подношениями, эта молитва может создать условия для проявления новой ввергающей кармы по истечении семи дней. Например, в первую неделю после смерти вы находились в бардо животных. Но если ваши родственники в течение этого времени провели необходимые ритуалы, тогда по истечении семи дней во время вашей смерти в бардо у вас может проявиться новая карма, например ввергающая в мир людей. Тогда вы опять родитесь в бардо, но уже в бардо людей. Ваше бардо станет золотистого цвета. Только таким способом вы можете изменить свое тело в бардо. Само по себе оно не изменится. Но какие бы молитвы ни возносили за вас, если у вас нет ввергающей кармы рождения человеком, молитвы вам не помогут.

Молитвы подобны воде. Если в земле нет зерна, ее бесполезно поливать и удобрять, все равно ничего не вырастет. Сначала важно посадить зерно в землю, тогда будет смысл в том, чтобы ее поливать. В буддизме считается, что молитва и т. п. может помочь, но не сделает за вас всю работу. Это всего лишь условие, основные же причины вы должны создавать самостоятельно. Поэтому буддийское воззрение свободно от крайностей: с одной стороны, мы не считаем, что молитвы дадут нам все, а с другой стороны, не отрицаем силу молитв.

Иногда, немного поняв философию – закон кармы и т. п., люди говорят: «Я сам – творец всего своего счастья и страдания, поэтому обойдусь без молитв. Зачем они мне?» Это крайность. Если же люди вообще не понимают философию и постоянно молятся – это другая крайность. Они только и делают, что обращаются к Богу с разными просьбами: «Бог, дай мне пищу, дай мне…» Это тоже неправильно. Если хотите есть, заработайте себе на еду, но при этом полезно молиться об успехе своей деятельности. Итак, не впадайте в эти две крайности.

Также в «Ламриме» объясняется, что бардо может измениться из-за каких-то иных условий. Лама Цонкапа говорит, что, если в период пребывания существа в бардо богов создаются некие условия, после того как существо умрет в этом бардо, его бардо может измениться – превратиться в бардо полубогов или в бардо людей и так далее, потому что вступит в действие другая карма. Но необходимо наличие этих условий. Если их нет, то само по себе бардо измениться не может[44]. В качестве примера условий мы приводили молебен, заказанный родственниками.

Вопрос: Можно ли сказать, что, оказавшись в бардо животных на эти семь дней, мы как бы проживаем короткую жизнь в мире животных?

Ответ: Бардо животных – не совсем мир животных. Там вы пребываете в тонком теле соответствующего цвета, и у вас есть потенциал рождения животным, но вы не совсем животное.

Например, если мы возьмем клетку человеческого организма, в ней содержится полный потенциал человеческого организма, но клетку нельзя назвать организмом, это лишь потенциал. Если же клетка встретится с соответствующими условиями, из нее можно вырастить полный человеческий организм.

Вопрос: А у нас говорят, что через 49 дней дух умершего уходит из дома и затем перерождается в своих внука или внучку, это правда?

Ответ: Это не совсем так. Поймите: когда любое живое существо умирает, после смерти оно находится в состоянии бардо не более 49 дней. Некоторые, умерев, перерождаются сразу, некоторые через неделю или две. Совершенно не обязательно ваши умершие родственники потом вновь рождаются в вашей семье. Так бывает далеко не всегда. Но шансов, что такое произойдет, много. Например, если вы создали ввергающую карму родиться пятьсот раз собакой, вы будете рождаться собакой пятьсот раз подряд до тех пор, пока эта карма не истощится. Точно так же, если у вас проявилась ввергающая карма родиться в какой-то семье, например, десять или двадцать жизней подряд, когда член этой семьи умирает, он опять перерождается в той же семье, потому что его кармическая связь с семьей еще не иссякла.

