состав лифтового оборудования что входит
Состав, устройство и работа лифта
Модификации лифтов различаются между собой размещением оборудования в шахте, машинном помещении и конструктивными исполнениями отдельных узлов. Машинное помещение и шахту лифта образуют строительные конструкции здания (кирпичная кладка, бетонные блоки и т.д.). Основными составными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие для кабины и противовеса, двери шахты, ограничитель скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование и электроразводка.
Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине, которая перемещается по вертикальным направляющим. Передвижение кабины и противовеса осуществляется лебедкой, установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов, уложенных в ручьи канатоведущего шкива. В машинном помещении также размещены: ограничитель скорости, устройство управления лифтом, вводное устройство, блок освещения шахты, преобразователь частоты (для лифтов с регулируемым приводом). В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости, связанное посредством каната с ограничителем скорости, буферные устройства кабины и противовеса, а также ограждение противовеса, устанавливаемое по требованию заказчика. Для входа в кабину и выхода из нее шахта по высоте имеет ряд проемов, закрытых дверями, количество которых соответствует количеству остановок лифта. Двери шахты запираются автоматическими замками. Открывание и закрывание дверей производиться с помощью привода, установленного на балке двери кабины. Двери шахты открываются, когда кабина находится на данном этаже. В случае отсутствия кабины на этаже открывание двери шахты снаружи возможно только специальным ключом.
Элементы лифта в строительной части здания размещаются в определенном положении относительно друг друга, которое обеспечивает их согласованное взаимодействие. Двери шахты на всех этажах устанавливаются в одной вертикальной, общей для всех этажей плоскости и на одинаковом удалении от направляющих кабины. Лебедка установлена над шахтой таким образом, что тяговые канаты, идущие с канатоведущего шкива лебедки, проходят через центр подвески кабины и противовеса.
Работа лифта заключается в перемещении в перемещении груженой или порожней кабины с одного этажа на другой. Кабина приводится в движение лебедкой с электрическим двигателем. При нажатии кнопки приказа или вызова, выбор направления движения обеспечивается автоматикой. Передача сигналов от установленной на кабине электроаппаратуры к станции управления осуществляется с помощью подвесного кабеля.
Принцип действия системы управления следующий. При нажатии кнопки вызывного аппарата или в устройство управления лифтом подается электрический импульс. Если кабина находится на данной остановке, откроются двери кабины и шахты. Если кабина отсутствует, то подается команда на ее движение. В обмотки электродвигателя лебедки и электромагнита тормоза подается напряжение, колодки тормоза разжимаются, и ротор электродвигателя начинает вращаться. Канатоведущий шкив увлекает тяговые канаты и приводит в движение кабину и противовес. При подходе кабины к нужному этажу скорость движения снижается и в момент, когда порог кабины совместится с уровнем порога двери шахты, кабина останавливается, включается в работу привод дверей и двери открываются.
При нажатии на кнопку приказа кнопочного поста, двери закрываются, и кабина движется на этаж, кнопка которого была нажата. По прибытии на этаж после выхода пассажиров, двери закрываются, и кабина стоит на этаже до получения нового приказа или вызова.
Перемещение кабины возможно только при исправности всех блокировочных и предохранительных устройств. Срабатывание любого из них приводит к разрыву цепи безопасности и к остановке кабины.
Система управления кнопочная, смешанная, собирательная по приказам вверх и вниз и по вызовам при движении вниз(жилые здания) или кнопочная, смешанная, собирательная по приказам и вызовам в двух направлениях (административные здания).
Два и более лифта, установленные в непосредственной близости друг другу и обслуживающие одни и те же остановки, как правило, объединяются системой группового управления. Работа, монтаж и ремонт лифтов в группе рассматривается в техническом описании электропривода и автоматики.
Устройство и состав типового лифта
Лифт любого типа состоит из следующих конструктивных частей: строительной части; механического оборудования; электрооборудования.
Строительная часть лифта, предназначенная для размещения лифтового оборудования, возводится строительной организацией. Она должна соответствовать требованиям Строительных норм и правил (СНиП), ПУБЭЛ и требованиям противопожарной безопасности.
Строительная часть рассчитывается на нагрузки, возникающие при эксплуатации и испытаниях лифта, а также обрыве всех тяговых канатов или цепей. Ее проектирование осуществляется в соответствии с Альбомом заданий на проектирование строительной части и государственными стандартами на пассажирские и грузовые лифты.
Строительная часть состоит из машинного помещения и шахты, в которых размещается все оборудование лифта. В зависимости от конструкции лифта в состав строительной части может входить блочное помещение. Доступ посторонних лиц в эти помещения не допускается. Они должны быть защищены от воздействия внешних факторов.
Доступ в помещения, в которых размещено оборудование лифта, осуществляется по горизонтальным площадкам. При расположении помещения и подхода к нему в разных уровнях с перепадом, превышающим 0,35 м, должны применяться стационарные лестницы, удовлетворяющие следующим условиям:
• лестница высотой более 1,5 м должна устанавливаться под углом не более 60° к горизонту;
• ширина лестницы в свету должна быть не менее 0,35 м, ширина ступенек — не менее 25 мм. В случае устройства вертикаль-ной лестницы расстояние между ступенями и стеной, расположенной за лестницей, — не менее 0,15 м. Ступени должны быть рассчитаны на нагрузку 1500 Н;
• лестница высотой более 0,5 м должна оснащаться перилами высотой не менее 0,9 м или поручнем;
• высота лестницы должна быть не более 4,0 м.
Между дверью, закрывающей проем для доступа в помещения для размещения оборудования, и неподвижной лестницей должна быть устроена горизонтальная площадка. Между линией открывания двери и примыкающей к площадке лестницей должно оставаться расстояние не менее 0,5 м. Размеры площадки должны позволять полностью открываться распашной двери. При разнице в уровнях более 0,5 м площадка должна оснащаться перилами высотой не менее 0,9 м. Проход к помещению, в котором размещено оборудование лифта, должен быть оборудован стационарным электрическим освещением, обеспечивающим освещенность не менее 50 лк на уровне пола.
Механическое и электрическое оборудование лифтов будет рассмотрено соответственно в гл. 2 и 3.
Состав, устройство и работа лифта
ООО ПО «ЕВРОЛИФТМАШ»
ЛИФТ ПАССАЖИРСКИЙ
ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ 400 – 1000 кг.
СКОРОСТЬ ДО 1,6 м/с
Руководство по эксплуатации
ELM 0410.00.00.00.000 РЭ
СОДЕРЖАНИЕ
5.2 Направляющие кабины и противовеса ……………………………………………….. 9
5.5 Двери кабины. Привод дверей ……………………………………………………………. 10
5.6 Устройство контроля загрузки кабины ………………………………………………… 10
5.7 Башмаки кабины. Противовеса …………………………………………………………… 13
5.8 Установка перил на крыше кабины …………………………………………………….. 14
10 Канаты, компенсирующие цепи …………………………………………………………… 19
11 Установка струбцины на КВШ ……………………………………………………………….. 20
12 Станция управления лифтом …………………………………………………………………. 22
13 Требования и условия безопасной эксплуатации лифта ……………………… 23
13.2 Указания мер безопасности …………………………………………………………………. 23
14 Подготовка лифта к работе …………………………………………………………………….. 24
17 Подготовка к проведению технического обслуживания лифта …………….. 26
18 Техническое освидетельствование лифта ………………………………………………. 27
1 Введение
Настоящее руководство по эксплуатации содержит основные сведения по устройству и работе пассажирских, грузопассажирских лифтов, а также основные положения по эксплуатации и техническому обслуживанию.
Руководство предназначено для обслуживающего персонала, обученного и аттестованного в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53780-2010 «ЛИФТЫ. Общие требования безопасности к устройству и установке». Обслуживающий персонал должен быть обеспечен необходимыми инструкциями, в том числе инструкциями по охране труда и технике безопасности, инструментом, защитными и техническими средствами для осуществления безопасного выполнения работ по техническому обслуживанию лифта.
Специализированная лифтовая организация должна обеспечить техническое обслуживание лифта и устройств безопасности лифта в порядке, предусмотренном в на-
стоящем руководстве. При эксплуатации лифтов следует руководствоваться также следующими документами:
1. Технический Регламент Таможенного Союза ТР ТС 011/2011. «Безопасность лифтов».
2. ГОСТ Р 53780-2010 (ЕН81-1:1998, ЕН81-2:1998) «Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке».
3. ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации».
4. ГОСТ Р 53783-2010 «Лифты. Правила и методы оценки соответствия лифтов в период эксплуатации».
6. ГОСТ Р 52382-2005 (ЕН 81-71:2003) «Лифты пассажирские. Лифты для пожарных».
7. ГОСТ Р 52624-2006 (ЕН 81-71:2005) «Лифты пассажирские. Требования вандалозащищенности».
8. Правила устройства электроустановок (ПУЭ).
9. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.
Примечание: При пользовании настоящего руководства, целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования, на официальных сайтах национального органа Российской Федерации по стандартизации. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящей инструкции следует руководствоваться новым (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В процессе производства лифта, заводом-изготовителем могут быть внесены незначительные конструктивные изменения, в результате чего, некоторые лифтовые узлы и механизмы могут не соответствовать рисункам, представленным в настоящей инструкции.
Назначение лифта
Пассажирские (грузопассажирские) лифты грузоподъёмностью до 1000кг, скоростью движения до 1,6м/с (включительно), на которые распространяется настоящее руководство, предназначены для транспортирования пассажиров в кабине, движущейся по жестким вертикальным направляющим, установленным в шахте. Допускается подъем грузов в сопровождении пассажира, масса которых вместе с сопровождающим лицом не превышает установленной грузоподъемности лифта. Назначение лифта указывается в соответствующей графе паспорта лифта.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ:
— использование лифта не по назначению;
— использование лифта с превышением номинальной грузоподъемности, указанной в
— использование лифта во время пожара, за исключением использования лифта, предназначенного для транспортировки пожарных и соответствующего ГОСТ Р 52382-2010;
— транспортирование грузов, которые могут повредить оборудование лифта или отделку
— транспортирование взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов;
Лифты предназначены для установки в жилых, общественных, административных и производственных зданиях.
Лифты не предназначены для эксплуатации:
— в условиях, не исключающих попадание на оборудование лифта атмосферных осадков;
— в условиях конденсации влаги в шахте, выпадении инея или образования льда на оборудовании;
— во взрывоопасной и пожароопасной средах;
— в помещениях с агрессивными парами или газами вызывающими коррозию;
— при наличии избыточного подпора воздуха в шахте.
Значения климатических факторов окружающей среды для машинного помещения и шахты лифта составляют:
1) рабочая температура воздуха:
— в машинном помещении от +5°С до +40°С,
— в шахте от +1°С до +40°С
2) рабочая относительная влажность воздуха не более 80% при температуре +25°С
и при более низких температурах без конденсации влаги.
Лифты рассчитаны на установку их на высоте не более 2000 м над уровнем моря в
районах с сейсмичностью до 7 баллов.
Назначенный срок службы лифта составляет 25 лет.
Состав, устройство и работа лифта
Лифт состоит из составных частей, размещенных в шахте и машинном помещении.
Машинное помещение и шахта лифта образуют строительные конструкции здания (кирпичная кладка, бетонные блоки и т. д.). Модификации лифтов различаются между собой размещением оборудования в шахте, машинном помещении и конструктивными исполнениями отдельных узлов.
Основными составными частями лифта являются: лебедка, кабина, противовес, направляющие кабины и противовеса, двери шахты, ограничитель скорости, узлы и детали приямка, электрооборудование и электропроводка.
Общий вид и кинематическая схема лифта с прямой подвеской и верхним расположением машинного помещения показаны на рис.1 и рис. 2.
Транспортировка пассажиров и грузов производится в кабине 2, которая перемещается по вертикальным направляющим 4. Передвижение кабины 2 и противовеса 9 осуществляется лебедкой 1, установленной в машинном помещении, с помощью тяговых канатов 5. Там же размешены ограничитель скорости 13 и устройство управления (контроллер) 12.
В нижней части шахты (приямке) расположено натяжное устройство каната ограничителя скорости 14, связанное посредством каната 6 с ограничителем скорости 13, а также буферные устройства кабины 10 и противовеса 11, электрооборудование приямка.
Для входа в кабину и выхода из нее шахта по высоте имеет ряд проемов, закрытых дверями 8, количество которых соответствует количеству остановок лифта. Открывание и закрывание двери производится с помощью привода, установленного на балке двери кабины. Двери шахты открываются, когда кабина находится на данном этаже. В случае отсутствия кабины на этаже, открывание двери шахты снаружи, возможно только специальным ключом.
Составные части лифта в строительной части здания, размещаются в определенном положении относительно друг друга, обеспечивающем их согласованное взаимодействие.
Двери шахты на всех этажах устанавливаются в одной вертикальной, общей для всех этажей плоскости и на одинаковом удалении от направляющих кабины. Лебедка установлена над шахтой таким образом, что тяговые канаты, идущие с канатоведущего шкива и отводного блока лебедки, проходят через центр подвески противовеса и кабины соответственно. Связь электрических устройств, расположенных в шахте и кабине с устройством управления осуществляется через подвесной кабель.
Для управления главным приводом и приводом дверей применяются частотные регуляторы (частотный преобразователь), дающие преимущества по энергосбережению, комфорту для пассажиров (плавный пуск- остановка) и соответственно увеличению ресурса работы редуктора.
При нажатии кнопки вызывного аппарата 7 (рисунок1.) в электроаппаратуру управления лифтом подается электрический сигнал (вызов). Если кабина находится на данной остановке, откроются двери кабины и шахты. Если кабина отсутствует, то подается команда на ее движение. На обмотки электродвигателя лебедки и электромагнита тормоза подается напряжение, колодки тормоза разжимаются и ротор электродвигателя начинает вращаться, обеспечивая с помощью червячного редуктора вращение канатоведущего шкива, который посредством тяговых канатов за счет сил трения приводит в движение кабину и противовес. При подходе кабины к нужному этажу скорость движения снижается и в момент, когда порог кабины совместится с уровнем порога двери шахты, кабина останавливается, накладывается тормоз, включается в работу привод дверей, двери кабины и двери шахты открываются.
При нажатии на кнопку приказа кнопочного поста, расположенного в кабине, закрываются двери кабины и шахты и кабина отправляется на этаж, кнопка приказа которого была нажата.
По прибытию кабины на требуемый этаж и выходе пассажиров, двери закрываются, и кабина стоит на остановке до тех пор, пока не будет вновь нажата кнопка любого вызывного аппарата. Срабатывание любого выключателя безопасности приводит к разрыву цепи безопасности и к остановке кабины.
Система управления смешанная собирательная при движении вниз или смешанная собирательная в двух направлениях.
Лифты, установленные в непосредственной близости и обслуживающие одни и те же этажи, объединяются групповым управлением. Работа лифтов в группе рассматривается в техническом описании электропривода и автоматики.
Лифт пассажирский. Расположение оборудования в шахте и машинном помещении
1-лебедка; 2- кабина; 3- направляющие противовеса; 4- направляющие кабины; 5- тяговые канаты; 6- канат ограничителя скорости; 7- кнопка вызывного аппарата; 8- двери шахты; 9- противовес; 10- буферные устройства кабины; 11- буферные устройства противовеса; 12- контроллер; 13- ограничитель скорости; 14- натяжное устройство
Рис.2. Кинематическая схема лифта с прямой подвеской 1- шкив канатоведущий; 2- кабина; 3- противовес; 4- кабель подвесной; 5- ограничительскорости; 6- натяжное устройство; 7- отводной блок; 8- компенсирующая цепь.
Дата добавления: 2018-10-27 ; просмотров: 5358 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Состав лифтового оборудования что входит
Том 17. Москва, 2010, стр. 670-672
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИФТ (от англ. lift – поднимать), стационарный подъёмник периодич. действия с вертикальным движением кабины по жёстким прямолинейным направляющим; используется для перемещения (подъёма и спуска) людей и/или грузов. В состав Л. входят: силовая установка; тяговый орган; кабина с дверями (перевозит пассажиров и/или др. грузы); панель управления с двухсторонней связью с диспетчерским пультом и др. Л. устанавливают в шахте (полностью или частично огороженное место, от пола приямка до перекрытия), в которой двигаются кабина и (при наличии) противовес (уравновешивает силы тяжести массы кабины и груза). В шахте оборудованы: направляющие кабины и противовеса, двери посадочных площадок, ловители (устройства для остановки и удержания кабины или противовеса при аварийной ситуации); буферы (устройство плавного замедления кабины); упоры в приямке и др. Осн. характеристики Л. – номинальная (расчётная) скорость движения, грузоподъёмность (наибольшая масса груза без учёта массы кабины и постоянно расположенных в ней устройств), макс. высота подъёма кабины (расстояние по вертикали между уровнями нижней и верхней посадочных площадок Л.) и количество остановок. Л. в зависимости от назначения, высоты подъёма, расположения силовой установки, планирования и конструкции зданий имеют разл. кинематические схемы (принципиальная схема взаимодействия подъёмного механизма с подвижными частями Л. – кабиной и противовесом). К Л. предъявляются требования по безопасности, надёжности конструкции, плавности разгона, движения и торможения, точности остановки кабины и др.
Лифтовое оборудование.
Начнём с определений. Выражение «вызвать лифт» технически не совсем корректно. Дело в том, что при нажатии на кнопку вызова на соответствующий этаж прибывает не лифт, но всего лишь один его компонент, именуемый кабиной. В целом «лифт» – это совокупность средств, предназначенных для вертикального перемещения чего-либо. И эта совокупность именуется «лифтовое оборудование».
Размещается это оборудование в определённом пространстве и поэтому раньше употреблялось более общее выражение «лифтовая установка». Это понятие включает в себя и так называемую строительную часть, предназначенную для перемещения кабины лифта и его использования.
Основным компонентом типичного пассажирского лифта является упомянутая кабина, перемещающаяся по направляющим «рельсам» в специальной шахте. Движение кабины осуществляется через стальные канаты с помощью лебёдки, устанавливаемой обычно в специальном машинном помещении. Силовой привод лебёдки – электрический, и питается от трёхфазной сети. К этим же канатам подвешивается противовес, уравновешивающий массу кабины. К пространству лифтовой установки относят ещё приямок, или нижнюю часть шахты. Именно там устанавливаются буфера, нейтрализующие неприятную ситуацию при падении кабины.
В России используется лифтовое оборудование из разных стран. Кроме отечественных, у нас популярны ещё с советских времён лифты из Белоруссии. Даже родоначальник современных лифтов, американская фирма OTIS, имеет у нас своё производство. Но существует отечественное лифтовое оборудование, которому не страшна конкуренция со стороны иностранных производителей. Это системы диспетчеризации лифтов, обеспечивающие дистанционный контроль их исправности и переговорную связь с кабинами лифтов по любым каналам связи.