Какая польза от сорокоуста и когда его нужно заказывать?
Вне всяких сомнений, сорокоуст является одним из главных молитвенных поминовений в Православной Церкви.
В чем его суть? Сорок литургий подряд (каждую службу) на проскомидии изымается частичка из просфоры с поминанием имени живого или усопшего (отсюда можно заказывать сорокоуст о здравии и за упокой), и в конце Литургии с молитвой «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих» священник опускает данную частичку в Чашу с Кровию Христовой. Так происходит сорок раз на протяжении этого же количества Божественных литургий.
Откуда взялось число «сорок»? Данная цифра довольно часто встречается в Священном Писании: сорок лет святой пророк Моисей водил евреев по пустыне; сорок дней постился Спаситель в пустыне перед Своим общественным служением; сорок дней являлся Христос апостолам после Воскресения. Святые апостолы узаконили обычай поминать усопших в течение сорока дней. Отсюда и «сорокоуст».
Профессор Московской духовной академии Евгений Евсигнеевич Голубинский выдвигает несколько иную версию. В своей книге «История Русской Церкви» (т. 2) он пишет, что в древней Руси в больших городах церковные приходы делились на «сороки» – похожие на современные благочинные округа. В каждом «сороке» было сорок храмов. Обыкновенно поминовения заказывали во всем «сороке», отсюда и название «сорокоуст».
Но как бы то ни было, нужно сказать, что сорокоуст является важнейшим поминанием Православной Церкви, как живых, так и умерших. Ведь самой большой нашей святыней является Тело и Кровь Христовы, Которые по неизреченному милосердию Своему к роду человеческому сотворяет Господь на каждой Литургии из простых веществ (вина, воды и просфор). Потому одно соприкосновение с такой страшной и могущественной святыней является спасительным для души человеческой. И вследствие этого сорокоуст, пожалуй, можно назвать главным поминанием для человека – как живого, так и умершего. Ведь недаром священнослужитель молится, высыпая частички, вынутые из просфор, с поминанием имени, чтобы Господь ради Пречистых Тела и Крови Своих омыл, то есть простил грехи поминаемых здесь людей. И мы – православные христиане – верим, что так оно и происходит.
Потому, конечно же, хочется от всего сердца посоветовать всем: заказывайте друг за друга сорокоусты и тем самым спасайте с Божьей помощью души близких. Ведь в Чаше Господней происходит великая тайна Божественного милосердия, любви и всепрощения. И там душа человеческая соединяется со Христом.
Сорокоуст заказывают не обязательно на сорок дней. Можно и на более длительный период времени: полгода, год. За умерших нельзя заказывать, если человек был некрещен, перешел в иную христианскую или нехристианскую религиозную организацию и также за самоубийц. За здравие запрещается заказывать также за некрещеных (они не являются членами Церкви), за хулителей веры (воинствующих безбожников), перешедших в другую религиозную организацию и тем самым добровольно отлучивших себя от Матери-Церкви. Часто задают вопрос: «Можно ли заказывать сорокоуст за человека, который крещен, но ведет не вполне благочестивую жизнь: мало ходит в храм и прочее. » Ответ: «Даже нужно!» Может быть, именно ваш сорокоуст пробьется в его сердце и послужит благодатным открытием во спасение его души.
Также не следует к чтению молитв, в том числе и к сорокоусту, относиться как товарно-денежным отношениям или с определенной долей магического восприятия. Сто рублей заплатил, в трех храмах поставил тридцать три свечи, заказал в семи храмах семь сорокоустов – и все. Религиозную норму выполнил. Нет. В Церкви отсутствует механистически-формальный подход. В вере все нужно пропускать через душу. Господь от нас требует изменения себя.
Он говорит каждому из нас: «Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26).
Православные традиции позволяют прихожанам оставлять всевозможные требы, которые священник озвучивает в ходе богослужения. Особенно действенен сорокоуст о здравии — молебен, который является своеобразной просьбой о Божьей помощи. Эта молитва читается священником на протяжении 40 дней в ходе утренней литургии.
Сорокоуст о здравии — очень сильная молитва, которую человек может заказать, имея серьезные проблемы со здоровьем или переживая житейские неурядицы.
Что такое сорокоуст?
Сорокоуст о здравии — это специальный молебен, который совершается в ходе Божественной литургии непрерывно, в течение 40 дней. Сорокадневный промежуток — это особый, символичный отрезок, имеющий важное значение в христианстве.
Из Евангелия известно что:
Все это — свидетельства того, что 40 дней — символ, наделенный серьезной силой.