В это время постарайтесь узнать бардо как бардо. Как вы можете это сделать? Для того чтобы суметь сделать это, в течение жизни, когда засыпаете, старайтесь распознавать свои сны как сны. Перед засыпанием порождайте сильную решимость осознать во сне, что вы видите сон. Если каждый вечер вы будете порождать такую решимость, то постепенно научитесь осознавать свои сны. Это не очень сложно – во время засыпания, вместо того чтобы думать о всевозможных странных вещах, вы просто порождаете решимость: «Сейчас я засыпаю и хочу осознать свой сон как сон». С такой решимостью вы заснете быстро.

Когда перед сном вы обдумываете какие-то события, у вас много мыслей, и вы не можете сразу заснуть. Если перед этим еще выпить кофе, то заснуть будет еще труднее. В тантре есть особая техника не только осознавания сна, но и контроля над своим сном. Такое учение не передается открыто, потому что есть опасность, что люди неправильно используют эту практику. Ее можно использовать во вред, например для того чтобы кого-то обмануть. Если у человека есть бодхичитта, сильное желание приносить благо другим, в этом случае Духовный Наставник постепенно объясняет такому ученику, как выполнять эту практику.

У этой практики следующие преимущества: когда научитесь осознавать свой сон как сон, вы постепенно начнете контролировать его. Во сне у всех есть особое тело – тело сна, которое может отделяться от вашего грубого тела, и в нем вы можете путешествовать. Это тонкое энергетическое тело сна, как и тело бардо, может силой вашей мысли оказаться в тот же миг в том месте, о котором вы подумаете.

В Тибете некоторые мастера, медитировавшие в горах, отделяли свое тело сна и в нем путешествовали в то место, где жили их родственники, смотрели, чем они занимаются, а затем возвращались назад.

В этом теле сна вы можете отправиться в какое-то место, получить там учение, затем вернуться назад. Если у вас есть тело сна и вы умеете управлять им, вы можете отправиться туда, где Его Святейшество Далай-лама дает учение, получить учение, а затем вернуться. Для того чтобы обрести контроль над телом сна и распознать свой сон как сон, поступайте следующим образом. Например, во сне вы видите воду. Вспомните в этот момент, что эта вода снится вам, и идите по воде. Когда вы видите огонь, думайте, что этот огонь во сне, и проходите сквозь огонь. Так вы потихоньку начинаете контролировать четыре элемента.

Какой механизм является лучшим для осознавания снов? Ваше тело сна – это не грубое тело, вы можете проверить это, посмотрев, отбрасываете ли вы тень. Если во сне вы ущипнете себя или укусите за палец и не почувствуете боли, это означает, что вы спите. Иногда бывает, когда люди чем-то шокированы, они думают: «Может быть, я сплю?» После этого они кусают себя за палец и говорят: «Нет, я не сплю». Во сне вы можете убедиться, что если у вас нет боли, значит вы спите. Те же способности вы можете использовать в бардо.

Процесс перерождения

Пятая часть этого раздела называется «Процесс перерождения». Если существо после смерти попало в бардо людей, находясь в нем, оно начинает искать место нового рождения. Иногда оно находит место за неделю, иногда – за две недели. Такое существо может принять зачатие лишь при соединении двух капель – отцовской и материнской, при наличии соответствующих условий. Не обязательно существо должно входить в материнскую утробу. Еще две с половиной тысячи лет назад в буддизме считалось, что человек может родиться, говоря научным языком, из слияния сперматозоида и яйцеклетки, при этом не обязательно в материнской утробе. Например, сознание может войти в соединение сперматозоида и яйцеклетки, или отцовской и материнской капель, под воздействием солнечного света и других условий.

Например, название рода Будды Шакьямуни – Шакья – переводится как «друг солнца», поскольку он берет начало от человека, который родился в тот момент, когда солнечный свет упал на слившиеся белую и красную капли, не находящиеся в утробе матери. История такова: жил один мудрец, и один царь решил казнить его. Перед казнью из полового органа мудреца упала одна капля, и он посвятил ее тому, чтобы его род продолжился. На эту каплю упал солнечный свет, и постепенно из нее вырос ребенок. На это повлиял не только солнечный свет, но и сила его молитвы – посвящение заслуг.

