состояние алертности что это
Алертность как эффективный психологический инструмент личности в современном обществе
АННОТАЦИЯ
Изменения в современном мире требуют принципиально новых подходов к пониманию психологических качеств, определяющих успешность человека. В статье представлен анализ одного из возможных подходов к поиску психологических диспозиций личности, актуализирующих продуктивность человека в быстро меняющемся обществе.
ABSTRACT
Changes in the modern world require fundamentally new approaches to understanding the psychological qualities that determine a person’s success. The article presents an analysis of one of the possible approaches to the search for psychological dispositions of the personality, actualizing human productivity in a rapidly changing society.
Ключевые слова: изменения, общество, трансформация, алертность, готовность к действию, диспозиции личности.
Keywords: changes, society, transformation, alertness, readiness for action, dispositions of personality.
Одним из противоречивых аспектов социального контекста начала XXI века является ярко выраженная неоднородность мировоззренческих позиций в обществе. Так, с одной стороны по-прежнему многочисленна по составу группа индивидов, транслирующих ценности прежних социально-экономических и политических эпох и достаточно ригидно реагирующих на актуальные тенденции, которые зачастую культивируются в СМИ. Одновременно при этом достаточно быстрыми темпами увеличивается количество людей, не только глубоко восприимчивых к малейшим колебаниям во всех сферах общественного порядка, но считающих данные отхождения от некой заданной прямой абсолютной нормой. Рассматриваемая когорта, как правило, не ставит знак тождества между социальными переменами, всё чаще приобретающими перманентный характер, и негативным разрушением привычного уклада.
Данное общественное явление можно отразить в выражении «толерантность к неопределенности [3]. Рассматриваемое понятие довольно точно и ёмко характеризует сознание индивида XXI века, который готов спокойно жить в ситуации неведения своего нынешнего и грядущего бытия. Более того – данный организационно-деятельностный и ментальный хаос, напротив, становится новой идеологией и своеобразным способом мышления и жизнедеятельности, структурирующим образ мыслей человека нового типа. Закономерно встает вопрос – в связи с чем развивается толерантность к неопределенности в сознании индивида? Очевидно, ответ кроется в качественной и, прежде всего, количественной специфике тех изменений, которыми изобилует начало нового тысячелетия. Пожалуй, ни в один исторический период изменения во всех сферах жизни – экономической, политической, культурной, технической и т. д., не происходили столь быстрыми темпами, предугадать которые подчас совершенно невозможно. Ошибки в прогнозах порой могут иметь довольно высокую цену и привести к нежелательному результату, в связи с чем важнейшими адекватными способами психологического «выживания» индивида могут стать умение оставаться внутренне спокойным и спонтанное планирование на основе экспресс анализа актуальной ситуации.
Опираясь на факты наблюдения, стоит отметить неуклонный рост людей, готовых оперативно реагировать на адекватный риск в сторону принятия вызова. И если некоторое время назад подобная ситуация могла рассматриваться большинством представителей общества как фрустрирующая и потенциально опасная, то для многих современных людей, прежде всего для поколения миллениалов, это некая норма жизни. Безусловно, большинство вторичных инноваций ориентировано именно на данное поколение, однако не только они играют бал в современных общественных конфигурациях – желание нести на себе бремя общественного трендсеттера определенно находится с показателем возраста в обратной корреляционной зависимости, но всё же полностью не зависит от него.
Такой предстает социальная сторона комплексных проявлений коллективного сознания группы индивидов в современном обществе, однако не рассмотренным до конца, если не затронутым вовсе, остается вопрос – какие психологические диспозиции актуализируют готовность современных людей не стихийно, а самостоятельно, добровольно интегрироваться в современный общественный контекст и быть социально и личностно эффективными? В попытках дать ответ на поставленный вопрос ученые называют такие свойства личности, как локус контроля, решительность, низкая тревожность, высокая самооценка, и ряд других диспозиций [1; 2].
При этом большинство личностных качеств рассматриваются учеными подчас изолировано друг от друга, либо сцепленными в диадах, триадах и т д. В свою очередь факторизации тех или иных самостоятельных личностных структур носит порой лабораторный характер, не воспроизводящий актуальную практическую действительность, и не отвечающий требованиям внешней валидности исследования.
Иначе говоря, полученные во многих исследованиях данные не находят полного отражения в практической деятельности – так, демонстрирующий ранее в ходе исследования высокие результаты индивид, в ситуации реальной демонстрации автоматических компетенций может вести себя неэффективно, и наоборот.
На основе вышесказанного можно отметить, что социальный контекст XXI века, характеризующийся многочисленными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, требует поиска, операционализации и практического изучения принципиально новых психологических качеств личности, как диспозиций его готовности быть эффективно включенным в новый общественный уклад.
В практическом плане быть алертным означает с одной стороны быть абсолютно спокойным перед неопределенностью, а с другой – быть готовым к любому повороту событий, ни о чём не беспокоясь, и ничего не оценивая заранее до свершения ситуации. Алертность включает в себя умение сосредоточиться на главном и не отвлекаться на второстепенное, умение не фиксироваться на ошибках, способность игнорировать ненужные переживания.
Мы полагаем, что алертность – это комплексный психологический конструкт, или возможно даже некая личностная модель эффективного функционирования в современном обществе.
Попытка операционализировать и описать алертного человека на уровне эмпирических признаков позволила нам выделить у него такие качества, как низкий уровень личностной и ситуативной тревожности, высокая скорость реакции на малейшие изменения внешней среды и способность молниеносно действовать в соответствие с ними. Алертный человек уверен в себе, обладает высокой адекватной самооценкой и высоким уровнем концентрации, объема, распределения и переключения внимания. Он когнитивно сложен и точен, способен видеть одновременно множество причинно-следственных связей и действовать в контексте их многообразия. Мышление алертного человека обладает высоким уровнем гибкости, а интеллект отличается многообразием проявлений в практической деятельности.
Алертному индивиду свойственна своевременная решительность в действиях без избыточного напряжения – как пантере, внешне расслабленной, но в случае малейшего шороха готовой к моментальному прыжку. Алертным можно назвать внутренне спокойного ученика, знающего ответ на вопрос учителя с первых слов, и готового встать с поднятой рукой сразу же, как только учитель закончит формулировку.
Очевидно, что при планомерном и систематическом развитии и тренировке всех перечисленных составляющих алертности, рассматриваемое состояние может стать фоном жизни индивида и его непосредственным свойством.
На основе выделенных операциональных признаков закономерно встает вопрос, при помощи каких социально-психологических инструментов может быть измерена алертность индивида как психологическое свойство. Очевидно, в данном случае наиболее адекватным репрезентативным способом диагностической оценки является соответствующая тестовая методика, разработка которой может стать следующим этапом научного исследования алертности личности.
Состояние алертности что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Приведу подходящую к случаю цитату из Кастанеды:
«— Алертность — необходимое качество для Волка. — объяснял он. — Алертность — это постоянная готовность к действию. В то же время алертность нельзя путать с напряженностью. Волк — прирожденный охотник. Его тело напряжено только в моменты прыжка и приземления. Все остальное время оно расслаблено, однако готово к действию. Это и есть алертность.
Волк эффективен, потому что алертен. Он никогда не расходует свою силу понапрасну и пользуется тем необходимым минимумом, который нужен для решения конкретной задачи. Быть алертным — значит быть стратегом. Ваша Сила — это ваша армия. Вы должны выстроить ее на поле битвы таким образом, чтобы выиграть сражение с наименьшим количеством потерь. Для стратега не бывает мелочей. Он не упускает деталей. Он безупречен во всем. Именно поэтому он зачастую выигрывает битву, даже не начав ее. Но он всегда готов к битве. Это и есть алертность.»
Если перейти к более практическим аспектам, а именно к тому, как «обычному человеку с улицы» развить (или просто открыть, обнаружить) в себе это ценное качество, стОит вспомнить азы обучения уже упомянутым выше «липким рукам» (Чи Сао).
Биполярное расстройство — что это такое простыми словами, симптомы у женщин, мужчин, лечение
Биполярное аффективное расстройство (БАР) — это серьезное нарушение, которому подвержены представители обоих полов. Прежде такую патологию называли другим термином (маниакально-депрессивный психоз). БАР входит в число психических заболеваний, протекающих со сложной симптоматикой.
Развитие биполярного расстройства приводит к значительному снижению качества жизни. Человек, страдающий таким заболеванием, не способен поддерживать нормальные отношения с окружающими, полноценно выполнять свои профессиональные и другие обязанности.
Характеристика биполярного расстройства
Биполярное аффективное расстройство принято относить к эндогенным заболеваниям психики — таким, которые преимущественно обусловлены внутренними факторами. Патология развивается при возникновении дисбаланса нейромедиаторов головного мозга.
БАР проявляется в виде регулярных перепадов настроения, развития неконтролируемой угнетенности, подавленности. Характерно, что пациенты не способны объективно расценивать свое состояние и воздействовать на него усилием воли.
В основном, биполярному расстройству подвержены пациенты молодого возраста (20-30 лет). Возникнув однажды, патология остается с человеком на протяжении всей его жизни.
Достаточно часто БАР остается невыявленным, так как больной не обращается в медицинское учреждение. Также присутствует вероятность неправильной постановки диагноза. Это связано с большим многообразием вариантов болезни.
БАР принадлежит к числу патологий, протекающих с периодическими обострениями, склонных принимать хроническую форму. Несмотря на все сложности, заболевание не является приговором, поскольку поддается эффективному контролю при помощи медикаментов.
Что провоцирует развитие патологии
Точные причины возникновения биполярного расстройства остаются невыясненными. Современные психиатры называют несколько факторов, способных спровоцировать развитие БАР:
Во многих случаях развитие болезни обусловлено не одним из перечисленных факторов, а их совокупностью. Выделяют категорию людей, которые больше других подвержены появлению БАР — меланхолики, личности с повышенным уровнем тревожности, эмоционально неустойчивые лица.
Для биполярного расстройства характерны повторяющиеся эпизоды (фазы) мании и депрессии. Каждая из них длится в течение 3-7 месяцев (иногда, 1 или 2 лет). У многих пациентов депрессивная фаза продолжается дольше.
К симптомам, сопровождающим биполярное аффективное расстройство, принадлежат следующие проявления:
Для каждой фазы характерно нежелание признавать наличие болезни. Между эпизодами присутствуют большие промежутки (от 3 до 5-7 лет). В этот период, именуемый интермиссией, проявления биполярного расстройства отсутствуют. Психика восстанавливается, пациент может вернуться к нормальному образу жизни. Многие начинают плодотворно работать, заниматься семьей и воспитанием детей, приносить пользу обществу.
У некоторых больных интермиссия становится достаточно краткой. После недолгого перерыва такие люди вновь впадают в болезненное состояние. Иногда маниакальная и депрессивная фазы наблюдаются постоянно. В таких случаях они наступают без периодов ремиссии.
Особенности протекания у женщин и мужчин
Как уже было сказано выше, для БАР характерно чередование маниакальных и депрессивных эпизодов, присутствующее у пациентов каждого из полов. Согласно статистике, у мужчин заболевание проявляется раньше. Преимущественно первой развивается маниакальная фаза.
Для женщин типично более позднее возникновение симптомов патологии. Как правило, болезнь начинается с депрессии. В дальнейшем такая особенность БАР закрепляется — у мужчин доминируют маниакальные эпизоды, у представительниц слабого пола — депрессивные.
Появление симптоматики биополярного расстройства у женщин часто происходит в период гормональной перестройки, во время месячных, после родов. Нередко ее обострение связывается с наступлением климактерического возраста.
У представителей обоих полов БАР может вызывать осложнения, представляющие угрозу для жизни. Наиболее опасными становятся суицидальные намерения, сопровождающиеся реальными попытками самоубийства.
Согласно статистическим данным, биполярное расстройство часто провоцирует развитие алкоголизма. Гораздо больше зависимости от спиртного подвержены женщины (фиксируется в семь раз чаще, чем у мужчин).
Диагностика и лечение
При подозрении на биполярное расстройство требуется обследование у врача-психиатра, применяющем при проведении диагностики сложные методы. Также берутся во внимание клинические признаки, наличие которые указывает на БАР. Таковыми могут стать органические патологии ЦНС (опухоли, полученные в прошлом травмы, перенесенные операции на головном мозге), заболевания эндокринной системы, зависимость от психоактивных веществ. Кроме этого, учитывается способность или неспособность больного подвергать самокритике состояния, перенесенные в период ремиссии.
Обязательна дифференциальная диагностика. Ее проведение позволяет обнаружить принципиальные отличия болезни от шизофрении, рекуррентной депрессии, личностных расстройств, деменции, различного рода зависимостей.
Лечение БАР состоит из трех основных этапов:
При биполярном расстройстве предусмотрено применение специальных медикаментов (антидепрессантов, нейролептиков, транквилизаторов, противосудорожных средств). Как правило, поддерживающая терапия назначается пожизненно. При достижении стойкой ремиссии некоторые препараты могут отменяться.
Кроме медикаментозного лечения, проводятся психотерапевтические мероприятия, задействуется фототерапия. Грамотно организованный лечебный курс способствует продолжительным интермиссиям, облегчает социальную адаптацию пациентов.
Пациентская карта. Как повысить приверженность лечению
Проблема приверженности пациента лечению одна из ключевых в здравоохранении. Несоблюдение рекомендаций врача, нарушение схем приема препарата ведет к ухудшению состояния больного, что в конечном счете увеличивает финансовое бремя на отрасль. Страдают от некомплаентных пациентов и врачи — они перестают испытывать удовлетворение от работы, чувствуют свою «бесполезность». Повлиять на ситуацию можно несколькими способами.
Каков урон от низкой комплаентности
The Journal of Applied Research приводит такие данные: в США от 30 до 50% пациентов игнорируют или неверно исполняют инструкции, касающиеся лечения. Расходы на госпитализацию из-за несоблюдения назначений врачей оцениваются в 8,5 млрд долл. в в год, а вся финансовая нагрузка на систему здравоохранения достигает 100 млрд долл. ежегодно. Примерно 125 тыс. человек с поддающимися лечению заболеваниями ежегодно умирают из-за того, что не принимают лекарства должным образом.
По данным клиники Майо, неправильный прием препаратов от отторжения – третья основная причина неудачного исхода операций по пересадке органов.
В России аналогичной статистики нет, но проблема стоит не менее остро.
Как изменить ситуацию
В медицинском и фармацевтическом маркетинге набирает популярность инструмент Customer Journey Map (CJM, карта путешествия клиента). Смысл его заключается в том, чтобы пройти путь пациента и понять, на каком этапе возникают сложности, которые препятствуют продолжению лечения. Это может быть неудобная форма выпуска или размер упаковки (на курс надо 14 таблеток, а упаковки выпускают только по 10 и 20) препарата, сложная схема приема, побочная реакция организма, сильно снижающая качество жизни: диарея, бессонница, сонливость, аллергические реакции. Выяснив «узкие места», можно откорректировать терапию.
Если альтернативы нет, и медикаментозная терапия неизбежно сопровождается дискомфортом, следует сразу предупредить об этом пациента, проговорив, что это единственный возможный, но эффективный вариант.
Некоторые врачи также делятся лайфхаками, полученными от других больных: как принять препарат, если он имеет неприятную консистенцию и вкус и вызывает рвотную реакцию, или если таблетка слишком большая и ее трудно проглотить.
Есть пациенты, которые элементарно забывают вовремя принять лекарство или выполнить процедуру. Им можно предложить подключить одно из многочисленных мобильных приложений, которые направляют напоминания, или завести таблетницу с таким функционалом.
Как завоевать доверие
Сложнее работать с пациентами, которые не выполняют рекомендаций врача из-за личных убеждений. Например, они считают, что принимать лекарство от гипертонии в их возрасте — «слишком рано», «плохо для печени», «накладно». Как переубедить их? Подробно рассказать о возможных последствиях такого поведения или, наоборот, о том, как изменится их жизнь, самочувствие, если они начнут терапию.
Нередко проблема низкой приверженности лечению объясняется недоверием больного к врачу и медицине. Поэтому базовая рекомендация при работе с любым пациентом — перед тем, как что-то назначить, простыми словами, доступно объяснить тактику лечения.
Тема комплаентности неразрывно связана с таким профессиональным навыком врача, как коммуникация, комментирует председатель общественной организации «Молодые медики Дона», один из инициаторов открытия школы профессиональных коммуникаций для врачей Роман Поликарпов.
«С одной стороны, академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования, — уверен эксперт. — С другой стороны, сама парадигма отношений «врач—пациент» в нашей стране по-прежнему строится на патернализме».