Сорокоуст о здравии заказывается не только об обретении человеком физического здоровья, но и здравия душевного. Оно включает в себя очищение души от грехов, осознание человеком необходимости стремления к богоугодной жизни, помощь в борьбе с людскими страстями.
Богослужение заказывается для:
Как подать молебен?
Данная треба оформляется непосредственно в храме. Для того чтобы подать сорокоуст о здравии, нужно:
Важно правильно заполнить записку с просьбой о молебне. Здесь существует несколько важных моментов:
В одной записке, подаваемой в храме, не рекомендуется указывать более 10 имен.
В некоторых храмах для проведения сорокоуста не подаются записки, церковный служитель просто записывает нужные имена в специальную тетрадь. Человек, подавший такое прошение, получает на руки своеобразную квитанцию, в которой указано, за кого и на какой срок будет читаться молебен.
Церковные каноны требуют, чтобы люди, чьи имена поданы в записках к сорокоусту о здравии, были воцерковленными христианами. Это значит, что они должны вести христианскую жизнь, участвовать в таинствах и богослужениях. Современная жизнь вносит свои коррективы даже в устоявшиеся правила, поэтому сегодня сорокоусты о здравии принимаются в отношении почти всех людей. Главное условие: человек должен быть крещенным в православной церкви.
Заказывать такой молебен можно на разные сроки:
Записки о проведении обряда принимаются в любые дни. Исключение составляет только время Великого поста, когда подобные молитвы читаются несколько реже.
Для кого заказывают сорокоуст?
Подавать такое прошение можно как о себе лично, так и о близком или просто знакомом человеке. Иногда, согласно божьим учениям, подается сорокоуст о здравии для врагов. Некоторые люди не считают такое решение целесообразным, однако Бог учил о любви к ближним, а значит, подача записки о недоброжелателях станет отличным мерилом человеческой веры и смирения.
Запрещается служить сорокоуст в церкви о:
Помощь от молебна
Помощь, которая приходит людям в период чтения на богослужениях сорокоуста о здравии, имеет огромные масштабы:
Область
В чем выражается
Недоброжелатели
Такая просьба к Богу помогает переменить недобрые замыслы плохих людей против человека. Недоброжелатели начинают жить в гармонии с самими собой и Богом. Существует мнение, что сорокоуст, заказанный в семи разных храмах, позволяет переменить злое человеческое отношение
Болезни
Обращение к Божьей помощи имеет силу только в том случае, если человек делает все возможное в рамках традиционной медицины, чтобы обрести утраченное здоровье. Положительное влияние этого молебна можно увидеть во внезапном появлении действующего нужным образом редкого лекарства или нахождении врача, который может оказать необходимую помощь
Порча
Чтение сорокоуста на протяжении одного или нескольких месяцев помогает избавить человека от всяких мыслей о насланной на него порче или сглазе. Он возвращает ему веру в Бога, уверенность в собственных силах в борьбе с нечестивыми мыслями
Семья
Если на то существует воля Бога, то человек, в пользу которого читался молебен, в скором времени находит свою вторую половину. Если просьба исходила о помощи в разрешении семейных неурядиц, то Бог (по собственному разумению) сохраняет семью. Если же этого не происходит, не следует огорчаться, возможно, так будет только лучше
В трех или семи церквях заказывать сорокоуст?
Существует мнение, что помощь от чтения молебна тем сильнее, чем в большем числе храмов заказан (от трех до семи).
Самые сильные молебны:
Количество храмов
Особенности
3
С древности считалось, что заказ сорокоуста в трех храмах — это наиболее действенное средство в борьбе с порчей. Связано это было с магией числа 3, Святой Троицей, которую почитают все христиане.
Этот обряд считается одним из самых мощных в Православии, его сравнивают с Соборованием. Заказ молебна в таком количестве приходов используется тогда, когда помощь Господа Бога нужна особенно сильно. Издавна считается, что монахи наиболее приближены к Богу, поэтому их молитва чрезвычайно сильна.
Семь сорокоустов способны помочь:
Ошибочное восприятие
На сегодняшний день церковные требы имеют довольно широкое распространение, что порождает массу различных заблуждений и мифов.
Не каждый священник одобрит одновременный заказ в трех храмах или семи монастырях сорокоуста по одному и тому же человеку. Несмотря на явное упоминание о магической силе цифры 3 в Евангелие:
«Где двое или трое собрались во Имя Мое, там и Я посреди них»,
не стоит сводить силу молитвы только к поездке по храмам и заполнению записок о требах. Польза от подачи записок будет только тогда, когда человек одновременно приложит все усилия к изменению собственного образа жизни и начнет жить по христианским канонам.