Когда заслуги посвящаются силой истины, происходит то, что не укладывается в нашем уме. Например, человек всегда говорит только правду. Если такой человек скажет «я не лгу», а люди ему не поверят, он может доказать свою правоту следующим образом: взять сухое зерно и сказать: «Я никогда не лгу, и если это действительно так, то пусть в силу истины моих слов из этого зерна вырастет дерево». И оно вырастет! Сила истины настолько огромна, что из сухого зерна без каких-либо сопутствующих условий может вырасти дерево. На самом деле сопутствующим условием здесь служит сила истины, а не вода.

Не думайте, что условием для произрастания дерева из семени должна служить только вода. Сила истины может служить гораздо более мощным условием, чем вода. Подобные явления находятся за пределами научных представлений. Они не укладываются и в рамки нашего логического понимания. Существуют весьма скрытые вещи, которые мы не можем постичь напрямую обычным умом и не можем познать их логически. Только высшее сознание способно постичь их напрямую.

Но вы не должны в любой ситуации говорить: «Это неподвластно логике. Это за пределами твоего понимания» – это тоже обман. Так можно сказать лишь о весьма скрытых объектах. Только исключительные случаи весьма скрытых объектов непостижимы для нас. Но даже их существование не должно идти в разрез со всякой логикой. По крайней мере, об их существовании должно быть упомянуто в коренных текстах. В противном случае вы можете вообще утверждать все, что вам вздумается, ссылаясь на то, что это существует за пределами наших концепций. Под подобными утверждениями должна существовать некая основа. Так, для буддистов младенцы из пробирки не есть нечто особенное, это в порядке вещей.

То же самое касается клонирования. Когда для принятия зачатия возникают подходящие условия, сознание принимает зачатие. Подобное не обязательно должно происходить в материнской утробе. Зачатие может произойти и в клонированной клетке.

Что происходит, когда существо, находящееся в человеческом бардо, стремится к зачатию? Оно ищет условия для своего зачатия, ищет то самое слияние сперматозоида и яйцеклетки, которое возникает при совокуплении его потенциальных родителей – отца и матери. Когда предоставляется эта возможность, оно устремляется туда. Но существо бардо сможет принять там зачатие, только если ему повезет, потому что большое количество других существ тоже стремятся к зачатию. Кто быстрее «сядет на этот стул», тому и повезет. Если два сознания или больше одновременно входят в это соединение, рождаются близнецы: двойняшки, тройняшки.

Раньше при зачатии мы поступали именно так: спешили попасть в материнскую утробу и, оказавшись там, очень радовались. Таким образом мы обрели нынешнее наше тело. Кроме того, вы не можете принять зачатие в утробе матери, с которой у вас нет кармической связи. Вообще говоря, у вас есть кармическая связь со всеми существами, потому что все они когда-то были вашими матерями. Почему же утверждается, что при отсутствии кармической связи вы не можете принять зачатие в утробе этой женщины? На первый взгляд, это кажется противоречием. Здесь имеется в виду кармическая связь с этой конкретной ввергающей кармой. Если какие-то отец и мать связаны с проявившейся у вас ввергающей кармой, вы сможете родиться у них.

Что касается пола существа, принимающего зачатие, об этом говорится так: «Если при виде совокупляющихся родителей у вас возникает влечение к матери и отторжение от отца, значит вам предстоит родиться мужчиной. Если же у вас возникает влечение к отцу и отторжение от матери, вам предстоит родиться женщиной». Но это лишь общие формулировки, они нелогичны. В целом существа рождаются по такому принципу, но далеко не во всех случаях влечение к матери означает рождение мужчиной, и наоборот. Некоторые дети рождаются вообще без половых органов, а некоторые – гермафродиты, с признаками обоих полов.

