состав тпу что это
7 Транспортно-пересадочные узлы пассажирского транспорта
Транспортно-пересадочные узлы находятся на стыках всех основных элементов транспортной инфраструктуры, объединяя их в единое целое.
Классификация транспортно-пересадочных узлов
В классификации ТПУ представляется важным выделить две основные составляющие, определяющие роль и иерархию того или иного узла в системе. Все узлы классифицируются с одной стороны, как важнейший элемент планировочной структуры города (градостроительная классификация), с другой – как не менее важный транспортный узел (транспортная классификация).
Градостроительная классификация ТПУ определяет положение ТПУ относительно системы центров, утвержденной в составе Генплана развития города:
· ТПУ центрального ядра города;
· ТПУ городского общественного центра;
· ТПУ локального общественного центра;
· ТПУ, расположенный вне системы городских центров.
Положение ТПУ в системе городских центров определяет состав, функциональное назначение и емкость объектов административно-деловой, социально и культурно-бытовой сфер, размещение которых может быть предусмотрено при комплексной реконструкции узлов.
Рекомендуемые файлы
Транспортная классификация ТПУ осуществляется по трем основаниям:
· виды пересадок, реализуемые в узле;
· роль ТПУ в системе транспортной инфраструктуры города или региона;
· суммарная величина пассажирообмена в ТПУ.
Виды пересадок в узле.
Все возможные виды пересадок можно подразделить на два основных типа:
· пересадки внутри одной (конкретной) системы пассажирского транспорта;
Транспортная классификация ТПУ по виду пересадок подразделяет все ТПУ на два типа:
Рис. 4. Транспортная классификация ТПУ по виду пересадок
Согласно данной классификации к внутрисетевым узлам относятся пересадочные узлы внутри системы скоростного внеуличного транспорта (СВТ), пассажирооборот которых может достигать десятков тысяч пассажиров в утренний час «пик». В составе классификации внутрисетевых узлов можно выделить две группы, зависящие от корреспонденции пересадки:
· внутри системы подвозящего транспорта (автобус – автобус, автобус – троллейбус и т.п.).
· внутри системы СВТ (метро – метро, железная дорога – метро и т.п.).
Понятие межсетевых узлов подразумевает под собой пересадки между следующими видами транспорта в различных комбинациях:
· внешний (межрегиональный) транспорт (все виды, обеспечивающие транспортные связи различных регионов между собой, включая: авиационный, железнодорожный, автобусный и водный транспорт);
· региональный транспорт (обеспечивающий связи внутри отдельного региона);
· городской скоростной или магистральный транспорт;
· городской подвозящий транспорт.
Роль ТПУ в системе транспортной инфраструктуры города или региона
Транспортная классификация ТПУ по их роли в системе транспортной инфраструктуры города или региона представлена на Рис. 5.
Межрегиональные ТПУ – это межсетевые узлы, обеспечивающие максимальное количество возможных пересадок, то есть пересадки с внешнего и регионального транспорта между собой и на различные системы городского пассажирского транспорта. Наиболее характерными примерами подобных узлов являются московские железнодорожные вокзалы (такие как: Ярославский, казанский, Курский и др.), автовокзал у станции метро «Щелковская», аэровокзал и аэропорты.
Рис. 5. Транспортная классификация ТПУ по их роли в системе транспортной инфраструктуры города или региона
Региональные ТПУ – межсетевые узлы, обеспечивающие связь регионального транспорта с системой городского пассажирского транспорта. К характерным примерам подобных узлов в Москве относятся такие узлы, как: Выхино, Царицыно, Нижние Котлы – Нагатинская и др.
Городские ТПУ – межсетевые узлы, обеспечивающие пересадку с системы городского наземного пассажирского транспорта (ГНПТ) на систему скоростного внеуличного транспорта (СВТ). Появление подобного вида узлов (как межсетевых узлов) объясняется недостаточным развитием системы скоростного внеуличного транспорта Москвы. К характерным примерам подобных узлов в Москве относится станция метро «Петровско-Разумовская» и другие станции.
Вместе с тем к категории городских ТПУ следует отнести и внутрисетевые узлы, расположенные в системе СВТ. Связано это с характером работы, ролью и местом в системе городской транспортной инфраструктуры и уровнем загрузки этих узлов. характерными примерами таких ТПУ являются пересадочные станции метрополитена.
Районные ТПУ – межсетевые узлы, обеспечивающие пересадку с системы ГНПТ на систему СВТ. Узлы обеспечивают транспортное обслуживание районов, расположенных в пределах нормативной удаленности станций метрополитена. К подобным узлам относится значительная часть станций метрополитена Москвы, расположенных в срединной зоне города. К многочисленным примерам относятся: «Сокол», «Университет», «Строгино», «Академическая» и многие другие.
Локальные ТПУ – внутрисетевые узлы, обеспечивающие пересадку внутри системы НПТ.
Классификация ТПУ по величине пассажирообмена
Пассажирообмен ТПУ – количество пассажиров, совершающих посадку и/или высадку на остановочных пунктах, входящих в состав данного ТПУ в течение определенного периода времени (пасс/час, пасс/сут).
Для целей данной классификации используют период времени – утренний час «пик». Выделяют ТПУ с:
• Минимальным пассажирообменом (не более 18000 пасс);
• Средним пассажирообменом (от 18000 до 35000 пасс);
• Высоким пассажирообменом (от 35000 до 50000 пасс);
• Особо загруженные (от 50000 пасс). Выделение этих узлов в отдельную группу связано с необходимостью особого подхода к развитию подобных ТПУ. Примерами таких узлов в Москве являются: «Выхино», «Юго-Западная», «Тушинская» и ряд других.
Уровень загрузки ТПУ – основополагающий показатель, который является определяющим при разработке комплекса мероприятий по развитию каждого отдельного узла. При этом необходимо учитывать как существующий, так и перспективный уровень загрузки узла.
Состав транспортно-пересадочного узла.
Состав зон и основных элементов, входящих в состав ТПУ представлен на Рис. 6.
Территории ГТИ – территории городской транспортной инфраструктуры, которая включает в себя следующие элементы:
· участки улично-дорожной сети (УДС);
· участки скоростного внеуличного транспорта (СВТ);
· участки городского наземного пассажирского транспорта (ГНПТ);
· участки внеуличных пешеходных переходов;
· участки объектов транспортной инфраструктуры (ТИ): автозаправочные станции, тяговые подстанции городского элетротранспорта и т.п.
Все элементы городской транспортной инфраструктуры, входящие в состав ТПУ, тесно взаимосвязаны, и обособить один участок от другого крайне затруднительно.
Территории регионального и межрегионального транспорта, которые включают в себя такие элементы как:
· автовокзал или автостанция;
· перроны отправления и прибытия междугородных и/или межрегиональных маршрутов;
· участки временного отстоя междугородных автобусов.
К прилегающим территориям ТПУ относятся все территории, не относящиеся к первым двум зонам, но входящим в состав площади, отведенной ТПУ.
Улично-дорожная сеть в составе ТПУ представлена основными элементами, входящими в состав поперечного профиля городских улиц и дорог, а именно:
· зелеными полосами (газонами).
УДС в составе ТПУ выступает основной планировочной осью, вокруг которой компонуются все остальные элементы ТПУ.
Городской наземный пассажирский транспорт в составе ТПУ представлен следующими элементами:
· фронт посадки-высадки пассажиров (остановочные площадки ГНПТ). Фронты могут располагаться как вдоль основной проезжей части, так и обособленных проездах с приоритетным движением общественного транспорта;
· остановочными павильонами, расположенными на фронтах посадки-высадки пассажиров. Основное назначение павильонов – защита пассажиров от атмосферных осадков;
· отстойно-разворотными площадками, предназначенными для обеспечения функционирования маршрутной сети ГНПТ.
· здания и соответствующие участки конечных станций, билетных касс, тяговых подстанций элетротранспорта и другие технологические устройства ГНПТ.
Все основные элементы системы ГНПТ, входящие в состав ТПУ, расположены вдоль УДС.
· вестибюли станции СВТ;
· технические устройства метрополитена, обеспечивающие его функционирование (вентиляционные камеры и шахты и др.).
В зависимости от вида СВТ, входящего в состав узла, станция может иметь: наземное, подземное и надземное расположение.
Основное назначение вестибюлей станций – обеспечение входа-выходов пассажиров, продажа проездных документов. Возможно два варианта размещения вестибюлей: наземные вестибюли и подземные вестибюли. При подземном размещении вестибюлей выходы из них обычно расположены в подземных пешеходных переходах. Размещение вестибюлей имеет определяющее значение для функционирования ТПУ, организации в нем пешеходного движения.
Внеуличные пешеходные переход обеспечивают безопасность пешеходного движения в ТПУ. Могут быть подземными и надземными.
Стоянки индивидуального транспорта. На сегодняшний день в основной массе ТПУ выделяются следующие виды стоянок:
· приобъектные стоянки в составе комплексов различного функционального назначения, расположенных в ТПУ;
· перехватывающие стоянки (временная стоянка для перехвата потоков легкового транспорта, направленных в центр города, расположенная как правило на периферии или на подъездах к городу возле станций скоростного внеуличного транспорта и/или городского наземного пассажирского транспорта);
· стихийные наземные стоянки, расположенные на свободных от застройки участках ТПУ.
Основные показатели, характеризующие функционирование ТПУ.
Для рассмотрения и анализа функционирования существующих ТПУ, а также для сравнения вариантов проектных решений по развитию узлов между собой и существующим положением определены основные показатели, характеризующие функционирование ТПУ (Таблица 2).
Основным показателем, определяющим роль и место ТПУ, является пассажирообмен транспортно-пересадочного узла.
Основные показатели, характеризующие функционирование ТПУ
Преимущества ТПУ (TPU) перед ПВХ-материалом
Термопластичный полиуретан, или ТПУ (TPU) – современный полимерный материал, относящийся к классу эластомеров, веществ с повышенной эластичностью (в два раза эластичнее резины). Ткань с покрытием из ТПУ идеально подходит для изготовления надувного оборудования, и превосходит привычную ПВХ-ткань по многим ключевым показателям.
ТПУ – это атмосферостойкий и светостойкий материал, не подверженный гидролизу. Он также устойчив к воздействию масел и жиров, износу и трению, не теряет форму, не растягивается даже при длительном воздействии, не плавится при температуре до +80 о С. На сегодняшний день он используется, в том числе, при производстве надувных лодок, пневмокаркасных палаток, надувного игрового оборудования – зорбов, всесезонных аттракционов.
Сравнение ТПУ и ПВХ
ТПУ называют симбиозом каучука и пластмассы. Его производят на основе алифатического изоцианата, простых и сложных полиэфиров. Именно наличие алифатических изоцианатов делает термопластичный полиуретан устойчивым к атмосферным воздействиям, в том числе и ультрафиолету. Этот же компонент делает ТПУ невосприимчивым к микроорганизмам.
Преимущества ТПУ-материала
ТПУ или ПВХ – что лучше? Оба материалы огнестойки, водо- и воздухонепроницаемы, выпускаются в разных цветах либо прозрачными. За ними легко ухаживать. Некоторые механические характеристики, такие как адгезия, прочность на растяжение, разрыв и раздирание у TPU и PVC одинаковы и зависят от конкретной марки материала.
Тем не менее, если взять в руки кусочки ПВХ-ткани и ТПУ-материала, можно отметить, что последний более мягкий, эластичный и лёгкий, специфический запах у него отсутствует. Благодаря этим качествам его используют даже для изготовления верхней детской одежды для прогулок в непогоду, для так полюбившихся современным мамам «непромокаек».
Преимущества ТПУ перед ПВХ-тканью:
Главный минус термополиуритана – его цена, она выше, чем у ПВХ. При этом износостойкость материала делает надувное изделие из ТПУ разумным выбором, если предполагается продолжительная эксплуатация. Являясь производителем, компания «Тайм Триал» предлагает вам оборудование из ПВХ-ткани или ТПУ. Мы рассчитаем стоимость вашего заказа в двух вариантах исполнения, чтобы вы могли купить надувное оборудование, наилучшим образом подходящее для ваших целей и бюджета.
TPU-материал – что это?
Термопластичный полиуретан (ТПУ) входит в класс полимеров. Это эластомер с признаками пластмассы и каучука — уретановые связи соединяют органические элементы. Эластомер растягивается как резина. Вещи из этого полимера не теряют гибкость при морозе 60 градусов, не тают при жаре 80 градусов, не реагируют на жиры и масла, устойчивы к износу и трению.
Основным компонентом для производства вещества бывают алифатический изоцианат, простые и сложные полиэфиры. Первые уменьшают хрупкость при морозе и увеличивают сопротивляемость ультрафиолету. Вторые придают изделиям морозостойкость, устойчивость к износу и защиту от микробов. Третьи увеличивают коэффициент растяжения и восстановления после деформации.
История появления
Источники выдвигают разные версии об истории создания химической новинки. По одной из них, всё началось с бильярда.
Компания по изготовлению аксессуаров для игры на зелёном сукне объявила: десять тысяч долларов тому, кто отыщет замену слоновой кости, придумает новые материалы. Через четыре года поисков американский изобретатель Джон Уэсли Хайат явил идею использования нитроцеллюлозы. Изобретатель воспользовался итогами работ английского металлурга Александра Паркса на Большой мировой выставке 1855 года.
Американец не продал результат научных поисков, а организовал на паях с братом собственное изготовление пластмасс. Они придумали специальный агрегат для литья пластмассы. Через 36 месяцев конкуренты взяли патент на технику для литья под давлением. Технологию запатентовали в первом десятилетии ХХ века. Ещё пятнадцать лет машины для изготовления пластмассовых заготовок делали не сложные формы.
Затем немецкие технологи в четвертый раз изобрели процесс литья под давлением, оформив технические условия на процесс литья изделий с непростой формой. Немецкий же учёный Байер синтезировал TPU-материал в четвёртом десятилетии двадцатого века.
К середине ХХ века придумали машину для изготовления тонкостенных изделий. Начался массовый выпуск полимера.
Производство TPU-материала
Компоненты ТПУ химически обрабатывают, и в виде гранул загружают в бункер автомата, оттуда происходит шнековая подача в камеру разогрева.
На термопластавтоматах изготавливают бруски, полосы, листы – простые формы. Разогретая пластичная масса из гранул полиуретана выдавливается через отверстие заданной конфигурации в машине. Процесс называется экструзия.
Для изготовления сложных деталей применяют процесс инжекции – впрыска пластичной массы в литьевую форму.
Перед переработкой требуется произвести сушку сырья: 6 часов при 80 градусах или 2 часа при 100 градусах.
Готовые изделия две — три недели держат в тёплом помещении. Так достигаются параметры эксплуатации вещи. Для сокращения сроков выдержки изделия помещают в печь на 16 часов и сушат при температуре 105 градусов.
Отличия от других пластмасс
Изделия из TPU-материала характеризуются высокой степенью твёрдости, ими нивелируют воздействие сильных механических нагрузок.
При высокой твердости детали эластичны, прочны и устойчивы к деформации, не раскалываются при ударе.
Полиуретановая продукция устойчива к воздействию абразивных веществ твёрдого состояния, с помощью которых полируют и шлифуют поверхности.
Термопластичный полиуретан идёт на изготовление простых и сложных форм, и толстых изделий.
На ТПУ не селится плесень и микробы.
Преимущества и минусы
Но, термопластичный полиуретан имеет и минусы :
Применение TPU-материала
В производстве товаров народного потребления TPU-материал применяется в следующих отраслях.
• Машиностроение – формовка шин, уплотнителей, сальников, автомобильных прокладок. Валы, шестерни и вибростойкие детали из полиуретана применяют на внутризаводском транспорте, в горной и нефтегазодобывающей промышленности.
• Шланги, электропровода и кабели. Выбор материала для изготовления кабельной продукции учитывает особенности ТПУ: удлинение в 5-8 раз, прочность на разрыв 5,5МПа, выдерживание растягивающих нагрузок в диапазоне 21-55 МПа. Благодаря коэффициенту твёрдости по Шору 85-90, ПУ применяют как защитную оболочку кабеля с динамической нагрузкой, там, где есть воздействие вибрации и ударной силы.
• Выпуск обуви. Высокая прочность полиуретана увеличивает время эксплуатации обуви.
Товары для спорта (накладки для защиты тела, плёнка на лыжи и на сноуборды, спортивная обувь);
Состав тпу что это
Национальный исследовательский Томский политехнический университет — старейший технический вуз в азиатской части России.
Содержание
История
Основан в 1896, открыт в 1900, первоначально назывался Томский технологический институт. Основное здание университета построено в 1896—1902 годах по проекту архитектора Р. Р. Марфельда. В создании института и особенно его химического отделения принимал активное участие Дмитрий Иванович Менделеев.
В 1925 г. ТТИ был переименован в Сибирский технологический институт (СТИ).
В 1930 г. СТИ был разделён на пять институтов, три из которых остались в Томске (Сибирский механико-машиностроительный, Сибирский химико-технологический, Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта), Сибирский строительный был переведён в Новосибирск, а Сибирский металлургический — в Новокузнецк.
В 1934 г. три томских института (горный, механико-машиностроительный и химико-технологический) были объединены в Томский индустриальный институт.
5 марта 1935 г. постановлением ЦИК СССР Томскому индустриальному институту было присвоено имя С. М. Кирова.
С 1944 г. — Томский политехнический институт.
Статус университета и название «Томский политехнический университет» получил в 1991 году.
В 2009 году университет вошел в число двенадцати победителей конкурса по отбору программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «Национальный исследовательский университет» и стал единственным томским вузом 2009 года, получившим категорию «НИУ».
В 2013 году ТПУ вошел в число победителей конкурса на получение господдержки для вхождения в топ-100 университетов мира.
Современное состояние и потенциал университета
Томский политехнический университет основан в 1896 году и является старейшим техническим высшим учебным заведением в Северной и Центральной Азии. Предназначение вуза с момента основания — генерация технических знаний, подготовка инженеров-практиков и инженеров-исследователей, способных влиять на технологическое и экономическое развитие страны. В XX веке ТПУ сыграл решающую роль в развитии областей Урала, Сибири, Средней Азии и Дальнего Востока. Политехники стояли у истоков создания предприятий Кузбасса, освоения нефти Западной Сибири, полиметаллов Норильска, становления машиностроения, энергетики, транспорта, атомной и химической промышленности в огромном регионе. На базе Томского политехнического создано более двадцати вузов и научно-исследовательских институтов. За свою историю университет подготовил свыше 170 000 специалистов, которые составили основу инженерного корпуса промышленных предприятий России и стран Средней Азии, возглавляли и возглавляют крупнейшие из них.
Сегодня ТПУ реализует свою миссию — повышать конкурентоспособность страны, обеспечивая за счет интернационализации и интеграции исследований, образования и практики подготовку инженерной элиты, генерацию новых знаний, инновационных идей и создание технологий будущего.
В Томском политехническом университете обучаются более 13 000 студентов и аспирантов, представлено более 100 направлений подготовки по программам бакалавриата, магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В структуре университета — шесть инженерных школ, две исследовательские школы, Школа базовой инженерной подготовки и Школа инженерного предпринимательства. Востребованность выпускников ТПУ составляет 170–180 %, число заявок от работодателей на выпускников отдельных направлений превышает их количество в 7–8 раз. В рейтинге 100 лучших вузов России по версии Forbes, где значительный удельный вес имеют показатели востребованности выпускников и подготовки элитных кадров, ТПУ занимает седьмое место.
ТПУ — глобально ориентированный университет, участник программы повышения конкурентоспособности российских вузов. Доля иностранных студентов ТПУ превышает 28 %, география охватывает более 40 стран СНГ, Азии, Европы, Африки, Латинской Америки. Университет реализует программы академической мобильности с 90 вузами-партнерами в 25 странах мира, программы «двойного диплома» и магистерские программы на английском языке. Фундаментальные и прикладные исследования ТПУ сфокусированы на глобально значимых тематиках и приоритетах стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: ядерные технологии, природные ресурсы, интеллектуальная энергетика, освоение и использование космического пространства, Мирового океана, Арктики, высокотехнологичное здравоохранение, химические и медицинские технологии, физика высокоэнергетических процессов, неразрушающий контроль и безопасность, новые производственные технологии, информационные технологии и робототехника. С 2014 года в университете действует Международный научный совет под руководством лауреата Нобелевской премии по химии Дана Шехтмана.
ТПУ является членом 15 международных ассоциаций и консорциумов. В том числе — ассоциированным членом эксперимента на Большом адронном коллайдере (входит в коллаборации ЦЕРНа NA64, RD51, LHCb, CMS, Compass), единственным российским университетом – членом CESAER и ассоциированным членом CLUSTER. Исследователи ТПУ публикуют порядка 75% высококвартильных статей в международном соавторстве. Средние показатели цитируемости на одного научно-педагогического работника ТПУ, рассчитываемые по совокупности публикаций, учтенных в базах данных Scopus и Web of Science, с 2015 года выросли более чем в девять раз. По объему международных контрактов, программ и грантов университет на протяжении многих лет удерживает лидерство среди вузов России.
Глобальная конкурентоспособность ТПУ подтверждается представленностью в мировых рейтингах университетов:
QS World University Rankings, 2020-2021 (401-е место) • 26-е место в направлении «Нефтегазовое дело» (1-е место среди российских вузов, второй результат среди российских вузов по позициям в предметных рейтингах QS);
• 30-е место среди стран Восточной Европы и Центральной Азии. THE World University Rankings, 2020 (601-800 место)
• 101-200 место в категории «Промышленность, инновации и инфраструктура»;
• 251-300 место в дисциплине «Инженерное дело и технологии». Global Ranking of Academic Subjects, 2020
• 51-75 место в предметной области «Инжиниринг» по предмету Mechanical engineering. Как политехнический университет, ТПУ является интегратором широкого спектра научно-технических компетенций и успешно применяет их при реализации комплексных междисциплинарных инженерных проектов для ключевых отраслей промышленности. Разработки ТПУ тиражируются и масштабируются в разных секторах экономики. По объемам выполнения НИР и НИОКР для индустриальных партнеров университет является лидером среди вузов страны. ТПУ — участник 17 программ инновационного развития компаний с государственным участием, опорный вуз ПАО «Газпром», ГК «Росатом», АО «“Информационные спутниковые системы” им. академика М.Ф. Решетнева», ФГУП «НПО “Микроген”», АО «Системный оператор ЕЭС», АО «РАО “Энергетические системы Востока”». Участник 24 из 35 технологических платформ по модернизации экономики и инновационному развитию России.
В Томской области ТПУ входит в состав территориальных инновационных кластеров, реализует социально значимые проекты (в сфере энергосбережения, очистки воды, городского хозяйства, транспорта), выступает оператором Всероссийского форума молодых ученых U-NOVUS, куратором создания в регионе НОЦ мирового уровня от Томского консорциума научно-образовательных и научных организаций. ТПУ является ключевым участником крупных региональных проектов — таких как проект «Палеозой», нацеленный на создание технологий поиска трудноизвлекаемой нефти (совместно с Администрацией Томской области, ПАО «Газпром нефть» и другими компаниями). С началом осложнения эпидемиологической ситуации 2020 года ТПУ быстро ответил на запросы со стороны региональной власти и системы здравоохранения. Университет оперативно пересобрал мощности, компетенции, софт, оборудование в области аддитивных технологий в интегрированную цепочку для создания опытных образцов индивидуальных средств защиты медицинского персонала, реализовал несколько проектов, связанных с разработкой доступных дезинфицирующих средств, модификацией СИЗ, созданием медицинской техники.
Согласно российским и международным рейтингам, ТПУ сегодня — лучший нестоличный технический университет страны, конкурентоспособный на мировом уровне и включенный в российскую и глобальную образовательную, исследовательскую, индустриальную повестку. На огромной территории азиатской части России ТПУ является технологическим форпостом, центром привлечения, воспитания и концентрации талантов и участником формирования и реализации региональной и государственной научно-технологической политики.