Другое заблуждение связано с тем, что молитвенный текст, поданный за врага, вернет этому человеку все зло, что он причинил. В этом случае молебен используется как инструмент для мести. Это неправильно, истинным его предназначением является мольба за врагов и отпускание из собственного сердца зла.
Помимо этого, участились случаи, когда молитвы используются не как средство общения с Богом, а как инструмент оккультизма и магических обрядов шарлатанов. Так называемые колдуны, используя православные иконы и молитвы, входят в доверие к людям и заставляют их поверить в безобидность ритуалов. Такие люди способны нанести непоправимый вред душе человека.
Поэтому так важно обращаться за помощью к Богу путем посещения храмов, подания записок о молебнах, в том числе и сорокоуста о здравии, нацеленных на помощь людям, но ни в коем случае не на нанесение им вреда.
Сорокоуст — это молитвенное поминовение, которое совершается в Церкви сорок Божественных Литургий подряд. Еще в Писании сказано, что наш Господь — Бог всех живых, для Бога нет умерших, поэтому обращаться к Господу можно и с молитвой о покойных и с просьбой о выздоровлении дорогих нам людей.
Сорокоуст о здравии состоит из бескровной жертвы. В этот момент священник, совершающий сорокоуст, принимает частичку из богослужебной просфоры, произнося имя болящего человека или покойного, если вы подаете сорокоуст об упокоении.
Молиться можно, как и о наших близких, которые ныне живут, но страдают от болезни, так и об упокоении тех, кто уже перешел в мир иной.
Как правильно заказать сорокоуст о здравии
Церковь не совершает Божественные Литургии ежедневно, для этого существуют определенные дни, поэтому в будни такое поминовение, как сорокоуст о здравии не совершается. Это надо учитывать, особенно, если сорокоуст о здравии подается в период Великого поста. В храме, где Божественная Литургия совершается по определенным дням, чтение сорокоуста о здравии может продлиться несколько месяцев.
Когда во время чтения сорокоуста о здравии читают имена людей, о которых молятся, многие, подавшие прошения прихожане, начинают волноваться — услышат ли имя своего близкого. Священники не советуют думать об этом во время молитвы, потому что так людям посылаются искушения «вдруг нас обошли вниманием». Бог знает имена тех, о кот просят во время сорокоуста о здравии и ничего не перепутает. Если вам показалось, что имя не перечислили, это не значит, что Господь не принял бескровной жертвы.
Кроме сорокоуста существует и другой вид поминовения болящих — Неусыпаемая Псалтирь. Неусыпаемая Псалтирь, в отличие от сорокоуста о здравии обычно читается в монастырях, где есть определенные условия для этой молитвы и необходимое количество монахов, ведь это прошение читается непрестанно. «Сильной» или «слабой» молитвы в данном случае быть не может. Силу молитве предает истинная и крепкая вера в исполнение нашей просьбы.
О ком можно подавать требы
Подавать требы можно только за крещеных православных людей. Такие строгие правила Церкви связаны с тем, что Господь уважает свободу воли человека и никого не приводит к себе силой. Если человек сам не хотел стать членом Церкви, жить церковной жизнью, то, вероятнее всего, ему бы не понравилось, что за него молятся. Поэтому Церковь установила определенные правила, уважающие волю самого болящего и усопшего, выбравшего свой путь.
Если вы не уверены в вероисповедании человека, вы можете сами помолиться о нем, как в храме, так и келейно, но подавать сорокоуст за него нельзя.
О Премилосердый Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в нераздельней Троице поклоняемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего (имя), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесныя; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твоя и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю моему.
Пресвятая Богородица, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия (имя).
Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя). Аминь.
Подавать сорокоуст о здравии можно за:
Болезнь — не обязательное условие, чтобы помолиться о здравии, вы можете заказать сорокоуст и за близкого, которого просите оградить от недугов.
Читайте также — Молитва Отче наш
Заблуждения и мифы о сорокоусте
Если вы заказали сорокоуст о здравии и больной пошел на поправку, не забудьте прочитать и благодарственную молитву Святого Иоанна Кронштадтского: Слава Тебе, Господи Иисусе Христе Сыне единородный безначального Отца, Едине исцеляяй всякий недуг и всякую язю в людех, яко помиловал мя еси грешнаго и избавил еси мя от болезни моея, не попустив ей развиться и умертвить меня по грехам моим. Даруй мне отныне, Владыко, силу твердо творить волю Твою во спасение души моей окаянной и во славу Твою со безначальным Твоим Отцем и единосущным Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Один из видов духовной помощи для православного христианина это молебен. Чинопоследование этого короткого богослужения содержится в специальной книге «Требник». Совершается молебен священником. Эта церковная треба является одной из форм соборной молитвы. От обычного богослужения молебен отличается тем, что может посвящаться конкретному делу или благодарению Господа, Богородицы или святым угодникам Божиим.
Что такое молебен
Молебен называют ещё малой формой молитвы. По времени служения он занимает не более 30-40 минут. Это дополнительная возможность христианина обратиться к силам Небесным за поддержкой или выразить чувство благодарности. В молебне не ограниченно количество участников, служится он о здравии. К тому же виды этой церковной требы отличаются по назначению. Молебен об упокоении называется панихида и совершается по собственному чину.
Молебен о здравии
Молебен о здравии может быть общественным или частным. В общественном молебне принимают участие все желающие, на него так же можно подать имена православных христиан, для поминовения о здравии. Частный молебен служится по прошению конкретного лица или желающих его совершить, в том числе это может быть семейной просьбой.
Заказать молебен о здравии в Свято-Покровском храме — https://ikonaonline.ru/collection/o-zdravii
Виды записок о здравии
Виды молебнов делятся на:
На все виды подаются записки с именами тех, за кого совершается молитва. Можно заказывать молебен на любое значимое событие. Например, путешествие, годовщина свадьбы, о скорейшем выздоровлении, и многие другие возможные варианты, которые, при необходимости, предварительно можно обсудить с батюшкой.
При совершении водоосвятного молебна, батюшка освящает принесённую верующими водичку, которую потом дома принимают как целебную святыню.
Как правильно написать молебен о здравии
Заказывая молебен, укажите какой его вид необходим. Если заказывается молебен святому, нужно указать какому именно угоднику будет совершаться треба. Если молебен посвящён Богородице, то он может совершаться перед одной из Её почитаемых вами икон.
Чтобы правильно написать имена на молебен о здравии необходимо соблюсти правила поминовения. Имена подаются в родительном падеже и пишутся полностью (например, правильно написать, не Саши, а Александра, не Вали, а Валентины и т.д.). Подавать имена можно не только за присутствующих на молебне, но и за тех о ком вы молитесь, и хотите им духовно помочь.
Запрещено подавать имена почивших православных христиан, имена иноверцев, некрещёных людей.
Чем отличается молебен от сорокоуста или проскомидии
Молебен это самостоятельное богослужение, которое не входит в божественную литургию. Это главное отличие молебна от проскомидии. От сорокоуста молебен отличается ещё и тем, что не совершается в течение сорока литургий.
Молебен можно отслужить в храме, доме, на улице, в зависимости от конкретных обстоятельств. Если в храме престольное торжество, то церковная треба, сопровождается колокольным звоном и крестным ходом.
Правила заполнения записок о здравии
С правилами заполнения записок о здравии, всегда можно ознакомиться или в церковной лавке, или на интернет ресурсе. Самое главное правило это совершать благое дело с любовью, а не напоказ. Подготовьте заранее имена, тех о ком будет совершаться молебен, чтобы никого не забыть.
Будьте готовы к тому, что церковные требы совершаются за пожертвование. Размер может быть фиксированным или на ваше усмотрение. Но если обстоятельства не позволяют этого сделать, то все финансовые вопросы могут разрешиться в индивидуальном порядке. В этом случае обращайтесь лично к батюшке.
Кого писать первым
При оформлении записки на молебен о здравии возникает вопрос: кого нужно писать первым. По правилам церковной иерархии первыми пишут имена духовенства: Патриарха, правящего архиерея, затем своего духовного отца или батюшку, который является духовным наставником. Затем родителей, сродников, детей, крестников, благодетелей, друзей, коллег. Не забывайте, что все поминаемые должны быть крещены в православии. Не нарушайте церковных правил поминовения, Бога обмануть невозможно.
Как заказать молебен
Чтобы заказать молебен, необходимо прийти в храм, обратиться в церковную лавку. Там помогут правильно оформить записку и разъяснят в соответствии с вашим запросом, какой вид молебна подойдёт к вашей ситуации. Учитывая развитие современных технологий, сегодня, возможно заказать молебен в храме, через интернет ресурсы. В этом случае важно проявить бдительность, чтобы не попасть на мошеннические ресурсы. Поэтому пользуйтесь проверенной информацией и официальным сайтом храма.
Помните, что личное участие в молебне очень важный духовный момент. Использование современных возможностей допускается, если вы хотите оказать посильную помощь церкви, усилить молитвенную поддержку или не имеете возможности, по объективным причинам, посетить храм лично.
Важно! Молебен не заказывается после божественной литургии, потому что она является высшей церковной службой, на которую православные христиане имеют возможность подать имена для поминовения о здравии.
Молитва о здравии
Господь, Богородица, Ангельский мир, святые угодники слышат наши сердца. Слова молитвы, сказанные от чистой души, с настоящей заботой о дорогих, любимых людях не остаются безответными. Господь учит нас молиться не только о близких и родных, но и о врагах. Такая молитва не всегда посильна, но она помогает раскрыть, воспитать в себе сострадание, научиться смирению и милости. Со временем, развиваясь духовно, совершая молитвенный труд регулярно, приходит понимание, что все мы дети Божии, связаны между собой и зависим друг от друга.
Господь не любит всех, Он любит каждого. Нам нужно постараться так проживать свою жизнь, чтобы Его Жертва была ненапрасной. Господь, наш Спаситель и Отец Небесный желает видеть нас счастливыми в нашем общем Небесном Доме – Царствии Божием, как Любящий и Милующий Родитель.
Полный текст сильной молитвы сорокоуст и как ее правильно читать
Молитвенный сорокоуст предназначен для того, чтобы облегчить участь человека. Это, своего рода помощь. Православные христиане обязательно заказывают эту требу в церкви и иногда читают специальные молитвы дома, когда умирает кто-либо из родственников или близких. Но также можно просить у Господа и о ныне здравствующих людях, которым предстоит сложное испытание.
Что такое молитва сорокоуст
Сорокоуст – это поминовение человека в течение сорока дней, посредством упоминания на проскомидии во время литургии, а также во время домашней молитвы. Соответственно, эту требу заказывают в церкви и самостоятельно поминают человека, обращаясь к Богу ежедневно. Традиционно сорокоуст заказывают для упокоения новопреставленных. Однако разрешается молиться о здравии ныне живущих.
Если христианин заказывает данную требу в церкви, то священник на протяжении сорока Божественных литургий будет называть указанное имя на проскомидии, в момент извлечения из просфоры частицы, которая после молитвы о снятии грехов с поминаемых опускается в чашу с вином. Далее из этой чаши совершается Причастие.
При домашнем сорокоусте христианин сорок дней читает Псалтырь, акафист или канон, с поминовением человека, о котором беспокоится. О здравии живых людей, которые дороги, читают акафисты. Псалтырь и специальный канон читают за упокой человека ежедневно, чтобы облегчить прохождение мытарств – загробных испытаний.
Правила и ограничения
Обязательно заказывается сорокоуст о новопреставленном, то есть о том, кто недавно умер, а также можно помянуть таким образом и приснопоминаемого – человека, который умер более года назад. Ограничений по тому, сколько раз заказывать эту требу, нет.
Для поминания за здравие подаются имена крещеных православных христиан в случае сложных жизненных обстоятельств и испытаний. Например, при тяжелых болезнях или если предстоит некая опасная ситуация – роды, служба в армии, отъезд в другую страну. Церковная молитва поможет человеку преодолеть возможные трудности.
Как заказать в церкви
Для того чтобы заказать сорокоуст в церкви, нужно обратиться в церковную лавку. Там выдадут специальный лист, где пишутся имена людей, о которых будут молиться на протяжении сорока дней. В записке важно указать не мирское, а крестильное имя человека, потому что они могут отличаться. Также важно указывать состояние человека – это младенец, отрок, воин или больной. При подаче имени усопшего желательно указать новопреставленный он или приснопоминаемый.
Если сорокоуст подавать в обычной церкви, то нужно помнить, что литургии здесь служатся только по выходным. Это важно для новопреставленных, особый срок траура по которым составляет сорок дней. Ежедневно служат литургию в монастырях и крупных городских храмах. Правда, в период Великого Поста и здесь в будни этого не делают, согласно правилам Церковного устава.
Домашний сорокоуст – сильные тексты и правила
Домашний сорокоуст совершается в дополнение к церковному либо самостоятельно. Молятся таким образом и за здравие человека, для решения какой-либо проблемы, и за упокой родных и близких, ушедших в мир иной. В первом случае, по благословению священника, верующий ежедневно читает акафист либо канон какому-либо святому или Господу, в конце произнося собственную просьбу.
При поминовении усопших читают Псалтырь или специальный канон об упокоении. Вычитывать всю Псалтырь ежедневно – невероятный труд, ведь весь комплекс текстов – это целая книга. Поэтому часто верующие родственники делят между собой псалмы по кафизмам и читают в установленное время ежедневно. Если возможности поступить таким образом нет, то можно читать канон об упокое души усопшего.
О́тче наш, Иже еси́ на небесе́х, да святится имя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги на́ша, я́коже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу (поклон.)
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон.)
Псалом 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: засту́пник мой еси́ и прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися, ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твое́й ты́сяща, и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши и воздая́ние гре́шников у́зриши. Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́; Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко А́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́; на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́, с ним есмь в ско́рби, изму́ его́ и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́ и явлю́ ему́ спасе́ние мое́.
Слава, и ныне: Аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды).
Го́споди, поми́луй (трижды).
Тропарь, глас 8-й
Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй и поле́зное всем подава́яй, еди́не Соде́телю, упоко́й, Го́споди, ду́шу раба́ Твоего́ (рабы́ Твоея́, раб Твои́х): на Тя бо упова́ние возложи́ (возложи́ша), Творца́ и Зижди́теля и Бо́га на́шего.
Слава, и ныне: Богородичен: Тебе́ и сте́ну, и приста́нище и́мамы, и моли́твенницу благоприя́тну к Бо́гу, Его́же родила́ еси́, Богоро́дице безневе́стная, ве́рных спасе́ние.
Псалом 50
Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния мое́го, и от греха́ мое́го очи́сти мя. Я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху мое́му да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния мое́го, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая, тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.
Канон, глас 8-й
Песнь 1
Ирмос: Во́ду проше́д, я́ко су́шу, и еги́петскаго зла избежа́в, изра́ильтянин вопия́ше Изба́вителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Ирмос: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, жела́ний кра́ю, ве́рных утвержде́ние, Еди́не Человеколю́бче.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
В ме́сте зла́чне, в ме́сте поко́йне, иде́же ли́цы святы́х веселя́тся, ду́шу раба́ Твоего́ преста́вленнаго поко́й, Христе́, Еди́не Ми́лостиве.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Иде́же ли́цы святы́х, та́мо вчини́, Влады́ко, послужи́вшаго Тебе́ всем се́рдцем и воздви́гшаго и́го Твое́ на ра́мо свое́, я́ко Еди́н Влады́ка живота́ и сме́рти.
Слава: Небе́сный Отче Вседержи́телю, и Сы́не Единоро́дный, и Ду́ше Святы́й Исхо́дный, пре́зри уме́ршаго согреше́ния, и в Це́ркви пе́рвенец всели́ его́, сла́вити Тя со все́ми уго́ждшими Тебе́.
И ныне: Яко Ма́ти Свята́я Пресвята́го Бо́га, Влады́чице вся́ческих, Мари́е Богоро́дице, со все́ми святы́ми Сего́ моли́ ду́шу поко́ити раба́ Твоего́ в Небе́сных селе́ниих.
Го́споди, поми́луй (трижды).
Седален, глас 5-й
Поко́й, Спа́се наш, с пр́аведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Слава, и ныне: Богородичен: От Де́вы возсия́вый ми́ру, Христе́ Бо́же, сы́ны све́та То́ю показа́вый, поми́луй нас.
Соше́дый в преиспо́дняя, Христе́, совоздви́гл еси́ уме́ршия вся, и преста́вльшагося от нас поко́й, Спа́се, я́ко щедр.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Никто́же без греха́ есть, то́кмо Ты Еди́н, Влады́ко: сего́ ра́ди преста́вленному и грехи́ оста́ви, и в рай того́ всели́.
Слава: Услы́ши, Тро́ице Свята́я, гла́сы моле́бныя, приноси́мыя Тебе́ в це́ркви о усо́пшем, и Богонача́льным Твои́м све́том озари́ ду́шу, омраче́нную су́етными приверже́нии.
И ныне: Родила́ еси́, Пречи́стая, без му́жеска се́мене, Бо́га соверше́нна и Челове́ка соверше́нна, взе́млющаго грехи́ на́ша, Де́во. Того́ моли́, Госпоже́, преста́вльшемуся рабу́ Твоему́ пода́ти поко́й.
Песнь 5
Ирмос: Просвети́ нас повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Твой мир пода́ждь нам, Человеколю́бче.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Имы́й живота́ и сме́рти власть, преста́вленнаго от нас поко́й, Христе́ Бо́же, Ты бо еси́ всех, Спа́се, поко́й и живо́т.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
На Тя, Спа́се, наде́жду возло́жь, уме́рый оты́де от нас; Ты же, Го́споди, уще́дри его́, я́ко Бог Многоми́лостив.
Слава: Просвети́ нас, Трисвя́те, воспева́емый Влады́ко, моля́щихся Тебе́, мир небе́сный прия́ти, и в ми́рных се́лех ду́шу вчини́, отше́дшую от вре́менных в наде́жде безконе́чныя жи́зни.
И ныне: Шу́йяго стоя́ния, Пречи́стая, изба́вити преста́вленнаго умоли́ Сы́на Твоего́, Де́во Госпоже́, я́ко Спа́са и Бо́га на́шего Ма́ти су́щая.
Песнь 6
Ирмос: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, я́ко зол душа́ моя́ испо́лнися и живо́т мой а́ду прибли́жися, и молю́ся, я́ко Ио́на: от тли, Бо́же, возведи́ мя.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
А́да испрове́рг, Влады́ко, воскреси́л еси́ уме́ршия от ве́ка: и ны́не преста́вленнаго от нас, в не́дро Авраа́мле Ты, Бо́же, всели́, прегреше́ния вся отпусти́в, я́ко Милосе́рд.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
За́поведь, ю́же ми дал еси́, Бо́же, преступи́х и сме́ртен бых, но Ты, Бо́же, соше́дый во гроб и ду́ши я́же от ве́ка воскреси́вый, не возста́ви мене́, Влады́ко, на муче́ние, но на поко́й, преста́вленный вопие́т Тебе́ с на́ми, Многоми́лостиве.
Слава: Мо́лим Тя, Безнача́льне Отче и Сы́не и Ду́ше Святы́й, зло́бою душезло́бнаго ми́ра озло́бленную и к Тебе́, Зижди́телю, преше́дшую ду́шу во а́дово дно не отри́ни, Бо́же Спа́се мой.
И ныне: С небесе́ Христо́с Бог наш, я́ко дождь на руно́, Пречи́стая, сни́де на Тя, напая́я весь мир и изсуша́я вся безбо́жныя пото́ки, наводня́яй всю зе́млю ра́зумом Свои́м, Присноде́во; Того́ моли́ да́ти поко́й преста́вленному рабу́ Твоему́.
Го́споди, поми́луй (трижды). Слава и ныне:
Кондак, глас 8-й
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Сам Еди́н еси́ Безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже повеле́л еси́, созда́вый мя и реки́й ми: я́ко земля́ еси́ и в зе́млю оты́деши, а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилу́ия, аллилу́ия, аллилу́ия.
Песнь 7
Ирмос: От Иуде́и доше́дше о́троцы, в Вавило́не иногда́, ве́рою Тро́ическою пла́мень пе́щный попра́ша, пою́ще: отце́в Бо́же, благослове́н еси́.
Слава: Иуде́йския три о́троки спасы́й во огни́, в Трие́х Ли́цех воспе́тый, изба́ви огня́ ве́чнаго усо́пшаго, воспе́вшаго Ти ве́рно: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
И ныне: Влады́ку Христа́ ро́ждшая всех Бо́га, вла́сти те́мныя возду́шнаго кня́зя изба́ви, Де́во, ду́шу преста́вльшагося в ве́ре и воспе́вшаго: оте́ц на́ших Бо́же, благослове́н еси́.
Песнь 8
Ирмос: Седмери́цею пещь халде́йский мучи́тель богочести́вым неи́стовно разжже́, си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те во вся ве́ки.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Сконча́в тече́ние и к Тебе́ прибего́х, Го́споди, преста́вленный вопие́т ны́не, прегреше́ния оста́ви, Христе́ Бо́же, и не осуди́ мене́, егда́ хо́щеши суди́ти всем, ве́рно бо Тебе́ взыва́х: вся дела́ Госпо́дня, Го́спода по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Поне́сшаго, Влады́ко, и́го Твое́ на ра́ме свое́м, и бре́мя Твое́ ле́гкое, а́ще и не всегда́, оба́че в ме́сте преподо́бных Твои́х всели́ ду́шу его́, воспе́вшаго Тебе́, Христе́ Спа́се: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его во ве́ки.
Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа.
Слава: Безнача́льная Тро́ице Свята́я, Бо́же Отче и Сы́не и Ду́ше Святы́й, в ли́це святы́х причти́ ду́шу преста́вленнаго раба́ Твоего́ и огня́ ве́чнаго изба́ви, да Тя хва́лит, воспева́я во ве́ки: о́троцы благослови́те, свяще́нницы воспо́йте, лю́дие превозноси́те Его́ во ве́ки.
И ныне: Тя, Де́во, проро́честии ли́цы прореко́ша, прозря́ще бо Тя прозорли́выма очи́ма: ов у́бо жезл нарече́ Тя, ин же дверь восто́чную, ов же го́ру челове́ки несеко́мую. Мы же испове́дуем Тя вои́стинну Богоро́дицу, Бо́га вся́ческих ро́ждшую, Его́же моли́ упоко́ити преста́вленнаго во ве́ки вся.
Песнь 9
Ирмос: Ужасе́ся о сем не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бог яви́ся челове́ком пло́тски, и чре́во Твое́ бысть простра́ннейшее небе́с. Тем Тя, Богоро́дицу, Ангелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Иису́се Бо́же мой, Спа́се, Ада́мле Ты взял еси́ преступле́ние и сме́рти вкуси́л еси́, да челове́ки от нея́ свободи́ши, Милосе́рде. Те́мже мо́лим Тя, Ми́лостиве: преста́вленнаго поко́й, я́ко Благ, во дво́рех святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Всеблаги́й и Милосе́рдый.
Поко́й, Го́споди, ду́шу усо́пшаго раба́ Твоего́.
Несть никто́же, Милосе́рде, и́же не согреши́ в челове́цех, то́кмо Ты Еди́н, Иису́се Христе́, взе́мляй грехи́ всего́ ми́ра. Те́мже, очи́стив раба́ Твоего́ от прегреше́ний, вчини́ во святы́х Твои́х дво́рех: Ты бо живо́т еси́ и поко́й, и свет, и весе́лие всех, Тебе́ благоугоди́вших.
Слава: Удиви́ся все естество́ челове́ческое, ка́ко Безнача́льнаго Отца́ Сын сый Единоро́дный, плоть от Де́вы де́йством Свята́го Ду́ха прия́л еси́, и пострада́л еси́ я́ко челове́к, да уме́ршия оживи́ши. Тем и преста́вленнаго ны́не от нас, приле́жно мо́лим Тя, во стране́ живы́х, я́ко Благ, всели́.
И ныне: Неве́сту Тя нарица́ем, Пречи́стая, Отца́ неви́димаго, и Ма́терь Сы́на, из Тебе́ Ду́хом Святы́м воплоще́ннаго, и моле́бницу Тя о усо́пшем рабе́ Твое́м предлага́ем: Тебе́ бо помо́щницу и́мамы, земни́и, и любо́вию пою́ще Тя велича́ем (поклон).
Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя, Богоро́дицу, присноблаже́нную и пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую Херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Заупокойная лития для чтения мирянами
Святы́й Бо́же, Святы́й кре́пкий, Святы́й безсме́ртный, поми́луй нас. (Читается трижды с крестным знамением и поясным поклоном.)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, Иже еси́ на небесе́х, да святится имя Твое́, да прии́дет ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги на́ша, я́коже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но изба́ви нас от лука́ваго.
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
Сла́ва: Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
И ны́не: Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Го́споди, поми́луй (40 раз).
Молитва
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго усопшего раба Твоего, (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, возставляя его во святое второе пришествие Твое в причастие вечных Твоих благ, ихже ради в Тя Единаго верова, истиннаго Бога и Человеколюбца. Яко Ты еси воскресение и живот, и покой рабу Твоему, (имя), Христе Боже наш. И Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков, аминь.
Честне́йшую Херуви́м и Сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем (поклон).
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь. (поклон).
Го́споди, поми́луй (трижды).
Го́споди, благослови́ (поклон).
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй и упокой душу раба Твоего, (имя), в безконечныя веки, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего, (имя) (поклон), и елико в житии сем яко человек согреши, Ты же, яко человеколюбец Бог, прости его и помилуй (поклон), вечныя муки избави (поклон), Небесному Царствию причастника учини (поклон) и душам нашим полезная сотвори (поклон).
Выводы
В народе существует ряд суеверий относительно данного вида поминовения. Например, ошибочно считается, что обязательно подавать требу в трех либо семи церквях. Не имеет значения, в скольких церквях будут молиться о человеке.
Другое суеверие гласит: если подать на поминовение об упокоении имя живого человека, то таким образом можно лишить его жизни. Эта греховная задумка навредит самому инициатору, ведь он, желая смерти ближнему, навлекает на себя гнев Божий.
Подать записку на сорокоуст можно дистанционно, через интернет, если у верующего нет возможности посетить церковь лично. Сорокадневное поминовение облегчит страдания, но не излечит от тяжелой болезни. Поэтому священники настаивают на соблюдении всех медицинских требований болящими.