В тибетском обществе рассказывают такие истории, когда родился ребенок мужского пола, а через год он стал женщиной. Но сам я такого не видел. Я знаю одну женщину с усами. Раньше она была мужчиной, а через 25 лет постепенно превратилась в женщину без всякой операции. Также некоторые дети рождаются с половыми признаками мальчика, а через какое-то время превращаются в девочек. На Западе такое бывает? Я со скепсисом отношусь к подобным историям. В текстах об этом не упоминается. Тут один специалист говорит, что в Москве были случаи, когда у новорожденных присутствовали и мужские, и женские половые признаки. Врачи оставляют те, которые начинают превалировать, а другие ликвидируют с помощью операции. Как бы там ни было, в подобных случаях сложно определить, к какому из родителей существо испытывало влечение при зачатии.

Что касается процесса развития эмбриона, в биологии об этом говорится гораздо подробнее, чем в буддийских текстах. В буддизме же это объясняется весьма примитивно. Говорится, что вначале возникает маленький комочек плоти, а через несколько месяцев из него развиваются пять отростков, которые потом превращаются в голову и конечности. Я не знаю, как это объясняется по-научному. Также в буддийских текстах говорится: если вы рождаетесь на девятом месяце беременности, ваше тело является завершенным, целым. Если же через шесть или семь месяцев, у вас тело не вполне развито. В «Ламриме» так написано со ссылкой на «Абхидхарму». Тело недоношенного ребенка слабое, неокрепшее. Это логично. Если бы утверждалось, что у ребенка, рожденного на шестом или на седьмом месяце, нет ни рук, ни ног, это было бы нелогично. Но если вы рождаетесь раньше срока, потенциал вашего тела еще не полностью раскрыт.

Я не знаю, что утверждает западная наука. Но тибетские врачи говорят, что, если ребенок родится до истечения девятимесячного срока, у него все-таки будет какой-то дефект. Современные врачи предоставляют все необходимые условия для развития новорожденного, те же самые условия, которые были бы в матке. Можно сказать, что в матке есть все необходимые условия для развития ребенка.

Буддийское учение, особенно касающееся подобных областей, не должно противоречить относительной достоверности. Это важно.

Его Святейшество Далай-лама говорит, что специализация буддистов – все, что касается ума и психики. А когда мы начинаем выдвигать свои интерпретации чего-то другого, например строения материальных частиц, зачатия ребенка, процесса развития зародыша, если здесь буддийские объяснения расходятся с научными, мы должны больше доверять научным. Это ясно говорит о том, что в буддизме нет догм. Самое главное – поиск истины. Истина гораздо важнее любой догмы. Если бы Васубандху сказал что-то противоречащее науке, нам не следовало бы это принимать: «Извините, Васубандху, вы, конечно, великий ученый, но это ваше утверждение неверно. Возможно, сказав так, вы имели в виду что-то другое, объясняли с другой точки зрения. Либо вы сами немного запутались». Достоверность есть достоверность.

Вопрос: Но ведь любые знания относительны. То, что мы принимаем сейчас как достоверность, в будущем может быть опровергнуто. Возможно, Васубандху говорил о некой ситуации, актуальной для будущих времен?

Ответ: Нет, Васубандху говорил именно о нынешнем мире, а вовсе не о далеком будущем.

Вернемся к теме. Далее в «Ламриме» говорится, что те, кому предстоит пройти через так называемое самопроизвольное рождение, ищут место такого рождения. Найдя подходящее место, они рождаются там самопроизвольно.

Родиться можно не только из утробы или самопроизвольно, но также из цветка, из яйца, из тепла и влаги. Например, в некоторых заболоченных местах могут возникнуть определенные условия: влага, высокая температура – и там начинают развиваться какие-то особые грибки. В общем, ученые знают об этом больше. Короче говоря, вследствие таких условий тоже можно получить тело.

Те, кому предстоит родиться в горячем аду, влекутся к жару. Они ищут жара и из-за этого попадают в горячий ад и рождаются там. Те, кто рождается из яйца, рождаются подобным же образом, что и из материнской утробы, большой разницы нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *