сорокоуст за упокой что это такое ответ священника
Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой.
И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви.
Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.
Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).
Сорокоуст за упокой: когда заказывают
Источник
Сорокоуст за упокой — как и за кого молятся
Загробная участь людей
Согласно учению Православной Церкви, лишь на Страшном суде будет окончательно определена загробная участь всех людей. По этой причине молитвы ныне живущих благотворно могут повлиять на участь уже умерших. В том числе и сорокоуст за упокой.
«Почившим нужна наша молитва, потому что сами они ничего не могут для себя сделать, а мы можем. Усопшим молитва нужна больше, чем живым, потому что для живых ещё есть надежда покаяния. И Бог хочет, чтобы были люди, которые просят Его об усопших, потому что окончательный Суд ещё не произошёл» (святой Паисий Святогорец, 1924-1994).
Возникновение традиции молиться за умерших
Такое отношение к загробной жизни существовало еще во времена Ветхого Завета. До пришествия в мир Иисуса Христа, Его Крестной смерти и Воскресения все умершие люди были обречены, пусть и в разной мере, на печальную и безотрадную загробную участь. Ведь двери рая были закрыты для человеческих душ после изгнания Адама из рая. Но даже тогда существовала молитва о умерших.
Примером может послужить молитва иудейского народа за погибших во время сражения с идумеями (Вторая книга Маккавейская, 12:39–45). Под одеждой убитых иудейских воинов были найдены амулеты языческих богов (трофеи). Для избранного Богом народа такой поступок являлся греховным, поэтому провинившиеся и погибли. Но доблестный воин Иуда Маккавей произвел сбор денежных средств и послал их в Иерусалимский храм. Там за погибших Богу была принесена жертву за грех. Как говорит Священное Писание, Иуда Маккавей «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Он проявил заботу о прощении грехов погибших собратьев в день Страшного суда. «Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (Вторая книга Маккавейская, 12:45).
Это свидетельствует об уже существовавшей традиции молиться и приносить жертвы за умерших. Такая молитва носила пророческий характер, свидетельствовала о надежде спасения в будущем. Тогда она не могла изменить загробную участь душ умерших людей. Только в новозаветные времена молитва за умерших приобрела действенную силу.
«Несомненно, что только Господь может определить загробную участь человека. И несомненно, что участь эта напрямую зависит от образа веры и жизни человека на земле. Но несомненно также и то, что возможно и даже необходимо молиться за наших родных и близких, прося Господа о прощении их грехов. И несомненно, что молитвы эти не бывают напрасны. Если мы только стараемся сами слушать Господа и жить по Его заповедям» (священник Дмитрий Шишкин).
Молитва за усопших как проявление любви
Святые Отцы учат, что молитва за усопших, исходящая из самого сердца, исполненная любви, сострадания и милосердия, является приятной Господу. Это подтверждают слова Спасителя:
«Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Евангелие от Матфея, 21:22).
В Соборном Послании (5:16) апостол Иаков призывает «молиться друг за друга». Причем не оговаривается, что молиться можно только лишь за живых. Так и в Первом Соборном Послании апостола Петра (1:22) сказано «постоянно любить друг друга от чистого сердца». Эта любовь не ограничивается лишь отношениями во время земной жизни. Поэтому для христиан свойственно показывать полноту своей любви в молитве за близких, живых и умерших.
«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага» (святитель Иоанн Златоуст, 347-407).
Сорокоуст за упокой как особое поминовение
Одним из видов православной молитвы является сорокоуст. Он представляет собой поминание о здравии или за упокой в течение 40 дней подряд. Совершается такая молитва на Литургии, главном церковном богослужении.
Само название «сорокоуст» означает «40 дней». Но его можно заказать на разное по продолжительности время. Это могут быть 40 дней, полгода (полугодовая), год (годовая) или вечное поминовение. С принятием христианства на Руси было установлено деление церковных приходов в городах на «сороки». То есть по 40 приходов (как сейчас церковные приходы разделены на благочинные округи). Среди верующих появилась традиция поминать живых и умерших сразу во всем «сороке» (во всех 40 церквях). Так в простонародье появилось понятие «сорокоуст».
Молитвенное поминовение осуществляется священником в подготовительной части Литургии (Проскомидии). В это время заготавливаются хлеб и вино для совершения Таинства Причащения. При чтении молитв о живых и усопших христианах вынимаются частички из просфор. Затем эти частички погружают в Чашу с Кровью Христовой для Причащения. Священником в это время читается молитва:
«Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих».
Как заказать сорокоуст за упокой
Заказать сорокоуст за упокой можно в любое время и в любом храме или монастыре. И молиться можно не только о новопреставленных христианах, но и о давно умерших. Если в храме Литургия совершается ежедневно, то и поминовение за упокой будет совершаться ежедневно. Можно заказывать сорокоуст об упокоении в нескольких храмах.
Среди слабо воцерковленных людей существует суеверие о важности сорокоуста в «трёх», «семи» или «сорока» церквях. Эти магические манипуляции с цифрами (3, 7, 40) не имеют отношения к Православию. Это предрассудок, ложный понимание совершаемого действия, которому придается сверхъестественное значение. Для христиан важна сама молитва, в которой верующие просят у Бога прощения грехов умершим. Смысл не в определенном количестве церквей, а в общей (усиленной) молитве христиан.
«Будем же помнить, что где двое или трое собраны во имя Господне, там Он посреди них (Евангелие от Матфея, 18:20). Тем более там, где собрано несколько христиан, молящихся о тех, кто пребывает в опасности или просит о чем-нибудь Бога. Но нигде не может молиться вместе так много христиан, как в святых храмах. Где их молитвы соединяются с молитвами священников и, словно фимиам, возносятся к Богу, от Которого сходят милость и помощь всем, нуждающимся в Его милости. Там священник в святом алтаре ходатайствует пред Богом о всех православных христианах, находящихся повсюду» (архимандрит Клеопа Илие, 1912-1998).
Главное не забывать, что
«церковь — не комбинат ритуальных услуг. Если мы думаем откупиться от проблемы это значит, что наша собственная душа не научилась любить и общения во Христе с усопшим ей не обрести» (иеромонах Дмитрий Першин).
Когда заказывают сорокоуст по усопшему в храме, это не исключает домашней молитвы.
«Подобно тому, как, навещая заключенных, мы приносим им прохладительные напитки и тому подобное и облегчаем тем самым их страдания, так же мы облегчаем страдания усопших молитвами и милостынями, которые совершаем об упокоении их душ» (святой Паисий Святогорец).
Молитва об усопших
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшаго (до 40 дня со дня смерти — новопреставленнаго) раба Твоего (усопшую рабу Твою, усопших раб Твоих) (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави, и прости вся вольная его (ея) согрешения и невольная, возставляя его (ю) во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца; яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Сорокоуст
Сорокоу́ст – церковное молитвенное поминовение христианина в течение сорока дней. Церковь молится о здравии живых и о упокоении усопших, т.к. «у Бога все живы».
Сорокоусты заказывают для совершения сорокадневной церковной молитвы: на Литургии, на молебнах и при чтении Псалтири.
Число сорок – знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней, Спаситель после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божьего.
Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. По традиции в течении 40 дней Церковь молится не только за усопших, но и за живых.
Как на Литургии совершается поминовение тех, о ком мы подали сорокоуст?
Сорок Литургий подряд на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных Литургий.
Нужно ли молиться самому, когда подал сорокоуст, или достаточно того, что помолится священник?
40 дней ежедневных молитв — это жертва любви родных и близких к Богу об усопшем. Поэтому не стоит забывать о важности личной (частной, домашней) молитвы. Можно и нужно в течение 40 дней (да и в любое другое время) молиться о тех, кто нам дорог. Можно совсем кратко своими словами или так: «Спаси и сохрани, Господи, раба Твоего…», «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего, новопреставленного родственника моего…».
За кого можно и нельзя подавать сорокоуст?
Надо исходить из того, что Церковь молится за членов Церкви. Поэтому, конечно, желательно подавать за тех, кто участвует или участвовал при жизни в церковных Таинствах, исповедовался и причащался. Это обязательное условие. В строчках священнической молитвы, читаемой перед Литургией, о тех, кого на Литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные ко Господу: «О их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Но исходя из нашей немощи, Церковь относится снисходительно и принимает записки о людях, которые хотя бы крещены, чтобы мы могли за них помолиться. Конечно, нельзя подавать сорокоуст за некрещеных людей и за тех, о ком мы точно знаем, что он богохульник и атеист, совершенно не верит в Бога. За людей, которые самовольно ушли из жизни, бросили этот дар жизни Господу, то есть за самоубийц, подавать сорокоуст нельзя. Если только архиерей не благословит иное: бывают случаи, когда человек был не в себе, у него есть психиатрический диагноз.
Как быть, если заказал сорокоуст в храме, где богослужения совершаются не каждый день?
Если в храме служат каждый день, то сорокоуст будет соответствовать своему названию, то есть в течение сорока дней этого человека будут поминать на Литургии. Но если, например, Литургия в храме совершается не каждый день (это особенно актуально для сельских храмов), то эти 40 Литургий могут растянуться и на полгода, в зависимости от того, сколько дней в неделю совершается Литургия в храме. В любом случае эти сорок Литургий будут отслужены, и Богу будет принесена молитва за этого человека. Также можно поехать в монастырь и там заказать сорокоуст — в монастырях богослужения совершаются ежедневно. Кроме того, стоит учитывать особенности церковного круга богослужений в течение года. Например, если наступает Великий пост, когда Литургия совершается только в субботу и воскресенье, 40 Литургий подряд не совпадают с 40 днями после смерти.
В чем особенности сорокоуста о упокоении?
Сорокадневное поминовение усопшего христианина включает в себя как церковное, совершаемое во время Литургии, так и частное домашнее. Церковное поминовение совершается во время проскомидии; за усопшего христианина священнослужитель вынимает частицу просфоры, при этом говоря: «Помяни, Господи, (указывается написанное нами имя)». Частное поминовение в первые сорок дней после смерти состоит из чтения Псалтири и совершается обычно родственниками, близкими к умершему людьми.
Что дает сорокоуст усопшему и нам самим?
Сорокоуст дает нам возможность пройти вместе с усопшим его путь до частного суда, молитвенно помочь ему на этом пути и разделить с ним радость встречи со Христом. Это очень важные дни не только для него, но и для нас. Но мы не только молимся дома сами, утром и вечером во время правила, поминая новопреставленного. В этот особенный период мы стараемся чаще участвовать в Божественной Литургии, не упуская возможности помолиться в храме и вечером — под воскресенье или праздник. Очищаем свою душу покаянием, раздаем милостыню, на девятый, двадцатый и сороковой день совершаем панихиды.
Сколько сорокоустов можно заказывать в разных храмах и как это влияет на участь новопреставленного?
Никакого правила о «семи» или «трех» или «сорока» храмах нет. Можно заказать в одном храме, но если есть возможность, можно и в нескольких храмах — просто больше людей помолится, и ничего плохого в этом, конечно же, нет. Важно помнить, Церковь — не комбинат ритуальных услуг. Если мы думаем откупиться от проблемы, сами пальцем не пошевелив, значит, наша собственная душа не научилась любить и общения во Христе с усопшим ей не обрести. Важно не количество храмов, в которые мы подали записки, чтобы потом думать, что кто-то сделает все остальное, а наши собственные молитвы за дорогого нам человека и забота о нем. В том числе, она выражается в том, что мы не забываем о нем и в соборной, общей, церковной молитве. Обращение к Церкви за молитвенной помощью о конкретном человеке — вот смысл такой молитвы.
Может ли некрещеный заказать сорокоуст за крещеного?
Сорокоуст может заказать любой человек, даже некрещеный. Однако ему следует задать себе вопрос: если я верю в Бога, в силу соборной церковной молитвы и загробную жизнь, прихожу в храм, хочу помочь моему близкому, то почему я до сих пор некрещеный?
Можно ли заказывать сорокоуст за самого себя?
Можно, если это сорокоуст о здравии. А если вы уже умерли, то остается только надеяться, что о вас вспомнят ваши близкие. Наверняка, вспомнят. Ведь вы же при жизни обсуждали с ними вопросы спасения души?
В каких ситуациях уместно заказывать сорокоуст о самом себе?
Заказывать сорокоуст о самом себе уместно, когда вам предстоит сложная экспедиция или он уходит на фронт, вы собираетесь на орбитальную станцию или вам предстоит серьезная операция (не только пациенту, но и хирургу). Заказывать сорокоуст о самом себе уместно в ответственных случаях, когда мы не можем ручаться за возможность молитвы в будущем. Например, накануне суда, когда есть вероятность, что человек будет лишен свободы и неизвестно, будет ли возможность в СИЗО участвовать в жизни Церкви. Или, например, женщина едет в роддом, ей предстоит рожать и некоторое время она не сможет сама приходить в храм. В подобных ситуациях можно заказать самому себе сорокоуст о здравии, попросить молитв Церкви.
Были ли сорокоусты в древней Руси или они появились позднее?
В древней Руси в больших городах приходы делились на так называемые «сороки», — по типу современных благочинных округов. В каждом таком «сороке» было сорок храмов, считая все придельные, которые имели свои особые причты, «придельных попов». В таком сороке сразу в один день можно было совершить весь сорокоуст, все сорок литургий, отслужив их во всех церквах данного сорока. Как указывает историк русской Церкви, профессор Е. Е. Голубинский (1834–1912), «сорокоуст собственно значит служба в сорока церквах в день поминовения» (3‑й, 9‑й, 40‑й по смерти) (см. Голубинский Е., проф., История Русской Церкви, период второй, т. II).
Существует ли практика сорокодневного поминовения в других Православных Церквях кроме Русской?
В настоящее время сорокоуст в виде поминовения на Литургии в течение сорока дней существует только в Православных Церквях, ведущих традицию от Киевской Руси (например, Русская Православная Церковь, Украинская Православная Церковь), в то время, как у греков не принято подавать имена на поминание на длительный срок: они подают одну записку на одну Литургию или записку, читаемую у чудотворных икон или мощей.
Сколько стоит сорокоуст?
В разных храмах разная сумма передается как пожертвование за сорокадневное поминовение. Поэтому в каждом случае ответ будет зависеть от ситуации с ремонтом, затратами на коммунальные услуги, оплатой труда хора, благотворительными программами, которые ведет храм.
Как правильно заказать сорокоуст о упокоении?
Сорокоуст подается таким образом. Надо прийти в храм, написать записку о здравии или упокоении такого-то (указать в родительном падеже имя, данное ему в крещении, например: Константина), обратиться с запиской в церковную лавку и сказать: «Я хочу заказать сорокоуст за такого-то человека». После чего церковный служащий записывает в определенную книгу имя этого человека с датами. И в течение этого периода человека будут поминать за Литургией.
Можно ли заказать сорокоуст онлайн?
В настоящее время действительно получила широкое распространение практика заказа сорокоуста, поминовения за Литургией, на молебнах, панихидах и других службах посредством стремительно развивающихся средств связи и интернет-технологий. Но, как и все то, что облегчает нашу жизнь, экономит наше время и силы при неразумном подходе может привести к некоторой форме телесной и духовной расслабленности. Если человек имеет возможность прийти в храм, помолиться соборной молитвой за Богослужением, потрудиться в Храме, а ведь во многих, особенно сельских приходах такая помощь очень нужна и подать записки в свечной ящик, то, безусловно, это полезнее как для нас самих, так и для тех, за кого мы молимся. Другой вопрос — когда такой возможности нет по причине болезни или того, что тот храм или монастырь, где мы хотим заказать поминовение, находится достаточно далеко от нас. В таком случае так называемый онлайн-вариант вполне возможен, однако необходимо принять во внимание, что с развитием интернет-технологий и форм коммуникаций между людьми нередки и случаи мошенничества, когда сайты по приему записок в храмы и монастыри не имеют к последним никакого отношения. В такой ситуации можно посоветовать пересылать имена для поминовения онлайн через священников и людей, которых вы лично знаете, и которые могут предать их туда, где бы вы хотели поминать ваших родных и близких. Напомним также, следует быть осмотрительным, чтобы не стать жертвой мошенников, якобы представляющих те или иных храмы и монастыри, поэтому записки лучше всего подавать через официальный сайт известного вам храма или монастыря.