По его словам, более эффективной моделью могла бы быть партнерская, которая предусматривает учет индивидуальных особенностей пациента, совместный поиск решения.
Как комплаентность связана с выгоранием
«Часть врачей вообще на ставит себе такую задачу — работать над комплаенсом, — говорит консультант по медицинским коммуникациям, пациентоцентричности, генеральный директор консалтинговой компании «Kobzeva.ru» Вера Кобзева. — Они работают по принцпипу: «Я сказал, назначил, а будет ли пациент следовать назначениям — это его дело».
Но с таким подходом ждать высоких показателей лечения не приходится. Ведь пациент тем больше вовлечен и привержен терапии, чем больше у него доверие к врачу и чем лучше отношения с ним, уверена эксперт.
«Это нужно обеим сторонам, так как довольные и благодарные пациенты — лучшее средство от профессионального выгорания врача», — резюмирует Кобзева.
Эти выводы подтверждает американская статистика. Согласно данным блога Health Populi (2020), уровень удовлетворения врачей от работы напрямую зависит от времени, проведенного с пациентом. Треть докторов в США жалуются, что его следовало бы увеличить на 50%. Сегодня они лишены этой возможности из-за необходимости заполнять электронные медицинские карты, указали участники опроса.
Материал проекта «Приверженность здоровью» при участии iHerb
Состояние алертности что это
В предыдущих работах показано, насколько важно выстраивание стратегии спортивной тренировки высококвалифицированных спортсменов, которая, по сути своей, является целой системой подготовки спортсмена, начинается с детского возраста и продолжается всю спортивную жизнь данного атлета [5]. Чем старше становится спортсмен, чем он опытней и квалифицированней, тем больше встречается на его пути опытных и сильных соперников, превзойти которых важно не только спортивным мастерством и умением, силой и выносливостью, а еще и силой духа, силой здоровья и силой ума.
Обилие спортивных травм, которые неминуемо сопровождают высококвалифицированного спортсмена всю его спортивную карьеру, накладывает свой отпечаток на общий уровень здоровья, отдельные его элементы и силу духа спортсмена в целом. Это выражается в сдедующем:
1. Снижении общей адаптированности.
2. Снижение уровня спортивной подготовленности к данному конкретному старту после перенесенной травмы или заболевания.
3. Потере или снижению двигательных навыков, временно или постоянно, в зависимости от уровня восстановления после травмы (полное или неполное).
4. Снижение морально-волевых импульсов, ведущих спортсмена к победе.
5. Снижение самооценки и настроенности на борьбу.
6. Страх возобновления травмы.
7. Страх боли от недовосстановленной травмы.
9. Вторичные выгоды от травмы, на которую можно списать неудачу или поражение.
10. Снижение общей подготовленности за период восстановления после травмы.
11. Самопроизвольное щажение себя во время борьбы за счет включения механизмов самосохранения, из страха получить новую травму.
12. Страх разочаровать тренера и окружающих.
13. Физиологические особенности опорно-двигательного аппарата, снижающие свои приспособительные возможности после перенесенной травмы.
Все это показывает, что в организме спортсмена складывается ряд условий, в том числе и психо-физиологических, которые, по принципу доминанты, делают невозможным полное восстановление спортсмена после травмы или перенесенного заболевания, что в конечном итоге делает невозможным полноценную спортивную деятельность данного атлета, как тренировочную, так и соревновательную. Для разрушения подобной доминанты, сложившейся в нервной системе спортсмена, необходимо введение и внедрение в тренировочную и подготовительную предсоревновательную деятельность данного атлета, а также и в программу восстановления спортсмена после травм или заболеваний, элементов психо-физической системы «Белояр».
Целью данного обзора является освещение вопросов научно-педагогических основ внедрения элементов психо-физической системы «Белояр» в спорте высших достижений для оптимизации предсоревновательной и соревновательной деятельности спортсменов высокого класса, в том числе и с восстановительной целью после травм или заболеваний.
Спортивная тренировка обусловливается специфичностью вида спорта и должна быть эффективна в достижении прогнозируемого спортивного результата. Понятие спортивной тренировки должно охватывать все стороны спортивной подготовки и включать в себя все ее разновидности: теоретическую, техническую, физическую, стратегическую, тактическую, психологическую, физиологическую, индивидуально-личностную, адаптивную. Спортивная тренировка обязательно должна быть насыщена подходами, развивающими и укрепляющими тактико-технические навыки, специализированные для данного конкретного вида спорта; направлена на формирование, развитие и совершенствование двигательных стереотипов, характерных для выбранного вида спорта, но при всем при этом должна захватывать и неспецифические для данного вида спорта двигательные навыки, обладающие положительной перекрестной способностью приспосабливать организм спортсмена к физическим нагрузкам выбранного вида спорта. Однако необходимо учитывать и возрастные особенности организма спортсмена, особенно в детском и подростковом возрасте, дабы сформировать устойчивую двигательную и функциональную базу, способную развиваться и совершенствоваться в дальнейшем, при выходе атлета на высокий спортивный уровень. С такой задачей способен справиться только грамотный и всесторонне развитый тренер-наставник, роль которого сложно переоценить. Постоянная оптимизация двигательных мышечных стереотипов и двигательных навыков также должна сопровождаться и совершенствованием функциональных возможностей всех органов и систем организма спортсмена, что является необходимым условием для реализации прогнозируемого спортивного результата. Спорт и спортивная тренировка, как ничто другое в жизни, воспитывает и тренирует волю, моральные качества и как умение достигать цели, так и умение продолжить борьбу после поражения, что, пожалуй, намного важнее, чем просто умение побеждать. Нельзя говорить о спортивной тренировке, не учитывая психологическую компоненту спортсмена и его психологическую индивидуальность, которые проявляются и в тренировках, но особенно явно оказывают влияние на умение провести соревнования с запланированным для себя и команды результатом. Безусловно воспитание любого спортсмена должно включать изучение теоретических основ спорта, спортивной тренировки, умение применять эти знания на практике в различных ситуациях, совершенствование практических навыков и набор опыта как тренировочной, так и соревновательной деятельности.
Как видно, понятие «спортивная тренировка» состоит из многих компонентов, основными задачами ее являются выработка спортивной тренированности, формирование спортивной подготовленности и спортивной формы атлета.
Стратегия спортивной тренировки, как многолетний процесс, должна быть ориентирована на широкий охват всех средств и способов ее реализации. Массовость, как залог успешного отбора из большого количества тренирующихся, это не только вопрос узкоспециализированных отраслей, но и задача политическая и экономическая, так как формировать тренд, ориентированный на достижение высшего спортивного результата, возможно эффективно при участии всего социума и государства. Прививание гражданам нашей страны идеи о необходимости включения спортивной подготовки в воспитание каждого ребенка должно осуществляться на уровне всей страны, с разработкой и внедрением программ государственной поддержки детских спортивных учреждений, формированием материально-технической базы в школах и программами обучения и финансирования педагогического состава, проводящего непосредственную работу с детьми.
Роль учителя физической культуры, первого тренера, спортивного наставника или консультанта настолько велика, что может либо сформировать навык внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь, пусть даже и не ставшего успешным в будущем ребенка, либо навсегда перечеркнуть желание тренироваться даже у способного к спорту индивида. Массовость и ранние занятия спортом позволяют обеспечить большой охват идеей занятия физической культурой детского населения страны, что приводит не только к более качественному отбору будущих профессиональных спортсменов из всего числа занимающихся, но и к оздоровлению нации. При анализе источников литературы, восходящих к древним документам, сказаниям и преданиям наших предков, можно заключить, что в быту наших родичей именно так и было заведено. Каждый ребенок помимо обучения разным наукам, законам мироздания и миропонимания, проходил и физическую подготовку, адаптированную под интересы и возможности детского организма, что делало акцент на игровые спортивные забавы и состязания. Последствия такого подхода в массе своей порождало огромное количество здоровых и сильных атлетов – русских богатырей, победить которых было если не невозможно, то очень сложно. Вместе с утратой славяно-арийских традиций воспитания и образования нашего народа, описывавших эффективные стратегии управления любыми процессами в обществе, деградировала нация в целом, что привело к снижению качества жизни, уровня здоровья, уровня физической подготовленности и многого другого. Возрождение традиций нашего народа или хотя бы планомерное внедрение мудрости предков в современное видение стратегии выведения нашей страны в мировые лидеры, в том числе и в спорте, единственный выход для достижения успеха. Некоторые современные исследователи, понимая эффективность этой методики, взяли себе на вооружение традиционные русские спортивные игры и внедряют их в воспитание и обучение детей на уроках физической культуры в школе [1].
Система целостного естественного движения «Белояр» основана на опыте наших предков – русов, а также на трудах знаменитых русских ученых Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, И.М. Сеченова. Система «Белояр» через восстановление микромышечного аппарата восстанавливает работу центральной нервной системы, гармоничное функционирование которой обеспечивает оздоровление и нормализацию работы всех внутренних органов, что в совокупности приводит к оздоровлению всего организма в целом.
В отличие от традиционных физических упражнений, в которых используются состояния мышечного напряжения и расслабления и их чередование, система психофизического движения «Белояр» практикует состояния натяжения или протяжки [6]. Состояние протяжки характерно для человека в момент утреннего пробуждения, когда после ночного сна, еще лежа в постели, человек потягивается всем телом или отдельными группами мышц, что запускает более активный кровоток в мышцах, пробуждение и активизацию всего организма. Природное состояние потягивания характерно для всех млекопитающих и позвоночных, что в очередной раз показывает и доказывает мудрость механизмов саморегуляции и самовосстановления, заложенные в нас при рождении. Используя эти механизмы, а не отвергая их, возможно восстановить состояние здоровья как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом, что является актуальной задачей для студентов специальных медицинских групп.
Система целостного движения «Белояр» имеет основой упражнения, которые направлены на протяжку всех групп мышц, включая крупные, но больше мелкие мышцы и микромышцы, мышцы-стабилизаторы, которые являются основными в поддержании позы и в координации в пространстве. Главенствующую роль в координации движения через мышечное чувство, основанное на проприоцепции, описывал И.М. Сеченов, что является ведущим в формировании сознания человека [6]. Проприорецепторы, заложенные в коже и в мышечных веретенах, специальные двигательные пути и корешки, обеспечивающие передачу импульса с рецепторов в центры спинного мозга, это и есть схема передачи нервного импульса с периферии в центр. Формируется двигательный рефлекс. Могут возникать и самостоятельные импульсы в рецепторах мышц, что и регулирует ее состояние, напряженное или расслабленное. Этот механизм играет определяющую роль, обусловливая регуляцию тонуса всех мышц, а в конечном итоге и позы, сообразно потребностям организма в данный конкретный момент. От реализации собственного рефлекса мышц зависит удержание активного положения тела, в противовес постоянно действующей силе тяжести.
Существует также и система обратной передачи двигательной информации из спинного мозга к мышцам. Информацией из скелетных мышц обеспечивается и поддерживается тонус головного мозга. При любой мышечной деятельности происходит передача нервных импульсов по центробежным путям, что рефлекторно увеличивает способность к возбуждению нейронов головного мозга, в частности нейронов больших полушарий, что способствует повышению активности в том числе и процессов высшей нервной деятельности, повышает умственную работоспособность, напротив, снижая умственное и психо-эмоциональное утомление [4].
Отличительной чертой проприоцепции является почти полное отсутствие приспособительного компонента, что выражается в постоянной готовности к реагированию на малейший сигнал и готовности к возбуждению. Сама эта неадаптированность является по сути высочайшей приспособительной реакцией, позволяющей телу немедленно реагировать на раздражающие факторы, противодействующие удержанию позы.
Состояние гиподинамии или гипокинезии сказывается на тонусе вегетативной нервной системы и ее функционировании, что проявляется, в нарушении функций внутренних органов и систем в организме. Отсюда стандартный призыв к повышению двигательной активности с целью лечения и профилактики заболеваний внутренних органов, является научно обусловленным. Разъяснение научных основ движения и двигательной активности становится основной задачей преподавателя физической культуры для повышения эффективности занятий физической культурой у студентов специальных медицинских групп.
Само по себе состояние готовности отреагировать на любое изменение позы является состоянием алертности. Алертность, или тонусное состояние – это кондиция готовности к двигательной активности в любой момент времени, при этом сохраняется полное психо-эмоциональное равновесие и спокойствие. При этом человек находится в состоянии полного физического и психологического комфорта, но чутко реагирует на изменение среды и готов произвести адекватный ответ при изменении ситуации вовне. С точки зрения поведенческих реакций человек в состоянии алертности концентрирован на действии, которым занимается в данный момент, не отвлекается на ошибки и не допускает их, не испытывает лишних и ненужных в настоящий момент эмоций, предельно собран для решения текущей задачи [2].
Состояние алертности обеспечивает максимальное усвоение получаемой информации, ее переработку и адекватное реагирование на новые условия, полученные в связи с поступлением новой информации. С точки зрения энергозатратности состояние алертности является оптимальным, так как в этот момент мышцы находятся в состоянии расслабления, но хорошо кровоснабжаются, происходит самовосстановление и самоподпитывание организма внутренней энергией, что и позволяет находиться в состоянии предельной концентрации и действовать сообразно изменениям окружающей среды, не тратя энергию на лишние движения.
Умение целенаправленно и осознанно входить в состояние алертности и сохранять его в течение всего дня является тренируемым навыком. Пусковым фактором для обретения состояния алертности являются физические упражнения, начинающиеся с мягкой и плавной потяжки, заканчивающиеся хлесткими и резкими движениями, дыхательная гимнастика, лицевая гимнастика, эмоциональная гимнастика, сопровождающиеся состоянием спокойного присутствия в настоящем моменте.
Все эти компоненты сочетает в себе система психо-физического движения «Белояр» [3]. Основным навыком, нарабатывающимся при упражнениях по этой методике, является навык протяжки или потяжки мышц, сродни утренним потягиваниям. В таком состоянии запускаются все микромышцы тех групп мышц, которые в обычной жизни либо не участвуют в движении, либо перегружены движением и находятся в состоянии хронического напряжения. Состояние хронического напряжения и мышечной скованности широко распространено среди студентов, имеющих ту или иную степень сколиоза. Как правило, при искривлении позвоночника в той или иной плоскости отмечается снижение тонуса мышц с одной стороны от позвоночника, в противовес чему мышцы на противоположной стороне от позвоночника начинают постоянно напрягаться для удержания позы, что еще больше деформирует позвоночник в сторону напряженных мышц, формирует порочный круг сколиотического поражения [4]. Временное расслабление напряженных мышц с помощью сухого тепла, массажей и напряжение расслабленных мышц с помощью физических упражнений дает неустойчивый эффект. Это обусловлено мышечной памятью, проприоцептивными рефлексами, имеющими двусторонний эффект и очагом доминантного возбуждения в головном мозге, поддерживающим порочно сформированную систему в целом. Единственным выходом для разрыва несоответствия тонуса мышц является сознательный перевод негармонично напряженно-расслабленных мышц в новое для них состояние протяжки, что и делают упражнения системы «Белояр». Система целостного движения «Белояр» остеопатична сама по себе. Предлагая напряженным и расслабленным мышцам натяжение, вместо привычного для них состояния избыточного напряжения или ослабления тонуса, запускаются механизмы нормализации кровоснабжения утомленных мышц, что по центробежным двигательным путям проприоцепции активирует соответствующие зоны головного мозга, что приводит к переключению доминанты и переформированию двигательного стереотипа. Безусловно, тренировка и регулярное упражнение приводит к становлению нового двигательного навыка, коррекции ранее имеющихся нарушений и общему оздоровлению. Систематическое применение психо-физической системы целостного движения «Белояр» или ее элементов в цикле занятий физической культурой у студентов специальных медицинских групп обеспечивает коррекцию нарушений осанки, улучшает настроение студентов и повышает их умственную и физическую работоспособность.
Использование элементов системы «Белояр» в тренировочном процессе высококвалифицированных дзюдоистов показало, что состояние протяжки или тонусное состояние исключает привычное напряжение мыщц и переводит организм в алертное состояние, которое характеризуется расслабленностью мышц, готовностью отреагировать, в том числе и двигательно, на любое воздействие, концентрацией внимания и состоянием спокойного присутствия, что повышает спортивный результат.
Заключение
Таким образом, внедрение элементов психо-физической системы «Белояр» в спорте высших достижений имеет под собой значительные научно-педагогические основы, является эффективным методом подготовительной деятельности спортсмена даже такого высокого класса, как спортсмены сборной команды страны, обладает элементами восстановительного и тренировочного свойства, настраивает спортсмена на борьбу и ведет его к победе, а значит, и ведет к победе нашу страну.